«Лебединая верность» или «Чудо рук Божиих»

 С раннего детства мы слышим рассказы и сказки о прекрасной белоснежной птице, которой поэты посвящают свои стихи, народ – песни и сказки, композиторы – музыку. Любо смотреть, как она гордо рассекает широкой грудью водную гладь, величаво неся на грациозно изогнутой шее изящную голову. Клюв чуть опущен к воде, сам он красный, а у основания, перед самым лбом, вздувается приметной черной шишкой. Это лебедь-шипун, который в естественных условиях встречается крайне редко.

Семейные пары у лебедей чаще всего образуются на всю жизнь. А она может быть долгой, так как лебеди относятся к большому и разнообразному птичьему сословию долгожителей. Некоторые из них (так же, как орлы и аисты) способны дожить почти до 100 лет.

В семье лебедей-шипунов оба супруга принимают одинаковое участие в необходимых «домашних» хлопотах – по устройству гнезда, высиживанию яиц и воспитанию молоди.

Гнездо, сделанное лебединой супружеской парой, довольно прочное и внушительное. Это сооружение из растительного материала, часто до метра высотой и диаметром в три метра, строится у берега или на небольших островках.

После того как лебедята вылупятся, родители находятся рядом с птенцами, охраняя и защищая их около пяти месяцев с момента появления. Но подросшие лебеди, даже став самостоятельными, часто остаются с отцом и матерью дольше. Однако молодежь всегда изгоняется самцом, когда наступает новый сезон размножения.

О верности лебедей люди складывают песни и через века проносят легенды, удивительные и трогательные истории.

Всем издавна известен смысл выражения «лебединая верность». Больше, чем другим, проникновенность этих слов понятна рыбакам. Будучи завсегдатаями укромных озер и речных заводей, они нередко становятся свидетелями лебединых драм. Если кто-то из грациозной белой пары гибнет, то вторая половина месяц, а то и больше беспокойно мечется над водой, оглашая окрестности жалобными криками.

Администрацию города Глазов, редакцию газеты «Мой город» и депутатов Городской думы забросали обращения взволнованных горожан.   Дело в том, что на небольшом озере в Южном поселке этого удмуртского городка живет пара лебедей. На дворе середина ноября, а теплолюбивые птицы никак не улетают на юг: скоро озеро покроется льдом, и красивые птицы погибнут от собак или от рук бомжей. Общественность требовала спасти лебедей. Что делать? Ведущие орнитологи Удмуртского университета поначалу предложили попугать птиц, возможно, даже пострелять из ружья в воздух, перестать их кормить. Но лебеди и не собирались покидать насиженное место. Причиной тому оказалось нездоровье одного из лебедей: он не мог улететь, а второй, как и положено лебедям, остался с ним. Это обстоятельство в корне изменило   подход к решению вопроса: лебединую пару отловили и доставили на станцию юннатов. Это был единственный способ спасти их жизнь в этой ситуации. Если лебеди перезимуют успешно, весной они снова станут украшением маленького озера на радость горожанам.

Настоящая трагедия разыгралась над озером в Днепропетровском парке. В один из декабрьских дней со стороны озера донесся резкий гортанный крик, вернее, вопль – иначе не скажешь. Громко, отчаянно, от страха или боли кричал-плакал лебедь, но который? Белый «кликун» Гоша или его подружка, черная красавица Сеня? Гоша прожил в парке 20 лет, был любимцем взрослых и особенно детей. Бесстрашно подходил к людям, брал пищу из рук, а за теми, кого хорошо знал, плыл следом. Возле него всегда слышался веселый смех. Так же вела себя и Сеня. Трудно представить, что кто-нибудь мог поднять руку на беззащитных птиц, но факт остается фактом – какой-то негодяй жестоко избил Гошу. Работники парка, отчаявшись оказать помощь самостоятельно, отвезли Гошу к ветеринару, но, увы, спасти лебедя не удалось. Орудие убийства – длинную палку – обнаружили на ступенях, спускающихся к воде, неподалеку от входа в летний театр. Тот, кто ею ударил, воспользовался доверчивостью птицы и темнотой. Сеня, не отстававшая от своего друга ни на шаг, конечно же, была свидетельницей дикой расправы над ним. Она перестала есть, пряталась под мостками, несмотря на уговоры, не хотела подходить даже к знакомым людям и все время отчаянно звала Гошу. Горожане приходили к озеру, плакали. Слез не стеснялись ни взрослые, ни дети. Очень многие звонили, предлагали помощь, деньги. Спустя некоторое время Сеня стала понемногу есть, но по-прежнему сильно тосковала, с утра до вечера плавала и кричала.

Удивительная самоотверженность, верность погибшему другу, невозможность жизни без него – неужели это о птице? Оказывается, она способна проявлять такое богатство чувств, которое, к сожалению, не доступно многим и многим людям.

Т. Д. Жданова
“Виноград”, православный педагогический журнал
2006

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: