Первого сентября Артем узнал, что в расписании шестого класса появился новый предмет – основы православной культуры. Обсуждать эту новость его одноклассники начали на первой же перемене.
– Зачем мне знать православную культуру? – возмущалась Зоя Кудрявцева. – Я хочу изучать этику и эстетику! Девочке нужно знать, какую одежду носить, как краситься, что и когда говорить.
– Лично я на этот урок ходить не буду! – заявил Валера Мальков. – Мне православие не интересно, то ли дело – буддизм.
Он сел на пол, скрестил ноги и, выставив перед собой сложенные ладоши, замычал: «Ом-м-м, ам-м-м». Глядя на светловолосого круглолицего буддиста, девчонки покатились со смеху.
– А я считаю, что этот урок нужен, – поправив очки, сказала тихоня Маруся Пикалева. – Мы живем в России и должны знать веру наших предков. Мой папа говорит, что в каждом из нас есть христианский ген.
– Точно, – неожиданно поддержал ее Пашка Новиков, компьютерный гений их класса. – Русь крещена уже более тысячи лет, и то, что от нас столько времени скрывали правду, не значит, что Бога нет. Я, например, кучу статей читал в «нете» о том, что Он есть. Это уже научно доказано.
– А ты, Темка, чего молчишь? Ты как считаешь – хорошо или плохо, что ОПК ввели? У тебя же мать верующая, да и ты, я помню, с ней в церковь ходил, – ткнул друга пальцем в бок Сашка Морозов.
– И я Артема в храме видела, на Рождество! – вспомнила отличница Катя Маркова.
– Хорошо это или плохо – время покажет, – глубокомысленно изрек Артем. – Хватит спорить. Айда в буфет!
Но в буфет ребята не успели – прозвенел звонок, и вошла их классная руководительница Галина Павловна. Поздоровавшись, она принялась расспрашивать ребят о прошедшем лете.
– Как отец? Устроился на работу? – обратилась она к Артему. Историю его отца, капитана Николаева, героя Чеченской войны, благодаря статье в газете знал весь город.
– Устроился, – кивнул мальчик.
– Кем?
– Водителем, – недовольно буркнул Артем, которому хотелось, чтобы отец был генеральным директором какого-нибудь ООО, как у Зойки или начальником вокзала, как у Сашки Морозова.
– Хорошая профессия. Ты передай капитану Николаеву, что я хочу пригласить его выступить у нас в классе. Таких героев, как он, в нашем городе больше нет.
Артем, мгновенно забыв о недовольстве, с гордостью посмотрел на одноклассников: мол, слыхали! То-то! Хоть не начальник отец, зато – герой!
Вечером он передал отцу слова учительницы. «Никакой я не герой, – отмахнулся тот. – Просто выполнял свой долг перед Родиной. А в школу приду, если время будет».
Прошли осенние каникулы, затем зимние, но Галина Павловна про выступление отца не вспоминала. Артем хотел ей напомнить, но передумал. Еще подумает, что они с отцом навязываются.
Об основах православия шестиклассникам взялась рассказывать молоденькая учительница истории Арина Борисовна. Она пришла в школу сразу после вуза, выглядела моложе своих лет и родители учеников постоянно принимали ее за старшеклассницу. Открытая, с хорошим чувством юмора, Арина быстро нашла общий язык с учениками.
На уроках ОПК всегда было шумно: обсуждая материал, ребята спорили, делились мнениями. Бурная дискуссия разгорелась однажды вокруг заповедей.
– Как понять: возлюби Господа Бога больше самого себя?! – спросила Зоя. – Мне мама и все ее подруги говорят, что любить надо только себя и тогда будешь счастлив!
– Поэтому ты эгоистка! – крикнул Боря Ковалев. – Ни списать не даешь, ни по мобильнику позвонить!
– К сожалению, не только вам, но и взрослым трудно найти ответ на самый важный для человека вопрос – для чего мы живем? Сегодня нас призывают любить себя, жить для себя, идти по головам, чтобы добиться своего, – начала говорить Арина Борисовна. – Как вы думаете, это правильно?
Класс промолчал.
– Тогда я скажу свое мнение. Жить для себя – неправильно.
– А как правильно? – крикнул Валерка.
– Правильно – жить по заповедям Божьим. Они помогают нам отличать добро от зла. Перед нами все время стоит выбор – обмануть или сказать правду? Поделиться или пожадничать? Позавидовать или порадоваться? Примеров множество. Но об этом мы еще поговорим.
«Легко сказать – живи по заповедям, – думал Артем, возвращаясь домой. – Вот мимо меня парень проехал на «мерседесе». Я тоже такой хочу! Почему одним все, а другим ничего? Зато у меня отец герой, – потекли его мысли в другом направлении. – А у этого парня, может, вообще нет отца. А может, и «мерс» не его. Может, он всего лишь водитель, а я ему позавидовал. Арина говорила, что завистью можно убить. Если это так, то лучше не завидовать. И не врать. Когда врешь, так тошно на душе. Потом не знаешь, что делать – признаваться или дальше врать? Запутаешься во лжи, как муха в паутине. Решено, попробую не врать и не завидовать. Для начала», – решил он.
Пасха в тот год выдалась ранняя, и праздник Троицы пришелся на конец мая.
Урок ОПК был в расписании последним. Ребята зашли в класс и застыли от удивления. Помещение и большая икона Троицы на учительском столе были украшены свежими березовыми ветками.
– Нравится? – улыбнулась вошедшая следом Арина Борисовна. – Садитесь. Звонок уже прозвенел.
– А почему везде березовые ветки? – крикнул Лешка Попов по кличке «Микрофон», усаживаясь за парту.
У Лешки была привычка кричать. Сколько бы ему ни делали замечаний, он все равно либо кричал, либо говорил очень громко.
– Потому что завтра праздник Троицы! – с превосходством ответил Артем, знавший о празднике, потому что их квартиру мать украсила веточками березы с клейкой листвой заранее.
– А пахнет как хорошо! А какие листочки нежные, – защебетали девочки.
Подождав, пока все успокоятся, Арина Борисовна сказала:
– У меня для вас есть сюрприз, но сначала я расскажу о завтрашнем празднике. Кто знает, как он еще называется?
Зоя быстро пролистала учебник и быстро прочитала вслух:
– День рождения Церкви.
– Пятидесятница! – крикнул с задней парты Лешка Попов.
– День сошествия Святого Духа, – привстав, сказал Никита.
– Правы все! Молодцы! – обрадовалась учительница. – Помните, что перед Вознесением Господь пообещал ученикам, что он в утешение пошлет им Святого Духа, и поэтому они должны ждать Его в Иерусалиме. Представьте себя на их месте. С одной стороны ученики радуются, что Господь воскрес после распятия на кресте, а с другой – ничего не знают о своем будущем. И вот наступил пятидесятый день после Воскресения Господа. В доме, где находились апостолы, раздался шум, словно от сильного ветра. Появились огненные языки пламени и опустились на головы апостолов. Это было схождение Святого Духа. После этого обрадованные апостолы заговорили на разных языках. Петр вышел к народу и сказал свою первую проповедь. Он говорил о вере, о покаянии, о крещении, о заповедях, обо всем, что сам слышал от Господа, пока находился рядом с Ним. Его слова так подействовали на людей, что многие из них уверовали во Христа. День Пятидесятницы называют днем рождения Церкви, так как именно с этого дня апостолы вышли в мир на проповедь.
– А почему помещения украшают березовыми веточками именно на Троицу? – спросила Катя Маркова.
– Потому что зеленый цвет – это символ вечной жизни. Осенью, когда деревья сбрасывают листву, кажется, что это навсегда. Но проходит зима, набухают почки, появляется свежая зелень, природа вновь пробуждается к жизни…
– Можно?
В класс зашла Галина Павловна и… отец Артема. Капитан Николаев был в парадной форме, на его груди поблескивали несколько медалей и орден.
– Кто это? Кто это? Что это за военный? – заволновался класс.
«Папа! Пришел!» – обрадовался Артем. Ему захотелось вскочить и закричать на весь класс – это мой отец! Герой! Но он сдержался.
– Ребята, я хочу вам представить капитана Николаева. Я пригласила его, чтобы он рассказал вам о своих подвигах, совершенных на Чеченской войне, – сказала Галина Павловна и села за заднюю парту.
– Это Темкин отец! – громким шепотом сказала Зойка. – Я его фото в газете видела и статью про него читала.
Капитан Николаев оглядел класс. Увидев сына, кивнул ему, и, смущенно улыбнувшись, сказал:
– Здравствуйте, ребята. С праздником вас! С Троицей!
– А Вы что, верующий? – удивился Мишка Попов.
– Верующий, – ответил капитан. – Я вам не буду о подвигах рассказывать, тем более что я их не совер-шал. Просто делал то, что должен был делать. Я вам расскажу, как мы на войне Троицу отмечали. Вы меня заранее простите, я говорить не очень умею. Но буду стараться.
– Прощаем! Говорите! – зашумел класс.
– У нас в части был священник, отец Игорь. Совсем молодой батюшка. Лет двадцать пять ему было. Он семинарию закончил и попросился на войну капелланом – военным священником. Раньше, до революции, в каждом полку были свои капелланы. Дома у отца Игоря осталась жена и маленькая дочка. Жена, конечно, его отпускать не хотела, но он ее уговорил. В первую очередь он покрестил некрещёных бойцов. Таких было не-много, но были. Они своего крещения как манны небесной ждали. Мы для него специальную палатку поставили, там батюшка поставил походный алтарь, иконки развесил бумажные и начал служить каждый день. Первое время один служил, пел сам. Но вскоре ребята заметили, что с появлением отца Игоря снаряды перестали в наш лагерь попадать. То недолет, то перелет. С неба палят – тоже не попадают. Местные к нам стали лучше относиться. Мин меньше стало нам попадаться. Потерь в боях почти не стало. Только раненые. Что за чудеса? Заметили бойцы, что, как только они в бой, отец Игорь – в палатку, на молитву. С особым рвением он молился перед иконой Царственных мучеников, вымаливая наших ребят. А когда было свободное время, он нам рассказывал о святых, о царской семье много говорил. Он вообще очень почитал наших царей. Говорил, что если бы не революция, то был бы у нас великий царь и наша матушка Русь была бы самым крепким государством в мире. Потихоньку и мы стали в походную церковь заходить. Постепенно у батюшки и певчие появились – это те, кто поет во время службы, и алтарники. Дошло до того, что ребята в очередь записывались, кому во время службы батюшке прислуживать. Полюбили мы нашего капеллана, а вслед за ним и царскую семью. Батюшка нам раздал маленькие иконки царя Николая II, и мы перед боем ему молились. А тут праздник Троицы подошел. Решили мы отцу Игорю сюрприз сделать – украсить храм к празднику цветами, только где их взять – на дворе июнь, жара. Цветы только в горах можно найти было. А высовываться из лагеря нам нельзя. Решили мы сделать нелегальную вылазку. На рассвете трое бойцов отправились за цветами. Нарвали целый рюкзак анемонов и колокольчиков, да так увлеклись, что не заметили, как вышли на старика-пастуха. Он на склоне овец пас. «Ну все, – думаю, – сейчас старик в дудку свою загудит, шум поднимет, нас и возьмут тепленькими». «Давайте царю молиться, чтобы все обошлось», – предложил один боец. Так и сделали! Перекрестились на глазах у пастуха и начали без остановки просить:
– Царь Николай! Помоги уйти живыми! Царь Николай, помоги уйти живыми!
И вдруг пастух посмотрел на небо, упал на колени, голову руками прикрыл и забормотал что-то на местном наречии. Ребята со всех ног в лагерь рванули. Бегут, оглядываются, а пастух так вниз лицом и лежит.
– Почему? – спросила шепотом Маруся Пикалева.
– Мы, когда в лагерь вошли, головы к небу подняли – а оттуда сам Царь Николай на нас смотрит. Благословил нас и исчез. Украсили мы наш храм-палатку и на завтрак пошли. А отец Игорь пришел праздничную литургию служить и глазам своим не поверил: везде цветы. Он даже плакал от радости. Да, а чудо-то продолжилось. Цветы перед иконой царской семьи два месяца не вяли, стояли, словно их только сорвали. Мы их потом засушили и нашим женам в письмах отослали. Вот такая у нас была Троица! – закончил рассказ капитан Николаев.
В классе поднялся шум. Все принялись бурно обсуждать услышанное.
– Ребята, давайте поблагодарим нашего героя за интересный рассказ, – поднялась из-за парты Галина Павловна. – Кстати, у нас осталось несколько минут, и я тоже хочу вам рассказать один чудесный случай, связанный с нашим святым царем-страстотерпцем.
Класс притих.
– Об этом рассказал иеромонах Феодорит. В 1945 году, как только закончились бои в Берлине, он отпросился у своего начальника, полковника посмотреть Рейхстаг. Прошел первые ступени и вдруг увидел, что навстречу ему идет царь Николай II. Одет был он в форму полковника, на боку – шашка, на плечах – погоны. «В тот момент, – сказал отец Феодорит, – я и не сообразил, кто передо мной. А когда я шел обратно, царя уже не было». Вот так явился ему Государь, чтобы люди знали, кто был начальником русского войска. Кстати сказать, есть книга, в которой собраны чудеса, случившиеся во время Великой Отечественной войны.
– Да-а-а, вот это чудо! – протянул Валера Мальков. – А я до сих пор некрещёный. Я в буддисты собирался, но теперь решил креститься.
– Кто это у нас некрещёный? – в класс вошел отец Михаил.
– Батюшка, здравствуйте! – подошла к нему Галина Павловна. – Все-таки нашли время к нам зайти.
– Да я, собственно, пришел всех пригласить на сегодняшнюю праздничную вечернюю службу. Начало в восемнадцать часов. Придете?
– Придем! – хором ответили ребята.
– А мне можно? – спросил Валера. – Как оглашенному – можно, – улыбнулся священник.
– А вы меня можете прямо сейчас покрестить? – разошелся Валерка.
– Нет. Спешка здесь не нужна. Крещение – обряд серьезный. Ты сначала на службы походи, Символ веры выучи. Потом я с тобой побеседую и решу, готов ли ты к крещению. Да, и не забудь крестного выбрать.
– Будьте моим крестным! – вдруг попросил Валерка капитана Николаева.
– Крестным? – растерялся тот, но тут же ответил: – Конечно, буду.
Капитана Николаева и священника Галина Павловна пригласила на чаепитие в учительскую.
«Надо же, как Валерка ловко к отцу в крестники затесался, – думал Артем по дороге домой. – Если отец будет Валеркиным крестным, то мы станем братьями. А нужен ли мне еще брат?»
Мать, к радости Артема, оказалась дома. Рассказав ей об отцовском выступлении и просьбе Валерки, сын задал свой вопрос:
– Нужен ли мне еще брат?
– Братьев много не бывает, – засмеялась мама. – Ты сейчас займись уроками, я пойду Катюшу заберу из садика, пообедаем, а вечером вместе с отцом в храм пойдем.
«Ох, быстрей бы каникулы», – подумал Артем, берясь за учебник.
После обеда разразилась гроза. Сестренка, услышав первые раскаты грома, залезла на колени к матери и спрятала голову ей под мышку. «Мне страшно», – пищала она тонким голоском.
– А мне нет! – Артем вышел на балкон. На улице было тепло. Стальные молнии одна за другой слетали с неба, словно острые стрелы, брошенные чьей-то сильной рукой. На город обрушилась стена серого ливня.
Гроза закончилась так же внезапно, как и началась. Только что мрачное черное небо стало ласко-во-синим, солнышко протянуло к земле руки-лучи сквозь стремительно убегающие тучи. Город после грозы стал ярче и наряднее, словно Господь специально к празднику Троицы смыл с него грязь.
Артем, держа за руку сестру, шел с родителями в храм. Деревья как будто ждали прошедшего ливня, их листья раскрылись и источали дивные ароматы.
– Троица! И мы все вместе идем на службу в церковь, – сказал отец. – Там, в Чечне, я и мечтать об этом не мог. Я так счастлив!
– И я, родной мой, – Катерина сжала ладонь мужа.
– Мама, смотри, Галина Павловна тоже идет! – удивился Артем, заметив учительницу. – Вот не думал, что наша классная верующая. Что-то я ее раньше в храме не видел.
– А я раньше и не ходила в церковь, – сказала догнавшая их Галина Павловна. – Меня бабушка покрестила в детстве, на этом мое знакомство с православием и закончилось. Лишь после встречи с отцом Михаилом я вспомнила о вере, начала читать книги о православии. И знаете, что я поняла?
– Что? – хором спросили Артем и мама.
– Что всю жизнь верила в Бога, только не знала об этом. Теперь вот стараюсь ходить в церковь, когда есть время.
– Бом… – раздался голос церковного колокола.
– Бом-бом! Все на службу идем, – пропела баском Катюша.
Все вошли в храм.
Отец Михаил, в праздничном зеленом облачении, начал службу.
Ирина Рогалева