Александр Казин
доктор философских наук
профессор
«БЛАГОВЕСТИЕ» МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА
Мартину Хайдеггеру много раз присуждали «первое место» среди философов ХХ века. Не буду спорить, особенно если не обращать внимания на предостережение апостола: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8).
Мартин Хайдеггер – мыслитель-поэт, что лишний раз демонстрирует внутреннее родство между глубинной мыслью и искусством слова. Недаром представители т.н. «аналитической» англо-американской школы находили, что тексты Хайдеггера составлены из предложений, не имеющих логического смысла – со своей точки зрения, они правы.
Я, со своей стороны, нахожу, что мистико-поэтическое мышление автора «Бытия и времени» и «Лесных троп» действительно ищет «взыскания погибших», однако сделать это в силах один только Сын Божий. Хайдеггер первый – после Ницше, разумеется, – выявил всю глубину пропасти, в которой оказалось европейское сознание после забвения бытия, подменив его сущим. Авторская терминология не должна вводить нас в заблуждение – бытие у Хайдеггера, по сути, псевдоним Бога, действительно забытого западным умом после эпохи Просвещения.
Именно в этой критике Хайдеггер гений: «man», «всемство» вместо «званных и избранных» – этого не выносил германский мыслитель-аристократ.
Но как Мартин Хайдеггер попал в нацистскую партию и стал при Гитлере даже ректором университета? Как раз по причине того, что бытие, даже самое глубокое, не есть подлинный личный и любящий Бог, а всего лишь одна из его творящих энергий.
В мышлении Хайдеггера получило свою новую жизнь наследие немецкой средневековой гностической (имманентистской) мистики – М.Экхарта, Я.Беме с их Ungrund (безосновным) и др.
У Хайдеггера эта бездна предбытия оказалась в то же время личным достоянием человека, который выступает его «пастухом» в собственном интенциональном акте (Dasein, «мыслящее присутствие»).
Что ж, и этак возможно, вот только из их совместного опыта не родится ничего, кроме Sein-zum-Tode – бытия-к-смерти.
И даже дефисы между словами не в состоянии тут ничего изменить. Чистое бытие равняется чистому ничто, даже если писать его Seyn, а не Sein.
Вот в этом и заключается «благовестие» Мартина Хайдеггера, то самое содержание якобы бессмысленных предложений, которого искали и не нашли в его произведениях строгие англо-американские аналитики.
Бытие как таковое есть благородная гибель, и носителю такого бытия всё равно, за что погибать – лишь бы не участвовать в новоевропейском буржуазно-демократическом вырождении («всемстве»).
Отсюда один шаг до германского оккультного рейха с его культом героя-сверхчеловека.
Конечно, ни Ницше, ни Хайдеггер не ответственны за то или иное толкование их мысли, однако «бытие-в-себя-и-для-себя» даёт для этого поистине безграничные возможности…
Читайте философскую поэзию мудрого Мартина, но не увлекайтесь ею, братья-русачки. Кстати, в поздние годы Хайдеггер писал, что теперь нам – то есть Европе – поможет только новый бог. Какого бога он имел в виду, неизвестно. Более того, в своих таинственных «Черных тетрадях» он прямо призывал/предсказывал гибель (пожар) всего старого европейского Sein ради нового – чего? «Се, творю всё новое» — говорит Сидящий на престоле, а философ Мартин на своём изысканном мистико-поэтическом наречии это повторяет. Что же, спасибо и за это.