Русская идея и американская мечта

 

 

 

 

 

СЕРГЕЙ ЕМЕЛЬЯНОВ

доктор философских наук

профессор

 

 

РУССКАЯ ИДЕЯ И АМЕРИКАНСКАЯ МЕЧТА        

Россия есть страна непредсказуемого прошлого и с большим трудом обсуждаемого будущего. В настоящее окаянное время философия успеха и феномен богатства как главные составляющие американской мечты становятся   привычным ответом на вопрос о смысле человеческого существования.    О «Великой американской мечте» мы слышим часто: есть великая страна Америка, где всякий может стать Президентом или воротилой большого бизнеса. Американская мечта ‒ это  функционал жизни  Соединенных Штатов.

Практически во всех катехизисах по «философии успеха» и «учебниках быстрого счастья» отмечается, что мысль материальна и всегда предшествует материальному успеху. Поэтому индивидуум, возжелавший реализовать VIP-цель стать богатым, не должен бояться и сомневаться. Жизненно необходимо заниматься бизнес-тренингами и обязательно достигать своей заветной мечты. Следует быть уперто настойчивым и делать все возможное уже сегодня. Со временем реальность не выдержит непрерывного натиска и в доме устойчиво поселится счастье. Из самых психотерапевтичных, умных и гибких формируется высшее общество.

В мире сосуществуют как идеи о самопожертвовании во имя человечества, так и подробности  жизни утопающих в роскоши миллиардеров. Но сущность социального идеала и тайна материального богатства  остаются раскрытыми не полностью. В отечественной  истории имели место быть разные подходы к вопросу о приоритете духовного или материального, общественного или частного. В конечном итоге утилитарные интересы приносились в жертву духовному идеалу.

Христиане по достоинству оценили тезис о  существовании вечных  Идей мироздания и выдвинули нравственный  эталон  в «десяти заповедях».  Вещество идеала «конструируется» из  ценностно-осмысляемого материала реального бытия. Очевидно, что идеал, разрушающийся от времени или под воздействием конъюнктуры, не имеет права на существование. Бессмертие идеалу обеспечивает его принципиальная недостижимость.

Русские мыслители в исканиях совершенного социального устройства и правды разработали целостную мировоззренческую систему под названием  «русская идея». Представители различных философско-политических дорог и направлений сходились во мнении, что России суждено великое будущее, а русскому народу – всемирное предназначение.

В белоснежной русской идее видели сакральную сущность, позволяющую постигнуть тайный замысел Творца-демиурга и подлинное бытие. Россия имеет во всемирной  истории особую миссию, связанную с утверждением истинно православно-христианского начала. Она должна духовно преобразить мир светом своей святости и стать итогом земного пути христианства. Православие не может сделать человека эгоистом. Даже В.В. Путин под телекамерами держится за свечку.

Весомо-достойный вклад в осмысление «русской проблемы» внес родоначальник славянского мессианизма киевский митрополит Илларион (XI в.). «Слово о законе и благодати» ‒ это запись торжественной речи  Илариона, содержавшей  апологию русской земли,  которая после Крещения влилась в семью христианских народов. А также  панегирик крестителю Руси князю  Владимиру Святославичу и его сыну Ярославу Мудрому.

В начале XVI века псковский монах Филофей чутко ощущал направление геополитического ветра и выступил с учением «Москва–Третий Рим». Константинополь  (второй Рим) пал, Москва заняла его место, а Филофей выразил новое понимание  места Московии в системе мировых отношений в качестве третьей исторической империи.  В     русской мессианской мысли данной «частной  пропагандистской  конструкции»  принадлежит специфическое место.

Впервые термин «русская идея» использовал художник слова Ф.М. Достоевский. Силу России философ-писатель видел в русской «воле»: несмотря на все безобразия, в которых пребывал российский народ, он проявит высоту духа, когда придет  час. Профессиональный  сострадатель  отмечал  в одной из ранних статей: «Мы видим, что русская нация ‒ это не обыкновенное явление истории всего человечества. В русском народе выступает способность высоко синтетическая, способность всепримиримости, всечеловечности».

Согласно славянолюбу А.С. Хомякову, история человечества может быть рассмотрена  из одного великого начала ‒ народной веры и  целостного «живознания».  Заметно: русская идея выражала себя в принципах  мессианизма и эсхатологизма. Эти определения образуют органическое единство, внешним выражением которого является трудно постижимая и «зигзагообразная» судьба России.

Если «Святая Русь» получила в наследство эллинскую идею Космоса, побуждающую к эстетическому осмыслению всеединства мира, то  Западная Европа утвердилась благодаря римской культуре, основанной на жесткой структуре социума, праве и рационализации.

Соединенным Штатам немногим больше 200 лет. Потомки «отцов-основателей» – авантюристов, романтиков и искателей приключений  любят к месту (и не к месту) употреблять словосочетание «American Dream» – Американская Мечта. Данный термин обозначает  определенный уровень материального достатка. Политика в США делается персонажами с карикатур «Крокодила»‒ яйцеголовыми толстяками с сигарой в зубах и 100-долларовой купюрой в каждом глазу.  Американцы о красоте судят по массе, а превосходство определяют размерами.

Однако. Есть у этого слогана и другое значение со знаменитой  квинтэссенцией «self-made man» ‒ «человек, который сделал себя сам». Это легенда о «Настоящем Американце», начавшем с нуля (или «минуса») и достигшего запредельных высот успеха. Как Генри Форд, Авраам Линкольн, Франклин Рузвельт, Билл Гейтс и множество других.

В основании звездно-полосатой  Мечты лежит представление об Америке как стране неограниченных возможностей. А если и ограниченных, то  только внутренними интенциями индивида и его способностью воспользоваться свободой, за которой он, собственно,  и отравлялся в Новый Свет. Согласно Джеку Лондону,  на жестоком жизненном поприще побеждали сильные и обветренные мужчины. Мечта ‒ это идеал на основе сил, а не ограничений.

Социализм так и не прижился в Америке потому, что бедные здесь считали себя не угнетенными пролетариями, а временно униженными миллионерами.

Отцы-основатели США как «града на холме» в значительной мере  были масонами. Название города   Филадельфия в переводе  с  греческого языка  означает  «город  братской любви». Данный населенный пункт задумывался   как эпицентр  братства вольных каменщиков. Автор афоризма «Время – деньги» Б. Франклин хотел сделать деньги религией, а Филадельфию ‒ столицей мира.

Один из основоположников советской космонавтики академик Б.В. Раушенбах был религиозным человеком и  говорил: «Я  в Штатах жить не хочу, потому что там не было Средневековья».

Элементы капиталистического духа были свойственны американской душе еще в тот период, когда этому духу не соответствовало никакого хозяйственного «тела». Рождение американской мечты парадоксально – данная разновидность социальной мифологии возникла не в самой Америке, а в Европе, откуда была «трансплантирована» в Новый Свет.

Первичные ингредиенты североамериканской цивилизации имели разные географические  и  расово-этнические  истоки. Америка существовала задолго до ее открытия. С самых ранних дней западной цивилизации гиперактивные плейбои  мечтали о потерянном Рае, Золотом веке и материальном изобилии. С первыми  сведениями  о Новом Свете возникло ощущение превращения  данной мечты в географическую реальность.

Америка – самая богатая страна в мире, потому что половину ее населения составляют сбежавшие из Европы кассиры и их потомки.

«Переехав» в Новый Свет, европейская Утопия сменила «имя» и трансформировалась по сути. Она обрела черты общенационального мифа и социального архетипа. Сквозь толщу американского опыта прорастали массовые ожидания, представления и ориентации.  Положение страны-изолята  порождало представления об «исключительности» и «избранности» Америки, а значит и превосходстве над другими странами и народами. Национальной религией стал либерализм  в  обыденно-практическом формате.

Философия успеха и прагматизма базируется на традициях, которые возникли еще среди первых переселенцев. Готовность оказать человеку  практическую помощь сочеталась с немногословием и отсутствием морализаторства.  Американская литература также опирается не на абстрактные философские принципы или религиозные догмы, а на эмпирический опыт, понятный рядовому американцу. Можно твердым языком  сказать, что если русская идея обращается к сердцу и душе человека, то американская мечта – к его (рациональному) разуму.

Америка создала миф  и в него поверила. Носители Мечты  смотрели на нее преимущественно как на стратегический бизнес-план и искали счастье прежде всего для себя. А для остальных ‒ лишь в той степени, в какой это могло быть предпосылкой и условием их собственного счастья. Данное мироощущение  создавало благоприятную среду для философии прагматизма («думай и богатей!»), которая истолковывала истину, прежде всего, с точки зрения практической полезности.

Первым практическим пособием для self-made-m.an  стала  «Автобиография» матерого ценителя времени Б. Франклина. В данном опусе   «достигатор» развивает тезисы о том, что активность, коммуникабельность и гибкость могут вознести индивидуума на вершины успеха  безотносительно его социального происхождения.

На протяжении линейной  истории Америки ведущим нравственным принципом была протестантская этика. Однако изначальные идеи  претерпели метаморфозу и  практическая философия протестантизма стала основой  прагматизма с  лозунгом: «Пусть погибнут наши тела, но мы накопим деньги, чтобы спасти наши души».

Кризис может быть  не только Карибским.  В период «Великой депрессии» (1929- 1933 гг.) иллюзиям национального успеха был нанесен нокаутирующий удар. Начались поиски новых решений. Громче стали   слышны   голоса  моралистов,  винивших  людскую  расточительность  и исчезающее трудолюбие.

Вторая мировая война бросила вызов традициям индивидуализма и отразилась в новой политике Франклина Рузвельта с идеями  коллективного  спасения. Церебрально-колясочный  Ф.Д. Рузвельт всегда утверждал, что жизнь богаче и шире любой догмы. Он совершил социальную революцию на пути борьбы с реальными проблемами и всегда гордился тем, что никогда не использовал насилие.  Американский президент нашел единственный «работающий» вариант общности с народом: он заявил, что разделяет его ценности и идеалы, но в то же время остается патрицием в сердце.

Уже к концу 50-х гг. стало вполне очевидно, что «этика успеха»  пуста, как рассохшаяся бочка. Тем не менее,  Америка стремилась любой ценой ее сохранить. Это была последняя надежда на наполнение американской жизни смыслом. Ибо нет ничего страшнее для нации, чем духовный вакуум и опустошенность.

Этика успеха нашла свое отражение в литературе и была подхвачена такими пропагандистами, как Э. Карнеги, Д.Рокфеллер, Д. Карнеги, Н. Хилл. И  другими. Одним из «ответвлений» данной этики является психология личного мастерства («нейролингвистическое программирование»). В настоящее время мегатонны  самоучителей «быстрого счастья» появились и в России.

Имидж американской мечты занимает одно из ключевых мест в американском кинематографе.  С момента рождения синематографа в начале XX века этот идеал стал неотъемлемой частью коллективного сознания и культурного наследия страны. В Голливуде  сегодня сосредоточены главные мировые ресурсы кинопроизводства.

В классическом Голливуде  изображение американской мечты ассоциировалось, прежде всего, с достижением  финансового благополучия. В эпицентре этого тренда  стояла уверенность в возможности саморазвития. В сущности,  это создание бренда  «мальчика с улицы», который благодаря своей неослабевающей решимости и упорству достигает успеха и признания в обществе.

Такой  бренд создан   в  трагикомическом фильме  режиссера Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь» (1946 г.).   Литературной основой послужил  рассказ Ф.  Стерна «Величайший подарок» (англ. The Greatest Gift).  Главный герой Джордж Бейли проходит  через серию испытаний-трудностей на тернистом пути к своей мечте и доказывает свою незаменимость и ценность.

Кинематографисты США традиционно сочувствуют Демократической партии.

Большинство лауреатов Нобелевской премии представляют США. Многие номинанты получили образование в СССР и  России.  Титанический размах имеет «утечка мозгов» и интеллектуальная миграция ученых.  В   Соединенных

Штатах они имеют более  широкие возможности  приложения своим умам и талантам. И несравнимо меньшее количество американских граждан эмигрировали из США в Россию.

После замены курса КПСС курсом доллара в конце ХХ века начался процесс интенсивного «вдалбливания» в сознание россиян «философии успеха». Однако даже «крупный российский бизнес» не может стать  локомотивом «русского экономического чуда». Россия сотворена Творцом из иных, нежели Америка, материй и энергий. Она задумана как Родина Любви, Красоты и Добра.   В результате информационного насилия над ментальностью деформируется тонкие и чувствительные механизмы социальной памяти.  Трагически разрывается связь времен и поколений.

Комик  М.Н. Задорнов сатирически сравнивал русские и американские традиции. Эстрадный мэтр высмеивал вестернизацию как в России, так и за рубежом.

В первой пятилетке ХХI  века наступил судный день Америки. 11 сентября 2001 г.  в США произошел самый крупный в истории человечества террористический акт. В этот день в небоскребы Всемирного торгового центра (ВТЦ) в Нью-Йорке и в здание Пентагона врезались три самолета, управляемые террористами. Четвертый разбился в штате Пенсильвания.

Последствиями этих терактов стали акты возмездия войск НАТО против «Аль-Каиды» и «Талибана» в Афганистане и Пакистане. А также интервенция американских войск и их союзников в Ирак, приведшая к свержению режима Саддама Хусейна.

Между двумя мировыми державами ‒ СССР и США  не было настоящих горячих конфликтов.   Почему-то в глобальных  военных переделках мы оказывались союзниками.

Жрецы Америки предлагали молодым волкам капитализма и «дорогим россиянам» молиться на заокеанского идола.  По богомольной России катится огромная слеза несбывшихся надежд. А рыжих котов уже давно зовут Чубайсами. В настоящее время политика сводится преимущественно к сеансу гипноза и игре аффектами. В отличие от античного  аристократа Перикла, который стал человеком народа,  современные фейковые политиканы говорят об удвоении ВВП, цифровизации экономики и безопасности химического препарата «Новичок».

Главнейшая  проблема современного российского  бытия – поиск  траекторий  российского духовного  оздоровления. Основания такой «технологии» лежат в  идеально-национальной сфере культуры, образования и воспитания.

Еще Римский клуб выдвинул тезис исключительной важности: социальная перспектива не может быть связана только с либерально-демократическими  соблазнами. В который раз история учит, что процветание сопутствует народу, правители которого руководствуются высокими Идеалами.

Невозможное в социальной сфере всего лишь невероятно, а невероятное в принципе возможно. Это так в том числе и потому, что тактика имеет свойство самоорганизации при правильно выбранной стратегии. Одно и то же действие может быть тактическим или стратегическим.

Практическая мудрость заключается в превращении денежной стратегии «философии успеха» в тактику. Это и будет предрассветный крик петуха, возвещающий новую молодость мира.