20 апреля – Суббота святого и праведного Лазаря (Воскрешение праведного Лазаря)

Мария и Марфа были очень огорчены: тяжело забо­лел их брат. Он жил вместе с сестрами в Вифании и был добрым другом Спасителя. Сестры послали со­общить Ему: “Господи! Вот, кого Ты любишь, бо­лен”. Спаситель говорит своим ученикам: “Пой­дем опять в Иудею”. Ученики попытались отгово­рить Его, сказав: “Равви! Давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?” Иисус Христос сказал: “Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его”. Ученики Его сказали: “Господи! если уснул, то выздоровеет”. Спаситель говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Он сказал им прямо: “Лазарь умер. И радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали. Но пойдем к нему”. Тогда апостол Фома, прозванный Близнецом, ска­зал другим ученикам: “Пойдем и мы умрем с Ним”. Фома думал, что враги Христа попытаются убить Его. Когда Спаситель с учениками пришли в Вифанию, то оказалось, что Лазарь уже четыре дня во гробе.

Марфа сказала Иисусу Христу: “Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, чего Ты ни попросишь у Бога, все даст Тебе Бог”. Спаситель говорит ей: “Воскреснет брат твой”. Марфа сказала Ему: “Знаю, что воскреснет в вос­кресение, в последний день”. Она сослалась на все­общее воскресение из мертвых при конце мира. Но Господь ска­зал ей: “Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? “Марфа ответила Ему: “Так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир”.

Сказав это, она пошла и позвала Марию. Мария поспешно встала и пошла к Нему. Иудеи, которые были в доме и утешали сестер, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла ко гробу — плакать там. Мария же, придя туда, где был Иисус Христос, пала к ногам Его и сказала Ему: “Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой”.

Когда Иисус Христос увидел плачущую Марию и пришедших с нею иудеев, тоже плачущих,  то прослезился. Некоторые их иудеев, увидев это, про­изнесли: “Посмотрите, как Он любил Лазаря”. Господь говорит: “Отнимите камень”. И отняли камень от пещеры, где лежал умерший.

Иисус Христос воззвал громким го­лосом: “Лазарь! иди вон”. И вышел умерший, обви­тый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Господь говорит им: “Развяжите его, пусть идет”. Тогда многие из иудеев, видевших, что сотворил Иисус Христос, уверовали в Него.

Пособие по катехизации для детей
среднего школьного возраста. 2002

Истории для детей из Египта и с Синайских гор

Написанные отцом Александром со святой горы Афон.

Я особенно люблю бедуинских детей:
они простодушны и счастливы каждому малейшему подарку.

 

Утром золотое сияющее солнце осветило горы. Мы отправились прогуляться с детьми. Они показывали мне окрестности. Под большим раскидистым деревом у них было место для игр. Дети хотели показать мне, как испечь хлеб. Конечно, это была просто невинная игра, и хлеб был не настоящий. Он был приготовлен из песка и глины.

Здесь была небольшая печь и огонь. Маленький глиняный “каравай” осторожно помещали в “печь” для “выпечки”. Никто не сомневался в реальности происходящего. Для детей это была настоящая церемония, и естественно, они ожидали похвалы.

Я сказал: “Что за дивный аромат у этого хлеба! Как вкусно! Можно еще кусочек?”

Как они веселились! Дети были так счастливы. Затем они показали мне окрестные скалы и места на горе, где они находили драгоценные камни. Там, на Синае можно найти кристаллы, прозрачные, как горный родник, или дымчатые топазы. Мы нашли шесть или семь маленьких камешков, и я был благодарен детям. Конечно, я дал им приготовленные для них подарки.

Тогда они показали мне главную достопримечательность Римхана – древний круглый дом с овальной стеной вокруг   него.   В   нем   сохранились   остатки   трех   комнат.   Этот  дом связан   с  удивительной   историей   об  отшельнике  Римхана  Святом Георгии.

Он жил в седьмом столетии нашей эры. У него в жизни была мечта, единственное желание – хоть однажды почтить Святой Гроб Господень. Господь даровал ему эту милость, он исполнил желание отшельника очень необычным способом. Отшельник был перенесен, подобно пророку Аввакуму[i], к месту святыни.

Патриарх встретил его в церкви, спросил очень ласково: “Откуда ты, отец? Я никогда не видел тебя прежде”.

Он скромно ответил: “Я отшельник Георгий с Синая, из горной долины Римхан”.

Патриарх пригласил Георгия отобедать с ним, но после святой литургии отшельник исчез. Святой Георгий обнаружил себя вновь в своем доме в Синайской пустыне. Мечта его жизни – поклониться Гробу Господню  –   исполнилась. Господ даровал ему эту милость.

[i] В книге Библии пророка Даниила имеется рассказ об Аввакуме, который был перенесен Ангелом Господним из земли Аравийской в Вавилон, чтобы дать еду пророку Даниилу, брошенному в ров со львами (Дан 14. 33-39)

Продолжение следует

Строительные блоки Великого поста

Особые молитвы, песнопения и богослужения Великого поста также можно уподобить “строительным блокам”, которые служат новому устроению всей нашей жизни.

Пособие по катехизации детей
младшего школьного возраста.
С.-Петербургское ппросветительское общество “Кредо”, 2002

Слово

 

В каждом сказанном нами слове исполняется великий дар речи. Божественный Сеятель заронил в нас бесценные зерна премудрости и силы запредельной высоты – зерно нашей веры, утверждающее нас в истине и истину в нас. Что изнесем мы из этого сокровища? На что употребим? Какой отклик получим? Во всем придется дать ответ.

Быва́йте же творцы̀ сло́ва, а̑ не то́чїю слы́шателїе, прельща́юще себѐ самхъ.

Бывайте же творцы слова, а не точию слышатели, прельщающе себе самех.

Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.

            Иак. 1:22

Школа церковнославянского языка и Псалтири
“Златарница”
Санкт-Петербург

Благовещение Пресвятой Богородицы

В Евангелии от Дуки приводится рассказ  о чудесном рождении Христа.

Архангел Гавриил был послан Богом в галилейский город Назарет к Деве Марии, которая жила в доме обрученного с ней плотника Иосифа. «Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Ангел возвестил Марии, что ей предназначено быть Матерью Спасителя мира.

Мария смутилась от слов ангела и думала: что значит это приветствие? Ангел же продолжал говорить Ей: «Не бойся Мария, ибо ты обрела благодать у Бога. И вот Ты родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца.

Мария в недоумении спросила ангела: «Как это будет, когда Я мужа не знаю?». Ангел ответил Ей, что все это совершится силою Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя: посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».

Тогда Мария со смирением сказала: «Я – раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Праздник Благовещения – один из самых великих праздников. Слово благовещение означает: добрая, радостная весть, весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти.

Во дни Великого поста

Во дни Великого поста,
Во дни весны духовной обновленья,
Текут, текут из уст в уста:
«С постом приятным» поздравления!
Пост ни диета, ни обряд –
Душ омертвевших воскресение,
Возврат заблудших в Райский сад,
И снова с Богом примиренье!
Во дни Великого поста,
Во дни молитв и покаяния,
Склонив главы и преклонив колена у Креста
Андрея Критского Канон поется покаянный!
О, дни Великого поста!
То дни души преображения!
И Свет незримый от Христа!
И путь от смерти к Воскресению!

Терещенко Е.

Крест, который дал Ангел

«Слава, Господи, Кресту Твоему честному!»
Канон Кресту Господню

 

 

Во второй половине XVII века в Арзамасе жили братья Шаянские. Двое из них были купцы, а третий был человек Божий, кроткий, смиренный и благочестивый. Однажды Братья-купцы взяли его с собой на Макарьевскую ярмарку (около Макарьева Желтоводского монастыря, 110 верст от Арзамаса) . Чистое сердце благочестивого брата (имя его не известно) озарялось светом молитвы. Он все время проводил в монастыре. Лишь изредка доводилось ему ходить по берегу Волги.

Много разных судов стояли возле берега, и лишь одно из них отличалось присутствием на борту персиковых и лимонных деревьев и цветов. Богомолец входит на судно и видит: среди цветов печать нашей веры – честное древо Креста Господня. Шаянский почувствовал, как Крест покрывает его спасительной благодатью. Он становится на колени и молится. По окончании молитвы православный видит около себя старца, который спрашивает его о том – «Желает ли он приобрести этот крест?» Лицо верующего просияло светом. От радости он хотел тотчас бежать к друзьям за деньгами. Но старик сказал: «Крест ты возьми сейчас, а деньги принесешь после».

Вернувшись с деньгами на берег Шаянский не нашел ни лодки, ни старца. Как оказалось, никто никогда не видел ни старца, ни такой лодки. Тогда по размышлениям многие поняли, что здесь обнаружилось присутствие Истинного Света, –   видимо, это был Ангел Божий. Чтобы проверить это, опустили люди Божии древо чудодейственное в воды реки. Крест поплыл против течения и остановился перед христоносцем Шаянским. Тогда украсив себя Крестом, младший брат взял сокровище православное, дивное чудо – крест на свои плечи и понес его в Арзамас.

Послали за священником, так как распятие никак не входило в дом. Во время молебна люди видели Свет Любви, исходящий от Лика Спасителя. Тогда Святой Крест был перенесен в церковь.

Перед крестом неугасимая лампада; но и само распятие временами излучает яркий свет так, что и ночью можно различать лики на иконах.

***

Весна 1883 года. В городе Арзамас Нижегородской губернии уже давно полыхает пожар, в пламени которого уже сгорело более пятидесяти домов. Огненная стена уже у самых врат Ильинской церкви. Священник отец Андрей в облачении молится в храме перед чудотворным животворящим Крестом Господнем и просит на коленях о прекращении пожара. Затем он берет в руки ковчег с частью ризы Господней, из церкви выносится распятие. Жители Арзамаса становятся свидетелями чуда: огненная стихия, готовая поглотить новенькую деревянную сторожку и храм утихомирилась. Пламя исчезло.

Тогда был отслужен молебен Святому кресту – бесценному дару Господню.

Ручей с каменистым дном

Мальчик лет пяти-шести, гуляя с родителями по лесу, увидел чистый ручей. Он напился свежей воды, а потом – ради забавы – взял в руки веточку и принялся мутить воду в ручье. Дно ручья было землянистым, и поэтому на поверхность тотчас поднялся песок, опавшие листья и разный мусор. Некогда прозрачная вода стала непригодна для питья. Малышу быстро разонравилось смотреть в грязную воду ручейка. Он кинул туда веточку и побежал к маме.

А где-то высоко в горах другой мальчик так же забавлялся с горным ручейком. Он тоже хотел помутить воду веточкой. Но дно ручейка было каменистым, и он сломал веточку и побежал дальше, ничего не добившись. Поток был чист, как и прежде.

Подобно этому некоторые люди внешне кажутся добрыми и отзывчивыми, как чистый ручей. Но попробуй хоть нечаянно обидеть такого человека, и увидишь, как со дна всплывут самомнение, мелочность и гордыня и старые обиды, подобно тине и мусору в ручье лесном. Когда же человек постоянно поучается в Слове Божьем и о горнем помышляет, то постепенно пример смирения Христова закаляет добродетельного человека смирением и крепким терпением, о которое, как тростинки о камень, ломаются всякая человеческая злоба и неприязнь.

Притча древнерусская

Притча древнерусская вот что предлагает,
Кто такой рецепт узнает, тот здоров бывает:
Нарвать листьев смирения,
Сварить в чаше терпения,
Процедить решетом рассуждения,
Боголюбия соли добавить
И настояться с любовью оставить…
Развести слезами раскаяния,
Смешать ложечкой покаяния
И принимать по три ложки в день,
Чтобы исчезли недуги и лень…
Так по Божиему промышлению
И придет исцеление!

Терещенко Е.

Иисусова молитва и ястреб

У одного боголюбца был обученный говорить скворец, который постоянно слыша произносимую хозяином молитву: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного”, – и сам навык ее повторять. Раз летом вылетел он в растворенное окно на улицу, а тут и налетел было на него ястреб, но скворец, по привычке, в испуге проговорил Иисусову молитву, и тотчас ястреб отскочил от него.

 

Так, даже бессмысленно произносимая молитва послужила во спасение от угрожающей беды.

 

Преподобный Амвросий Оптинский

Молитвы Великого поста

Особые молитвы, песнопения и богослужения Великого поста нужны чтобы ближе подступить к Богу. А также стать в большей мере способными любить и прощать других людей. Когда мы ближе к Богу, когда мы оказываемся в состоянии истинно любить и прощать другого, тогда наша жизнь устрояется на незыблемом основании.

Вспомним молитву, которую мы часто слышим и произносим сами дома и на богослужениях во время Великого поста. Она называется:

Среди прочего в этой молитве испрашивается терпение.

Зададим себе вопрос – а как можно не потерять терпения, когда:

  • маленькая сестричка или братик хватают ваши игрушки или постоянно докучают, надоедают вам?
  • вас осуждают и стыдят за что-либо дурное, чего вы не совершали?
  • если отец хочет, чтобы вы помогли ему, а вам хочется смотреть телевизор?
  • если мама очень занята, а вам надо поговорить с ней о чем-нибудь важном?
  • если мама должна сходить в магазин, а вам нужно сидеть с младенцем?

Хотите верьте, хотите нет, но когда мы готовы все вытерпеть, когда мы не теряя терпения переносим неприятное нам, именно тогда мы становимся ближе к Богу.

Пособие по катехизации
для детей младшего школьного возраста

Истории для детей из Египта и с Синайских гор

Написанные отцом Александром со святой горы Афон.

Я решил написать книгу для детей, в первую очередь для христианских детей, поскольку в Египте я часто посещал святые места и монастыри, которые принадлежат коптским христианам, но и также для мусульманских детей, т. к. в 1967 году я жил с бедуинами на Синае. Теперь, много лет спустя, я вспоминаю время жизни на Синае и в Египте как особенное, счастливое время.

 

Пути Господни неисповедимы, но результат всегда чудесен

В одном городе жила семья. У них была маленькая дочка, их единственный ребенок. Имя маленькой девочки было Анна. Она была их гордостью и радостью, свет их очей. Родители ни в чем не отказывали ей, их любовь не имела границ.

Подруги Анны всегда посещали воскресную школу при церкви св. Николая. И девочка упросила своих родителей позволить ей ходить туда вместе с подругами. Они не отказывали ей ни в чем, и маленькая Анна возрастала в милости Божьей.

Однако, как мы уже говорили, Божья воля ведет по пути, который человеческий разум не может понять. Однажды, когда ей было одиннадцать, Анна тяжело заболела. Несмотря на то, что родители приглашали лучших докторов и применяли лучшие лекарства, их помощь была напрасной. Маленькая Анна умерла, к глубокой, безутешной печали своих родителей. Их собственная жизнь потеряла всякий смысл. Они не знали Господа, не любили Его, и Иисус Христос не мог быть им утешением.

Однажды ночью отец увидел замечательный сон. Он видел себя в каком-то мрачном месте без солнечного света. Это была пугающая темнота. Вскоре он увидел на некотором расстоянии большой прекрасный сад, освещенный ярким светом, и услышал звуки детских голосов. Он подошел поближе к стене и узнал голос своей возлюбленной дочери Анны. Она играла в веселые игры вместе с другими детьми. Взволнованный, отец позвал свою дочку:

– Аннушка! Ты видишь меня?

– Нет, папа, – ответила она. “Я не вижу тебя, ведь ты – во тьме. Но ты можешь видеть меня, ведь я пребываю в милости Господа”.

– Как я могу прийти к тебе?” – спросил отец.

– Иди вокруг стены к главным воротам”, – ответила Анна. – На воротах надпись “Я – Свет мира, и Путь, и Правда”. Ты должен войти в ворота, папа, и мы наконец встретимся”.

И сон закончился.

Наутро отец рассказал своей жене о прекрасном сне, в котором он видел Анну. Но значения этого сна он не мог понять. Она сказала мужу: “Я тоже не знаю. Но мы можем пойти к священнику церкви Св. Николая, куда ходила в воскресную школу Анна. Мы можем спросить его”.

И священник привел их в церковь. Через несколько месяцев они стали настоящими прихожанами церкви, и отец Димитрий помогал им на этом пути духовной поддержкой. Они потеряли маленькую Анну, но благодаря ее заступничеству перед Небесами, они достигли вечной жизни. Да, однако, пути Господни неисповедимы.

Продолжение следует.
По благословению епископа Антония (Блума), Лондон.

Путешествие в небесный град Иерусалим

Путешествовать по карте можно увеличив ее и щелкнув по ней средним колесиком мыши.

Радио “Град Петров” 2013

 

Проявление любви

 

 

 

Иисус Христос поведал нам, что самое важное для нас во всей нашей жизни – это любовь к другим людям. Конечно, не так трудно для нас любить тех, кто принадлежит к нашей семье, входит в число наших друзей, всех кого мы хорошо знаем. Однако любить тех, кого мы не знаем, гораздо труднее. Если это люди посторонние нам, если мы не знаем их настолько хорошо, как наших друзей, совсем не так просто найти в своей душе дружеское расположение по отношению к ним. Особенно к тем, которые недоброжелательны к нам самим. Иногда очень даже нелегко дружески отнестись к тем, кто не хочет дружить с нами или кого не любят наши близкие. Но мы призваны любить, помогать, проявлять дружеское участие к каждому, даже к тем, кого другие люди считают врагами.

Пособие по катехизации
для детей младшего школьного возраста

Посреди небесных тел
Лик луны туманный,
Как он кругл и как он бел,
Точно блин с сметаной.
Кажду ночь она в лучах
Путь проходит млечный,
Видно, там, на небесах
Масленица вечно!

 

Лермонтов

Великий пост приближается

Когда проходят воскресения, приуготовляющие к Великому посту, мы постепенно шаг за шагом приближаемся у святым дням поста. В мясопустную неделю (воскресение, посвященное страшному суду) наступает последний день, когда мы едим мясо и мясные продукты. Почему столь важно отказывать себе в чем-то, что нам нравится? Некоторым приходит в голову мысль, что таким образом мы наказываем себя за совершенные нами грехи.

Но истинную причину указал нам Господь наш Иисус Христос. Мы постимся, чтобы напомнить себе о самом важном, о том, что мы призваны получить от Бога, о том, что бесконечно превышает все радости и удовольствия этого мира. Более всего мы нуждаемся в Боге. Так попытаемся облегчить нашу жизнь, чтобы меньше в ней было помышлений о пище и прочих вещах, отвлекающих нас от Бога. Мы стараемся на протяжении Великого поста “очистить и убрать комнату” нашей души, чтобы Бог мог придти и поселиться в ней, преобразив нашу жизнь. Святитель Иоанн  Златоуст однажды задался вопросом: “Что доброго в том, если мы отказываемся есть то или иное, но не отказываемся от осуждения и сплетен, от произнесения непристойных слов, от черствости и безразличия друг к другу?”.

Пособие по катехизации
для детей младшего школьного возраста

Покой и мир в душе моей

Покой и мир в душе моей:
Ведь Бог нас точно не оставит,
По благости святой Своей
Всё лучшим образом управит.

А пройденные испытанья
Лишь в вере твёрдо укрепят,
Даруют истины познанье
И дух в молитве обновят.

 

Ирина С.