Михаил Шулин
редактор газеты
«Вестник Александро-Невской лавры»
«ПО ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕННОМУ ПРОЕКТУ…»
Совсем недавно — 28 июля — мы отмечали день святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. На наш взгляд, среди храмов Крыма, да и, пожалуй, России, Свято-Владимирский кафедральный собор Севастополя занимает особое место — по церковному преданию, здесь находился храм, где крестился сам святой равноапостольный князь. В память об этом событии, сообразуясь с высочайшей волей, в присутствии императора Александра I и императрицы Марии Александровны, состоялась закладка собора. О судьбе этого храма – его строительстве, разрушении, реставрации, возвращении в лоно Русской Православной Церкви — наш сегодняшний рассказ.
Само возведение собора имело долгую предысторию. Еще в 1825 году адмиралом А. С. Грейгом было выдвинуто предложение о строительстве храма в честь крещения князя Владимира – «соорудить небольшую, изящной архитектуры церковь». Командующий Черноморским флотом понимал не только духовное, но и научное значение исследования древних земель Севастополя, и первые археологические раскопки Херсонеса были проведены именно по его распоряжению. Вскоре, после обнаружения руин древнего храма, относящегося к византийскому периоду Корсуни-Херсонеса, где по преданию крестился князь в 988 году, это предложение постепенно начало обретать формы.
В 1850 году, по ходатайству архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова), здесь была основана киновия во имя святого равноапостольного князя Владимира – Херсонесский Князь-Владимирский мужской монастырь. Первым настоятелем обители был игумен Василий (Юдин). Монастырские сооружения сильно пострадали в ходе обороны Севастополя. В апреле 1857 года был освящен деревянный храм во имя Семи священномучеников Херсонесских, построенный иждивением севастопольского купца Петра Телятникова. С 1857 по 1874 годы монастырем управлял архимандрит Евгений (Экштейн), который и предложил возвести Владимирский собор. Император Александр II в июне 1859 года передал из малой церкви Зимнего дворца в Херсонесский монастырь частицу мощей святого князя Владимира в ковчеге в виде Евангелия. После высочайшего утверждения проекта архитектора Д. И. Гримма в 1861 году над руинами древнего храма был заложен Владимирский собор. Стоит заметить, что впоследствии за свою работу Д.И. Гримм был удостоен звания профессора и права преподавания в академии. Средства на возведение Свято-Владимирского собора собирали всей Россией по подписке. Когда срок действия ее истек, люди потребовали продлить сбор денег. Тем не менее из-за дефицита средств и масштабности проекта постройка храма затянулась на три десятка лет, что, впрочем, послужило благоукрашению храма. Над росписью Владимирского собора трудились известные художники – академик живописи Алексей Корзухин (один из оформителей храма Христа Спасителя в Москве), профессор Тимофей Нефф, Иван Малышев, Николай Майков. Работой руководил автор проекта Форосской церкви академик Николай Чагин. Внутреннее убранство храма поражало своим великолепием: мозаичные полы, мраморные колонны в оконных проемах.
Несмотря на задержки, в 1888 году, к 900-летию крещения Руси, была освящена нижняя церковь Пресвятой Богородицы. Руины древнего храма, находившиеся непосредственно в интерьере этой церкви, были отреставрированы и законсервированы. Следует отметить интересный факт: алтарь древнего храма ориентирован на северо-восток, что, соответственно, привело к такой же ориентации и возведенного над ним Владимирского собора.
Торжественное освящение главного престола Владимирского собора в присутствии обер-прокурора Святейшего синода Константина Победоносцева совершил 17 октября 1891 года архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский). Окончательное оформление интерьера храма было завершено в 1894 году.
В 1922 году собор был закрыт, драгоценная утварь вывезена. Вначале храм использовали как тюрьму для контрреволюционного элемента, а затем передали музею. В 1924 году храм закрыли окончательно, несмотря на просьбы верующих передать его им. В годы Великой Отечественной войны в собор попала бомба. Рухнул барабан с куполом, провалились перекрытия, треснули стены, были расхищены каменные блоки стен, лестниц, отдельные детали из мрамора. Перед отступлением немцы сделали попытку взорвать храм, и лишь быстрое наступление наших войск спасло его от окончательного уничтожения.
В послевоенные годы полуразрушенный собор постепенно ветшал, реставрация началась только в девяностые. Проект восстановления храма разрабатывался киевским институтом «Укрпроектреставрация» под руководством архитектора Евгения Осадчего, эскизы религиозной живописи внутреннего убранства собора были выполнены сотрудниками Санкт-Петербургской академии художеств А. И. Петровой, А. С. Пигарёвым в 2001 году.
С 2002 года во Владимирском соборе стараниями петербургских, крымских и киевских художников была воссоздана внутренняя роспись. Мастера восстановили утраченную живопись академиков А. И. Корзухина, Т. А. Неффа, монументальные композиции: «Святой Дух», «Крещение Господне», «Преображение Господне», а также центральную композицию в алтаре храма «Тайная вечеря». Иконы для мраморного иконостаса Верхнего храма написаны художниками А. и Н. Дмитренко по эскизам А. Пигарёва и А.Петровой. Для эскизов мастера использовали фотоматериал РГИА.
Освящение главного алтаря воссозданного собора состоялось 3 апреля 2004 года, а уже через неделю в нем совершили Пасхальное богослужение.
Важно отметить, что реставрация 1990-2004 годов, несмотря на большую проделанную работу, была выполнена со значительными отступлениями (если не сказать с нарушениями) как от проекта Д. И. Гримма, так и от исторического вида построенного собора. В частности, при современной реставрации была необоснованно занижена высота барабана и, соответственно, купола с яблоком и венчающим крестом, что нарушает пропорции храма, существенно снижает его художественное восприятие. Новые барабан с куполом, перекрытия и, возможно, часть стен стали железобетонными, в отличие от исторических – из каменной кладки. Несомненно, перед архитектором-реставратором встает достаточно сложная техническая задача: выбор верного метода подъема купола. В целом возможны два решения: отделить существующий барабан с главкой от основного объема храма с последующим поднятием его на домкратах до исторической отметки, либо, предварительно разобрав аркатурный венчающий карниз, надстроить барабан с последующей сборкой карниза.
Есть и другие недостатки: все кровли сейчас покрыты медью, отчего они сделались коричневыми, а купол с крестом позолотили, хотя построенный по проекту Д.И. Гримма купол был светло-серым, покрытым оловянно-свинцовым составом. Храм, изначально возведенный из природного камня крымских месторождений, в процессе реставрации украинскими специалистами был покрашен краской двух цветов. Сейчас краска шелушится и смывается осадками. Цокольную трехступенчатую часть храма, при постройке выполненную из известняка, обложили поверх исторических блоков новыми блоками из диабаза, зеленоватый цвет которых совершенно не соответствует облику храма в целом, не говоря уже об искажении высочайше утвержденного и воплощенного в камне проекта, как, впрочем, и замысла архитектора.
Все вышеперечисленное изменило исконный облик собора. Несомненно, ряд допущенных нарушений является следствием тяжелой экономической обстановки девяностых-двухтысячных годов, а также понятным стремлением поскорее сделать знаменитый крымский храм доступным для верующих. Теперь, когда эта – безусловно, важнейшая – цель достигнута, задачей становится именно воссоздание исторического облика храма с приспособлением его для современного использования.
В первую очередь следует восстановить авторскую дренажную систему вокруг здания. По проекту академика Д.И. Гримма была создана система дренажных каналов, отводящая воду в специальные колодцы, сообщающиеся с древней гистерной еще античного времени, которая находится на берегу бухты. Избыток воды из гистерны удалялся естественным путем. Восстановление данной аутентичной системы позволит избежать ряда ныне существующих проблем: намокания фундамента и цоколя, что приводит к испарению влаги внутрь собора и разрушает как сами стены, так и убранство нижнего храма.
Кроме того, необходимо создать системы водоснабжения и водоотведения, отопления, вентиляции, заменить систему электроснабжения. Эта работа уже ведется. На текущий момент создается полноценный проект реставрации собора как объекта культурного наследия федерального значения, являющегося притом — и это главное — объектом почитания всех православных верующих. Для выполнения этой непростой, но важной задачи объединены усилия церковных, светских, военных властей. Мы не сомневаемся, что в скором времени собор предстанет перед нами в своем первозданном великолепии.