Иерей
Сергий Чечаничев
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР КНИГ МИТРОПОЛИТА ИОАННА (СНЫЧЕВА)
Об историческом значении сочинений владыки
В наше время у каждого православного христианина свои личные взаимоотношения с миром книг митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). У кого-то их совсем нет – и это тоже есть показатель взаимоотношений.
Кто-то (в том числе и некоторые священнослужители) считают владыку Иоанна недалёким и неглубоким человеком и даже не стесняются открыто насмехаться над ним и над его литературным наследием. Кто-то называет его националистом и даже фашистом. А кто-то его почитает, как человека достигшего святости, как живой и наиболее современный по отношению к нам пример для подражания в деле православного христианского служения.
Кто-то полагает и повторяет, «как мантру», утверждение о том, что владыка не сам писал свои книги. Но ведь кроме книг есть ещё фильмы с его участием, например – «Слово о спасении России» или трехсерийный «Родник». Доступны к просмотру также видеоматериалы его выступлений и его проповедей. Остались ещё живые свидетели эпохальных встреч владыки в «Концертном зале у Финляндского вокзала» с общественностью – с теми, кто желал живого общения с ним. И на этих встречах, и в своих выступлениях, и в проповедях, и в фильмах митрополит Иоанн говорил ровно то, что написал в своих книгах. Так, что этот вопрос желательно «сдать в утиль» и больше к нему не возвращаться.
Бывший келейник митрополита Иоанна, ныне наместник Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря, архимандрит Пахомий (Трегулов) в своих воспоминаниях о владыке рассказывал о том, как начиналось его служение в Санкт-Петербурге: «Санкт-Петербургская епархия поначалу не слишком доброжелательно приняла митрополита Иоанна. Люди ведь как себе представляют “правильного” архиерея? Сильным, властным! А тут приехал в столичный город какой-то немощный старичок с простоватым, добродушным лицом – какой из него архиерей?! Прозвищ ему сразу надавали – “дедушка Мазай”, “блаженный” и прочее… Впрочем, дело и похлеще прозвищ случалось. Бывало, что звонили анонимы прямо в резиденцию и наговаривали новоназначенному митрополиту столько оскорблений, что приходилось вмешиваться другим… Но мало-помалу отношение к владыке менялось, теплело. У него ведь было огромное сердце, огромная в нем любовь, которая вмещала всех, в том числе и гонителей. А настоящая любовь всегда сильнее зла… Да и властью владыка обладал. Власть ведь разная бывает. Земную мы все хорошо знаем, а небесную порой и мудрый не различит. На митрополите Иоанне почивала власть не от мира сего, поэтому его часто и воспринимали за наивного простачка. Поначалу попадался на эту удочку я. Бывало, начнет владыка о чем-то говорить, мне покажется это наивным, я и встряну: “Да как же такое может быть? Это же не так!” – и когда он начнет растолковывать, то такая в нем глубина знаний открывается, что становится стыдно самого себя, своей самонадеянности».
Для тех, кто любит и почитает владыку Иоанна, а его литературные труды содержит у себя, как настольные для постоянного к ним обращения, эти взаимоотношения являются своего рода маркером или опознавательным сигналом по принципу «свой-чужой» и «друг или недруг». В т.ч. и внутри православного сообщества. По этим маркерам можно сразу распознавать, с кем ты имеешь дело.
Понятно, что кто-то ещё не дорос до понимания значения личности владыки Иоанна в русской истории и его письменного наследия, а кто-то категорически не приемлет его мнений касательно тех или иных сфер церковной жизни и особенно его взгляда на русскую историю. Кому-то «мешает жить» глубоко патриотический настрой его произведений. Бог им Судия!
Так случилось, что с литературно-историческими трудами владыки Иоанна мне, тогда еще не воцерковленному человеку, довелось познакомиться буквально за несколько дней до окончания его земного пути. В конце октября 1995-го года кто-то мимоходом дал мне почитать книгу «Самодержавие Духа». Эта книга прочиталась, как говорится, «на одном дыхании» и расставила в моей «картине мира» все исторические события, случившиеся в России за последнее тысячелетие на свои места, как бы нейтрализуя тот исторический бедлам и сумбур, которые всегда царят там, где упущено главное – вера во Христа.
Тогда, около тридцати лет назад, мне было многое непонятно в русской истории. Какое-то ощущение хаоса было. Горечь и отчаяние наполняли душу оттого, что мы такие непутевые, что всё у нас в России идёт кувырком. Особенно это в те лихие 90-годы прошлого столетия ощущалось.
Книга «Самодержавие Духа» развеяла многие мифы, которые в течение семидесяти лет формировала советская историческая наука, низводя дореволюционную историю нашей Родины чуть ли не на первобытный уровень. И ещё вселила чувство здоровой гордости за нашу Отчизну и за народ, который, несмотря на тяжкие испытания, выдавшиеся на его долю в течение 10 веков, остается носителем, хранителем и последним оплотом православной веры в этом нашем падшем мире и на нашей планете.
Вообще книги владыки Иоанна и информационно, и методологически представили новый, наиболее глубокий и объективный взгляд на русскую историю. Они поставили все исторические события в один стройный логический ряд. Всё в нашей истории, для меня, по крайне мере, встало на свои места. Всё стало понятно. Это чувство по прочтении книг владыки возникало у многих из тех, с кем мне доводилось общаться на эту тему. Ту книгу мне пришлось вернуть владельцу, но поскольку и для меня было уже необходимо иметь этот труд владыки также в качестве настольного, пришлось, что называется, «пометаться по городу», чтобы отыскать его в продаже. Обежав несколько магазинов в центре Санкт-Петербурга, мне удалось найти и купить в одном из ларьков православной литературы сразу три книги владыки – «Самодержавие Духа», «Одоление Смуты» и «Стояние в вере». Именно в эти дни пришла скорбная весть о кончине дорогого владыки. И именно эти дни стали для меня днями погружения в мир книг митрополита Иоанна (Снычева).
Но давайте перейдём непосредственно к заявленной теме и вспомним, как начинает свою главную книгу «Самодержавие Духа. Очерки русского самосознания» владыка Иоанн. А начинает он её словами св. прав. Иоанна Кронштадтского: «ПЕРЕСТАЛИ ПОНИМАТЬ русские люди, что такое Русь! Она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский”. Эти слова всенародного российского пастыря, святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, как нельзя более злободневны сегодня, когда решается судьба Отчизны. Наше будущее зависит от того, сумеем ли мы ныне восстановить историческую преемственность русской жизни, осознать себя продолжателями великого русского дела, хранителями и защитниками духовных сокровищ тысячелетней российской истории…
Тяжко смотреть на разорение державы Российской. Пророческим набатом звучат сегодня давние призывы великого Кронштадтского старца: “Да подумайте же вы, русский народ, трезво, здраво – к чему вы стремитесь? К низвержению всякого общественного строя и уклада житейского, к хаосу общественному? Познайте вы, ведь это дьявольские, а не Божеские дела! Вы забыли Бога и оставили Его, и Он вас оставил Своим отеческим промыслом и отдал вас в руки собственного необузданного, дикого произвола: вы губите и себя, и Россию. Опомнитесь, одумайтесь, покайтесь, исправьтесь… Господи всемогущий, всеблагий, премудрый Царь царств земных! Устрой и утверди русское царство с русскою Православной Церковью на непоколебимом Камне, каковой еси Ты, Иисусе Христе, Боже наш! Да не поколеблют державы Российской инородцы, и иноверные, и инославные! Сохрани целость державы и Церкви всемогущею Твоею Державою и правдою Твоею!”.
Сейчас впору нам всем присоединиться к молитвенному воплю угодника Божия, взывая ко Господу об избавлении от страшной напасти – от пленения сатанинского, в коем вот уже многие десятилетия страждет Святая Русь: “Отче наш! … Не введи нас во искушение, но ИЗБАВИ НАС ОТ ЛУКАВАГО…”».
В этом выдающемся труде владыки Иоанна, который по сути и назначению может являться учебником по русской истории и вполне подошёл бы для изучения истории в рамках школьной программы, рассматривается и раскрывается духовный путь русского народа, начиная с момента его Крещения при св. равноапостольном князе Владимире и вплоть до наших дней. Этот особый православный взгляд на исторические события совершенно по-другому раскрывает всю хронологию событий, совершавшихся в период становления Русского царства, заставляет по-новому понять и осмыслить не только прошлое или настоящее, но и будущее России. Этот взгляд подает надежду на возрождение России как православного государства.
Как написали издатели этой книги: «Мудрое и очистительное слово владыки Иоанна пробуждает нацию от духовного сна, вновь и вновь напоминает всем: Русь – подножие Престола Господня, народ русский – хранитель чистоты православной веры».
Вторая книга владыки Иоанна, которая оказалась у меня в руках, была издана также в 1995 году и называлась «Одоление смуты. Слово к русскому народу». В аннотации к этой книге говорится: «Нынешние времена смуты и безначалия, трагедия унижения некогда великой Державы, разграбления страны и народа, отданное на откуп слепым учителям и вождям – это темы многочисленных выступлений митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна на страницах всероссийской печати… В чем смысл Русской истории? Есть ли враги у национальной России? Как осуществляется в нашей многострадальной стране «тайна беззакония»? Что необходимо сделать, чтобы возродить самосознание русского народа, величие и мощь Святой Руси? Ответы на эти и другие вопросы читатель найдет в предлагаемой книге».
Действительно, владыка Иоанн в своих выступлениях как «по нотам» расписывает все причины и следствия катастрофы, совершившейся с Россией в ХХ веке. Книга «Одоление смуты» делится на три раздела под названиями «Битва за Россию», «Неслучайные беседы» и «Услышьте, люди русские!».
В первом разделе книги представлена серия статей, напечатанных в газете «Советская Россия» в период с сентября 1992 по март 1994 годов. Названия этих статей говорят сами за себя: «Битва за Россию», «Быть русским», «Тайна беззакония», «Плач по Руси Великой», «Русский узел», «Творцы катаклизмов» и другие. Во втором разделе помещено несколько статей также со звучными названиями: «Будь верен до смерти», «Да не смущается сердце ваше…», «Родиться русским есть дар служения», «Сердце царево в руке Божией». Третий раздел состоит из посланий владыки к клирикам и мирянам Санкт-Петербургской епархии.
В статье «Тайна беззакония» владыка пишет: «Только осознав свое место в истории нашего народа, определив в этой связи понятия своих нравственных обязанностей, своего религиозного долга, мы сможем существовать осмысленно и полноценно. Сможем достойно, преемственно продолжить исповедническое служение русского народа, не прекращавшего его в самые лютые времена, чему свидетели перед престолом Божиим – сонмы новомучеников российских, за веру Христову и Русь Святую от богоборцев мученический конец приявших. И главное – существование наше будет приведено в соответствие с Божиим смотрением о нас, о России, о русском народе».
В статье «Русский узел» владыка Иоанн говорит о разгадке русской истории: «Сознавая себя благодатной хранительницей истин веры, религиозно-нравственных ценностей Православия Россия, неизбежно стала средоточием, узловым пунктом вселенской борьбы добра и зла, притязающего на бессмертную душу человека. Эта духовная битва отражалась в материальном мире ее исторического бытия войнами и междоусобицами, смутами и социальными катаклизмами. Сегодня Русь вновь, в который уже раз, подвергается бурному натиску сатанинской злобы, усиленному долгими десятилетиями государственного богоборчества, лишившими значительную часть русских людей способности здраво оценивать происходящее.
Зато враги России прекрасно понимают, что они делают. Огромные деньги, силы и средства брошены на то, чтобы не допустить духовного возрождения нашего Отечества, связанного с неизбежным крушением демократической мифологии в ее нынешних антигосударственных, антиправославных формах… Этот страх могущественных международных сил перед возможностью воскресения Святой Руси – воскресения в буквальном смысле из пепла, вопреки всему, наперекор тщательно продуманным планам и скрупулезно разработанным программам, может многое прояснить в нашей новейшей истории».
Во второй части книги, в интервью главному редактору газеты «Завтра» Александру Проханову, впервые опубликованному в №10 газеты за 1994 год под названием «Родиться русским – есть дар служения», владыка Иоанн говорит: «Россия, как вселенская хранительница и защитница святого Православия есть “подножие Престола Господня”. Это понимание зрело в русском религиозном самосознании на протяжении многих веков, а наиболее четко его сформулировал перед самой революцией наш великий святой – всероссийский праведник и молитвенник Иоанн Кронштадтский. Родиться русским, говорил он, есть дар определенного служения. Ведь в Церкви нет национальностей, “несть эллин и иудей”; она различает людей только по служениям. Есть служение царское, есть – патриаршье, есть – монашеское, есть служение мирян.
Так вот, русское служение – одновременно жертвенное и героическое, высокое и скорбное, общечеловеческое и вселенское заключается в том, чтобы до конца времен стоять преградой на пути зла, рвущегося к всемирной власти. Стоять насмерть, защищая собой Божественные истины и спасительные святыни Веры. Доколе мы помним об этом – жива Святая Русь, неодолима и страшна врагам, нашим и Божиим! А за верность долгу и понесенные труды воздаст Господь воинам Своим воздаянием великим и вечным, всех благ, которого не может вместить ныне жалкое человеческое воображение».
В одной из статей третьего раздела, вернее в «Обращении казакам юга России» по поводу церковных нестроений, соблазнов и расколов, вызванных переходом некоторых приходов в другую церковную юрисдикцию, опубликованном под названием «Древо познается по плодам», владыка Иоанн назидает: «Скажу вам, казаки, просто и прямо, без уверток: тот, кто уходит из Русской Православной Церкви (какими бы благовидными предлогами он ни пытался оправдаться), бросает свою мать, вскормившую его млеком церковной благодати, сообщившую ему дары Святаго Духа, сберегшую для него сокровища живого, опытного благочестия, несмотря на гонения и расстрелы, пытки, тюрьмы и лагеря. Теперь же, когда святой Матери-Церкви особенно тяжело, когда на нее (зная ее решающую роль в сохранении жизнеспособности нашего народа) ополчились все силы ада, вся земная мерзость и мразь, весь огромный, веками отработанный аппарат мировых закулисных центров, вы, вместо того, чтобы помочь ей в смертельной борьбе, бросаете ее, да еще норовите побольнее запустить камень осуждения, клеветы и злословия… Помните: враг рода человеческого сатана, приложит все усилия, употребит все свои хитрости, все коварство, чтобы расколоть, обессилить Русскую Церковь раздорами и расколами, ссорами и перебранками! Не поддавайтесь ему. Помните слова святого первоверховного апостола Павла: “Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились” (Рим. 16:17).
Дай нам, Господи, разум творить волю Твою и ходить путями заповедей Твоих! Избави от действия лести вражией, рождающей смуты и соблазны, мятежи и разделения! Управи нас в чистоте и целомудрии, непорочности и единении!..».
Действительно и сейчас в нашей Матери-Церкви немало нестроений и противоречивых мнений. Но давайте прислушаемся к этим словам Владыки. Они ведь не только для казаков были сказаны, но и для всех нас. И спустя тридцать лет звучат так, как будто сказаны именно для нашего времени.
В третьей книге митрополита Иоанна, изданной в 1995 году под названием «Голос вечности. Проповеди и поучения», собраны его избранные проповеди и архиерейские послания, произнесённые в период с 1962 по 1994 годы. Посвящены они извечным вопросам, которые задает себе каждый мыслящий и тем более верующий человек. Как различать ложь и истину? Где и в чем надо искать смысл жизни? Как нужно жить, чтобы сохранить и приумножить те таланты, дарованные нам Господом от рождения? Как понять собственное предназначение и не изменить ему? Каковы главные ценности нашей земной жизни? Эта книга предназначена для тех, кто ищет не «земного рая», а пытается через веру во Христа обрести спасение в вечной жизни.
В первой части книги представлены проповеди владыки Иоанна, произнесённые до 1984 года, а во второй опубликованы несколько архиерейских посланий, которые были сказаны владыкой уже на Санкт-Петербургской кафедре с 1992 по 1994 годы. Проповеди в основном посвящены толкованию евангельских событий и раскрытию христианских добродетелей.
Приведу несколько названий: «Тайна Божественного домостроительства» – Слово на Пассии в 1970 году. «Путь Иуды и путь апостолов» – также на Пассии 1971 года. «О сердечном безмолвии», «О стяжании незлобия», «О подвиге послушания», «О гордости и смирении», «О решимости», «О терпении» – проповеди 1971 года. «О рассудительности и добром делании», «Путь Иуды и путь Христа» 1973 года, «Об испытании человеков» 1974 года, «Истина и ложь» 1977 года, «Искушения на спасительном пути» 1981 года, «Любовь плотская и любовь Божия»1982 года, «О добровольном восприятии скорбей» 1984 года.
В проповеди «О стяжании незлобия» владыка Иоанн говорит: «…если кто-либо из ближних причинит нам обиду – не допустим мы в своем сердце господствовать злобе! Не допустим, возлюбленные братья и сестры! Помните, что в ином случае нашими слабостями сразу же воспользуется враг человеческого рода. Он будет, несомненно, внушать нам, что обида слишком велика и непростительна; станет раздувать, как говорится, малое в большое, представлять из мухи слона. Он станет нашептывать: нельзя примиряться, не прощай, стой за правду! А как только мы согласимся с этим помыслом, от дьявола приходящим, так у нас малая обида вырастет в недоброжелательство, в злобу против ближнего. Злоба же, войдя в сердце, не даст нам покоя ни днем, ни ночью, ни на молитве, ни на работе. Она будет точить наше сердце, да так сильно, что мы, как говорится, выбьемся совершенно из колеи. Смотрите же, возлюбленные братья и сестры, не давайте места дьяволу!».
Архиерейские послания владыки Иоанна посвящены различным вопросам внутрицерковной жизни, защиты Православной веры, и названия их звучат соответствующе: «Против ересей и сект» 1992 года, «Верую: Воскреснет Русь», «О церкви Христовой», «О заблуждениях католицизма» 1993 года, «О самочинных переводах Священного Писания», «О грехе пьянства и о традиции избавления от него в Русской Православной Церкви», «О свидетелях Иеговы».
В пасхальном послании «Верую: Воскреснет Русь» владыка Иоанн сказал: «Сын Божий умер на кресте. И Россия ныне мертва, истратив, как кажется, все свои силы на борьбу с торжествующим злом. Но на третий день, во исполнение пророчеств, в посрамление унылым и маловерам, воскрес Господь, явив тем победу Божию над лукавыми происками сатанинскими. Так, верую всей душой, воскреснет и Святая Русь, воскреснет и народ наш вопреки всем усилиям недругов России, ее хулителей и клеветников. Надо лишь веровать, каяться, терпеть, бороться и молиться горячо – и Господь не оставит нас Своей милостью! Всем, но чадам церковным в первую очередь, необходимо всеусильно трудиться, приближая сей светлый час. “Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: “Больше сея любви никто же имать, да кто душу свою положит за друга своя”, – говорил патриарший местоблюститель, митрополит Сергий. Душу свою полагает всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради Родины. Нам, пастырям Церкви, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается — малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге. А если, сверх того, молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому паствой объяснится еще и лукавыми соображениями насчет возможных выгод, то это будет прямая измена Родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно “ради Иисуса, а не ради хлеба куса”, как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же “души своя” вместе с нашей паствой. Путем самоотвержения шли неисчислимые тысячи православных, полагавших жизнь свою за Родину и веру во все времена нашествий врагов на нашу Родину. Они умирали, не думая о славе, они думали только о том, что Родине нужна жертва с их стороны, и смиренно жертвовали всем и самой жизнью своей”. Слова эти сказаны русским первосвятителем в Москве, 22 июня 1941 года, в первый же день Великой Отечественной войны. Ныне снова время брани за Святую Русь, за наше духовное Отечество – потому и уместно вспомнить их. Праведен Господь и милостив к верным Своим – мы снова победим, одолеем зло и восстановим Державу. Русь убивали со Христом, Русь распинали со Христом: мертвая – она со Христом и воскреснет! Аминь».
Каждый из нас может оценить, как своевременно и убедительно сегодня звучат эти слова митрополита Иоанна, сказанные тридцать лет назад, когда мы видим, что вновь вся западная сатанинская рать ополчилась и пошла войной на Русский мир.
Четвёртая книга владыки «Стояние в вере. Очерки церковной смуты» была издана также в 1995 году. Она написана на основе магистерской диссертации, представленной в Московскую Духовную Академию в 1966 году и посвящена церковным расколам 20-30 годов ХХ в. Но, сам владыка Иоанн в самом начале книги пишет о том, что эта работа «не только не потеряла сегодня своей актуальности, но наоборот, приобрела дополнительный интерес для всякого, кому не безразличны судьбы русского Православия».
Рассматривая и исследуя причины григорианского, ярославского, иосифлянского расколов, случившихся в Русской Православной Церкви в послереволюционный период владыка Иоанн приходит к следующему выводу: «В целом можно сказать, что все церковные смуты 20 — 30-годов нашего столетия имели общую идеологическую основу и преследовали одну цель: устранить от церковного управления митрополита Сергия. Общей их чертой была также несостоятельность канонических воззрений раскольников и попрание ими правил церковной дисциплины. Время – справедливый судия: все самочинные группировки, возникшие в ходе церковных смут, просуществовали весьма недолго, тогда как Церковь, руководимая митрополитом (а затем – Патриархом) Сергием, прошла невредимой через все гонения и доныне служит в России главным оплотом против сил зла, надежным пристанищем для ищущих спасения душ… И все же последствия церковных нестроений полувековой давности продолжают смущать умы верующих и тревожить жизнь Русской Православной Церкви. Дай же нам, Господи, терпения и мудрости, необходимых для того, чтобы в духе братской любви, в духе неосуждения, кротости и соборного единения разрешить, наконец, все недоумения и соблазны, стоящие на пути возрождения Святой Руси. Яко без Тебе, Жизнодавче, не можем творити ничесоже…».
Прошло почти тридцать лет после издания этой книги и около шестидесяти лет после написания магистерской диссертации, на основе, которой построена эта книга. И что же мы видим? Враги Церкви, как внешние, так и внутренние продолжают свою подрывную деятельность по разрушению единства, как Русской Православной Церкви, так и единства Православных Поместных церквей. Мы живем также в эпоху церковных расколов – только уже мирового масштаба. Но слова владыки о том, что: «тот, кто уходит из Русской Православной Церкви (какими бы благовидными предлогами он ни пытался оправдаться), бросает свою мать, вскормившую его млеком церковной благодати…» и сейчас звучат для всех тех, кто помышляет о таком уходе или даже уже осуществил его – и грозным предупреждением, и отеческим увещеванием.
Еще одна книга владыки Иоанна в которой говорится о внешних врагах и внутренних нестроениях называется «Русь Соборная. Очерки христианской государственности». Эта книга была подписана в печать 20.11.1995 г., т.е. всего через несколько дней после кончины владыки и вышла уже с посвященным ему некрологом.
В аннотации к книге говорится: «На протяжении многих веков понятие соборности было для русского человека столь же естественно, как воздух, как молитва, как крестное знамение. Соборное единство от века предопределяло крепость и величие России, ее державную мощь и широту русского характера. Именно Церковь сообщила нашему народу это бесценное качество, безумно растрачиваемое ныне в погоне за дьявольскими миражами «общества всеобщего изобилия». Русская соборность – это сознание общности народа, коренящейся в общем служении вечной правде. Это осмысленность жизни как служения и самопожертвования, имеющих конкретную цель – посильно приблизиться к Богу и воплотить в себе нравственный идеал Православия».
Эта книга митрополита Иоанна рассказывает о том, как отличить истинную соборность от ложной, как русскому человеку вернуться к исконному значению этого понятия и обрести смысл жизни. Книга также состоит из трех частей. Первая часть так и называется «Русь Соборная», во второй собраны статьи и беседы владыки, вышедшие в различных печатных изданиях в 1995 году, а в третьей опубликованы несколько Обращений, сделанные Владыкой также в 1995 году по насущным вопросам государственной и церковной жизни.
В первой части книги в статье под названием «Сила Божия и немощь человеческая» владыка Иоанн пишет: «Оглядываясь сегодня на русскую историю, можно уверенно сказать: на всех ее крутых поворотах российские народы делали в конечном счете один и тот же выбор в пользу соборного единства. Верую, что так будет и в этот раз. Глубоко ошибается тот, кто думает, будто сейчас, в пору очередной русской смуты, в дни мнимого торжества сил распада и разделения, Русь изменила свое естество, свой характер, свою веру. Пройдет время, может быть, совсем малое, и подлинный выбор России состоится: она вновь вернется к державной соборности, к духовному и государственному единству. Это может произойти и в ином обличии, при ином составе народов Российской Империи, но, с Божией помощью, обязательно произойдет, на этот раз уже без ложных, гибельных установок коммунистической государственности. В ожидании этого момента, в предвидении его, наряду с духовным подвигом всенародного покаяния в грехах безбожной, безнравственной жизни, мы должны особое внимание уделить соборному опыту державного строительства – опыту противостояния смуте и возрождения страны, опыту Всероссийского Земского Соборного движения».
Во второй части книги опубликовано интервью митрополита Иоанна корреспонденту «Российской газеты» 22.02.1995 г., где на вопрос об «армейской теме и необходимости защиты нашего Отечества» владыка ответил следующими словами: «Русскому человеку пришлось много сражаться: наша история сурова и исполнена тяжелых испытаний. Не раз и не два находились желающие проверить Россию “на прочность”. Но военные аспекты отечественной истории знаменательны тем, что помимо фактической стороны имеют еще и глубокую духовную подоплеку, понимание которой сегодня, увы, почти утрачено. Дело в том, что в многовековой, нескончаемой битве лукавого зла с правдой Божией, в битве сатанинской лжи, предательства и дьявольского коварства с Христовыми Заповедями любви, милосердия и сострадания Святая Русь всегда служила опорой “небесным” добродетелям, надежным заслоном на пути яростных порывов мировой злобы в ее стремлении к господству над грешным человеческим сердцем. Этим-то она и была всегда ненавистна разномастным пособникам зла, потому-то и приходилось ей, незлобивой и миролюбивой, без конца воевать, борясь за свое существование. В России воинское, ратное служение по духу своему сродни монашескому, иноческому. То же отречение от собственной воли, та же преданность возвышенным “надмирным” идеалам, та же готовность, не раздумывая “положить душу свою за други своя”… Немудрено, что во всех войнах рядом с русским солдатом шел русский священник, рядом с воином мирским воин духовный. Ведь не напрасно же земная часть Церкви Божией издревле носит название “Церкви воинствующей”! Один из моих предшественников на кафедре Санкт-Петербургской епархии, митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) сказал, обращаясь к народу в первые же дни Великой Отечественной: “Война есть страшное и гибельное дело для того, кто предпринимает ее без нужды, без правды, с жаждой грабительства и порабощения; на нем лежит позор и проклятие Неба за кровь и бедствия своих и чужих. Но война – священное дело для тех, кто предпринимает ее по необходимости, в защиту правды и Отечества. Берущие оружие в таком случае совершают подвиг правды и, приемля раны и страдания и полагая жизнь свою за однокровных своих, за Родину, идут вслед мучеников к нетленному и вечному венцу. Потому-то Церковь и благословляет эти подвиги и все, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества…” К этим словам нечего добавить. Сегодня, я думаю, они относятся ко всем тем, кто сражается и гибнет за сохранение целостности России, за предотвращение страшной трагедии ее распада, тяжелейшие последствия которого будут сравнимы по своей разрушительной силе разве что с результатами гражданской войны или гитлеровского нашествия. Дай Бог нашим славным воинам и ныне, как встарь, мужества и незлобия, терпения и отваги, бесстрашия и милосердия!».
Как же актуально сегодня, когда идет кровопролитная война, когда Запад бросил против России все свои силы, читаются эти слова владыки Иоанна, призывающие к защите Родины и к пониманию того, что будет с Россией если мы не сможем ее защитить…
В опубликованном в третьей части книги своем Обращении к первому съезду Социал-патриотического движения «Держава» владыка Иоанн оканчивает следующими словами: «Вне всякого сомнения, последние десятилетия русской жизни – великое, героическое время! Надо лишь помнить, что его величие не в том, что мы стреляли друг в друга на фронтах гражданской войны, не в том, что поверили лукавым вождям, разорили коллективизацией крестьянство, под корень вывели казачество, допустили вакханалию массового антирусского террора, разгул святотатства, безбожия и богоборчества! Нет, героизм в том, что, несмотря на все это, мы – ценой невероятных жертв и ужасающих лишений – сохранили в душе народа искру веры, горячую любовь к Родине, что мы дважды (после революции и Великой Отечественной войны) отстраивали обращенную в пепелище страну, вопреки всему создали мощнейшую державу с развитой экономикой и непобедимой армией… Такого-то единства веры, двигающего горы и сокрушающего любых врагов, пуще огня геенского боятся ненавистники России… Воистину, нам досталась нелегкая доля, но все же мы – счастливые люди. Это так потому, что: Во славу Божию жить для России – наша забота и цель; Во славу Божию бороться с ее врагами – наш священный сыновний долг; Во славу Божию умереть за Россию – наше святое право! Аминь».
К этим словам Владыки, как говориться: «ничего ни убавить, ни прибавить».
Мы с вами рассмотрели основной корпус книг митрополита Иоанна, который можно назвать его «Пятикнижием». Потом уже многие годы эти труды или полностью, или частично переиздавались в разных православных издательствах и под другими различными названиями. Это книги «Русская симфония», «Русский узел», «Посох духовный», «Битва за Россию» и другие.
Следует также сказать ещё о нескольких, может менее заметных книгах митрополита Иоанна.
В 1997 году самарское издательство «Парус» выпустило книгу владыки под названием «Ключи разумения епископа Феофана», в которой он систематизировал выписки из толкований святителя Феофана Затворника на послания св. апостола Павла. В этой книге владыка Иоанн рассматривает наиболее важные материалы из толкований еп. Феофана по богословию и аскетике, истории и догматике, а также по различным духовно-нравственным вопросам.
В 1998 году в издательстве «Царское Дело» вышла книга «Пою Богу моему», с подзаголовком: «Акафисты, портреты русских архиереев и дневниковые записи Владыки». В эту книгу вошли два составленные владыкой Иоанном акафиста, а также его курсовая студенческая работа о прославленных Церковью древнерусских архиереях. В заключительной части книги опубликованы отрывки из дневников владыки, в период 60-х-70-х годов прошлого века.
В 2015 году вышла из печати книга владыки Иоанна «Наука смирения. Письма монашествующим». Как пишут издатели, представляющие книгу, «на этот раз его адресаты – люди не мирские, а монашествующие. И потому тон его писем звучит чуть строже, а наставления чуть категоричней, чем обычно. Шаг за шагом ведет владыка вверенных ему Богом детей к принятию иноческого чина и далее – к вечной жизни во Христе, обучая их в бесхитростных строках самому главному – спасению души, которое, по его глубокому убеждению, достигается терпением, смирением и молитвой ко Господу.
«В обители есть только два слова, – учит владыка, – “прости” и “благослови”». «Друг друга тяготы носите», — напоминает он слова Апостола. «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими»… По сути, в письмах духовным чадам митрополит Иоанн не говорит ничего более того, что мы не читали бы в Новом Завете и у святых отцов. Но, преломленные сквозь конкретные житейские обстоятельства, старческие наставления как бы легче ложатся на сердце, оставляя там неизгладимую печать на долгое время».
В 2019 году издательством «Царское Дело» была выпущена книга митрополита Иоанна под названием «И жива будет душа твоя. Выбранные места из переписки с духовными чадами» с наставлениями к духовным чадам из писем владыки, в которых содержатся советы опытного старца-архиерея в деле христианского подвижничества. В этих наставлениях говорится о смирении и послушании, о терпении скорбей, прощении обид, о любви, как основе духовного делания и православного подвижничества.
В 2020 году также в этом же издательстве вышла книга митрополита Иоанна «Ключ к «Отечнику» святителя Игнатия Брянчанинова», в которой он систематизировал весь богатейший святоотеческий материал, содержащийся в книге «Отечник». Эта книга открывает современному читателю более широкие возможности для усвоения учения святых Отцов Церкви и поиска ответов «на многие богословские, догматические и духовно-нравственные вопросы».
В 2019 году по материалам дневников владыки Иоанна издательством «Русский хронограф» была выпущена книга под названием «Всех хочу обнять Христовою любовию». В нее, как написано в аннотации, «вошли “Автобиографические записки” владыки и значительная часть его дневников. По ним можно проследить духовное становление и рост будущего выдающегося архипастыря, оценить его требовательность к себе, исключительное благочестие и целомудрие, всецелую горячую любовь к Богу, чуткое внимание к людям».
С 1998 года в издательстве «Царское Дело» и в других различных издательствах регулярно переиздается книга «Русская Симфония», которая состоит из двух самостоятельных частей – «Самодержавие Духа» и «Русь Соборная», представляющих, как мы уже рассматривали выше: «православную историософскую концепцию русской истории, русской судьбы, русского религиозного избранничества».
В 2021 году в издательстве «Царское Дело» вышла книга митрополита Иоанна под названием «Последние страницы. Дневниковые записи за 1994-1995 годы». Издание было подготовлено к 25-летию со дня его кончины. В аннотации к книге говорится: «На митрополите Иоанне (Снычеве) воистину исполнились Господни слова: “Сила Моя совершается в немощи” (2 Кор. 12: 9). Обремененный многочисленными болезнями, владыка обладал такой духовной силой, что к его слову прислушивались даже атеисты. Невозможно подсчитать, скольких людей возвратил он к своим истокам – вере православной. Его служение в Санкт-Петербурге пришлось на переломный момент в Российской истории, когда огромный колосс советской империи рухнул, и люди в одночасье оказались без какой-либо надежной опоры: и материальной, и социальной и, прежде всего, духовной. Именно это непростое время запечатлено в дневниках архипастыря. В его кратких записях, которые, казалось бы, фиксируют проблемы сугубо Петербургской епархии, как в зеркале, отражаются боль и переживания всего нашего многострадального народа. За рамками дневников остался лишь глубокий молитвенный подвиг владыки, снискавший ему Божие благоволение…».
В начале 2023 года в издательстве «Царское Дело» вышло новое издание книги митрополита Иоанна «Русский узел», в которую, в основном вошли материалы из книги «Одоление смуты. Представляя это издание, директор издательства Сергей Астахов написал: «… Владыка Иоанн часто давал честные, нелицеприятные интервью и публиковал в средствах массовой информации пламенные статьи-проповеди о современном положении России, пытавшейся выжить на обломках развалившейся советской империи. Многие его работы оказались воистину пророческими. Владыка без сомнения обладал мудростью старца и духовным даром предвидения. Он еще тогда предупреждал нас об опасности либеральных ценностей и лживой сущности западных демократий, о страшных последствиях разрушения единого российского государства и разделения его братских народов. Очутившись в руках разномастных вождей, в большинстве своем оказавшихся беспринципными космополитами и нуворишами, русские люди задыхались среди разгула бандитизма, нищеты, беззакония. Но самое главное – они перестали понимать, ради чего стоит жить, чему учить детей. Коммунистические идеалы рухнули, а новые сводились исключительно к поклонению золотому тельцу и вседозволенности. Это претило русской душе, всегда тяготевшей к высшим нравственным императивам. Люди пытались найти ответы на мучавшие их вопросы у заезжих проповедников, лжеучителей и сектантов, которые сплошным потоком хлынули в нашу страну, пытаясь уловить растерявшийся народ в свои погибельные сети. И тут, посреди шумной идеологической и нравственной вакханалии раздался тихий, но властный голос Санкт-Петербургского архипастыря…В своих трудах владыка пытался прежде всего вернуть русскому народу его историческую память и помочь осознать, что человеку, пытающемуся остаться человеком и сохранить свою бессмертную душу, невозможно обойтись без Православной Церкви – древнейшего хранилища живой веры и нравственной чистоты».
Так же в этом 2023 году издательство «Царское дело» выпустило новую книгу митрополита Иоанна (Снычева) «Плач сердца. Дневниковые записи архипастыря». Эта книга была подготовлена на основании уникальных архивных материалов – дневников владыки за период с 1961 по 1987 годы в то время, когда он был Епископом в Куйбышевской епархии.
Из дневников можно узнать о духовной атмосфере в нашей Церкви в преддверии и во время проведения Поместного Собора 1971 года и избрания нового Патриарха, которым стал Пимен (Извеков). В то время Церковь находилась в плену государственных чиновников-богоборцев, одержимых коммунистическими идеями о всеобщем равенстве. После проведения Собора владыка Иоанн с горечью записал в дневнике: «…в нашей действительности не может быть свободного решения насущных вопросов Церкви. Этому мешает сама идеология внешнеполитической и внутриполитической жизни…».
Но не меньше печалили Владыку и проблемы внутри его епархии. И самое удивительное, что эти проблемы исходили не только от богоборческой власти, но были порождаемы самими т.н. верующим людьми и в т.ч. священнослужителями.
На страницах дневника владыка Иоанн описывает долгую и тягостную историю о том, как один игумен из его епархии беспрестанно строчил жалобы и доносы в органы местной государственной власти и в Патриархию, обвиняя владыку Иоанна в самых неправдоподобных грехах: в воровстве иконы и церковной утвари, в рукоприкладстве (якобы Владыка ударил его сапогом в лицо, а прихожанку избил палкой)…А когда вдруг выяснилось, что этот игумен сколотил будку для своей собаки из старых икон, его почитатели и защитники почему-то отказывалась в это поверить. Владыка записал в дневнике: «Какое кощунство! У меня прямо сердце заболело. А люди, как в тумане, чтут о. Е., как святого». Когда этому игумену, как пишет владыка «… показали ризы от икон, которыми он загородил забор, он стал на колени, воздел руки и стал причитать: “Господи, прокляни всех тех, кто говорит на меня злое и кто заграждал этими ризами забор”. Ну и артист. Не боится ни Бога, ни людей. Доколе Ты, Господи, терпишь такого кощунника?».
Ещё одна сторона личности владыки Иоанна, которую раскрывают дневники, это его духовное делание. Мы можем прочитать и узнать, как Владыка строго следил за своим духовным состоянием, как он сверял свои поступки с поучениями отцов Церкви, как он был сосредоточен на изучении их трудов и постоянно упрекал себя в том, что не может приблизить себя к мере совершенства святых подвижников. На страницах дневника постоянно присутствуют выдержки из трудов прп. Исаака Сирина, прп. Ефрема Сирина, прп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, свт. Игнатия Брянчанинова и других святых Отцов Церкви. В своих дневниках владыка совершенно искренне называл себя «недостойным архиереем» и не стеснялся говорить о своей «нечистоте» и «окаянстве», хотя на самом деле именно он и был тружеником, аскетом, молитвенником и настоящим подвижником Церкви Христовой.
Здесь так же нельзя не сказать о книгах, которые были посвящены митрополиту Иоанну уже после его кончины.
В 1996 году вышла книга «Пастырь Добрый. Венок на могилу Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского», в которую, как пишут издатели, «вошли прощальные слова, сказанные при погребении владыки, воспоминания его духовных чад, письма россиян, поверивших в силу молитв великого старца, и труды самого митрополита, написанные в разные годы» и, конечно, слова благодарности к нему «за его нелегкое исповедническое служение, за его горячие молитвы о России, за его великую любовь ко Господу и к нам, грешным…».
В 2002 году вышла книга петербургского писателя Николая Коняева «Облеченный в оружие света». Это первое жизнеописание митрополита Иоанна, в котором были использованы редкие архивные материалы, воспоминания и дневники современников, слова и проповеди самого владыки. А несколькими годами позже эта книга в переработке и с дополнениями была выпущена автором в издательстве «Русский остров» под названием «Ангел Церкви».
В 2005 году в «Царском Деле» была издана книга председателя Санкт-Петербургского православного клуба «Бодрствование» во имя св. мученика Вонифатия Владимира Михайлова «Встречи с Владыкой Иоанном». Построена она на основе воспоминаний автора о своих личных встречах с митрополитом Иоанном в период 1993-1995 годов.
В 2006 г. (переиздана в 2015 г.) этим же издательством была выпущена книга «Был человек от Бога… Жизнеописание митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)». В основу книги легли воспоминания самого владыки Иоанна, а также свидетельства очевидцев его великого служения и фотодокументы. Эту книгу можно назвать книгой любви по отношению к очень близкому родному человеку, сердце которого вмещало чужие страдания и боль, как свои.
В 2016 году в издательстве Сретенского монастыря вышла книга известной православной писательницы Ольги Рожневой «Митрополит Иоанн (Снычев)». Эта книга также знакомит читателей с жизнеописанием митрополита Иоанна, его наставлениями, воспоминаниями о нем современников.
В 2018 году в издательстве «Апостол веры» вышла книга писателя Алексея Солоницына «Он родился мёртвым, а умер живым. Крестный путь владыки Иоанна (Снычёва)», посвящённая 90-летию со дня рождения владыки. «В книге, – как пишет автор, – приведены некоторые эпизоды, показывающие духовный и творческий путь владыки, но такие, которые, по моему мнению, раскрывают подлинную суть душевных качеств и воззрений митрополита Иоанна. Эти эпизоды жизни владыки основаны как на моих личных встречах с ним, так и на рассказах, которые я почерпнул из общения с его духовными чадами».
В 2019 году в «Царском Деле» вышла книга «Земной ангел и небесный человек». В книгу вошли воспоминания двух чад митрополита Иоанна, которые начинали свой духовный путь, будучи еще неопытными молодыми людьми, в 80-х годах прошлого столетия, а ныне это возглавляющий Уфимскую епархию митрополит Никон (Васюков), и настоятельница Богородице-Табынского женского монастыря игумения Иоанна (Смолкина).
В заключении обзора книг самого владыки и книг о его жизненном пути (простите, если не все назвал) скажу, что в одной из своих статей под названием «Путь ко спасению» митрополит Иоанн указывал, что «дух Православия есть дух целомудрия, нестяжания, кротости, трезвения, смирения и любви». Вот эти слова и характеризуют духовную степень личности владыки. Он именно такой и был. И собственно об этих качествах владыки говорят все авторы в своих воспоминаниях и в своих книгах.
И хотя те, кто знал владыку и непосредственно общался с ним, составили довольно полный и живой его портрет, хочу дополнить его еще одной историей, которую рассказала поэтесса Олеся Николаева в своей книге «Небесный огонь». Для меня эта история дорисовала образ митрополита Иоанна ещё одной замечательной теплой краской, еще одним добрым цветом и ласковым светом.
В 1988 году она с мужем стала свидетельницей встречи владыки Иоанна – тогда еще архиепископа Куйбышевского и Сызранского с митрополитом Антонием Сурожским в одной из московских гостиниц. В номер, где они находились с Владыкой Антонием (по его приглашению) пришел владыка Иоанн. Они расцеловались и дали друг другу взаимное благословение. И было очевидно, как пишет Олеся, «что “между ними самые теплые, самые трогательные братские отношения, какие бывают лишь между двумя очень близкими людьми. Они похлопывают друг друга по плечам, называют “владыченька” и “владычка”, “ты” и “ты”, улыбаются, перешучиваются».
Тут владыка Иоанн заметил на столике стопку журналов со стихами Олеси, которую она принесла показать митрополиту Антонию. Он взял со стола один из журналов и начал «посмеиваясь и запинаясь», как бы подразнивая присутствующих декламировать стихотворение Олеси «Переписка Грозного с Курбским». Митрополит Антоний ринулся на защиту своей гостьи, с тем, чтобы остановить «насмешника». Далее приведу рассказ самой Олеси Николаевой:
«После секундного замешательства он принялся отнимать журнал:
– Это не тебе, это мне принесли, ты все равно ничего в этом не понимаешь!
А архиепископ Иоанн стал, в свою очередь, уворачиваться и прятать журнал за спину:
– Нет, нет, дай-ка мы сейчас почитаем, что они тут насочиняли, писаки!
Так они поначалу стояли, размахивая руками, и перетягивали журнал друг у друга. Наконец победил владыка Иоанн: он выхватил несчастное издание из рук митрополита Антония и побежал от своего друга вокруг маленького журнального столика, стоявшего возле дивана, пытаясь что-то прочесть на ходу, несмотря на то, что был преследуем буквально по пятам. И когда они сделали уже несколько кругов, смеясь и задыхаясь, владыка Антоний вдруг вскочил на диван и, оказавшись над самой головой своего гостя, который на мгновение упустил его из вида, торжествующе отобрал у него журнал, да еще легонько хлопнул его этим журнальчиком по голове.
Владыки смеялись, запыхавшись, а мы с мужем хохотали почти до слез – это было так весело, так чудесно, исполнено такой радости и такой любви, какая бывает лишь между близкими друзьями, братьями. Да ведь они и были и друзья, и братья…».
Может быть, владыка Иоанн видится некоторым читателям таким суровым аскетом-подвижником, который, как говорится «с шашкой наголо» рубил «с плеча» правду-матку направо и налево. Но, как видно из этой истории, на самом деле владыка был благодушный и добродушный, вовсе не чуждый чувству юмора и мягкой шутке человек. Он, как выше было сказано, был просто Пастырь – добрый, который своей любовью обнимал всех, и близких ему по духу людей, и врагов.
Владыка Иоанн появился в истории Русской Церкви и вообще в русской истории весьма своевременно, но выглядел он среди церковного начальства, да и для большинства российского народа в то время, действительно, как «не от мира сего».
Удивительно, что не т.н. «свободная пресса», а прокоммунистическая в 90-х годах прошлого века газета «Советская Россия» сумела разглядеть во владыке и искренне болеющего за Отечество истинно русского человека, и глубокого мыслителя-патриота.
По степени духовного прозрения и священнической воинской доблести владыка Иоанн подобен святому прав. Иоанну Кронштадтскому, который много раз говорил о том, что ждет Российскую Империю, если народ отступит от Бога, и даже не стеснялся треснуть тяжелым медным крестом по лбу какого-нибудь распоясавшегося революционного студента.
Владыка Иоанн, как будто напоминает нам святителя Николая Чудотворца или святителя Спиридона Тримифунтского. Святитель Николай по своей доброте подкидывал золото нищим и спасал от казни невинных, но при необходимости мог «ничтоже сумняшеся» заушить еретика Ария.
Владыка Иоанн также мог «заушить», но только словом, которое оказывалось и до сих пор оказывается гораздо сильнее, чем физическое воздействие и при этом вызывало, и продолжает вызывать истерику со стороны, как внешних, так и внутренних врагов Русского мира.
Святитель Спиридон также по своей доброте исцелял неизлечимо больных, воскрешал умерших, награждал воров, решивших похитить его овец и спас от смерти своего оклеветанного друга, остановив течение разлившегося ручья, но предал смерти нераскаявшуюся жену-грешницу, а спустя почти полтора десятка веков после своей кончины поразил лютою смертью латинского воеводу – адмирала, собиравшегося осквернить его Храм.
Владыка Иоанн явно схож с этими святителями по духовному устроению, по своему характеру, по добродушию и доброжелательности, по строгой ревности о Боге и стойкости в деле защиты нашей Православной веры. В трудах Владыки, даже в тех коротких отрывках, которые мне пришлось процитировать, мы также можем видеть, как спустя тридцать лет сбываются его пророчества. Надеюсь, что и он будет когда-нибудь прославлен, как святитель в Русской Православной Церкви. Ибо, в годы лихолетия и почти полного разгрома нашего Отечества в конце прошлого ХХ в., среди множества митрополитов и епископов, только он один – этот немощный и отягченный болезнями старец, имел мужество и мудрость, такую духовную силу и такое трезвое осознание реальности событий, что посмел во всеуслышание возвысить свой голос в защиту дорогой и любимой Родины. Именно он смог поставить точный диагноз нашей болезни и прописать на будущие времена те рецепты, которые будут способствовать нашему исцелению и восстановлению России, как Православной Державы.
И если вы, например, посмотрите или послушаете выступление президента России Владимира Путина 30 сентября 2022 года на церемонии принятия в состав нашего государства четырех новых территорий – Донецкой и Луганской народных республик, Запорожья и Херсонской области, то можете удивиться насколько совпадают его понимание событий, его интонации и его слова со словами, оставленными для нас в своих книгах дорогим нашему сердцу митрополитом Иоанном (Снычевым).
Приведу окончание речи президента: «Поле битвы, на которое нас позвала судьба и история – это поле битвы за наш народ, за большую историческую Россию, за будущие поколения, за наших детей, внуков и правнуков. Мы должны защитить их от порабощения, от чудовищных экспериментов, которые направлены на то, чтобы искалечить их сознание и душу.
Сегодня мы сражаемся, чтобы никому и никогда не пришло в голову, что Россию, наш народ, наш язык, нашу культуру можно взять и вычеркнуть из истории. Сегодня нам нужна консолидация всего общества, и в основе такой сплочённости может быть только суверенитет, свобода, созидание, справедливость. Наши ценности – это человеколюбие, милосердие и сострадание.
И хочу завершить своё выступление словами настоящего патриота Ивана Александровича Ильина: “Если я считаю моей Родиной Россию, то это значит, что я по-русски люблю, созерцаю и думаю, по-русски пою и говорю; что я верю в духовные силы русского народа. Его дух – мой дух; его судьба – моя судьба; его страдания – моё горе; его расцвет – моя радость». За этими словами – великий духовный выбор, которому более чем за тысячу лет российской государственности следовали многие поколения наших предков…».
Таким образом, по прочтении этой выдержки, можно констатировать факт, что на самом высоком государственном уровне «Слово Митрополита Иоанна» дало свои плоды и обратилось в дело. И мы видим, что это дело придает вполне явственные и осязаемые очертания пророческим словам Владыки: «Верую! Воскреснет Русь!», ибо – так оно и будет!