19 января — Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Ангел возвещает рождение Иоанна Предтечи

За несколько месяцев до Рождества Христова в Иудее родился другой мальчик. Священнику Захарии, отцу его, пред тем явился Архангел Гавриил и сказал ему, что у него родится сын, который будет велик пред Господом. Захария не поверил его словам. И наказал его Господь, отняв у него дар слова до тех пор пока не сбудется сказанное. Когда ребенок родился, Захария потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. А матерью Иоанна была Елисавета — двоюродная сестра Пресвятой Девы Марии.

Жизнь с Богом в пустыне

С юности своей удалился Иоанн в пустыню на другой берег реки Иордан, и жил там, посреди песков и камней. Он носил грубую и простую одежду из верблюжьего волоса, питался акридами и медом диких пчел. В пустыне он молился.

Иоанн выходит на проповедь

Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, Господь повелел ему возвестить всему миру о скором явлении Спасителя и о том, чтобы люди приготовились к Его встрече через покаяние и крещение. Он оставил пустыню и вышел на проповедь в страну Иорданскую.

Толпы народа собирались послушать пророка. И говорил им Иоанн: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Грядет в мир долгожданный Спаситель, Который идет за мною. Он всех призовет в свое Царство. Но войдут в него только очистившиеся от грехов, добрые, милосердные и любящие Господа.

Исповедуйте свои грехи и креститесь

Тем, кто сожалел о совершенных грехах и хотел жить доброй и чистой жизнью, Иоанн говорил: Покайтесь и креститесь для прощения грехов. Они исповедывали свои грехи и погружались в воду для крещения. Иоанн возлагал на них руки и молился за очищение их душ и сердец. И как вода омывает тело, покаяние омывало души людей. Некоторые думали, что Иоанн и есть обещанный Спаситель или воскресший Пророк Илия. Иоанн же смиренно говорил о себе: «Я глас вопиющего в пустыне: приготовьте пути Господу. Я крещу вас в воде, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым.» Так Иоанн говорил о Господе Иисусе Христе. И говорил он всем жестокосердным и хитрым, приходившим к нему: «всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».

Крещение Господне

Когда Иоанн крестил множество людей, он увидел Иисуса Христа, идущего к Иордану. И увидев Его сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».

Иисус пришел креститься от Иоанна. Иоанн же стал отказываться и говорил, что это ему надлежит креститься у Иисуса. И тогда Господь ответил ему, чтобы он не удерживал Его, так как должно исполнить волю Божию. И Иоанн допустил Его.

Свидетельство с небес

И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и отверзлись небеса, и увидел Иоанн Духа Святого, Который в образе голубя нисходил на Него с небес. И раздался голос с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.» И, услышав, сказал Иоанн: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить сказал мне: На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым».

Пособие по катехизации
для детей младшего
школьного возраста

Совесть — глас Божий в человеке

На нашей земле живет очень-очень много людей, почти восемь миллиардов человек, и каждого живущего на земле человека любит Бог, потому что каждый человек получил от Бога главный подарок — дар жизни и бессмертную душу. Каждый человек на земле, который живет и в Африке, и в Америке, и в Австралии, и в России — сам выбирает — любить ему Бога или не любить, жить по совести или быть бессовестным.

Каждому человеку Бог вложил в сердце искру Самого Себя и эта частичка Бога в человеке называется совесть. Где бы человек ни находился: дома, в садике, когда идет по улице, в автобусе и даже в самом дремучем лесу Бог всегда рядом. А совесть нам дана советчиком. Какими словами можно посоветоваться со своей совестью? Можно положить ручку на сердце и сказать: «А хорошо ли то, что я делаю?». Почему наша совесть знает все? От Кого?

 

 

Совесть — это Божий глас,
Охраняет душу в нас.

«Добронравие для маленьких»
АНО «Семья России», 2016

 

Чудесная дружба

Почему дикие звери не ладят с человеком? Сейчас не ладят, но так было не всегда. Когда-то давно Господь создал первых людей — Адама и Еву. Они жили в райском саду среди великолепных деревьев и трав. Рядом с ними жили звери. Люди и звери жили дружно, понимали язык друг друга. Но люди ослушались Бога, и этот порядок нарушился. Не стало в душе человека мира — и животный перестали любить и слушаться его. Сильный звери враждуют с ним, а слабые убегают и прячутся. Только домашние животные по-прежнему повинуются человеку.

Но были такие люди, к которым дикие звери приходили сами и жили с ними мирно, как домашние животные. Это были святые люди, христиане, жившие много веков назад. Они излучали любовь и доброту, поэтому к ним тянулись не только люди, но и звери, даже самые свирепые. И от этой божественной любви и благодати дикие животные становились мирными и кроткими.

СВЯТОЙ МА́МАНТ УГОЩАЕТ ВОИНОВ МОЛОКОМ ДИКИХ КОЗ

Это было в III веке. Недалеко от города Кесарии Каппадокийской, на горе, жил святой Мамант. День и ночь он молился за людей, просил Бога, чтобы язычники уверовали во Христа. Питался святой молоком диких коз, из него же делал сыр. Иногда он спускался с горы и раздавал сыр бедным.

Правитель города ненавидел христиан и жестоко преследовал их. Он послал воинов, чтобы они нашли святого Маманта и привели в город. Воины быстро нашли на горе хижину святого.

— Проходите, дети мои, угощайтесь, — ласково приветствовал воинов старец. Он накормил их сыром и молоком.

Вдруг в хижину стали заходить звери. Сначала зашли лани и козы, потом гиены и львы. Воины испугались.

— Не бойтесь, это мои друзья, — успокоил их Мамант.

Воины удивились такой дружбе, им стало жалко уводить старца на неминуемую гибель. Но если они не выполнят приказ, правитель убьёт их. Старец как будто услышал мысли воинов:

— Дети мои! Я не хочу, чтобы вы пострадали из-за меня. Ведите меня к правителю.

И воины повели святого в город. Всю дорогу святого Маманта сопровождал самый большой его друг — лев.

Правитель Кесарии пытался заставить святого отречься от Христа и поклониться языческим богам. Но святой не предал своего Господа и принял мученическую смерть.

Киселева Т.В. 1999
«Отчий дом», Москва, 2004

Под темным небом Иудеи
Вела паломников звезда.
И шли, в далекий путь , халдеи,
Чтоб увидать в яслях Христа.

Чтоб увидать во плоти — Бога.
И поднести ему дары.
Вела их трудная дорогра,
До встречи, благостной поры.

Лежал в яслях, Христос рожденный.
И ликовал подлунный мир.
Пред пастухами, ночью темной,
Небесных сил, явился клир.

И возвестил: «Пришел Мессия!
Обетованный вам давно.
И мать его, в хлеву, Мария,
Качает Сына своего»,

Под темным небом Иудеи.
Под Вифлиемскою звездой,
Простолюдины и халдеи,
Узрели Бога пред собой.

Сергей Заляжный, 2009

Рождество Христово

Праздник Рождества Христова призывает нас ко Христу

Ты слышишь райские напевы:
То в небе ангелы поют,
Родился Божий Сын от Девы,
Ему хвалу все воздают.
О, встрепенись, душа больная,
Скорей в надежду облекись,
Твой Бог принес тебе из рая
Бальзам целебный – исцелись.
Спеши к Нему, Он ждет привета,
Как жданный гость из дальних стран,
Он к нам снизшел во тьму из света,
Он врач твоих душевных ран.
Взгляни: Он весь любовью дышит,
Он жизнь готов за нас отдать,
Молись Ему, Он видит, слышит,
Старайся ближе к Нему стать.
В Нем слава Отчая сокрыта,
Твое блаженство и покой,
О, будь всегда ему открыта
И верь, что Он Спаситель твой.

А. Боткина

Духовно-нравственные стихотворения
Собрание архимандрита Сергия Бирюкова, 1926
Издание Александро-Невской Лавры, 2013

Готовимся встретить Господа

Неделя перед Рождество помогает нам подготовиться к празднику. Во время служб этой недели все творение Божие приглашается готовиться к встрече младенца Христа.

Вот одно из песнопений этой недели:

Се время приближися спасения нашего, готовися, вертепе, Дева приближается родити; Вифлееме, земле Иудова, красуйся и веселися, яко из тебе возсия Господь наш. Услышите, горы и холми, и окрестныя страны Иудейския, яко грядет Христос, да спасет, егоже созда, человека, яко Человеколюбец.

Вот, приблизилось время спасения нашего, готовься, пещера: Дева приближается, чтобы родить. Вифлеем, земля Иудина, красуйся и веселись, ибо из тебя воссиял Господь наш. Услышьте, горы, и холмы, и окрестности Иудеи, ибо грядет Христос, чтобы человека, которого создал, спасти, как Человеколюбец.

Пособие по катехизации
для детей младшего
школьного возраста

 

Я ХОЖУ В ЦЕРКОВЬ

Время идет своим чередом, день за днем, неделя за неделей. А за неделями — месяцы, месяцы в годы складываются,— вот уж мне и тринадцатый год пошел. Я теперь уже большой и меня впрягли в работу как следует. Я теперь дома в летнее время, когда отец находится в каменщиках, вроде за хозяина главного, все мужские работы на мне лежат.

Отец мой в прошлом году купил кобыленку, да еще не одну, а с жеребенком-сосунком, и мы стали уже не бобыли безлошадные, а люди как люди. Теперь, когда я подрос, самый расчет было свою лошаденку купить, работать-то теперь у нас есть кому на ней. Сам отец терпеть не мог работы на лошадях. Он согласен был зимою пилить и колоть дрова, летом таскать носилки с кирпичом и известью, чем возиться с лошадью. Таков уж у него нрав был.

Я гонял нашу кобыленку с жеребенком в ночное, боронил на ней свои полоски в полях, пахал, косить и молотить начал учиться — одним словом, работенки хватало. Мне многому надо было научиться, многое преодолеть, а силенок-то все еще было маловато. Особенно трудно давались мне такие работы, как косьба, пахота и молотьба цепами. Тут уж мечты о подвижничестве и монашестве реже стали лезть мне в башку, надо было успевать и в поле, на лугу и на току. Это в летнее время. Зимою же с отцом в лесу работы столько, что и спины не разогнуть. А дома лапти вечером надо было плести не только себе, а и маленьким братишкам и сестренкам.

Но зато теперь я пристрастился к другому, я повадился ходить в село Бацкено, в церковь к обедне, да так пристрастился, что редкое воскресенье или еще какой праздник пропускал, чтобы не слетать туда.

Мне очень нравилась наша приходская бацкенская церквушка. Она стояла в березовой рощице на берегу пруда. Была она небольшая, а позади нее липовый парк и дом помещика Малючкова, старосты церковного.

Я долгое время даже не подозревал, что наша церковь деревянная. Ведь она вся была обшита тесом, выкрашена в светло-голубой цвет, и так выкрашена, что и понять нельзя, какая же она, деревянная или каменная?

Мы, ребятишки, все очень любили причащаться. Ведь эти святые дары или причастие делались из белого хлеба, из маленьких коврижек — просфор, и из виноградного вина, которое и называлось «церковное». Поп в алтаре вырезал из каждой просфоры по маленькому треугольному кусочку, бросал их, мелко раскрошив, в чашу, наливал туда вина. А потом читал над чашей особую молитву, после чего хлеб превращался в тело Христово, а вино — в кровь его. А потом выходил с этой чашей на амвон и начинал оделять этим молящихся, чтоб они вкусили тела и крови Христа.

Федор Каманин
отрывок из повести «Как я был дедом», 1966

29 декабря — Неделя Cвятых Праотец

Недели праотцев и отцов Ветхого Завета

 

Библия – Священное писание ­, в котором Сам Бог объясняет людям, как нужно жить на земле. В первой части Библии – Ветхом Завете – мы узнаем, что Бог обещал людям, что на земле родится Спаситель, что если люди будут исполнять Его Заповеди, то Он будет помогать им, избавлять от бед и одолевать врагов. Десять Заповедей Божьих данные ещё в Ветхом Завете. А в Новом Завете, в Евангелии,мы узнаем, как Сам Бог Иисус Христос родился на земле, учил людей жить в мире и сказал, что все, кто будут любить Бога и жить по христианским Заповедям, будут вечно жить с ним в Царствии Небесном.

Два воскресенья перед праздником Рождества Христова Церковь вспоминает ветхозаветных мужей, которые служили во свидетельство Божие. Воскресенья, посвященные их памяти, называются неделей Праотец и неделей Святых Отец Ветхого Завета. В неделю Праотец мы вспоминаем ветхозаветных патриархов, живших до Закона, данного Богом Моисею на горе Синай: от Адама до Авраама, Исаака и Иакова, которого также называли «Израиль» и двенадцати сыновей Иакова, от которых пошли двенадцать колен Израилевых. А в следующее воскресенье будут вспоминаться те, кто жил позже. Например, великие пророки: Моисей, Илия, Давид, Даниил, Иеремия, Иезекииль, Амос, Захария. Эти люди и многие другие, бывшие рядом с ними, верой и правдой служили Богу. Они исполняли Его законы и повеления, и ожидали пришествия Господа нашего Иисуса Христа.

Господь с небес спустился
И человеком стал,
Чтоб с ним соединился,
Кто согрешил и пал.

Кто Господу покаялся,
И перестал грешить,
Во всех делах исправился,
Тот вечно будет жить.

Крест — прославление
Тернового венца,
И крест соединение
С Божественным Отца.

Лилия Лазаревич, 2012

Ожидание Бога

Как важно и необходимо терпение при ожидании исполнения Божией Воли. Мы всегда торопимся действовать своевольно и своенравно, только тогда, когда сами этого хотим. Но для нас также свойственно предвкушать те события, которые мы ожидаем. Хорошо приготовиться заранее, особенно если мы знаем, что впереди прекрасный праздник.

В Библии есть рассказ как еврейский народ не смог дождаться своего вождя Моисея, который долго — сорок дней говорил на горе Синай с Богом. Люди подумали что он уже не вернется, поэтому решили сделать себе другого бога. Они собрали все золото, которое у них имелось, расплавили его, сделали золотого тельца и начали ему поклоняться. Они принесли ему жертвы и стали плясать и веселиться.

И сказал Господь Моисею: поспеши сойти отсюда, ибо развратился народ твой. Когда Моисей сошел с горы к народу и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил каменные скрижали откровения, на которых были написаны заповеди Божии. И они разбились. Он взял тельца, которого сделали люди и сжег его в огне. И сказал Моисей народу: вы сделали великий грех. Но стало жалко их, так как Моисей любил свой народ. И пошел он обратно на гору и стал молить Бога, чтобы Господь простил им грех.

И милосердный и долготерпеливый Господь простил свой народ и повелел Моисею взять новые скрижали с заповедями и пойти к людям.

Расскажите, как вы проявляете терпение.

Чего тяжелее ожидать: дня рождения, конца уроков в школе?

Вспомним, как Церковь помогает нам ожидать чудесные события, которые должны наступить, как она мудро подготавливает нас к ним.

Пособие по катехизации
для детей младшего
школьного возраста

Учитесь у Бога

Жизнь есть школа.
Наставников много,
Но все у престола
Единого Бога.

Он лучше всех расскажет
Любого другого
И путь вам укажет
Учитесь у Бога.

Суть ваших обид,
Неурядиц, тревог
Лучше всех объяснит
Один только Бог.

Перед Богом склоняясь,
Молитесь, молитесь.
Во всем доверяясь,
У Бога учитесь.

Лазаревич Л.И.
«Печатня Лавры», 2014

6 декабря — день св. блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алекси́я

В последний приезд благоверного великого князя Александра в Орду Господь помог ему умилостивить раздраженного хана. Хан не только простил русских за избиение татарских сборщиков, но, по ходатайству святого князя Александра, дал им и новую милость — освободил от тяжелой обязанности нести военную службу в татарских полках.

Благоверный князь спешил возвратиться на родину с радостною вестью. Но этой радостной вести не удалось услышать русским людям из уст самого князя, так как это был уже последний его подвиг. Утомленный трудностью пути и тревогами, какие пришлось ему испытать, благоверный князь Александр Ярославич на обратном пути из Орды в Городце опасно занемог. Предчувствуя блаженную свою кончину, он созвал своих спутников и обратился к ним с последнею прощальною беседою, которая у всех вызвала горькие слезы при мысли о предстоящей утрате. Затем благоверный князь призвал к себе игумена и принял иноческое пострижение, заменив свое княжеское имя иноческим — Алексий. Приняв Святые Тайны и простившись с окружавшими его иноками, благоверный князь-инок тихо отошел в вечные обители, предал свою чистую душу Господу, Которому так пламенно послужил в земной своей жизни. Произошло это 14 ноября 1263 г.

Скончался князь во цвете лет, не имея еще 45 лет от роду. Неодолимый в битвах, изнемог он под бременем великокняжеского венца, который в то тяжелое для Руси время был поистине венцом терновым, требовал постоянного напряжения сил и взамен этого доставлял великому князю лишь огорчения и тревоги.

Во Владимире узнали о блаженной кончине великого князя, раньше, чем пришли из Городца нарочитые вестники. Господь чудесно открыл это тогдашнему Владимирскому святителю, митрополиту всея России Кириллу.

Когда владыка, окруженный духовенством, возносил пламенные молитвы о Святой Руси и о ее великом князе, он удостоился следующего чудесного видения: он видел, как ангелы Божий возносили на небо блаженную душу благоверного князя Александра. Пораженный этим видением святитель безмолвствовал, а затем, выйдя на амвон, сообщил молящимся горестную весть: «Братия, знайте, что уже зашло солнце земли Русской». Когда народ в недоумении выслушал эти слова, святитель, помолчав немного, разъяснил смысл произнесенных им слов: «Ныне преставился благоверный великий князь Александр Ярославич». Глубокую скорбь вызвала эта кончина.

Общество памяти игумении Таисии
2013

4 декабря — Введение (Вход) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

 

Когда Деве Марии исполнилось три года, благочестивые родители Ее приготовились исполнить свой обет. Они созвали родственников, пригласили сверстниц своей дочери, одели Ее в лучшие одежды и, провожаемые народом, с пением духовных песней повели Ее в храм Иерусалимский для посвящения Богу. Ее подруги-сверстницы, как и Сама Мария, шли с зажженными свечами в руках.

Навстречу им вышли с пением из храма священники во главе с первосвященником.

Иоаким и Анна с благоговейными молитвами поставили Марию на первую ступень лестницы, ведущей в храм. Лестница же эта имела пятнадцать больших ступеней по числу псалмов, которые священники пели при входе в храм.

И вот, трехлетняя Мария Сама, без всякой посторонней помощи, взошла по высоким ступеням. Там первосвященник встретил и благословил Ее, как это он всегда делал со всеми посвящаемыми Богу. А затем по внушению Духа Святого он ввел Ее во Святое Святых. Это было самое священное место в храме. Туда никто не имел права входить, кроме его самого, и то только один раз в год. Дух Святой внушил первосвященнику, что Мария, избранная отроковица, достойна входить в самое священное место. Она предназначена Богом стать Матерью Сына Божия, Который откроет людям вход в Царство Небесное.

Иоаким и Анна, исполнив свой обет, возвратились домой, а Мария осталась жить при храме. Там Она вместе с другими девицами обучалась Закону Божию и рукоделию, много молилась, читала Священное Писание и строго соблюдала пост.

При храме Божием Пресвятая Мария жила около одиннадцати лет и выросла глубоко благочестивой, во всем покорной Богу, необычайно скромной и трудолюбивой.

Пресвятая Мария решила посвятить всю Свою жизнь только одному Богу. Для этого Она дала обет никогда не выходить замуж, то есть навсегда остаться Девой.

Дух Божий и святые ангелы охраняли Божественную Отроковицу.

 

«Закон Божий»
Издательство Братства во имя св.князя
Александра Невского. 2004

2 декабря — День иконы Божией Матери: «В скорбех и печалех Утешение» (1863)

«В СКОРБЕХ И ПЕЧАЛЕХ УТЕШЕНИЕ»

Будь в душе сомнения,
Будь в душе гроза, —
Встану на колени я,
Подниму глаза.

Перед этим образом
Скорби и печаль
Непонятным образом
Отлетают вдаль.

Сразу прочь отводится
Вся тревога дня.
Вот как Богородица
Милует меня!

Евгений Санин

29 ноября — День апостола и евангелиста Матфе́я

Согласно древнейшим свидетельствам Церкви, первую книгу Нового Завета Евангелие написал святой апостол и евангелист Матфей. Возможно его Евангелие вначале было написано на арамейском, разговорном языке Палестины. Арамейский — древний язык, восходящий к языкам народов земель вокруг Харана, где некогда жили брат Авраама Нахор, сын Нахора Лаван и сын Исаака Иаков.

Матфей был мытарем, когда его призвал Христос. Увидев Матфея, сидящим у сбора пошлин, Иисус Христос сказал ему: «Следуй за мной». Матфей встал, оставил все свои дела и последовал за Иисусом (Мф. 9:9). То же самое повествование находим в Евангелии от Марка, только там Матфея зовут Левий, сын Алфеев (Мк. 2:13-14). Одному человеку носить два имени было в те дни довольно обычно (например, Симон Петр). Св. Лука также называет Матфея именем Левий и говорит, что однажды он пригласил Иисуса в дом свой на обед, где было множество мытарей и иных гостей. Некоторые люди «роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите с мытарями и грешниками» (Лк. 5:27-29). Матфей упоминается среди учеников, которым Иисус «дал власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10:1). Он сказал им не брать никаких денег за проповедание, но только пищу для пропитания. «Даром получили, даром давайте». И не бояться «убивающих тело, души же не могущих убить». Матфей проповедывал среди иудеев и называет Иисуса Христом (помазанником, Мессией), Сыном Давидовым, ведущим нас в Царствие Небесное.

Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Лидию, Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии.

Пособие по катехизации
для детей младшего
школьного возраста

Готовимся к Рождеству!

Мы должны готовиться к большому празднику. Уже завершается ноябрь. Приближается Рождество Христово, один из самых больших и радостных праздников. И, может быть, самый детский праздник. Ведь мы празднуем рождение Младенца, ставшего Спасителем мира. Как вы дома обычно готовитесь к праздникам? Наверняка, убираетесь, наводите порядок, готовите различные угощения. Перед  праздником дома всегда по-особенному уютно! В таком доме можно принять Христа. Такую же чистоту и уют важно навести в своем сердце. Для этого мы стараемся отказаться от того, что отвлекает наше внимание: от вкусных конфет, от мяса или молока. Но отказ не главное. Главное, чтобы наше внимание постоянно было направлено на добрые дела.

Образ Божий

Почему человека называют образом Божьим? Только человек из всех живущих на земле созданий наделен даром слова, владеет молитвой и даром рассуждения, способен творчески преобразовывать окружающий мир, и имеет свободу выбора. Весь остальной животный мир живет инстинктами. Главная задача человеческой жизни – уподобиться Богу, стать подобным Богу в делах созидания и любви. Люди, угодившие Богу делами добра, называются Божьими угодниками. Но не все люди хотят знать Бога и работать над собой.

 

 

  Человек есть образ Божий
    Будь на Бога сам похожий

 

«Добронравие для маленьких»
АНО «Семья России», 2016

Наше слово

С детства все мы с вами помним наставления взрослых о так называемых волшебных словах: здравствуйте, пожалуйста, спасибо. Но не все, быть может, вникали в их внутренний смысл. Произнося приветствие, раньше сердечно желали собеседнику долгих лет жизни во здравии и благополучии; употребляя слово «пожалуйста», выражали почтительное отношение к человеку, старшему возрастом и умудренному жизненным опытом. Именно с этими словами — «пожалуй, старче» — в старину приглашали в свой дом путника, утомленного дорогой, или просили сесть приглашенного на более почетное место, поближе ко главе семьи. «Спаси тебя Христос, спаси тебя Господь, спаси тебя Бог» — вот что наполняет нынешнее «спасибо» — не простую словесную благодарность, не формулу вежливости, но молитву о спасении, обретении милости у Господа в день Суда. Не ясно ли становится, что, употребляя «со смыслом» эти слова, мы согреваем нашу речь дыханием Божией благодати, делаем наше общение с людьми воистину теплым и сердечным, привлекаем и на собственную душу милость Божию.

Насколько велик дар слова, настолько печальны последствия злоупотребления этим даром. Язык, дарованный нам Создателем для прославления Его имени и умножения добра в общении друг с другом, может быть причиной осуждения на вечную гибель нераскаявшегося грешника! Подумать только: Правда Божия, как обещано в Евангелии, взыщет с нас за каждое праздное слово! А ведь любое слово, пустое, бессодержательное, сказанное без смысла и без пользы, может быть занесено в разряд праздных. Что говорить о прочих — острых, колких, скабрезных, пошлых, лукавых — словах?! Вот почему сложилась поговорка: «Язык мой — враг мой». По счастью, наши читатели знают, что в таинстве исповеди Милосердный Господь все прощает, если каешься с твердым намерением исправиться.

В заключение мне хотелось бы предложить вам три малых золотых правила языка. Кто исполнит их, перестанет грешить языком, что, согласитесь, вещь немаловажная.

Правило первое. «Думай, что говоришь». Иными словами, взвесь в уме то слово, которое находится на кончике твоего языка. Подумай как следует, а потом лишь говори. И никогда об этом не пожалеешь.

Правило второе. «Не говори того, чего не думаешь». Не лукавь, не криви душой. Лучше промолчать, нежели сказать неправду.

Правило третье. «Не все, что думаешь, говори». Это правило не призывает нас, как, может показаться, к лицемерию и приспособленчеству. Но оно советует правильно оценивать собеседника и его душевное расположение. А готов ли он услышать от тебя слова? А принесет ли ему пользу то, что ты намереваешься сказать? А нужно ли ему слышать твое мнение по этому вопросу? А не подведешь ли ты кого, не выдашь ли чужую тайну?

Протоиерей Артемий Владимиров
«Учебник жизни», изд. «Филарет», 2016