Дети

Д

ети, цветы и птицы,
Сердца их не знают гроз,
У них посылал учиться,
О них говорил Христос.

Не забыл Господь среди мудрых
Ни ребенка и ни цветка,
Но в смеющихся детских кудрях
Опочила Его рука.

Цветок на лугу зеленом,
Струящий звон в высоту,
Прекрасней одежд Соломона
Всегда казался Христу.

И верно, не раз ячменный
Для птиц Он крошил кусок,
И птицы семьей блаженной
У Христовых прыгали ног.

Дети, цветы и птицы,
Сердца их не знают гроз.
У них посылал учиться,
О них говорил Христос.

Александр Солодовников
1928

Откуда взялось зло?

Ангелы, бестелесные и разумные духи, — это вестники, посланники Божий. Их множество и все они верно служат Богу. А сотворены они были Богом в самом начале, вместе с небом. Недаром называют их небесными силами или небесным воинством. Но один из ангелов возгордился своим могуществом и сам захотел стать как Бог. Принялся клеветать на Бога, пытался увлечь других, всему противился и стал темным духом, диаволом. Добрым Ангелам во главе с архангелом Михаилом пришлось воевать с ним — диавол и его последователи были изгнаны из Рая. Но не могли успокоиться падшие ангелы, всегда стараются они навредить Богу. Так возникло зло в Божием Творении.

Однажды злой дух вошел в змея, жившего в саду. И услышали Адам и Ева голос: «Ева, подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева?» «Нет, — отвечала жена, — Господь разрешил нам. Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы не умереть».

И сказал змей: «Нет, не умрете, но в день, в который вкусите их, откроются глаза ваши и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

Слова змея смутили Еву. Взглянула она на дерево и увидела, что оно приятно для глаз и хорошо для пищи. Сорвала она и съела плод с запрещенного дерева и мужу дала, и он тоже съел. Только тут поняли они вдруг, что ослушались Бога, и очень испугались.

Совсем не хотелось им, чтобы Бог узнал о содеянном, и попытались они спрятаться от Бога в ветвях деревьев. И было им так стыдно, хоть сквозь землю провались, и поглядели они друг на друга, и увидели свою наготу. И тогда сделав себе одежду из листьев, прикрылись ею.

Но вот услышали они голос Бога: «Адам, где ты?» Ответил Адам: «Голос Твой я услышал и убоялся, потому что я наг, и спрятался». «Кто сказал тебе, что ты наг, — спросил Бог, — неужели ты ел от плодов дерева познания добра и зла?» Адам в оправдание указал на Еву. А Ева во всем обвинила змея. Ни Адам, ни Ева не хотели признавать своей вины. Они не раскаялись и не попросили прощения.

Господь очень любил Адама и Еву, но грех, совершенный ими, нежелание каяться и стремление свалить вину с себя на другого привели к удалению их из райского сада и обрекли их на трудную земную жизнь. Бог не мог позволить им оставаться в райском саду. Если бы они съели от плодов дерева жизни, то стали бы жить вечно, а вместе с ними стало бы вечным укоренившееся в их душах зло. Бог наказал и змея, который отныне должен был ползать и есть прах земной во все дни своей жизни. Перед изгнанием из Рая Адама и Евы Господь дал им одежду из кожи. Им предстояла жизнь в трудах и заботах, полная скорбей и печалей, боли и изнеможения. И поставил Господь Ангела с огненным мечом у входа в Рай, чтобы никто не мог добраться до дерева жизни. Но Бог обещал людям послать им Спасителя, чтобы дать им возможность исправиться и обрести жизнь вечную в нескончаемом Царствии Божием.

Пособие по катехизации
для детей младшего
школьного возраста

21 июня — день Всех святых, в земле Русской просиявших

О СВЯТЫХ

 

Те люди, для которых слова Евангелия не остаются пустыми звуками, но, падая на хорошую почву в их сердцах, приносят хорошие плоды, делаются настоящими христианами. Многие из них стали такими верными учениками Спасителя, что, пройдя трудным путем свою земную жизнь, удостоились прославления на небе. Эти люди почитаются святыми. Их памяти посвящены определенные дни церковного года, а так как некоторые из этих дней совпадают с нашим пребыванием в лагерях, мы должны их отметить и постараться извлечь из них пользу для себя.

Земная жизнь святых проходила в очень разнообразных условиях, в разные времена, среди разных народов. Некоторые из них были царями, воинами, вельможами, другие простыми рыбаками, бедняками, одни были старыми, другие юношами и молодыми девушками. Были среди них епископы, священники, монахи, были и простые миряне.

То общее, что всех их объединяет — это любовь к Богу и к ближним. За эту любовь многие из них перенесли ужаснейшие мучения, другие — вели тяжелую борьбу сами с собой, некоторые, как благоразумный разбойник, в одно мгновение проявили такую любовь ко Господу и такое глубокое раскаяние во всей прошедшей жизни, что сразу удостоились прощения и обещания райского блаженства. Можно сказать, что сколько есть, было и будет людей на свете, столько и разных путей существует в Царство Небесное.

Святые, следовавшие заветам Христа во время своей земной жизни, по вере православной и католической церкви, уже теперь, до общего воскресения и Страшного Суда, наслаждаются райским блаженством, но любовь, которой они служили на земле, не прекратилась и с их переселением на небо, она по-прежнему связывает их с людьми, и они являются нашими заступниками перед Богом, подобно Пресвятой Богородице.

Членами Христовой Церкви являются все, и живые, и умершие христиане, с Самим Господом во главе. В Нее же входят и все небесные силы. Грехи отдельных людей заставляют страдать все Тело Церкви, а их подвиги и святость — служат общей радости и украшению. Между отдельными святыми и людьми, носящими их имя, существует особая и таинственная связь, «родственные» отношения. Поэтому христиане обращаются к своим небесным Патронам с особыми молитвами, празднуют дни их памяти, как свои именины, и должны подражать им в своей жизни. Каждый человек должен помнить, что он носит свое имя не зря, неизвестно зачем и почему, а В ЧЕСТЬ одного из замечательных людей. Само собой нужно каждому человеку знать жизнь своего святого. Все дни церковного года озарены светом кого-либо из них.

«У костра»
Пособие для священнослужителей и мириян
по религиозному воспитанию в летних лагерях.
Изд-во Крутицкого подворья, Москва, 2004

Книга Псалмов

ВОСПЕВАНИЕ БОГА В ПСАЛМАХ

 

 

В течение многих веков возносят люди благодарение Богу за Его милосердие и любовь ко всем Своим созданиям. Прекрасный мир сотворил для нас Господь. Как же не благодарить Его, не славить, не хвалить неустанно в песнопениях! Дивные песнопения великого пророка и царя Давда собраны в книге Псалтирь. Именно по Псалтири на Руси на протяжении веков детей учили грамоте.

 

 

********************************

 

 

Псалом 103:1

Благословляй, душа моя, Господа!
Господи
Боже мой, возвеличен Ты весьма

 

Книга Псалмов на протяжении тысячелетий служила образцом обращения к Богу верующего сердца. «Псалом – это глас Церкви, Псалом – тишина души. Он смягчает раздражительность, уцеломудривает и утишает мятежные помыслы», — говорили в старину. Много струн у Псалтири и все они возносят Господу:

  • Хвалу и славу.

  • Благодарение за великие дары любви и жизни.

  • Просьбы о прощении за все дурное, что мы совершили.

  • Мольбы о помощи во всех делах, о исправлении и очищении от грехов.

  • Взывания об ограждении от зла, о даровании нам мира во все дни наши и удалении от нас всего, что мешает нам, что худо для нас.

 

Пособие по катехизации
для детей младшего
школьного возраста

 

 

7 июня — День Святой Троицы. Пятидесятница

СОШЕСТВИЕ НА АПОСТОЛОВ СВЯТОГО ДУХА

Пред Вознесением своим на небо Господь наш Иисус Христос обещал апостолам послать им Святого Духа который утешит их и научит. Для этого Господь не велел никому из апостолов уходить из Иерусалима, а быть всем вместе и ждать когда сойдет на них Дух Святой. Апостолы по Вознесении Господнем не выходили из Иерусалима. Вместе они пребывали в горнице. Там проводили целые дни в молитве. Теперь апостолов было только одиннадцать. Нужно было на место нечестивого предателя Иуды выбрать двенадцатого. Они выбрали Матфея, который сделался двенадцатым апостолом.

В пятидесятый день по Воскресении Господа, десятый после его Вознесения Божия Матерь и апостолы утром собрались в свою горницу и молились Богу. Вдруг по еврейскому счёту в третьем часу утра, а по нашему счёту в девятом часу утра, послышался с неба шум, как будто поднялась страшная буря с вихрем, который ворвался в самую горницу, где были апостолы. Над головами апостолов явились огненные языки, которые спустились по одному языку на голову каждого апостола. Это и был Святой дух, сошедший на апостолов в виде огненных языков.

Вы знаете, что апостолы были простые не ученые люди, которые и по-еврейски то говорили не совсем правильно. И что же? Лишь только спустились на апостолов огненные языки, лишь только зашёл на них Святой Дух они стали говорить на разных языках, которым никогда не учились и которых до тех пор не понимали. В этот день у евреев был большой праздник Пятидесятница — пятидесятый день после Пасхи. На праздник собралось много иудеев со всех сторон приходили даже иудеи живущие в чужих землях. Весь этот народ сбежался на шум к тому месту где были апостолы. И как же все удивлялись когда услыхали Что апостолы говорят на разных языках. Иудеи пришедшие из Рима слышат что апостолы говорят по латыни, живущие в Греции слышат что апостолы говорят по-гречески, иудеи живущие в других землях слышат что апостолы говорят на тех языках, какими говорят в их землях: по-персидски по-арабски и других. Все удивляются и говорят друг другу: «ведь все эти люди, которые говорят на разных языках галилеяне, как же это они каждому из нас рассказывают о великих делах Божьих не своим галилейском наречием, а нашими языками, на которых мы говорим отроду с малолетства?» Но часто бывает, что люди осмеивают и ругают то, чего не понимают. Так случилось и тут: евреи, который никогда не уезжали из своей земли, не понимают, что говорят апостолы, особенно фарисеи, распявшие Господа, стали насмехаться над апостолами и ругать их. Знаете ли что они выдумали? Они говорили про апостолов, что те пьяны: «Верно, они выпили сладкого вина».

Тогда Апостол Пётр стал говорить народу: «Нет, мы не пьяны! Подумайте ведь только третий час (девятый час) утра, разве можно так рано пить?» И стал потом Пётр проповедовать, толковать народу что апостолы стали говорить на разных языках от того, что на них сошёл, их этому научил сам Бог Дух Святой. Рассказал им как жил на земле, какие чудеса творил, чему учил Иисус Христос, которого иудеи распяли. Рассказал вам как он воскрес и как вознёсся на небо. Народ слушал и когда апостол Пётр кончил многие стали спрашивать: «Что же нам делать, чтобы спастись?» Пётр сказал: «Покайтесь, признайтесь в своих грехах, исправьтесь и пусть каждый из вас крестятся во имя Иисуса Христа. Тогда Бог простит вам и на вас также сойдёт Святой дух, который научит вас, как вы должны жить, чтобы спастись».

И знаете ли, сколько человек уверовали в Иисуса Христа и крестились, сделались христианами и стали с тех пор молиться Иисусу Христу? 3000 человек. А до того времени всех верующих во Христа было в Иерусалиме только 120 человек. И как хорошо, благочестиво жили первые христиане: каждый день собирались молиться, причащались, как они любили друг друга, как помогали один другому, всё  у кого было, они отдали апостолам и раздавали бедным и нищим, и с каждым днём больше и больше становилось число верующих во Христа.

«Библия для детей»
Рег. благотв. общ. движение «Золотой пеликан Северо-Запад»
Издательство «Десятка», СПб, 2010

Зачем человеку обязательно нужно быть добрым

Все наши слова, дела, поступки, чувства, мысли, намерения являются строительным материалом нашей души: от красивых слов и дел мы строим светлый храм своей души, в который собираем духовное богатство для будущей вечной жизни; от плохих слов и дел мы строим неказистый храм своей души, в котором пусто и нет ни красоты, ни света.

 

Доброта дает отраду,
А терпение – награду

 

«Добронравие для маленьких»
АНО «Семья России», 2016

Капитолина Зайцева

Вспоминается мне встреча с одной бывшей советской учительницей… Не сдерживая своих слез и горько каясь, она рассказала мне, как совместно со всем преподавательским коллективом школы она мучила верующую девушку тринадцати лет. Мне запомнилось даже имя этой девушки: Капитолина Зайцева.

…Это были 1930-е годы на Украине. Зайцева по праздникам ходила в церковь. Советская же школа хотела (как и сейчас хочет) всячески отвлечь детей от Церкви. Капитолину Зайцеву вызывали на объяснения, укоряли, понуждали ее отстать от Церкви, бранили, оскорбляли и наказывали. Но ничто не помогало. Вызвали родителей. Те ссылались на собственное желание девушки. Наконец над Зайцевой устроили школьный суд. На суде этом тринадцатилетняя Капитолина держалась, по словам учительницы, исключительно хорошо: честно, твердо, необычайно мужественно. Против нее были все педагоги школы Девушка совсем их не боялась, защищая перед ними свое право на веру в Бога, на молитву, на любовь к Церкви. И как мне рассказала учительница, у нее было тогда ощущение, что не они, педагоги, судят ученицу Капитолину Зайцеву, а она их всех судит. Капитолина стояла перед ними, как некий образ невинного Страдальца за грехи мира, Господа Иисуса Христа, «как агнец посреди волков». Нравственная ее правда жгла души педагогов, ее судивших. Зайцева заявила им открыто и решительно, что никакие советские школы веры в Бога от нее не отнимут.

Конечно, Зайцеву засудили и изгнали из школы. Но суд этот остался глубокой незаживающей раной в душе учительницы, которая мне это рассказывала. Подвиг ученицы Зайцевой укрепил слабую веру и в ней самой. Она горько осознала свое собственное малодушие, свое боязливое молчание на этом суде. И, очутившись во время последней войны вне границ Советского Союза, она выплакала этот свой грех пред Крестом и Евангелием, пред Самим Христом Спасителем, пред Божией Правдой, которую она малодушно предала, участвуя в осуждении этой мужественной, благородной девушки, свято исповедавшей свою веру.

Архиепископ Иоанн (Шаховский) (1902-1989)
«Ценность и личность». Издательство Белорусского Экзархата
Московского Патриархата, 2011

22 мая — день Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар

СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ

Никола — ты самый любимый
Надежный и верный святой,
Известнейший, самый просимый
У тех, кто приходит с бедой.

О сколько от бед и напастей
Спасенных твоею рукой!
Какая удача и счастье,
Что скорый помощник такой

Есть только у нас Святителем
У верующих христиан,
За веру в Христа-Спасителя,
Никола нам Господом дан.

 

Лазаревич Лилия Игнатьевна, 2005

 

Пасха

Из воспоминаний детства и отрочества
архимандрита Сергия (Бирюкова)

Не могу теперь не вспомнить про единственную в моей жизни Пасхальную неделю, случившуюся в это семейное время.

С большим нетерпением ждал я этот праздник, и тихо поигрывая в кухне, спрашивал у Таисии:

– Таиса, Таиса, скоро мы будем молочко  есть?

– Послезавтра, душечка, послезавтра. Молочко теперь у церкви на крестике висит, – отвечала, склонив голову, Таисия.

Не долго думая, я резво выбежал во двор, чтобы посмотреть, как это молоко на кресте повесили. Но там ничего не было. Крест без всяких привесов горел как свеча под лучами весеннего солнца.

Наконец наступило давно ожидаемое «послезавтра», то есть Светлое Христово Воскресенье. В это величественное утро я крепко спал, но мамаша стала тихо будить меня, говоря:

– Вставая, Вася, скоро обедня отойдет. Христос воскресе!

Я точно на крыльях поспешно побежал в зал взглянуть на церковь – и что же? Глазам моим представилась восхитительная картина: окна у церкви, которые я всегда привык видеть черными, теперь были совершенно огненными.

В доме никого не было. Одна только мамаша ходила по комнатам, а я безотрывно смотрел на церковь. Но смотреть пришлось недолго. Вскоре раздался всегда увеселяющий меня трезвон, и в дом толпой вошли дети, за ними дедушка с бабушкой и отец, в руках его был большой узел с пасхой. Мы дружно стали разговляться.

После обеда, ни на шаг не отступая от Семы, я отправился с ним на колокольню. Вид с колокольни невыразимый: сказочно-игрушечные домики, малюсенькие человечки, широко разлившийся Дон, властно подступавший к самой станице. Близко к колоколам я не подходил: одаренный от природы слишком чувствительным слухом, я не мог переносить колокольного звона, который почти ни на минуту не прекращался.

Архимандрит Сергий (Бирюков), 1862-1943
Духовник Александро-Невской Лавры.

«Духовный собеседник», 2002

Что означает быть настоящим мужчиной?

Однажды французского актера Лино Вентуру спросили, что означает для него быть настоящим мужчиной. Вот как он ответил:

— Это значит действовать так, чтобы умирая, не бояться загробной жизни… Словом, быть уверенным, что, когда наступит судный день, дорога тебя ждет только в рай.

 

 

 

 

Лино Вентура, 1919-1987

РАДОСТЬ ПОБЕДЫ

Как долго и после Победы
Не могла я забыть и изжить
Весь ужас войны, её беды,
Что в детстве пришлось пережить.

Когда самолёт услышу,
Хотелось бежать во всю прыть
И спрятаться где-нибудь в нишу,
Хотя он не будет бомбить:

Ведь красные звёзды на крыльях
Видны вместо чёрных крестов.
Уже не летят эскадрильи
Фашистов — убийц и врагов.

И память о том, что изведал
В войне, до сих пор не молчит,
Но радость от криков «Победа!»
Там тоже, ликуя, звучит.

Та радость все страхи, потери
Войны пережить помогла,
А также окрепшую веру
В народ наш великий дала.

Лазаревич Лилия Игнатьевна

Молитва на войне

Сотни снарядов и мин, со свистом и воем вспарывая горячий воздух, летели из-за высот, рвались возле окопов, вздымая брызжущие осколками черные фонтаны земли и дыма, вдоль и поперек перепахивая и без того сплошь усеянную воронками, извилистую линию обороны. Разрывы следовали один за другим с непостижимой быстротой, а когда сливались, над дрожавшей от обстрела землей вставал протяжный, тяжко колеблющийся, всеподавляющий гул.

Давно уже не был Звягинцев под таким сосредоточенным и плотным огнем, давно не испытывал столь отчаянного, тупо сверлящего сердце страха… Так часто и густо ложились поблизости мины и снаряды, такой неумолчный и все нарастающий бушевал вокруг грохот, что Звягинцев, вначале кое-как крепившийся, под конец утратил и редко покидавшее его мужество, и надежду уцелеть в этом аду…

Бессонные ночи, предельная усталость и напряжение шестичасового боя, очевидно, сделали свое дело, и когда слева неподалеку от окопа разорвался крупнокалиберный снаряд, а потом, прорезав шум боя, прозвучал короткий неистовый крик раненого соседа, — внутри у Звягинцева вдруг словно что-то надломилось. Он резко вздрогнул, прижался к передней стенке окопа грудью, плечами, всем своим крупным телом и, сжав кулаки так, что онемели кончики пальцев, широко раскрыл глаза. Ему казалось, что от громовых ударов вся земля под ним ходит ходуном и колотится, будто в лихорадке, и он, сам охваченный безудержной дрожью, все плотнее прижимался к такой же дрожавшей от разрывов земле, ища и не находя у нее защиты, безнадежно утеряв в эти минуты былую уверенность в том, что уж кого-кого, а его, Ивана Звягинцева, родная земля непременно укроет и оборонит от смерти.

Только на миг мелькнула у него четко оформившаяся мысль: «Надо бы окоп поглубже отрыть…» — а потом уже не было ни связных мыслей, ни чувств, ничего, кроме жадно сосавшего сердце страха. Мокрый от пота, оглохший от свирепого грохота, Звягинцев закрыл глаза, безвольно уронил между колен большие руки, опустил низко голову и, с трудом проглотив слюну, ставшую почему-то горькой, как желчь, беззвучно шевеля побелевшими губами, начал молиться.

В далеком детстве, еще когда учился в сельской церковно-приходской школе, по праздникам ходил маленький Ваня Звягинцев с матерью в церковь, наизусть знал всякие молитвы, но с той поры в течение долгих лет никогда никакими просьбами не беспокоил бога, перезабыл все до одной молитвы — и теперь молился на свой лад, коротко и настойчиво шепча одно и то же: «Господи, спаси! Не дай меня в трату, господи!..».

…Как в тумане увидел Звягинцев серо-зеленые мундиры, услышал грозный топот ног, гром рвущихся ручных гранат, торопливые хлопки выстрелов… Из окопов уже выскакивали товарищи, его родные товарищи, побратимы на жизнь и на смерть; их было немного, но жидкое «ура» их звучало так же накаленно и грозно, как и в былые добрые времена…
Одним махом Звягинцев выбросил из окопа тело, перехватил винтовку, молча побежал вперед, стиснув оскаленные зубы, не спуская исподлобного взгляда с ближайшего немца, чувствуя, как вся тяжесть винтовки сразу переместилась на кончик штыка…

Михаил Шолохов, «Они сражались за родину»
Роман-газета, №1(181) 1959 г.

******

В ту ночь мы лежали на полу. Спать я не хотел, потому что уже давно я жил с мыслью, что если мне закрыть в темноте глаза и забыться, то моя душа вырвется из тела. Это началось уже давно, с той ночи, когда <…> немецкая мина попала в наш блиндаж. Послышалось: чух-чух-чух-чух, потом что-то сверкнуло, точно настежь распахнули леток домны, и рев, сначала белый, потом все краснее, краснее, краснее в стремительном вихре. Я попытался вздохнуть, но дыхания не было, и я почувствовал, что весь вырвался из самого себя и лечу, и лечу, и лечу подхваченный вихрем. Я вылетел быстро, весь как есть, и я знал, что я мертв и что напрасно думают, будто умираешь и все. Потом я поплыл по воздуху, но вместо того, чтобы подвигаться вперед, скользил назад. Я вздохнул и понял, что вернулся в себя. Земля была разворочена, и у самой моей головы лежала расщепленная деревянная балка…

Я старался не думать об этом, но с тех пор по ночам, стоило мне задремать, это каждый раз опять начиналось, и только большим усилием я мог помешать этому. Теперь я почти уверен, что ничего такого не случилось бы, но тогда, в то лето, я не хотел рисковать.

У меня было несколько способов занять свои мысли, когда я лежал без сна. Я представлял себе речку, в которой мальчиком удил форелей, и мысленно проходил ее всю, не пропуская ни одной коряги, ни одного изгиба русла, забрасывая удочку и в глубоких бочагах, и на светлеющих отмелях, и форель иногда ловилась, а иногда срывалась с крючка.

Иногда в одну ночь я проходил с удочкой четыре или пять рек, начиная от самого верховья и подвигаясь вниз по течению. Если я доходил до конца, а времени до утра было еще много, я пускался в обратный путь, вверх по течению, начиная оттуда, где речка впадала в озеро, и старался выловить всю форель, которую упустил, идя вниз по течению. <…>

Но были ночи, когда я не мог думать о ловле форели; и в такие ночи я лежал с открытыми глазами и твердил молитвы, стараясь помолиться за всех тех, кого я когда-либо знал. Это занимало очень много времени, потому что, если припомнить всех, кого когда-либо знал, начиная с самого первого воспоминания в жизни,— а для меня это был чердак дома, в котором я родился, и свадебный пирог моих родителей, подвешенный в жестянке к стропилам. <…> Если начинать с таких ранних воспоминаний, то людей вспоминается очень много. Если за всех помолиться, прочитав за каждого «Отче наш» и «Богородицу», то на это уйдет много времени, и под конец уже рассветет, а тогда можно заснуть, если только находишься в таком месте, где можно спать днем.

В такие ночи я старался припомнить все, что со мной было в жизни, начиная с последних дней перед уходом на войну и возвращаясь мысленно назад от события к событию<…>

Эрнест Хемингуэй «Прощай оружие» 1929,
рассказ «На сон грядущий»
Издательство «Промiнь», 1987

Зарубки на сердце

Недаром говорят, детство самая счастливая пора. Так и есть у большинства людей. Только, чтобы это понять, нужно стать взрослым.

И в школу ходить не хочется, и уроки делать лень, и лета всегда ждать долго приходится, и до кнопки своего этажа в лифте не дотянуться, спать заставляют ложиться рано, зубы чистить — много и хлопот, и расстройств. Когда они маленькие, несерьезные, то из них, как ни странно, потом и складывается Счастливое Детство. Конечно, не только из них…

Другое дело, когда горе отбирает у человека детство! Тогда вместо радостных воспоминаний на сердце остаются шрамы, зарубки, которые не проходят, не излечиваются всю жизнь,

О таком детстве, украденном войной, и рассказывает Виктор Васильев, автор повести «Зарубки на сердце». Он должен был осенью идти в первый класс, но 22 июня началась Великая Отечественная война, бомбежки. От школы остались рутины… От прежней мирной, детской жизни — тоже.

Фашисты заняли многие деревни и города, превратили людей в рабов. На долю маленького Вити и его младшей сестры Тони выпало все, что и взрослым-то пережить сложно: и бомбежки среди ночи, и оккупация, и тяжелое и опасное бегство от войны, и голод, и плен, и лагеря смерти, и рабский труд на фашистов-хозяев, И всегда как ангел-хранитель рядом с детьми была их мама. Она каждый день совершала подвиг, жертвовала собой, чтобы спасти их от смерти.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент повести — яркие картины военного детства, как фотографии в альбоме памяти. Только фотографии эти живые и страшные, потому что все здесь сказанное — абсолютная правда.

 В бараке для пленных где они находились всей семьей, началась эпидемия страшной болезни — сыпного тифа. Заболевших увозили в специальный барак, где оставляли умирать без лечения, без еды и питья. Эта же болезнь настигла и Витину маму.

Прошло две недели как ее увезли в тифозный барак.

 

Незаметно и тихо вернулась мама. Целовать нас не стала, только прижала к  себе меня и Тоню да по головке погладила. Слёзы падали нам на волосы,

— Я ведь заблудилась в бараке, едва нашла вас, — говорила они сиплым голосом.

Тетя Сима и бабушка обняли её, но ни о чём не расспрашивали, Видели, что она очень устала, пока шла. Вдруг она встала на колени перед  берёзовой стойкой нар и воскликнула:

— Слава Тебе, Господи! Слава Тебе, Матерь Божия и низкий земной поклон! Я снова увидела своих детушек! — и разрыдалась.

Тётя Сима и бабушка подняли её за руки, уложили на нары прямо в той же одежде, в которой она лежала в сарае и вернулась в барак.

Мама проспала несколько часов до обеда. Мы с Тоней были рядом. Нам всё не верилось, что это — наша мама, что это не сон.

Надо было идти в очередь за баландой. Мама сняла лишнюю одежду и валенки. взяла свою миску и кружку, пошла с нами к раздаче. Хильда признала в ней чужого человека, не хотела давать баланды. Долго пришлось ей растолковывать, что к чему. По её мнению, никто не мог, не имел права выжить после сьпного тифа. Для чего же тогда нужна эпидемия?! Нехотя, но всё же дала маме порцию. Недаром в очереди говорили, что руководство лагеря специально раздувало эпидемию без лекарств, как ещё один способ массового уничтожения славян.

Мама охотно съела свою порцию. Потом села на нары; прислонилась спиной к стойке и стала рассказывать:

— Я была ещё в сознании, когда санитары увозили меня на тележке. Большое счастье, что так тепло одели меня мама и Оля. Тёплые кальсоны брата, ватные штаны, ватная фуфайка и сверх неё зимнее пальто моё с кроличьим воротником, два шерстяных платка и тёплые меховые рукавицы спасли меня. Потому что тифозный барак оказался простым сараем для сена, где дощатые стены имели огромные двери. Сарай промерзал и продувался насквозь, как чистое поле. Больных привозили на верную смерть. А меня спасла Богородица, Матерь Божия. Да, да, не усмехайтесь. Расскажу всё по порядку. Сначала тело моё сотрясал внутренний озноб, и теплая одежда не помогала. В то же время голова горела от температуры. Потом был провал сознания, я ничего не помню. Сколько так продолжалось, что я говорила или кричала в бреду — совершенно не помню. Один санитар говорил, что четырнадцать дней я была без сознания. Но вот, какая-то чёрная ночь. Я лежу в темноте и слышу легкий стук. «Это мне гроб сколачивают», — понимаю я. Вдруг появляется Богородица с ярким нимбом вокруг головы и с нею рядом Спаситель — Иисус Христос. Он молча пихает мне в потайной карман бутылку с соской, а в ней — лекарство.

Бабушка удивилась, дернулась возразить. Но опомнилась, промолчала.

— А Богородица мне говорит, — продолжала мама — «Хватит тебе лежать! Иди в барак и скажи всем больным и здоровым, чтобы шли сюда на встречу, со мной». «Хорошо, хорошо», — отвечаю я, и благодать разливается в моей груди. Я не различаю ни Ее голоса, ни своего, а слышу каким-то чутьём. Спешу в наш третий барак. Кричу, как мне кажется, громко-громко: «Люди! Вас ждет Богородица! Идемте, скорее, к Ней Но люди молчат, не обращают на меня внимания. Я ещё и еще зову их, но никто не откликнулся. В печали я вернулась к Богородице: «Люди словно не слышат меня, никто не пошел со мной», «Это потому, — отвечает Матерь Божия, что ты не святая. Но не печалься теперь Я пойду только к тем кто Меня позовет. А тебе Я дарю иконку, молись на нее».  С той поры я не теряла сознание, пошла на поправку. В потайном кармане пальто действительно оказалось лекарство в бутылке с соской. А в другом кармане я нашла иконку точно такую же, какая у меня была до болезни и оставалась в бараке.

Мама была счастлива и мы были счастливы. Поэтому не стали уточнять происхождение иконки и бутылки с соской.

Виктор Васильев

Альманах «Линтула».
Санкт-Петербург, 2019

Весеннее настроение

Сияет нежно поле васильков,
Свистят задорно птичьи трели,
Весна поёт мелодию цветов
Под звуки радостной капели;

Кругом разлита щедро Благодать,
И так легко Творцу молиться, —
Хотелось бы весь мир душой обнять,
С любовью Богу поклониться!

 

 

Ирина С.
24.02.2014

 

Всеобщая радость

В час ночи всеживительной
От мира в глубь небес
Несется гимн спасительный:
«Христос воскрес!»

Вольнее как-то дышится,
Нет больше горьких слез,
Когда повсюду слышится:
«Христос воскрес!»

Мою Он душу бедную
Из рабства вывел днесь,
Пою я песнь победную
«Христос воскрес!»

П.А. Лебединский
Духовно-нравственные стихотворения
Собрание архимандрита Сергия Бирюкова, 1926
Издание Александро-Невской Лавры, 2013

19 апреля — Светлое Христово Воскресение. Пасха

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА

 

Великое событие — Светлое Христово Воскресение— празднуется Св. Православною Церковью как самый величайший из всех праздников. Это есть праздни­ков Праздник и Торжество из торжеств. Праздник этот называется еще Пасхою, то есть Днем, в кото­рый совершилось наше перехождение от смерти к жизни и от земли к небу. Праздник Воскресения Христова продолжается целую неделю (7 дней), и служба в храме совершается особенная, торжествен­нее, чем во все другие праздники и дни. В первый день Праздника утреня начинается в полночь. Перед началом утрени священнослужители, облачившись в свет­лые одежды, вместе с верующими, при колокольном звоне, с возжженными свечами, крестом и иконами идут кругом храма (совершают крестный ход), в подражание женам-мироносицам, шедшим рано утром ко гробу Спасителя. Во вре­мя крестного хода все поют: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех: и нас на земли сподоби чи­стым сердцем Тебе славити». Начальный возглас утрени де­лается перед затворенными дверьми храма, причем много раз поется тропарь: Христос воскресе…, и с пением тропаря входят в храм. Богослужение совершается во всю неделю при открытых Царских вратах, в знак того, что теперь вос­кресением Христовым открыты для всех врата Царствия Божия.

Во все дни этого великого праздника мы приветст­вуем друг» друга братским целованием со словами: «Хрис­тос воскресе!» и ответными словами: «Воистину воскре­се!», христосуемся и обмениваемся крашеными (красными) яйцами, которые служат символом новой, блаженной жиз­ни, открывшейся из гроба Спасителя. Всю неделю звонят во все колокола.

«Закон Божий»
Братство во имя св. князя Александра Невского
Нижний Новгород, 2004

16 апреля — Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

Когда Иисус Христос умыл ученикам ноги, надел верхнюю одежду и возлег опять за стол. Сел ужинать с ними тут Он открыл ученикам, что один из них предаст Его. «Истинно, истинно говорю вам, ядущий со мной предаст Меня».  Ученики в испуге стали посматривать друг на друга и один за другим стали  спрашивать его: «Не я ли Господи?»

Бессовестный Иуда не постыдился спросить Иисуса Христа: «Учитель, не я ли предам Тебя?». Тебя Иисус Христос тихо и кротко ответил ему: «Ты». тогда Иоанн, которого особенно любил Иисус Христос и который сидел рядом с ним, припал груди его из спросил: «Господи, кто же это?». Иисус отвечал: «Тот кому я обмакнув, кусок подам». И обмакнув в блюдо кусок хлеба, подал Иуде Искариоту.

Видите, как милосерд Иисус Христос: он не укорял своего предателя, не прогонял злого Иуду, а умыл ему ноги, был к нему особенно ласков. Ему одному только он подал кусок хлеба. Угощал того, который имел против Его такой злой умысел. Но Иуда не тронулся тем, что Христос его так любит, не оставил своего намерении продать своего учителя и благодетель Иисус Иисус Христос сказал Иуде: «Что делаешь, делай скорей. Скорее делай то, что ты задумал сделать».

Никто не понял этих слов Иисуса Христа. Думали, что Иисус говорит ему: купишь что нам нужно к празднику, или дай что-нибудь нищим, так как у Иуды был ящик с деньгами. И вот Иуда взяв из рук Иисуса Христа кусок, вышел вон из комнаты. На улице была Тёмная ночь когда Иуда вышел.

Иисус Христос берет хлеб, благословляет его, разламывает на куски и раздает ученикам, говоря: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое за вас ломимое. Сие творите в Мое воспоминание. Потом берет чашу с вином разведенным водой и дает пить всем. «Пейте из неё все ибо сие есть Кровь моя Нового Завета, которая за вас и за многих изливается во оставление грехов. Тело Мое за вас ломимое, Тело Мое которое будет распято на кресте. Кровь моя которая за вас и за многих изливается во оставление грехов. Моя кровь будет пролита, чтобы вам и другим людям Бог простил грехи».

Тут на тайной вечере господь Иисус Христос открыл Своим ученикам, что он скоро оставит их будет взят и распят, они разбегутся от страха и оставят Его. На это апостол Петр сказал: «Господи с тобой я готов и в темницу и насмерть идти, свою душу положу, умру за тебя». Иисус Христос сказал ему: «Ты свою жизнь отдашь за меня? Истинно, истинно говорю тебе Петр: не пропоет сегодня петух дважды, вторые петухи, как ты три раза откажешься, что не знаешь меня.

Апостолы очень любили Иисуса Христа, они очень скорбели о том, что должны будут расстаться с ним. Им Его было жалко. и самим было тоскливо и страшно. Господь видел их Любовь и страдания и утешал их, уговаривал их любить друг друга. Так они просидели до поздней ночи, когда Иисус Христос сказал: «Встанем, пойдём отсюда».

«Библия для детей»
Рег. благотв. общ. движение «Золотой пеликан Северо-Запад»
Издательство «Десятка», СПб, 2010.

12 апреля — Вход Господень в Иерусалим

Когда Иисус с Двенадцатью Апостолами был уже совсем близко от Иерусалима (в деревне Виффагии, которая стояла на Елеопской Горе, возвышавшейся против Иерусалима), Он сказал двум Своим спутникам:

— Идите в селение, что прямо против вас. Там вы сразу же найдете привязанных ослицу и осленка. Отвяжите их и приведите ко Мне. И если кто-нибудь спросит Вас, зачем вы это делаете, скажите тому человеку, что ослица и осленок нужны Господу, и он тотчас же пошлет их Мне.

Так начало исполняться Пророчество о том, что Спаситель Иерусалима въедет в этот город на ослице и осленке.

Посланные Иисусом двое Апостолов сделали всё, как Он им сказал. К Иисусу привели ослицу и осленка, на них положили одежды, и Иисус, сев верхом, направился к городским воротам.

Вокруг Иисуса и Апостолов собралась большая толпа тех, кто уже поверили в Него. Одни постилали на дороге, по которой ехал Иисус, свои одежды, другие устилали дорогу срезанными ветвями деревьев. Люди радостно восклицали:

—  Благословен Приходящий во Имя Господне! Спасение свыше! Благословенно наступающее Царство Предка нашего Давида!

Некоторые фарисеи, оказавшиеся в толпе, сказали Иисусу:

—  Учитель, запрети Своим Ученикам говорить это!

Но Иисус ответил фарисеям:

—  Если они умолкнут, камни начнут кричать.

И фарисеи стали говорить друг другу:

—  Видите, мы ничего не достигли! Все пошли за Ним!

Глядя на Иерусалим, Иисус заплакал и сказал, обращаясь к этому городу:

—  Если бы ты позвал в этот день, что ведет к миру! Но сейчас это скрыто от глаз твоих.

Придут дни, когда враги окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал Господа, когда Он посетил тебя.

Когда Иисус торжественно въехал в город, там об этом сразу же узнали все. Люди выходили на улицы и спрашивали: — Кто это?

Те, кто шли за Иисусом, отвечали:

—  Это — Пророк Иисус из Назарета Галилейского.

Въехав в Иерусалим, Иисус сразу же пошел в Храм. Там к Нему подошли слепые и хромые, и Он исцелил их.

Иисуса в Храме радостно приветствовали дети. Это привело в негодование Первосвященников (главных религиозных вождей Древнего Израиля) и книжников. Но Иисус сказал Первосвященникам и книжникам:

—  Разве вы никогда не читали в Священном Писании, что Бог восхвалил Себя устами младенцев и грудных детей?

Потом Иисус с Двенадцатью Апостолами ушел из Иерусалима в Вифанию, где провел ночь

Грех – промах мимо цели

Первых людей, которых создал Бог, звали Адам и Ева. Однажды они не послушались Бога и захотели спрятаться от Него. Они не стали просить прощения, забыв, что Бог желает всем только добра. Первые люди ослушались Бога, совершили грех. Грех – промах мимо цели.

Какая цель у всех людей на земле? Стать подобным Богу в делах добра. Если человек не следует своей цели и не творит добро, то он согрешает. Когда ты вдруг нечаянно забываешь посоветоваться со своей совестью, то может так случиться, что ты забудешь Бога. Совесть – это голос Божий в человеке, с которым умные люди перед началом любого дела советуются: «А хорошо ли то, что я делаю?», «А нравятся ли Богу мои дела?».

Не греши и будь послушен, —
Так свою спасаешь душу

 

«Добронравие для маленьких»
АНО «Семья России», 2016