Тот, кто читает Святое Писание

от, кто читает Святое Писание,
Получит награду за труд.
Знания Бога получит. И знания
Эти от бесов и ада спасут.

В Вечных писаниях душам спасенье.
Кто не хочет их знать, горе тому.
Без Бога – тупик и всегда разрушение.
Лишь к Богу ведут все пути Одному.

Лазаревич Л. А.

8 сентября – Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

Празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году

 

Икону Богородицы целуя,
Я вдруг сухим листом
затрепетал,
И, равнодушный и к добру, и злу я,
Дышать, как мне казалось,
перестал.

Я видел лишь,
как держат Ее руки
Богомладенца Господа Христа.
В глазах Обоих —
боль грядущей муки
И — слава победившего Креста!

Евгений Санин

Пчела

В колокольчике пчела
Благодарно замерла.
Неотрывно пьет
Благодатный мед.
За пчелой я слежу,
На цветок я гляжу
И из той же чаши пью
Чистой радости струю.
И молюсь, и пою,
Бога дивного хвалю.
Полетит моя пчела,
А за ней моя хвала
Прямо, прямо, прямо, прямо
В вышину земного храма
С мириадами дыханий,
С мириадами звучаний,
В неумолчном хоре их
Прозвенит и этот стих.

 

Солодовников А.А. 1893-1974

28 августа – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Возлюбленные братья и сестры сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником в честь Успения Божией Матери с пожеланием вам всем любви, мира и радости, помня слова Царицы Небесной что она и в Успение своем не оставит нас грешных.

В имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы наша.[1]

Такими словами возлюбленные братья и сестры мы запечатлели этот великий праздник Успения Божией Матери. В песнопении церковном раскрывается смысл всего этого праздника. Матерь Божия желала, чтобы апостолы, которые пошли проповедовать Слово Божие по всей вселенней,  присутствовали при кончине Ея. И мы слышим в песнопениях церковных: «Апостоли, от конец совокупльшеся зде» [2], и завещание Божией Матери: в «Гефсиманийстей веси», где молился Ее сын возлюбленный, она просит чтобы похоронили тело Ее «и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой».

Это песнопение отражает завещание Божией Матери чтобы Сын её, Сын Божий также присутствовал в этом великом таинстве Успения Божией Матери. И мы видим на древних иконах и сейчас которые написаны, и на других, которые переизданы, на плакатах мы видим как Сам Господь Иисус Христос держит на руках душу Царицы Небесной.

В чем же возлюбленные братья и сестры смысл великого праздника Успения Божией Матери? Божия Матерь в Успении Своем не оставляет этот грешный мир. Как мы часто слышим в чтении, когда празднуется праздник  Покрова, Андрей Христа ради юродивый видел Покров Божией Матери и также был восхищен на небо. Он видел все обители, святителей, преподобных, праведных, мучеников, но он больше всего искал обитель Царицы Небесной. Ангел спросил: «Андрей, что ты еще хочешь пожелать увидеть здесь в Царствии Небесном?». «Я ищу обитель Царицы Небесной». И услышал голос от ангела: «Ее здесь нет – она отошла в многоскорбный мир утирать слезы верующих».

Вот возлюбленные братья и сестры – она с нами, она всегда с нами Царица Небесная. И в молитвах, и в песнопениях мы прямо говорим: «К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам, грешным?».  Вот возлюбленные, она прибежище нам грешным в Успении своем не оставляет нас. И мы слышим заключительные аккорды кондака: «В молитвах не усыпающую Богородицу». То есть постоянно молящуюся за мир христианский. «В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную»[3]. То есть как Она была по Рождестве Дева, так и осталась Она Девою по Рождению Сына Божия. И сын Божий Спаситель мира он всегда с нами. Как Матерь Божия с нами, так и Он. Он сказал: «Я буду с вами до скончания века». Аминь.

С праздником братья и сестры.

Протоиерей Иоанн Миронов
Проповедь 28 августа 2004 г.

[1] При родах Ты сохранила девство, при успении Ты не оставила мира, Богородица; Ты преставилась к жизни, будучи Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши

[2] Апостолы, собранные сюда с концов земли

[3] Богородицу, неусыпную в молитвах и непреложно надежную Заступницу нашу, гроб и смерть не удержали; ибо Вселившийся в Ее вечнодевственную утробу переселил Ее к жизни как Матерь Жизни.

 

Благополучие

К

уда бы мы не обратили взгляд, всюду видны явные доказательства любви Создателя. Человечеству остаётся лишь отвечать на Его запросы. Тогда светлее и радостнее станет жизненный путь. «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновений» (Пс. 118) . Смиренный ученик Христов, находящий пищу и питие в соблюдении воли Господа и Учителя, обладает миром, которого люди не могут ни дать, ни отнять.

Человек этот может оставаться непонятым окружающими или его могут понимать вполне превратно, могут находить его узким, прямолинейным или ещё того хуже, но ничто не смущает его. Одобрение Господа всегда ограждает и вознаграждает его от всех упреков, которыми готовы его покрыть люди…

… Набожные люди навеки соединены с Воскресшим и Прославленным Сыном Божиим. Все, так называемые заслуги человека, являются даром Божиим и следует благодарить за это. Но в наши дни люди с удовольствием принимают современные правила поведения, этику нашей цивилизации.

Не задумываясь, телеведущие дали даже название передачи для подростков: «Самый умный». Ребята с видимой нервозностью отвечают на вопросы, желая, чтобы стать самым умным, выше других. Передергиваются и их родители. Стремление быть первым стало главной целью жизни истинно современного человека. Стремление к личному удовлетворению, возвышению и продвижению – главное правило современной этики…

… Водимые Христом, люди стараются быть лучше, готовы и исполняют призыв апостола: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4, 32). Христианская семья, основанная на любви Божией, всегда сможет найти выход из любых затруднений. Доброта и сострадательность – качества любви, которые удаляют всякие недоразумения, приводя к взаимному прощению и пониманию. …

… Ощущать полностью благополучие можно лишь тогда, когда налажены взаимоотношения, когда порядок в христианской семье, когда есть тяготение к постоянному душевному умиротворению. Если каждый в отдельности станет к этому стремиться, то и вся жизнь общества изменится к лучшему.

Архимандрит Елеазар
“Вестник Александро-Невской Лавры”, 2004

Двери в Жизнь

В

сем открываю двери в Жизнь.
И в них смотрю я сам.
Ты крепче за руку держись,
Идем в Господний храм.
Там море счастья и любви.
Плеск радости святой.
Ты только рук не разорви,
Нас ждет Господь Живой!
Господь Живой!
А в нем и мы, живые на века!
Господь Живой!
Цветут сады, течет любви река!

Архиепископ Питирим (Волочков)
“Духовный мир”, 2018.

Войдете вы в часовенку когда…

Войдете вы в часовенку когда,
Увидите иконы в два ряда
И живописные святые херувимы.
Они в часовенке давно уже хранимы
Усердьем нашего народа
И старостой из моего же рода.
Самойлом, дедушкой, они заведены,
Из города сюда привезены.
Я помню: дедушко-то мой
Хоругви с бабушкой обшили бахромой.
Творенье Силы и Луки –
Прекрасная работа их руки.
То – холст большой на потолке
И мир небесный на холсте.
В сияниях святых небес –
Творец вселенной и чудес.
И в красоте миров своих,
И в сонме ангелов святых
Написан Саваоф-Господь…
Часовня старая на речке…
Там солнышко весной сияет,
Ребят на речке пригревает,
И оврагом на восток
Протекает ручеек.
Начинается ручей, –
Сразу общий и ничей.
Он течет, течет, журча,
Из холодного ключа.
Под Михайловой горой,
Лишь весеннею порой
Ночью он и днем шумлив
И болтлив, и говорлив.
Да и летом от дождей
Разливается ручей.
Ниже струйки прибивает:
Родничок в него втекает.
И чем ниже, ниже, ниже, –
Шире он: к устью поближе.
Струйки все смелей текут,
Речкой там его зовут.
А уже под Шаболой
Ручеек совсем большой.
Тут положена колода
Деревенскому народу:
Бабам скатерти стирать,
Сарафаны полоскать,
И онучи, и рубахи:
Наши бабы не неряхи.

Честняков Ефим
(1874-1961)

Молитва о родителях

К

ак проверить себя – любишь человека или нет? Если любишь – то помнишь. Истинно и искренне любящему свойственно всегда думать о человеке и держать его в сердце своем. А если мысли и думы о ближнем заполняют твое сердце, ты не можешь не молиться о нем. Вот почему молитва, сердечная и вниматель­ная, лежит в основании подвига почитания роди­телей. Молясь за них, мы испрашиваем у Всемогуще­го Господа оставления их грехов, умножения их лет во здравии, Божией помощи отцу и матери в их скор­бях и немощах, содействия во всяком благом деле.

Молитва детей за родителей преодолевает и даже вовсе снимает мнимую «проблему отцов и де­тей»… Да и какие могут быть проблемы там, где ме­сто лишь взаимной приязни, нежности, радости общения, с полнотой которого может быть сравни­ма лишь супружеская любовь?

Малое слово способно вершить великие дела. Злое слово может нанести непоправимый вред, поранить и даже убить, но подлинно доброе слово может и должно врачевать, примирять, утешать и согревать. Слово любви несет с собой свет и жизнь… Посему, наши юные друзья, не скупитесь на слова приветствия и прощания, выражающие самые за­душевные чувства к отцу или матери!

Не скроем: некоторые современные молодые люди вообще потеряли способность изъясняться по-человечески. Экономя на словах, такой экономит и на чувствах; не расходуя энергии любви, лиша­ется самого дара любви и становится человеком… в футляре эгоизма и бессердечия.

Растопить греховный панцирь гордыни, умяг­чить свое жесткое сердце можно, как мы помним, вводя в собственное сознание новые, на самом деле давно забытые, слова из языка любви к Богу и лю­дям. Тогда взамен нашего отрывистого бурканья, корявого языка междометий придет слово, умаща­ющее и возрождающее души.

Очень много значат в общении со взрослыми и выражение лица, и внешние правила поведе­ния. Когда рано поутру мы с кислым или даже уг­рюмым видом пройдем мимо матери, в лучшем слу­чае что-то хмыкнув в ответ на ее приветствие, то уже согрешим против заповеди. Если, напротив, приветливо улыбнемся, теплым взором взглянем на родительницу, если, как в детстве, обнимем и поце­луем, то, даже ничего не сказав и не свершив более, сами того не зная, учредим матери праздник, ко­торый заставит ее помолодеть и ощутить себя сча­стливой…

Любовь, говорят, по­дыскивает слова, любовь внушает и побуждает тво­рить дела, говорящие куда громче и убедительнее, чем голословные заверения и признания. Чем стар­ше и немощнее становятся наши родители, тем в большем участии с нашей стороны они нуждают­ся.

Протоиерей Артемий Владимиров.
Учебник жизни. Изд-во «Филарет», 2006

Нить жизни

ить жизни, спасение
Только Христос –
Садовник цветения
Душ, словно роз.

Бог – мастер-садовник
Лелеет свой сад.
Спасатель-духовник
Спасаемым рад.

Для сладких плодов
И обрезка нужна.
Душа от грехов
Обрезаться должна.

Лазаревич Л.И.

Родители

осподь благоволил, чтобы мы через на­ших родителей появились на свет. Какие они? За это они будут отвечать перед Богом, но они будут отвечать и за нас. А мы за них не отвечаем. Мы будем отвечать за то, как мы их почитали.

Тебя не касается, ладят или не ладят твои родители, хорошие они или плохие, для тебя они должны быть святыней, чтобы тебе через них получить благословение Божие, чтобы тебе жилось хорошо. Мы не смеем даже в мыслях обидеть родителей. А как они отно­сятся к нам — это их дело.

Наши трудно­сти оттого, что мы перестали почитать роди­телей. Не смейте обижать или огорчать своих родите­лей. Вы не будете ни в чем благополучны, если ваши родители рассержены на вас или огор­чены. Когда вы враждуете с родителями, вы находитесь в непрестанной и бесполезной внутренней борьбе с самим собой.

А если твои родители атеисты, а ты веру­ешь, ты не должен раздражать родителей своей верой, только молись за них. Родитель имеет большую власть, и то, что пожелает своим детям, исполняется. Может быть, у на­ших родителей и трудный характер, но это их дело, они сами будут за это отвечать перед Бо­гом, и будут отвечать за нас как за детей, за то, какой пример подали нам в жизни.

А мы должны почитать родителей как свя­тыню, чтобы получить Божие благословение. Многие этого не соблюдают, а потом жале­ют — ничего не получается …

Архимандрит Фаддей (Витовницкий)
“Зерна добромыслия”,
“Златарница”, 2011

12 июня – День Святой Троицы. Пятидесятница

Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

Возлюбленные братья и сестры! День Святой Троицы особенно дорог для каждого верующего христианина.

Мы видим испуганных учеников которые видели страдания Господа видели Своими глазами Его Воскресение, видели Своими глазами Его Восшествие на небо и сейчас Господь по Вознесении сказал: «Сидите в Иерусалиме дондеже облечетися силою вышнего».

И вот мы видим как апостолы в  сионской горнице собрались все и Царица Небесная и дух в виде огненных языков снишел на них. Мы видим как неграмотные рыбари сумели за несколько мгновений дать то, что мы не можем другой раз годами. Мы видим, что они они стали проповедовать на других языках, страх от них отошел. Как мы слышали страха ради иудейскаго они собирались вместе. И вот они шли и проповедовали как Господь сказал: «шедше убо научите вся языки, (то есть все народы), крестяще их во имя Отца и Сына и святаго Духа», учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се, аз с вами есмь во вся дни до скончания века».

И видите, возлюбленные – до скончания века Господь пребудет с нами и благодать Духа святаго в таинстве, во всех таинствах подается каждому христианину. Семь таинств определила Святая Церковь:  священство, крещение, миропомазание, покаяние, святое причащение, венчание и соборование. Это великое дело, что благодать Святаго Духа окрыляет всех нас и мы поддерживаем друг друга в таинствах. Это великая милость Божия, что Господь посылает дары до скончания века. Аминь. С праздником!

Протоиерей Иоанн Миронов
Из проповеди 2001 г.

2 июня – Вознесение Господне

сороковой день после воскресения Иисуса Христа уче­ники Христовы собрались в одном доме. Иисус Христос явился им и бесе­довал с ними, говоря: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день; и проповедану быть во имя Его покаянию и проще­нию грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие (учение Христово) всей твари. Кто будет веро­вать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: име­нем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языка­ми; будут брать змей, и если что смертоносное выпьют, не повре­дит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы».

Потом Спаситель сказал ученикам, что скоро пошлет на них Святого Духа; а до того времени повелел им не расхо­диться из Иерусалима. Он сказал: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше; ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым».

Беседуя с учениками, Спаситель вывел их из города в сторону Вифании, на гору Елеонскую.

Ученики, обрадованные словами Спасителя, обступили Его и стали спрашивать: «Не в это ли время, Господи, восста- новляешь Ты царство Израилю?»

Спаситель же сказал им: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти. Но вы при­мете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете проповедо­вать обо Мне в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли».

Сказав это, Иисус Христос, подняв руки Свои, благосло­вил учеников Своих; и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и скоро облако взяло Его из вида их.

Так Господь и Спаситель наш Иисус Христос вознесся человечеством Своим на небеса и сел одесную (по правую сторо­ну) Бога Отца Своего, т. е. Его человеческая душа и тело приня­ли (такую же) славу нераздельно с божеством Его, а божеством Своим Он всегда был и будет на небе и везде.

Ученики поклонились вознесшемуся Господу и долго про­должали стоять и смотреть на небо вслед Ему. Тогда явились пе­ред ними два ангела в белых одеждах и сказали: «Мужи Галилей­ские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т. е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо».

После этого ученики Иисуса Христа возвратились в Ие­русалим с великою радостью и оставались там все вместе, ожи­дая сошествия Святого Духа. Все они единодушно пребывали в молитве, будучи всегда во храме Божием, прославляя и благо­даря Бога. С ними были некоторые жены и Мария, Пресвятая Матерь Господа Иисуса Христа, со Своими сродниками.

“Закон Божий”
Издательство Братства во имя св. князя
Александра Невского
Нижний Новгород
2004

22 мая – день Перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар

 

иколай Святитель Великий,
Николай, любимый мой Святой
Почитают всюду твои лики,
Восхищаясь светлой добротой.

Власть тебе от Господа такая,
Сеятель добра для добрых нив;
И в людские горести вникая,
Ты всегда святитель справедлив.

Ты всегда в несчастьях помогаешь.
Исполняешь просьбы в тот же миг,
И печали, скорби утоляешь,
Избавляешь нам сердца от них.

 

Лазаревич Л.И.
2006

Евангелие спасает

 

 

 

Война (Великая отечественная прим. ред.) началась в июне, а в сентябре мы были уже в оккупированной немцами зоне. Под Ленинградом. Сразу с первых дней начался голод. Кто-то прослышал, что ближе к Ленинграду, под Колпино, где начинается передовая линия фронта на полях остались неубранные овощи. И вот наши – мама и брат, которому было тогда пятнадцать лет, а из соседей по квартире дед-старик и сын молодой мужчина-ин­валид (без пальцев кисти руки, потому и не попавший под мобилизацию) отважи­лись ходить на то поле за овощами. О том, как это было страшно и опасно поймет только тот, кто это видел, пережил, ис­пытал. Что было в душе у мамы и брата когда они подставлялись под пули за этот мешок картошки или брюквы, капусты, или турнепса кормового для скота? А ведь дома оставались еще двое беззащитных я, инвалид и сестренка моя пяти лет. Папу тогда забрали немцы в концлагерь. А идти надо – голод. Кроме бомб, снарядов и пуль через каждые 10 метров надпись на немецком и русском, что дальше идти – расстрел без предупреждения. Как же мне им тогда хотелось помочь! А чем?

И вот, когда они утром, взяв пустые мешки, отправились в очередной поход соседка по квартире – бабушка, жена и мать названных выше лиц, дала мне чи­тать Новый Завет в русском переводе. Я читала, хотя плохо понимала смысл чи­таемого. Но душа трепетала перед Богом! Если попробовать сейчас выразить то ду­шевное состояние, то будет так: «Вот Бог в слове Божием Святого Писания, а вот души и жизнь моих родных, которые в Твоей руке, Боже. То ли вернутся они до­мой, то ли нет. А если вернутся, то отдох­нув, опять надо идти на то поле смерти». И пока они ходили часа 4-5, чтение Свя­той Книги не прекращалось. Пришли, живые. Слава Богу! Даже еще с мешками! В чтении можно сделать перерыв. Опять пошли – опять книгу в руки: молиться-то тогда я не умела… И как же Господь тог­да сохранил их! Что приходилось им пе­режить в те страшные дни, часы! Начнут рассказывать – слушать ужасно. Вот оно чудо Божие! Вот оно – быть в пекле огня, как отроки еврейские в пещи, и выйти неопаленными!

Ольга Рябова
“Жизнеописание мирянки в Боге”

ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА

С

субботы на следующий день около полуночи Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. Земля сильно поколебалась, явился ангел, окруженный необычайным сиянием, в белоснежной одежде, и отвалил камень от гроба. Воины в испуге упали и, очнувшись, разбежались.

Рано утром, с восходом солнца, Мария Магдалина, которая следовала за Христом из Галилеи, и другие благочестивые жены пошли ко гробу Спасителя, чтобы помазать тело Его миром.

Раньше других к пещере подошла Мария Магдалина и увидела, что камень отвален от гроба. Она пошла обратно, чтоб сообщить об этом Петру и Иоанну.

Другие жены вошли в пещеру и увидели там двух лучезарных ангелов, которые сказали им:

— Что вы ищите Живого между мертвыми? Его здесь нет. Он воскрес. Идите и скажите об этом ученикам Его.

Апостолы Петр и Иоанн, опечаленные вестью о том, что унесли тело Христа, поспешили к пещере. Они вошли в нее и были поражены тем, что там лежали пелены, обвивавшие тело Христа, и плат, который был на голове Его, лежал свернутый отдельно.

Вслед за ними пришла в сад и Мария Магдалина и горько плакала. Вдруг пещера озарилась ярким светом, и Мария увидела двух ангелов.

Она обернулась, увидела Господа Иисуса Христа, ноне узнала Его и подумала, что это — садовник.

Господь спросил ее:

— Жена, что ты плачешь, Кого ищешь?

Она сказала:

— Господин, если Ты взял Его, скажи мне, где Ты Его положил, и я возьму Его.

— Мария! — произнес Господь.

Тогда она в великой радости ответила:

— Раввуни! (Учитель) — и бросилась к его ногам.

Но Он остановил ее словами:

— Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему, а иди к братьям (ученикам) Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему.

Кроме Марии Магдалины, Господь явился после Своего воскрешения еще другим женам-мироносицам, апостолу Петру, двум ученикам, которые шли в Эммаус, и десяти апостолам (Фомы не было между ними), потом всем одиннадцати и еще отдельно пяти ученикам.

Однажды на горе Галилейской Он явился более чем пятистам верующим.

Являясь апостолам, Господь велел им идти ко всем народам, просвещать их светом евангельского учения, крестить во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Спаситель сказал им:

— Я буду с вами до скончания века.

 

“Священная история для детей”
Прометей, 1990
Текст по изданию 1904 г.

17 апреля – Вход Господень в Иерусалим

скоре после воскрешения Лазаря, за шесть дней до ев­рейской Пасхи, Иисус Христос совершил торжествен­ный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть ис­тинный Христос Царь и идет на смерть добровольно. Приблизившись к Иерусалиму, придя к селению Виффагии, к горе Елеонской, Иисус Христос послал двух уче­ников Своих, сказав: «Идите в селение, которое прямо перед вами; там вы найдете привязанную ослицу и мо­лодого осла с нею, на которого никто из людей никогда не садился; отвяжите их и приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу».

Ученики пошли и поступили так, как повелел им Ии­сус Христос. Они привели ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него.

Между тем, в Иерусалиме узнали, что Иисус, воскре­сивший четверодневного Лазаря, идет в Иерусалим. Множест­во народа, собравшегося отовсюду к празднику Пасхи, вышло к Нему навстречу. Многие снимали с себя верхние одежды и постилали их Ему по дороге; другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и бросали по дороге. И весь народ, сопровож­давший и встречавший Его, в радости восклицал: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Гос­подне (то есть достоин хвалы идущий от имени Господа, от Бога посланный) Царь израилев! Осанна в вышних!»

Приблизившись к Иерусалиму, Спаситель со скорбью смотрел на него. Он знал, что народ отвергнет Его — своего Спасителя — и Иерусалим будет разрушен. Иисус Христос за­плакал о нем и сказал: «О, если бы ты хотя в этот твой день уз­нал, что служит к миру (то есть спасению) твоему! Но это со­крыто ныне от глаз твоих (то есть ты упорно закрываешь глаза на все Божие благоволение, посылаемое тебе). Придут на тебя дни, когда враги обложат тебя окопами и окружат тебя, и стес­нят тебя отовсюду, и разорят тебя, побьют детей твоих и не ос­тавят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал (не захотел узнать) времени посещения твоего» (то есть времени, когда Господь посетит тебя).

Когда Иисус Христос вошел в Иерусалим, весь город пришел в движение, и спрашивали не знавшие Его: «Кто это?»

Народ отвечал: «Это — Иисус, пророк из Назарета Га­лилейского», и рассказывали при этом, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

Войдя в храм, Христос снова, как и в первый год Свое­го учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, го­воря им: «Написано: Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов,— а вы сделали его вертепом разбойников».

Слепые и хромые обступили Его в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, воскли­цали: «Осанна Сыну Давидову!».

“Закон Божий”
Издательство Братства во имя св. князя
Александра Невского
Нижний Новгород
2004

 

«ПОУЧЕНИЕ» ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

«Премудрости Учитель и смысла Даятель, заблудшим Наставник и нищим Защитник! Утверди в разуме сердце мое, Владыко! Дай мне нужное слово, Отче, не возбраняй устам моим вопияти тебе: «Милосердный, помилуй падшего!» Вера моя – Бог, прибежище мое – Христос, покров мой – Дух Святой».

Молитва Владимира Мономаха

 

Владимир Мономах — выдающаяся личность древней Руси, виднейший государственный деятель, крепко стоявший на страже интересов Русской земли, человек большого ума и литературного таланта. Он снискал преданную любовь к себе и большое уважение у своих современников и в потомстве.

«Поучение» обращено Мономахом к его детям. Написано в начале XII века и говорит о высоком культурном уровне, достигнутым Киевской Русью. В «Поучении» Владимира Мономаха мы  видим как умудрённого большим жизненным опытом, благородного, гуманно настроенного человека, всегда помышляющего о благе своего государства, призывающего к защите слабых от сильных и власть имущих. Слово Божие постоянно пребывает в мыслях и на устах Мономаха. В то же время это князь энергичный, предприимчивый, наделённый военными доблестями, всю жизнь проводящий в неустанных трудах и в опасных воинских походах.

Давать клятву он советует только в том случае, если клянущийся может её сдержать, но, поклявшись, нужно соблюдать обещание, чтобы не погубить своей души. Он не рекомендует детям спасать свою душу ни в отшельничестве, ни в монастыре, ни в посте, а лишь покаянием, слезами и милостыней. Особенно настойчиво Мономах советует защищать всех обездоленных и призывает к снисхождению даже по отношению к преступникам.

Старых нужно почитать как отца, а молодых как братьев. При посещении своих земель не следует позволять слугам обижать ни своих, ни чужих. Просящего должно накормить и напоить, заезжих купцов, одинаково и знатных и простых, а также послов нужно почитать и одаривать, потому что те и другие, проходя по разным землям, ославят тебя или добрым или злым.

Мономах зовёт своих детей к деятельной жизни, к постоянному труду и убеждает их не пребывать никогда в лености и не предаваться разврату. Нельзя полагаться ни на слуг, ни на воевод, и самому нужно во всё входить и за всем надзирать, чтобы не случилось какой-либо беды. Следует уклоняться от пьянства и блуда, потому что от этого погибает и душа и тело. Что знаешь, того не нужно забывать, а чего не знаешь, тому следует учиться, как учился отец Мономаха (Всеволод), усвоивший, сидя дома, пять языков.

В «Поучении» Мономах выражает поэтический восторг перед красотами природы. Он с умилением говорит о том, как дивно «господним промыслом» устроен мир, «како небо устроено, како ли солнце, како ли луна, како ли звезды, и тма и свет, и земля на водах по­ложена». Его изумляет, «како птица небесныя из ирья (тёплых стран) идуть, и первее в наши руце, и не ставятся на одиной земли, но и сильныя и худыя идуть по всем землям, божиим повеленьемь, да наполнятся леей и поля», И всё это «дал бог на угодь человеком, на снедь, на веселье».

Н.К. Гудзий
“История древней русской литературы”
Учпедгиз, 1956

Снежная Пасха

СНЕЖНАЯ  ПАСХА

 

егодня мы с Вами окажемся в удивительной стране в которой не только  цветы умеют разговаривать, но и даже Пасхальные куличи, Пасхальные яйца  и Творожные Пасхи. Был последний день зимы. Но зима совершенно не хотела уходить. Зима обиделась на всех, она посчитала, что ее любят меньше, чем другие времена года. Она решила остановить время. Но если будет все время зима, тогда может не наступить Пасха. Для того чтобы окончательно остановить время, зиме необходимо было не дать вербе распуститься.

– Тогда не наступит   Вербное воскресенье,– подумала зима.

Время остановилось, никто ничего не понимал, все устали от долгой зимы.

Из-за холода простыл Пасхальный кулич, а творожная Пасха и Пасхальное яйцо старались не выходить на улицу. Ольга разговаривала со своей свекровью  Маргаритой о том, что зима уже должна была давно закончится. Однако потепления погоды не наблюдалось и они заметили, что в течение долгого времени стоит один и тот же день.

– Неужели время остановилось ?– подумала мама Ольга.

Время шло, а день на календаре оставался тот же. Верба не распускалась из-за холода. Мама вспомнила, что на чердаке дома Пасхального кулича лежит волшебный календарь. Пасхальный кулич достал волшебный календарь, который никогда не ошибался и они увидели, что скоро Пасха! Тогда Ольга догадалась, что произошло.

– Зима остановила время, – сказала она.

Пасхальное яйцо и кулич решили идти к зиме, мама в дорогу дала им волшебные спички.

Ольга и творожная Пасха решили отогревать главную вербу.

– Как можно согреть вербу?– спросите Вы.

Главную Вербу можно отогреть с помощью большого количества совершенных добрых дел. Не хотите помочь маме и творожной Пасхе? Подумайте, какое доброе дело Вы сможете сделать сегодня.

Путь Пасхального яйца и кулича был очень длинный и наконец они попали в царство зимы. Зима их не собиралась принимать. Перед ними оказалась ледяная дверь, как они не старались, дверь не удалось открыть. Тогда они вспомнили про спички. Через несколько минут они оказались  внутри ледяного дворца и увидели Зиму. Они не стали с ней ссориться, а вместо этого пригласили на празднование Пасхи.   Зиме стало стыдно за свой поступок, остановка времени прекратилась. Снег начал таять, появились подснежники,  в сказочной оранжереи распустились розы, хризантемы, расцвела сирень. На главной вербе появились  почки.

Наступила Пасха, хотя кое – где еще лежал снег, но это никого не смущало, так как зима отступила. В этом году была снежная Пасха!  Все собрались вместе на празднование этого Великого праздника.

Евгений Александрович Гладков
Ольга Викторовна Гладкова

КРЕСТОХОДЦЫ

Крестный ходДо победы нам бороться
С духом мирового зла.
Не сдавайтесь, крестоходцы!
Наши праведны дела.

Сам Господь шагает с нами
Неустанно, день за днем.
Так вот, легкими шагами
В царство Божие войдем!

Татьяна Егорова