Милый котёнок

Милый котёнок шёл мимо лужи,
Лапку свою замочить удосужил.
Взял и лизнул: ох не вкусно всё это,
А не пойти ли проведать поэта?
Пусть он расскажет мне стих про сметану,
Буду я слушать и не устану.
Ведь про еду можно долго так слушать,
Лишь бы при этом, было б что кушать.
В блюдце поэт мне налил молока,
Стал я лакать, что б добраться до дна.
Потом на диване свернусь калачом
И буду мурлыкать совсем не о чём.
Потом потянусь и скажу я спасибо,
Не благодарным ведь быть некрасиво.
Спрыгну с дивана, потрусь о штанину,
Клубком покачусь, зацепив паутину.
Шарик найду, с ним поиграю,
Только наверно поэту мешаю.
Писать ведь ему, нужно быть в тишине,
Пора уж наверно откланяться мне.
И попрощавшись, он побежал,
И во дворе, всё друзьям рассказал.

Ефим ЧЕСТНЯКОВ
1874-1961

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ

Отрывок из книги Д. С. Лихачева «Письма о добром».

Письмо седьмое

Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.

Проследите жизнь человека.

Человек рождается, и первая забота о нем — матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца.

Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью.

Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую — не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране…

Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.

Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.

Забота — объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство — это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек — скорее всего человек недобрый и не любящий никого.

Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, Вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя — просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… и т. д. и т.п.— все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.

Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым.

Райская птичка

Жил юный отшельник, он в кельи, молясь,
Священную книгу читал, углубясь.
В той книге прочел он, что тысяча лет,
Как день, перед Богом мелькнет – его нет.
Монах впал в сомненье, стал думать о том,
Как тысячу лет сравнить с одним днем.
Не верит, в священную книгу глядит,
Но видит, что в келью вдруг птичка летит.
Вся блещет, сияет, и прелесть для глаз,
Как яхонты перья, а пух, как алмаз.
Когда же вдруг крылья она распахнет,
То радугой светит, то златом сверкнет.
Прекрасная птичка в полете легка,
Быстрее и легче весной ветерка.
Летать уж устала, у двери сидит,
И радостно юный отшельник глядит.
Неслышно подходит, молчит, не дохнет,
Лишь только б схватить уж, а птичка вспорхнет,
Читать далее “Райская птичка”

РАНЕНАЯ ИКОНА

Уроки Пети уже закончились, и сейчас мальчик стоял под учительской, ожидая, когда же освободится его мама – учитель математики или же просто «математичка», как называл её Петя. Наконец, дверь распахнулась, и на пороге появилась петина мама – Светлана Викторовна.  «Ну, вот и я, – сказала она, – Теперь можно идти». Несмотря на то, что была уже середина октября, на улице всё ещё было тепло и солнечно. Стояло самое настоящее бабье лето. Оказавшись за пределами школы, Петя и Светлана Викторовна сразу же решили, что пойдут до дома пешком. Заговорившись о школьных делах, мама и сын оказались рядом с крупным торговым центром. «Зайдём, купим подарок бабушке, ты ведь помнишь, что у неё скоро День рождения?!», – спросила мама. Петя даже запрыгал от радости, поняв, что в ближайшее время их ожидает поездка к любимой бабуле. Бабушка жила за городом в собственном старом деревянном домике, которому было уже более ста лет.

С поездкой в деревню у Пети всегда ассоциировались лето, каникулы, рыбалка, катание на велосипедах, лазание по деревьям, охота на головастиков, лягушек, ящериц, бабочек, кузнечиков, стрекоз и, конечно же, лучший друг Колька. В деревне Петя бывал нечасто. Как правило, жил там на летних и зимних каникулах. Зимой в деревне было по-своему интересно! Колька также регулярно приезжал к своей бабушке на зимние каникулы, и ребята весело проводили время, предаваясь зимним забавам: катались на санках, коньках и ледянках, играли в снежки, строили крепости, валялись в огромного размера сугробах, а иногда даже и снеговиков лепили! Хорошее время года – зима!

Читать далее “РАНЕНАЯ ИКОНА”

КРЕСТИК

Как надо мною совершили
Обряд крещения святой,
Тогда на грудь мне положили
Мой милый крестик золотой.
Он с той поры мне стал защитой,
Он с той поры всегда со мной,
И на груди моей, сокрытый,
Всегда блистает крестик мой.
Грудь от страдания теснится…
И льются радости рекой,
Душа к Всевышнему стремится,
И я целую крестик мой.
На милость Бога уповаю
И с чувством веры и любви
Заветный крестик надеваю,
Как бы помощника в пути.
Всегда мой крестик надеваю,
Чтоб сохранил от бед меня,
И с теплой верою желаю
Ему молиться за себя.

Архимандрит Сергий, 1926

Невыдуманные истории

У двух братьев была хорошая мать, которая постоянно говорила им, чтобы они уважали отца, каким бы он не был, чтобы получить Божие благословение. И сейчас они не позволяют никому говорить о нем плохо. Никто не смеет его обидеть. Оба брата говорят: “Наш отец – наша святыня”. Хотя они прожили с ним тяжелые годы, потому что он был немилостив к ним. Но, почитая отца, они заслужили благословение Бога и сейчас благополучны в жизни и благодарны Богу.

Архимандрит Фаддей Витовницкий (1914-2003)

Из “Зерна добромыслия” СПб, 2011

 

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Праздник Покрова – один из самых почитаемых на Руси, о чем свидетельствует и количество Покровских храмов, и количество людей с фамилией Покровский (до  середины XIX в. отличившиеся выпускники духовных семинарий получали фамилии в честь самых главных праздников).

В  X столетии Византийская империя, теснимая своими восточными соседями, вновь оказалась на грани гибели. Константинополь внезапно был осажден “варварами” (в том числе и язычниками-россами), а греческое войско не успело вернуться из дальнего похода. Поэтому отчаявшимся людям оставалось лишь надеяться на небесную помощь.

Во Влахернском храме, где хранилась бесценная реликвия – риза Богоматери и часть Её пояса, совершалось беспрерывное моление. Однажды ночью стоявшие там Андрей Юродивый и его духовный ученик Епифаний удостоились чудесного видения. Невидимая для остальных, явилась им “величественная Жена, идущая от царских врат со страшною свитою, из которой честный Предтеча и апостол Иоанн Богослов поддерживали Ее своими руками… Преклонив колени, Она долго молилась, обливая слезами Свое боговидное и пречистое лицо. …По окончании молитвы сняла с Себя наподобие молнии блиставшее покрывало, которое носила на пречистой главе Своей, и, держа его с великой торжественностью Своими пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом.

Чудесные эти мужи (Андрей и Епифаний) довольное время смотрели на это распростёртое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Её, сделалось и оно невидимо. Но, взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там”.

Это было знаком надежды на спасение. Действительно, вскоре устрашенные необъяснимыми небесными знамениями варвары сняли осаду и в страхе бежали. Событие это датируется приблизительно 930 годом.

На Руси праздник Покрова появился на нашей земле в XII веке и стал восприниматься как “Покров Богоматери над Русской землей” – местом особого почитания Царицы Небесной.

При этом считается, что первым Покровским храмом стал шедевр древнерусской архитектуры – знаменитый храм Покрова на Нерли.

ВЕНЕЦ НЕБЕСНЫЙ

(житие святой великомученицы Екатерины в стихах)

Священник Анатолий Трохин

Часть I

Дом земной

В Александрии белостенной –
Известном городе большом,
Стоял дворец – краса вселенной,
Жила Екатерина в нем…

Не зная горестей и скуки,
Всегда добра и весела,
Искусства мира и науки,
Она легко понять могла.

Чуть утро золотым узорцем
Войдет неслышно в спальню к ней –
Философы и стихотворцы
Уже толпятся у дверей.

Она владеет их сердцами,
Она в родстве с самим царем,
Подарками и женихами
Родительский наполнен дом.-

Она с улыбкой: «Брак приятен,
Но есть ли где жених такой,
Чтоб был умен, как я, и знатен
И так же славен красотой?»

Гонцы немедля поскакали,
Объездили весь белый свет
И с огорчением сказали,
Что жениха такого нет.

Мне надо вам сказать, ребята,
Что в те далекие года
Молчали о Христе распятом –
Боялись царского суда.

Читать далее “ВЕНЕЦ НЕБЕСНЫЙ”

Быть веселым, но не быть смешным

Отрывок из книги Д. С. Лихачева “Письма о добром, Письмо восьмое”.

Говорят, что содержание определяет форму. Это верно, но верно и противоположное, что от формы зависит содержание. Известный американский психолог начала этого века Д. Джеймс писал: «Мы плачем оттого, что нам грустно, но и грустно нам оттого, что мы плачем».

Когда-то считалось неприличным показывать всем своим видом, что с вами произошло несчастье, что у вас горе. Человек не должен был навязывать свое подавленное состояние другим. Надо было и в горе сохранять достоинство, быть ровным со всеми, не погружаться в себя и оставаться по возможности приветливым и даже веселым. Умение сохранять достоинство, не навязываться другим со своими огорчениями, не портить другим настроение, быть всегда приветливым и веселым — это большое и настоящее искусство.

Но каким веселым надо быть? Шумное и навязчивое веселье утомительно окружающим. Вечно «сыплющий» остротами молодой человек перестает восприниматься как достойно ведущий себя. Он становится шутом. А это худшее, что может случиться с человеком в обществе, и это означает в конечном счете потерю юмора.

В разговоре с другими умейте слушать, умейте помолчать, умейте пошутить, но редко и вовремя. Занимайте собой как можно меньше места. Поэтому за обедом не кладите локти на стол, стесняя соседа, но также не старайтесь чрезмерно быть «душой общества». Во всем соблюдайте меру, не будьте навязчивыми даже со своими дружескими чувствами.

Не мучайтесь своими недостатками, если они у вас есть. Если вы заикаетесь, не думайте, что это уж очень плохо. Заики бывают превосходными ораторами, обдумывая каждое свое слово. Лучший лектор славившегося своими красноречивыми профессорами Московского университета историк В. О. Ключевский заикался. Небольшое косоглазие может придавать значительность лицу, хромота — движениям. Но если вы застенчивы, тоже не бойтесь этого. Будьте просты и снисходительны к своим недостаткам. Не страдайте от них. Хуже нет, когда в человеке развивается «комплекс неполноценности», а вместе с ним озлобленность, недоброжелательность к другим людям, зависть. Человек теряет то, что в нем самое хорошее,— доброту.

Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей «музыки в человеке», чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своем костюме и прическе, рассчитанность движений и «фонтан острот» и анекдотов, особенно если они повторяются.

Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают.

И еще одно, и самое, может быть, важное: будьте правдивы. Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам. Он наивно думает, что ему поверили, а окружающие на самом деле были просто вежливы. Но ложь всегда выдает себя, ложь всегда «чувствуется», и вы не только становитесь противны, хуже — вы смешны. Не будьте смешны! Правдивость же красива.

Опубликовано по Д. С. Лихачев “Письма о добром”
Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ,
Санкт-Петербург, 1999.

БАБУ́

Продолжаем публиковать рассказы-воспоминания протоиерея Евгения (Палюлина) настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери на пр. Науки, Санкт-Петербург. Они объединены одним сборником под названием “БАБУ́”.

МАНЕФА

На Рождественские праздники меня вновь взяли к Илье Пророку. На перекладных добрались до города Кадников, далее пешком.

Дорога закончилась, и мы узкой, но накрепко протоптанной тропинкой направляемся к храму. День выдался морозный и солнечный. От искрящегося снега слепит глаза. Откуда-то, из подсознания, всплывают таинственные слова (и где это я их слышал?): «И одежды Его сделались белые, как снег, как на земле никакой белильщик не может выбелить».

Ну да, это же из Евангелия. Там, где рассказывается о Преображении Господнем. Помню, это мне читала бабушка. Таинственный свет осиял тогда учеников Христовых. Вот такой же свет, наверное, и теперь слепит меня. Из глаз выкатываются крупные слезинки и тут же превращаются в ледяные хрусталики.

До вечернего богослужения еще есть время, и нас зовут на чай в большой церковный дом. Через низкие, но широкие, обитые войлоком двери заходим в жарко натопленную избу.

– Ну вот и Таисья приехала, да не одна, – слышим мы уже знакомый нам голос. Этих женщин я видел и в прошлый раз.

В избе уже многолюдно. На столе пыхтит огромный двухведерный самовар, в тарелках лежат постные пироги с капустой и брусникой. В мисках – соленые огурцы и квашеная капуста, в чугунке – свежесваренная картошка в мундире. Нам уступают место за столом.

– Давай, Таисья,- говорят, – сама садись, да и хлопца с дороги корми.

Читаем молитву и садимся за стол. Неспешно течет беседа, ведь многие из далеких деревень, не часто видятся, и надо успеть рассказать, как да чего. Вот кто-то помер, а у кого-то правнук родился. Вот где-то председателя колхоза сменили, наворовался, говорят, а у кого-то зять пьет. За вкусными пирогами узнаю, что где-то силоса не хватит до свежей травы, и что надои зимой поупали, и что в какую-то деревню волки по ночам приходят…

Видать, к долгой да холодной зиме, – слышу голос с печи. – У нас как-то напогодь волки всех собак погрызли, -продолжает голос, -так зима морозная была, снег до Паски лежал.

Отворяются двери, и с клубами морозного воздуха в избу вваливается еще одна толпа прихожан из каких-то деревень. Быстро допиваем чай и уступаем место за столом следующей группе богомольцев. Вот под руки ведут невысокую пожилую бабушку, многие привстали.

– Манефу привели, – слышу шепот рядом стоящих. – Плоха, плоха стала…

Манефу учтиво проводят в соседнюю комнату и помогают снять стеганую фуфайку.

– Давай, давай чайку с дороги…

– Ой, дайте отдышаться, – слышу как будто детский, но старческий голос Манефы, – погодите, еле дышу.

Читать далее “БАБУ́”

Осенняя прогулка

Черные тучки
Нахмурились грозно,
Ветер
Из листьев устроил
«пургу».
Дождь припустил!
Но его обгоняя,
Быстро
С зонтом
Я по лужам бегу!
Кончился дождик,
И солнышко вышло-
Ласково светит
На каждый листок.
Ух ты!
Зеленое, красное,
Желтое –
Кто ж красоту эту
Выдумать смог?!
Вечером сяду
С альбом и красками,
И нарисую
Наш сказочный лес –
С белками рыжими,
Пнями с грибочками,
Полный волшебных
Осенних чудес!

Марина Куфина

Библейские истории

Единственный человек, который жил, как хотел и как его сердце желало, был Соломон, сын царя Давида. Сорок лет царствовал и ни с кем не воевал. Господь даровал ему мудрость. Он построил Иерусалимский храм. Приезжали к нему со всех стран мира, чтобы послушать его. А он и говорит: “Чего бы ни пожелало мое сердце, все могу исполнить. Хотел иметь прекрасные виноградники – насадил. Дворец имею. Имею в Иерусалиме самое современное войско, но ни с кем не воевал”. А далее говорит: “Хотел иметь в изобилии золото и серебро, и это послал мне Господь. Старался жить разнообразно, чтобы узнать, есть ли какое-нибудь продолжительное удовольствие здесь, на земле, чтобы я мог продлить его. И вижу: здесь, на земле все суета сует и мучение духа. Нет утешения, которое длится бесконечно”.

Архимандрит Фаддей Витовницкий (1914-2003)

Из “Зерна добромыслия” СПб, 2011

 

Архангельское

Осинники да чёрные стога.
Забор нависший над обрывом дачи.
Да синим льдом обмёрзли берега.
И белый луг ветлою обозначен.

И с высоты — туманным молоком
Подернуты леса, овраги, реки…
А здесь в церквушке, выставка икон,
Написанных в каком-то дальнем веке.

Какое буйство красок и любви,
Какие удивительные блики!
Не верится, что созданы людьми
Бессмертные возвышенные лики.

Каким путем сюда они пришли
И почему их власть с веками крепла?
Их на кострах совсем недавно жгли,
И вот они — восставшие из пепла.

И снова нынче, семь веков спустя,
В сиянии из золотистых пятен, —
С какой тревогой на свое дитя
Владимирская смотрит Богоматерь!

Что вдохновляло древних мастеров,
Что виделось им в окна слюдяные?
Конечно, Бог — задумчив и суров.
Но и простые радости земные.

1973

Анатолий Жигулин (1930-2000)

 

Гуляем в дождик

На улице дождик,
Весь день заряжает.
Мой милый сыночек
с собачкой гуляет.

Мальчонка уж вымок,
Промок и щенок,
Но весело
хвостиком машет
Дружок!

Я дома сижу.
И смотрю из окошка.
В окошко со мной
Смотрит серая кошка.

Задумчива,
Словно решает вопрос-
Кто раньше устанет-
Малыш или пес?

Марина Куфина

История иконы Богородицы Псково-Покровская

Псков, один из самых больших городов тогдашней Европы, расположившийся у западных русских границ, в непосредственном соседстве с польскими землями и владениями Ливонского ордена, во всю историю своего существования должен был отстаивать себя от посягательств западных соседей. В конце лета 1581 года город подвергся еще одной попытке захвата со стороны Польши. Огромная армия, возглавляемая королем Стефаном Баторием, двинулась тогда на его завоевание. Обложив город со всех сторон окопами, подведя стенобойные орудия, противник подготовил все для штурма мощной системы каменных городских укреплений. Первая попытка захватить Псков произошла во второй половине дня 20 сентября (7 сентября по старому стилю) — накануне праздника Рождества Богоматери…

Наступившая ночь для псковичей была тревожной и скорбной. Назавтра решалась участь города, всего населения, каждого от мала до велика его жителя. Что их ожидало? Смерть, разорение домов и храмов, поругание святыни и надругательства над женщинами — позор поражения? Или удастся выстоять, пока не подоспеет по московской дороге подмога — большое царево войско?

Читать далее “История иконы Богородицы Псково-Покровская”

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы

Великий Праздник Рождества Божией Матери есть торжество искренней веры и доверия Богу святых праведных Иоакима и Анны.  Иоаким был выходец из царского рода, а Анна – первосвященнического.  К северу от Иерусалима в Галилее находился ничем не примечательный небольшой городок Назарет. Там и проживала эта дружная, благочестивая и богобоязненная супружеская пара. У Иоакима и Анны не было детей. Однажды Иоаким удалился в пустыню, чтобы в уединении, усиленно попостившись, помолиться Богу о даровании дитя. Праведная Анна, тоже усердно молилась об этом Богу. И вот, наконец, случилось чудо — Ангел Господний, спустившись с Небес, возвестил ей о том, что молитва услышана Богом и скоро свершится зачатие, от которого в семье родится благословенная дочь, которая будет почитаться людьми выше всех земных дочерей, и велел дать ей имя Мария. Также же Ангел явился и Иоакиму и возвестил ему о скором рождении дочери. В ответ праведный муж пообещал, что если так случится, что Анна родит дочь, то он непременно отдаст ее на служение Богу. Праведник направился в Иерусалим, где у золотых ворот его ожидала Анна.  По истечении девяти месяцев Анна родила на свет дочь, которую родители нарекли Марией, как и велел Ангел.

В те времена, на земле наблюдался нравственный упадок среди людей. Именно Мария была избрана Богом быть Богородицей и явить миру в образе человеческого естества Сына Божия Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.  Появление на свет Марии приблизило земной мир к Царству Божию, к познанию истины и вечной жизни во Христе. А Самой Богородице была уготована судьба быть милосердной Заступницей православных христиан.

Многие века в день рождества Божией Матери верующие люди спешат в храмы, где совершается торжественное богослужение и прославляется имя Девы Марии.

На Святой Земле Иерусалим и Назарет в эти праздничные дни становятся центром паломничества. Огромный поток верующих стекается к святыням, связанным с земным житием Царицы Небесной. Особенно люди стремятся посетить источник Девы Марии и церковь Благовещения Богородицы в Назарете, греческую церковь Рождества Богородицы в Иерусалиме. Согласно Преданию, она построена на том месте, где ранее стоял дом родителей Марии.

Архимандрит Нектарий Головкин