4 декабря праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы

Господь благословил Иоакима и Анну ребенком и они обещали посвятить его Богу. Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось три года, Ее привели в Храм. Отроковицы со свечами в руках встретили Ее и проводили во внутренний двор Храма, где их приветствовал первосвященник Захария.

В Иерусалимском Храме находился ковчег Завета, который Моисей и его народ сорок лет носили по пустыне. В ковчеге лежали скрижали, содержавшие Закон Божий — десять заповедей, данных Богом Своему народу. Ковчег пребывал в самом священном месте Храма — во Святая Святых. Только сам первосвященник однажды в год мог входить туда, чтобы принести жертву за себя и грехи народа. Но в тот день произошло чудо! Маленькая девочка вдруг сама взошла по высоким ступеням ко Святая Святых. Никто не осмелился остановить ее, все застыли охваченные ужасом. Но Господь принял Марию, и увидели люди, что за этим скрывается особый промысел Божий о ней. Мария осталась жить с отроковицами в доме при Храме, изучала Священное Писание, трудилась и молилась, пока не исполнились пути промысла Божия о ней. В праздничных песнопениях мы восхваляем Саму Пресвятую Деву как “Пречистый Храм Спасов”, ибо Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, носила она во чреве.

Пособие по катехизации для детей младшего школьного возраста.
С.-Петербургское христианское просветительское общество “Кредо”
2000

 

Дорожу я воспоминаньем,
Как отец меня плавать учил,
Покидал средь реки на купании,
Но рядом со мною плыл.

И когда я в испуге и муке
Задыхался и шел ко дну,
Отцовские сильные руки
Поднимали меня в вышину.

И теперь, когда я утопаю
И воочию вижу конец,
Я как мальчик тот уповаю,
Что рядом со мной Отец.

Он вернет из любой разлуки
Вознесет из любой глубины,
Предаюсь в Его крепкие руки
И спокойные вижу сны.

Александр Солодовников (1893-1974)

О СНЕЖИНКАХ

     Почему снежинки имеют такую красивую форму? Ученые говорят, что  снежинки – это пар, который замерз в облаках. А правильную форму они имеют от того, что каждая снежинка сделана из крошечных частичек, кристалликов льда. Эти частички – в форме шестиугольников. И когда они начинают слипаться вместе, то не могут образовать ни треугольник, ни квадрат, ни круг, а лишь шестиконечные звездочки.

Но почему же они так прекрасны? Одними шестиугольниками этого не объяснишь. Красоту Божьих творений бессмысленно постигать линейкой, угольником и циркулем. Цветы и морские раковины, снежинки, яркие крылья бабочек, чешуя рыбы и идеальной формы кристаллы в земных недрах – все это говорит, напоминает людям о создателе. Чудесные творения природы – это словно послания Господа нам. Он как бы говорит: вот, если так прекрасна снежинка или полевая лилия, то насколько прекрасен – душою – можешь быть ты, человек, венец Моих творений!

 

 

 

Дорогой мой Ангел Божий,
Научи как быть хорошей!
Научи послушной быть,
Чтобы Богу угодить!

 

 

 

Эту молитовку сочинила Дашенька в 2004 г
Елена Терещенко

О НИМБАХ НА ИКОНАХ

Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников и угодниц Божиих на иконах и картинках изображается сияние, или светлый кружок, который называется нимбом. В нимбе Спасителя иногда ставят три буквы ОѾН. Это греческое слово. По переводу на русский значит Сущий, а всегда существует только Бог.

 

Над головою Божией Матери ставят буквы МРѲУ. Это первая и последняя буквы греческих слов, которые означают: Матерь Бога, или Божия Матерь.

Нимб есть изображение сияния света и славы Божией, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.

Это невидимое сияние света Божия иногда бывает видимо и другим людям.

Так, например, святой пророк Моисей должен был закрывать лицо свое покрывалом, чтобы не ослеплять людей светом, исходящим от лица его. Так и лицо преподобного Серафима Саровского, во время беседы с Мотовиловым о стяжании Духа Святого, просияло как солнце. Сам Мотовилов пишет, что ему невозможно тогда было смотреть на лицо преподобного Серафима.

Михаил Хлопский
Новгородский чудотворец

Так Господь прославляет святых угодников Своих сиянием света славы Своей еще здесь на земле.

 

 

 

 

 

 

 

“Закон Божий”.
Братство св. Александра Невского.
2001

Икону Богородицы целуя

Икону Богородицы целуя,
Я вдруг сухим листом затрепетал,
И, равнодушный и к добру, и злу я,
Дышать, как мне казалось, перестал.

Я видел лишь, как держат Ее руки
Богомладенца Господа Христа.
В глазах Обоих — боль грядущей муки
И — слава победившего Креста!..

 

Евгений Санин

Крест

Даже маленький крестик, который мы носим на теле и который другие не могут увидеть, напоминает нам о даре, величайшем в человеческой жизни. Иисус Христос отдал Свою жизнь за нас на кресте, чтобы даровать нам новую жизнь – вечную жизнь с Богом.

Нательный крестик XIV века. Найден на территории Ленинградской области.

Крест напоминает нам, что мы дети Божии и что, если мы следуем Ему, ничто на земле не может повредить нам.

 

 

 

 

 

 

Констанция Тарасар
Профессор Свято-Владимирской семинарии

Ученикам

Ты молод телом и умом,
Ты жить лишь только начинаешь
И жизни в обществе людском
Почти совсем еще не знаешь.
Живи, учись же и внимай,
Во-первых, нравственным началам,
И совесть чисту сохраняй
Всегда во всем, в большом и малом.

 

Из собрания духовно-нравственных стихотворений “Для боголюбивых с любовью”
для своей духовной дочери архимандрита Сергия (Бирюкова),
бывшего духовником Александро-Невской Лавры с 1919 по 1927 гг.
(Издание Александро-Невской Лавры 2013).

ИИСУС ХРИСТОС ПРИЗЫВАЕТ К СЕБЕ УЧЕНИКОВ

И когда пришло время, Иисус Христос, помолившись Богу, призвал к Себе искренних и чистых душою людей, чтобы они стали Его учениками и помощниками. А мы называем их апостолами.

Толпы народа следовали за Иисусом Христом, они жаждали сами услышать Его слова, исполненные любви и упования. Однажды неподалеку от моря Галилейского собралось великое множество людей. Стремясь подступить поближе, они оттеснили Спасителя почти к самому берегу. Он увидел стоявшие там у причала две лодки. Рыболовы выбрались на берег и промывали сеть. Иисус Христос спустился в одну из них и попросил владельца ее, Симона, немножко отплыть от берега и, усевшись в лодку, учил народ. А закончив наставления, сказал Симону: “Отплыви подальше на глубину и закинь сети свои для лова”.

Симон Петр приходит в изумление

На протяжении многих лет Симон занимался рыболовством. У него был немалый опыт, и он прекрасно знал, когда и как следует ловить рыбу. Со своим братом Андреем они рыбачили всю ночь, но ничего не смогли поймать. Недоверчиво сказал он Спасителю: “Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть”. Они с Андреем забросили сеть в море и поймали такую уйму рыбы, что даже сеть у них порвалась. Они позвали своих товарищей Иакова и Иоанна, находившихся поблизости на другой лодке, чтобы те пришли и помогли им вытащить рыбу. Иаков и Иоанн были братьями, сыновьями Зеведея, который, как и дети его, занимался рыбной ловлей. Вытащив сеть, рыбаки пришли в изумление, их охватил благоговейный ужас. Они никогда и не помышляли, что возможен такой огромный улов.

Иисус Христос — Господь!

Когда Симон Петр увидел, что произошло, он сразу понял, что только Сам Господь мог совершить подобного рода чудо. Он припал к коленям Спасителя и сказал: “Отойди от меня, Господи! потому что я человек грешный”. Симон Петр не считал себя достойным даже для того, чтобы просто приблизиться к Господу. Но Иисус Христос сказал ему: “Не бойся; отныне ты будешь ловить не рыбу, а человеков”. И вытащили рыбаки обе лодки свои на берег. С того дня оставили они лодки и свой промысел, и последовали за Христом вместе с другими Его последователями.

Иисус Христос призывает новых учеников

И призвал Иисус Христос сборщика податей по имени Матфей, чтобы он также стал одним из Его учеников. Подобно галилейским рыбакам, Матфей навсегда оставил свое занятие и последовал за Спасителем. А потом Иисус Христос отправился в Галилею и увидел там человека, которого звали Филипп, и сказал Ему: “Иди за Мной”. Филипп же пошел и нашел друга своего Нафанаила, и привел его, чтобы он своими глазами увидел и убедился, Кто их зовет. И стали они Его учениками.

Двенадцать апостолов

Потом же взошел Спаситель на гору помолиться и провел всю ночь в молитве к Своему Отцу. Когда же настал день, призвал Иисус Христос к Себе многих учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых назвал апостолами. И последовали они за Ним, чтобы всегда быть рядом, участвовать во всехтрудах Его, разделять с Ним и радость и беду. Это были: Симон, которого Спаситель назвал Петром, Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков сын Алфея, Симон, прозываемый Зилот, Иуда сын Иакова, а также Иуда Искариот, который потом стал предателем.

Библейские истории

Пророк Илия жил около 3000 лет назад во времена нечестивого царя израилського Ахава. Илия предупредил царя, что Бог за его нечестие нашлет на  царство Израильское жестокую трехлетнюю засуху.

Во время засухи и сильного голода пророк Илия по слову Господа направился в город Сарепту. В предместье он встретил бедную вдову, собиравшую хворост. Илия попросил у нее немного воды и кусок хлеба, и вдова поделилась с ним последней  пищей. За милосердие вдовы Бог сотворил чудо: мука в кадке не истощалась и масло в кувшине не убывало.

 

 

 

 

 

Когда же у вдовы умер сын, по молитвам Илии Господь воскресил его.

Был у нас недавно на Руси великий молитвенник протоиерей отец Иоанн Кронштадтский, и была у него мать. И он во всех трудных делах всегда обращался к своей матери. А она была простая и малоученая, а он великий угодник Божий, чудотворец, известный всей России, и не считал унижением для себя обращаться к своей родительнице. Так, дети, и вы поступайте по отношению к своим родителям, и за это Господь обещает вам благо и вечную жизнь. Чти отца твоего и матерь твою <…> да благо ти будет, и будеши долголетен на земли[1]. Почитающий отца своего и матерь свою очистится от грехов и в день молитвы своей будет услышан. Аминь

[1] Еф. 6,2-3.

Из писем оптинского старца иеромонаха Даниила (1875-1953)

4 ноября – праздник Казанской иконы

С самого начала праздник Казанской иконы 4 ноября был для россиян не только церковным но общенациональным  торжеством. Да и сама икона – это один из самых почитаемых на Руси Богородичных образов.

Ее обретение и прославление связано с Казанью. В 1579 году в этом городе Дева Мария явилась во сне девятилетней девочке Матроне и велела вырыть из земли Ее икону. Вскоре из-под пепелища сгоревшего дома извлекли чудесный образ Пречистой Девы.

Второе прославление иконы, ставшей для нас «иконой-спасительницей»,  связано с трагическими событиями «Смутного времени».

В 1605 году умирает царь Борис Годунов; московские воеводы-предатели убивают его сына, и в столицу въезжает Лжедмитрий I. В 1609 году польские оккупанты входят в Москву. По дотла разоренному царству бродят ватаги разбойников. Изменники-бояре избирают польского королевича Владислава на Московское царство. Православная Русь на краю гибели. Казалось все кончено. Но государство было спасено церковью.

Троицев-Сергиев монастырь не был взят. В 1610 году находящийся в плену патриарх Гермоген призывает всех подняться на защиту веры и Отечества.

Нижегородцы откликнулись на призыв Первосвятителя. Собранное Кузьмой Мининым ополчение возглавил князь Дмитрий Пожарский. Присоединившиеся к нему казанские дружины принесли с собой список с Казанской иконы и передали князю Дмитрию с верой, что Пресвятая Богородица возьмет ополчение под свое покровительство. Перед Ее образом совершались молебны. Наши предки поняли, что все беды обрушились на страну за народные грехи, и стали готовиться к битве постом, молитвой и покаянием. После этого воинство двинулось на штурм оккупированной Москвы.

Эрнст Лисснер (1874-1941). Изгнание поляков из Кремля.

В ночь на 4 ноября по новому стилю (22 октября по старому стилю) 1612 года томившемуся в плену архиепископу Арсению явился преподобный Сергий Радонежский и сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Это радостное известие разлетелось по войскам, и, подкрепляемые силой Свыше, русские воины в этот же день штурмом взяли Китай-город (прилегающий к Кремлю район Москвы), а через четыре дня польский гарнизон в Кремле сдался. Страшный зверь по имени «Смута» был повержен.

Милый котёнок

Милый котёнок шёл мимо лужи,
Лапку свою замочить удосужил.
Взял и лизнул: ох не вкусно всё это,
А не пойти ли проведать поэта?
Пусть он расскажет мне стих про сметану,
Буду я слушать и не устану.
Ведь про еду можно долго так слушать,
Лишь бы при этом, было б что кушать.
В блюдце поэт мне налил молока,
Стал я лакать, что б добраться до дна.
Потом на диване свернусь калачом
И буду мурлыкать совсем не о чём.
Потом потянусь и скажу я спасибо,
Не благодарным ведь быть некрасиво.
Спрыгну с дивана, потрусь о штанину,
Клубком покачусь, зацепив паутину.
Шарик найду, с ним поиграю,
Только наверно поэту мешаю.
Писать ведь ему, нужно быть в тишине,
Пора уж наверно откланяться мне.
И попрощавшись, он побежал,
И во дворе, всё друзьям рассказал.

Ефим ЧЕСТНЯКОВ
1874-1961

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ

Отрывок из книги Д. С. Лихачева «Письма о добром».

Письмо седьмое

Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.

Проследите жизнь человека.

Человек рождается, и первая забота о нем — матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца.

Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью.

Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую — не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране…

Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.

Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.

Забота — объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство — это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек — скорее всего человек недобрый и не любящий никого.

Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, Вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя — просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… и т. д. и т.п.— все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.

Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым.

Райская птичка

Жил юный отшельник, он в кельи, молясь,
Священную книгу читал, углубясь.
В той книге прочел он, что тысяча лет,
Как день, перед Богом мелькнет – его нет.
Монах впал в сомненье, стал думать о том,
Как тысячу лет сравнить с одним днем.
Не верит, в священную книгу глядит,
Но видит, что в келью вдруг птичка летит.
Вся блещет, сияет, и прелесть для глаз,
Как яхонты перья, а пух, как алмаз.
Когда же вдруг крылья она распахнет,
То радугой светит, то златом сверкнет.
Прекрасная птичка в полете легка,
Быстрее и легче весной ветерка.
Летать уж устала, у двери сидит,
И радостно юный отшельник глядит.
Неслышно подходит, молчит, не дохнет,
Лишь только б схватить уж, а птичка вспорхнет,
Читать далее “Райская птичка”

РАНЕНАЯ ИКОНА

Уроки Пети уже закончились, и сейчас мальчик стоял под учительской, ожидая, когда же освободится его мама – учитель математики или же просто «математичка», как называл её Петя. Наконец, дверь распахнулась, и на пороге появилась петина мама – Светлана Викторовна.  «Ну, вот и я, – сказала она, – Теперь можно идти». Несмотря на то, что была уже середина октября, на улице всё ещё было тепло и солнечно. Стояло самое настоящее бабье лето. Оказавшись за пределами школы, Петя и Светлана Викторовна сразу же решили, что пойдут до дома пешком. Заговорившись о школьных делах, мама и сын оказались рядом с крупным торговым центром. «Зайдём, купим подарок бабушке, ты ведь помнишь, что у неё скоро День рождения?!», – спросила мама. Петя даже запрыгал от радости, поняв, что в ближайшее время их ожидает поездка к любимой бабуле. Бабушка жила за городом в собственном старом деревянном домике, которому было уже более ста лет.

С поездкой в деревню у Пети всегда ассоциировались лето, каникулы, рыбалка, катание на велосипедах, лазание по деревьям, охота на головастиков, лягушек, ящериц, бабочек, кузнечиков, стрекоз и, конечно же, лучший друг Колька. В деревне Петя бывал нечасто. Как правило, жил там на летних и зимних каникулах. Зимой в деревне было по-своему интересно! Колька также регулярно приезжал к своей бабушке на зимние каникулы, и ребята весело проводили время, предаваясь зимним забавам: катались на санках, коньках и ледянках, играли в снежки, строили крепости, валялись в огромного размера сугробах, а иногда даже и снеговиков лепили! Хорошее время года – зима!

Читать далее “РАНЕНАЯ ИКОНА”

КРЕСТИК

Как надо мною совершили
Обряд крещения святой,
Тогда на грудь мне положили
Мой милый крестик золотой.
Он с той поры мне стал защитой,
Он с той поры всегда со мной,
И на груди моей, сокрытый,
Всегда блистает крестик мой.
Грудь от страдания теснится…
И льются радости рекой,
Душа к Всевышнему стремится,
И я целую крестик мой.
На милость Бога уповаю
И с чувством веры и любви
Заветный крестик надеваю,
Как бы помощника в пути.
Всегда мой крестик надеваю,
Чтоб сохранил от бед меня,
И с теплой верою желаю
Ему молиться за себя.

Архимандрит Сергий, 1926