Рис. предоставлен воскресной школой при храме Тихвинской иконы на пр. Науки Санкт-Петербурга
Дорогой читатель!
Детский православный журнал, который ты видишь, отправит тебя в уникальное путешествие по просторам нашего любимого Православия – Церкви Христовой, умиротворяющей и, как музыка, увлекающей ввысь, в горние просторы божественного мира. Ты познакомишься не только с праздниками Православной Церкви, житиями святых, прославивших Господа нашего Иисуса Христа и украсивших Православную Церковь, но и православные рассказы, стихи, сказки, головоломки. Большое внимание в журнале уделяется воспитанию у детей православного мировоззрения. В доступной форме рассказывается маленьким читателям об основах христианства и вечных истинах, так необходимых для становления настоящей личности.
Архимандрит Нектарий (Головкин)
(Окончание)
Татьяна Шорохова
ВЕНОК
Господь! Среди Твоих садов
Венок сплети мне из цветов,
Что я растил в святой тиши
На цветнике своей души.
Да не увянут никогда
Любовь, терпенье, доброта
И все прекрасные цветы,
Что с миром принимаешь Ты.
РАЙСКАЯ ПТИЧКА
У золотых, сверкающих ворот
На древе птичка райская живёт.
Её глаза – прекрасней бирюзы,
А пёрышки – из радужной косы.
Она дозрелый виноградный плод
Жемчужно–белым клювиком клюёт
И пением встречает у крыльца
Земных детей Небесного Отца.
Совсем недавно мы с вами отмечали один из самых радостных праздников – Рождество Христово. И вот, на сороковой день после этого важного события, 15 февраля, в Церкви снова большой праздник. Он называется – Сретение. Само слово «сретение» – значит «встреча». Почему же так назван один из двенадцати важнейших церковных праздников?
На сороковой день после рождения Иисуса Христа Божья Матерь с Иосифом и Младенцем Иисусом отправились в Иерусалим. По закону Моисееву, все матери в сороковой день приходили с младенцами в храм и приносили жертву Богу. Поскольку Мария и Иосиф были людьми бедными, они принесли в жертву двух молодых голубков.
В Иерусалиме жил в то время праведный старец Симеон, которому исполнилось 360 лет. Ему было обещано Богом, что он не умрёт, пока не увидит Спасителя.
Много лет ожидал Симеон радостной встречи со Спасителем, и наконец Дух Святой открыл ему, что принесённый в храм Младенец Иисус и есть обещанный Спаситель. Велика была радость Симеона! Он приблизился к Пресвятой Деве, взял Младенца Иисуса на руки и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром. Я видел глазами моими спасение, которое Ты приготовил для всех народов».
Удостоилась встретить Господа в этот день и старица Анна. Она много лет жила при храме, день и ночь служила Богу постом и молитвой. Теперь вместе с Симеоном она прославила Бога и возвестила всем о Пришедшем Спасителе.
Из Иерусалима Святое Семейство возвратилось в Назарет.
У каждого человека также происходит его собственная встреча с Богом. Такая встреча всегда
изменяет, преображает нас, так что мы уже не можем жить по-старому… Каждый из нас, осознанно или нет, ищет Бога, ждёт встречи с Ним. Это самая радостная и самая главная встреча в жизни.
Разглядывая икону праздника, читая Евангелие, давайте перебросим мостик и в сегодняшний день. Спросим у мамы и папы, как произошла их встреча с Богом и друг с другом. Вспомним, как мы встретили своих друзей или подруг, которые стали нам очень близкими. Вспомним, как каждый из нас в первый раз пришёл в храм, увидел его красоту и познакомился с Богом…
Архимандрит Нектарий (Головкин)
Воспоминания академика Дмитрия Сергеевича Лихачева 1906–1999
Одно из счастливейших воспоминаний моей жизни. Мама лежит на кушетке. Я забираюсь между ней и подушками, ложусь тоже, и мы вместе поем песни. Я еще не ходил в приготовительный класс.
Дети, в школу собирайтесь,
Петушок пропел давно.
Попроворней одевайтесь!
Смотрит солнышко в окно.
Человек, и зверь, и пташка –
Все берутся за дела,
С ношей тащится букашка;
За медком летит пчела.
Ясно поле, весел луг;
Лес проснулся и шумит;
Дятел носом: тук да тук!
Звонко иволга кричит.
Рыбаки уж тащат сети;
На лугу коса звенит…
Помолясь, за книгу, дети!
Бог лениться не велит.
Из за последней фразы, верно, вывелась эта детская песенка из русского быта. А знали ее все благодаря хрестоматии Ушинского «Родное слово».
А вот и другая песенка, которую мы пели:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен;
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.
Ясно помню, что слово «прощебечь» я пел как «прощебесь» и думал, что это кто то кому то говорит «прочь с дороги» – «прощебесь с дороги». Только уже на Соловках, вспоминая детство, я понял истинный смысл строки!
Из сочинений учеников воскресной школы
Дружба – это когда какой-нибудь человек кажется тебе самым хорошим, добрым, неравнодушным.
Дружба появляется особенно когда 3-х летки, 2-х летки, 1 летки встречаются почти всегда и когда вырастают (ходят в школу) то дружат.
Друзья очень нужны в жизни, без друга будет скучно и грустно.
Если друг не настоящий, то он может сказать всё что угодно.
Дружба кончается из-за гордости и ссоры.
Я бы мечтал о верном друге, который не бросит в трудную минуту.
Дружба – это когда у двух людей совпадают интересы и им весело и интересно обсуждать что-либо.
Дружба появляется когда у двух людей сталкиваются одинаковые интересы.
Да, почти всегда, но если вы с другом поссорились, то он может говорить плохое про вас. Потому что интересы не совпадают.
Я мечтаю о друге таком, как Николай Валуев. Он должен быть сильным, умным, “большим” и что бы он мне всегда помогал.
Предоставлено воскресной школой при храме Тихвинской иконы Божией Матери на пр. Науки Санкт-Петербург
Задумывался ли ты когда-нибудь над тем, как ты устроен? Чем ты отличаешься от камней, растений, животных? Давай вместе подумаем над этим вопросом. Ну, во-первых, коснемся того, что сразу бросается в глаза. Того общего, что есть у всех и у всего в окружающем мире. Это общее – тела. У камней, кристаллов и других минералов они одни, у растений – другие, у животных -третьи. У человека же особое тело, во многом отличное даже от представителей наиболее близкого к нему животного мира. Но кроме тела человек обладает тем, чего нет ни у кого другого в окружающем мире. Подумай, чем?
Да, человек может говорить, писать, рисовать. Но прежде чем все это начать делать, он должен…подумать. То есть вначале появляется мысль, которая потом может получить материальное выражение при помощи человеческого тела. Мы не видим ни нашу мысль, ни мысли других людей. Их нельзя пощупать, взвесить, измерить – они не материальны. Но они есть, это мы знаем по опыту, хотя внешними чувствами организма они непостижимы.
Часто на сердце у тебя бывает печаль, или радость, или другое какое чувство. Но опять оно невидимо и постигается и ощущается тобою только внутри тебя. Иногда совесть обличает тебя в плохом поступке, какого никто не видел и никогда не узнает, но что-то внутри говорит – ты сделал не так! Это говорит совесть.
Как видишь, внутри человека есть целый мир невидимых мыслей, размышлений, чувств, переживаний, стремлений, желаний, которые часто не связаны с видимым миром. Они не материальны, они живут своей особой жизнью. Все это происходит в душе человека. Интересно, как же появился человек?
Ты, наверное, уже слышал, что Бог создал человека особым образом, отличным от всего ранее сотворенного. Вот как об этом написано в Библии: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2,7). Видимый и невидимый мир был сотворен Богом, а не возник сам из ничего. Человек становится венцом всего сотворенного. Тело его творится из праха земного, а дух, душа вдыхается Самим Господом.
Как мы видим из сказанного, сущность человека имеет двойственную природу. С одной стороны, он – земной, ярляется вершиной земного творения; с другой – он включает в себя ангельское небесное бытие. Дух человека подобен ангельскому духу, но пребывает в телесной оболочке. Двойственность природы ставит человека в исключительное положение.
Развитие человеческого зародыша есть краткое повторение развития всего живого. Человеческий зародыш проделывает весь органический путь, начиная от одной клетки до вполне развитого человеческого младенца. Кроме того, человеческая кровь содержит в себе практически все микроэлементы земли: калий, магний, кальций, фосфор, железо и даже золото. Это еще одно свидетельство, что человек создан из праха земного.
Человек есть космос в миниатюре и получил название микрокосмоса, в отличие от внешнего мира – макрокосмоса. Такое понимание человека было развито еще у древних греков, в творениях их лучших философов, пытавшихся понять и осознать сущность и назначение человека в этом мире.
Человек изначально был призван к осуществлению связи между мирами и духовным. Через него материя должна была одухотвориться, обожиться. Но человек изменил своему изначальному предназначению, (впал в грех).
Священник Алексей Мороз
Тамара Александровна Берсенева
(Вечерние размышления Вовы Урванцева
после прочтения стихотворения
А. С. Пушкина “Узник”)
Вова в школе — как в неволе,
А на улице — простор.
Гул и грохот от скамеек —
Это он порхнул во двор.
— Бей! Пасуй! Назад! Куда? —
Только слышен крик.
На уроке у доски:
— Господи, прости.
— Вот так воля и неволя…
— Замечал нередко Вова.
Урванцев Владимир
Друг для меня не просто слово,
Он для меня, как солнца луч.
Он для меня, как воздух в море,
Он для меня тревога чувств.
С ним поделить я все готова,
Ему всю грусть свою сказать,
С ним жить легко, с ним как на воле,
Всегда готов меня принять.
И если друг всегда со мною,
Счастливей нет меня тогда.
Ведь с ним бываю я такою,
Какой желала быть всегда
Барбаняга Екатерина
Более чем 250 лет назад в Санкт-Петербурге родилась удивительная девочка по имени Ксения. Сначала она ничем не отличалась от своих сверстниц. Когда она выросла и вышла замуж, то в браке с горячо любимым мужем ей пришлось пожить немного – он неожиданно и без покаяния умер. Звали его Андрей Фёдорович и был он придворным певчим. Ксения не находила себе места от свалившегося на неё горя. Она не хотела более жить так, как жила прежде, поэтому решила раздать все своё имущество, оставить дом и уйти под именем её мужа на улицу. Домом для неё теперь стали улицы города. Одевалась она просто и питалась чем придется – тем, что подадут ей милосердные горожане. Такой подвиг, которых взяла на себя Ксения, ради прощения нераскаянных грехов её мужа, называется «блаженная Христа ради». Вскоре жители города Санкт-Петербурга заметили, что по её молитвам некоторые получают исцеление, другие увидели в ней прозорливость.
А по ночам Ксения помогала строить храм, тем, что незаметно для всех, носила кирпичи на верх. Так прожила Блаженная Ксения долгую жизнь в подвигах и трудах ради Христа и, наконец, предстала пред Господом. Прошло время, на её могиле построили красивую часовню. Теперь к ею месту захоронения не зарастает тропа – дорога. Прошло много времени, а память о её подвиге остаётся в сердцах христиан. Тысячи людей поныне идут в часовню к блаженной Ксении и получают всё что они просят, если им это на пользу. И мы, дорогие дети, будем помнить святую блаженную Ксению Петербургскую за её подвиги, и любовь к Богу и людям.
Архимандрит Нектарий (Головкин)
«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты».
Людвиг ван Бетховен
В предвкушении встречи, посвященной юбилею школы, Соня испытывала радостное и тревожное волнение. За прошедшие десять лет в жизни ее одноклассников произошло множество перемен, и каждому было, чем поделиться друг с другом. Но что сегодня Соня скажет Маше, как посмотрит ей в глаза?
Конечно, София понимала, что подруга даже не догадывается о свершившейся много лет назад маленькой подлости…
Свидетелями низкого поступка Сони была лишь школьная тетрадь, мгновенно разорванная в клочья, да пожилая учительница русского языка, которая давно покинула этот мир, преставившись перед Господом. Но от себя-то не скроешься! Давнее чувство вины грузом лежало на сердце, и что с этим делать, София не представляла…
Уже перед выходом из дома в голове возникла светлая мысль: «Нужно попросить у Маши прощения». Да, именно так Соня и поступит! Подойдет к подруге и признается во всем. Сможет ли та ее простить, она не знала. Пусть будет так, как будет…
*******
Много лет назад Соня была прилежной ученицей шестого «А», гордостью класса и любимицей преподавателей, которые не переставали ставить девочку в пример однокашникам.
Соня состояла в редколлегии школьной газеты, чудесно рисовала, пела, играла на пианино, сочиняла стихи и имела отличную успеваемость по всем дисциплинам. Неоднократно она участвовала в районных олимпиадах по физике, химии, математике и литературе, получая за первенство похвальные грамоты.
Ощущая собственную значимость, София не ходила по земле, а летала, горделиво вскинув подбородок и задрав кверху нос.
(Продолжение)
ЛЮБОВЬ КО ХРИСТУ
На колючих побегах куста
Я растила любовь для Христа.
Куст мне душу шипами колол,
Но совсем почему-то не цвёл.
Мне священник сказал, почему:
– Не хватает молитвы ему.
Чтобы розовый куст пробудить,
Нужно душу слезами полить.
Этим словом теперь я живу
И, склоняя смиренно главу,
Благодарно стою у Креста,
Всей душою прошу я Христа,
Чтобы принял Господь мой и Бог
Розу – самый красивый цветок.
НЕЗРИМЫЙ СВЕТ
Ливень хлещет, ливень бьёт,
Дождь по городу идёт.
Он прибил к земле цветы
И лишил их красоты.
Сникли венчики в траве
Иль приклеились к листве…
Средь акаций и берёз
Стало жалко их до слёз.
Но наутро солнца свет
Им пошлёт живой привет,
И потянутся к лучам
Все цветочки тут и там.
Так и ты, моя душа,
В час беды не оплошай,
А спеши, тянись к Христу
На святую высоту.
Посреди скорбей и бед
Пусть Его незримый Свет
Прикасается к тебе
И в молитве, и в борьбе,
Чтобы от грехов не сник
Твой невидимый цветник
И нашёл в тебе Христос
Не одну – десятки роз!
ЧУДЕСНЫЙ ДВОРЕЦ
Если в горе–беде
Ты кому-то помог,
Знай – на Небе расцвёл
Твой бессмертный цветок.
Царство Божие он
Украшает теперь.
Скажет Ангел: – Смотри,
Как они хороши –
Все благие дела
Твоей светлой души.
Для полянки своей
Не жалел ты цветов,
Уклонялся от зла,
Избегая грехов.
И за это за всё
Твой Небесный Отец
Приглашает тебя
В Свой чудесный дворец.
Татьяна Шорохова
В. М. Шукшин
Отрывок из повести “На кладбище”
Старушка <…> повернулась ко мне.— Неладно живете, молодые, ох неладно,— сказала она вдруг, глядя на меня ясными умытыми глазами. — Вот расскажу тебе одну историю, а ты уж как знаешь: хошь верь, хошь не верь. А все — послушай да подумай, раз уж ты думать любишь. Никуда не торописся?
– Нет.
– Вот тут у нас, на Мочишшах… Ты здешный ли?
– Нет.
– А-а. У нас тут, на окраинке, место зовут — Мочишши, там военный городок, военные стоят. А там тоже есть кладбище, но оно старое, там теперь не хоронют. Раньше хоронили. И вот стоял один солдат на посту… А дело ночное, темное. Ну, стоит и стоит, его дело такое. Только вдруг слышит, кто-то на кладбище плачет. По голосу — женщина плачет. Да так горько плачет, так жалко. Ну, он мог там, видно, позвонить куда-то, однако звонить он не стал, а подождал другого, кто его сменяет-то, другого солдата. Ну-ка, говорит, послушай: может, мне кажется? Тот послушал — плачет. Ну, тогда пошел тот, который сменился-то, разбудил командира. Так и так, мол, плачет какая-то женщина на кладбище. Командир сам пришел на пост, сам послушал: плачет. То затихнет, а то опять примется плакать. Тогда командир пошел в казарму, разбудил солдат и говорит: так, мол, и так, на кладбище плачет какая-то женщина, надо узнать, в чем дело — чего она там плачет. На кладбище давно никого не хоронют, подозрительно, мол… Кто хочет? Один выискался: пойду, говорит. Дали ему оружию, на случай чего, и он пошел. Приходит он на кладбище, плач затих… А темень, глаз коли. Он спрашивает: есть тут кто-нибудь живой? Ему откликнулись из темноты: есть, мол. Подходит женщина… Он ее, солдат-то, фонариком было осветил — хотел разглядеть получше. А она говорит: убери фонарик-то, убери. И оружию, говорит, зря с собой взял. Солдатик оробел… «Ты плакала-то?» — «Я плакала».— «А чего ты плачешь?» — «А об вас, говорит, плачу, об молодом поколении. Я есть земная Божья Мать и плачу об вашей непутевой жизни. Мне жалко вас. Вот иди и скажи так, как я тебе сказала».— «Да я же комсомолец! — Это солдатик-то ей.— Кто же мне поверит, что я тебя видел? Да и я-то, говорит, не верю тебе». А она вот так вот прикоснулась к ему,— и старушка легонько коснулась ладошкой моей спины,—и говорит: «По-ве-ерите». И — пропала, нету ее. Солдатик вернулся к своим и рассказывает, как было дело — кого он видал. Там его, знамо дело, обсмеяли. Как же!..— Старушка сказала последние слова с горечью. И помолчала обиженно. И еще сказала тихо и горестно.— Как же не обсмеют! Обсмею-ут. Вот. А когда солдатик зашел в казарму-то — на свет-то,— на гимнастерке-то образ Божьей Матери. Вот такой вот.— Старушка показала свою ладонь, ладошку.— Да такой ясный, такой ясный!..
Так это было неожиданно — с образом-то — и так она сильно, зримо завершала свою историю, что встань она сейчас и уйди, я бы снял пиджак и посмотрел — нет ли и там чего. Но старушка сидела рядом и тихонько кивала головой. Я ничего не спросил, никак не показал, поверил я в ее историю, не поверил, охота было, чтоб она еще что-нибудь рассказала.
Опубликовано по книге “Рассказы” В. М. Шукшин.
Издательство “Художественная литература”, 1979 г.
Сочинение ученика Воскресной школы при Санкт-Петербургской Духовной Академии Лыкова Михаила.
Девять заповедей Блаженства даны Богом человекам для того, чтобы человек был счастлив на земле, а после смерти достиг царствия Небесного. Девять заповедей блаженства не отменяют десять заповедей Моисея, наоборот дополняют их. Заповеди Моисея дают человеку запреты, а заповеди блаженства говорят человеку каким он должен быть, чтобы достичь счастья. Если соблюдать эти заповеди, то человек получит награду уже на этой земле. Люди будут благосклонны, жизнь будет счастлива, а после смерти Бог дарует свое Царствие Небесное.
Предоставлено Воскресной школой
при Санкт-Петербургской Духовной Академии
Здравствуй, мальчик мой прекрасный,
Вырос ты как месяц ясный,
Чистоглазый работящий,
С Богом ты в душе скорбящей,
Сердце доброе имеешь
И поэтому умеешь
Ты всем людям сострадать,
Я горжусь тобой, я мать,
Но прости, прости, что мало
Мужества тебя я дала,
Я прошу тебя, сынок,
Вырасти как колосок
Силу воли – это мужества росток,
И живи, мой сын с душой, –
Это будет стержень твой!
Тонкий, нежный колосок –
Самый крепкий паренёк,
И поэтому, сынок,
Я тебя благословляю:
Стань как хлебный колосок
Дом, где восьмилетний Санька жил с мамой, стоял на пригорке. Земля на этом участке была сухой, а установившаяся июльская жара окончательно сгубила огород. Жухлая картофельная ботва и сморщенные огуречные побеги не предвещали урожая.
Большую часть времени Саша проводил с друзьями у берега местной реки и, спасаясь от зноя, часами не вылезал из воды.
После завтрака он по-обыкновению засобирался на пляж: положил за пазуху ломоть черного хлеба, перекинул полотенце через плечо, сунул ноги в стертые сандалики и только направился к калитке, как во двор вдруг влетел соседский мальчик Коля и заговорчески прошептал:
– Санек, айда со мной! Я тебе такое покажу…
Дети выскочили на улицу, обогнули цветочную поляну, миновали овраг и спустились к тропинке, что вела к высокому забору. За оградой показался синий бревенчатый дом, окруженный фруктовым садом.
О хозяине синего дома, которого звали дедом Егором, ходила недобрая молва: мальчишки говорили, что дети, воровавшие в его саду яблоки, бесследно исчезали навсегда. Эта «страшилка» пересказывалась ребятами сотни раз, обрастая жуткими подробностями.
– Стой, Коля! Дальше я не пойду, – Саша замедлил шаг, остановился, притих.
– Ты чего, струхнул? Да не бойся, мы уже у цели, – Коля подскочил к прорехе в заборе, сквозь которую торчали ветки крыжовника, усыпанные янтарными плодами. – Налетай! Знаешь, какие сладкие?
Саша с опаской сорвал одну ягоду, попробовал – вкуснота! Сочная медовая мякоть таяла во рту. Рука вновь потянулась к кусту, сорвала еще и еще.
Набивая крыжовником карманы, мальчик обратился к другу:
– Отнесу домой, угощу маму, ведь она за это лето еще ни одной ягодки не съела. А ты не хочешь набрать для своей?
Коля хитро прищурился:
– Не-е-е-е, моя не любит!
Прежде, чем войти в собор,
Головной сними убор;
Злые мысли отгони —
Не нужны тебе они.
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
О всём мире помолись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Не полезно это нам.
Хоть старушка, хоть девица,
Не посматривай на лица;
Очи в землю опусти,
О грехах своих грусти.
Со смиреньем, как мытарь,
На святой взирай алтарь,
Где Дух Божий обитает,
Благодатью нас питает.
Слушай пение и службу,
Разорви с бесами дружбу,
Козни их не принимай,
Слову Божию внимай.
И скажу я от души:
Выйти из храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
Приложись потом к кресту;
Обещанье дай Христу,
Что исправиться намерен,
И пребудь обетам верен.
Время даром не губи,
Службу Божью полюби;
И пока душа в груди —
На молитву приходи!
Игумен Виссарион
Вези меня ледянка в детство,
Где мне совсем не больно падать,
Где «Чур» от всех напастей средство,
Где каждая снежинка — радость…
Где папа — молодой и сильный,
Где плакать хочется без мамы,
Где лес и розовый, и синий,
И Дед Мороз такой румяный…
Где ничего вкусней сосульки,
Где сам себе игрушки клеишь,
Где каша манная в кастрюльке,
Где апельсин, когда болеешь.
Где горькая микстура в ложке,
Где с пенкой молоко в стакане,
Где в плед завернутая кошка,
Где тетя Валя на экране.
Где счастье — если мама дома,
Где горе — если спать ложиться,
И ничего ценней альбома,
И ничего страшнее «Мыться!»
Где мандарины пахнут ёлкой,
Где под столами новоселье,
Где нос кусает шарфик колкий,
Где угол — плата за веселье.
Где примерзают руки к санкам,
И где еще не стыдно плакать…
Вези меня вперед, ледянка!
Ты знаешь, я умею падать!!!
Надежда Канюкова
мать 7-х детей
Предлагаем разучить интересную песню-сказку! Наверняка кто-нибудь поможет напеть по нотам простую мелодию.
Слова А. Коваленкова, музыка Л. Книппера.
Раз морозною зимой
Вдоль опушки лесной
Шёл медведь к себе домой
В тёплой шубе меховой.
Шёл он шёл к своей берлоге
По просёлочной дороге
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост.
Подняла лисица крик.
Зашумел тёмный лес,
И медведь с испугу вмиг
На сосну большую влез.
На сосне весёлый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: «Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!»
С той поры медведь решил,
Что зимой нужно спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной.
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста.