Правильный выбор

Женя торопился —   сегодня ответственный футбольный матч, он вратарь, и тренер несколько раз внушительно просил его не опаздывать на автобус. Сбор в 9.00, время — 8.30… Ну  ничего, он успеет! Улицы пусты в  столь ранний час, только впереди него медленно идет мужчина. Видно было, что он уже немолод, спина у него согнута, рука опиралась на   трость. Мальчик почти  поравнялся с ним, как вдруг тот выронил палку, пошатнулся и грузно осел на землю…
В ту же секунду Женя оказался рядом.
— Что с Вами? Вам плохо?— он наклонился к мужчине. «Может, пьяный?», —мелькнула у него мысль… Но алкоголем не пахло. Мальчик увидел, что лицо у человека совсем белое, а губы — синие. «Скорую!», — Женя выхватил из кармана телефон и набрал 030.
— Скорая? Тут человек упал, ему плохо!… Нет, не пьяный, просто шел и вдруг упал!… Дышит, только белый совсем!…  Адрес?…— мальчик обернулся, и назвал номер дома, который был рядом,— Пожалуйста, приезжайте скорее!
Выключив телефон, он оглянулся по сторонам — на улице по— прежнему никто не появился. «Что же делать!» — в растерянности соображал он, —  « Меня же ребята ждут! И мужчину одного здесь оставлять нельзя! Что же делать… Если я опоздаю, меня тренер убьет!»
Женя набрал номер телефона тренера.
— Андрей Ильич , тут мужчина сознание потерял, я «Скорую» вызвал, а здесь нет никого,   кроме меня… Подождите немного, пожалуйста,   я только людей поищу!
На том конце трубки сначала молчали. Потом тренер решительно потребовал от  основного вратаря быстро найти себе «замену», и — бегом на автобус! «Только десять минут у тебя!»— услышал мальчик.
Женя сунул телефон в карман и тревожно взглянул на мужчину—тот по— прежнему лежал, закрыв глаза. Тогда мальчик встал лицом к дому, набрал воздуха и крикнул:
— Эй, лю— ю— д— и— и! …Тут  человеку плохо!
И еще громче:
— Эге— гей!…Тут  дедушка упа— а— л!…
Из окон стали выглядывать…  Через минуту внизу уже собрались несколько женщин, которые сразу же узнали бывшего без сознания человека — он жил в соседнем доме…
— Да это ж Михаил Павлович, у него мой сын учился !—  воскликнула одна.
— Тетеньки, я вызвал «Скорую», они уже едут сюда, а меня  команда ждет… Вы же побудете здесь, да?—  умоляюще спросил Женя. Он уже дважды отвечал на гневные звонки тренера: «Я уже бегу, Андрей Ильич!»
— Конечно, сынок, мы побудем здесь! Спасибо тебе!— отпустили его женщины.
И только он пошел…
— Стой, миленький!— опять остановили его,— У тебя ножки быстрые, добеги до соседнего дома, до второго подъезда,  вызови по домофону дочку его! Скажи, что отец без сознания! Квартира десять, а дочь Таней звать!
Женя вздохнул, сбросил спортивную сумку на землю, и пулей рванул к соседнему дому… Через две минуты он уже примчался, запыхавшись, обратно:
— Все, она прибежит сейчас! Ну, я пойду? — он подхватил сумку и припустил к остановке. Навстречу ему уже неслась машина «Скорой помощи»…
На автобус Женя опоздал на десять минут. Все его ждали и встретили радостными криками. Даже тренер скупо похвалил его за то, что он не оставил человека в беде и сообразил, как позвать других на помощь…
Команды вышли на поле и игра началась. Вратарь был «в ударе» и ловил и отбивал совершенно невероятные мячи! И другие игроки их команды были «на высоте». И случилось невозможное — они выиграли матч у заведомо более сильного противника! — Это за Женькино доброе дело нам так повезло сегодня!— полушутя— полусерьезно сказал Андрей Ильич…
Возвращаясь вечером с тренировки, Женя проходил мимо того же дома, где он утром ждал «Скорую».
—  Сынок, подойди сюда, пожалуйста! — окликнули его.
На скамейке сидела пожилая женщина, одна из тех, кто  «заменил» его в ожидании машины. Женя подошел к ней.
— Здравствуйте!
— Здравствуй, мой хороший! Как хорошо, что я тебя встретила! А то Татьяна, дочка Михаила Павловича, хотела тебя поблагодарить за то, что быстро «Скорую» вызвал ее отцу, и что ее сбегал позвать! Она объяснила врачам, чем отец болеет, поэтому и успели его спасти! — женщина перевела дух и продолжила, — А ты где живешь то? Татьяна хотела тебе большой арбуз в подарок принести!
— Нет, не надо, — смущенно забормотал Женя, — ничего тут особенного нет, я же не мог мимо пройти! Любой бы так сделал…
— Если бы любой…— вздохнула женщина, — другой бы , возможно, решил «не вмешиваться» и пошел по своим делам, а человек бы без помощи погиб…Так где живешь то ты? —опять спохватилась она, —адрес то скажи!
— Нет, я побегу, мне домой надо! До свидания! — и Женя быстрым шагом пошел в сторону дома.
Вечером мама, выслушав рассказ сына о том, что произошло, обняла его и растроганно сказала:
— Нет ничего дороже человеческой жизни,  и никакими «своими делами» нельзя оправдаться равнодушному, проходящему мимо чужой боли… Я знаю, как для тебя важен этот матч, и видела, какой строгий у вас тренер — и я горжусь тобой, потому что ты был готов получить наказание, но не оставил в беде человека! Ты сделал правильный выбор!
Она улыбнулась и добавила:
—  А арбуз мы и сами  купим, и устроим праздник — ведь у тебя сегодня был нелегкий, но очень хороший день, сынок!

Марина Куфина

 

Необычные храмы Санкт-Петербурга

Церковь святой троицы живоначальной. «Пасха и кулич»

 

 

 

 

 

 

 

Самая «вкусная» церковь Петербурга. Ее внешний вид напоминает традиционные пасхальные блюда: сама церковь построена в виде кулича с невысоким зеленым куполом, а колокольня похожа на пасху. Внутри храма намного просторнее, чем кажется снаружи. Изображение этой церкви можно найти на монетах «Сбербанка России», выпущенных в 2010 году

 

Церковь Иоанна Кронштадтского. «Круглый» собор

На перекрестке проспектов Ленинского и Стачек стоит храм, в котором нет ни одного острого угла, не считая основания. Стены его плавно перетекают в крышу, купола каплевидной формы. При этом соблюдено традиционно русское цветовое сочетание – белый и голубой. Окна огромные, что тоже нетипично для храмов, при этом двери сделаны под старину – закруглены кверху.

ДУХОВНЫЙ БУКВАРЬ

Аз 

Ангел – мой небесный друг:
Он от всех врагов вокруг
Охраняет, защищает
И… за всё меня прощает!

 

 

Буки  

Бог – небесный наш Отец,
Он всего-всего Творец.
Кто об этом не забудет,
Тот всегда с Ним рядом будет!

 

 

Веди 

«Верю, Господи, в тебя!» –
Богу я сказал, любя.
И услышал меня Бог,
И во всём, во всём помог!

 

 

Глагол 

Голубь в небе – легче пуха!
Символом Святого Духа
Он бывает перед нами
И над Царскими Вратами!

 

Евгений Санин

Вопросы батюшке

На вопросы отвечает архимандрит Нектарий (Головкин)

Где живет Бог?

Бог так велик, что Его не вмещает вся видимая и бескрайняя вселенная, потому что является Творцом её. Бог живет в свете неприступном для ангелов и людей, но Он может пребывать и в сердцах верующих и любящих Его христиан.

 

Как выглядит Бог?

Учение о Боге Святой Троице христиане познают верою и доверием Священному Писанию, как откровению Божию.

Бог есть Дух бесплотный. В Его природе нет ничего вещественного. Познаётся Бог в действиях –  энергиях. Бог есть Свет неприступный для познания людьми и даже ангелами. Божественный нетварный свет видели апостолы на горе Фавор, который открылся в Иисусе Христе. Также свет видел пророк Моисей на горе Синай, когда говорил с Богом и получал от Него скрижали закона. А когда Моисей сошёл с горы и его лицо светилось, то через него божественный свет был видим и людьми.  Однажды, в недалёком прошлом, и Мотовилов видел, как у Серафима Саровского, во время явления ему Божией Матери, сияло лицо.

Бог есть Святая Троица. Учение о Триедином Боге мы берём из Священного Писания. Во время Творения человека Бог советуется: «Сотворим человека по образу и подобию Нашему» – так мы читаем о совете Святой Троицы уже в начале Библии. В последствии Библия нам раскрывает учение о Боге Отце, о Боге Сыне и о Боге Духе Святом. Сын Божий Иисус Христос говорил апостолам: «Кто видел Меня тот видел и Отца Небесного; Я и Отец – одно». Когда Иисус был на реке Иордане и крестился, то с неба люди услышали голос Бога Отца: «Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Потом Святой Дух с неба сошёл на Иисуса Христа в виде голубя. Так на Иордане люди познали Святую Троицу.

Учение о Боге Святой Троице сложное, из видимого мира немного можно привести аналогов. Например, Его можно представить, как солнце (Отец) от которого исходит свет (Сын Божий) и тепло (Святой Дух). Ещё Единого Бога в Трёх Лицах можно представить на примере воды. Вода одна, но в трёх состояниях твёрдом (лёд), жидком и парообразном.

Пожелание детям

В сердце радость своем храните,
Друг друга, друзья, уважайте, любите,
Учитесь всегда хорошо и отлично,
Но только не будьте в жизни циничны.
Будьте, воспитаны и умны,
Прилежны, усидчивы и скромны.
Не надо завидовать и обижать,
Друг друга злословить и унижать.
Умейте прощенья просить и прощать,
Друзей своих в трудности поддержать.
За слабых пытайтесь всегда заступиться,
При этом не надо, родные, кичится.
Нельзя никогда отвечать злом за зло –
Зло победить может только добро.
Старайтесь в сердце мир обрести
И души свои от соблазнов спасти.

Шумилова Н.Ф.

18 марта – празднование иконы Бо­жией Ма­тери «Вос­пи­та­ние».

Краткая молитва этому образу:

“Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству”.

ВОЛШЕБНОЕ ЯБЛОКО

В детстве я видел яблоки, только когда их привозили из Ленинграда.

В нашем поселке они тогда не росли — десятилетия, миновавшего после войны, не хватало, чтобы ожила выжженная гвардейскими минометами поселковая земля.

Правда, в окрестных деревнях яблони сохранились, но они уже окончательно одичали от беспрерывной колхозной жизни и на них росли кислые и твердые плоды, больше похожие на картофельные яблоки, чем на фрукты.

Настоящие яблоки всегда были связаны с праздником и сами были праздником.

Помню бабушка, взяв привезенное отцом яблоко в руки, задумалась, а потом сказала, что когда они только вернулись в Вознесенье из эвакуации — странник у них ночевал.

— Шурка-то наша не любила странников, но она на совещание была в Ленинград уехавши, — сказала бабушка. — Вот я и пустила человека… А он когда уходил, такое же яблоко подарил…

— Нет, мамаша… — ревниво сказал отец. — Это из Крыма яблоко… А тогда война еще не кончилась, откуда у странника такое яблоко взялось?

— Дак ведь не с Крыма, Миша… — вздохнув, согласилась бабушка. — Откуда в Крыму таким яблокам взяться? Сколько живу, а такого яблока больше не видела…

— Сладкое было? — спросил я.

— Наверное, сладкое, Миколя… — сказала бабушка. — А главное — не кончалось…

— Как это не кончалось?!

— А так, Миколя… У нас-то хоть тебя и на свете еще не было, детей в дому несчитано жило. Домов в поселке почти не осталось, вот и селили эвакуированных друг к другу. По две, по три семьи в комнате жили. И все с ребятами… И все ребята это яблоко видели, потому что странник при всех его мне дал. Положил на стол, а сам в сторонку отошел. А детишки чего? Обступили меня и глядят на яблоко, глаз не спускают… Ну, я взяла тогда нож, и каждому по ломтику отрезала. А половинку яблока, в ящик буфета убрала, на вечер… И вот вечером открываю ящик, а там целое яблоко лежит, такое же, какое и было… Подивилась я, конечно, но перекрестилась и снова половинку яблока на всех поделила, а половинку в шкаф спрятала. А утром снова целое яблоко нашла. И так я три дня дитёнков тем яблоком кормила. Иногда и по четыре раза в день им в день по ломтику давала, а яблоко не кончалось.

— А потом что? — спросил я. — Кончилось?

— А, не знаю, Миколя… — вздохнула бабушка. — Тогда ведь Шурка с райцентра, с совещания вернулась. Первым делом она странника, квартиранта моего, выгнала, а потом увидела, как я соседских детей яблоком одаряю, выхватила его у меня из рук.

— Совсем, — говорит, — с ума съехала, старая… Родные внучки без витаминов растут, а она чужих детей яблоками кормит…

Спрятала яблоко и больше я его не видела.

— Дак, может, Люся с Галей и ели его потом? — спросил я, когда бабушка, баюкая в руках привезенное отцом яблоко, замолчала.

— Не, Миколя… — бабушка покачала головой. — Когда Шурка вечером разрезала яблоко, червивое оно оказалось. Так и пришлось выбросить…

— Что же это было?

— А не знаю, Миколя… — бабушка аккуратно положила румяное крымское яблоко в вазу. — Откуда мне знать, если Шурка говорит, что никакого ума от старости не стало… Да и на что мне ум этот?

Николай Коняев

Детская школа иконописи

Социальная программа «Монастырская слобода» осуществляется совместно Региональным общественным благотворительным фондом социальной реабилитации и помощи инвалидам «Кедр» и Александро-Невской лаврой с 2000 года при поддержке правительства Санкт-Петербурга.

 

 

В прошлом году настоятель Александро-Невской лавры Епископ Кронштадский Назарий благословил новое начинание в творческих мастерских «Монастырской слободы» – школу мастерства для детей.

 

 

 

Школа создана с целью более углубленного введения детей в мир православия. Изучив основы православного вероучения в воскресной школе, дети могут теперь дополнить их зрительными образами. Иконы, кроме почитания изображенных на них, станут своеобразными иллюстрациями к знаниям, улучшая их восприятие и понимание.

 

 

 

Занятия ведет член Союза художников Санкт-Петербурга Селецкий Михаил. Журнал «Вербочка» побеседовал с родителями детей. Отзывы были самыми положительными: «Ребенок ходит с удовольствием» (мама Дианы Мухиной), «Полезное, благотворное влияние» (бабушка Ивана Григорьева), «Хорошо, что изучают церковную живопись, а не светскую» (мама Саши Павлова).

 

 

Начальный курс обучения в школе рассчитан на три года. Такой срок облегчает возможность овладеть первичными навыками иконописца. При желании открывает возможность продолжить дальнейшее обучение в соответствующих школах, отделениях и факультетах РПЦ.

 

 

 

 

Как Милочка лечила дедушку

Барабанит Милочка,
В дудочку дудит.
А в соседней комнате
Деда Лёша спит.
Милочка старается,
А бабушка ругается!

Говорит ей бабушка
Очень строго:
—Мила!
Ну-ка, вспомни быстренько,
Что я говорила!
Заболел наш дедушка –
Кашляет, чихает.
А болезнь не любит шума –
Пусть он отдыхает!

Нужно дедушку жалеть,
Не кричать
И не шуметь!

Удивилась внученька,
Милочка-красавица:
— Баба Лена, я ж хочу,
Чтобы дед поправился!
Если буду я стучать
И дудеть сильнее –
Испугается болезнь,
Убежит скорее!

Деда очень я люблю,
И чтоб вылечить, шумлю!

Марина Куфина
Новосибирск

Выставка детских рисунков в Александро-Невской лавре

В Семинарском корпусе Александро-Невской Лавры проходит выставка детских рисунков учащихся воскресной школы лавры.
Детям было дано интересное задание – показать разницу зимы во время постов Рождественского и Великого. Насколько она темная, малоснежная и туманная в первом случае и какая она солнечная, морозная и белоснежная во время Великого поста.
Представляем некоторые рисунки:

Варакина Мария
Анаприленко Мария
Колесникова Кристина
Бородина Анна
Лыков Серафим
Семенова Таисия
Григорьев Иван
Бородина Дарья
Венгерцева Мария

 

 

Кто истинно счастливый человек

Из сочинение учащихся Школы Народного Искусства императрицы Александры Феодоровны.

Для счастья мне нужно совсем немного: это хорошие и верные друзья, которым я могу доверять. Если их не будет, никто больше не сможет помочь.
Счастье же для русского человека составляет по-моему, прежде всего русская культура, живопись, хорошая семья, гордость за свой народ.
Я думаю, что нет на Земле человека истинно счастливого, так как каждый человек грешен. Истинно счастливы те люди, которые попали на небеса.

Стомаченко Кузьма

Истинно счастливым человеком, мне кажется можно быть только в старости, когда большая часть жизни уже прожита, и в самой юности, когда все еще впереди.
В старости, когда у человека есть семья, родные, когда пережиты такие глобальные вещи как война или просто семейные: свадьба, рождение ребенка, ну и, конечно, как это не грустно, смерть родных. Так вот в старости, когда человек уже насладился всеми радостями и бедами жизни, то ему самому уже хочется отойти в мир иной. Но не потому, что ему все надоело, а потому, что он хочет умереть счастливым.
В юности человек тоже счастлив, но по-другому, у него все впереди, он хочет жить, хочет окончить школу, институт, пойти на работу, завести семью. Но это не просто мечты, ведь он живет не только настоящим, но и будущим. Я, к примеру, тоже живу мечтами о будущем. Если даже мне сейчас грустно, то я думаю, что когда вырасту, то у меня все будет хорошо, я буду счастлива. То есть я живу настоящим для будущего, для своих будущих детей.
Счастье у всех разное, потому что потребности у всех разные. К примеру, русский человек мечтает о том, чтобы встретить волшебника, который разрешит загадать одно желание. Я бы сказала, что хочу сделать всех людей счастливыми, и тогда бы грех на Земле исчез и все люди были бы счастливы.

Лобанова Кристина

Приключения Бусинки

Сказка для девочек

Теплая летняя ночь тихо опускалась на город, трепетно окутывая звёздным покрывалом все его закоулки. Заглянул сумрак и в маленькую мастерскую старого ювелира, изделия которого радовали ни одно поколение горожан. Всё по-прежнему лежало на своих местах. Накрытая  шёлковым лоскутом работа застыла на верстаке до утра в ожидании  своего создателя. Обитые бархатом шкатулки бережно хранили в своём чреве множество разноцветных камней, бисера и бусин. И только на первый взгляд казалось, что всё в этой комнате погружено в глубокий сон. Всё здесь лишь прикрылось дремотой в ожидании своего часа. И он настал…

Первой заворчала старая почтенная тётушка Брошь, лениво оценивая своё новое окружение: «И что он всё их приносит и приносит, этот нудный старик? Столько камней натащил, вовек не пристроить…». Недовольству вторили броши рангом пониже: «И впрямь, распродал бы нас всех, а уж потом брался за новое…».

А тем временем из шкатулки, стоящей недалеко, выскочила ватага молодых и горячих рубинов. Ухватив умело маленькие свёрла, они ловко размахивали ими, изображая шуточную баталию. Это шумное событие освещал лунный свет, любопытно глядящий на происходящее сквозь окно. И от того всё происходящее на столе казалось особенно сказочным и загадочным.

Один из рубинов, явно гордящийся своей редкой, как ему казалось, огранкой наблюдал за происходящим отстранённо. Конечно, ведь сама фея Тщеславия ему сказала о том, что он особенный и вправе рассчитывать на самые дорогие украшения. Кутаясь в бордовый бархат, он не раз представлял себя на груди у знатного вельможи или полководца, а по особенным дням – и в короне самого короля! Об иной судьбе мечтать он и не хотел.

Ох уж эта фея Тщеславия! Она не раз посещала мастерскую по ночам, смущая неокрепшие умы и лишая сна молодое поколение. Рассказы о восторге и поклонении, ждущих их во дворцах, кружили головы. Растворённые в неге собственных фантазий они начинали думать, что не стоит безрассудно поддаваться рукам Мастера в ожидании, как им казалось, лучшей доли.

Читать далее “Приключения Бусинки”

Вопросы батюшке

Отвечает протоиерей Александр Зелененко

Вопрос: «Можно ли играть в компьютерные игры?»

Ответ: На все в нашей жизни мы, как верующие, должны смотреть с позиции богоугодности и душеспасительное, а это определять словом Божиим: «…многое мне позволительно, но не все полезно». Компьютерные игры могут иметь положительный, развивающий момент, хотя игра игре рознь. Но вред, который приносят компьютерные игры значительно выше: они отнимают драгоценное время и запас душевных сил; усиливают нездоровый азарт и зависимость души от игры как от наркотика; помрачают и примитивируют ум игрока; уводят от основных занятиях по учебе, музыке, рукоделию, освоению другой, более полезной деятельности.

МАМИНЫ СОВЕТЫ

ДЕТЯМ НА ЗАМЕТКУ

Берегите детки свое сердце, душу,
И родительскому слову будьте вы послушны.
Своевольничать вы не старайтесь,
От капризов и похотей уклоняйтесь.
Слову Божьему вы внимайте,
Жизнь свою в Его руки вверяйте.
Божьи заповеди помните всегда –
Не коснется сердечка тогда беда.
На пути будет много в жизни преград,
Искушать станет сильно в спасении враг.
Он как змей вокруг извивается,
Уловить в свои сети душу старается.
Те, кто к сердцу, к душе невнимательны,
И бывают порою мечтательны,
Попадают в коварные сети зла,
Из которых без помощи Божией не выбраться им никогда.
Старайтесь молитвой всегда защищаться,
В грехах исповедоваться и причащаться.

Шумилова Н. Ф.

Про лошадку

Жила-была лошадь.
Умна, симпатична,
И с первого взгляда –
Очень обычна!
Но только мечта её
Всех удивляла,
Средь прочих лошадок
Её выделяла!

Какие мечтанья
Лошадкам привычны?

Побегать по лугу
С дружком закадычным!
А после – наесться
Сенца иль травки,
Напиться водички
Из чистой канавки,

Под крышей заснуть,
Не пугаясь ненастья.
И так – каждый день!
Вот лошадкино счастье!

А наша лошадка
Мечтала быть важной –
Ходить грациозно,
Кивая плюмажем,

Галопом скакать по роскошной арене,
И шагом ходить аккуратно по сцене.

А после – надменно,
Слегка утомленно,
Овации слушать
Гостей восхищенных!
Да, грезы о славе
Прекрасны и сладки!
Но как-то возникли в мечтах неполадки…

Узнала лошадка от новой соседки,
Что путь на арену –
Совсем не конфетка!

Оттачивать нужно
Любое движенье –
До пота,
До дрожи,
До изнеможенья!

Гулять и резвиться
Уже не позволят,
Наездник тобой
Управляет в неволе…
А грохот оваций
И крики людей,
Лошадке не сделают
Жизнь веселей…
Послушав,
Задумалась наша лошадка –
Ей разве на воле
Живется не сладко?

И мирную жизнь
На лугах обжитых –
Не глупо ль менять
На восторги чужих?

Нет, лучше уж
Скромная, тихая доля,
Но рядом с друзьями,
Да вольно на поле –

Чем перьев роскошных
Плюмажа размах,
А плата за них –
Несвобода и страх!

Марина Куфина

Новосибирск

КАК УЗНАЛИ ЛЮДИ, ЧТО ТАКОЕ ГРОМ И МОЛНИЯ

Двести пятьдесят лет тому назад люди не знали, что такое гром и молния. Теперь они это знают. Далось им такое знание очень нелегко; даже без смертей не обошлось. Что такое гром и молния, первый узнал американец Франклин. Он ухитрился свести молнию с облаков на землю. Было это так.

Франклин сделал большой змей, подобный тому, какой пускают во время ветра ребята в деревнях. Только ребята делают змей из бумаги, а Франклин, вместо бумаги, натянул на крест из лучинок шелковый платок. Это он сделал для того, чтобы змей не размок от дождя. К змею он привязал хвост, привязал веревку, – все, как следует; еще укрепил он к переднему концу змея острую проволоку. Затем перед началом грозы вышел Франклин на поле и пустил змей. Змей быстро поднялся вверх, а Франклин взял конец веревки, привязал к нему дверной ключ, а к ключу – небольшой кусок шелкового шнура, который и стал держать в руке.

Разразилась гроза. Засверкала молния, загремел гром. Веревка, к которой был привязан змей, скоро намокла. Лишь только Франклин дотронулся пальцем до дверного ключа, вдруг из него сверкнула маленькая искра, похожая на молнию, и раздался слабый треск. Это была маленькая молния, а все-таки это была молния настоящая: так же она блеснула синим светом, так же она изогнулась. Маленькая молния уколола палец Франклина; как она прошла по руке, так руку словно что-то дернуло. Сколько раз ни дотрагивался Франклин до ключа, всегда из него сверкала искра-молния, и при этом слышно было, как она слегка трещит.

Другой ученый, по фамилии Ромас, сделал огромный шелковый змей, а вместо веревочки взял проволоку, обмотанную шелком. Во время грозы из этой проволоки стали выскакивать искры, больше сажени длиной. Искры эти сопровождались оглушительным треском. Тогда все люди увидели, что искра, вылетающая из веревочки, и молния – одно и то же. Только искра из веревки маленькая, а молния из облаков большая. Искра из веревочки совсем не такая искра, как из печки. Искра из печки не что иное, как тлеющий или горящий уголек, а когда выскакивает искра из веревочки, ничего не горит. Эта искра не огненная, а электрическая.

Огненные искры бывают там, где есть электричество. Там, где оно проходит, воздух иногда так сильно накаляется, что даже светит. Это и есть молния. Когда бывает гроза, то в облаках электричества очень много. Оттого оно и сверкает из туч яркой молнией. Электричество есть и в змее, и в веревочке, привязанной к змею. Электричество есть везде, но в одном месте его больше, в другом меньше. Большая электрическая искра не только колет, но и жжет. Потому от молнии и может произойти пожар.

Молния – это огромная электрическая искра. Маленькую же электрическую искру можно сделать и самому. На это есть много способов. Например, вот как ухитрился сделать один умный англичанин. Взял он большой кусок янтаря и стал его тереть шерстяным платком. Не долго он его тер, как вдруг увидел в темноте, что из янтаря выскакивают электрические искры, совершенно такие же как из веревочки. От трения появилось электричество в янтаре. Можно его добыть еще другим и путями. Он появляется, например, когда кожей тереть стекло или когда смолу тереть мехом. Оно появляется и тогда, когда солнце очень печет и быстро усыхает вода. Известно, что в жаркий день грозы бывают чаще.

Словом , электричество и электрическая искра появляются во многих случаях и при разных обстоятельствах…

А что такое гром? И это узнали люди. Они увидели, что и небольшая электрическая искры выскакивают с особенным треском. Чем больше эти искры, тем больше и треск от них. Молния – это огромная электрическая искра, понятно, что такая электрическая искра произведет и сильный треск. Этот треск и называют люди громом. И гром и молния бывают всегда вместе и всегда одновременно. Грома без молнии не бывает.

Если гроза от нас близко, то лишь только блеснет молния, сейчас же и гремит гром. Если же гроза от нас далеко, то сначала мы видим молнию, а гром слышен немного погодя.

Отчего же бывают раскаты грома? Оттого же, отчего гудит лес, если в нем кто крикнет погромче, если в лесу крикнуть, то голос словно так и покатится по лесу, и весь лес загудит раскатами. Это зовется эхом. Точно так же, как эхо перекатывается по лесу, так оно перекатывается и в облаках. Рассказывают люди, летавшие на воздушных шарах, что, поднявшись до облаков, там они стреляли из ружья; они раз выстрелят, а выстрел так и переливается раскатами по облакам. Оттого же бывают и раскаты грома.

Н. Рубакин

Ивер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри

25 февраля день Ивер­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри

Ворвался мужчина в храм –
Икона в руках:
«Простите!
У Богородицы – шрам,
Вот, поглядите…

Может быть, это я,
Храня икону
В чулане,
Сам того не хотя,
Щёку её поранил?»

Священник икону взял,
Встал там,
Где больше света,
Поцеловал и сказал
«Нет, но икона эта

Доподлинный список с той,
Которая,
Как бывало,
В годины веры святой,
Действительно, пострадала.

Висела дома она
В чести
У честной вдовицы,
Пока гонений волна
Не пришла из столицы.

Пустил византийский царь,
Как стрелы,
Свои законы:
«Ни дом, ни храм, ни алтарь
Не должен иметь иконы!»

Под вечер – воины в дом.
И хоть бы ночь помолиться
Перед иконой,
С трудом,
Их упросила вдовица.

«Ладно, но лишь до утра!» –
За дань
Непомерной платы
Из золота и серебра,
Разрешили солдаты.

И тут один, хохоча,
Присел
В шутовском поклоне,
И острием меча,
Вдруг рубанул по иконе…

Хлынула кровь
Из щеки.
В ужас пришла вдовица:
Как это из доски –
Кровь могла заструиться?

В полночь она при луне
В море
Пустила икону,
И та поплыла на волне
К спасительному Афону…

Это было давно.
Но с той поры и доныне
Пишется все равно
Шрам
На такой святыне.

Мужчина покинул храм –
Образ в руках,
А во взоре,
Чего он не знал и сам,
Икону несущее море!

Евгений Санин

Мечтатели

Мы с папой домой возвращаемся поздно –
На небе уже загораются звезды.
Мне с папой не страшно,
Я звонко болтаю,
И самые яркие звезды считаю!

Мне папа уже рассказал про медведей,
Что в ковшиках звёздных попрятались в небе!
И знаю я – Млечным путем называют
Дорожку, что белым
В полнеба сверкает!

Найти Гончих Псов я усердно пытаюсь…
Ну, что же такое! Опять спотыкаюсь!
Почти уж свершился на землю полёт…
Но папы рука мне упасть не дает!

Меня за рассеянность он не ругает-
Наверное, сразу себя вспоминает!
Как лазил на крышу
Смотреть в телескоп,
И как-то свалился оттуда
В сугроб!

Мы с папой домой возвращаемся поздно –
Нас мама встречает,
Нахмурившись грозно.
– Я вас заждалась!
Вы мечтали опять?
Ну, сколько я ужин
Могу согревать?

Обнимем мы маму-
Спасибо, родная!
Да, мы о галактиках дальних
Мечтаем…
Но мы ненадолго
Умчимся в полет-
Ведь дома нас
Мама любимая ждет!

Марина Куфина
Новосибирск

Вопросы батюшке

Отвечает протоиерей Александр Зелененко

Вопрос: «Как нужно молиться, чтобы получить хорошие оценки?»
Ответ: Мало молиться Богу, если нет добросовестного отношения к делу, в частности к учебе. Трудись и молись искренне, как следует и будет достойный этому результат; ведь дело учебы не за Богом, а, прежде всего за тобой.

Вопрос: «Шпаргалка – это грех или безобидная шалость?»
Ответ: Это грех лжесвидетельствования (нарушение 9 заповеди Закона Божия), потому что, человек (учащийся), пользующийся шпаргалкой многочастно грешит:
– против Бога, давшему заповедь не лжесвидетельствуй;
– против собственной совести, помрачаемой таким греховным компромиссным соглашательством;
– против педагога, предмет и материал которого не ценил и не освоил;
– против родителей, не подозревающих лукавой изворотливости своего ребенка в школе;
– против собственного образования, теперь и в будущем, уровень которого не будет расти на подобном самообмане.