Жизни Подателю

В начале второй половины XX века в девятом классе школы учительница сказала, чтобы все написали сочинение на тему: “Место Ленина в моём сердце”. Верующая девочка не могла написать такое. Она молилась и написала правду: Ленин был великим политическим деятелем, но Христос во веки есть и будет великим Спасителем человечества, спасшего и меня и покорившего мое сердце Своей любовью. Поэтому Он живёт во мне, и я люблю только Его. А Ленин только человек, но не Бог и в моем сердце нет места для него!

В подобных людях, которых много, живёт Господь.

“Вестник Александро-Невской Лавры”
2009 г.

Я в детстве, забыв об игрушках

Памяти тёти Лидии

Я в детстве, забыв об игрушках,
Любила смотреть на цветы, –
На разных коврах и подушках
Что бережно вышила ты.
На них, как в таинственной сказке,
Ромашки цвели у реки,
Сияли «анютины глазки»,
Синели во ржи васильки.
Искусна игла мастерицы.
В трудах протекает весь день:
Вот тройка безудержно мчится,
Вот замер печальный олень…
Всю жизнь и смиренно, и стойко
Несла ты тяжёлый свой крест.
Я верю: крылатая тройка
Домчала тебя до небес.
Теперь позади все мытарства.
Иные ты видишь миры.
Наверно, и в Божием царстве
Христу вышиваешь ковры.
И в небе порою я вижу
Меж тучек – цветок голубой.
Скажи, не тобой ли он вышит?
Мне хочется верить: тобой!

Татьяна Егорова

14 октября – Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

«Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором!» Так, прославляя Матерь Божию, мы видим, как наша Ходатаица  невидимо предстоит в церкви и молится за нас Христу Богу. Своему единородному сыну Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Есть благоверные люди осеняемые твоим Богоматерь пришествием и к Твоему взирающе пречистому образу умильно глаголят: «Покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла. Моля сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша». Вот видите возлюбленные братья и сёстры: Матерь Божия ходатаица за тех кто призывает имя её, кто старается быть всегда послушным воле Царицы Небесной. Как мы поём Матери Божией: «К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам, грешным?». Вот какую мы имеем Заступницу и Покровительницу.

Кто же видел возлюбленные братья и сестры этот дивный Покров Божией Матери? Андрей Христа ради юродивый. Он также был в этом собрании, в церкви где служили епископы, где служили священники и дьяконы. Но не всем было дано увидеть это великое чудо. Андрей, видя это, спросил ученика Епифания: «Епифаний, что ты видишь?» Он говорит: «Вижу и ужасаюся!» Отмечу братья и сестры тот же Андрей Христа ради юродивый когда был восхищён на небо чтобы открыть ему небесные жилища Небесной обители, он видел обители и мучеников и святителей и преподобных и праведников. Но особенно он искал обитель Матери Божией.  И Ангел его спросил: «Что ты взираешь туда и сюда? Что еще ты ищешь? Неужели ты не насладился Славы Господней, красоты Небесной?» «Ищу я Обитель Царицы Небесной, где мне охота посмотреть где её обиталище». И слышит от Ангела: «Ее здесь нет. Она ушла в многоскорбный мир утирать слезы верующим». Вы слышите братья и сестры – наши слёзы, нашу горечь. Где крики, где стоны, где тяжко дышится, где горе слышится ‒ Матерь Божья всегда первая там.

Вот так возлюбленные братья и сестры, поэтому наша молитва, сегодняшняя соборная, также будет услышана Матерью Божией и каждого человека Матерь Божья покроет своим омофором.

Заканчивая слово, я хочу ещё вам привезти дополнение к этому: здесь, в церкви невидимо предстоит Дева и в свите святых невидимо молится Богу. Ангелы с иереями поклоняются, апостоле же со пророки ликовствуют. Нас ибо ради молит Богородица Предвечного Бога. Вы слышите братья и сестры ‒ Предвечного Бога. Поэтому великий дар – что мы имеем такую Великую заступницу, такую великую покровительницу, как Царица Небесная. Будем же всегда верны Ей и Ея единородному Сыну  Господу нашему Иисусу Христу. Аминь!

Протоиерей Иоанн Миронов
Из проповеди 2003 г.

НЕБЕСНЫЙ ИЕРУСАЛИМ

Предлагаем старинную икону с изображением всех основных событий Нового Завета и некоторых событий Ветхого Завета.
Эту икону можно назвать Библией в картинках.
Проверьте себя, все ли изображенные истории вам знакомы.
Путешествовать по иконе можно увеличив ее и щёлкнув по ней колесиком мыши.

30 сентября – день мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софи́и

Вера, Надежда, Любовь –
Непреходящие в вечности.
Строят из этих основ
Здание человечности.

Только из этих сестер –
Самая человечная,
Жизни душевный костер –
Это любовь сердечная.

Лазаревич Л.И. 2000 г.

12 сентября – Перенесение мощей блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алекси́я (1724)

Слово о святом благоверном князе Александре Невском

 

Каждое время имеет свой духовный идеал, воплощенный  в конкретной личности — современной или исторической. На этот идеал ориентировалась молодежь, он считался олицетворением лучших мечтаний народа. Без идеала, понятного самому простому человеку, не может жить никакая нация, великая или малая, и не может достойным образом жить отдельный человек.

И наше Отечество всегда стремилось к идеалу. Но в отличие от Запада, где после Средних веков идеал святого и праведника постепенно начал вытесняться светским героем, русский народ веками хранил верность названному идеалу и потому чтимые в стране святые: кроткие отроки Борис и Глеб, мудрый Владимир — Красное солнышко, жертвенный митрополит Гермоген, исполненный утешительной любви к людям Серафим Саровский были теми образцами для подражания, которые формировали душу и сердце народные.

Св. Александр Невский занимал в этом сонме народных героев особое место. Разве мало было на Руси князей-воинов, отважных защитников Отечества, разве мало искусных дипломатов, принесших много пользы стране, разве мало было умелых и справедливых правителей, чьи имена надолго запечатлелись в народной памяти? Были все — и первые, и вторые, и третьи.

Однако народ своим сердцем выбрал того, в ком увидел вполне осуществленным свое идеальное представление о защитнике родной земли мечом и словом, о справедливом правителе и христианине на княжеском троне. Слившись вместе, эти представления создали образ благочестиваго князя, о котором пришлось вспомнить и в самую тяжкую годину последней войны.

А ведь князь прожил всего 44 года, короткую, по нашим понятиям, жизнь! Многие  уверены, что в эти годы еще многое впереди, еще столько предстоит сделать. А у св. Александра Невского в эти годы все уже было позади и его имя вошло в историю.

То далекое время кажется нам тяжелым, но не столь уж решающим для судьбы Отечества. Однако, на деле, в XIII веке решалось быть или не быть будущей России. В 1224 году русские потерпели страшное поражение на Калке, а через тринадцать лет, когда юному Александру минуло всего 18, войско Батыя обрушилось на Русь. «От множества воинов земля стонала» — кочевники никому не давали пощады. Через три года от цветущего государства остались лишь воспоминания, уцелел один Новгород. Ни прежде, ни потом не испытывал русский народ такого огромного по размерам бедствия.

С Запада ему тоже грозила беда — германцы продолжают теснить славян, навязывая им также чуждую веру. Опустошенная, раздробленная Русь вот-вот, казалось, падет и прекратит свое историческое бытие, блеснув яркой кометой на европейском горизонте. Но когда монголы готовятся уничтожить южно-русские княжества, приходит первый для русского оружия успех — одержана победа на Неве. «Римляне побеждены и посрамлены», радостно восклицали новгородцы, поняв, что дан первый отпор грозному «Дранг нах Остен». Затем последовало Ледовое побоище, задержавшее на века германское продвижение на Восток и оградившее наше Отечество от порабощения Западом.

Будущий святой шел на бой, потому что любовь к земле предков, своего народа была для него святой и великой. Ради этой любви и в соответствии с Евангелием князь избрал и другой путь — путь мирный, путь смирения перед страшным врагом с Востока — монголами, ибо не было тогда у опустошенной и разоренной страны возможности противостоять этой силе. И он едет в ставку Батыя, а затем дважды «избави ради христиан»— в далекие монгольские степи.

Хотя велики и достославны заслуги князя Александра как защитника Руси от ее врагов, Церковь наша прославила князя и за другое — за его смирение перед Всевышним, кроткое служение ближ-ним, милостивую помощь, оказанную народу в дни многочисленных испытаний и бедствий.

«Был он иеролюбец и мнихолюбец (монахолюбец), и нищих любил, а митрополита и епископов чтил и слушал их, как Самого Христа»— пишет летописец. «Как отец заботился он о народе…» Казну князь щедро расточал на выкуп пленных, которых татары толпами уводили в Орду. «Князь благ в странах, не сбирая богатства и не презря кровь праведнику, сироте и вдовице вправу судя, милостолюбец, и не златолюбец, благ домочадец своим…». В этих летописных словах раскрыта доброта князя, запомнившаяся народу. А как много было в те тяжелые времена на Руси сирот и вдов! Только Церковь, да княжеская власть были им ощутимой поддержкой. Из своей казны, истощенной походами, Александр уделял часть нуждающимся, пресекая одновременно притеснение их и лихоимство.

Будучи верным сыном Православной Церкви, Александр резко отверг притязания папы и римских миссионеров —«в вашем учении не нуждаемся и не примем его», хотя велик был соблазн ценой уступок в вере замириться с немцами и получить от них какую-то помощь для борьбы на Востоке.

Для вас он также — святой покровитель города и края. Здесь, почти с самого основания города, почивают его святые мощи; здесь стоит лавра его имени, в которой этим летом торжественно праздновался юбилей Невской битвы. Некогда, 12 сентября, день перенесения мощей в Санкт-Петербург, отмечался грандиозным крестным ходом от Исаакиевского собора по Невскому к лавре. Во время его раздавались чудесные звуки акафистного пения:

«Радуйся, о благе народа усердно в житии своем пекийся!
Радуйся, всем нам образе вернаго Богу служения!»

В этих словах в сжатом виде заключается смысл жизни и подвига житейского святого благоверного великого князя Александра Невского.

 

В.В. Антонов
Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости
1-2/1990

28 августа – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Пресвятая Матерь Божия после Вознесения Иисуса Христа жила на земле еще несколько лет одни христианские историки говорят —10 лет, а другие — 22 года. Апостол Иоанн Богослов по завещанию Господа Иисуса Христа принял Ее к себе в дом и с великой любовью заботился о Ней, как родной сын, до самой Ее кончины. Пресвятая Матерь Божия стала для всех учеников Христовых общею Матерью. Они вместе с Нею молились и с великою радостью и утешением слушали Ее поучительные беседы о Спасителе. Когда вера христианская распространилась в других странах, то многие христиане приходили из дальних стран увидеть и послушать Ее.

Живя в Иерусалиме, Матерь Божия любила посещать те места, на которых часто бывал Спаситель, где Он пострадал, умер, воскрес и вознесся на небо. Она молилась на этих местах: плакала, вспоминая о страданиях Спасителя, и радовалась на месте воскресения и вознесения Его. Она часто молилась и о том, чтобы Христос скорее взял Ее к Себе на небо.

Однажды, когда Пресвятая Мария так молилась на горе Елеонской, явился Ей архангел Гавриил, с райскою финиковою ветвью в руках, и сказал Ей радостную весть, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе. Пресвятая Богоматерь несказанно обрадовалась этой вести. Она рассказала о ней нареченному сыну Своему, Иоанну, и стала готовиться к Своей кончине. Прочих апостолов в то время не было в Иерусалиме, они разошлись по другим странам проповедовать о Спасителе. Богоматерь желала проститься с ними, и вот Господь чудесным образом собрал всех апостолов к Ней, кроме Фомы, перенесши их Своею всемогущею силою. Горестно было им лишиться Госпожи и общей Матери своей, когда они узнали, для чего Бог собрал их. Но Божия Матерь утешала их, обещая не оставлять их и всех христиан после Своей смерти, всегда молиться о них. Потом всех их благословила.

В час кончины необыкновенный свет осиял комнату, где лежала Божия Матерь; Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее пречистую душу.

Апостолы похоронили пречистое тело Божией Матери, по Ее желанию, в саду Гефсиманском, в пещере, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа. При погребении совершилось много чудес. От прикосновения к одру Божией Матери слепые прозревали, бесы изгонялись и всякая болезнь исцелялась. Множество народа следовало за Ее пречистым телом. Иудейские священники и начальники старались разогнать это святое шествие, но Господь невидимо охранял. Один иудейский священник, по имени Афоний, подбежал и схватился за одр, на котором несли тело Божией Матери, чтобы опрокинуть его. Но невидимый ангел отрубил ему обе руки. Афоний, пораженный таким страшным чудом, тут же раскаялся, и апостол Петр исцелил его.

Через три дня после погребения Божией Матери прибыл в Иерусалим и отсутствовавший апостол Фома. Он был очень опечален, что не попрощался с Божией Матерью, и всею душою желал поклониться Ее пречистому телу. Апостолы, сжалившись над ним, решили пойти и отвалить камень от могильной пещеры, чтобы дать ему возможность проститься с телом Божией Матери. Но когда открыли пещеру, то не нашли в ней пресвятого Ее тела, а только одни погребальные пелены. Изумленные апостолы возвратились все вместе в дом и молились Богу, чтобы Он открыл им, что стало с телом Божией Матери. Вечером, по окончании трапезы, во время молитвы они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, апостолы увидели в воздухе Божию Матерь, окруженную ангелами, в сиянии небесной славы.

 

“Закон Божий”
Издательство Братства во имя св. князя
Александра Невского
Нижний Новгород
2004

СВЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ

Уж как в нашем приходе
Много деревень.
Еще первая деревня – Глебово,
А там праздник – Егорьев день.
Еще другая деревня – Хапово,
А праздник там – Владимирская.
Еще третья деревня – Бурдово,
А праздничек там – Ильин день.
Еще четвертая деревня – Село,
А и праздничек там – Смоленская.
Уж как пятая деревня – Шаблово,
А и праздничек там – Афанасьев день.
то шестая деревня – Крутец,
А и праздничек там – Фролов день.
А седьмая деревня – Зеленино,
А и праздничек там – Госпожин день.
Еще восьмая деревня – Лучкино,
А и праздничек там – Фролов день.
Еще девятая деревня – Овсяниково.
Еще десятая – Мучирино…
Еще есть там Петровка,
А и праздничек там – Ильин день.
А еще есть деревня – Давыдово,
А и праздничек там – Фролов день.
И еще Плетешево, Щербетниково,
А и праздничек там – Ильин день.
И еще есть деревня Кнегинино,
А и праздничек там – Тихвинская.
И еще есть деревня Акатово,
А и праздничек там – тоже Тихвинская.
И еще есть деревня Денюгино,
А и праздничек будет Казанская.
И еще есть деревня Жуково,
А и праздничек будет Казанская.
И еще есть деревня Дербино,
А и праздничек будет там Покров.

Ефим Честняков (1874-1961)

Я верую!

Я верую! И солнце ярче светит,
Я слышу нашего собора благовест.
Я знаю, что благословенны дети,
И я целую свой нательный крест.

 

 

Николай Корсаков,
участник конкурса во имя святого апостола Андрея Первозванного,
воскресная школа при Александро Невской Лавре.

ОБИДА

Меня укусила обида – змея.
В сердце она укусила.
Душа неспокойная нынче моя.
Уходит душевная сила.

С Тобой, мой Господь, посижу в тишине
И сердце Тебе открою,
И боль эта сразу покажется мне
Надуманною и пустою.

Лишь только на миг, Господь мой, Твой взгляд,
И обида, как снег, растает.
Понятно, откуда змеиный тот яд:
Смирения мне не хватает.

Не радуйтесь, бесы, я не умру,
И ад меня не получит.
Я с Господом встречусь вновь по утру,
Я с Ним нас никто не разлучит.

Лазаревич Л.И.

12 Июля – День Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

ДИВНАЯ ДВОИЦА

 

акой же похвальный венец сплетем мы из своих немудрых слов для первоверховных апостолов, когда Святая Церковь так прекрасно воспела их подвиги в своих песнопениях и святые витии, церковные пастыри и учители превознесли их похвалами? Разве укажем на их достоподражаемые душевные свойства и хотя на некоторые, более выдающиеся их деяния, чтобы воспользовать свои души воспоминанием и представлением их богоподобных качеств и великих деяний, и вместе, чтобы исполниться глубоких чувств благодарности, любви и благоговения к ним.

Какие же душевные качества и добродетели имели святые апостолы Петр и Павел, преимущественно по принятии ими даров Святого Духа, ибо прежде и они имели некоторые немощи?

Укажу на один пример простоты нрава и прямой и живой веры апостола Петра. Когда современники Господа Иисуса Христа думали о Нем различно и не веровали в Него как в Сына Божия: одни думали, что Он Иоанн Креститель, а другие, что Он Илия пророк, третьи, что Он Иеремия, или который-либо из древних пророков, воскресший из мертвых, — апостол Петр на вопрос Иисуса Христа ученикам: за кого почитаете Меня вы? — прямо отвечал: Ты ecu Христос, Сын Бога Живаго (ср.: Мф. 16, 15, 16). И эта вера в Петре была так искренна и тверда еще до обновления Духом Святым, что Господь назвал его блаженным: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф. 16, 17). А это значит, что Петр достоин был такого откровения Отца Небесного о Сыне Своем за свою простоту, чуждую всякого лукавства и сомнения.

Потому-то Иисус Христос, продолжая Свою речь Петру, называет его этим новым именем, то есть Петр, что значит «камень», предвидя его твердую веру и твердое исповедание его Сыном Божиим до последнего издыхания, и обещает на сем камени, то есть на твердом исповедании Христа Богом, создать Церковь Свою или общество верующих в Него, которого не одолеют и все силы ада, и дать ключи Царства Небесного — отворять и затворять его для людей (см.: Мф. 16, 18-19), ибо вере все возможно: она ключ к Небесному Царствию. — Апостол Петр оправдал вполне доверие своего божественного Учителя: имевши только раз слабость отречься от своего Господа в тесных обстоятельствах, он до конца жизни своей остался верен призвавшему его Господу, и веру и апостольские подвиги свои запечатлел смертью мученика: он распят был на кресте вниз головою.

Что же касается Савла, бывшего прежде хульника, гонителя и досадителя христианской веры, учения и учеников Христовых, — Савла, — впоследствии переименовавшегося Павлом, то по чудесном явлении ему Иисуса Христа с небеси на пути в Дамаск он совершенно переменился в своих мыслях, намерениях, в сердце, в жизни: чрез три дня после этого он уже открыто перед всеми иудеями и язычниками исповедовал Иисуса Христа Сыном Божиим, чем нажил себе между ними повсюду злейших врагов, многократно покушавшихся убить его. Его вера в Господа была так тверда, что этой верой он совершил множество чудес, открыто и небоязненно исповедовал нее пред всеми, ради ее перенес бесчисленные труды, претерпел бесчисленные гонения, темницы, скорби, побои, сечения, наконец, мечное усечение. Вот что он пишет сам о себе во Втором послании или письме своем к жителям города Коринфа, обращенным от него в веру Христову: я гораздо более (прочих апостолов) был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в трудах и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? (2 Кор. 11, 23-29.)

Таковы черты высокого характера Павлова: таковы его искушения, борения, подвиги! Что было причиною их? Горячая любовь к Богу и к людям.

Ко всему сказанному прибавлю, что апостолы имели ум Христов, сердце Христово, уста Христовы; они весь мир просветили учением своим и все концы земли привели ко Христу; они исторгли из уст диавола бесчисленные души человеческие, как добычу бесценную; иссушили солено-горькое море страстей и пороков; внесли в мир просвещение, возрождение, обновление; они благоустроили Церковь; учредили Богослужение и Таинства, коими теперь пользуемся мы к нашему очищению, освящению, утешению и спасению; их писаниями богодухновенными мы доселе непрестанно поучаемся, утешаемся, утверждаемся; их молитвами стоим в вере и благочестии; они уврачевали недуговавшее тлением человечество, научили его презирать тленное и стремиться к нетленному.

Будем назидаться, братия мои, столь славным примером апостолов: их верою, упованием, любовью, чистотою, кротостью, смирением, терпением, преданностью воле Божией, — самоотвержением, воздержанием, нестяжанием, мужеством, проникаться и оживляться их духом.

 

Св. прав. Иоанн Кронштадский,
Слово на день святых славных и всехвальных и первоверховных апостолов Петра и Павла.
«Простое Евангельское слово» (Полный круг годичных поучений).
«Отчий дом», 2008.

Детская литургия

Известен достойный патерика замечательный рассказ архиепископа Михаила (Мудьюгина).

В голодные годы, чтобы прокормиться, семья Михаила была вынуждена уехать из города в деревню. Владыке 6 лет, будем так называть его даже в детстве. Лес был для него местом сердечной и сокровенной молитвы. Там, в лесу, он надевал что-то вроде облачения, а пень был чем-то вроде престола. Так вот у этого пня совершалась его детская литургия. И вот, в определенный момент своего богослужения, увлеченный молитвой, после какого-то возгласа вдруг слышит позади себя слаженное, произнесенное нараспев Аа-ми-нь. Это оказались женщины, которые пасли коров, он не видел, как они присоединились к его молитве. В этот вечер, да и в последующие, его семья была обеспечена молоком. Однако мать, узнав, что молоко приносили за молитву, запретила сыну молиться в лесу, полагая, что делает он это ради приношений.

Протоиерей Евгений Палюлин
Из воспоминаний об архиепископе Михаиле (Мудьюгине)

27 июня Собор всех святых

ВСЕМ СВЯТЫМ

О Святые! Как отрадно
У целебных ваших ног!
Здесь душе моей так сладко,
Нет ни скорби, ни тревог.
Сердце тайно торжествует,
Чувства мирно говорят,
Душу слава не волнует,
Страсти недуга молчат.
О Святые, научите,
Как мне Господа любить,
Тайно сердцу вы скажите,
Как Ему мне угодить.
Вы дорогу покажите,
Коей к Господу идут,
Вы смиренью научите,
Когда скорби здесь гнетут.
Укажите мне на меч,
Коим волю мне отсечь
И принесть себя на жертву,
Как вдовица Богу лепту.
Как бесплодная трава,
До сих пор я здесь жила,
Годы праздно проводила,
Грех слезами не омыла,
Ум кичит, воюют страсти,
От врага везде напасти,
И я пленница греха,
Я преступная раба.
Но у ваших ног взываю,
Слово уст вам открываю:
Не отвергните в сей раз
Моей веры теплой в вас.
Помолитесь в сей пещере
За грехи преступной дщери,
Дайте мне залог любви –
Вашей ангельской мольбы.
И я в путь залог бесценный
Понесу сей дар любви,
Чтоб сей факел драгоценный
Был хранителем души.

Монахиня Леонида Суражевская

Духовно-нравственные стихотворения
Собрание архимандрита Сергия Бирюкова, 1926
Издание Александро-Невской Лавры, 2013

День Святой Троицы

Троица

 

На иконах Святая Троица изображается в виде трех Ангелов у дуба Маврийского. У ног Их коленопреклоненный Авраам, что изображает величие стоящих пред ним. Книга Бытия говорит о предвечном совете Бога: « сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» – в этих и многих других  словах Священного Писания мы видим, что Бог-есть Троица единосущная и нераздельная.

Празднование Дня Святой Троицы или Пятидесятницы, как и праздник Пасхи, уходит своими корнями еще в ветхозаветные времена. На пятидесятый день после ветхозаветной Пасхи (дня исхода еврейского народа из Египта), у горы Синай, пророк Моисей дал своему народу Божий закон и основал ветхозаветное священство. Так этот день стал днем основания ветхозаветной Церкви. Когда Господь вознесся на Небо, апостолы возвратились в Иерусалим и стали ожидать исполнения слов Спасителя – сошествия на них Святого Духа, Который должен был дать им особую силу для проповеди Евангелия по всему миру.
В  пятидесятый день после Воскресения Христова слова Спасителя исполнились.  Божия Матерь и апостолы собрались, как обычно, в горнице для молитвы. В девятом часу утра послышался шум, похожий на шум сильного ветра, который наполнил собой весь дом. Вслед за шумом над головами апостолов и Божией Матери появились огненные языки, которые светились, но не жгли, – это был видимый знак того, что на них нисходит Дух Святой. Так совершилось крещение апостолов Святым Духом и огнем.
Необычный шум привлек всеобщее внимание, и скоро у дома собралась толпа паломников, прибывших на праздник в Иерусалим из многих стран. Апостолы вышли к ним и вдруг… начали говорить на разных языках. Каждый из пришедших услышал обращенные к нему слова на своем родном языке. Все удивлялись и изумлялись: “Разве эти люди родом не из Галилеи?” Ведь ни для кого не было секретом, что ученики Иисуса Христа были простыми, неучеными людьми. И вдруг все они стали говорить на разных языках, которым никогда прежде не учились и до этого дня не понимали!
Чудо пытались объяснить по-разному, пока апостол Петр неожиданно для самого себя не произнес первую в своей жизни проповедь. Он рассказал собравшимся об Иисусе Христе, Который проповедовал Свое Божественное учение, был распят и на третий день воскрес; о том, что сегодня Спаситель, как и обещал, послал с Неба Духа Святого, наделившего апостолов способностью говорить на разных языках.
Устами простого, неученого рыбака говорил Дух Святой, поэтому слова Петра так глубоко проникали в сердца слушавших его людей. После его проповеди около трех тысяч человек уверовали в Иисуса Христа и в тот же день приняли Святое Крещение.
Так было положено начало Христовой Церкви – образу Царствия Божия на земле, а сам день Сошествия Святого Духа на апостолов принято считать днем Рождения Церкви Христовой!     Будем же, дорогие дети, достойными и верными членами Церкви Православной. В  церковных таинствах черпать благодать Божию, которая изобильно изливается на каждого с верою прибегающего. А так же искренне любящими Бога и людей христианами.

 

Архимандрит Нектарий Головкин.

24 мая – День равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских

изнь и труды святых равноапостольных Кирилла и Мефодия имеют огромное значение для всех славян, и, конечно же, для нас русских православных людей. Благодаря этим двум братьям, мы имеем письменность, слушаем Евангелие и богослужение на родном языке. Для всех православных славянских народов память о Кирилле и Мефодии должна быть особенно священной.

Расскажу немного о детстве и юности святого равноапостольного Кирилла.

Недалеко от святой горы Афон находится город Солунь или Фессалоники, в котором между греками жило много славян. Кроме греческого языка, в них звучал славянский солунский диалект, на котором говорили окружающие Фессалоники племена: драговиты, сагудаты, ваюниты и смоляне и который лег в будущем в основу языка переводов Кирилла и Мефодия, а с ними и всего церковнославянского языка. Владели братья славянским языком как родным. В этом-то городе и жило благочестивое семейство Льва и Марии, оно было греческого происхождения. Лев занимал видное положение при правителе Фессалоники. У него было большое семейство, а из семерых его детей, с самого раннего детства, особенно замечательны были два сына: Константин 827 года рождения и Мефодий (Михаил в миру) 815 года рождения. Дед их был крупным вельможей в Константинополе. С ранних лет дети предпочитали чтение всякого рода играм и забавам. Семи лет Константин видел сон, который и заставил задуматься его родителей. Ребёнку приснилось, что правитель области собрал всех солунских девиц и заставил его выбрать себе в жёны одну из них. Он долго выбирал и выбор его пал на самую прекрасную, имя которой было София, что на греческом языке означает «мудрость». Значение сна не трудно было разгадать, и всею своею жизнью Константин доказал, что он остался верен выбранному им пути.

В школе он учился лучше всех и часто задавал своим учителям такие вопросы, на которые они даже не могли ответить. Скоро в Солуни мальчику нечего было делать, и он стал горячо молить Бога дать ему возможность научиться большему. И обстоятельства помогли ему в этом. Однажды родственник его отца, который находился в Царьграде при царском дворе, выхлопотал ему позволение учиться вместе с молодым императором Михаилом. С удивительным усердием изучал он разные науки. Превосходя других своими обширными познаниями и способностями, он мог бы возгордиться, но при всех своих достоинствах, оставался кротким и смиренным человеком. Собственное счастье его не интересовало, хотя мог легко достичь почестей и богатства. В числе его учителей были крупнейшие ученые того времени – будущий патриарх Фотий I и Лев Математик. Там он обучился геометрии, диалектике и всем философским наукам: риторике, арифметике, астрономии, музыке, и всем прочим эллинским искусствам. Впоследствии он овладел также арамейским языком и ивритом. По окончании учения, он отказался начать весьма перспективную светскую карьеру и поэтому был направлен по пути церковного служения.

24 мая, в день памяти Кирилла и Мефодия, в России и Болгарии совершается государственный праздник, и называется днём Славянской Культуры и Письменности.

 

Архимандрит Нектарий (Головкин)

2021 год 800-летия святого благоверного великого князя Александра Невского

Ярославич Александр – князь великий.
С юных лет силен и мудр, ясноликий,
Он за Родину, за мать – Русь святую
Собирал в походы рать золотую.

Пред сражением любым до заутра
Княжьим словом наставлял своим мудро.
Звал на мирные дела съединятся,
Сообща от силы зла защищаться.

Коли тёмну свою рать враг подвигнет,
От меча пусть своего да погибнет.
Чтобы в битве устоять, не сломиться –
Всем оружие ковать да молиться.

Он от Запада врага и с Востока
От Россиюшки прогнал светлоокой.
Православия закон храня свято,
Сокрушал с молитвой он супостата.

И в Орде в постыдный час не срамился,
Хоть пред ханом поневоле склонился.
Но не рабское то было служенье,
Знал: в смирении – России спасенье.

Да удача и печаль ходят рядом –
Был за твердость и удаль поен ядом.
И, почуяв худобу в себе остро,
Понял он свою судьбу, принял постриг.

Словно щит Руси он был и хранитель.
Стал он города Петра покровитель.
И в молитвенном служении строгом
Он в предстательстве за нас перед Богом.

Надежда Ломова

Старица

Расписная косынка,
Свет в глазах не померк,
Не старушка тростинка,
А брала Кёнигсберг.

Говорит: “Знаешь, сколько
В равелинах ребят,
И Серёжа, и Ольга,
И Егорыч лежат…

После минного взрыва
Меня вынес майор”,
И пошла горделиво
На обедню в притвор.

Память годы полощет,
Превращая в дымок
В этой яростной мощи
Всей Руси оселок.

Александр Орлов

Из воспоминаний монахини Софии:

Монахиня София (Екатерина Михайловна Ошарина)
1923-2008 гг.
Участвовала во взятии Кенигсберга (Калининград)

…Сколько наших солдат погибло!… Взяли Кенигсберг с Божией помощью.
Я сама видела, хотя наблюдала с некоторого отдаления. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали в облачениях с хоругвями и иконами. Вынесли Казанскую икону Божией Матери… А вокруг идет бой, солдаты (кто рядом был) посмеиваются: “Ну, батюшки пришли, теперь дело будет!” И только запели – стихло все. Стрельбу как отрезало. Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались… Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: “Оружие отказало”. Один знакомый офицер сказал тогда, что до молебна перед войсками священники молились и постились неделю.