О посте

Между прочим, совсем не худо знакомить под­растающее поколение с понятием поста и постного времени. Надеюсь, большинство наших читателей ведают, почему среда и пятница – дни святые, тре­бующие воздержания от скоромной, то есть непост­ной, пищи. В среду Господь Иисус Христос был пре­дан Иудой, а в пятницу распят на Кресте. Испокон века христиане в эти дни, равно как и в четы­ре многодневных поста (перед праздниками Рож­дества Христова, Пасхи, днем святых апостолов Петра и Павла и Успением, блаженной кончиной, Божией Матери), воздерживаются от мясного и мо­лочного. Может быть, малым детям и трудно соблю­дать пост во всей строгости, но учиться воздержи­ваться от сладостей и всего того, что они называют «вкусненьким», – более чем полезно! А уж не смот­реть в эти дни телевизор (коль родители от него вообще не избавились) Сам Бог велит! Мне извест­ны семьи, в которых дети постничают наравне со взрослыми, желая этого по требованию собствен­ной совести. Взрослые знают, как плохо быть рабом желудка. С юных лет, знакомясь с разумным воздер­жанием, мы учимся господствовать над телом, да­руя душе желанную ей свободу.

 

Протоиерей Артемий Владимиров
«Учебник жизни», изд. «Филарет», 2016

О маме

«Она верующий человек, Пятая  заповедь Господа Бога знакома ей с детства… Я посещаю храм и воскресную школу в п. Саперное. Благодаря этому я твердо знаю, что почитать родителей, значит любить их, не оскорблять ни словами, ни поступками, помогать в трудах, а особенно во время  их болезни и старости, также молиться  за них Богу, как при жизни их, так и по смерти… Известно, что слово родительское «мимо не молвится». Значит, его следует исполнять без рассуждений: сказано – делай. Тогда и всемилостивый Господь в самом исполнении воли родительской откроет для нас средство благоугождать и Ему Самому во спасении душ наших…»

Ярослав Высоцкий
Из сочинений детского конкурса имени
Святого Равноапостольного Андрея Первозванного
(Александро-Невская лавра)
2007 г.

ЗАКОН СВЯТОСТИ

Закон святости известен – он простой:
Хочешь быть ты ближе к Богу – полюби.
Полюби, прости, не осуди,
Пожалей, одень и накорми.
Слово доброе для каждого найди.
Создателя за жизнь всегда благодари.
В скорбях у Бога помощи проси.
В своих грехах другого не вини.
В своих победах не себя хвали.
Не забывай о милости небесной,
Имеешь ты всегда то, что тебе полезно.

Даша Козлова

Синица

Желтогрудая синица
Клювом стукнула в окно:
– Поскорей вставай, сестрица,
Рассвело уже давно!

Глянь: пуста моя кормушка,
Дай мне горсточку зерна!
Посмотри в окно, подружка:
Наконец, пришла весна!

Видишь, снег повсюду тает,
И ручьи вовсю журчат?
Скоро, скоро птичьи стаи
Из-за моря прилетят.

Скоро, скоро, в день весенний,
Сгинет пасмурная мгла:
О Христовом Воскресенье
Возвестят колокола!

Татьяна Егорова

ВЗАИМНОЕ ПРОЩЕНИЕ

 

В ботанике известна сорная трава, которая имеет такой длинный корень, что невозможно его удалить окон­чательно. Таким же корнем является человеческое злопа­мятство. Люди причиняют неприятность, зло, унижение, распускают плохую молву, бесславят, и пострадавшие готовы до гроба помнить нанесенную обиду.

Интересно, что человек, будучи сам несовершенен, требует совершенства от других. Все это всегда понимала церковь и перед наступлением Великого поста ежегодно напоминает, что прощение человека зависит от того, насколько он способен оказывать его людям. В молитве Господней «Отче наш» человек ежедневно выражает нужду в хлебе насущном и просит его потому, что и он прощает своим должникам.

Не прощая других, человек сам остается непрощен­ным. Непрощением рушится мост, через который приходится ежедневно переходить. Не прощает обычно тот, кто не имеет сознания и чувства греховности и виновности перед Богом. Любовь человека к Богу измеряется его про­щением ближнего. Если он не прощает, значит, не любит. Вопрос о том, сколько можно прощать, та­кой же нелепый, как вопрос, сколько раз любить.

Сила любви к Богу измеряется силой прощения к окружающим людям. Самому человеку, который помнит обиды, бывает трудно дышать от чувства мести, он задыхается в беспомощной злобе и не имеет духовной силы, чтобы все простить, выбросив из памяти.

В нашем жестоком мире изредка встречаются люди, которые не замышляют ни­кому зла. Зато встреча с ними ободряет и благотворно действует на душу. Важно учиться жить на словах Священного Писания, потому что жизнь не сцена, а школьная комната не для увеселений, а воспитания. И чтобы стать хорошим человеком, нужна постоянная практика. Если не упражняешь душу она становиться вялой, характер становится слабым, нрав­ственное чувство бессильным, духовный рост уродливым.

Если человек проникнется призывом церкви перед наступлением Великого поста, простить все мелочные обиды окружающим, то наступит заметное обновление во взаимоотношениях. Следует обязательно освободиться от осуждения и клеветы.

Завистливый с болью в сердце слушает похвалы в адрес другого. Ему отраднее припоминать ошибки человека, чем добродетели, следить за падением, чем за успехом.

Чтобы надежно беречь себя, следует постоянно помнить золотое правило христианства: чего не желаешь себе, не делай другим.

Архимандрит Елеазар (Иванов)
Духовник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.
1936-2011

ПРИЧАСТИЕ

Воскресный день.
Причастье в Храме.
Открыты царские врата.
Ты также настежь сердце открывай.
Когда подходишь к чаше – понимай!
Как глубока была любовь Творца,
Что не жалея сына посылает
Для искупления греха.
И принимая в сердце благодать
Спеши хвалу Творцу воздать!

 

Даша Козлова

ВРЕМЯ ПРИУГОТОВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целые три месяца церковного года посвящены самому большому церковному празднику. Пасха — праздник праздников. Все в жизни Церкви вращается вокруг Пасхи. Это и время приуготовления к празднику Пасхи, называемое Великим постом. Это также и время празднования Пасхи и воспоминания о ней, которое называется пасхальным периодом (время между Пасхой и Пятидесятницей). Оба эти периода, если сложить их вместе, составляют почти треть всего церковного года. Особое отличие в нашей подготовке к празднику Пасхи по сравнению с другими праздниками в том, что выделяется даже время приготовления к самому периоду подготовки, к Великому посту. Оно называется предпостным.

Сегодня мы и вступаем в первый период приготовления. Он включает в себя четыре воскресных дня или три недели. Каждое воскресное Евангельское чтение обращает наше внимание на какую-либо тему или мысль, которая помогает нам лучше понять, о чем следует подумать, и что нам должно будет делать во время Великого поста. Даже Евангельское чтение, читаемое в воскресенье перед этими четырьмя воскрес­ными днями указывает на то, что поможет нам лучше подготовиться к посту. Оно повествует нам, что мы от всей души должны стремиться прийти к Спасителю.

Пособие по катехизации
для детей среднего
школьного возраста

Моим родителям

Нам часто не хватает волшебства.
Мы ищем его в сказках и не знаем,
Что, улетая в мыслях за моря
Порою что-то главное теряем.

Чтоб стать волшебником не нужно ничего.
Вокруг себя лишь стоит оглянуться.
Ведь чтобы получилось волшебство
Порою нужно просто улыбнуться.

Почувствовать, как смотрит тот, кто любит,
Кто делится с тобой души своею частью,
Кто даже раненный тобой благословит тебя
Любви своей безмерной благодатью.

Лишь стоит заглянуть в глаза
Увидеть всё, что скрыто в глубине
Беречь любимых чтобы горькая слеза
Обид напрасных, не разъедала сердце в тишине.

Даша Козлова

Снижена цена на журнал

Снижена цена на журнал “Вербочка” №1 2021 г. Теперь 130 р.

Приобрести издание можно на странице сайта “МАГАЗИН” или в издательстве «Невская лавра» на территории Александро-Невской Лавры (библиотечный корпус).

Б – Бу́ки

Буквица

 

В языкознании славян слова букъ, буквица, буковина, буква, долгое время связывались с растительностью.

Так, буквица – одна из маленьких трав, своими стеблями напоминающая начертания букв, – на Руси называлась Божьими ручками.

Воистину славянские буквы стали для нас Божьими ручками, творящими невидимый мир человеческой души.

у́ки

 

 

 

Школа церковнославянского языка и Псалтири
«Златарница», Санкт-Петербург

Буквица лекарственная (Betonica officinalis) — многолетнее травянистое растение из семейства Яснотковые (Губоцветные). Очень распространенное. Растет в смешанных лесах и в перелесках, на лугах и лесных полянах.

19 января – Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

В то время когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»

Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь», то есть не удерживай Меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» — исполнить все в Законе Божием и показать пример людям.

Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.

По совершении крещения, когда Иисус Христос выхо­дил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: « Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Тогда Иоанн окончательно убедился, что Иисус есть ожидаемый Мессия, Сын Божий, Спаситель мира.

“Закон Божий”
Издательство братства во имя св. князя
Александра Невского, 2004

О святой воде

Вода святая — обыкновенная по составу и происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), приобретающая освящающие (благодатные) и исцеляющие свойства после совершения особого молебна, именуемого воосвящением.

Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в доме у каждого православного христианина. Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню.

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО

В мою память врезалась одна встреча, о которой я хочу вам рассказать. Еще совсем молодым священником мне пришлось посетить дом престарелых, каких в столице немало. Поднявшись на нужный мне этаж, я шел по коридору, разыскивая тяжелобольную, лежачую пожилую женщину, которая хотела причаститься Святых Христовых Таин. Она была еще в сознании и, со слезами поисповедовавшись, приняла Святые Дары. Лицо ее просветлело – и кроткая христианка откинулась на подушку с видимым облегчением. Она веровала, что Сам Господь посетил ее. Дробно крестясь, причастница повторяла: «Слава Тебе, Господи!» Такой я ее и оставил, утешив словами о милости к нам Создателя.

Но уйти сразу из обители печали у меня не получилось. Просто невозможно было проходить мимо комнат, из глубины которых на священника глядели обитательницы дома престарелых: кто с пониманием и уважением, кто с детской радостью и горячим желанием тотчас исповедаться и причаститься, а кто с внутренним холодом и даже отчуждением (хотя таких было немного).

Беседуя с бабушками (по возрасту я приходился им правнуком) и расспрашивая их о прожитом, я осознавал, как непостижима человеческая судьба, находящаяся единственно в руках Божиих. А еще меня поражало душевное богатство сердец, которые открывались на исповеди. Поймал тогда себя на мысли, что, пожалуй, ныне не встретишь у молодежи подобной боязни греха, отвращения от всякого неправедного, нехорошего поступка. «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри – не вы!»

И только через часа полтора, испытывая внутреннее удовлетворение и радость от сознания важности выполненного дела, наконец собрал свой священнический чемоданчик и намеревался уже направиться к лифту. (Вот я и приблизился к главному в моем рассказе).

Навстречу мне по коридору катилась небольшая тележка, на которой обычно развозят по палатам еду. Было как раз обеденное время. Тележку подталкивала очень пожилая женщина, как мне показалось, лет восьмидесяти, а может быть, и более того. Передвигалась она неспешно и с великим трудом, то и дело останавливаясь, тяжело и прерывисто дыша. Судя по халатику (впрочем, опрятному и чистенькому), я понял, что это одна из насельниц дома престарелых. Небольшого росточка, средней полноты, какая-то вся кругленькая, она напоминала бы девочку, если бы не совершенно седые волосы. Лицо ее было очень светло. Мы поздоровались. Я успел заметить выражение кротости, спокойствия и деловитости одновременно. Старческую немощь выдавало мелкое дрожание головы и рук. «А вы не желали бы поисповедоваться и причаститься?» – сразу спросил я, почувствовав в ней православную добрую душу. «Ах, очень бы желала, но мне некогда: я должна покормить моих». – «А кто это ваши?» – «Да лежачие, их здесь шестеро, а еще две этажом ниже», – отвечала она совершенно спокойно и кротко. «Что же, их и покормить некому?» – продолжаю с удивлением. «Кому же кормить, милый батюшка, персонал поставит тарелку да уйдет, а они, бедненькие, и руки выпростать из-под одеяла не могут без сторонней помощи. Я и вызвалась их обедом кормить. Вот какую мне карету доверили», -сказала она с мягкой и приятной улыбкой, указывая на тележку с тарелками. «Как вы сами-то себя чувствуете?» – «Слава Тебе, Господи, вот только задыхаюсь немного; что-то последние две недели совсем тяжко: метр-полтора провезу обеды – и уже отдохнуть надо, иначе ножки не пойдут. Вы уж простите, батюшка, меня ждут они. Дай вам Бог здоровья, спасибо, что не забываете нас, грешных, уж в следующий раз обязательно надо причаститься».

Почувствовав, какая передо мной душа, я не мог отпустить ее без Животворящей Святыни. Прямо в коридоре, благо, кроме нас, там никого и не было, прочитав кратко молитвы, исповедал Божия человека (к сожалению, имени уже не вспомнить) и преподал Святые Тайны. Поклонившись, она двинулась с тележкой дальше, унося Христа в своем сердце.

Возвращаясь домой, я благодарил Бога, что Он сподобил меня встречи с сокровенной Своей рабой. В простоте и чистоте христианской совести она ежедневно свершала подвиг, вовсе не задумываясь о великости дела, на себя подъятого.

Протоиерей Артемий Владимиров
«Учебник жизни», изд. «Филарет», 2016

С Новым Годом!

 

 

 

 

 

Щелкни указателем мыши на шарике

 

 

svg анимация не работает в Internet Explorere

Что такое ценность?

Ценность – это то, за что не жалко отдать жизнь. Что для нас с тобой является ценностью, то есть самым важным, главным, значимым? Жизнь родных и близких. Отчий дом. Родина, бессмертная душа. Бог. Какие нравственные ценности у русского народа? Это, в первую очередь христианские добродетели вера, надежда, любовь, молитва, святость, терпение, смирение, кротость, трудолюбие, семья, а также правда, чистота, простота, свобода, искренность, порядочность, ответственность, милосердие, жизнерадостность, миролюбие, отзывчивость, щедрость, умеренность, мужество, благородство, скромность, послушание, почитание родителей, прощение, благодарность, подвиг, самопожертвование, доблесть, Отечество.

 

 

Кто за други отдал душу,
тот оковы тьмы разрушил.

 

«Добронравие для маленьких»
АНО «Семья России», 2016

19 декабря день святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца

СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ

 

На Руси ты всех святых любимей,
Праведник Святитель Николай.
Много храмов носит твое имя
И своим считает русский край.

Русским тебя русские считают,
И во всякой скорби и беде
Чаще всех на помощь призывают.
Ты подобен утренней звезде.

И всегда, Святитель, рядом с нами,
Светишь нам на жизненном пути.
Помоги мне справиться с грехами,
Душу помоги мою спасти.

 

Лазаревич Л.И.