ПАМЯТЬ

Лидия Шубина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки –
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,-
Внуки, братики, сыновья!”

А. Ахматова

Когда-то наши деды и прадеды исполнили основную Евангельскую заповедь, иногда не ведая о ней – отдали жизнь свою за други своя.

Сегодня праздник святой равноапостольный Нины. И сегодня же — день полного освобождения Ленинграда от немецкой блокады. В Полежаевском парке людно: сейчас здесь проходит акция «Свеча памяти», организованная от храма Андрея Критского из поселка Сергиево.

Очень радует, что Церковь и обычный люд объединяются в общем порыве. Великая Отечественная война давно отгремела, но продолжается другой бой — за память, за души ныне живущих. И в этом бою объединяются совершенно разные люди — и солидные батюшки с окладистыми бородами, и героические организаторы, и реконструкторы, ранее не замеченные в излишнем благочестии (говорю как реконструктор), и детские коллективы, и множество обычных людей, желающих сделать что-то хорошее. И здесь же плечом к плечу незримо воюют наши деды – через свои письма, фотографии, оружие, вещи…

Читать далее “ПАМЯТЬ”

О ДУХОВНОЙ БРАНИ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (УРОКИ ОТ А. С. ПУШКИНА, Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И Л. Н. ТОЛСТОГО)

Терлецкий Александр Дмитриевич

к. филол. н.

 

 

 

 

 

 

В статье рассматривается своеобразие духовной борьбы в жизни и творчестве А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Борьба эта имеет первостепенное значение в земной жизни человека, ибо она, в конечном счете, определяет его вечную участь. Особое внимание в работе уделяется извлечению уроков (научений) из жизненного и литературного опыта русских классиков. Этой сверхзадачей, выражающей истинное назначение науки (которая – по смыслу самого слова – должна чему-то научать человека), определяется специфика православного научного подхода к решению всех насущных вопросов нашей жизни.

Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей…»
Ф. М. Достоевский

Все формы и разновидности видимой борьбы в истории рода человеческого (от мiровых войн до семейных конфликтов) есть лишь следствие и внешнее выражение иной, малозаметной или вовсе невидимой, духовной брани. По учению Православной Церкви, эта брань имеет первостепенное значение в земной жизни человека, ибо она, в конечном счете, определяет его вечную участь. Об этом ясно свидетельствуют Священное Писание, творения святых отцов Церкви, богословские исследования и подвижнические наставления.

«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мiроправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 11–12),*  – призывает нас к духовному бодрствованию апостол Павел. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в проповеди от 12 августа 1956 года говорит по поводу этих апостольских слов: «И какими слезами оплачем мы тех близ нас, которые ничего не хотят знать об этой борьбе, о духах злобы поднебесных, которые смеются над верой нашей в нечистых духов? Какими слезами оплачем их? Ибо, конечно, для бесов, для самого диавола в высшей степени выгодно, чтобы в них не верили, чтобы никогда о них не думали, чтобы никогда не ощущали близости их. Ибо скрытый, неведомый враг гораздо опаснее врага видимого» [9, 39–40]. «Упорное неверие в бытие злых духов есть настоящее беснование, ибо идет наперекор Божественному Откровению; отрицающий злого духа человек уже поглощен дьяволом (1 Петр. 5, 8)» [16, 4], – отмечает в своем дневнике за 1898 год св. прав. Иоанн Кронштадтский. «Пока не окончится земная жизнь человека, до самого исхода души из тела, продолжается в нем борьба между грехом и правдой. Какого бы высокого духовного и нравственного состояния кто ни достиг, возможно для него постепенное или стремительное, глубокое падение в бездну греха» [3, 31], – предупреждает об опасности духовной брани святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский. Афористически кратко сущность и важность этой борьбы сформулировал Ф. М. Достоевский: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей» (Д  XIV, 100).**  И если Бога сатана победить не может, то человек «по своей глупой воле» (выражение героя «Записок из подполья» Достоевского) может отдать сердце и душу дьяволу – и тогда никакие внешние успехи, достижения и победы не избавят его от поражения в духовной брани.

Важнейшей проблемой – сверхзадачей – изучения творчества каждого значительного писателя является извлечение уроков (научений) из его литературного и жизненного опыта. В этом заключается высшее и истинное назначение науки (по смыслу самого слова). Если наука ничему не научает человека, то грош ей цена.

В последнее время в отечественном литературоведении «научный» плюрализм, продолжающий марксистскую традицию извращения Истины на более высоком профессиональном уровне, начал уступать место православно-христианскому подходу к литературным явлениям, позволяющему по ясным и простым критериям различать добро и зло, правду и ложь. Такой подход может быть продуктивен в исследовательской работе при должной строгости в соблюдении второй заповеди Закона Божьего: «Не сотвори себе кумира…» (Исх. 20, 4) и евангельской заповеди: «Не судите, да не судимы будете; / Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 2).

I. «…И дух смирения, терпения, любви и целомудрия мне в сердце оживи»   (А. С. Пушкин)

А. С. Пушкин в стихотворении, давшем название и первый эпиграф знаменитому роману Ф. М. Достоевского – «Бесы», предстает как поэт подлинно міровой скорби. Духовная сущность этой всеобщей скорби, далеко не всеми замечаемой, заключается в порабощенности (после грехопадения) человеческого рода падшими духами – сатаной и бесами, вследствие чего «…вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Римл. 8, 22), так как «попали богоотступники из-под природной власти Божией в добровольную кабалу к нечистому» [11, 14]. Освобождение от этого бесовского рабства – важнейшая задача, стоящая перед человечеством на протяжении всей его истории.

Читать далее “О ДУХОВНОЙ БРАНИ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (УРОКИ ОТ А. С. ПУШКИНА, Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И Л. Н. ТОЛСТОГО)”

Религиозные причины блокады и нравственные условия Победы в Великой Отечественной войне

Иеродиакон Исаакий (Потапов)

 

 

 

 

 

 

Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее
(Мф.16.8).

Известный писатель-блокадник Михаил Кураев пытаясь разобраться в том, что явилось причиной блокады, пишет: «Наша история тех ликующих победных послевоенных лет вольно или невольно оказалась непростительно подслеповатой, и подслеповатостью этой воспользовались те, кому впору было бы держать ответ на вопрос…: почему война взяла такую страшную, огромную дань?»
Попытка понять, как можно было допустить гибель в блокадном городе миллиона ни в чем не повинных людей, должна опираться на изучение предвоенной истории города и всей страны. Поэтому другой современный автор Д. Л. Спивак считает, что революция и блокада не только привели к окончанию “петербургского периода” истории города, но и, в связи с уничтожением большого количества носителей петербургских базовых ценностей и определенного психологического склада, стали причиной катастрофической ситуации. Суть ее в том, что новый тип, сложившийся в советское время, был неспособен заменить собой утраченные существенные черты петербуржца, что явилось причиной “метафизического срыва”.

И все же более точный ответ на этот вопрос дает история России XX века, рассмотренная в контексте Священой истории Ветхого и Нового Завета. Ныне почивший известный преподаватель Ветхого Завета в СПбПДА Игорь Цезаревич Миронович в своих лециях основной акцент делал на то, что история израильского народа с ее взлетами и падениями повторялась в истории христианской Церкви – «нового Израиля». Взлеты были связаны с творением народом «правды Божией», то есть исполнением Заповедей. Если же народ уходил от Бога и, почитая ложных кумиров, уклонялся от «правды Божией», то он тем самым навлекал на себя гнев Божий и его ждали страшные наказания. Одним из таких наказаний для иудеев были пророческие слова Спасителя: «Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камением побивая посланные к тебе… Се оставляется вам дом ваш пуст» (Лк. 13:34-35). В 70-м году, как известно, Иерусалим и Храм были разрушены римским полководцем Титом. Не слишком углубляясь в исторические параллели, можно отметить, что в России православные Храмы и монастыри также были разрушены безбожниками перед войной, но веру уничтожить им не удалось, поэтому и город на Неве, и вся страна выстояли.

Читать далее “Религиозные причины блокады и нравственные условия Победы в Великой Отечественной войне”

ПРАВОСЛАВНЫЙ МАРШАЛ

Михаил Аникин

 

 

 

 

 

 

 

Среди маршалов РККА, приведших СССР к победе  во второй мировой войне, один был действительно православным, не скрывающим свою веру даже перед самим Иосифом Сталиным. Этим маршалом был Борис Михайлович Шапошников ( 1882 – 1945). Вклад  маршала в Победу  трудно переоценить. Автор этих срок вообще убежден, что именно маршал Шапошников является главным организатором  нашей победы, именно он  по совокупности заслуг вполне мог претендовать на звание генералиссимуса. Однако его заслуги были намеренно забыты. Почему  так произошло ? Ответ на этот  вопрос прост. Ни Сталин, ни его ближайшее партийное окружение  не хотели, чтобы маршал « из бывших»  получил это наивысшее воинское  звание. Он, с точки зрения коммунистической власти, никак не  должен был заслонить собой штатского « вождя  всех времен и народов», вышедшего из  низов старого общества. Ведь признать заслуги маршала – значило признать в его лице всю дореволюционную русскую военную школу,  учеником и последователем которой маршал был  на практике и в своих теоретических трудах. Судьба маршала Шапошникова являет собой яркий пример жертвенного служения  России, ее армии и флоту.  Читать далее “ПРАВОСЛАВНЫЙ МАРШАЛ”

О пользе невоцерковленной науки

Тимур Щукин

Чернозем Европы дал миру удивительный цветок — научное мышление. Но почему-то всегда носитель этого мышления — ученый — оказывался противником церковных институтов. Каковы источники этого конфликта? Почему ученые в современной России предпочитают быть подальше от Церкви? Можно ли выйти из этого тупика, создав христианскую науку?

Зависимая вера

Когда я стал христианином, мне хотелось, чтобы мое новое мировоззрение разделили и мирские мудрецы. Я любил повторять вырванные из контекста слова Борхеса «культурный человек атеистом быть не может», выискивал у мыслителей, которые считаются безбожниками, высказывания, свидетельствующие об их симпатии к религии. Брал с полки «Происхождение видов» Дарвина, пролистывал рассуждения о строительном инстинкте медоносной пчелы и после недолгих поисков с радостью натыкался на фразу: «Я не вижу достаточного основания, почему бы воззрения, излагаемые в этой книге, могли задевать чье-либо религиозное чувство». Точно такие же операции я проделывал с книгами Альберта Эйнштейна, Ивана Павлова и Стивена Хокинга. Ссылками на великих можно было щеголять на атеистических форумах, но главное — поддерживать уверенность в самом себе: «если столько умных людей верит в Бога, значит, он все-таки существует…»

Читать далее “О пользе невоцерковленной науки”

ОТЕЦ ИОАНН КРОНШТАДСКИЙ

Протоиерей Андрей Ткачев

 

 

 

 

 

 

В музыке надо равняться на мастеров. В живописи, архитектуре, военном деле — тоже. Ну, и в священстве, тоже нужно равняться на мастеров. Лучший из лучших в священстве — это отец Иоанн Кронштадтский. Это священник из священников. Это человек, который более других, облечённых саном, выявил в своём служении, в своём личном подвиге сущность православного священства и её возможности. Это со всех сторон замечательный человек, и стоит похвалить его, вынося из этого какие-то практические мысли для своего поведения, для понимания Церкви, ради любви к ней. Читать далее “ОТЕЦ ИОАНН КРОНШТАДСКИЙ”

Разграбление Почаевской Лавры австро-венгерскими войсками

Михаил Шулин

 

 

 

 

 

 

 

Свято-Успенская Лавра – твердыня веры Христовой, обитель благочестия и подвижничества, духовный центр православного народа Западной Руси.

 Этот древнейший монастырь пребывает под особым покровительством Матери Божией. Здесь Пресвятая Дева явилась монахам-отшельникам, оставив на скале отпечаток стопы, эту землю прославила на весь мир Почаевская чудотворная икона Божией Матери. В обители подвизались великие подвижники Православия: преподобный Иов Почаевский и чудотворец Волынского края преподобный Амфилохий.

Благолепие храмов Лавры, хранившиеся в ней чудотворные иконы и покоившиеся мощи святых угодников Божьих издавна служили предметом поклонения сотен тысяч паломников – богомольцев и многих миллионов православных людей. В блоке Центральных держав, внимательно изучившем перед войной все подробности русской общественной жизни, не могли не знать о том, как дороги сердцу всякого православного человека досточтимые святыни Почаевской Лавры.

Читать далее “Разграбление Почаевской Лавры австро-венгерскими войсками”

«ДИСЦИПЛИНА АРКАНА» И ЭКОЛОГИЯ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Михаил Аникин

 

 

 

 

 

 

Для автора этого сообщения нет сомнения в том, что Леонардо можно назвать одним из выдающихся экологов, ибо экология изучает весь сложный комплекс взаимодействия человека и природы. Как никто из современных ему художников Леонардо да Винчи интересовался этой проблематикой.

При всём том,  сих пор Леонардо остаётся одним из самых загадочных и по сути непонятых художников эпохи Возрождения. Да и сама эта эпоха в такой степени противоречива и можно сказать туманна, что в её отношении  оценки и вкусы расходятся  часто до диаметральной противоположности. Для одних – это высшая точка развития европейского искусства, для других – эпоха крушения цельного мира средневековой культуры, разрушение космоса религиозной христианской культуры. То же происходит и в отношении  великого художника- творца, изобретателя, мыслителя и аскета, каким был Леонардо. Читать далее “«ДИСЦИПЛИНА АРКАНА» И ЭКОЛОГИЯ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ”

СЧАСТЬЕ

Архимандрит Елеазар (Иванов)

19362011

 

 

 

Близится очередное перелистывание календаря: новый день, новая неделя, новый месяц, новый год. За наступление последнего люди давно упорно «сражаются», связывая дату даже с судьбой человечества.

Тем не менее, празднуют, опережая историческое событие Рождества Христова, с которого идет отсчет времени. За неделю до окончания Филиппова поста начинаются «половецкие» и другие песни и пляски, пишутся банальные поздравления с пожеланиями здоровья, счастья.

Читать далее “СЧАСТЬЕ”

ВОЦАРЕНИЕ «АНТИХРИСТА»

Георгий Ермолов

 

 

 

 

Часть 3

Думается, что, невзирая на разнообразные и разнотрактуемые характеристики и оценки деятельности величайшего в истории России деятеля Петра I, можно коротко и лаконично охарактеризовать его термином Мережковского – «антихрист». Соприкасаясь с этой темой, невольно впадаешь в некий интеллектуальный «раздрай»: с одной стороны Петр – основатель Александро-Невской лавры, а с другой – кощунник и святотатец, яростный гонитель монашества.

Читать далее “ВОЦАРЕНИЕ «АНТИХРИСТА»”

ВОЦАРЕНИЕ «АНТИХРИСТА»

Георгий Ермолов

 

 

 

 

Часть 2

Но вернемся к личности Годунова

Вопреки общепринятому мнению можно утверждать, что «окно в Европу» прорубил отнюдь не Петр I. По сути, эта метафора вообще лишена всякого смысла: зачем лезть в окно, когда давно уже существовали двери. Однако, если при Иване III и Иване IV эти двери находились под бдительным присмотром и захлопывались всякий раз, когда с противоположной стороны начинала лезть всякая мерзость, то еще веком раньше Петра эти двери распахнулись во всю ширь. Приток иностранных специалистов увеличился в разы. Стимулом послужили новые, ранее не практиковавшиеся льготы в виде государственных должностей и земельных наделов вместе с крепостными. Проникновение европейских обычаев стало зримым, что отражалось и в моде, и в манерах. Кстати, впервые стали сбривать бороды именно при Годунове, правда, делалось это ненасильственно. Читать далее “ВОЦАРЕНИЕ «АНТИХРИСТА»”

ВОЦАРЕНИЕ «АНТИХРИСТА»

Георгий Ермолов

 

 

 

 

Часть 1

И даны были ему уста,
говорящие гордо и богохульно,
и дана ему власть…
Ин. 13:15

В официальной науке принято считать началом модернизации России XVIII век, когда Петр I, задавшись целью превратить страну в супердержаву, начал фактически ломать ее через колено. Безусловно, развитие социально-экономических процессов требовало определенных шагов в направлении реформирования, но распространенная точка зрения, что допетровская Россия представляла собой некое дикое поле, по которому носился лихой человек, является еще одним умозрительным мифом, состряпанным в период Елизаветы и упорно культивируемым уже при Екатерине. Надо признать, что миф этот получил дальнейшее распространение главным образом в отечественной исторической науке, в то время как значительная часть западных историков, придерживается, как ни странно, более объективной точки зрения, признавая, что подлинная история Российской империи берет свое начало именно с Ивана IV Грозного. Импульс, заданный государству реформами Грозного, еще долгое время не давал остановиться маховику имперского строительства. Недолгий период царствования Федора Иоанновича прошел «под знаком» Бориса Годунова, окольничего Грозного, принадлежащего крупному боярскому роду. Природный ум и управленческие аппаратные таланты позволили ему сделать блестящую придворную карьеру, а близкое родство с Федором – встать во главе правительства после смерти Грозного. При мягком и безвольном Федоре Годунов чувствовал себя полноправным хозяином государства. Некоторые историки склонны приписывать характеру правления Годунова протолиберальное направление. Вывод довольно странный, если учесть, что именно он стал автором крепостного права на Руси. Надо отдать должное правительству Годунова: большое внимание уделялось повсеместному укреплению границ; наконец-то установился мир с Польшей, одержана победа над Швецией. Однако, весь комплекс внутриполитических преобразований постепенно начал вызывать нарастающее раздражение как со стороны низов, так и в среде оппозиционного боярства. Несмотря на заключение мира, имперские амбиции Речи Посполитой ничуть не ослабели, и здесь как нельзя, кстати, пришлась, возникшая ниоткуда загадочная личность Григория Отрепьева, выдававшего себя за выжившего царевича Дмитрия.

В 1601 году он объявился в Польше и принялся группировать вокруг себя различных сомнительных личностей для похода на Москву. Римско-католическая церковь на первых порах всерьез самозванца не восприняла, но после его заверений, что по занятии московского престола он обратит Русь в католичество не устоял даже сам папа и благословил на «благое дело».

Читать далее “ВОЦАРЕНИЕ «АНТИХРИСТА»”

Впереди с крестом. Православное военное духовенство

Михаил Шулин

В атаку полк, с полком и старец,
Поднявши крест над головой,
Идет он рядом с командиром,
Ведя сынов всех за собой.

Христа завета всюду верный,
Был впереди всегда овец!
В бою он рану принял первый
И Царства вечного венец.

Отец Аркадий (Мамаев)

Православие освещало весь жизненный путь русского человека, не оставляя его и во время войны, когда особенно важными были духовная поддержка и доброе напутствие. Полковые батюшки пользовались большим авторитетом и уважением. Именно на их плечи возлагалась нелегкое бремя заботы о раненых, утешение страждущих, нередко личным примером они поднимали солдат в атаку. Русский солдат шел в бой с неприятелем, воодушевляясь любовью к Богу, к своему народу и России, под священным лозунгом «За веру, Царя и Отечество». Эти три символа нераздельно были для него связаны: вера  – Православная, Царь –  Православный, Отечество также Православное.

Глубокая набожность русского воинства помогала ему одерживать победу в самых сложных условиях, укрепляла авторитет Церкви, роль которой особенно возрастала в годину лихих испытаний.

Духовные лица издревле сопровождали русских воинов в походах. Преподобный Сергий Радонежский, благословив князя Дмитрия Ивановича на битву, отправил с ним монахов Пересвета и Ослябю, дав им «а вместо оружия тленного дал им нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов возлагать его на себя».
Читать далее “Впереди с крестом. Православное военное духовенство”

БЛАГОПОЛУЧИЕ

Архимандрит Елеазар (Иванов)

19362011

 

 

 

 

 

Авторитетные ответы на все вопросы жизни пришли как откровение свыше, пришли вместе с явлением в мир Сына Божия, Иисуса Христа, Воплощенного Бога любви. «Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного» (I Иоанн 5)
Мировая литература всех веков содержит множество поразительных изречений мудрости и глубоких истин, но все они находятся в Божественном Откровении. Самой величайшей является истина, выражения тремя словами: «Бог есть Любовь».
Лучшие умы, посвятившие жизнь богоисканию и богопознанию, не пришли в результате к такому бесподобному определению. У Сократа, Платона, Аристотеля, Сенеки, Будды, Магомета и других нет ничего подобного, нет даже намёка на то, что Бог есть Бог любви. Мыслители упоминают о любви, но не об «агапи», а об «эросе».
Читать далее “БЛАГОПОЛУЧИЕ”

Рюрик, принц датский, и его Русь

протоиерей ВАСИЛИЙ СЕКАЧЁВ

Сейчас трудно себе представить, чтобы кто-то отдал не то что всю свою землю, а даже малую часть ее — например, Курильские острова, – пришельцу, чужаку. Между тем, в 862 году, по сообщению «Повести временных лет», новгородцы пригласили к себе княжить варяга Рюрика, вручив ему власть над всем своим княжеством. Что же произошло?
Читать далее “Рюрик, принц датский, и его Русь”

Ефим Васильевич Честняков

протоиерей АЛЕКСАНДР (РЯБКОВ)

 

 

 

 

 

Почему мы сегодня говорим о Ефиме Васильевиче Честнякове, имя которого и до ныне все еще мало известно широкой публике? Ефим Честняков родился в лесной костромской деревне в 1874 году, затворился окончательно в ней от мира в 1914, а возвратился из нее в мир через свои картины в 1974.  Но еще и потому, что знакомство с таким человеком, пусть даже через его наследие, возвращает зрителя его картин и читателя его стихов к внутренней гармонии и к восстановлению связи с Богом, с ближними и самим собой.

В Евангелии сказано: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода» (Ин.12:24) Жизнь Ефима Честнякова была скрыта как семя в земле, но со временем это семя дало богатый колос. В Евангелии читаем: «И сказал Господь: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва». (Мк. 4: 26-29)

Читать далее “Ефим Васильевич Честняков”

О МИГРАНТАХ И БИБЛЕЙСКОЙ ПАРАДИГМЕ

Протоиерей Андрей Ткачев

 

 

 

 

 

С точки зрения западных европейцев, мигранты из мусульманских стран – это несчастные люди, которые должны быть им, европейцам, по гроб жизни благодарны за позволение жить в таком Старом и таком зализанном свете. А вот с точки зрения самих мусульман-мигрантов, европейцы – это в массе своей законченные безбожники, непонятно почему пользующиеся неслыханными бытовыми благами. Нестыковка во взглядах очень серьезная. Эти: «Мы вас жалеем, а вы должны быть нам благодарны». А эти (по крайней мере, многие): «Мы вас презираем и уверены, что такие, как вы, жить не должны». Отсюда топоры, мачете, бомбы, автоматы и взбесившийся грузовик. Ассимиляции не будет, нужно сказать честно. Будет война (которая уже идет). Будет то неизбежное химическое фыркание и отторжение, какое происходит при встрече воды и кислоты. При этом с одной стороны, со стороны европейских аборигенов, это будет война за размытые и безжизненные либеральные ценности, безвкусные, как яичный белок (толерантность, гендер, призрак свободы). А с другой – конкретная война носителей определенных религиозных идей за торжество своего мировоззрения (Бог разрешил – Бог запретил. Все!). И, между прочим, у этого современного явления есть очень яркая библейская аналогия.

Читать далее “О МИГРАНТАХ И БИБЛЕЙСКОЙ ПАРАДИГМЕ”

ПРАВДИВОСТЬ

Архимандрит Елеазар (Иванов)

19362011

 

 

 

 

 

 

Ложь – грех, один из самых распространённых недостатков человечества. Нет ни народа, ни страны, где бы ни лгали. Множество неправды происходит в мире за одну только минуту. Уже в молодости ложь овладевает человеком хотя никто этому не учит. Ещё есть люди, которые думают и проницательно чувствуют опасность, которую не замечают остальные. Конечно, управляя телегой, больше времени для размышлений, чем современный водитель. Поэтому думают все, но часто поверхностно и поспешно. Существующие опасности остаются незамеченными.

Нередко приходится много оправдываться, защищаться от упреков в невнимательности, необязательности. И здесь на первое место выступает ложь. Это быстрый и легкий путь привлечения к себе внимания, повысить себе цену, чтобы сказали: «Мой дорогой».
Читать далее “ПРАВДИВОСТЬ”

Архимандрит Алипий (Воронов)

Игорь Руднев

Пройдя всю войну с 1942 года и до Берлина, он стал монахом. Уже на посту настоятеля одного из последних незакрытых русских монастырей он дал бой многократно превосходящему противнику. Дал бой и победил. Герои «крепких орешков» – смешные мальчики по сравнению с русским витязем в черной одежде.

Иван Михайлович Воронов, будущий архимандрит и иконописец, родился в 1914 г. бедной крестьянской семье в деревне Торчиха Московской губернии. По окончании сельской школы в 1926 году переехал жить и учиться в Москву к отцу и старшему брату. По окончании девятилетки два года жил в деревне, ухаживая за больной матерью. В 1932 году начал работать на Метрострое, учился в вечерней студии при Московском союзе художников. Читать далее “Архимандрит Алипий (Воронов)”

ПРОГУЛКА ПО АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЕ

Николай Коняев

 

 

 

 

ПРОГУЛКА ПО АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЕ

ЧЕЙ ШЛЕМ НАДЕТ НА ГОЛОВУ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО?

Выходишь из метро на станции «Площадь Александра Невского» и сразу, перед глазами, возвышается над скоплением машин вернувшийся с Невской битвы князь — небесный покровитель нашего города. В одной руке он сжимает копье, которым «возложил печать» на лицо предводителя шведских захватчиков Биргера, другая рука отведена в сторону. Этой рукой Александр Невский благословляет нас.

Читать далее “ПРОГУЛКА ПО АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЕ”