Православие и постмодерн

 

 

 

 

 

 

Михаил Дьяченко
Редактор журнала «Православный христианин»

 

Для постмодерна, видящего мир как текст, свободной воли не существует. Каждый выбор человека предопределен некими внешними и неизменяемыми обстоятельствами, что совершенно неприемлемо для Православия

 

 

 

Не претендуя на то, что в состоянии коротким ответом определить все противоречия между Православием и постмодерном, попытаюсь сформулировать хотя бы самые острые моменты.

Начнем с того, что постмодерн как направление мысли формируется в условиях кризиса гуманизма. Собственно, он является попыткой примириться со смертью гуманизма (точнее, со смертью просветительского проекта), которую констатировали некоторые философы во второй половине XX века. Несмотря на то, что Православие не очень одобряет гуманизм, замещающий фигуру Бога человеком, возводя творение на место Творца, все же мы согласны с оптимистическим взглядом на природу человека.

Как и гуманисты мы считаем, что воспитание и образование положительно сказываются на человеческой нравственности. Мы, совсем уж попросту говоря, считаем, что человека было можно и можно сейчас возводить на более высокие нравственные степени путем работы с ним. Да, труд этот долгий, кропотливый, плоды его легко теряются в войнах, революциях и других бедствиях, но он необходим. Для православных людей — в силу нашей веры в то, что в каждом человеке сокрыт образ Божий, который, как семя надо дорастить до подобия Божьего, у гуманистов свои причины. Но мы тем не менее не можем согласиться с постмодернистским пессимизмом, который призывает считать, что человеческая природа не изменяема.

Читать далее “Православие и постмодерн”

В ГОРОДЕ КСЕНИИ БЛАЖЕННОЙ

 

 

 

 

 

Николай Коняев

Секретарь правления Союза писателей России
Председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга

 

ЧАСОВНЯ

НА СМОЛЕНСКОМ КЛАДБИЩЕ[1]

 

Радуйся, благодатию Духа Святаго чудесно согреваемая; радуйся, хлад лютый душ наших молитвою твоею растаявающая.

Акафист блаженной
Ксении Петербургской

 

Кто из петербуржцев не знает эту часовню, вставшую в глубине Смоленского кладбища? Зимою и летом, весною и глухой осенью горят возле нее свечи, с утра до позднего вечера стоят здесь люди…

Уже двести с лишним лет погребена тут блаженная Ксения Петербургская, но и сейчас откликается она страждущим, и нет числа большим и малым чудесам, совершающимся по молитвам к ней…

А когда идешь сюда, часовню, вставшую над погребением блаженной Ксении, не сразу удается разглядеть за кладбищенскими деревьями. Только, когда подойдешь ближе, открывается это похожее на кусочек неба, сооружение, словно придавленное к земле прикрывающими его темными крышами… Читать далее “В ГОРОДЕ КСЕНИИ БЛАЖЕННОЙ”

ПРОФЕССОР АЛЕКСЕЙ ОСИПОВ: «СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК БУДЕТ БОРОТЬСЯ С ЧЕМ И КЕМ УГОДНО, НО НЕ С СОБОЙ»

 

 

 

 

 

 

Юрий Пущаев

кандидат философских наук

31 марта исполнилось 80 лет Алексею Ильичу Осипову – профессору Московской духовной академии, известному русскому богослову, педагогу и публицисту. Накануне юбилея мы поговорили с Алексеем Ильичом о его жизненном пути, современных проблемах духовной жизни и о том, чем был хорош «железный занавес» в советское время.

Дорогой Алексей Ильич!

Братия Сретенского монастыря, студенты и преподаватели семинарии, тысячи прихожан нашей Сретенской обители присоединяются к многочисленным поздравлениям, обращенным сегодня к Вам. Жизнь, всецело посвященная Христу и Его Церкви, – что может быть прекраснее этого! Вы встречаете свой восьмидесятилетний юбилей, неутомимо проповедуя Слово Евангелия, приводя к Богу множество людей, укрепляя христиан в вере и благочестии, благовествуя Царство Небесное, спасение и любовь Божию к человеческому роду. От всего сердца благодарим Вас, дорогой Алексей Ильич, за то, что Вы превыше всего ставите для себя целью во всем оставаться учеником Христовым, что жизнью своей являете нам именно этот пример на протяжении многих десятилетий.

Вспоминаю, как Вы когда-то посетовали на множество юбилейных «многолетий», а вместо них сами пожелали себе вечный покой и Царствия Небесного. Молитвенно присоединяюсь к Вашему пожеланию: Царствия Небесного Вам, спасения, радости о Господе Иисусе Христе, мира, крепости душевных и телесных сил!

Ваши,
епископ Тихон
с братией, студентами и прихожанами Сретенского монастыря

 

О духовных наставниках и духе времени

 

– Алексей Ильич, вы преподаёте в МДА уже 50 лет. За это время поменялись ли как-то семинаристы?

– Меняются в соответствии с духом времени. «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними». Я помню, в наше время получить «неуд» было трагедией! Бедный мальчишка бегал за преподавателем и спрашивал, когда можно пересдать. А сейчас назначают пересдачу, и на нее не приходят! Только под угрозой исключения. Читать далее “ПРОФЕССОР АЛЕКСЕЙ ОСИПОВ: «СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК БУДЕТ БОРОТЬСЯ С ЧЕМ И КЕМ УГОДНО, НО НЕ С СОБОЙ»”

Если Христос не воскрес

Слово в субботу Светлой седмицы

 

 

 

 

 

Протоиерей Александр Шаргунов
настоятель храма свт. Николая в Пыжах
член Союза писателей России

«Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если мертвые не воскресают» (1 Кор. 15, 14—15). Этими словами, которые большинство верующих знают наизусть, апостол Павел решительным образом подчеркивает важность для всего христианского благовестия — веры в Воскресение Христово. Оно — основание ее. Христианская вера держится истиной свидетельства о том, что Христос воскрес из мертвых, или же она рассыпается.

Если упразднить эту веру, несомненно, возможно найти в христианстве много идей о Боге и о человеке, достойных всяческого внимания (таковыми искателями были, например, Ренан, Толстой, и, увы, как ни странно, являются сегодня многие западные богословы), но христианская вера в этом случае будет мертва. Иисус Христос окажется религиозным деятелем, Который потерпел полное поражение. Несмотря на это, Его личность останется великой в чисто человеческом плане (и Его власть действенной в той мере, в какой Его проповедь убеждает нас). Он перестанет быть критерием истины, единственным критерием будет наша личная оценка, избирающая полезное для нас. Это означает, что мы останемся тем, что мы есть. Наша личная оценка — высшая инстанция.

Читать далее “Если Христос не воскрес”

ВЕЛИКИЕ ЗАГАДКИ ХРИСТОВОЙ ПАСХИ

Игорь Гундаров
кандидат философских наук

 

 

 

 

 

 

 

Принято считать, что земная жизнь Иисуса Христа длилась тридцать три года, закончившись распятием, воскрешением и вознесением на Небо. Однако непредвзятое чтение Евангелий обнаруживает обилие фактов, опровергающих устоявшееся мнение. Вместо одного вознесения евангелисты четко описывают три, причем два из них представлены одним и тем же свидетелем, Лукой, указавшим разное время и разные места восхождений. Соответственно, между вознесениями обнаруживаются два пришествия с Неба на Землю, зарегистрированные апостолами.

Читать далее “ВЕЛИКИЕ ЗАГАДКИ ХРИСТОВОЙ ПАСХИ”

Содом в предвкушении победы

 

 

 

 

 

 

Людмила Рябиченко
Председатель Межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество»

 

В связи с принятием одиозного законопроекта угроза легализации содомии в России многократно нарастает …

Почти двадцатипятилетняя однополярность мира казалась неистребимой и незыблемой вплоть до 2013 г., когда Россия решилась на резкий шаг – приняла закон о запрете пропаганды гомосексуализма несовершеннолетним. В это время в мире мощно разворачивалась стратегия, заставляющая национальные государства менять традиционное общественное устройство, переориентируясь на приоритет прав гомосексуалистов. Для этого в 80-х годах минувшего века была придумана «гендерная» идеология, «Gender mainstreaming», нацеленная на превращение сексуального меньшинства общества в политическое большинство мира. Искусственно сконструированное для этого понятие «гендер», означающее «социальный пол», т.е. собственное представление человека о том, мужчина он или женщина, без оглядки на то, кем он является на самом деле, стало новой «нормой», навязанной миру лесбийско-феминистским сообществом в 1995 г. Было провозглашено, что пол – это «социальный конструкт», который зависит исключительно от воспитания, и его можно выбирать. Идеология «перераспределения гендерных ролей» и «извращений как нормы» стала законодательством, а «гендерная» повестка государств – пропуском в Евросоюз. От стран-претендентов для этого требуется непременное принятие модельных законов о «гендере» и создание нового института – базовых, неотъемлемых прав извращенцев, нарушение которых должно караться самым жестоким образом. Читать далее “Содом в предвкушении победы”

Вынуждены бежать из Германии

Маркус и Соня Бергфельд, попросившие политического убежища в России, рассказывают о том, почему они вынуждены были бежать из Германии. В 2011 году немецкая служба защиты детей Югендамт отняла у Сони и Маркуса детей. Чтобы мать и отец не смогли общаться со своими детьми, немецкие ювеналы увезли детей в другой регион Германии и поместили их в детский дом.  Позже родители выяснили, что их дочь была изнасилована в детском доме, что детей там пичкали опасными, запрещенными в некоторых странах медикаментами.  «Всех детей в детдомах принуждают принимать различные медикаменты, их кормят допинговыми препаратами, различными психофармацевтическими лекарствами»,  – говорит Соня Бергфельд. Ее старшего сына Нико немецкие детозащитники залечили до смерти. Он умер в Испанской больнице, куда семья Бергфельд сбежала от немецкой ювенальной юстиции. Однако самой безопасной для своей семьи Соня и Маркус считают Россию. «Мы хотим именно в Россию, потому что там нет этой криминальной системы, которая злоупотребляет медикаментами. Например, Метилфенидат (препарат, которым дают детям в немецких детских домах) в России запрещен»,  –  говорит Соня Бергфельд.  В России еще сохраняется нормальные представления о семье: отец, мать и дети.  А в Германии отнятых у родителей детей порой продают в опеку в гомосексуальные семьи, где они часто подвергаются  насилию, считает чета Бергфельд

Сингапурская методика обучения

Татьяна Нечаева

Создатель сингапурской системы, которую сейчас начинают активно продвигать в России, Спенсер Каган хорошо знаком с работами советских педагогов Льва Выготского, Виктора Шаталова и других. И при разработке своей системы он положил в основу образовательную систему советских психологов Даниила Эльконина – Василия Давыдова, и приемы из методик других отечественных специалистов, поясняет эксперт РВС Татьяна Нечаева, комментируя введение в двух школах Красноярска сингапурской методики обучения. В этой системе также используются разработки известного идеолога новых инновационных подходов в сфере образования, британца Кена Робинсона. Первой в России ввела эту систему в образовательную сферу Татария. В 2011 году министр образования республики Альберт Гильмутдинов заинтересовался этой системой на воркшопах у Тины Канделаки, претендовавшей тогда на пост министра образования РФ. В 2012 году эта система была представлена главе Татарии Рустаму Минниханову во время его поездки в Сингапур. И уже в ноябре того же года в Казанский Кремль был приглашен исполнительный директор компании Educare (Сингапур) Майк Тируман. В Татарию приехали тренеры, и на базе Казанского федерального университета открылся учебный центр по обучению учителей сингапурской системе. «Ученику 21-го века предстоит жить в постоянно меняющемся глобализованном мире, где все очень нестабильно. Поэтому умение адаптироваться и постоянно учиться новому играет ключевую роль. Навыки коммуникации, работы в команде, критического мышления и решения задач, а также глубокое знание предмета будут незаменимы в новых ситуациях», – так формулирует задачи образования директор проекта Майк Тируман. Но вот как раз с получением глубоких знаний у обучающихся по сингапурской системе оказались проблемы. Читать далее “Сингапурская методика обучения”

Изнасилованная и беспомощная старушка-Европа выгораживает своих обидчиков

Алла Треус

Очередной сексуальный скандал разразился в «чопорной» Британии. В английском городе Ньюкасле (графство Тайн-энд-Уир) мигранты за три года (с 2011-го по 2014-й) изнасиловали более 700 белых девочек и девушек. И все это время местные полицейские в прямом смысле слова боролись с… жертвами сексуальных преступлений.

Хотя расследование длилось не один год, новость об этих массовых изнасилованиях пришла буквально несколько дней назад. Это несмотря на то, что подсудимые предстали перед судом еще прошлым летом. И немудрено. Во-первых, долгое время по делу никак не могли найти свидетелей. Во-вторых, не пойман — не насильник. Но главное — это то, что полиция, которая, казалось, должна была стоять на страже закона, сама усиленно боролась с пострадавшими: почти всех, кто обращался в городские правоохранительные органы, тут же уличали во лжи, а с самими «лгунишками» проводили «воспитательные» беседы, устанавливая затем над ними строгий надзор. Откуда же в таком случае было взяться свидетелям или свидетельницам. Кроме того, понятно было, что вынести такой сор из избы англичане долгое время просто не решались.

Читать далее “Изнасилованная и беспомощная старушка-Европа выгораживает своих обидчиков”

В Берлине наблюдается рост национальной нетерпимости направленной против немцев

Алла Треус

Андреас Гейсель, министр внутренних дел Берлина, в среду, 7 марта, заявил: в столице растет доля преступлений против немцев, совершенных на почве национальной нетерпимости.

«Мне известно об учащении случаев оскорблений немцев в Берлине. Конечно, ситуация не критична, но подобные происшествия становится все более распространенными, и молчать об этом было бы неправильно», – сказал Гейсель в интервью для ежедневной газеты Tagesspiegel.

Для решения проблемы земельный министр предлагает ряд возможных мер. «Что мы можем с этим поделать? Понятно, что нам необходимо активизировать наши усилия по интеграции иностранцев. Это включает курсы немецкого языка и этики для беженцев. Такие меры могут стать оптимальным первым шагом на пути к преодолению межнациональной вражды», – говорит господин Гейсель.

Читать далее “В Берлине наблюдается рост национальной нетерпимости направленной против немцев”

БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

Георгий Ермолов

«…сатана принимает вид ангела света»
2 Кор. 11:14

Материя, воспринимаемая нами на уровне органов чувств, – это лишь самый последний, «грубый» слой многомерной реальности. Современная наука уже давно не отрицает существования других форм материи. Создан разнообразный инструментарий, позволяющий не только фиксировать, но и изучать эти формы. Однако базовые фундаментальные научные отрасли по-прежнему опираются на устоявшиеся традиционные представления, будто не замечая новых реальностей. Наука, с упорством аутиста, продолжает исходить из того, что материя, воспринимаемая органами чувств, является единственной реальностью. Несмотря на то, что дарвиновская теория в среде серьёзных учёных уже подвергается обоснованной и аргументированной критике, тем не менее, утверждения, что сознание есть – всего лишь продукт деятельности мозга продолжают преобладать в научных кругах. Что уж говорить о такой спорной субстанции, как душа, природа которой остаётся тайной за семью печатями не только потому, что не поддаётся научному осмыслению, но и в силу чувства ложного стыда от самой возможности рассмотрения в академических кругах. И дело здесь не только, и не столько в косности мышления научных столпов. Читать далее “БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ”

СТОЛЕТИЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВИЯ

 

 

 

 

 

Николай Коняев

секретарь Правления Союза писателей России,
председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга

На берегу пустынных волн
Стоял Он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася, бедный челн
По ней стремился одиноко,
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца.
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел,
И думал Он.
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
А.С. Пушкин

В общественном сознании с легкой руки Александра Сергеевича Пушкина, сказавшего про «берег пустынных волн», сложилось довольно устойчивое убеждение, будто земли вокруг Санкт-Петербурга в допетровские времена представля­ли собою неведомую и чуждую Православной Руси территорию.

И вот что странно…

Мы твердо помним, что свет православия воссиял над Ладогой задолго до крещения Руси, и это отсюда, из древнего уже тогда Валаамского монастыря, отправился крестить язычников ростовской земли преподобный Авраамий.

Всем известно, что и первая, самая древняя столица Руси — Старая Ладога тоже находится всего в двух часах езды на автобусе от нашего города…

Со школьной парты знаем мы, что почти на городской черте Петербурга, в устье реки Ижоры, в 1240 году произошла знаменитая Невская битва, в которой святой благоверный князь Александр Невский разгромил шведов, и тем самым предотвратил организованный римским папой крестовый поход на Русь…

И все равно, хотя мы и знаем эти факты, но вспоминаем их, не связывая с Петербургом. Веками намоленная русская земля, что окружает наш город, словно бы отделена от него…

Читать далее “СТОЛЕТИЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВИЯ”

Отцы Церкви о мире духовном и Царствии Небесном

О.С. Хижняк

кандидат философских наук

Отцы Церкви о мире духовном и Царствии Небесном[1]

Мир оставляю вам, мир Мой даю вам  (Ин. 14:27)

Царствие Божие внутрь вас есть  (Лк. 17: 21)[2]

 

Современный человек, если он находится вне Церкви, выросший и сформировавшийся в обществе господства материализма,  секуляризма   и атеизма, получивший образование, основанное на голом рационализме, часто не может понять и принять цели достижения райского блаженства после смерти, он хочет получить что-то и в этой жизни.  Тем более что посмертное существование лишь допускается им, но уверенности в этом у него нет. Он готов повторить вопрос, заданный апостолом Петром до сошествия Духа Святого: “Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?” (Мф. 19:27).

 Нравственные императивы служения ближним, несения креста, самопожертвования, пугают его, он не понимает, а что же для него в этой жизни, кроме принесения себя в жертву.  Такой человек, не имеющий веры, часто начинает искать более легких духовных путей, которые затягивают его в секту, где ему обещают “развитие личности”, “актуализацию”, “самопознание”, не выдвигают по отношению к нему никаких суровых требований и в результате взращивают его эго, гордыню – главное препятствие на духовном пути.  Человек оказывается в ловушке полуправды…

Что же теряет он, испугавшись христианского пути?  Он теряет возможность полного преображения личности, обретения таких качеств, которые сделают его счастливым здесь, на земле, вне зависимости от внешних обстоятельств.  Эти качества названы Дарами Духа Святого.  Их перечисляет апостол Павел: “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание”  (Гал. 5:22-23).  Здесь мы рассмотрим лишь одно из этих дарований – духовный, или душевный мир, дающий личности неиссякаемую радость, окрашивающую всю его земную жизнь.  Обретение мира в душе является непременным условием совершенствования личности на христианском пути. Хорошо известны слова Иисуса Христа: “… научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим…” (Мф. 11:29). Также и апостол Павел призывает: “И да владычествует в сердцах ваших мир Божий…” (Кол. 3:15).

Читать далее “Отцы Церкви о мире духовном и Царствии Небесном”

О СЛОВОТВОРЕНИИ И МИФОТВОРЧЕСТВЕ

АНДРЕЙ ЗАЛИЗНЯК
Академик РАН по Отделению литературы и языка

 

 

 

 

 

Откуда произошло, как появилось то или иное слово? Эти вопросы вызывают живой интерес у многих. В поисках ответа человек, далекий от лингвистики, нередко начинает строить догадки, основанные на случайном сходстве слов. Любительская лингвистика — не такое уж безобидное увлечение, как может показаться на первый взгляд.

Свобода печати и появление интернета — великие достижения нашей эпохи. Но у любых шагов прогресса есть также и свои теневые стороны. Ныне такой теневой стороной оказалось бурное развитие дилетантизма и падение престижа профессионализма. Об этом говорят представители самых разных наук и искусств. Например, Александр Ширвиндт с горечью пишет в своих воспоминаниях о Зиновии Гердте: «В эпоху повсеместной победы дилетантизма всякое проявление высокого профессионализма выглядит архаичным и неправдоподобным».

Любительство в области рассуждений о языке распространено шире, чем в других сферах из-за иллюзии, что здесь никаких специальных знаний не требуется. Все знают, что есть такие науки, как физика и химия; а о том, что есть и наука о языке —лингвистика,  слишком многие и не подозревают. Попробуйте вообразить любительскую книгу о небесных светилах, где обсуждался бы вопрос, какого размера Луна — с тарелку или с монету. Между тем любительские сочинения о языке совершенно такого же уровня циркулируют в немалом количестве и охотно читаются и принимаются всерьез довольно широкой аудиторией. Особенно печальным показателем состояния нашего образования является то, что и в числе авторов любительских сочинений о языке, и в числе их читателей и поклонников мы встречаем вполне образованных людей и даже носителей высоких ученых степеней (разумеется, других наук).

Читать далее “О СЛОВОТВОРЕНИИ И МИФОТВОРЧЕСТВЕ”

ЗАКАТ ЕВРОПЫ ИЛИ ГЛОБАЛЬНЫЙ СЕВЕР

Андрей Савельев
доктор политических наук

 

 

 

 

 

 

Переломить цивилизационную катастрофу может только мировоззренческий переворот

Точка невозврата

В 2015 году в Европу хлынул небывалый поток мигрантов, который пополнит Европу в этом году более чем на полмиллиона человек. Это явление перестало быть периферийным для общественного сознания европейцев, которому вновь подан впечатляющий сигнал. Можно было не заметить сотен тысяч иммигрантов, но невозможно было проигнорировать смерть 71 человека, задохнувшегося в грузовике, перевозящем нелегалов. Сотни погибших беженцев, стремившихся пересечь море на непригодных для этого суденышках – это также плата за безумную политику, проводимую ставленниками европейских олигархий. Но все же все эти смерти – результат выбора тех людей, которые готовы рисковать своей жизнь и жизнью своих детей, лишь бы переселиться в Европу. У европейцев такого выбора нет: они стали заложниками миграционной политики своих правительств, навязанных через СМИ западнических иллюзий и развязанных по периферии Европы войн.

В 2015 году на терминале в Кале произошел транспортный коллапс, потому что мигранты всеми средствами стараются уехать в Лондон, забираясь на крыши поездов. В ночь с 28-29 июля 2015 года около двух тысяч иммигрантов попытались штурмом взять территорию терминала с целью нелегального въезда в Великобританию.

С января по начало августа 2015 года были предотвращены около 37 000 попыток нелегального проникновения в Евротоннель. Италия принимает на себя поток 3000 иммигрантов в день, пытающихся пересечь Средиземное море, выделив на это 3 млрд евро и получив от Евросоюза компенсацию всего в 0,5 млрд Подобные ситуации предельно напрягают отношения внутри ЕС и ведут к восстановлению внутренних границ.

Читать далее “ЗАКАТ ЕВРОПЫ ИЛИ ГЛОБАЛЬНЫЙ СЕВЕР”

ЧЬЯ ЭТО ЭЛИТА?

Игорь Романов

 

 

 

 

 

 

Современное российское общество выросло без войны. Ветераны Великой Отечественной уже почти ушли. Сегодня даже люди старшего поколения в большинстве своем войны не знают, либо помнят ее лишь по детским впечатлениям. Войны локальные, после Второй мировой, коснулись тех, кто их пережил, кто воевал, кто был близок к воевавшим. Общество после исчезновения СССР в основном жило все эти годы расслабленной жизнью. В постсоветское время к воинам, прошедшим суровые испытания войной, честно выполнявшим свой воинский долг, формировалось неоднозначное отношение. Даже придумали такие выражения как «афганский», «чеченский» синдром. Этим клеймили тех, кто воевал, кто пережил внутренние потрясения на фронте. «Чеченский» синдром – звучало как диагноз, как неадекватность, как человек «ненормальный». Эти штампы усердно закрепляли СМИ, над которыми еще предстоит строгий суд. Не только на Небе, но и на земле.

В целом наше общество пребывает в жидкообразном состоянии. И даже то, что американцы откровенно и уверенно составили «расстрельные» списки представителей государственной власти нашей страны – это мало кого приводит в чувства. Даже того, кто в этих списках, данная ситуация не отрезвила. Если бы отрезвила, были бы ответные меры. Пока меры преимущественно на словах. И до сих пор нет понимания, что идет война.

Читать далее “ЧЬЯ ЭТО ЭЛИТА?”

О нашем «спортобесии»

Об одной всенародной «душевной болезни», требующей исцеления …

Сергей Сидоренко
публицист

 

 

 

 

 

 

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…

Псалом 1.

Время от времени информационные ленты приносят недобрые новости об очередных кознях, изобретенных «мировым сообществом» против нашей спортивной гордости. И мы всенародно дрожим, втайне боясь, чтобы нам в итоге как-нибудь не испортили предвкушаемого нами будущего «всенародного счастья», связанного с проводимым у нас чемпионатом мира по футболу. И боимся решительных шагов и даже слов по всем направлениям нашей внешнеполитической и внутриполитической деятельности – ведь это может негативно отразиться на судьбе предстоящего чемпионата.

Между тем, именно сложившаяся обстановка – национального позора, устроенного нам «партнерами», – очень удобна для давно назревшего коренного пересмотра ценностных ориентиров нынешнего нашего человека, устремленного по большей части к «хлебу и зрелищам». Для разворота всенародного внимания по направлению подальше от спорта и поближе к здоровью, и в первую очередь – к здоровью духовному. В сторону фундаментального переформатирования всей нашей жизни – нашей экономической, социальной, культурной и всякой прочей политики – на здравых, традиционных началах, в соответствии с религиозными установками, сформировавшими облик живущих в нашей стране народов…

Читать далее “О нашем «спортобесии»”

О ДУХОВНОЙ БРАНИ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (УРОКИ ОТ А. С. ПУШКИНА, Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И Л. Н. ТОЛСТОГО)

III. Главный урок от Л. Н. Толстого – его поражение в духовной брани

(Окончание)

Терлецкий Александр Дмитриевич

к. филол. н.

 

 

 

 

 

 

 

Духовная борьба в жизни Л. Н. Толстого началась, естественно, задолго до прохождения военной службы на Кавказе и участия в Крымской кампании. Этапы и особенности этой борьбы подробно описаны им в автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность других художественных произведениях, они нашли свое отражение в его дневнике, а затем – в знаменитой «Исповеди». Однако серьезное обострение духовной брани произошло именно во время пребывания Толстого в Севастополе. Об этом свидетельствует дневниковая запись от 2–4 марта 1855 года: «Нынче я причащался. Вчера разговор о божественном и вере навел меня на великую громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта – основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле» (Т XXI, 139–140).***** Этот замысел,достойный великого инквизитора из поэмы Ивана Карамазова, ясно говорит о непонимании молодым Толстым сущности христианства. Интересно, что в «Отрочестве» (оконченном примерно к середине 1854 года) автобиографический герой Николенька Иртеньев делает следующее признание: «…философские открытия, которые я делал, чрезвычайно льстили моему самолюбию: я часто воображал себя великим человеком, открывающим для блага всего человечества новые истины, и с гордым сознанием своего достоинства смотрел на остальных смертных…» ( Т I, 168).

Читать далее “О ДУХОВНОЙ БРАНИ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (УРОКИ ОТ А. С. ПУШКИНА, Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И Л. Н. ТОЛСТОГО)”

О ДУХОВНОЙ БРАНИ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (УРОКИ ОТ А. С. ПУШКИНА, Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И Л. Н. ТОЛСТОГО)

(Продолжение)

Терлецкий Александр Дмитриевич

к. филол. н.

 

 

 

 

 

 

II. Ф. М. Достоевский против «нового мiрового порядка» и евросодома

Писатель-христианин не только сам ищет «Царства Божия и правды Его»  (Мф. 6, 33), но и стремится помочь найти его другим. За вверенный ему талант он несет сугубую ответственность перед Богом и перед людьми: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48). Однако следовать по пути спасения (и тем более вести за собой других) может только имеющий правильное представление о добре и зле, ибо «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 14, 15), т. е. – в преисподнюю. Прп. Антоний Великий называет умными людьми не тех, «которые изучили изречения и писания древних мудрецов», но лишь тех, «у которых душа умна, которые могут рассудить, что добро и что зло»2 . Прп. Исаак Сирин «выше всех добродетелей» ставит рассудительность [2, 383]. Но дар рассуждения дается только за смирение (Свв. Варсонофий Великий и Иоанн). Согласно святоотеческому толкованию Священного Писания, для правильного различения добра и зла существует единственно верный критерий: в основании добра лежит смирение, а в истоке зла – гордость. К сожалению, даже в среде православных патриотов этот ясный духовный критерий не всегда осознается.

Читать далее “О ДУХОВНОЙ БРАНИ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (УРОКИ ОТ А. С. ПУШКИНА, Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И Л. Н. ТОЛСТОГО)”

Красота, которая спасёт мир

(Окончание)

Алиса Матвиенко

 

 

 

 

 

 

Благословенный труд

Иконописец − проводник Божественной истины, рукой которого движет Сам Господь. Как священнослужитель совершает церковные  таинства, как певчий помогает вершиться богослужению, как просфорник печёт то, что во время Таинства Евхаристии станет Телом Христовым, так и иконописец создаёт то, что станет окном в мир Святости, то, перед чем люди будут молиться. Как и любой другой человек, работающий на благо Церкви, иконописец должен вести благочестивый образ жизни. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Иконописец должен твердо знать догматы Православной Церкви и вести жизнь глубоко благочестивую, потому что назначение иконы – наставлять народ изображениями. Посему иконы должны сообщать понятия истинныя, чувствования благоговейныя, точно – благочестивыя».

Порой людям, уставшим от мирской суеты, кажется, что работа в православной сфере – приятный благоговейный труд, который не отнимает моральные силы, а лишь дарит умиротворение и благодать. Это заблуждение. Легко искать отдушину в храме, когда можешь поехать в него только в выходные дни, чтобы на время забыть о всех мирских заботах и поговорить со Всевышним. Намного труднее не потерять благоговения перед Святыней, когда служение Православной Церкви становится рабочими буднями.

Читать далее “Красота, которая спасёт мир”