СЧАСТЬЕ

Архимандрит Елеазар (Иванов)

19362011

 

 

 

Близится очередное перелистывание календаря: новый день, новая неделя, новый месяц, новый год. За наступление последнего люди давно упорно «сражаются», связывая дату даже с судьбой человечества.

Тем не менее, празднуют, опережая историческое событие Рождества Христова, с которого идет отсчет времени. За неделю до окончания Филиппова поста начинаются «половецкие» и другие песни и пляски, пишутся банальные поздравления с пожеланиями здоровья, счастья.

Читать далее “СЧАСТЬЕ”

ВОЦАРЕНИЕ «АНТИХРИСТА»

Георгий Ермолов

 

 

 

 

Часть 3

Думается, что, невзирая на разнообразные и разнотрактуемые характеристики и оценки деятельности величайшего в истории России деятеля Петра I, можно коротко и лаконично охарактеризовать его термином Мережковского – «антихрист». Соприкасаясь с этой темой, невольно впадаешь в некий интеллектуальный «раздрай»: с одной стороны Петр – основатель Александро-Невской лавры, а с другой – кощунник и святотатец, яростный гонитель монашества.

Читать далее “ВОЦАРЕНИЕ «АНТИХРИСТА»”

ВОЦАРЕНИЕ «АНТИХРИСТА»

Георгий Ермолов

 

 

 

 

Часть 2

Но вернемся к личности Годунова

Вопреки общепринятому мнению можно утверждать, что «окно в Европу» прорубил отнюдь не Петр I. По сути, эта метафора вообще лишена всякого смысла: зачем лезть в окно, когда давно уже существовали двери. Однако, если при Иване III и Иване IV эти двери находились под бдительным присмотром и захлопывались всякий раз, когда с противоположной стороны начинала лезть всякая мерзость, то еще веком раньше Петра эти двери распахнулись во всю ширь. Приток иностранных специалистов увеличился в разы. Стимулом послужили новые, ранее не практиковавшиеся льготы в виде государственных должностей и земельных наделов вместе с крепостными. Проникновение европейских обычаев стало зримым, что отражалось и в моде, и в манерах. Кстати, впервые стали сбривать бороды именно при Годунове, правда, делалось это ненасильственно. Читать далее “ВОЦАРЕНИЕ «АНТИХРИСТА»”

ВОЦАРЕНИЕ «АНТИХРИСТА»

Георгий Ермолов

 

 

 

 

Часть 1

И даны были ему уста,
говорящие гордо и богохульно,
и дана ему власть…
Ин. 13:15

В официальной науке принято считать началом модернизации России XVIII век, когда Петр I, задавшись целью превратить страну в супердержаву, начал фактически ломать ее через колено. Безусловно, развитие социально-экономических процессов требовало определенных шагов в направлении реформирования, но распространенная точка зрения, что допетровская Россия представляла собой некое дикое поле, по которому носился лихой человек, является еще одним умозрительным мифом, состряпанным в период Елизаветы и упорно культивируемым уже при Екатерине. Надо признать, что миф этот получил дальнейшее распространение главным образом в отечественной исторической науке, в то время как значительная часть западных историков, придерживается, как ни странно, более объективной точки зрения, признавая, что подлинная история Российской империи берет свое начало именно с Ивана IV Грозного. Импульс, заданный государству реформами Грозного, еще долгое время не давал остановиться маховику имперского строительства. Недолгий период царствования Федора Иоанновича прошел «под знаком» Бориса Годунова, окольничего Грозного, принадлежащего крупному боярскому роду. Природный ум и управленческие аппаратные таланты позволили ему сделать блестящую придворную карьеру, а близкое родство с Федором – встать во главе правительства после смерти Грозного. При мягком и безвольном Федоре Годунов чувствовал себя полноправным хозяином государства. Некоторые историки склонны приписывать характеру правления Годунова протолиберальное направление. Вывод довольно странный, если учесть, что именно он стал автором крепостного права на Руси. Надо отдать должное правительству Годунова: большое внимание уделялось повсеместному укреплению границ; наконец-то установился мир с Польшей, одержана победа над Швецией. Однако, весь комплекс внутриполитических преобразований постепенно начал вызывать нарастающее раздражение как со стороны низов, так и в среде оппозиционного боярства. Несмотря на заключение мира, имперские амбиции Речи Посполитой ничуть не ослабели, и здесь как нельзя, кстати, пришлась, возникшая ниоткуда загадочная личность Григория Отрепьева, выдававшего себя за выжившего царевича Дмитрия.

В 1601 году он объявился в Польше и принялся группировать вокруг себя различных сомнительных личностей для похода на Москву. Римско-католическая церковь на первых порах всерьез самозванца не восприняла, но после его заверений, что по занятии московского престола он обратит Русь в католичество не устоял даже сам папа и благословил на «благое дело».

Читать далее “ВОЦАРЕНИЕ «АНТИХРИСТА»”

Впереди с крестом. Православное военное духовенство

Михаил Шулин

В атаку полк, с полком и старец,
Поднявши крест над головой,
Идет он рядом с командиром,
Ведя сынов всех за собой.

Христа завета всюду верный,
Был впереди всегда овец!
В бою он рану принял первый
И Царства вечного венец.

Отец Аркадий (Мамаев)

Православие освещало весь жизненный путь русского человека, не оставляя его и во время войны, когда особенно важными были духовная поддержка и доброе напутствие. Полковые батюшки пользовались большим авторитетом и уважением. Именно на их плечи возлагалась нелегкое бремя заботы о раненых, утешение страждущих, нередко личным примером они поднимали солдат в атаку. Русский солдат шел в бой с неприятелем, воодушевляясь любовью к Богу, к своему народу и России, под священным лозунгом «За веру, Царя и Отечество». Эти три символа нераздельно были для него связаны: вера  – Православная, Царь –  Православный, Отечество также Православное.

Глубокая набожность русского воинства помогала ему одерживать победу в самых сложных условиях, укрепляла авторитет Церкви, роль которой особенно возрастала в годину лихих испытаний.

Духовные лица издревле сопровождали русских воинов в походах. Преподобный Сергий Радонежский, благословив князя Дмитрия Ивановича на битву, отправил с ним монахов Пересвета и Ослябю, дав им «а вместо оружия тленного дал им нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов возлагать его на себя».
Читать далее “Впереди с крестом. Православное военное духовенство”

БЛАГОПОЛУЧИЕ

Архимандрит Елеазар (Иванов)

19362011

 

 

 

 

 

Авторитетные ответы на все вопросы жизни пришли как откровение свыше, пришли вместе с явлением в мир Сына Божия, Иисуса Христа, Воплощенного Бога любви. «Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного» (I Иоанн 5)
Мировая литература всех веков содержит множество поразительных изречений мудрости и глубоких истин, но все они находятся в Божественном Откровении. Самой величайшей является истина, выражения тремя словами: «Бог есть Любовь».
Лучшие умы, посвятившие жизнь богоисканию и богопознанию, не пришли в результате к такому бесподобному определению. У Сократа, Платона, Аристотеля, Сенеки, Будды, Магомета и других нет ничего подобного, нет даже намёка на то, что Бог есть Бог любви. Мыслители упоминают о любви, но не об «агапи», а об «эросе».
Читать далее “БЛАГОПОЛУЧИЕ”

Рюрик, принц датский, и его Русь

протоиерей ВАСИЛИЙ СЕКАЧЁВ

Сейчас трудно себе представить, чтобы кто-то отдал не то что всю свою землю, а даже малую часть ее — например, Курильские острова, – пришельцу, чужаку. Между тем, в 862 году, по сообщению «Повести временных лет», новгородцы пригласили к себе княжить варяга Рюрика, вручив ему власть над всем своим княжеством. Что же произошло?
Читать далее “Рюрик, принц датский, и его Русь”

Ефим Васильевич Честняков

протоиерей АЛЕКСАНДР (РЯБКОВ)

 

 

 

 

 

Почему мы сегодня говорим о Ефиме Васильевиче Честнякове, имя которого и до ныне все еще мало известно широкой публике? Ефим Честняков родился в лесной костромской деревне в 1874 году, затворился окончательно в ней от мира в 1914, а возвратился из нее в мир через свои картины в 1974.  Но еще и потому, что знакомство с таким человеком, пусть даже через его наследие, возвращает зрителя его картин и читателя его стихов к внутренней гармонии и к восстановлению связи с Богом, с ближними и самим собой.

В Евангелии сказано: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода» (Ин.12:24) Жизнь Ефима Честнякова была скрыта как семя в земле, но со временем это семя дало богатый колос. В Евангелии читаем: «И сказал Господь: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва». (Мк. 4: 26-29)

Читать далее “Ефим Васильевич Честняков”

О МИГРАНТАХ И БИБЛЕЙСКОЙ ПАРАДИГМЕ

Протоиерей Андрей Ткачев

 

 

 

 

 

С точки зрения западных европейцев, мигранты из мусульманских стран – это несчастные люди, которые должны быть им, европейцам, по гроб жизни благодарны за позволение жить в таком Старом и таком зализанном свете. А вот с точки зрения самих мусульман-мигрантов, европейцы – это в массе своей законченные безбожники, непонятно почему пользующиеся неслыханными бытовыми благами. Нестыковка во взглядах очень серьезная. Эти: «Мы вас жалеем, а вы должны быть нам благодарны». А эти (по крайней мере, многие): «Мы вас презираем и уверены, что такие, как вы, жить не должны». Отсюда топоры, мачете, бомбы, автоматы и взбесившийся грузовик. Ассимиляции не будет, нужно сказать честно. Будет война (которая уже идет). Будет то неизбежное химическое фыркание и отторжение, какое происходит при встрече воды и кислоты. При этом с одной стороны, со стороны европейских аборигенов, это будет война за размытые и безжизненные либеральные ценности, безвкусные, как яичный белок (толерантность, гендер, призрак свободы). А с другой – конкретная война носителей определенных религиозных идей за торжество своего мировоззрения (Бог разрешил – Бог запретил. Все!). И, между прочим, у этого современного явления есть очень яркая библейская аналогия.

Читать далее “О МИГРАНТАХ И БИБЛЕЙСКОЙ ПАРАДИГМЕ”

ПРАВДИВОСТЬ

Архимандрит Елеазар (Иванов)

19362011

 

 

 

 

 

 

Ложь – грех, один из самых распространённых недостатков человечества. Нет ни народа, ни страны, где бы ни лгали. Множество неправды происходит в мире за одну только минуту. Уже в молодости ложь овладевает человеком хотя никто этому не учит. Ещё есть люди, которые думают и проницательно чувствуют опасность, которую не замечают остальные. Конечно, управляя телегой, больше времени для размышлений, чем современный водитель. Поэтому думают все, но часто поверхностно и поспешно. Существующие опасности остаются незамеченными.

Нередко приходится много оправдываться, защищаться от упреков в невнимательности, необязательности. И здесь на первое место выступает ложь. Это быстрый и легкий путь привлечения к себе внимания, повысить себе цену, чтобы сказали: «Мой дорогой».
Читать далее “ПРАВДИВОСТЬ”

Архимандрит Алипий (Воронов)

Игорь Руднев

Пройдя всю войну с 1942 года и до Берлина, он стал монахом. Уже на посту настоятеля одного из последних незакрытых русских монастырей он дал бой многократно превосходящему противнику. Дал бой и победил. Герои «крепких орешков» – смешные мальчики по сравнению с русским витязем в черной одежде.

Иван Михайлович Воронов, будущий архимандрит и иконописец, родился в 1914 г. бедной крестьянской семье в деревне Торчиха Московской губернии. По окончании сельской школы в 1926 году переехал жить и учиться в Москву к отцу и старшему брату. По окончании девятилетки два года жил в деревне, ухаживая за больной матерью. В 1932 году начал работать на Метрострое, учился в вечерней студии при Московском союзе художников. Читать далее “Архимандрит Алипий (Воронов)”

ПРОГУЛКА ПО АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЕ

Николай Коняев

 

 

 

 

ПРОГУЛКА ПО АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЕ

ЧЕЙ ШЛЕМ НАДЕТ НА ГОЛОВУ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО?

Выходишь из метро на станции «Площадь Александра Невского» и сразу, перед глазами, возвышается над скоплением машин вернувшийся с Невской битвы князь — небесный покровитель нашего города. В одной руке он сжимает копье, которым «возложил печать» на лицо предводителя шведских захватчиков Биргера, другая рука отведена в сторону. Этой рукой Александр Невский благословляет нас.

Читать далее “ПРОГУЛКА ПО АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЕ”

Красота, которая спасёт мир

Алиса Матвиенко

 

 

 

 

 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Иконы требуются нашею природою. Может ли природа наша обойтись без Образа? Можно ли, вспоминая об отсутствующем, не воображать Его? Не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы – это ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы». Эти слова правдивы. Часто человек в полной растерянности и незнании, как жить, что делать дальше, заходит в храм, становится перед Cвятым Образом где-то в дальнем углу, куда еле проникает свет от потрескивающих свечей на подсвечниках, и начинает молиться. Не зная, что сказать, чего попросить перед этим благим образом, человек просто обнажает ему душу, вознося свою бессловесную, слёзную молитву. И неожиданно происходит чудо – по окончании богослужения само собой на душе становится легче, ответы на тяжёлые, гнетущие вопросы приходят сами собой, и на сердце становится спокойно. Регулярная молитва перед иконописным образом постепенно может вывести человека из состояния уныния и сильной печали лишь с помощью своего всепонимающего взгляда, который излучает умиротворение и неподдельную благодать. Иконы – необыкновенные изображения, всем своим видом они побуждают нас к молитве, помогают ощутить близость Первообраза и настроиться на общение со Всевышним. Читать далее “Красота, которая спасёт мир”

КТО ТЫ, РЮРИК?

ГЕОРГИЙ СИНЯВИН

 

 

 

 

 

Есть такая уловка в споре, когда уже нет других аргументов – сбить оппонента и перевести разговор в другое русло. Такой хитрый ход частенько применяют сторонники скандинавской теории происхождения Рюрика – задают хитрый вопрос: «А что, Вам обидно признать Рюрика скандинавом?». Но причём здесь обида? Обида – это эмоции, а не доказательство. Нам же, в данном случае, интересна истина.
Всякий уважающий себя историк, в том числе убеждённый норманист (приверженец скандинавского происхождения князя Рюрика), скажет, что любая теория, построенная на единственном упоминании в документах, является верхом некомпетентности.
Читать далее “КТО ТЫ, РЮРИК?”

УМОЗРЕНИЕ В КРАСКАХ (1916)

I

Вопрос о смысле жизни, быть может, никогда не ставился более резко, чем в настоящие дни обнажения мирового зла и бессмыслицы.
Помнится, года четыре тому назад я посетил в Берлине синематограф, где демонстрировалось дно аквариума, показывались сцены из жизни хищного водяного жука. Перед нами проходили картины взаимного пожирания существ — яркие иллюстрации той всеобщей беспощадной борьбы за существование, которая наполняет жизнь природы. И победителем в борьбе с рыбами, моллюсками, саламандрами неизменно оказывался водяной жук, благодаря техническому совершенству двух орудий истребления: могущественной челюсти, которой он сокрушал противника, и ядовитым веществам, которыми он отравлял его.
Такова была в течение серии веков жизнь природы, такова она есть, и таковою будет в течение неопределенного будущего. Если нас возмущает это зрелище, если при виде описанных здесь сцен в аквариуме в нас зарождается чувство нравственной тошноты, это доказывает, что в человеке есть зачатки другого мира, другого плана бытия. Ведь самое наше человеческое возмущение не было бы возможно, если бы этот тип животной жизни представлялся нам единственной в мире возможностью, и если бы мы не чувствовали в себе призвания осуществить другое.
Читать далее “УМОЗРЕНИЕ В КРАСКАХ (1916)”

Наследие Иосифа Волоцкого

В  2015 году Русская Православная Церковь  отметила величайшее историческое событие – 500-летний юбилей со дня кончины преподобного Иосифа Волоцкого (в миру — Ива́н (Иоа́нн) Са́нин (14 ноября 1440 (1439?) — 9 сентября 1515), просветителя, подвижника, писателя рубежа XV-XVI столетий, святого Русской Православной Церкви (почитается в лике преподобных, память совершается 9 (22) сентября и 18 (31) октября), автора книги  «Просветитель»,  обличающей и разоблачающей ересь жидовствующих.    Читать далее “Наследие Иосифа Волоцкого”

Иконостасы. История и традиции

Алтарь православного храма – это святая святых и образ Царства Небесного. От остального храма он отделен иконостасом — перегородкой, с находящимися на ней иконами. Таким образом,  иконостас соединяет собой мир горний и земной. Символика иконостаса — идея храма как «земного неба».[1] Однако восприятие церковной символики современным человеком разительно отличается от восприятия её нашими предками, так как за долгие годы гонений на Церковь во многом была разрушена духовная атмосфера внутреннего интерьера храма, создававшаяся веками в процессе формирования богослужебной практики. Поэтому сегодня как для искусствоведов, так и для самих иконописцев важно восстановить не только внешние архитектурные формы, но и всю целостную религиозно-художественную систему литургического пространства храма, включающую в себя такие элементы, как песнопение, молитва, икона, фреска или иконостас.[2]

Говоря об истории развития иконостаса, профессор Ю.Г. Бобров  указывает, что раннехристианская церковная архитектура, используя принципы построения античных базилик (административных зданий), где особая решетка отделяла места судей и писцов, отделила и алтарь от храма невысокой  перегородкой.[3] Читать далее “Иконостасы. История и традиции”

Православный — духовный реализм

Наступает время, когда отечественная культура в целом  и литература, в частности, в очередной раз испытав на прочность незыблемые основы бытия, заглянув в бездну бездуховного и безнравственного пространства постмодерна, вновь медленно, но неуклонно возвращается на круги своя. Жёсткий и даже жестокий характер нашего времени трезвит сознание современного читателя. Не даёт ему погружаться в болото глубоко личных фантазий и индивидуалистических мечтаний. Находятся, конечно, и те, кто пытается отмахнутся от действительности, дескать: «Надоело, хочется позитива». Но, ведь затяжной прыжок только называется «затяжным», а правильно было бы назвать его «ускоренным», потому что человек падает вниз с нераскрытым куполом парашюта.

Читать далее “Православный — духовный реализм”

Только impressionnisme (впечатление)

Впервые я испытал это чувство в Эрмитаже, в зале тех самых импрессионистов, которыми так бредил в молодости. Оригиналы имеют свойство передавать ощущения самого художника через столетия: ты встречаешься с этими картинами так, как будто встречаешь художника, причем его настоящего. Это абсолютно реальная встреча, потому что встреча с картинами дает тебе гораздо больше, чем если бы ты встретился с их авторами. Скорее всего, вы были бы разочарованы друг в друге. Читать далее “Только impressionnisme (впечатление)”