Изнасилованная и беспомощная старушка-Европа выгораживает своих обидчиков

Алла Треус

Очередной сексуальный скандал разразился в «чопорной» Британии. В английском городе Ньюкасле (графство Тайн-энд-Уир) мигранты за три года (с 2011-го по 2014-й) изнасиловали более 700 белых девочек и девушек. И все это время местные полицейские в прямом смысле слова боролись с… жертвами сексуальных преступлений.

Хотя расследование длилось не один год, новость об этих массовых изнасилованиях пришла буквально несколько дней назад. Это несмотря на то, что подсудимые предстали перед судом еще прошлым летом. И немудрено. Во-первых, долгое время по делу никак не могли найти свидетелей. Во-вторых, не пойман — не насильник. Но главное — это то, что полиция, которая, казалось, должна была стоять на страже закона, сама усиленно боролась с пострадавшими: почти всех, кто обращался в городские правоохранительные органы, тут же уличали во лжи, а с самими «лгунишками» проводили «воспитательные» беседы, устанавливая затем над ними строгий надзор. Откуда же в таком случае было взяться свидетелям или свидетельницам. Кроме того, понятно было, что вынести такой сор из избы англичане долгое время просто не решались.

Читать далее “Изнасилованная и беспомощная старушка-Европа выгораживает своих обидчиков”

В Берлине наблюдается рост национальной нетерпимости направленной против немцев

Алла Треус

Андреас Гейсель, министр внутренних дел Берлина, в среду, 7 марта, заявил: в столице растет доля преступлений против немцев, совершенных на почве национальной нетерпимости.

«Мне известно об учащении случаев оскорблений немцев в Берлине. Конечно, ситуация не критична, но подобные происшествия становится все более распространенными, и молчать об этом было бы неправильно», – сказал Гейсель в интервью для ежедневной газеты Tagesspiegel.

Для решения проблемы земельный министр предлагает ряд возможных мер. «Что мы можем с этим поделать? Понятно, что нам необходимо активизировать наши усилия по интеграции иностранцев. Это включает курсы немецкого языка и этики для беженцев. Такие меры могут стать оптимальным первым шагом на пути к преодолению межнациональной вражды», – говорит господин Гейсель.

Читать далее “В Берлине наблюдается рост национальной нетерпимости направленной против немцев”

БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

Георгий Ермолов

«…сатана принимает вид ангела света»
2 Кор. 11:14

Материя, воспринимаемая нами на уровне органов чувств, – это лишь самый последний, «грубый» слой многомерной реальности. Современная наука уже давно не отрицает существования других форм материи. Создан разнообразный инструментарий, позволяющий не только фиксировать, но и изучать эти формы. Однако базовые фундаментальные научные отрасли по-прежнему опираются на устоявшиеся традиционные представления, будто не замечая новых реальностей. Наука, с упорством аутиста, продолжает исходить из того, что материя, воспринимаемая органами чувств, является единственной реальностью. Несмотря на то, что дарвиновская теория в среде серьёзных учёных уже подвергается обоснованной и аргументированной критике, тем не менее, утверждения, что сознание есть – всего лишь продукт деятельности мозга продолжают преобладать в научных кругах. Что уж говорить о такой спорной субстанции, как душа, природа которой остаётся тайной за семью печатями не только потому, что не поддаётся научному осмыслению, но и в силу чувства ложного стыда от самой возможности рассмотрения в академических кругах. И дело здесь не только, и не столько в косности мышления научных столпов. Читать далее “БЛАГИЕ НАМЕРЕНИЯ”

СТОЛЕТИЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВИЯ

 

 

 

 

 

Николай Коняев

секретарь Правления Союза писателей России,
председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга

На берегу пустынных волн
Стоял Он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася, бедный челн
По ней стремился одиноко,
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца.
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел,
И думал Он.
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
А.С. Пушкин

В общественном сознании с легкой руки Александра Сергеевича Пушкина, сказавшего про «берег пустынных волн», сложилось довольно устойчивое убеждение, будто земли вокруг Санкт-Петербурга в допетровские времена представля­ли собою неведомую и чуждую Православной Руси территорию.

И вот что странно…

Мы твердо помним, что свет православия воссиял над Ладогой задолго до крещения Руси, и это отсюда, из древнего уже тогда Валаамского монастыря, отправился крестить язычников ростовской земли преподобный Авраамий.

Всем известно, что и первая, самая древняя столица Руси — Старая Ладога тоже находится всего в двух часах езды на автобусе от нашего города…

Со школьной парты знаем мы, что почти на городской черте Петербурга, в устье реки Ижоры, в 1240 году произошла знаменитая Невская битва, в которой святой благоверный князь Александр Невский разгромил шведов, и тем самым предотвратил организованный римским папой крестовый поход на Русь…

И все равно, хотя мы и знаем эти факты, но вспоминаем их, не связывая с Петербургом. Веками намоленная русская земля, что окружает наш город, словно бы отделена от него…

Читать далее “СТОЛЕТИЯ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВИЯ”

Отцы Церкви о мире духовном и Царствии Небесном

О.С. Хижняк

кандидат философских наук

Отцы Церкви о мире духовном и Царствии Небесном[1]

Мир оставляю вам, мир Мой даю вам  (Ин. 14:27)

Царствие Божие внутрь вас есть  (Лк. 17: 21)[2]

 

Современный человек, если он находится вне Церкви, выросший и сформировавшийся в обществе господства материализма,  секуляризма   и атеизма, получивший образование, основанное на голом рационализме, часто не может понять и принять цели достижения райского блаженства после смерти, он хочет получить что-то и в этой жизни.  Тем более что посмертное существование лишь допускается им, но уверенности в этом у него нет. Он готов повторить вопрос, заданный апостолом Петром до сошествия Духа Святого: “Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?” (Мф. 19:27).

 Нравственные императивы служения ближним, несения креста, самопожертвования, пугают его, он не понимает, а что же для него в этой жизни, кроме принесения себя в жертву.  Такой человек, не имеющий веры, часто начинает искать более легких духовных путей, которые затягивают его в секту, где ему обещают “развитие личности”, “актуализацию”, “самопознание”, не выдвигают по отношению к нему никаких суровых требований и в результате взращивают его эго, гордыню – главное препятствие на духовном пути.  Человек оказывается в ловушке полуправды…

Что же теряет он, испугавшись христианского пути?  Он теряет возможность полного преображения личности, обретения таких качеств, которые сделают его счастливым здесь, на земле, вне зависимости от внешних обстоятельств.  Эти качества названы Дарами Духа Святого.  Их перечисляет апостол Павел: “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание”  (Гал. 5:22-23).  Здесь мы рассмотрим лишь одно из этих дарований – духовный, или душевный мир, дающий личности неиссякаемую радость, окрашивающую всю его земную жизнь.  Обретение мира в душе является непременным условием совершенствования личности на христианском пути. Хорошо известны слова Иисуса Христа: “… научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим…” (Мф. 11:29). Также и апостол Павел призывает: “И да владычествует в сердцах ваших мир Божий…” (Кол. 3:15).

Читать далее “Отцы Церкви о мире духовном и Царствии Небесном”

О СЛОВОТВОРЕНИИ И МИФОТВОРЧЕСТВЕ

АНДРЕЙ ЗАЛИЗНЯК
Академик РАН по Отделению литературы и языка

 

 

 

 

 

Откуда произошло, как появилось то или иное слово? Эти вопросы вызывают живой интерес у многих. В поисках ответа человек, далекий от лингвистики, нередко начинает строить догадки, основанные на случайном сходстве слов. Любительская лингвистика — не такое уж безобидное увлечение, как может показаться на первый взгляд.

Свобода печати и появление интернета — великие достижения нашей эпохи. Но у любых шагов прогресса есть также и свои теневые стороны. Ныне такой теневой стороной оказалось бурное развитие дилетантизма и падение престижа профессионализма. Об этом говорят представители самых разных наук и искусств. Например, Александр Ширвиндт с горечью пишет в своих воспоминаниях о Зиновии Гердте: «В эпоху повсеместной победы дилетантизма всякое проявление высокого профессионализма выглядит архаичным и неправдоподобным».

Любительство в области рассуждений о языке распространено шире, чем в других сферах из-за иллюзии, что здесь никаких специальных знаний не требуется. Все знают, что есть такие науки, как физика и химия; а о том, что есть и наука о языке —лингвистика,  слишком многие и не подозревают. Попробуйте вообразить любительскую книгу о небесных светилах, где обсуждался бы вопрос, какого размера Луна — с тарелку или с монету. Между тем любительские сочинения о языке совершенно такого же уровня циркулируют в немалом количестве и охотно читаются и принимаются всерьез довольно широкой аудиторией. Особенно печальным показателем состояния нашего образования является то, что и в числе авторов любительских сочинений о языке, и в числе их читателей и поклонников мы встречаем вполне образованных людей и даже носителей высоких ученых степеней (разумеется, других наук).

Читать далее “О СЛОВОТВОРЕНИИ И МИФОТВОРЧЕСТВЕ”

ЗАКАТ ЕВРОПЫ ИЛИ ГЛОБАЛЬНЫЙ СЕВЕР

Андрей Савельев
доктор политических наук

 

 

 

 

 

 

Переломить цивилизационную катастрофу может только мировоззренческий переворот

Точка невозврата

В 2015 году в Европу хлынул небывалый поток мигрантов, который пополнит Европу в этом году более чем на полмиллиона человек. Это явление перестало быть периферийным для общественного сознания европейцев, которому вновь подан впечатляющий сигнал. Можно было не заметить сотен тысяч иммигрантов, но невозможно было проигнорировать смерть 71 человека, задохнувшегося в грузовике, перевозящем нелегалов. Сотни погибших беженцев, стремившихся пересечь море на непригодных для этого суденышках – это также плата за безумную политику, проводимую ставленниками европейских олигархий. Но все же все эти смерти – результат выбора тех людей, которые готовы рисковать своей жизнь и жизнью своих детей, лишь бы переселиться в Европу. У европейцев такого выбора нет: они стали заложниками миграционной политики своих правительств, навязанных через СМИ западнических иллюзий и развязанных по периферии Европы войн.

В 2015 году на терминале в Кале произошел транспортный коллапс, потому что мигранты всеми средствами стараются уехать в Лондон, забираясь на крыши поездов. В ночь с 28-29 июля 2015 года около двух тысяч иммигрантов попытались штурмом взять территорию терминала с целью нелегального въезда в Великобританию.

С января по начало августа 2015 года были предотвращены около 37 000 попыток нелегального проникновения в Евротоннель. Италия принимает на себя поток 3000 иммигрантов в день, пытающихся пересечь Средиземное море, выделив на это 3 млрд евро и получив от Евросоюза компенсацию всего в 0,5 млрд Подобные ситуации предельно напрягают отношения внутри ЕС и ведут к восстановлению внутренних границ.

Читать далее “ЗАКАТ ЕВРОПЫ ИЛИ ГЛОБАЛЬНЫЙ СЕВЕР”

ЧЬЯ ЭТО ЭЛИТА?

Игорь Романов

 

 

 

 

 

 

Современное российское общество выросло без войны. Ветераны Великой Отечественной уже почти ушли. Сегодня даже люди старшего поколения в большинстве своем войны не знают, либо помнят ее лишь по детским впечатлениям. Войны локальные, после Второй мировой, коснулись тех, кто их пережил, кто воевал, кто был близок к воевавшим. Общество после исчезновения СССР в основном жило все эти годы расслабленной жизнью. В постсоветское время к воинам, прошедшим суровые испытания войной, честно выполнявшим свой воинский долг, формировалось неоднозначное отношение. Даже придумали такие выражения как «афганский», «чеченский» синдром. Этим клеймили тех, кто воевал, кто пережил внутренние потрясения на фронте. «Чеченский» синдром – звучало как диагноз, как неадекватность, как человек «ненормальный». Эти штампы усердно закрепляли СМИ, над которыми еще предстоит строгий суд. Не только на Небе, но и на земле.

В целом наше общество пребывает в жидкообразном состоянии. И даже то, что американцы откровенно и уверенно составили «расстрельные» списки представителей государственной власти нашей страны – это мало кого приводит в чувства. Даже того, кто в этих списках, данная ситуация не отрезвила. Если бы отрезвила, были бы ответные меры. Пока меры преимущественно на словах. И до сих пор нет понимания, что идет война.

Читать далее “ЧЬЯ ЭТО ЭЛИТА?”

О нашем «спортобесии»

Об одной всенародной «душевной болезни», требующей исцеления …

Сергей Сидоренко
публицист

 

 

 

 

 

 

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…

Псалом 1.

Время от времени информационные ленты приносят недобрые новости об очередных кознях, изобретенных «мировым сообществом» против нашей спортивной гордости. И мы всенародно дрожим, втайне боясь, чтобы нам в итоге как-нибудь не испортили предвкушаемого нами будущего «всенародного счастья», связанного с проводимым у нас чемпионатом мира по футболу. И боимся решительных шагов и даже слов по всем направлениям нашей внешнеполитической и внутриполитической деятельности – ведь это может негативно отразиться на судьбе предстоящего чемпионата.

Между тем, именно сложившаяся обстановка – национального позора, устроенного нам «партнерами», – очень удобна для давно назревшего коренного пересмотра ценностных ориентиров нынешнего нашего человека, устремленного по большей части к «хлебу и зрелищам». Для разворота всенародного внимания по направлению подальше от спорта и поближе к здоровью, и в первую очередь – к здоровью духовному. В сторону фундаментального переформатирования всей нашей жизни – нашей экономической, социальной, культурной и всякой прочей политики – на здравых, традиционных началах, в соответствии с религиозными установками, сформировавшими облик живущих в нашей стране народов…

Читать далее “О нашем «спортобесии»”

О ДУХОВНОЙ БРАНИ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (УРОКИ ОТ А. С. ПУШКИНА, Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И Л. Н. ТОЛСТОГО)

III. Главный урок от Л. Н. Толстого – его поражение в духовной брани

(Окончание)

Терлецкий Александр Дмитриевич

к. филол. н.

 

 

 

 

 

 

 

Духовная борьба в жизни Л. Н. Толстого началась, естественно, задолго до прохождения военной службы на Кавказе и участия в Крымской кампании. Этапы и особенности этой борьбы подробно описаны им в автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность других художественных произведениях, они нашли свое отражение в его дневнике, а затем – в знаменитой «Исповеди». Однако серьезное обострение духовной брани произошло именно во время пребывания Толстого в Севастополе. Об этом свидетельствует дневниковая запись от 2–4 марта 1855 года: «Нынче я причащался. Вчера разговор о божественном и вере навел меня на великую громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта – основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле» (Т XXI, 139–140).***** Этот замысел,достойный великого инквизитора из поэмы Ивана Карамазова, ясно говорит о непонимании молодым Толстым сущности христианства. Интересно, что в «Отрочестве» (оконченном примерно к середине 1854 года) автобиографический герой Николенька Иртеньев делает следующее признание: «…философские открытия, которые я делал, чрезвычайно льстили моему самолюбию: я часто воображал себя великим человеком, открывающим для блага всего человечества новые истины, и с гордым сознанием своего достоинства смотрел на остальных смертных…» ( Т I, 168).

Читать далее “О ДУХОВНОЙ БРАНИ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (УРОКИ ОТ А. С. ПУШКИНА, Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И Л. Н. ТОЛСТОГО)”

О ДУХОВНОЙ БРАНИ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (УРОКИ ОТ А. С. ПУШКИНА, Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И Л. Н. ТОЛСТОГО)

(Продолжение)

Терлецкий Александр Дмитриевич

к. филол. н.

 

 

 

 

 

 

II. Ф. М. Достоевский против «нового мiрового порядка» и евросодома

Писатель-христианин не только сам ищет «Царства Божия и правды Его»  (Мф. 6, 33), но и стремится помочь найти его другим. За вверенный ему талант он несет сугубую ответственность перед Богом и перед людьми: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48). Однако следовать по пути спасения (и тем более вести за собой других) может только имеющий правильное представление о добре и зле, ибо «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 14, 15), т. е. – в преисподнюю. Прп. Антоний Великий называет умными людьми не тех, «которые изучили изречения и писания древних мудрецов», но лишь тех, «у которых душа умна, которые могут рассудить, что добро и что зло»2 . Прп. Исаак Сирин «выше всех добродетелей» ставит рассудительность [2, 383]. Но дар рассуждения дается только за смирение (Свв. Варсонофий Великий и Иоанн). Согласно святоотеческому толкованию Священного Писания, для правильного различения добра и зла существует единственно верный критерий: в основании добра лежит смирение, а в истоке зла – гордость. К сожалению, даже в среде православных патриотов этот ясный духовный критерий не всегда осознается.

Читать далее “О ДУХОВНОЙ БРАНИ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (УРОКИ ОТ А. С. ПУШКИНА, Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И Л. Н. ТОЛСТОГО)”

Красота, которая спасёт мир

(Окончание)

Алиса Матвиенко

 

 

 

 

 

 

Благословенный труд

Иконописец − проводник Божественной истины, рукой которого движет Сам Господь. Как священнослужитель совершает церковные  таинства, как певчий помогает вершиться богослужению, как просфорник печёт то, что во время Таинства Евхаристии станет Телом Христовым, так и иконописец создаёт то, что станет окном в мир Святости, то, перед чем люди будут молиться. Как и любой другой человек, работающий на благо Церкви, иконописец должен вести благочестивый образ жизни. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Иконописец должен твердо знать догматы Православной Церкви и вести жизнь глубоко благочестивую, потому что назначение иконы – наставлять народ изображениями. Посему иконы должны сообщать понятия истинныя, чувствования благоговейныя, точно – благочестивыя».

Порой людям, уставшим от мирской суеты, кажется, что работа в православной сфере – приятный благоговейный труд, который не отнимает моральные силы, а лишь дарит умиротворение и благодать. Это заблуждение. Легко искать отдушину в храме, когда можешь поехать в него только в выходные дни, чтобы на время забыть о всех мирских заботах и поговорить со Всевышним. Намного труднее не потерять благоговения перед Святыней, когда служение Православной Церкви становится рабочими буднями.

Читать далее “Красота, которая спасёт мир”

ПАМЯТЬ

Лидия Шубина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки –
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,-
Внуки, братики, сыновья!”

А. Ахматова

Когда-то наши деды и прадеды исполнили основную Евангельскую заповедь, иногда не ведая о ней – отдали жизнь свою за други своя.

Сегодня праздник святой равноапостольный Нины. И сегодня же — день полного освобождения Ленинграда от немецкой блокады. В Полежаевском парке людно: сейчас здесь проходит акция «Свеча памяти», организованная от храма Андрея Критского из поселка Сергиево.

Очень радует, что Церковь и обычный люд объединяются в общем порыве. Великая Отечественная война давно отгремела, но продолжается другой бой — за память, за души ныне живущих. И в этом бою объединяются совершенно разные люди — и солидные батюшки с окладистыми бородами, и героические организаторы, и реконструкторы, ранее не замеченные в излишнем благочестии (говорю как реконструктор), и детские коллективы, и множество обычных людей, желающих сделать что-то хорошее. И здесь же плечом к плечу незримо воюют наши деды – через свои письма, фотографии, оружие, вещи…

Читать далее “ПАМЯТЬ”

О ДУХОВНОЙ БРАНИ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (УРОКИ ОТ А. С. ПУШКИНА, Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И Л. Н. ТОЛСТОГО)

Терлецкий Александр Дмитриевич

к. филол. н.

 

 

 

 

 

 

В статье рассматривается своеобразие духовной борьбы в жизни и творчестве А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Борьба эта имеет первостепенное значение в земной жизни человека, ибо она, в конечном счете, определяет его вечную участь. Особое внимание в работе уделяется извлечению уроков (научений) из жизненного и литературного опыта русских классиков. Этой сверхзадачей, выражающей истинное назначение науки (которая – по смыслу самого слова – должна чему-то научать человека), определяется специфика православного научного подхода к решению всех насущных вопросов нашей жизни.

Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей…»
Ф. М. Достоевский

Все формы и разновидности видимой борьбы в истории рода человеческого (от мiровых войн до семейных конфликтов) есть лишь следствие и внешнее выражение иной, малозаметной или вовсе невидимой, духовной брани. По учению Православной Церкви, эта брань имеет первостепенное значение в земной жизни человека, ибо она, в конечном счете, определяет его вечную участь. Об этом ясно свидетельствуют Священное Писание, творения святых отцов Церкви, богословские исследования и подвижнические наставления.

«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мiроправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 11–12),*  – призывает нас к духовному бодрствованию апостол Павел. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в проповеди от 12 августа 1956 года говорит по поводу этих апостольских слов: «И какими слезами оплачем мы тех близ нас, которые ничего не хотят знать об этой борьбе, о духах злобы поднебесных, которые смеются над верой нашей в нечистых духов? Какими слезами оплачем их? Ибо, конечно, для бесов, для самого диавола в высшей степени выгодно, чтобы в них не верили, чтобы никогда о них не думали, чтобы никогда не ощущали близости их. Ибо скрытый, неведомый враг гораздо опаснее врага видимого» [9, 39–40]. «Упорное неверие в бытие злых духов есть настоящее беснование, ибо идет наперекор Божественному Откровению; отрицающий злого духа человек уже поглощен дьяволом (1 Петр. 5, 8)» [16, 4], – отмечает в своем дневнике за 1898 год св. прав. Иоанн Кронштадтский. «Пока не окончится земная жизнь человека, до самого исхода души из тела, продолжается в нем борьба между грехом и правдой. Какого бы высокого духовного и нравственного состояния кто ни достиг, возможно для него постепенное или стремительное, глубокое падение в бездну греха» [3, 31], – предупреждает об опасности духовной брани святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский. Афористически кратко сущность и важность этой борьбы сформулировал Ф. М. Достоевский: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей» (Д  XIV, 100).**  И если Бога сатана победить не может, то человек «по своей глупой воле» (выражение героя «Записок из подполья» Достоевского) может отдать сердце и душу дьяволу – и тогда никакие внешние успехи, достижения и победы не избавят его от поражения в духовной брани.

Важнейшей проблемой – сверхзадачей – изучения творчества каждого значительного писателя является извлечение уроков (научений) из его литературного и жизненного опыта. В этом заключается высшее и истинное назначение науки (по смыслу самого слова). Если наука ничему не научает человека, то грош ей цена.

В последнее время в отечественном литературоведении «научный» плюрализм, продолжающий марксистскую традицию извращения Истины на более высоком профессиональном уровне, начал уступать место православно-христианскому подходу к литературным явлениям, позволяющему по ясным и простым критериям различать добро и зло, правду и ложь. Такой подход может быть продуктивен в исследовательской работе при должной строгости в соблюдении второй заповеди Закона Божьего: «Не сотвори себе кумира…» (Исх. 20, 4) и евангельской заповеди: «Не судите, да не судимы будете; / Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 2).

I. «…И дух смирения, терпения, любви и целомудрия мне в сердце оживи»   (А. С. Пушкин)

А. С. Пушкин в стихотворении, давшем название и первый эпиграф знаменитому роману Ф. М. Достоевского – «Бесы», предстает как поэт подлинно міровой скорби. Духовная сущность этой всеобщей скорби, далеко не всеми замечаемой, заключается в порабощенности (после грехопадения) человеческого рода падшими духами – сатаной и бесами, вследствие чего «…вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Римл. 8, 22), так как «попали богоотступники из-под природной власти Божией в добровольную кабалу к нечистому» [11, 14]. Освобождение от этого бесовского рабства – важнейшая задача, стоящая перед человечеством на протяжении всей его истории.

Читать далее “О ДУХОВНОЙ БРАНИ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ (УРОКИ ОТ А. С. ПУШКИНА, Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И Л. Н. ТОЛСТОГО)”

Религиозные причины блокады и нравственные условия Победы в Великой Отечественной войне

Иеродиакон Исаакий (Потапов)

 

 

 

 

 

 

Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее
(Мф.16.8).

Известный писатель-блокадник Михаил Кураев пытаясь разобраться в том, что явилось причиной блокады, пишет: «Наша история тех ликующих победных послевоенных лет вольно или невольно оказалась непростительно подслеповатой, и подслеповатостью этой воспользовались те, кому впору было бы держать ответ на вопрос…: почему война взяла такую страшную, огромную дань?»
Попытка понять, как можно было допустить гибель в блокадном городе миллиона ни в чем не повинных людей, должна опираться на изучение предвоенной истории города и всей страны. Поэтому другой современный автор Д. Л. Спивак считает, что революция и блокада не только привели к окончанию “петербургского периода” истории города, но и, в связи с уничтожением большого количества носителей петербургских базовых ценностей и определенного психологического склада, стали причиной катастрофической ситуации. Суть ее в том, что новый тип, сложившийся в советское время, был неспособен заменить собой утраченные существенные черты петербуржца, что явилось причиной “метафизического срыва”.

И все же более точный ответ на этот вопрос дает история России XX века, рассмотренная в контексте Священой истории Ветхого и Нового Завета. Ныне почивший известный преподаватель Ветхого Завета в СПбПДА Игорь Цезаревич Миронович в своих лециях основной акцент делал на то, что история израильского народа с ее взлетами и падениями повторялась в истории христианской Церкви – «нового Израиля». Взлеты были связаны с творением народом «правды Божией», то есть исполнением Заповедей. Если же народ уходил от Бога и, почитая ложных кумиров, уклонялся от «правды Божией», то он тем самым навлекал на себя гнев Божий и его ждали страшные наказания. Одним из таких наказаний для иудеев были пророческие слова Спасителя: «Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камением побивая посланные к тебе… Се оставляется вам дом ваш пуст» (Лк. 13:34-35). В 70-м году, как известно, Иерусалим и Храм были разрушены римским полководцем Титом. Не слишком углубляясь в исторические параллели, можно отметить, что в России православные Храмы и монастыри также были разрушены безбожниками перед войной, но веру уничтожить им не удалось, поэтому и город на Неве, и вся страна выстояли.

Читать далее “Религиозные причины блокады и нравственные условия Победы в Великой Отечественной войне”

ПРАВОСЛАВНЫЙ МАРШАЛ

Михаил Аникин

 

 

 

 

 

 

 

Среди маршалов РККА, приведших СССР к победе  во второй мировой войне, один был действительно православным, не скрывающим свою веру даже перед самим Иосифом Сталиным. Этим маршалом был Борис Михайлович Шапошников ( 1882 – 1945). Вклад  маршала в Победу  трудно переоценить. Автор этих срок вообще убежден, что именно маршал Шапошников является главным организатором  нашей победы, именно он  по совокупности заслуг вполне мог претендовать на звание генералиссимуса. Однако его заслуги были намеренно забыты. Почему  так произошло ? Ответ на этот  вопрос прост. Ни Сталин, ни его ближайшее партийное окружение  не хотели, чтобы маршал « из бывших»  получил это наивысшее воинское  звание. Он, с точки зрения коммунистической власти, никак не  должен был заслонить собой штатского « вождя  всех времен и народов», вышедшего из  низов старого общества. Ведь признать заслуги маршала – значило признать в его лице всю дореволюционную русскую военную школу,  учеником и последователем которой маршал был  на практике и в своих теоретических трудах. Судьба маршала Шапошникова являет собой яркий пример жертвенного служения  России, ее армии и флоту.  Читать далее “ПРАВОСЛАВНЫЙ МАРШАЛ”

О пользе невоцерковленной науки

Тимур Щукин

Чернозем Европы дал миру удивительный цветок — научное мышление. Но почему-то всегда носитель этого мышления — ученый — оказывался противником церковных институтов. Каковы источники этого конфликта? Почему ученые в современной России предпочитают быть подальше от Церкви? Можно ли выйти из этого тупика, создав христианскую науку?

Зависимая вера

Когда я стал христианином, мне хотелось, чтобы мое новое мировоззрение разделили и мирские мудрецы. Я любил повторять вырванные из контекста слова Борхеса «культурный человек атеистом быть не может», выискивал у мыслителей, которые считаются безбожниками, высказывания, свидетельствующие об их симпатии к религии. Брал с полки «Происхождение видов» Дарвина, пролистывал рассуждения о строительном инстинкте медоносной пчелы и после недолгих поисков с радостью натыкался на фразу: «Я не вижу достаточного основания, почему бы воззрения, излагаемые в этой книге, могли задевать чье-либо религиозное чувство». Точно такие же операции я проделывал с книгами Альберта Эйнштейна, Ивана Павлова и Стивена Хокинга. Ссылками на великих можно было щеголять на атеистических форумах, но главное — поддерживать уверенность в самом себе: «если столько умных людей верит в Бога, значит, он все-таки существует…»

Читать далее “О пользе невоцерковленной науки”

ОТЕЦ ИОАНН КРОНШТАДСКИЙ

Протоиерей Андрей Ткачев

 

 

 

 

 

 

В музыке надо равняться на мастеров. В живописи, архитектуре, военном деле — тоже. Ну, и в священстве, тоже нужно равняться на мастеров. Лучший из лучших в священстве — это отец Иоанн Кронштадтский. Это священник из священников. Это человек, который более других, облечённых саном, выявил в своём служении, в своём личном подвиге сущность православного священства и её возможности. Это со всех сторон замечательный человек, и стоит похвалить его, вынося из этого какие-то практические мысли для своего поведения, для понимания Церкви, ради любви к ней. Читать далее “ОТЕЦ ИОАНН КРОНШТАДСКИЙ”

Разграбление Почаевской Лавры австро-венгерскими войсками

Михаил Шулин

 

 

 

 

 

 

 

Свято-Успенская Лавра – твердыня веры Христовой, обитель благочестия и подвижничества, духовный центр православного народа Западной Руси.

 Этот древнейший монастырь пребывает под особым покровительством Матери Божией. Здесь Пресвятая Дева явилась монахам-отшельникам, оставив на скале отпечаток стопы, эту землю прославила на весь мир Почаевская чудотворная икона Божией Матери. В обители подвизались великие подвижники Православия: преподобный Иов Почаевский и чудотворец Волынского края преподобный Амфилохий.

Благолепие храмов Лавры, хранившиеся в ней чудотворные иконы и покоившиеся мощи святых угодников Божьих издавна служили предметом поклонения сотен тысяч паломников – богомольцев и многих миллионов православных людей. В блоке Центральных держав, внимательно изучившем перед войной все подробности русской общественной жизни, не могли не знать о том, как дороги сердцу всякого православного человека досточтимые святыни Почаевской Лавры.

Читать далее “Разграбление Почаевской Лавры австро-венгерскими войсками”

«ДИСЦИПЛИНА АРКАНА» И ЭКОЛОГИЯ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Михаил Аникин

 

 

 

 

 

 

Для автора этого сообщения нет сомнения в том, что Леонардо можно назвать одним из выдающихся экологов, ибо экология изучает весь сложный комплекс взаимодействия человека и природы. Как никто из современных ему художников Леонардо да Винчи интересовался этой проблематикой.

При всём том,  сих пор Леонардо остаётся одним из самых загадочных и по сути непонятых художников эпохи Возрождения. Да и сама эта эпоха в такой степени противоречива и можно сказать туманна, что в её отношении  оценки и вкусы расходятся  часто до диаметральной противоположности. Для одних – это высшая точка развития европейского искусства, для других – эпоха крушения цельного мира средневековой культуры, разрушение космоса религиозной христианской культуры. То же происходит и в отношении  великого художника- творца, изобретателя, мыслителя и аскета, каким был Леонардо. Читать далее “«ДИСЦИПЛИНА АРКАНА» И ЭКОЛОГИЯ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ”