50 человек определяют, как жить нашим детям

50 ЧЕЛОВЕК ОПРЕДЕЛЯЮТ, КАК ЖИТЬ НАШИМ ДЕТЯМ

 

Павел Пожигайло и Николай Бурляев отреагировали на критику ряда режиссёров и продюсеров проекта указа Президента по «сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

Министерство культуры России пересмотрит содержание проекта указа Президента по «сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», сообщил экономический обозреватель «Первого русского» Юрий Пронько в эфире программы «Царьград. Главное».

С критикой документа выступила группа режиссёров и продюсеров. Среди них такие деятели, как Александр Сокуров, Андрей Звягинцев, Александр Роднянский. Читать далее “50 человек определяют, как жить нашим детям”

Исчадия ада

 

 

 

 

Владимир Малёванный
продюсер, режисёр

 

 

 

ИСЧАДИЯ АДА

 

«Многие страны ополчатся на Россию, но она выстоит, утратив большую часть своих земель. Эта война, о которой повествует Священное Писание и говорят пророки, станет причиной объединения человечества… Придёт такое время, когда будет в России духовный рассвет» (прп. Серафим Вырицкий).

Пророчество, можно сказать, уже сбывается – большинство стран ополчились против России, пытаясь погубить её, задушить санкциями. Есть «доброжелатели», которые выступают за решение вопроса физическим путём – уничтожение нас ядерным оружием. На всё воля Божия, что Он попустит – того не миновать… Обидно другое – сейчас, когда все добропорядочные граждане сплотились против внешнего врага, враги Православия активизировались внутри России. Вся нечисть из ада выползла на свет, но они считают, что они вышли в свет… Читать далее “Исчадия ада”

«Русские не хотят жить по Швабу»

 

 

 

 

 

 

 

«РУССКИЕ НЕ ХОТЯТ ЖИТЬ ПО ШВАБУ»

 

Беседа главы Калязинского района, руководителя Тверского регионального  отделения «Русского Собрания» Константина Ильина  с писателем Валерием Кирилловым

 

– Константин Геннадьевич, многие факторы свидетельствуют о том, что Россия сейчас вновь находится на критическом рубеже своей истории. Пандемия, обострившийся «украинский вопрос», события в Казахстане… Совершенно очевидно, что глубинные силы осуществляют переформатирование мира под свои интересы. Обыкновенные люди не понимают до конца подлинной картины происходящего, но проникаются нарастающей тревогой: к чему все это приведет?

– Происходящие события невозможно объективно объяснить без христианского взгляда на них. Сатанинские глобалистские силы делают все для того, чтобы как можно скорее воцарился окончательно новый мировой порядок во главе с антихристом. Та же пандемия, она случилась не просто так. Только наивные могут верить, что вирус ковида появился естественным путем, от летучей мыши, вылетевшей из неизвестной китайской пещеры. Существует немало подтверждений тому, что это искусственный боевой вирус, используемый глобалистами не только для сокращения населения планеты в интересах «золотого миллиарда», но и для установления тотального контроля над людьми. В открытых источниках есть информация о том, что по периферии России организованы секретные американские биологические лаборатории с целью создания биологического оружия. При этом коечный фонд инфекционных отделений больниц с 2012 года сокращался. Да и сейчас у нас в медицине есть немало трудностей, созданных искусственно. Например, с работой скорой помощи, в которых не хватает медкадров, особенно фельдшеров. Читать далее “«Русские не хотят жить по Швабу»”

«Инаковость России и возбуждает чувство ревности»

«ИНАКОВОСТЬ РОССИИ И ВОЗБУЖДАЕТ ЧУВСТВО РЕВНОСТИ»

 

В воскресенье, 3 июля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме равноапостольных Кирилла и Мефодия в Калининграде. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы находим слова, которые человека, незнакомого с Евангелием, могут настолько озадачить, что если это единственные слова, которые человек прочитает, то скорее всего он закроет Евангелие и больше никогда к нему обращаться не будет — настолько эти слова противоречат здравому смыслу, всей логике человеческой жизни. А слова такие: Не заботьтесь о том, что вам есть, или что пить, или во что одеваться, ибо Отец ваш Небесный позаботится о вас (см. Мф. 6:31-32). Но ведь каждый сам заботится о том, что ему есть, что пить, во что одеваться. Почему же Господь сказал такие слова? А потому что этими словами Он хотел подчеркнуть, что естественные заботы человека о самом себе ни в коем случае не должны быть абсолютным приоритетом, жизненной доминантой. А иначе человек мало чем отличался бы от животного. Правда, животным не нужно думать о том, во что одеваться, — Господь позаботился; и в отношении жилья у них в порядке — Господь и об этом позаботился, но без еды-то животное не проживет! И слова Спасителя бросают вызов, особенно современному человеку, у которого все крутится именно вокруг того, как поесть, попить, дом построить, в отпуск съездить, пожить в свое удовольствие. А Господь говорит: не думайте об этом — Господь, Отец ваш Небесный, позаботится о вас.
Конечно, в строгом соответствии с этим повелением никто не поступает. Наверное, Господь и не требует, чтобы мы так поступали, но Он выстраивает систему ценностей, Его слова определяют приоритеты жизни. И если приоритетом становится во что одеться, что поесть, что попить, как поехать в отпуск, повеселиться, посмеяться, погулять, то это не те приоритеты, которые Бог предлагает нам. Они мало отличаются от приоритетов, существующих в животном мире. Конечно, человек — высокоразвитое существо, и все это несоизмеримо с животными приоритетами, но более или менее всё это явления одного порядка, это забота о физическом существовании. Даже если речь идет о некоей эстетической составляющей, это опять-таки забота не столько о духе, сколько о земной жизни.
И ведь слова эти сказаны потому, что Господь знал, что говорил. Он знал, что для всех людей, которые Его окружали, именно эти заботы — о еде, о питье, о жизненных условиях — являются приоритетными. И Он подчеркивает, что все это не может быть подлинным приоритетом жизни человека. А почему? Если бы наша жизнь заканчивалась гробовой доской, то, конечно, было бы невозможно принять слова Божии. Но мы верим и даже знаем из опыта человечества, из опыта святых, из опыта тех, кто одной ногой был за гробом, а потом вернулся, что там — другая жизнь. И в перспективе той жизни наши земные приоритеты перестают быть жизненно важными. И что же тогда собой представляют приоритеты жизненно важные?
В первую очередь нужно жить по Божиему закону — вот самый главный приоритет. Не надо в детали входить, в деталях запутаться можем, сколько голов — столько умов, сколько мудрствующих, столько и толкований. Жить надо строго по Божиему закону, который мы все хорошо знаем: не кради, не прелюбы сотвори, не свидетельствуй против друга своего, люби отца и мать свою, не буду перечислять все заповеди. Современному человеку все более и более трудно понять эти приоритеты. А о чем это свидетельствует? О том, что происходит некоторый духовный регресс в жизни общества. Развитие науки и техники, совершенствование условий жизни, повышение уровня знаний, уровня комфорта переводит мысль человека, его целеполагание в горизонтальную плоскость, в плоскость земной жизни. И это происходит повсеместно — что греха таить, и среди нас, верующих людей, даже среди некоторых представителей духовенства.
Сегодняшние слова — это вызов всем нам, и мирянам, и духовенству. Подумайте о том, как жить. Подумайте, что должно быть вашим приоритетом. А приоритетом, несомненно, должна быть вера, которая возвышает человека над обыденностью. Это крылья, которые помогают нам взметнуться в небо. Это сила, которая поднимает нас над повседневностью, дает подлинную способность прозревать то, что происходит в мире, с самим собой, с людьми, в каком-то смысле с обществом, в котором мы живем, и даже с государством.
Слова Божии, которые доносит до нас Священное Писание, — это не человеческие слова, это Сам Бог с нами говорит. Поэтому слово Божие должно быть для каждого из нас абсолютной истиной и абсолютно определять приоритеты нашей жизни. Собственно говоря, об этом сегодняшнее чтение, об этом мысли, которые возникают вокруг этого замечательного Евангельского чтения. И все это усугубляется еще и тем очень приятным обстоятельством, особенно для меня, носящего имя святого равноапостольного Кирилла, что мы слышали эти слова, что мы молились сегодня в этом замечательном храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто участвовал в строительстве, — Владимира Ивановича, Антона Андреевича; не могу всех перечислять, потому что обязательно кого-то не назову, и будет обидно. Благодарю всех вас, мои дорогие, кто вносил свои средства, кто действительно отождествил себя с этим великим и святым делом строительства святого храма. Господь никогда не бывает поругаем, поэтому нельзя Бога гневить, но никогда Бог не бывает у нас в долгу, и вы в своей жизни это почувствуете. Когда в какой-то момент вы скажете: “Ох, пронесло” или “Господи, откуда это?” — это может быть от сегодняшнего дня, от ваших трудов по строительству и созиданию этого Божиего храма.
Я всякий раз особенно радуюсь посещению Калининградской земли, с которой у меня связана бОльшая часть моей архиерейской жизни. Вспоминаю, с чего мы начинали, каков был этот путь. Вчера в соборе я кратко об этом говорил, но могу вспоминать и говорить очень часто и много. Сегодня не буду вас утомлять своими воспоминаниями, но посещение Калининграда для меня действительно очень значимое духовно событие, потому что я вижу сегодня процветающую Церковь на самом западном порубежье России. Вижу строящиеся храмы, вижу молодое образованное духовенство, вижу представителей властей, светских и военных, представителей нашей интеллигенции. Вот это и есть весь наш народ — в этой группе людей отражается как в капле воды все наше общество.
И если мы все будем с Богом, если мы будем жить по Божиему закону, если мы будем находить в себе силы бороться со своими страстями, пороками, греховными мыслями и не очень-то хорошими делами, то Господь действительно будет с нами. А сегодня мы очень нуждаемся в том, чтобы Бог был с нами, и здесь, на западном порубежье России, это особенно чувствуется. Многие восстают сегодня на Отечество наше, но знаем, что Отечество не сделало никому ничего плохого. И восстают не потому, что мы плохие, а потому что мы другие. Эта инаковость России и возбуждает чувство ревности, зависти и негодования, но мы не можем изменить самих себя. Конечно, очень многие хотели, как сейчас говорят, нас переформатировать, но ведь не получилось, хотя такие огромные силы и средства были вложены в переформатирование Руси. А она как была, так и есть в сути своей Святая Русь, удел Пресвятой Богородицы. Дай Бог, чтобы так было и впредь, и мне особенно важно сказать обо всем этом вам, мои дорогие, живущим на западном порубежье Святой Руси.
Пусть Господь хранит землю Калининградскую, народ наш и всю землю Русскую от всякого врага и супостата. Но самое важное — чтобы Господь хранил в чистоте сердца наши и веру в наших сердцах. Если будет так, то никакие враги нам не страшны, и в первую очередь не страшен наш внутренний враг, который склоняет нас к греху, пороку и отступлению от Божиего закона. Пусть Господь хранит Россию, землю Калининградскую, Церковь, зде пребывающую, и всех вас, мои дорогие калининградцы.
В память о сегодняшнем богослужении я хотел бы преподнести для этого храма икону Скоропослушницы. Это петербургская икона Скоропослушницы, которая была духовно очень важна в моей жизни. В самые трудные моменты, живя в Петербурге, я непременно приходил к этой иконе и горячо молился. И сейчас могу сказать: все то, о чем молился, все исполнилось. И от трудностей меня Господь избавил, и от опасностей избавил, и Царица Небесная под Покровом Своим определила мой дальнейший жизненный путь. Еще раз хочу сказать: это самый для меня почитаемый образ Пресвятой Богородицы — Скоропослушница Санкт-Петербургская, и я хотел бы его оставить в этом новом храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на Калининградской земле».

Наша эпоха – порнографическая…

 

 

 

 

АНДРЕЙ ТКАЧЁВ

протоиерей

 

НАША ЭПОХА – ПОРНОГРАФИЧЕСКАЯ…

 

Попробую выстроить некую цепочку, размотать внутреннюю логику некоторых процессов.

Наша эпоха порнографическая. Только слепой этого не видит. Делай все, что хочешь и никто тебе не указ. Получай удовольствие. А потом идет насилие.
То, что сладострастники жестоки, еще Достоевский указывал. За развратом всегда идет жестокость, и самая безудержная сексуальность имеет насильственную природу.

Отсюда ненависть к самой жизни, то есть чайлд фри, культ абортов, призывы к самоубийствам (Синий кит), засилье кровопролития в культуре, колумбайн (массовые убийства), феминизм, половые девиации, как ненависть к Божьей природе и т.д.

А дальше язычество. Человеку невыносимо просто грешить. Человек хочет грешить легально и осмысленно. От язычества он ждет религиозного оправдания разврата и насилия. Не ищите у неоязычников поклонения богам ради их прославления. Ищите идеологического оправдания гордыни и культа разврата и насилия. Здесь корни нео-язычества. Папа Иван-Павел Второй так и называл это все “культурой смерти”.

Читать далее “Наша эпоха – порнографическая…”

«Можно ли в наше время стать святым?»

«МОЖНО ЛИ В НАШЕ ВРЕМЯ СТАТЬ СВЯТЫМ?»

 

 

В день памяти прославления праведного Иоанна Кронштадтского, 14 июня, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Николаевском морском соборе Кронштадта.

Владыке сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель архимандрит Алексий (Ганьжин) с клиром, протоиерей Святослав Мельник, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.

Среди молящихся были военнослужащие Западного военного округа и войсковой части 00005 ВМФ, несущие службу на корвете «Стерегущий».

Диакон храма великомученицы Екатерины в Академии художеств Сергий Шкотов был рукоположен во пресвитера. Студент II курса магистратуры СПбДА Алексей Шкотов был рукоположен во диакона к храму великомученицы Екатерины в Академии художеств.

«Иногда спрашивают, можно ли в наше время стать святым, – сказал владыка в проповеди. – Почему нельзя? Если можно было стать святым в XIX и XX веках, почему нельзя стать им в XXI веке? Посмотрим на жизнь Иоанна Кронштадского, чтобы понять, как он стал святым. Он родился в 1829-м году в церковной семье, знал молитвы с детских лет. Когда пошел в школу, почувствовал, что у него не хватает возможности осваивать предметы, стал ночью молиться Богу, прося успехов в учебе. Господь услышал его детские молитвы. Иоанн стал читать жития святых, вдохновляться их жизнью и подвигами, читал Евангелие. В дневниках он отмечал, что Евангелие было ему и учителем, и утешителем, и просветителем. Оно помогало ему с детства правильно строить жизнь. Духовные школы он окончил блестяще, полюбил богословие, часто читал труды святителя Иоанна Златоуста. Постепенно обогатил себя духовными познаниями и приобрел опыт личной молитвы и общения с Богом. Господь видел его усердие, старание и все больше даровал ему Своей благодати».

Читать далее “«Можно ли в наше время стать святым?»”

ТАИНСТВО СМИРЕНИЯ

Ольга Орлова

 

ТАИНСТВО СМИРЕНИЯ

Добродетель смирения в жизни и учении святителя Игнатия (Брянчанинова)

Епископ Ставропольский и Кавказский Игнатий (Брянчанинов; 1807–1867) причислен к лику святых Русской Православной Церковью в 1988 г.

 

Апокалиптическое осмысление времени

Святитель Игнатий (Брянчанинов) родился в 1807 г. накануне Отечественной войны 1812 г., попущенной, по словам преподобного Серафима Саровского, России за чрезмерное увлечение знати французской апостасийной культурой, которая, водворенная восвояси, в самой Франции разразится в 1848 г. Французской революцией и очередным свержением монархии.

Узнав о революционных событиях 1848 г., святитель Игнатий напишет в письме: «Когда я услышал об этих происшествиях – я как бы услышал о смерти человека, давно-давно страдавшего и изможденного неисцельным недугом, заживо умерщвленного прежде умерщвления смертию. Такой всегда мне казалась образованная Европа или так называемый просвещенный мир. Мое неудивление показалось странным мне самому. В то время как я размышлял о моей холодности, внезапно вспомнились мне слова Спасителя: «Егда услышите брани, и слышания бранем, не ужасайтеся: подобает бо быти: но не у кончина. Возстанет бо язык на язык, и царство на царство: и будут труси по местом, и будут глади и мятежи, начало болезнем сия» (Мк. 13:7–8). Здесь особенно замечательно то, и на этом слове Евангелия я всегда останавливался, что последним признаком начальных болезней, долженствующих предшествовать окончательной болезни – антихристу, Писание выставляет «мятежи». <…> Из окончательного всемирного действия этой болезни должен возникнуть «беззаконник», гений из гениев…» Читать далее “ТАИНСТВО СМИРЕНИЯ”

Никольские откровения

 

ЛИДИЯ ШУБИНА

 

 

 

 

 

 

НИКОЛЬСКИЕ ОТКРОВЕНИЯ

 

Я люблю старину, тишину и природу. Особенно если выдается редкий солнечный денек. Никольское кладбище Александро-Невской Лавры с его деревьями, прудом и склепами как нельзя удачнее подошло для воскресной прогулки. Кроме вышеназванного, тут присутствуют ещё не менее любимые тайны и парадоксы. Старые могилы генералов от артиллерии и капитанов от инфантерии соседствуют с могилами героев Советского Союза, а также политических и прочих российских деятелей. Нахожу место упокоения Фёдора Углова – хирурга, спасшего огромное количество жизней во время войны. Упокой, Господи…
На кладбище можно почувствовать осень. Солнце радостно подсвечивает жёлтые листочки на березах, под ногами шуршат их опавшие собратья – всё живое, настоящее, неприглаженное, как после веселого праздника у легкомысленной хозяйки. Читать далее “Никольские откровения”

Что такое психо-ментальная война?

 

Путник Константин Владимирович,
руководитель миссионерского отдела Челябинской епархии Русской Православной Церкви

 

 

 

 

ЧТО ТАКОЕ ПСИХО-МЕНТАЛЬНАЯ ВОЙНА?

 

 

Происходящая в настоящее время схватка в психо-ментальной сфере предваряет назревающую «горячую» глобальную схватку за обладание жизненно необходимыми ресурсами

 

 

                                                                    Часть 1

 

«Нам нравится эта работа – называть вещи своими именами»
Карл Маркс

 

То, что мы находимся на войне – войне особого типа, которая носит выраженный психо-ментальный характер, наконец-то признано на самом верху, российской военно-политической элитой: весной 2021 г. советник министра обороны РФ Андрей Михайлович Ильницкий ввёл это понятие в широкий общественный дискурс. А совсем недавно в специализированном теоретическом журнале «Военная мысль» (август 2021 г.) он опубликовал большую статью, которая прямо так и называется «Ментальная война России». Всякий желающий может найти ее в Интернете. Читать далее “Что такое психо-ментальная война?”

Политические лидеры Восточного Православного Возрождения в XIV-первой половине XV вв.

 

 

Наталья Ложкина
кандидат культурологии,
сотрудник Эрмитажа

 

 

 

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ЛИДЕРЫ ВОСТОЧНОГО ПРАВОСЛАВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ В XIV-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV ВВ.

 

Г. М.  Прохоров  развил теорию о политическом исихазме, по которой исихазм оказал влияние на политическую ситуацию Византии и Руси XIV века. Это связано с тем, что учениками  св. Григория Паламы  были  Иоанн VI Кантакузин, Николай Кавасила и другие государственные деятели.[1] В монографии В.В. Петрунина[2] была предпринята попытка целостного осмысления  феномена политического исихазма в православной традиции, где молодой ученый изучил различные аспекты влияния исихазма на социальную, политическую и культурную жизнь поздней Византии. Читать далее “Политические лидеры Восточного Православного Возрождения в XIV-первой половине XV вв.”

ПАСХАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ

 

 

ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ

писатель

 

 

 

 

ПАСХАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ

 

Пасха – самый любимый и масштабный праздник России минувших веков. Вспомним, какими традициями был обрамлен он в минувшие столетия.

Герой нашего рассказа родился 07 ноября 1887 год. Несомненно, что свои истоки он берет на Руси практически с принятием христианства, и к веку XVI праздник уже имел свои устоявшиеся традиции и обычаи.
Сам праздник необходимо рассматривать только в объёме «общей картины», включающей в себя целую череду предшествующих событий-только так он раскрывает свой всеобъемлющий смысл.
Началом пути к этому празднику можно смело считать Масленицу, как последнего «мирского» праздника перед Великим постом. В масленичную неделю, народы, словно в детстве, беззаботно устраивают гуляния, лакомятся всевозможными блюдами, катаются на санях, штурмуют снежные крепости, водят хороводы, даже сжигают чучела, перед вступлением «во взрослую жизнь» Великого поста. Этот период больше напоминает уже взрослую и ответственную жизнь, ограничение себя в развлечениях ради совершенствования духовного, покаяние, забота о ближних, рассудительность, изучение Писания и Предания, и все то, к чему призывает Церковь Христова.
Отдельным событием Великого поста стоит Вербное воскресенье (Вход Господа в Иерусалим).
В Москве 16-17 веков в этот день проходила мистерия государственного масштаба. Патриарх, в белом облачении, на глазах всего народа, выезжал из Кремля в храм Покрова (более известного в народе как храм Василия Блаженного) на ослике, которого вел под уздцы сам царь. Священники, в соответствующем облачении, с хоругвями и песнопениями возглавляли эту процессию, бояре с иконами в руках шли вслед за царем и Патриархом. Стрельцы бросали под ноги процессии свои праздничные кафтаны (специально выдаваемые им для этого в этот день) и яркие ткани… Впрочем, сей образный и нарочито-показательный пример «тандема царь-Патриарх», закончился с приходом к власти Петра Первого. При Петре подобная образность исключалась, и дозволялись лишь народные увеселения. Города были заполнены «вербными ярмарками», где продавались как к этому празднику, так и к приближающемуся празднованию Пасхи: и галантерея, и цветы, и павлиньи перья, и свечи, огромное разнообразие свистулек, и многочисленные игрушки, и, разумеется, пучки и букеты вербы…
В Петербурге первое «вербное воскресение» (как и первая Пасха) отмечались в 1708 году. Впрочем, учитывая то, что город еще только строился, праздники практически не отмечались. Учитывая страсть Петра Первого к морю, то «пасхальные гуляния» проводились, преимущественно, на лодках и судах разного размера. С 1718 года Пасха в новой столице праздновалась уже церемониально. Центром торжеств был Троицкий собор близ Петропавловской крепости (с этой же крепости впервые палила в честь праздника дюжина пушек).
Куда пышнее Пасха стали отмечаться, начиная с царствования Анны Иоанновны, бывшей не только куда более воцерковленной чем ее покойный дядя, но так же масштабно придававшей новой столице блеск и создававшей настоящий «европейский» двор. В праздничные дни дворцы, Петропавловскую крепость и улицы старались иллюминировать (жителям было предписано ставить на окнах фонари и свечи). Полковые оркестры играли неустанно на площадях и в парках. Ярмарки и гуляния в Петербурге устраивались на Марсовом поле, Адмиралтейской и Театральной площадях.
Катались с горок, на каруселях, особо распространённым развлечением были катания на качелях. Так же на ярмарках стояли балаганы, где давали различные представления на Масленицу и Пасху: от цирковых и театральных, до, появившихся в конце 19 века, косморамно-диорамных и кинематографических.
После Масленицы ярмарки и театры закрывались, качели-балаганы разбирались и убирались до Пасхи. Лишь Вербное воскресенье было небольшой радостной отдушиной посреди суровой жизни поста. Затем наступала Страстная седмица… Весь народ внимал проповедям священнослужителей о смысле происходящих в Новом Завете событий, день за днем вспоминая все, что произошло более двух тысяч лет назад… Через страдания, смерть, маловерие, надежды, страх – к Величайшему Чуду христианского учения. Центру Библейской истории и смысла… «Праздника праздников и торжества из торжеств».
Готовились к нему, разумеется, заранее. Красили яйца, пекли куличи, готовили пасху и прочие праздничные блюда, покупали подарки для друзей и родственников…
Здесь стоит сказать несколько слов о традициях всех перечисленных выше приготовлений.
Традиция печь пасхальный хлеб (кулич) пришла к нам из Греции и в дословном переводе означает «хлеб круглой формы». Как известно, Спаситель с учениками, на Пасху ел пресную мацу, а в греческих храмах и монастырях этому хлебу придали форму цилиндра (артос), и в Европе (и особенно в России) эта традиция прижилась и многократно разнообразилась. В монастырях артос выпекают сами, освящают и раздают верующим. Кулич – как символический артос – выпекают дома, или покупают в магазине, затем приносят домой и едят в кругу семьи или близких.
Пасха (творожная) –особое блюдо, которое готовится один раз в году. Имеет форму усеченной пирамиды и символизирует Гроб Господень.
Надо особо отметить, что на Руси всегда была разнообразная и удивительно вкусная кухня, к сожалению ныне вытесняемая всякими фастфудами и полуфабрикатами. Остались тысячи и тысячи книг со старинными рецептами, которые совсем не сложно адоптировать к нашим условиям. В том числе, существует огромное количество рецептов для пасхального застолья. Не поленитесь заглянуть в бабушкину книги и рецепты-вы будете невероятно удивлены… Впрочем, история и традиция русской кухни-история отдельной статьи (и не одной).
Подарки для друзей и близких были разнообразные, но всегда «с оттенком» данного праздника. Парфюмерия с «весенними» ароматами, воздушные шары красного цвета, шкатулки-зеркальца-открытки и прочие мелочи с изображением пасхальных мотивов, и, разумеется, пасхальные яйца.
Пасхальные яйца-отдельная и разнообразная пасхальная традиция, ставшая неотъемлемой приметой этого Праздника. Истоки она берет из всей известной народной сказки-легенды о встрече Марии Магдалины с императором Тиберием.
В средневековой Руси, князья и цари дарили родственникам и особо приближенным лицам гусиные яйца, раскрашенные и расписанные придворными мастерами. Согласно историческим преданиям, для царя Алексея Михайловича, придворный мастер-«богомаз» Богдан Салтанов («иноземный дворянин» армянин из Персии, принявший православие и ставший главным мастером Оружейной палаты), на Пасху сделал три блюда с искусно расписанными деревянными яйцами. Это и положило начало традиции дарить яйца из хрусталя, драгоценных металлов, дерева и пр.
На Западе, с конца 17 века, так же было широко распространена традиция дарить пасхальные яйца из хрусталя, стекла, фарфора и драгоценных металлов. Причем, они изготавливались больше для практического применения: в виде шкатулок, флаконов для духов, пудры и проч. Так же, для подарков высшего сословия, изготовлялись пасхальные ювелирные изделия в виде яиц, в которых, по типу матрешки, скрывались курочки и цыплята, а в них-короны, кольца и цепочки…
В 1885 году, по заказу Императора Александра Третьего, ювелирный мастер Карл Фаберже изготовил для подарка Императрице Марии Федоровне первое из своих легендарных пасхальных яиц – «Курочка» (покрытое снаружи белой эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота находилась золотая курочка, внутри которой помещалась копия Императорской короны с бриллиантами и цепочка с рубиновым кулоном). Императрице так понравился этот подарок, что Александр Третий, а за ним и Николай Второй взяли это в традицию, и каждую весну, на Пасху, женщины Императорского Дома Романовых, получали подобные сувениры…
Вечером, в субботу, города буквально замирали в безлюдии: народ готовил праздничные столы и подарки. Часов в 10-11, улицы оживали: бесконечные толпы народа тянулись к храмам и монастырям. Народ шел в самых нарядных и лучших одеждах, все несли с собой пока еще не зажжённые свечи, обернутые в плотную, разноцветную бумагу от ветра, или установленные в фонарях (огонь, полученный из храма старались донести до домашних лампад). Улицы зажигались праздничной иллюминацией, на растянутыми между домами и уличными фонарями проволоке и веревках висели разноцветные фонарики, шары и гирлянды. В Петербурге, центром городского празднования становилось огромное пространство вокруг Исаакиевского собора. Далее следовало интересное явление, которое можно было увидеть только в столице, и только в очень ограниченные праздники: Пасхальную ночь, тезоименитство Императора и особо торжественные дни. Дело в скульптурах ангелов на крыше собора. Каждая из четырёх скульптурных композиций по углам храма, представляет собой двух коленопреклонённых ангелов у подножия огромного светильника с чашей наверху. К началу богослужения эти чаши, с подведенными к ним газовыми трубами, зажигались, освещая все пространство вокруг храма, и видимые, практически, со всех концов города. Зрелище было потрясающее…
Сами храмы изнутри украшались цветами и зелеными ветвями…
В Пасхальную ночь храмы не могли вместить всех прихожан, и огромные толпы людей стояли вокруг церквей и соборов. Народ ждал самого ответственного момента: крестного хода. Когда духовенство, в праздничном облачении, с хоругвями и иконами завершало обход храмов, наконец раздавалось торжествующее: «Христос Воскресе!!!» и многотысячная толпа отвечала: «Воистину Воскресе!!» … Ночь страны наполнялась колокольным благовестом, от Петропавловской крепости неслись раскаты пушечных салютов…По окончанию службы все расходились по домам, унося горящие свечи, что бы зажечь лампады перед иконами…
Наутро вновь начинали работать убранные с Масленицы балаганы и ярмарки. Города и села наполнялись колокольным звоном… Для детворы в этот день делался исключительный подарок: им разрешалось звонить в церковные колокола. Весь день, возле церковных колоколен стояли толпы мальчишек и девчонок, по одиночке, и даже скопом (если у одного раскачать силенок не хватало), трезвонящие в средние и малые колокола.
«Трудно и взрослому раскачать его массивный язык; мальчишкам это приходится делать артелью. Восемь, десять, двенадцать упорных усилий и, наконец, – баммм… Такой оглушительный, такой ужасный, такой тысячезвучный медный рев, что больно становится в ушах и дрожит каждая частичка тела. Это ли не удовольствие?» (А. Куприн).
Увы! – эта традиция, вызывающая у малышей и подростков целый взрыв положительных эмоций, ныне практически забыта…
Светлая Седмица была неделей не рабочей. Всю неделю Россия гуляла: от столицы, до самых дальних окраин. Катания на лошадях и лодках, качели, карусели, театральные премьеры, роскошные балы в дворянских и офицерских собраниях, бесконечные визиты с поздравлениями и обильными застольями…
У детворы любимой игрой в эти дни было «катание яиц»: отгораживалась небольшой ровный участок с разложенными по нему яйцами, под углом устанавливался желобок, с которого и катали яйцо – каких яиц коснется яйцо игрока, тот те и забирает (впрочем, в этой игре существовало много вариантов и правил). Ну, и, разумеется, безудержная детвора ходила с шишками на лбах, набитых друг дружке крутыми яйцами в мини-баталиях – куда же без этого?..
Особенно много в эту неделю собирали многочисленные благотворительные аукционы – тоже, к сожалению, изрядно уменьшившаяся и почти позабытая традиция тех далеких дней… Ярмарки, со сбором для детей-сирот, больных, престарелых… Купцы и дворяне щедро жертвовали обездоленным, инвалидам и на дома презрения. Церковь собирала пожертвования на образование и помощь нуждающимся… В эти дни рука дающего была особо щедра…
Не будем забывать и мы, дорогие братья и сестры, о тех, кому нелегко даже в этот светлый праздник. Помощь обездоленным, осиротевшим и нуждающимся- лучший способ восславить Христа!..

С праздником вас!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

 

«Уловить перебор его струн»

 

 

 

Михаил Шулин

Редактор газеты «Вестник лавры»

 

 

 

«УЛОВИТЬ ПЕРЕБОР ЕГО СТРУН»

 

Книга псалмов, или  Книга восславлений царя Давида ТЕꞌГИЛИМ

в переводе Глеба Артханова

 

 

Еще заря не загоралась,
А я уж с гуслями стоял;
Душа к молитве порывалась,
И дух мой верою пылал.

Ф. Глинка

 

Прежде чем приступить к непосредственному рассмотрению нашего вопроса, необходимо заметить, что в настоящий момент дискуссия перевода священных текстов выходит на новый виток развития. В докладе на Епархиальном собрании Москвы 20 декабря 2019 г. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл отметил: «…полагаю возможным, чтобы там, где общины к этому готовы, апостольские и паремийные чтения, которые нередко наиболее сложны для понимания, звучали на русском языке…  При этом настоятелям следует прислушиваться к своим приходам».  То есть Патриарх допустил возможность применения русского перевода даже на богослужении.

Вместе с тем следует отметить, что речь отнюдь не идет о замене церковнославянского русским в церковной жизни. Популяризация нашей культуры, отсутствие понимания нашего древнего пути – давняя недоработка. Ведь если бы мы вдумались в тот духовный багаж, который находится у нас за плечами, нам не понадобились бы выдумки псевдоученых вроде Фоменко или Чудинова. Никакой народ Западной  Европы не обладал таким культурным уровнем, как наш. Вспомним записи на бересте мальчика Онфима из Новгорода, одновременно не забывая о том, что в Европе не всякий король умел поставить свою подпись под международным договором… Читать далее “«Уловить перебор его струн»”

«Подлинная кротость, проистекающая из внутреннего состояния человека, есть сила»

«ПОДЛИННАЯ КРОТОСТЬ, ПРОИСТЕКАЮЩАЯ ИЗ ВНУТРЕННЕГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ЕСТЬ СИЛА»

 

 

Немногим дано увидеть в кротком человеке явление особой силы, которая, несомненно, сообщается благодатью Божией

17 апреля, в Неделю 6-ю, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

«Праздник Входа Господня в Иерусалим, — отметил в проповеди Патриарх, —  помогает нам понять что-то очень важное, что принес в мир Господь и Спаситель. Своим вхождением в Святой град Спаситель ответил людям на неправильные ожидания того, что Он приносит в мир. Ведь накануне Господь воскресил Лазаря, и можно себе представить, какое впечатление это чудо произвело на людей. Никто не усомнился, что чудо действительно произошло, да и весть о нем разнеслась моментально. Человек — а именно так воспринимался Спаситель окружающими — воскресил другого человека! Именно поэтому Спасителя встречали столь торжественно — постилали пальмовые ветви, бросали одежды, чтобы Он прошел по ним, кричали «Осанна Сыну Давидову!» Встречающие верили, что теперь-то и наступит освобождение Израиля от иноземного ига, осуществятся пророчества, страна процветет. Чудо воскрешения Лазаря настолько поразило сознание людей, что они ни с кем другим в тот момент не связывали свое спасение.

А Господь входит скромно, на ослике — конечно, предвидя как Сын Божий, что Его ожидает, но и самим Своим смирением и кротостью показывая относительную ценность человеческой славы. Он действительно явил кротость. Что же такое кротость? Наверное, кроткий человек в сознании других чаще всего воспринимается как слабый: не отмахивается, когда на него замахнулись, не отвечает хлесткой фразой, когда его обидели, удивительно быстро забывает все обиды — в общем, как-то странно себя ведет. И, может быть, только немногим дано увидеть в кротком человеке явление особой силы, которая, несомненно, сообщается благодатью Божией. Ведь Сам Господь был кротким, и не потому, что так нужно было, но по Своей природе Спаситель не мог быть иным. И это проявлялось во всем, в том числе тогда, когда по человеческим законам следовало ожидать явления Его силы — силы Того, Кто воскресил мертвого».

«Евангельское повествование, которое мы сегодня слышали, — подчеркнул Патриарх, —  именно о кротости. Совершенно очевидно, что всемогущий Господь Иисус Христос, Сын Божий, воскресивший Лазаря, обладал Божественной силой, но, несмотря на Свою силу, Он явил кротость — не лицемерную, но проистекающую из самого Своего существа. А это свидетельствует о том, что кротость есть важнейшее свойство Божие, о котором способен помыслить человек.

Если же Бог кроток, можем ли мы, люди, не быть кроткими? Ответ совершенно очевиден: мы должны быть кроткими, но мы никогда не должны смешивать кротость с греховной человеческой слабостью. Как кроткий Спаситель, будучи подвергнут после входа в Иерусалим страшным пыткам и истязаниям, явил мужество и огромную силу духа, так и каждый, кто будет стяжать кротость — подлинную кротость — обретет одновременно и силу духа. И давайте запомним, что кротость во Христе — не юродство, не отклонение от психической нормы, подобно явлениям, именуемым в народной среде кликушеством и не имеющим ничего общего с кротостью. Подлинная кротость, проистекающая из внутреннего состояния человека, есть сила».

Спаситель мира кротко вступает в Иерусалим, сидя на ослике. Он смиренно идет на страдания, зная цену человеческой славе, но не обижая при этом людей. Он не бичует их словами, не говорит: «Лицемеры, что вы постилаете свои одежды, что срезаете ветви пальмовых деревьев и бросаете Мне под ноги, ведь Я знаю, что произойдет!» Нет, Господь принимает это поклонение, но, конечно, Он знает, что за этим последует, и понимает цену человеческой славы».

Патриарх отметил, что воскресное евангельское событие «несет в себе множество смыслов, и один из них заключается в том, что каждый христианин, воздавая должное окружающим, с уважением к ним относясь, уважая старших, уважая людей более мудрых, уважая власть, должен помнить, что во всех этих добрых отношениях и знаках уважения есть свои границы. Никогда не нужно вести себя таким образом, чтобы похвалы человеческие нарушали трезвость нашего ума и заслоняли наш взор духовный. А с другой стороны, мы никогда не должны обижать людей, которые говорят нам добрые слова, даже в тех случаях, когда мы не уверены в их искренности. Вспомните Спасителя. Если человек делает вам доброе — ответьте добром. Это не значит, что вы должны разоружить себя, потерять всякую бдительность, особенно если есть основания думать, что добрый жест со стороны другого человека не вполне искренний. Но никогда не надо отвечать греховно на зло или неискренность. И давайте всякий раз, когда Господь испытывает нас, вспоминать, как Он взошел в Иерусалим и как Он принял хвалу людей, зная, во что выльется эта хвала и что произойдет через несколько дней, когда Его подвергнут пыткам, истязаниям и крестной смерти».

«Сегодняшний день учит нас кротости и смирению по образу Спасителя. И, пытаясь воспитать в себе эти замечательные чувства, будем помнить, что кротость — это не слабость, а сила, способная преобразовать к лучшему человеческие отношения, но, главное, способная сохранить наш внутренний мир, не позволяя злым помыслам омрачить наше духовное состояние. Мы должны жить, стараясь уподобиться всему тому, чему учит нас Господь Спаситель — и словами, и примером Своей земной жизни.

Прославляя вошедшего в Иерусалим Господа и Спасителя, мы одновременно простираемся мыслью в предстоящие святые дни Страстной седмицы, и я хотел бы всем нам пожелать спасительно их пройти. В первую очередь через исповедование своих грехов, через молитву, через пост помочь самим себе избавиться от грехов и слабостей, которые отягощают наше человеческое бытие. И да поможет нам Господь с добрыми мыслями и с добрыми намерениями войти в поприще святой Страстной седмицы», — заключил Патриарх.

О будущей денацификации Украины

 

 

 

Александр Коппенол,

публицист, Голландия

 

 

О БУДУЩЕЙ ДЕНАЦИФИКАЦИИ УКРАИНЫ

 

В прошлом году, отзываясь, в т.ч., на президентскую статью «Об историческом единстве русских и украинцев», я выразил сомнение в том, что следует ожидать скорого и решительного перелома в украинской политике Российской Федерации.

В частности, в статье «Что значит решение украинского вопроса?» я писал: «Нужно очень выдавать желаемое за действительное, чтобы в этой статье увидеть заявку на активную политику России в отношении Украины, а тем более – на ликвидацию её как отдельного государства».

При этом была оговорка: «Впрочем, я был бы только рад ошибиться в своих предположениях. И я бы немедленно отказался от своих слов, если оказалось бы, что Президент действительно сделал «заявку на будущее», и что Россия приступает к решению украинского вопроса».

Сегодня, кажется, можно сказать, что я действительно ошибся: военная операция – это ли не «активная политика России в отношении Украины»? А потому, как и обещал, я беру обратно свои прошлогодние скептические слова. Читать далее “О будущей денацификации Украины”

Как организуют дебилизацию Русского народа

 

 

ИГОРЬ РОМАНОВ

доктор социологических наук

 

 

КАК ОРГАНИЗУЮТ ДЕБИЛИЗАЦИЮ РУССКОГО НАРОДА

 

На фоне заявлений о строительстве городов в Сибири надо бы более трезво оценивать кадровую и в целом социальную ситуацию за Уралом, да и во всей России. По всей видимости, сейчас ключевой вопрос нашей стратегической политики, государственного управления заключается не в том, какую инфраструктуру нужно создавать на обширных землях России, а в том, какие кадры, носители каких ценностей должны управлять страной. Пока мы видим, что люди, представляющие политическую элиту страны, уже почти тридцать лет не могут вывести Россию на уровень политически независимой духовно и экономически процветающей державы. Пока мы, мягко говоря, не соответствуем своему призванию «быть Третьим Римом». Наша политика, наша экономика, даже наше образование и медицина сегодня существенно зависят от мировых сил и установок. Нужно ли все это обосновывать? У нас и Конституция, несмотря на все поправки, очень сильно напоминает конституцию США. У нас весь политический строй, как на Западе. У нас всё как там и порой даже хуже. Хуже, потому что мы, при всех высоких фразах о патриотизме, идём в русле западного политического мировоззрения, в фарватере общемировых приоритетов. Читать далее “Как организуют дебилизацию Русского народа”

Гендерная бомба под Россию

Рыжов

 

 

Станислав Рыжов,
член Союза журналистов РФ,
бакалавр религиоведения

 

 

 

ГЕНДЕРНАЯ БОМБА ПОД РОССИЮ

 

Буквально каждый день сваливаются на нас вещи совершенно неожиданные, которые, заметим, уже воспринимаются без внутреннего восклицания, удивления и возмущения – «не может быть!». Но оказывается в очередной раз – может, может!.. Например, совсем недавно появилась информация о том, что в Штатах появился первый гражданин, пол которого, к радости наших остряков и юмористов обозначен одной-единственной буквой Х.Ну, по ихнему «икс»…

Вот как сообщает об этом событии и реакции на него известный эксперт и публицист Алексей Иванов. «Госдеп США с гордостью сообщил о первом выданном американском паспорте гражданину, который так и не смог определиться, мужчина он или женщина. В графе “пол” вместо привычных F (Female – женский) и M (Male – мужской) у него проставлено X.

Госдепартамент продолжает процесс обновления своей политики касательно гендерных маркеров в американских паспортах и консульских документах о рождении за рубежом, чтобы лучше служить всем гражданам США, независимо от их гендерной идентичности. <…> Госдепартамент выдал первый паспорт с отметкой гендера «Х». Мы с нетерпением ждём возможности предложить его всем, кто подаёт заявление на получение паспорта, как только мы заполним необходимую систему и обновим форму в начале 2022 года“, – сказал официальный представитель Госдепа Нед Прайс. Читать далее “Гендерная бомба под Россию”

Эпоха освобождения, или О своих и чужих

 

 

 

Наталья Цуканова
писатель, режисёр

 

 

 

ЭПОХА ОСВОБОЖДЕНИЯ, ИЛИ О СВОИХ И ЧУЖИХ

 

Неведомо откуда явилась сила, способная противостоять Риму, покорившему весь мир, противостоять и его военной мощи, и его дипломатическим интригам. Только спустя несколько столетий, в V – VII веках, когда в средневековых сочинениях Аттилу начинают называть Бичом Божиим или Гневом Божиим, возникло понимание, что явление его не было случайным, и само появление гуннов следует рассматривать в контексте всей европейской истории, как ответ на стремление Запада к мировому господству…

            Из-за отсутствия сведений мы не можем проследить год за годом, как формировались внутри Страны Степей силы сопротивления оккупантам, но мы знаем, что эти силы появились. Страна Степей создала гуннов, которые и освободили территорию нашей страны от непрошеных пришельцев, и изгнанные гуннами готы перевернули в итоге весь мир Римской империи, изменили всё устройство её.             Обыкновенно этот период истории называют эпохой переселения народов, но если взглянуть на неё со стороны истории Страны Степей, то правильнее окажется называть это время — эпохой освобождения… 

(Николай Коняев «Переселение народов») Читать далее “Эпоха освобождения, или О своих и чужих”

МАЛОРОССЫ МЫ ИЛИ УКРАИНЦЫ?

 

 

 

БОРИС ЮРКЕВИЧ (Борис Башилов 1908-1970)
русский писатель, публицист

 

 

 

 

МАЛОРОССЫ МЫ ИЛИ УКРАИНЦЫ?

Передо Мной на письменном столе лежит мой родословный герб. После бегства из СССР и многолетних скитаний но всему свету я случайно нашел его изображение в Буэнос Айресе у русского инженера, занимающегося геральдикой. Над рыцарским шлемом — пышные страусовые перья, на синем щите полумесяц внизу, справа и слева — золотые звезды; В верхний полумесяц летит оперенная стрела.
Если вы развернете «Малороссийский герб Модзалевского» на соответствующей странице, то вы узнаете, что этот герб принадлежит потомкам Ивана Юркевича.
Род Ивана Юркевича один из древнейших родов Малороссии. Члены нашего рода знамениты не только ратными подвигами в борьбе с турками и крымскими татарами. Еще больше наш род знаменит успехами на почве русского просвещения. Один из родоначальников рода был ближайшим помощником Киевского митрополита Петра Могилы, первым профессором философии Киевской Академии. А ведь почти всё просвещение Малой и Великой России имеет своими истоками Киевскую Академию. Мой предок был один из тех людей, трудами которых строилась общая русская культура. И так было и в нашей семье всегда на протяжении веков. Читать далее “МАЛОРОССЫ МЫ ИЛИ УКРАИНЦЫ?”

Кто и для чего провоцирует разделения среди православных России, Украины и Молдовы

 

 

 

Владимир  Евсиков,  

публицист

 

 

 

КТО И ДЛЯ ЧЕГО ПРОВОЦИРУЕТ РАЗДЕЛЕНИЯ СРЕДИ ПРАВОСЛАВНЫХ РОССИИ, УКРАИНЫ И МОЛДОВЫ

 

«Разделяй и властвуй» – древний принцип эффективного порабощения народов. Он применяется и теперь. В ход идут все средства, и для реализующих этот принцип, как показывает опыт, нет ничего святого.

В последние годы мы наблюдаем довольно грубые, циничные и откровенно преступные действия Запада по вовлечению в сферу своего влияния и подчинению народов и государств, близких и братских России. Делается это, прежде всего, в целях дальнейшего использования их против России. Участь таковых – подавшихся западным ухищрениям, – как правило, незавидна: внутренние распри, гражданские кровавые конфликты, потеря независимости, вплоть до утраты национальной культуры и идентичности.

В целях ослабления своего геополитического противника западные кукловоды нередко, используя других, бьют и по национальным религиозным традициям. Так происходит уже не первый год в отношении Православной Церкви на исторических территориях бывшего СССР и Российской Империи.

Читать далее “Кто и для чего провоцирует разделения среди православных России, Украины и Молдовы”

В Госдуме появится рабочая группа по совершенствованию норм о защите христианских ценностей

В ГОСДУМЕ ПОЯВИТСЯ РАБОЧАЯ ГРУППА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НОРМ О ЗАЩИТЕ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

 

В понедельник, 14 февраля, на заседании Совет Думы принял решение о создании межфракционной рабочей группы по совершенствованию законодательства о защите христианских ценностей, информирует ТАСС. Об этом сказал журналистам вице-спикер Госдумы Петр Толстой.

«Совет Думы принял решение о создании межфракционной рабочей группы по совершенствованию законодательства о защите христианских ценностей. В ее состав вошли представители всех фракций, а сама группа создается по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла», – сказал парламентарий, который возглавит рабочую группу.

По словам политика, одной из задач группы будет координация взаимодействия законодателей по вопросам защиты традиционных ценностей нашей страны с представителями всех традиционных религиозных конфессий.

«В связи с недавно принятыми поправками к конституции мы считаем необходимым соотносить рассматриваемые Госдумой законодательные решения не только с уже существующими критериями эффективности и финансовых затрат, но и с традиционными ценностями нашей страны, интересами семей, задачами по народосбережению, поставленными президентом», – подчеркнул он.

«Культура, образование, цифровые технологии, здравоохранение, безопасность – во всех этих сферах необходимо руководствоваться не только соображениями об эффективности, но и представлениями о морали, заложенными в русском культурном коде», – заключил Толстой.