Верочкино детство

Верочкино детство было бедное, трудовое, но светлое, солнечное, все в маках.

…В хатке прохладно, ветерок гуляет от окна к окну, колышет тюлевые гардины; они накрахмалены, коробятся жесткими складками, шуршат, задевая о фуксии, и время от времени какая-нибудь из фуксий роняет розовый капле­видный нежно висячий цветок. Сложно пахнет яблоками, тмином, полынью, недавно сбрызнутым глиняным полом; он просыхает неровно, пятнами; чуть притоптан с одного боку чистый пестрый лоскутно-вязаный половичок. Стены побелены голубовато, с синькой; они мягко, скругленно сходятся с потолком; легкие полосы выдают, как ходила кисть — сверху вниз или с боку на бок. В углу икона — Николай Угодник. Святой строг, бородат, тонконос, еле виден в коричневом сумраке старой доски; от возраста она изогнулась корытцем. Перед иконой — лампадка рубино­вого стекла; под ней, на широкой ленте, лиловое бархатное пасхальное яйцо; золотые позументы на нем, если пальцем потрогать, шершавы.

Верочка выходит из хаты, и светлая жара кладет ей на голову горячую руку. Стрекочут кузнечики, воздух полон их знойным звоном. Земля под ногами пыльна, горяча; цепочкой печатаются на ней детские босенькие следы. Вокруг огорода — плетень; разновысокие колья плотно перевиты прутьями; кора кое-где отстала и висит на лыч­ках, обнажая голое гладкое дерево. Красная букашка с черным узором ползет по колу вверх, устремляясь туда за каким-то никому не ведомым букашечьим делом. На самых рослых кольях сушатся кверху дном смуглые глечики в неровной поливе, солнцем сияет пузатая бутыль слоисто­го водяного стекла. Зеленеют пахучие укропные зонтики; высокий подсолнух выше плетня поднимает тяжелую свою желтую голову. Внизу, у его твердой граненой ноги, жмут­ся к земле замысловато изрезанные пыльно-зеленые арбуз­ные листья. А вот и сам арбуз, он величествен, полон тяжелой круглотой, одна сторона — темно-зеленая — жар­ко нагрета солнцем, другая, нижняя, бледна и прохладна; Верочка всегда норовит потрогать арбуз, чтобы еще раз убедиться, какие у него разные щеки. У плетня крутится штопором, цепляясь за прутья усами, хитрый вьюнок по имени «крученый паныч»; его крупные нежные сине­-лиловые колокольчики, яркие внутри, бледные снаружи, направляют широко разинутые раструбы во все стороны, приглашая пчел. Цветок паныча живет один день — утром разворачивается, а к вечеру уже никнет лиловой тряпочкой. Сорвешь его — сразу завянет, ставь его в воду или не ставь. Верочка тянет к себе, не срывая со стебля, самый большой колокольчик и окунает в него нос по самые щеки. Цветок слабо и сладенько пахнет; когда его нюхаешь, он словно бы всхлипывает и тонко-тонко приникает к ноз­дрям.

А больше всего в огороде маков. Стройные, сомкнутые, они похожи на веселое войско. Ветер качает маки, они клонятся, и видно, как они разноцветны — розовые, абри­косовые, белые, махровые и полумахровые, и простые красные с черно-лиловым сердцем. Верочка в высоких маках ходит как в лесу, и цветы качаются выше ее свет­ленькой головы. Бабочка-капустница порхает над маками и невзначай садится на Верочкину голову, как на цветок.

 

И. Грекова, “Хозяйка гостиницы”, отрывок, 1975.
Изд. “Советский писатель”, 1983 г.

19 января – Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

оанн Предтеча, сын Захарии и Елисаветы, рано ли­шился родителей и удалился в пустыню, где жил в пещере до тридцатилетнего возраста.

Он вел строгую жизнь, постился и молился, носил одежду из верблюжьего волоса, опоясывался ремнем, и питался медом и акридами (род саранчи, пища самых бедных людей на Востоке).

Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, он вышел к реке Иордану и стал проповедовать.

Он говорил:

– Покайтесь! Приблизилось царство Божие!

У иудеев давно уже не было пророков, и они охотно приходили слушать проповедь Иоанна. Предтеча Госпо­день проповедовал, что без покаяния нельзя получить ми­лости Божией, что надо всегда быть милосердным, воздержанным, довольствоваться своим состоянием, из­бегать всяких греховных дел.

Многие искренно каялись, и Иоанн, в знак очищения, крестил их в реке Иордане.

В то время, когда к Иоанну народ приходил креститься, пришел к нему и Господь Иисус Христос, желая принять от него крещение.

Но Иоанн остановил Его словами:

– Тебе ли креститься от меня, когда мне следует принять от Тебя крещение?

Иисус Христос запретил удерживать Его, говоря, что каждый должен совершать то, что ему повелевает Бог.

Иоанн повиновался.

И, когда Господь Иисус Христос после крещения выхо­дил из воды, Дух Божий, в виде голубя, сошел на Него, и был голос с неба:

– Это Сын Мой возлюбленный. К Нему Мое благоволе­ние.

15 января – день Преставления, второго обре́тения мощей прп. Серафи́ма, Саровского чудотворца

Иоанн МироновЭтот день дорог нам россиянам тем, что мы прославляем преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, всемирного чудотворца. Когда читаешь его житие, то удивляешься, как он уже с младенчества возлюбил Господа, и ничто мирское не остановило его. Он пошел в Киев и здесь у старца Досифея получил благословение в Саровскую пустынь. И там безвыходно он десятки лет трудился, прославляя имя Господне. Господь говорит: «Прославляющего мя прославлю». Помня завет Христов и соблюдая заповеди Господни он молился за все человечество. Акафистное пение воздает должное преподобному: «тысящу дней и тысящу ночей на камене моляшеся… воздея преподобные руци… Амалика мысленнаго побеждая и Господеви поя: Аллилуиа». Мы знаем из его биографии, что двенадцать раз посетила его сама Царица Небесная. И когда Она пришла с апостолами Петром и Иоанном он сильно болел, и Она прикоснулась к его голове. И сказала: «Сей от рода нашего, и главе его коснуся абие[1] изцеля».

Вот возлюбленные братья и сестры какая благодатная сила уже тогда у преподобного Серафима Саровского, как он верил Царице Небесной, что Она сказала: «Сей от рода нашего». Поэтому в лице преподобного Серафима Саровского все соотечественники российские считаются Царицей Небесной «от рода нашего». Поэтому не будем огорчать Матерь Божию, а с мольбой и молитвой будем всегда приступать к ней.

Господь призывает: «Служите мне в доброй совести, служите в любви друг ко другу, служите в радости». Как в радости восхвалял пророк Давид Господа, он с радостью восклицал: «Пою Богу моему дондеже есмь, да усладится ему беседа моя».

И вот возлюбленные братья и сестры как усладилась и наша беседа и молитва наша была прославлена перед Господом, будем просить преподобного Серафима, чтобы его молитвами и Царица Небесной Господь не отринул нас и приблизил нас к Царству Небесному. Аминь!

[1] церк.-слав. тотчас, в тот же момент; сразу после чего-либо; вдруг.

.

Протоиерей Иоанн Миронов
Из проповеди 2002 г.
Православное радио

Рождество Христово

Рождество ХристовоРождество Христово
Счет годам ведет.
Этот праздник снова
К нам на двор идет –
И несет с собою
Радость детских лет,
И над всей землею
Проливает свет.
Старость оживляет,
Младость бережет.
Будь благословен ты,
Рождества приход!

1970
Архимандрит Исаакий (Виноградов) 1895-1981
Газета “Вера” №1(819), 2019

Как Пасхальное яйцо, Творожная Пасха, Кулич и мама Ольга елку наряжали

КАК  ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО, ТВОРОЖНАЯ ПАСХА, КУЛИЧ И МАМА ОЛЬГА ЕЛКУ НАРЯЖАЛИ

Приближалась Пасха. Пасхальное яйцо, Творожная пасха ,Кулич и мама Ольга  приготовили к  Пасхе множество подарков, ведь нет ничего приятнее,  чем дарить Пасхальные подарки!

На Пасху в гости к Куличу пришли Пасхальное яйцо, Творожная пасха, мама Ольга и ее сын Женя, бабушка Рита и дедушка Коля.  Пасхальный Кулич украсил дом к Пасхе, в центре дома стояла красивая искусственная верба,украшенная пасхальными игрушками и эффектными цветами.

Ольга подарила всем красивые пасхальные яйца. Бабушка Рита и дедушка Коля получили в подарок красивое пасхальное яйцо, на котором была изображены необычные орнаменты и сказочная Жар -птица. Жене досталось пасхальное  яйцо с осенним пейзажем. Большое необычное пасхальное яйцо Ольга приготовила для Кулича. На этом яйце была нарисована красивая наряженная елка. Пасхальное яйцо, Творожная пасха и Кулич были удивлены изображением  праздничной  елки!  Поздней осенью Пасхальное яйцо, Творожная Пасха и Кулич засыпали и просыпались только весной, и сразу начинали готовится к Пасхе.  Они всегда праздновали Пасху, но никогда не видели празднование Рождества! Они  решили, что в этом году они  обязательно встретят Новый Год и Рождество.

Наступил канун Нового Года. Мама Ольга  наряжала елку. Пасхальное яйцо, Творожная пасха и Кулич решили помочь Ольге. Они впервые увидели елочные игрушки!  От  красоты и разнообразия елочных игрушек захватывало дыхание. Звенящие колокольчики, елочные шары с разнообразными пейзажами, стеклянные шишки, разнообразные фигурки, ангелочки,   красивая рождественская звезда и рождественский вертеп… Затем Ольга достала стеклянное пасхальное яйцо и повесила его в центре елки. Елка была наряжена! Все были довольны. Пасхальное яйцо, Творожная пасха и Кулич решили теперь каждый год наряжать елку и праздновать Рождество, а также  Новый Год.

 

Евгений Александрович Гладков
Ольга Викторовна Гладкова

Спасла молитва мамы

Со знаменитым испытателем парашютов Петром Ивановичем Задировым мне посчастливилось познакомиться в Кейптауне, когда я забирал его из гостиницы и на автомобиле отвозил в аэропорт, откуда готовился к вылету в Антарктиду очередной рейс Ил-76. Беседовали мы сравнительно недолго, но его удивительная жизнь и судьба требуют рассказать о нем подробнее.

Вся жизнь Петра была связана с испытанием различных систем парашютов и сбрасыванием грузов с самолетов в труднодоступные места земного шара. Тринадцать лет было отдано Арктике и Антарктике. Парашютистов-испытателей, таких как он, в Советском Союзе было всего полтора десятка. Не было таких систем парашютов, которые бы он с риском для жизни не испытывал.

Очередной 1012 прыжок чуть не стал для него последним. При испытании парашюта на предельно малой высоте – 800 метров, не раскрылся основной парашют, а запасной раскрылся слишком поздно, уже у самой земли, и не успел наполниться воздухом. Петра спас огромный сугроб, который накидали шнекороторные машины, очищающие взлетную полосу аэродрома от снега. Со скоростью 30 метров в секунду Пётр вонзился в этот сугроб, полежал немного, пришел в себя и без посторонней помощи выбрался наружу.

Неделю Петра осматривали врачи и не нашли ни переломов, ни повреждений внутренних органов. При выписке в истории болезни было написано: «Ушиб правого бедра при падении с самолета с высоты 800 метров». Вскоре после этого прыжка Петру приснился сон, как он падает с нераскрывшимся парашютом прямо на дорогу и вдруг внизу видит свою мать, которая смотрит вверх, затем снимает с плеч оренбургский пуховый платок и ловит им сына. Его мама была глубоко верующим человеком и, переживая за опасную профессию сына, написала от руки псалом «Живый в помощи вышняго», который зашила ему в воротник летной куртки.

Владимир Кирьянов
“Антарктическая мозаика”, 2016, ГНЦ РФ ААНИИ

6 декабря – день памяти святого благоверного великого князя Александра (в схиме Алексия) Невского

ЗАСТУПНИК СВЯТОЙ РУСИ

 

В Городце Александр Невский призвал к себе: «вся свои князи и боляре и все чиновники даже и до простых, и от коегождо их прощение просяще, и всем им тако же прощение подаваше, и вей горьце плачущися о разлучении господина своего. Ужасно бе видети, яко в толице множестве народа не обрести человека не испусти слез, но вей со восклицанием глаголаху: Увы нам, драгий господине наш! Уже к тому не имамы видети красоты лица твоего, ни сладких твоих словес насладитися! К кому прибегнем и кто ны ущедрит? Не имут бо чада от родителю такова блага прияти, яко же мы от тебе воспримахом, сладчайший наш господине!»

Простившись и сделав необходимые распоряжения, князь объявил, что хочет принять схиму.

Желание князя было исполнено.

Приняв схиму с именем Алексия, Александр Невский и скончался 14 ноября 1263 года в Федоровском монастыре в Городце.

Было тогда ему всего сорок три года…

Всё житие святого князя Александра Невского можно уподобить иконе, образу, сверяясь с которым и должно строить свою деятельность правителям Руси и её защитникам.

Тогда еще не знали, что, теряя своего защитника и строителя на земле, обрела Русь великого защитника и молитвенника на небесах. Известно это стало, когда августовской ночью 1380 года в храме Рождества Богородицы во Владимире вдруг вспыхнули сами по себе свечи, раздался ужасающий гром, и, когда вбежал в церковь испуганный пономарь, то увидел двух старцев, вышедших из алтаря. Они шли к гробнице Александра Невского…

– Александре! – сказал один. – Встани и спаси правнука твоего Димитрия!

И пораженный ужасом и трепетом пономарь увидел, как осиянный дивным светом встал из гроба Александр Невский и скрылся со старцами.

На следующий день мощи святого князя были открыты и поставлены в раке посреди собора. Начались чудеса исцеления от них.

Главное же чудо произошло 8 сентября на поле Куликовом…

Святой благоверный князь Александр Невский стоял рядом с иноками Пересветом и Ослябей на Куликовом поле. Вместе с правнуком своим святым князем Дмитрием Донским вёл он русских ратников на смерть и на победу.

Наши святые всегда являлись в самые трудные, переломные моменты русской истории, когда без святых и не выстоять было России… И первым всегда приходил на помощь князь Александр Невский.

Так было в его земной жизни, когда рядом со своими прадедами, страстотерпцами Борисом и Глебом, сражался он со шведскими крестоносцами на берегу Невы…

Так продолжалось и за порогом земной жизни князя.

Очень чувствовал эту неразрывную связь благоверного князя Александра Невского с продолжающейся русской историей прямой потомок святого князя, предпоследний государь из династии Рюриков, царь Иоанн IV Васильевич Грозный. И не случайно у мощей святого князя в храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владимире испрашивал грозный царь в 1552 году благословения на свой третий казанский поход.

Ну а сам тот поход Иоанна IV Васильевича Грозного завершился блестящим успехом. Казань была взята.

Должно быть, никто из русских царей не искал помощи и покровительства святого благоверного князя Александра Невского так целеустремленно, как Петр I. Никаких свидетельств, что святой покровительствовал Петру I в его битвах, не сохранилось, но то, что первый русский император всячески стремился связать свои победы над шведами с именем благоверного князя, очевидно. Зная, что вблизи основанного им Санкт-Петербурга в 1240 году произошла Невская битва, в которой Александр Невский разгромил шведов, Петр I решил закрепить этот факт созданием соответствующего монастыря.

Петр I достиг тогда всего, чего только можно было достичь. За два десятилетия беспрерывных сражений, он сумел-таки одолеть Швецию.

*****

И все равно мы одержим Победу. Вначале над своими собственными страстями, а потом и над врагами нашей Родины и православия! Мы победим, потому что: «Скоpый помощниче всех yсеpдно к тебе пpибегающих и теплый наш пpед Господем пpедстателю, святый благовеpный великий княже Александpе!…»

Коняев

 

Николай Коняев
(1949 – 2018)
Отрывок из статьи
“Источник надежды” №5 2021

4 декабря – Введение (Вход) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Иоанн МироновСердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником в честь Введения во храм Пресвятыя Владычицы нашея Девы Богородицы. С пожеланием всем вам мира, любви и радости о Пречистой Девы Марии. Чтобы и мы, подобно Матери Божией с младенческих ногтей уже приучали детей к Царствию Божьему. И радуется моя душа, когда часто и часто дети бывают в храме Божием и приобщаются Святых Христовых Таин.  Дай Господи, чтобы этот великий праздник послужил нам залогом будущих жизней, аминь!

Как радостно, возлюбленные братья и сестры, когда мы видим, что с младенческих ногтей мы посвящаем детей Богу. Этот радостный день сегодня Святаго Введения во храм Пресвятыя Богородице даёт нам великое вразумление каждому верующему человеку. В три с половиной года Матерь Божья вводится в храм Господень для воспитания ее божественным истинам. Уже родители ее Иаким и Анна престарелые. Они дали обет посвятить Матерь Божию Господу. И мы когда читаем жития святых, то видим, что некоторые преподобные и святители от младенческих ногтей уже служили Господу Богу. Видим, как святитель и чудотворец Николай во время крещения простоял в купели на своих ножках. И многие другие, преподобный Сергий, когда мать его была во храме, он трижды прославил Святую Троицу.  Он был таинник Святой Троицы. Преподобный Александр Свирский подобно пророку Аврааму был таиннозритель Святой Троицы. От младенческих ногтей так был воспитан в Вере Христовой.

И радуется мое сердце когда вижу, что детей сейчас, отроков и младенцев приводят в храм Божий чтобы они научились Страху Божию. Великая премудрость Сирахова: «Начало премудрости страх господень» чтобы с детства был страх ко греху, страх ко плохому, страх того, что нельзя делать христианину.

Вот возлюбленные братья и сестры пример тому: Матерь Божья вводится в храм Господня благодать соводящая. И в Духе Божественном ее уже встречают Ангелы Божии, и сам великий первосвященник Захария вводит ея во Святая Святых. Если бы мы каждый почувствовал от младенческих ногтей веру Христову, то многого бы мы не допустили – греховных замыслов и греховных привычек. А то живя в безбожии, сколько допустили мы в этом мире прелюбодейном и грешном зла и порока. Поэтому будем просить и молить, чтоб по молитвам Царицы небесной Господь дал нам радость встретить великий праздник ея Божественного Сына – Рождество Христово.

Протоиерей Иоанн Миронов
Из проповеди 2001 г.
Православное радио

Рождественский пост

Рождественский пост дает удивительную возмож­ность насладиться и напитаться семейной близос­тью. Когда люди готовятся к празднику Рождества — молятся, ходят в храм Божий, читают Священное Писание — их взаимные связи могут усиливаться и обогащаться. Радость праздника после таких совме­стных приуготовлений намного выше. Постарайтесь выкроить хотя бы немного вре­мени на каждой неделе для того, чтобы готовиться к Рождеству Христову вместе.

Таким общим делом может быть, например, особое письмо, написанное всеми вместе. Каждый может добавить в него несколько строк о том, что было важ­ным для него в уходящем году. В этом письме могут быть отражены радостные, печальные или смешные события года, выражены чувства о значении празд­ника Рождества Христова (стихи, рассказы, рисун­ки) и, конечно, надежды на год предстоящий. Пись­мо можно послать друзьям или родным или оста­вить его у себя, чтобы перечесть год спустя. Можно хранить его в семейном архиве и поместить перед фотографиями, снятыми в этом году. На следующий год семья может увидеть в таком письме настоящую семейную традицию.

Пособие по катехизации
для детей младшего школьного возраста
2000 г.

Приснилось

Приснилась Война.
Приплелась.
Возвратилась.
Какая и в снах
Это страшная сила!
…Бежал я, чудак,
По безлюдной шоссейке,
А Бешеный танк
Приближался с весельем.
Так было. Так было!
Я помню, поверьте.
И делалось потно
от близости смерти.
И звонкие траки
Давили дорогу…
И все-таки – враки,
Что не было Бога.
Бог ринулся с неба
На звездах, на крыльях!
И танк – словно не был –
Задохся, накрылся.
Рванула по танку
тяжелая бомба…
И, знать, улыбнулся
Спаситель мой, Бог-то …
Мой Летчик смеялся
В стеклянной кабине.
Ах, как бы узнать
Его вечное Имя?!

Все это из сна,
Из былого, из грезы…
Приснилась – Война,
Ненавистная проза!

Глеб Горбовский
Аврора №2 1971 г.

У «Скоропослyшницы»

Протоиерей Константин Григорьев

Недалеко от нашего Варшавского вокзала, в Троицком Соборе сейчас находится чудотворная икона Божией Матери “Скоропослушница”, Я ныне первый раз был на ее празднике, и вот уже много дней остаюсь под впечатлением этого духовного торжества. Троицкий Собор по величине своей уступит разве только Исаакию, недаром, когда у Исакия огромные иконы в иконостасе стали заменяться мозаичными, прежние масляные были перенесены в Троицк. Нынешним летом Троицкий Собор был за­ново отремонтирован снаружи и внутри и весь сияет снежной белизной. Я приехал ко всенощной за час до начала службы и при входе в собор сразу же почув­ствовал, какое торжество здесь готовится в честь Царицы Небесной.

Собор уже ярко был освещен внутри. “Скоропослушница” помещена в главном пределе у клироса, на левой стороне его. Икона украшена целой стеной белых живых хризантем и перед ней уже стоит толпа молящихся. Начался молебен, люди все приходят, припадают к иконе, приносят новые и новые цветы, дежурные прихожанки у иконы затрудняются раз­мещать их… Я был и за обедней в самый праздник и вечером за акафистом и никогда не забуду, что ви­дел. Все три службы собор был полон молящимися. Мужчины и женщины, старые и молодые с одинако­вым усердием припадали к Владычице, горячо мо­лились, шептали о своих нуждах, у многих молитва была слезная; я видел, как мужчина после горячей молитвы перед иконой кротко целовал лишь под­ножие ея и воздержался приложиться к самой Иконе…

Как хороши были службы, какое чтение и пение. Сколько души вложили духовные композиторы в свои церковные песнопения и с каким молитвенным воодушевлением певчие воспроизводили их. Среди высоких стен и колонн храма дивные звуки молитв неслись ввысь, в далекие купола, к небу, и думается, не было в храме ни одной души, которая не взволно­валась бы от них. Стоя на клиросе, я невольно наблюдал, как даже на лицах и во всем внешнем ви­де у певчих отображались те чувства, которые наполняли в это время их души.

Вечером на празднике весь народ в храме пел акафист “Скоропослушнице”. Многие знали его наизусть, другие держали перед собою книжечки и целым громом голосов разносился по собору припев: “Радуйся, благая Скоропослушница, прошения наши к пользе исполняющая”. Это было живым исповеда­нием веры. Люди испытали на себе милости Влады­чицы Небесной и благодарили и прославляли Ее; а Она, Пречистая, в то же время милостивым взором назирала с иконы предстоящих.

Протоиерей Константин Григорьев (1881-1938)
“Моя копилка”. Изд-во диакона Константина Филатова
г. Барнаул, 2022

21 ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

 

Протоиерей Константин Григорьев
Протоиерей Константин Григорьев

В нашей церкви при входе, на левой колонне ви­сит большой образ Архистратига[1] Михаила с огнен­ным мечем в руках… Я всегда прошу его сохранить наш храм и всех молящихся, мою семью… В дивном акафисте Архистратигу проведена та мысль, что в руках его содержится судьба народов и царств; он же, Архистратиг Михаил, охраняет всех молящихся ему среди опасностей и ограждает их от врагов.

В слове за литургией я говорил прихожанам о том, что и ангелы безплотные, подобно угодникам Божиим, могут и должны быть для нас примером. Слово Божие говорит, что мы “мало чем умалены от Ангелов”, ибо одарены от Господа как и они умом, чувством и свободною волею; но в то время, как все духовные силы у Ангелов направлены на прославле­ние Господа, мы не стараемся больше и больше по­знавать Бога, нет у нас любви к Создателю, и все же­лания наши обращены к предметам земным.

Ангелы с радостию осуществляют волю Божию в своем служении людям (Архистратиг Михаил и зачатие Предтечи, Архангел Гавриил и Благовещение Пресвятой Деве Марии, Рафаил и Праведный Товит), Какое торжество было у ангелов на небе при Рождестве Спасителя в Вифлееме, в это время они радова­лись за людей, а Господь говорил, что каждый каю­щийся и исправляющий свою жизнь грешник, быва­ет причиной радости для всех ангелов на небе. Од­нако мы чаще бываем причиной их скорби по своей нераскаянности.

Есть трогательная картина, на ней изображено, какая скорбь бывает для Ангела-Хранителя при кон­чине грешника. Ангел от самого начала жизни чело­века радел о нем, старался управить его в Царство Небесное, но вот все кончено, время ушло, дела не поправить… и Ангел плачет у гроба почившего.

Поздравляя близких с Днем Ангела, мы не толь­ко приветствуем их, но имеем обычай и чем-нибудь порадовать их, одарить; Каким хорошим подарком будет для Ангелов то, если хоть один из нас грешни­ков в день празднования безплотных сил, решит се­годня твердо и безповоротно порвать с привычными грехами и начать жизнь духовную; такой человек в скором же времени убедиться, каким счастливцем он себя сделал.

[1] титул главнокомандующего в Древней Греции; в христианском вероучении эпитет архангелов: военачальников ангельских небесных сил; в православии наиболее часто употребляется как эпитет Архангела Михаила.

 

Протоиерей Константин Григорьев (1881-1938)
“Моя копилка”. Изд-во диакона Константина Филатова
г. Барнаул, 2022

Россия непобедима

Просторы Руси необъятные
Покоя врагам не дают.
Но помним мы подвиги ратные
О них наши песни поют.

Россия – непобедимая
И будет всегда жива.
Россия Всевышним любимая.
Святые над ней покрова.

Лазаревич Л.И. 2012

Земное и небесное

Протоиерей Константин Григорьев
Протоиерей Константин Григорьев

Случалось, что друзья просили меня рассказать им что-нибудь, и с интересом слушали и благодарили за рассказы, предметом которых редко служило что-нибудь вычитанное из книг, а чаще взятое из личной жизни, случаи милости Божией, удивительные как по своему содержанию, так и потому, что посылались они человеку, которого следовало бы только наказывать. Таким образом, все эти рассказы являлись примерами постоянного милосердия Божия, о которых и мне не менее приятно было рассказывать, чем другим слушать. В таких случаях я с радостью уходил в свое прошлое. Хотел я много раз заинтересовать и детей своих такими рассказами, но не мог привлечь внимания их. Может быть, тут и удивляться нечему: в их годы и нас больше интересовало другое. Известны случаи, когда люди с раннего детства были целиком преданы Богу, но и праведники не все были таковы; наоборот, чаще встречаются примеры сознательного обращения к Богу уже в зрелые годы. Притча о работниках в винограднике говорит о таких людях, пришедших на работу в полдень и под вечер своей жизни. Вот почему и я надеюсь, что рано ли, поздно ли, мои дети тоже задумаются над жизнью и может быть усерднее нас возьмутся за все святое. Жизнь не шутка и может сразу изменить человека. Но к тому времени меня может не быть в живых; вот почему я взялся за записки; чтобы придти им тогда на помощь.

***

Вот незаметно и зима подкралась. Давно ли во­круг нас цвела и красовалась природа, и как быстро все изменилось. Наш прекрасный парк обезлюдел; деревья давно осыпали свои пожелтевшие листья, озера скованы льдом и дворец со всех сторон окру­жен снегом. Бывало во время утренних поездок на Сиверскую я в окна вагона любовался картинами придорожных лесов и полей, а теперь в это же время едва светает утро. Время самое темное в году, холод­ное и скучное. Но для верующих и в это время сколь­ко утешений готово в церкви: подошли праздники Архистратига Михаила, Скоропослушницы, Злато­уста, приближается Рождественский пост, еще не­много и мы услышим в церкви: “Христос рождается, славите…”.

Протоиерей Константин Григорьев (1881-1938)
“Моя копилка”. Изд-во диакона Константина Филатова
г. Барнаул, 2022

Продолжение следует

4 ноября – Празднование Казанской иконе Божией Матери

К

азанская икона Божией Матери — одна из бесценных святынь Российских — явлена была в Казани в 1579 году. В этот год случился в городе страшный пожар: полгорода обратилось в пепел, сгорел и дом стрельца Онучина. И вот однажды дочери стрельца, девятилетней Матроне, во сне явилась икона Божией Матери и был от нее голос Самой Богородицы, которая сказала, что икона Ее находится в земле — там, где до пожара стоял дом Онучиных. И велела Она передать архиерею и воеводам, чтобы они взяли икону из земли.

Девочка сначала не решалась рассказать о своем сне, но потом доверилась матери. Однако та не придала значения ее словам.

И вновь приснился Матроне сон, в котором Матерь Божия повелела ей рассказать о Ее явлении. Мать же опять не послушалась девочку.

Тогда последовало третье, уже грозное, явление. Во время дневного сна девочка была чудом перенесена на середину двора и там перед ней явилась икона Божией Матери; от нее исходило золотое сияние и был голос Матроне: «Если ты не поведаешь глаголов (т. е. слов) Моих, то икона явится в другом месте, а ты погибнешь». С плачем стала просить Матрона, чтобы мать пошла к городским властям, если не хочет ее смерти.

На этот раз мать вняла просьбе дочери, но над ней только посмеялись и никто не поверил ее словам. Тогда женщина сама решила искать икону на месте сгоревшаго дома.

Узнав о явлении, многие люди стали приходить и помогать ей; перекопали весь двор, но ничего не нашли. Взяла заступ Матрона и пошла сама копать в том месте, где была печь прежде. И вскоре, к великой радости, обнаружила что-то завернутое в кусок сукна. Когда развернули сукно, то увидели икону Божией Матери с младенцем. Она была совершенно новая, как будто только что написанная, и сияла.

К месту обретения иконы собрались толпы народа, и архиепископ Иеремия, узнав о чудном событии, тотчас поспешил с крестным ходом и, подойдя к иконе, пал пред нею ниц, со слезами моля Матерь Божию о прощении своего неведения.

Икона была перенесена в ближайшую церковь святителя Николая. Священником этого храма и очевидцем всех событий был будущий Святейший Патриарх Ермоген.

Список иконы отправили царю Иоанну Грозному. Узнав о явлении, царь повелел устроить на месте обретения иконы храм и основать женский монастырь.

Во время шествия с иконой во вновь отстроенный Благовещенский собор получили исцеления два слепца — Иосиф и Никита. Чудеса от иконы начались исцелением слепых. Это было знамением (т. е. знаком) того, что икона явилась для просвещения духовным светом, для прозрения людей, омраченных неверием.

До 1612 года чудотворную икону почитали только в Казани и праздновали ее день 8 июля (21 июля по нов. ст.) — в день ее обретения.

Но вот наступили трудные для страны и народа годы — так называемое Смутное время (на рубеже XVI—XVII вв.). Род Рюриковичей был пресечен, и самой вере православной угрожала опасность. Многими городами овладели враги. Всюду совершались преступления, беззакония, грабежи, убийства.

Вся страна была в пожарах — воистину край погибели и поругания. В Астрахани стоял самозванец Лжедмитрий, в Смоленске находились поляки. По стране бродили шайки разбойников, убивали и грабили. Это было время безначалия, когда каждый думал только о себе, о своей выгоде, а не о спасении Руси. Ужас объял народ и наступил предел поругания — Лжедмитрий в столице. В Москве поляки надругались над общерусскими святынями. Спасения, казалось, ждать было неоткуда.

Но были и в те времена молитвенники и печальники за русскую землю, но как мало их оставалось. Увы, только во времена тяжких бедствий мы начинаем понимать, что молитвою все держится. Так было и тогда. Люди стали в отчаянии обращаться в молитве ко Господу и заступничеству Божией Матери и всех святых. И милость Божия была явлена русскому народу — услышал Господь голос духовного вождя, личным подвигом и огненным словом подвигшаго народ на спасение и возрождения Отчизны. Этим духовным вождем стал святитель Ермоген, тот самый, который описал явление иконы Казанской Божией Матери и чудеса от нее. Овдовев, он принял постриг, стал митрополитом Казанским, позже — Патриархом Московским и всея Руси.

Преодолевая неимоверные трудности и опасности, гонцы — «бесстрашные люди», как их называл Патриарх, проникали к нему в заключение (он был пленен поляками в Москве). Голос Святителя не переставал доходить до страны и в устной передаче, и письменно — при помощи «грамоток». За голосом Патриарха громко звучал на всю страну и голос иноков Свято-Троицкой Сергиевой Обители, в течении 16 месяцев выдержавшей осаду поляков и «воров».

Призывы Патриарха Ермогена и иноков Троице-Сергиевой Лавры не остались без ответа. Из разных концов страны стали собираться земские ополчения. Выступила и Казанская дружина; с нею был как благословение Божией Матери образ Казанский — список с чудотворной иконы.

В августе 1611 года Патриарх написал из темницы грамоту, в которой призывал весь русский народ стать на защиту Москвы, на защиту Родины и святой веры, и благословил новые земские ополчения на Москву. Грамоту эту читали во всех церквях, на площадях сел и городов.

Центром собора сил земли Русской стал Нижний Новгород. «Станем за святую Русь, за дом Пречистыя Богородицы…»,— обратился к народу нижегородский земский староста Косьма Минин. Нижегородское ополчение под предводительством князя Пожарского двинулось к Москве.

Летом 1612 года ополчение Минина и Пожарского подошло к Москве. Против ополчения было все: не хватало оружия и средств для содержания войска, русские отряды под Москвой не принадлежавшие ополчению, выказывали вражду и измену. Но несмотря на многочисленность и хорошее вооружение польского войска, ополчение осадило Кремль. Оно простояло до осени, не имея сил для штурма. Кончилось продовольствие; войска теряли остатки надежды. Тогда, решившись на последний штурм, все воинство и народ наложили на себя трехдневный пост и начали торжественный молебен перед иконой Казанской Божией Матери.

Князь Пожарский дал обет в случае дарования победы русскому воинству построить храм в честь иконы Казанской Божией Матери и украсить икону драгоценным окладом и венчиком.

Поистине чудесная помощь Владычицы не замедлила проявиться.

Вестником победы стал томящийся среди врагов ослепший архиепископ Фессалоникийский Арсений, прибывший ранее с Константинопольским Патриархом Иеремией. Однажды, когда святитель молился на своем одре в полночь, келья его осветилась необычным светом, и он, внезапно прозрев, увидел пред собой преподобного Сергия Радонежского. «Арсений,— сказал преподобный,— ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд Божий об отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Русь спасена».

Видение, исцелившее старца и вернувшее ему крепость телесную, стало известно всем воинам и укрепило надежду на спасение.

Русские войска взяли Новодевичий монастырь, отогнали от Москвы шедшаго на помощь полякам гетмана Хоткевича, который в результате не смог оказать помощь польскому гарнизону. Штурм Москвы состоялся 22 октября. Русские войска взяли Китай-город, затем Кремль. Чудотворный образ Божией Матери находился в передовых рядах войска. Благоговея перед небесной помощью избранной Воеводы (так называют Матерь Божию), ополчение совершило торжественный молебен и крестный ход с иконой Казанской Божией Матери в благодарность за избавление от врагов. На лобном месте крестный ход встретил вышедший из Кремля архиепископ Арсений с чудотворной иконой Владимирской Божией Матери. Тогда же запели все воины тропарь Казанской иконе — творение патриарха Ермогена, и все стали на колени перед иконой Божией Матери, которая даровала победу над поляками и положила конец великому разорению и неустройству страны.

Князь Дмитрий Пожарский построил на Сретенской улице в Москве храм в честь Введения Божией Матери и поместил туда икону Казанскую. У иконы стало совершаться множество чудесных исцелений. Они описаны во многих книгах тех лет.

Царь Михаил Федорович, узнав о чудесах, бывших от иконы Казанской Божией Матери, повелел чествовать в Москве чудотворный образ дважды в год: 8 июля (по ст. ст.) — день явления чудотворной иконы в Казани, и 22 октября (по ст. ст.) — память освобождения Москвы от иноземных захватчиков.

В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича местный московский (и казанский) праздник в честь Казанской иконы Божией Матери делается общероссийским.

Санкт-Петербургские епархиальные ведомости
3-4/1990

Крещение

М

ама с тётей повели Лесю в боль­шой красивый храм. До этого она никогда не была в церкви и назвала этот дом «дворцом». Во дворцах де­вочке тоже не приходилось бывать, поэтому рассматривала всё под­ряд. Ей очень понравились зал, пли­точный гладкий пол, картины, лю­стра, разноцветные гирлянды, как на ёлке (а это были цветные лампа­ды). Пришли дяди в длинных наряд­ных платьях. Запел хор. Народу сто­яло довольно много. «Ого, человек двести тут работает», – сделала вы­вод девочка, имея в виду прихожан. На ростовой иконе ей очень понра­вился кудрявый Мальчик и Его Ма­ма, статная, высокая. Она даже ре­шилась поговорить с Мальчиком, пытаясь подружиться с Ним. Перед храмом цвели розы, и Лесе показа­лось, что этот Мальчик звал её по­казать Его прекрасные цветы. Мама завела дочку в храм и взяла на руки. Стали петь песню. Леся оглядыва­лась, смотрела, может, кто спляшет. Песня показалась неинтересной, какой-то однотонной, даже без при­пева и притопа. (Уж в этом-то толк Леся понимала, выступая в садике ведущей артисткой!)

Литургия закончилась. Батюшка провёл огласительную беседу и при­ступил к крещению. Лесю постави­ли в большой чан с тёплой водой и заставили присесть, а затем триж­ды облили водой. Потом мама обер­нула её простынкой и унесла на по­доконник, залитый лучами солнеч­ного света. Там она надела на дочку белую рубашечку. И остальная одеж­да тоже вся-вся была белая. Крестик на фиолетовой верёвочке надел сам батюшка. Такого радужного счастья, которое заполняет всё вокруг, Леся больше никогда не испытывала! Это было какое-то небесное счастье!

Газета “Вера”
№ 17(859), 2020

8 октября – Преставление прп. Се́ргия, игумена Ра́донежского, всея России чудотворца

Сегодня возлюбленные братья и сестры мы чествуем святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца. Великий преподобный Сергий Радонежский жил в 14 веке. Родители Кирилл и Мария, которые также подвизались в последнее время в монашество в Покровский Хотьков монастырь, а сам преподобный Сергий  после успения родителей удалился в пустыню Радонежскую. В лесах Радонежа он спасался, где сейчас находится находится Лавра преподобного Сергия – Троице-Сергиева Лавра, в Сергиевом Посаде.

Очень мне хотелось, когда я учился в семинарии после армии, побывать в этом монастыре, где был преподобный Сергий. И одна раба Божия мне сказала, что у нее есть там знакомый монах. «И ты, Ванечка можешь съездить, тебя там примут очень хорошо, ты там побудешь, помолишься у преподобного Сергия».  С тех пор я особенно полюбил этот монастырь, сразу же выучил его тропарь, вы его наверно тоже все помните:

Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником; темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси. Но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси, мудре, и не забуди, якоже обещался еси,  посещая чад твоих, Сергие преподобне, отче наш.

Вот, возлюбленные, сегодня нас всех преподобный Сергий посетил – «посещая чад твоих…» . Вы все стадо преподобного отца нашего Сергия игумена Радонежского. Поэтому я радуюсь за вас, что вы в этот день пришли, причастились, исповедались. Это великое, благодатное таинство, которым мы стараемся жить, учиться, как нам продолжать свою духовную жизнь.

Великая милость Господня, что Господь посещает нас молитвами святых. Как сказал Иоанн Богослов: «И вознесся дым фимиама[1] с молитвами святых от руки Ангела пред Бога». Молитва святых это чудный фимиам пред Господом. И мы в лице преподобного Сергия видим молитвенника за всю страждущую Россию.

Хочу пожелать вам, чтобы вы старались жить в мире, любви и согласии. «Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов». Часто нам бывает тяжело нести тяжести других, но Господь нас призывает к этому. Если научимся нести тяжести других, то наша тяжесть будет уже легка, как Господь говорит: «И бремя мое легко». Поэтому будем учиться у ног наших дорогих учителей – преподобного Сергия и самого Господа нашего Иисуса Христа и его пречистой Матери. Аминь.

Из проповеди
протоиерея Иоанна Миронова. 2006 г.
Православное радио.

[1] Фимиа́м – благовонный дым, образующийся при сгорании ладана.

 

 

Литургия

 

Литургия — самое главное собы­тие в жизни христианской Церкви. Это наша встреча с Богом. Это путешествие в Царствие Божие, в Небесный град Иерусалим. Это возвращение домой.

В переводе с греческого «Литургия» означает «общее дело». Участвовать в Литургии может только вся Церковь, все христиане вместе, а не каждый из нас по отдельности.

Последование Литургии (то есть порядок совершения этой службы, принятый Православной Церковью) составили святители Василий Великий и Иоанн Златоуст в 4 веке после Рождества Христова.

ТРИ ЧАСТИ ЛИТУРГИИ:

  1. Проскомидия. Подготовка хлеба и вина к Таинству Ев­харистии. Здесь нами вспоминается и нам является крестная смерть Господа Иисуса Христа, Его ЖЕРТВА ради наше­го спасения. На проскомидии в первый раз прочитываются записки, поданные нами в алтарь, а из просфор вынимаются частицы в воспоминание о Божией Матери и святых, а также о здравии и упокоении перечисленных в записках людей. Эти частицы священник кладет на дискос рядом с Агнцем, выре­занным из самой большой, Агничной просфоры. В Таинстве Евхаристии именно эта часть хлеба — Агнец — станет Те­лом Господа Иисуса Христа. Таким образом, на проскомидии вся Церковь символически собирается вокруг Агнца-Христа на дискосе.
  2. Литургия оглашенных или Литургия Слова. Это учи­тельная служба, на ней звучит и толкуется Слово Божие. Главное в Литургии оглашенных — чтение Апостола и Еван­гелия.
  3. Литургия Верных — главная часть службы, на ней со­вершается Таинство Евхаристии, соединение человека с Бо­гом. С древности и до наших дней в Литургии Верных могут участвовать только крещеные люди, то есть «верные», члены Церкви.

Оглашенные (от слова «голос», «огласить») — люди, собирающиеся принять Таинство Крещения и проходящие перед этим определенную подготовку — так называемое «оглашение», то есть беседы, на которых «из уст в уста» передавались важнейшие истины христианской веры. В древности некрещеные люди могли присутствовать только на Литургии Слова, то есть могли слушать Слово Божие и его толкование. Однако в самом начале Литургии Верных они должны были покидать храм.

Божественная Литургия
с иллюстрациями и пояснениями для детей.
Радио “Град Петров”, Каламос, 2013.

Тот, кто читает Святое Писание

от, кто читает Святое Писание,
Получит награду за труд.
Знания Бога получит. И знания
Эти от бесов и ада спасут.

В Вечных писаниях душам спасенье.
Кто не хочет их знать, горе тому.
Без Бога – тупик и всегда разрушение.
Лишь к Богу ведут все пути Одному.

Лазаревич Л. А.