В будущее через прошлое

 

 

 

Людмила Митрохина,
вице-председатель Санкт-Петербургской
Ассоциации искусствоведов. ООО АИС.

 

 

В БУДУЩЕЕ ЧЕРЕЗ ПРОШЛОЕ

Исторический жанр в современной российской живописи с развёрнутым сюжетом в традиционно совершенной форме изобразительного искусства  встречается не так часто из-за стирания границ между жанрами в реальном времени. Тем не менее, потребность к картинам исторического прошлого России возрастает, так как исторический сюжет при его переосмыслении в современном восприятии рождает иной, более глубокий, подтекст исторического события, концептуально увязанного с настоящей действительностью. Ибо история любого государства живёт по принципу накопления опыта, квинтэссенции поиска истины в историческом прошлом для укрепления своих нравственных позиций в настоящем. Историческая живопись выступает транслятором духовно-нравственных ценностей неподвластных времени.

К художникам такого жанра в прошлом можно отнести Василия Сурикова («Боярыня Морозова»), Виктора Васнецова («Крещение Руси»), Илью Репина («Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»), Василия Верещагина («Наполеон на Бородинских высотах»), Григория Мясоедова («Чтение Манифеста 19 февраля 1861 года»), Сергея Герасимова («Мать партизана»).

В настоящем времени можно отметить таких мастеров патриотической подачи исторических сюжетов как В.И. Нестеренко, Д. Белюкин, А.К. Быстров, М. Полетаев; по осмыслению прошлого через повествование — И. и Н. Акиловы, М. Пак, П. Стронский, М. Шаньков; по ретроспективе, игры в историю — А.Н. Блиок, И. Степанова, Е. Ермолов.

К этой когорте современных мастеров можно отнести молодого петербургского художника Анастасию Кораблёву, закончившую Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, ныне Санкт-Петербургская Академия художеств  имени И.Е. Репина, члена Санкт-Петербургского Союза художников с 2020 года, работы которой уже находятся в Русском музее и Музее Истории религии.

К жанру сюжетной исторической картины Анастасия Кораблёва шла последовательно, уже учась в Академии художеств. Приверженность к этому жанру воплотилась в её дипломной работе «Исцеление. Преподобный Серафим Вырицкий исцеляет ребенка», посвящённой преподобному Серафиму Вырицкому. Глубина изучения темы, погружения в неё, живописное исполнение поразили экзаменационную комиссию при защите диплома, отмеченного Похвалой Совета. Стиль классического реализма молодой художницы органично вошел в её творческую составляющую, позволяя  выражать свою художественную суть и мироощущение на самом высоком духовном уровне. Тема была выбрана Анастасией Кораблёвой после посещения   храма Казанской иконы Божией Матери в Вырице с изучением жития преподобного Серафима Вырицкого.

Сама жизнь вершит во многом судьбоносными встречами. Именно правнук преподобного Серафима Вырицкого – Геннадий Александрович Муравьёв, впечатлённый дипломной работой и уровнем мастерства молодой художницы, нашёл её в стенах Академии художеств. После чего в 2019 году в канун памяти святого Серафима Вырицкого у Анастасии Кораблёвой произошло знакомство с Александро-Невской лаврой, связанное с открытием её персональной выставки в Духовно-просветительском центре Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. На выставке была представлена её дипломная работа «Исцеление» и 60 высокохудожественных полотен на духовную тему.

В 2020 году организована персональная выставка Анастасии Кораблёвой «Милосердие в красках» в Духовно-просветительском центре Покровского собора в Гатчине, посвящённая преподобному Серафиму Вырицкому, где была представлена картина «Исцеление» и огромное количество эскизов и композиционных фрагментов, имеющих собой самостоятельную художественную ценность.

В том же году в честь 100-летия  со дня пострижения в монашество преподобного Серафима Вырицкого и его супруги схимонахини  Серафимы состоялась коллективная выставка в музее Истории религии «Преподобный Серафим Вырицкий. Русская голгофа», где центровой экспозицией стало полотно Анастасии Кораблёвой «Исцеление», освещающее монашеский подвиг преподобного Серафима Вырицкого.

Во внутреннем убранстве Александр-Невской лавры размещены две работы, выполненные Анастасией Кораблёвой — «Монах со свечой» и «Портрет святого Серафима Вырицкого».

Искусство молодого одарённого художника всей своей сутью, духовностью и приверженностью к сакральным темам, легко и органично вписалось в стены монастыря Александро-Невской лавры. Совершенно естественно родилась мысль о создании нового исторического полотна, касающегося истории монастыря и всей Руси. Идея создания исторической картины по событию, связанному с перенесением мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург в 1724 году принадлежала епископу Назарию, на тот момент епископу Кронштадтскому, наместнику Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, и Геннадию Александровичу Муравьёву, правнуку преподобного Серафима Вырицкого (Муравьёва). Помощь в сборе исторической информации художнику оказана Александро-Невской лаврой и Музеем Истории религии. Анастасия Кораблёва работала над этим полотном свыше двух лет, разрабатывая массу композиционных решений до принятия окончательного решения Владыкой Назарием.

Масштабное по форме и содержанию произведение Анастасии Кораблёвой «Торжественное перенесение мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург при Петре Великом 12 сентября 1724 года» написано по заказу Александро-Невской лавры к празднованию в 2024 году 300-летнего юбилея перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского из Рождественского монастыря города Владимира в Троицкий монастырь города Санкт-Петербурга, которое в прошлом состоялось 30 августа (по старому стилю) / 12 сентября (по новому стилю) 1724 года.

Анастасия Кораблёва для создания картины выбрала наиболее сложный и трудоёмкий путь, взяв за основу метод реконструкции исторического события, избегая свободной трактовки через художественный образ. В академическом прошлом реконструкция чаще ставилась во главу угла при написании исторических картин с детальной точностью описанных событий, ориентируясь на источники. Работа над эскизами картины в духе академических установок  была начата в 2022 году. В период поиска образов для персонажей картины Анастасия Кораблёва находилась со своей семьей, мужем Максимом Кораблёвым, художником- иконописцем, мастером монументальной живописи, и маленькой дочкой Сонечкой на Урале, где для многих персонажей позировали жители уральского города Нижняя Салда. Для образа Петра Великого художница делала зарисовки с посмертной маски Императора, хранящейся в Русском музее, с переработкой графических рисунков с маски в живописные этюды. Для написания других фигур государственных и церковных деятелей Анастасия Кораблёва изучала портреты и гравюры разных мастеров.

На церемонии присутствовало множество значимых для истории людей. Многие из них отображены на картине. Это в первую очередь император Пётр Великий и императрица Екатерина I; Главы и члены коллегий, в том числе сподвижник Петра I, первый канцлер Российской империи, первый кабинет-министр Гавриил Иванович Головкин; сподвижник Петра I, один из фактических руководителей внешней политикой Российской империи, вице-канцлер и первый кабинет-министр Андрей Иванович Остерман; государственный и военный деятель, ближайший сподвижник и фаворит Петра I, генералиссимус, адмирал Александр Данилович Меньшиков; один из создателей Армейского флота и Российского военно-морского флота, сподвижник Петра I, генерал-адмирал, первый президент Адмиралтейств-коллегии, сенатор Фёдор Матвеевич Апраксин; Синод и духовенство: архиепископ Новгородский (Великоновгородский) и Великолукский Феодосий Яновский, архиепископ Псково-Великолукский и Нарвский, епископ Православной Русской церкви, первый вице-президент Святейшего Правительствующего Синода, проповедник, сподвижник Петра I Феофан Прокопович, епископ Русской Православной церкви, архиепископ Белгородский и Обоянский Пётр Смелич.

Из высказываний Анастасии Кораблёвой о рабочем периоде:

«Для меня лично интересен в работе над картиной тот факт, что она «связала» между собой Петербург, Александро-Невскую лавру и Урал, жителей и прихожан Александро-Невского храма Нижней Салды. Почти каждый персонаж картины написан с наших современников, многие образы родились в процессе работы над совмещением портретных этюдов с натуры с историческими портретными произведениями. Владыка Назарий и Геннадий Александрович Муравьёв тоже присутствуют на картине как мои главные идейные вдохновители в создании полотна».

Анастасия Кораблёва выбрала не повторяющийся сюжет, ранее воплощённый на эту тему в картинах П.Т. Стронского и Ф.А. Москвитина, где Пётр Первый подплывает с мощами святого князя Александра Невского на галере к берегу Троицкого монастыря. Художник остановился на торжественном шествии переноса мощей святого Александра Невского с панорамным охватом события многофигурной композицией. В создании композиции были использованы принципы Золотого сечения с гармоничными пропорциями приятными для глаза. В математическом центре полотна — фигура Петра Первого, для динамичности движения чуть сдвинутая вправо, навстречу стоящему, встречающему духовенству. Вертикаль, всё, что по ней расположено, вызывает ощущение устойчивости и силы. Горизонталь – спокойствие и гармонию. По примеру художников эпохи Возрождения головы людей расположены на горизонтальной оси. Сам ковчег, пятно неба исполнены в соответствии с размерами построения схемы Золотого сечения. Профессиональный подход во многом способствовал усилению зримого и эмоционального эффекта многофигурной панорамной композиции.

Несомненно, Анастасия Кораблёва владеет секретами живописного мастерства, используя полный инструментарий живописца — силу цвета, контрастность форм и цветовой гаммы, акцентируя внимание на жестах и мимике персонажей, передающих общий праздничный настрой. Жанр — сюжетная историческая многофигурная картина, казалось бы, вовсе не женское дело, о чём говорят известные мужские имена. Но молодая хрупкая женщина справилась с этой задачей, тщательно прорабатывая все персонажи и исторические образы с невольным отпечатком совмещённых времён прошлого и настоящего на лицах. Здесь — радость и любопытство, задумчивость, скорбная печаль, тревога, сомнение, вдохновение, напряжение и внутреннее эмоциональное переполнение  от понимания исторически важного момента. В композиционном центре образ Петра Великого с твёрдой  уверенностью во взгляде, с внутренней убеждённостью в правоту и силу святого Александро-Невского, со взглядом в будущее, в наши времена. Образ Петра Великого словно концентрирует витающую над толпой энергетическую силу, ведя немой диалог с духовенством.

По строению композиции статичные позы духовных лиц справа, усиливая динамику, подчёркивают встречное движение несущих раку с мощами святого Александра Невского, словно на мгновенье остановленное кистью художника. Ритм в картине выявляется в постановке фигур, разнообразных жестов, в наклонах головы, движениях ног, в развивающихся хоругвях, морских знамёнах и парящих чайках.  Точка зрения созерцания картины выбрана так, что у зрителя создаётся впечатление, что он словно свидетель происходящего, находясь вблизи  мальчика, держащего икону, и рядом с гардемаринами. Многоплановость композиции создаёт глубину пространства, которое уводит взгляд в безбрежность беспокойного облачного петербургского неба с виднеющимися в тумане корпусами и мачтами петровских кораблей, с развивающимися от ветра флагами и хоругвями. Колорит в картине выстроен с использованием иконописной  гаммы цветов, с применением многослойных контрастных лессировок основных цветов: красного, синего, жёлтого, с получением дополнительного цвета: оранжевого, зелёного, фиолетового и их интерпретаций, что позволило добиться колористической целостности.  Цветовое пластическое соподчинение в сочетании с многоплановой перспективой создают пластику состояния единого душевного порыва,  чувство народного сплочения, духовного подъёма и праздничного  настроения в ожидании счастливых будущих перемен.

Художником тщательно отработан и подан «реквизит» исторической реконструкции  — костюм гардемарина и обмундирование моряков (камзол, штиблеты, шляпа-треуголка, бострог, чирики, кафтан), одежда духовных лиц (риза, ряса, омофор, митра, клобук), запрестольные кресты, хоругви с размещёнными на них церковными иконами и празднично оформленные царские  носилки, где по описанию «На крышке ковчега изображена бархатная лазоревая подушка, обложенная золотым позументом и 4 золотых кисти; на подушке находилась «шапка княжеская» малинового бархата, накрест обложенная золотым позументом и опущенная горностаем с серебряным вызолоченным крестом. На подушке лежит крест».

Ретроспективная живописная подача материала художником осмысляет прошлое через художественное повествование, формируя патриотические чувства. Трепетное чувство прикосновения к прошлому через историческую живопись учит рассуждать, видеть исторические корни современных явлений, помогая лучше понять себя и окружающий мир.

Можно сказать, что путеводная звезда талантливого многогранного перспективного живописца Анастасии Кораблёвой осветила верный творческий путь, полный вдохновенного труда, мучительных исканий, поражений и побед. Ещё учась в живописном классе Санкт-Петербургского государственного академического художественного лицея имени Б.В. Иогансона при Российской Академии художеств, бывшем СХШ, Анастасия отличалась вдумчивостью, высокой работоспособностью, скромностью и упорной целеустремлённостью к совершенству живописного мастерства. Потенциал художника огромен. После опорной академической базы Анастасия Кораблёва проявляет себя помимо исторического жанра — в анималистике, городском пейзаже, натюрморте, пейзаже, портрете, жанровых и религиозных картинах, уверенно работает как в реалистическом стиле, так и в стиле импрессионизма, с характерными для настроения визуальными эффектами. Всё зависит от формы и содержания картины, эмоционального подхода и тематики.

Важность художественных реконструкций в современном звучании несомненна, что тождественно материальному воплощению исторической памяти. Масштабное историческое полотно Анастасии Кораблёвой «Торжественное перенесение мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург при Петре Великом 12 сентября 1724 года» вписывается своим содержанием в постоянно-действующую экспозицию исторического центра Александро-Невской лавры, в которой желательно организовать презентацию этого одного произведения с привлечением автора, монашеской братии, историков, художников, искусствоведов и средств массовой информации.

Историческое полотно органично смотрится с архитектурным ансамблем  Александро-Невской лавры, легендарной святыни Санкт-Петербурга, первого монастыря города, где хранятся мощи Александро-Невского и, по преданию, на хорах пел Пётр Первый. Событие, отражённое в картине, имеет прямое отношение к исторической памяти Александро-Невской лавры, усиливая значимость запечатлённого явления, ставшего для нашей страны символом непобедимости русского духа, духовного единства Руси и олицетворением  счастливого будущего через пережитое историческое прошлое.

Отступление империи от принципа «симфонии властей» в синодальный период

 

 

 

Ольга Хижняк,
кандидат философских наук,
ведущий научный сотрудник ГМИР

 

 

 

ОТСТУПЛЕНИЕ ИМПЕРИИ ОТ ПРИНЦИПА «СИМФОНИИ ВЛАСТЕЙ» В СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

 (по материалам выставки в ГМИР)

 

Из обширного наследия России в данный период в статье выделяются два основных аспекта. Это примеры мужественного сопротивления проводимым реформам и развитие духовного образования, церковной науки и богословия в русской церковной традиции XVIII века.

Ранее журнал «Источник надежды» и РНЛ публиковали материалы об открытии выставки «Православие в истории Российского государства» в Гос. музее истории религии[1]. Особое внимание было уделено теме и разделу «Богословские основы Российской государственности»[2]. Мы выделили два основных принципа: иерархичность власти земной как отражение небесной иерархии; и симфонии властей, как принципа согласованного действия государственного и церковного правления. Этот принцип был воспринят вместе с христианством от Византийской империи еще в X веке. Он служил фундаментом церковно-государственных отношений в последовавшие эпохи – великокняжеского правления, Московского царства и Российской империи – и был попран в начале ХХ века Февральской и Октябрьской революциями 1917 г.

Однако в разные периоды осуществление принципа симфо`нии (греч.: созвучие, согласие) носило разный характер. Спор о первенстве властей царской или церковной был основан на том, что в ритуале восшествия на престол патриарх помазывал царя миром. Это особое, сложносоставное, освященное масло, которым обычные люди помазывались лишь один раз в жизни, после таинства Крещения. В ритуале патриарх призывал на «помазанника Божия» благодать Святого Духа и Премудрости Божией, ради его справедливого, мирного и мудрого правления. Спор достиг своего апогея и драматичного окончания в период правления царя Алексея Михайловича (1629-1676) и патриарха Никона (1605-1681), что привело к трагедии Раскола Русской Православной Церкви. Отстранение от сана патр. Никона знаменовало начало подчинения Церкви государственной власти. Оно  нашло полное выражение в церковной политике Петра I и последующих императоров.  В этой статье мы рассмотрим сложное взаимодействие Государства и Церкви в XVIII веке – периоде формирования Синодального управления церковными делами. Читать далее “Отступление империи от принципа «симфонии властей» в синодальный период”

Вызовы цифровизации

 

 

ИГОРЬ АШМАНОВ
кандидат технических наук
эксперт в сфере информационных технологий,
искусственного интеллекта, разработки программного обеспечения

 

 

Продолжаем разговор о тех вызовах, что стоят сегодня перед Церковью и обществом при форсируемой цифровизации, навязываемой всем нам; о выявлении правды и действии сообща в своей стране и в том зыбком и во многом пока токсичном и опасном интернет-пространстве, где пропадают наши дети и молодежь, а своего суверенитета Россия там так еще и не добилась. Это вторая часть беседы с одним из ведущих IT-экспертов России, членом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, президентом компаний «Крибрум»

– Игорь Станиславович, а можете привести какие-то удачные, на ваш взгляд, примеры миссии среди нецерковной аудитории?

– Я знаю не очень удачный пример, хотя начиналось все хорошо. В среде интеллигенции главным миссионером был в восьмидесятых и девяностых протодиакон Андрей Кураев. Он блестящий апологет христианства и очень многих привел к вере. Можно сказать, что частично и меня. Но он, как мне кажется, в начале нового века сгорел, спекся, его сожгла медийная популярность. Я это называю «превратиться в медийное животное» – когда известный блогер, который у всех на слуху, начинает питаться лайками-просмотрами, и это его затягивает, он начинает искать, что бы еще такое написать резкое, вытворить что-то необычно, чтобы было еще больше просмотров и лайков. И перестает видеть «красные линии». Это огромное искушение – людским мнением, славой, угождением толпе. Не новое искушение, но в новой форме, автоматизированное. Но я надеюсь, что отец Андрей Кураев к нам еще вернется. Он нужен Церкви. Читать далее “Вызовы цифровизации”

Ложный «бог»

 

 

АЛЕКСАНДР КАЗИН

доктор философских наук
профессор

 

 

ЛОЖНЫЙ «БОГ»

У Декарта в его «Рассуждении о методе» есть вопрос о том, что было бы с миром и людьми, если бы Бог («злой гений») нас обманывал. Философ отвергает это подозрение, исходя из понятия Бога как всесовершенного существа, которому не может быт присуща ложь. Собственно, на этом строится знаменитое онтологическое «доказательство» бытия Божия, хотя, конечно, никакое рациональное доказательство существования Бога невозможно в принципе, так как Бог логически не выводим из чего бы то ни было иного, нежели Он сам – causa sui.

Но вот что делать человеку, когда перед ним разворачивается целый мир – или даже множество миров – не менее достоверных и чувственных, чем тот сотворенный Богом мир, в котором он живет? Я имею виду видимую/ слышимую реальность компьютерного типа, которая под властью ИИ лет через десять (а, может, и раньше) будет способна полностью подменить собой действительно сущее. Проще говоря, когда виртуал заменит собой реал. Уже сейчас это происходит на разных уровнях, так что сгенерированная (искусственная) картинка-матрица выступает почти на равных с наличным бытием. В прошлом материалист отличался от верующего человека тем, что полагал зрение и слух главным свидетельством здравого смысла («реальность, данная нам в ощущениях, в существовании которой сомневаются только обитатели желтых домиков»). Как писал в своей время А. К. Толстой, «всё, чего им не взвесить, не смерити, всё, кричат они, надо похерити; только то, говорят, и действительно, что для нашего тела чувствительно». Сегодня это «железное» правило не работает. Скорее наоборот: чем правдоподобнее изображение, лицо, голос, тем менее оснований им доверять. Прямо по Фаусту: «я проклинаю мир явлений, обманчивых, как слой румян».
В Откровении сказано, что в поздние времена антихрист будет прельщать людей чудесами, то есть воочию выступит как ложный «бог», причем, как мы видим ныне, «бог» мертвый, построенный грешным конечным человеком. Так или иначе, перед создателем и потребителем ИИ встает глубинно религиозная задача — отличения истины от лжи, правды от подделки, лица от маски. Любая наука, начиная с математики, имеет свои аксиомы, то есть положения, признаваемые истинными по вере и ценности (аксиос!). В таком случае для христиан залогом/критерием подлинности вещи, слова, события в эпоху псевдочудес («новый прекрасный мир») станет только несказАнное прикосновение Духа Святого. А Дух дышит где хочет. И восприятие-причастие Ему в неверном свете виртуала – наверное, самая трудная задача, предстоящая человеку и человечеству в апокалипсические времена истории.

Космос и хаос перед лицом Творца

Казин

 

 

АЛЕКСАНДР КАЗИН
доктор философских наук
профессор

 

 

КОСМОС И  ХАОС ПЕРЕД ЛИЦОМ ТВОРЦА

 

Космос и хаос являются ныне одними из самых употребительных понятий – в философии, богословии, физике, синергетике, эстетике, политике… Можно сказать, что эта пара понятий стала своего рода двойным культурным кодом нашего времени. Но где граница между ними?

Приведем два первых стиха книги Бытия. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие 1.1). «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Бытие1.2). Из этих слов следует, что уже первый шаг творения содержал в себе элемент хаоса – безвидную пустоту и тьму над бездною. Значит, эта бездна для чего-то нужна была Богу, под определенным модусом она входила в план миростроительства. Во всяком случае, вся последующая мировая драма представляет собой не что иное, как борьбу абсолютного Художника и темного хаоса. Читать далее “Космос и хаос перед лицом Творца”

Наш репортаж

 

 

 

Ольга Хижняк,
кандидат философских наук,
ведущий научный сотрудник ГМИР

 

 

 

Наш репортаж

Редакторы журнала «Источник надежды»  архимандрит Нектарий
(Головкин) и Г.В. Ермолов
посетили открытие выставки
«Православие в истории Российского государства»

 

23 сентября в Государственном музее истории религии открылась выставка, которая представила историческую перспективу взаимодействия Русской православной церкви и государства в России — с Х до начала ХХ вв.[i]  Директор музея Е.А. Терюкова приветствовала гостей и отметила актуальность и своевременность этой выставки. Почетным гостем выставки был архимандрит Нектарий (Головкин) – известный деятель Русской Православной Церкви, строитель и восстановитель целого ряда храмов, в том числе исторического храма свв. апп. Петра и Павла в Шуваловском парке, в настоящее время настоятель храма свв. благ. кн. Петра и кнг. Февронии в Петергофе, награжденный за свои огромные труды орденами св. преп. Серафима Саровского и св. благоверного князя Александра Невского. Читать далее “Наш репортаж”

Профессор Осипов А.И. Избранные лекции

 

 

 

 

Профессор Осипов А.И.

 

 

ИЗБРАННЫЕ ЛЕКЦИИ

 

Проблема будет рассматриваться на самых различных уровнях. Здесь много аспектов. Среди них есть два наиболее серьезных, и я бы сказал, наиболее трудных для восприятия. Это две проблемы: так называемых невинных страданий, которые особенно трогают всех, и проблема вечных страданий. Сама проблема страданий, даже взятая просто в житейском плане, вызывает очень много вопросов, недоумений и протестов. Очень упрощенно проблема эта такова: если Бог благ, если Он есть Любовь, если Он есть Премудрость и если, в конце концов, Он есть Существо Всемогущее, то есть то, которое может делать всё, что угодно, то зачем же Он допускает эту бездну страданий, которые наполняют всю историю человечества – от начала и до наших дней. Зачем эти страдания, как можно их объяснить, как можно их принимать? Вспомните Карамазовых: Иван восклицал: «Мир этот я не принимаю». Он не то, чтобы Бога отвергает, нет, ему, в конце концов, даже неважно есть ли Он или нет. Но мира-то Божьего принять он не может. Пример приводил, когда помещик затравил собаками мальчика. Никогда, говорит, не поверю, чтобы мать этого ребенка обнимала в раю этого зверя-убийцу.

Итак, Бог Всемогущ, Благ и Премудр. Когда же задают вопрос о невинных страданиях, забывают один весьма существенный момент, что человек является свободным существом и что если бы он не был бы таковым, то не был бы человеком. Животное не является таковым – и в их мире нет зла. Все естественно, в том числе, когда кошка поедает мышь – это естественный биологический процесс и больше ничего. Там нет зла, именно как моральной установки, связанной с духовной сущностью своего носителя. Зло появляется там, где присутствует разум и воля, где же нет разума и воли – там нет и зла. Человек, как образ Божий обладает одним из главнейших и необходимых свойств – свободным избранием добра и зла. Он именно свободен – в этом величайшая ценность человеческой личности. Там, где нет свободы, там нет и личности, я имею в виду полноценной. А если человек свободен, то он может направить свою жизнь в разные стороны – может делать добро, а может делать зло. Есть духовные и нравственные законы, а есть законы физические – и те, и другие связаны воедино. При этом духовные законы являются первичными по отношению к законам физическим. Каждое нарушение духовных законов влечет как страдания внутренние, моральные, так и страдания чисто внешнего характера, т.е. болезни, беды, войны и т.д. Преподобный Марк Подвижник говорил: «Не хочешь скорбей – не греши». Кстати, когда происходят какие-то стихийные бедствия, в народе говорят: «Это по нашим грехам». Т.е. стихия – это не есть что-то независимо действующее, а она как физическое явление подчинена духовным законам. Эти законы не являются какими-то юридическими правилами – они суть проекции божественных свойств в нашем мире, с наибольшей полнотой, конечно, в человеке. С христианской точки зрения, Бог есть совокупность всякого блага, добра, красоты и истины. Причиной страданий являются нарушения норм бытия. Если отменить действия этих законов хотя бы на короткое время, то жизнь превратиться в хаос.

Важно правильно поставить вопрос о причинах страдания детей. Если спрашивать, за какие преступления Бог их наказывает, то это псевдовопрос. Вопрос в страданиях детей разрешается не на законической, юридической почве, а совсем на другой. За что страдает мать, когда болеет её ребенок? Какой смысл ее страданий? Едва ли кто будет возмущаться, могут только посочувствовать, более того постараются её утешить. Она страдает не «за что», а она страдает «почему». Есть такой термин «заместительное страдание». Христос Праведник пострадал за неправедных, чтобы они стали праведниками. Оказывается, что праведник может не только страдать за неправедных, а может это делать с действенной пользой для этих неправедных. Вот в чем тайна христианства. Христос пострадал по любви к человечеству – «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Мы можем уподобиться Христу, страдая за других – это «заместительное страдание». Авва Агафон говорил: «Я готов отдать свое тело прокаженному, а самому взять его». Монахиня Мария (Скобцова) пошла в газовую камеру за другого человека. Многие в своей жизни страдали во имя любви к людям. Страдания воинов-героев, подвижников носили не только для них самих очистительный характер, но и являлись заместительными страданиями за людей. Дети, страдая, ничего не осознают, они не имеют еще того разума, который бы дал им возможность отнестись к своим страданиям как к акту божественной милости.

Помните сцену: Рим окружен огромными войсками противника, в нем голод и смерть – ситуация безвыходная. И вот в стан врага идет посланник Рима, приходит к вождю, подходит к священному огню, который у него горел, подносит к нему свою руку и говорит: «Вы бесполезно здесь стоите. У нас множество запасов, прочные стены, достаточно воды. Наш народ сильный и непреклонный». От руки идет дым, помещение заполняется запахом жареного мяса. Посланник продолжает: «Так что вы напрасно теряете здесь время. Никогда вам Рима не взять». Показываются кости на руке – «если хотите, можете стоять. Я пришел вас просто предупредить, а вы решайте сами». Повернулся и ушел. Вождь пришел в изумление и тут же приказал отступить от города со словами: «Если здесь все такие, то нам здесь делать нечего». На свиту вождя и на всех воинов напал ужас – такого никогда в жизни никто не видел и едва ли увидит. Эта потрясающая картина осталась в истории как акт удивительного мужества, силы духа и даже, я бы сказал, силы плоти. Этот человек спас свое Отечество. Есть радость страдания за другого человека. Я думаю, что Бог дает некоторым, в частности, и детям, которые еще ничего не понимают, возможность пострадать за своих близких и родных. И я уверен, что эти дети будут всю вечность благодарить Бога за предоставленную им возможность пострадать. Это вопрос нельзя ставить на юридической почве, так как человек страдает не за преступление другого, а по любви к нему. Дети не понимают этого сейчас, а непременно поймут это после своей смерти.

И еще одна важная тема. Сейчас с особой силой внедряется панрелигия, т.е. идея единой всеобщей религии. Нет ни христианства, ни мусульманства, ни иудаизма, ни шаманства, ни буддизма, а есть единая религия, которая в зависимости от культурной и национальной специфики каждого народа имеет свое лицо. «Сущность одна, но физиономий много», только и всего. Эта панрелигиозная идея неоднократно высказывалась, в частности, в Индии идеологами от Рамакришны и Вивекананды.У нас об этом заявлял Лев Толстой. Это очень увлекательная и очень серьезная и соблазнительная идея, которую выдвигали достаточно умные и образованные люди. Приняв её, мы тем самым полностью отказываемся от христианства.

Во все времена основной проблемой философии была проблема – что есть истина и как можно её постичь? Большинство современных философских систем вообще исключают эту проблему, рассматривают эти вопросы как детские игрушки, как заблуждения отсталых людей, которыми человечество играло тысячелетиями и никак не могло понять, потому что говорить об этих вещах бессмысленно. Ни естественно-научным, ни чисто рациональным путем эти вещи действительно невозможно понять. Для христианина это вопрос величайшей важности: есть вечность или её нет. Если она есть, то что я должен сделать, чтобы её достичь? Паскаль, живший в XVII веке, предлагал свое знаменитое пари – об этом упоминается в его очень интересной книге «Мысли о религии». Там много материала, который не потерял своей актуальности до настоящего времени. Он рассуждает так: что выберет человек в чисто практическом плане, если он отрицает бытие Божие. Такой человек по сравнению с верующим ничего может не проиграть здесь, но всё проигрывает там. Верующий же человек ничего не проигрывает на земле, живя честно и по совести. Зато, если есть Бог, он всё выигрывает там. Поэтому человек, который не верит в Бога, оказывается в полном проигрыше. Верующий же здесь ничего не теряет, а там всё приобретает. Религия призывает к умеренности: она не говорит – не пей, не ешь, не женись и т.д. – все это для христианина естественно, только всё должно быть умеренно. Отдыхай, но не будь Обломовым. Постись – вся медицина только об этом и говорит: если бы научились поститься, то все были бы здоровы. Религиозные требования к человеку не омрачают его жизнь, а напротив ограничивают его дурные проявления и таким образом осчастливливают его жизнь. Требования оказываются оптимальными условиями для нормального и даже счастливого существования человека и общества. Паскаль попытался элементарно, даже подчеркнуто элементарно, показать беcсмысленность и неоправданность отрицания Бога.

И еще очень важный вопрос о взаимоотношении науки и религии. Наука просто не может утверждать, что в нашем непостижимом мире нет Бога. Для того чтобы это утверждать, нужно знать всё. Наука, однако, говорит, что мир беcконечен – это один из главных тезисов современного научного знания. Неисчерпаем, в смысле его познания, даже электрон. Нет предела человеческому знанию о мире – это беcконечный океан. То, что мы познаем – это не более, чем кружка воды. Чем больше мы познаём, тем меньше мы знаем. Получается, чем больше мы познаём, тем меньше мы знаем по сравнению с открывающимися горизонтами исследований. Представьте себе: сидит человек в маленькой комнатушке и думает, что здесь весь Мир, что он его знает. Тот, кто ничего не знает, думает, что он знает всё – таково сознание необразованного человека. Чем больше мы познаём, тем больше раздвигаем горизонты – они раздвигаются гораздо энергичнее, горизонты непознанного, сравнительно с нашим знанием. Поэтому каждый шаг вперед в науке связан с тем, что перед нами открываются десятки новых проблем. Получается, что в процентном отношении наши знания становятся всё меньше, хотя фактически они увеличиваются. Получается, что в естественно-научном плане не только сейчас, но и никогда в будущем наука не может отрицать бытие Бога. Потому что она не может отвергать того, чего она не знает. Мы этого не знаем, поэтому не можем сказать, что Бога нет. Даже если бы Бога и не было, наука никогда бы этого сказать не могла. Причина всё та же – она не может отвергать чего-либо, не зная всего. Если я прошёл галерею в десять комнат, а она состоит из миллиона этих комнат, то я не могу утверждать, что здесь нет человека. Я могу только сказать, что в этих десяти комнатах я никого не встретил, но я не знаю, встречу ли я дальше кого-то или нет. Каждое новое знание открывает нам бездну новых проблем, раздвигает мир, он становится все больше с каждым шагом познания. И отсюда, понимаете, в какое положение ставится атеизм, категорически утверждающий, что Бога нет?! Единственный путь проверки вопроса «Есть ли Бог или нет» – религиозный путь, иного нет.

Александр Ельчанинов Отрывки из дневника

       

 

 

АЛЕКСАНДР ЕЛЬЧАНИНОВ
                             1881 – 1934

          церковный историк, литератор
настоятель Александро-Невского собора
в Париже

 

Отрывки из дневника

 

 

До священства – как о многом я должен был молчать, удерживать себя. Священство для меня – возможность говорить полным голосом.

Нет другого утешения в страданиях, как рассматривать их на фоне «того мира»; это и по существу единственная точка зрения верная. Если есть только этот мир, то все в нем – сплошь бессмыслица: разлука, болезни, страдания невинных, смерть. Все это осмысливается в свете океана жизни невидимой, омывающей маленький островок нашей земной жизни. Кто не испытал духновений «оттуда» в снах, в молитве! Когда человек находит в себе силы согласиться на испытание, посылаемое Богом, он делает этим огромный шаг вперед в своей духовной жизни.

Философствовать не есть богословствовать, «Если ты истинно молишься – ты богослов» (св. Ник. Синайский). Необходимо внутреннее совершенство, чтобы понять совершенное.

Что такое постоянное чувство неудовлетворенности, беспокойства, – обычное наше чувство, – как не заглушенный голос совести, говорящий в нас, помимо нашего сознания и, часто, помимо нашей воли, о неправде нашей жизни. И, пока мы живем наперекор данному нам светлому закону, – этот голос не умолкнет, т.к. это голос самого Бога в нашей душе. Обратное же, то редкое чувство полной удовлетворенности, полноты и радости, – есть радость соединения божественного начала нашей души с общей гармонией и божественной сущностью мира. Читать далее “Александр Ельчанинов Отрывки из дневника”

РОССИЯ-УКРАИНА, МИГРАЦИЯ

 

 

 

Галина Чудинова
кандидат филологических наук
писатель

 

 

 

На четвёртом году специальной военной операции резко возрос читательский интерес к нынешней ситуации на Украине и в России. Что и в какую сторону меняется и что необходимо сделать для улучшения ситуации? Эти вопросы, по-прежнему, остаются в центре нашего внимания.

Довожу до сведения моих читателей интереснейшие дебаты по Украине, недавно прошедшие на портале «Российский писатель», с участием Александра Колпакиди, писателя-историка, редактора и издателя, и Евгения Михайлова, бывшего помощника главы АП РФ и министра ДНР.

– Кто виноват в более чем в трёхлетнем продолжении войны, в которой русские убивают русских с обеих сторон? – эмоционально начал полемику Александр Колпакиди. – Бандеровцы? А, может, всему виной Ленин и Хрущёв? А, может, половцы? Виноваты тотальная коррупция и воровство в РФ! Царизм подавлял украинцев, они чувствовали себя людьми второго сорта, поэтому с наступлением Советской власти они массово поддержали большевиков, выступая против Деникина. Тысячи украинцев служили в Красной армии. Более того, Украина никогда так не процветала, как во времена СССР.

Евгений Михайлов напомнил слушателям, что большевики стали переводить школы на украинский язык. Зачем нужны была им украинизация? Не с целью ли отделить Украину от России? И только перед Великой Отечественной войной политика стала меняться на русификацию. Царизм считал украинцев частью русского народа, и до революции там не было сепаратистских настроений.

Историк А.Колпакиди возразил, что большевики выступали за власть народа, рабочих и крестьян, а в 20-30-х годах ХХ века на Украине было множество банд, с которыми пришлось бороться, и только ленинская политика братства народов помогла нам выиграть ВОВ. А теперь сотни тысяч русских парней гибнут по обе стороны фронта и виновны в этом Горбачёв, Ельцин, Собчак да нынешняя власть, что пытается свои ошибки и преступления переложить на большевиков. Национализм на Украине – это чума! Спасение – идея братства людей труда. Главное, кто у власти – народ или олигархия?

– Вот Вы говорите о братстве и равенстве всех народов, живших в СССР, но мне довелось после посещения Псковской области побывать в соседней Эстонии, и что я увидел? Пустые прилавки магазинов на Псковщине и продуктовое изобилие у эстонцев. Разве это братство и равенство?

– Да, действительно, республики Прибалтики и Кавказа снабжались на порядок лучше, и русский народ был донором для них.

– В те времена от такой «политики» и была заложена наша нынешняя демографическая катастрофа. А межнациональные столкновения в армии, когда дагестанцы постоянно задирали русских парней?

– Было и такое, но людей не убивали, а сейчас количество смертей на СВО идёт на тысячи. Всё дело в том, на чьей стороне власть в стране, и она призвана быть на стороне народа.

Известный профессор, доктор экономических наук Валентин Катасонов на Московском экономическом форуме откровенно рассказал о ситуации в российской экономике. Видеоролик был размещён на портале РП от 14.04.2025 под названием «Жестокая правда. Официальные СМИ вам об этом не расскажут». Автор, в частности, обсудил симптомы болезни российской экономики: снижение доли России в мировом ВВП с 4,85% в 1992 году до около 3% сегодня и внешнее управление: «Россия остается полуколонией, несмотря на заявления о суверенитете.   Центральный банк России связан с международными финансовыми институтами. Внешнее управление осуществляется через транснациональные банки и корпорации.   Центральный банк имитирует управление экономикой. Деньги в России не работают, а лежат на депозитах или играют на бирже. Необходимо, чтобы деньги создавали товарную массу.

За последние три года выведено почти 640 миллиардов долларов, что превышает годовой бюджет России.  Для реформ необходимо зафиксировать диагноз и начать лечение. Россия остается членом ВТО. Возможный выход из ВТО может быть признаком обретения суверенитета. Альтернатива существующей денежной системе существует, и это советская модель.  В СССР процентные ставки были низкими, что предотвращало дисбалансы.  Государство не выполняет свои обязательства уже более трех десятилетий».

Действительно, как образно выразился один из моих друзей: «Нам лучше бы богатеть высокой нравственностью и любовью к ближним, а не пупырями с алмазами и яхтами».

На портале «Свободная пресса» было размещено актуальное интервью доктора исторических наук Николая Платошкина:

– «СП-ТВ»: Для чего Европа наращивает свой военный потенциал?

– В надежде, что после Трампа все будет, как при Байдене. А во-вторых, военные заказы – это серьезные деньги, бизнес.

«СП-ТВ»: Давайте вернёмся к мирным переговорам. Как, по-вашему, будет решён вопрос территорий?

– Насколько мне известно, американцы сейчас изо всех сил выкручивают руки Украине на переговорах, чтобы их войска отошли за пределы тех четырех регионов, которые по Конституции России являются нашими территориями. А вот смогут ли дожать украинскую сторону, и, если да, в обмен на что? Это главный вопрос.

– «СП-ТВ»: Какой мирный план, по-вашему, окажется самым эффективным? План Трампа, какой-то европейский либо некий третий?

– Я думаю, что прекращение огня, которое предлагает Трамп – это хорошо. Но победит в конце концов тот план, который предусматривает добровольное сближение, воссоединение России и Украины. Потому что именно так наши страны избегут последующей вражды и между собой, и во всем мире.

К сожалению, пока что на Украине варварство и безумие преобладают над разумом и мудростью. На портале «Политикус.Ру» я прочла, что в Одессе накинули петлю на шею памятника А.С. Пушкину, а в Виннице снесли памятник Юрию Гагарину. Одна из причин этого, что в течение многих лет – ещё в советские времена – выходцы из Западной Украины с бандеровской идеологией проникали во все властные структуры, постепенно завоёвывали власть, провозглашая курс на отделение от России при полной поддержке Запада. Это привело к кровавым событиям на майдане в 2014-м году и к АТО против «сепаратистов» Донбасса, не пожелавших принять нацистскую идеологию и практику расправ над непокорными.

Аналогичные процессы захвата власти сейчас имеют место в России. Аналитик Владимир Лепехин в беседе с Фёдором Бирюковым и Евгением Беликовым дал анализ состояния современной российской кадровой квазиполитики, опровергая лживые установки чиновников о якобы нехватке в стране кадров и необходимости привлечения в РФ ещё большего количества мигрантов и гастарбайтеров…

В. Лепехин предупредил российских чиновников и политиков, что мигранты массово идут во власть, выдавливая из госорганов коренных россиян и фактически меняя в РФ государственный строй.

Русскому и всем коренным народам России есть над чем крепко задуматься, иначе в какой стране доведётся жить их детям и внукам, и удастся ли выжить? А со здравыми людьми на Украине – особенно представителями старшего поколения – необходимо налаживать добрые отношения. К этому нас призывает Господь Бог, тысячелетняя история Православия, наш разум и мудрость.

 

                                                                                             По материалам РНЛ

Православие в истории становления и укрепления Российской государственности (IX – нач. XX вв.)

 

 

 

ОЛЬГА ХИЖНЯК

кандидат философских наук,
>ведущий научный сотрудник ГМИР

 

 

ПРАВОСЛАВИЕ В ИСТОРИИ
СТАНОВЛЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ – нач.
XX вв.)
 

Выставка с таким названием открывается в Государственном музее истории религии[1] 23 сентября.

 

В Древней Руси история государственности начинается одновременно с утверждением христианства[2]. Приняв веру «от греков», Русь следовала примеру Византии и в построении церковной жизни, и в формировании государственного устройства. Основой служило христианское мировоззрение, выраженное в Священном Писании и Предании, а также в толкованиях Святых Отцов Церкви. Поэтому раскрытие темы выставки начинается нами не с истории Древней Руси, но с рассмотрения богословских основ православной государственности. В них отразилось представление о небесной иерархии как прообразе земного устроения общественной жизни, и был развит принцип симфонии двух властей – социально-политической и духовной. Далее, на исторических материалах, мы показываем стремление власти к реализации этих принципов и, вместе с тем, постепенное отступление от них[3]. Читать далее “Православие в истории становления и укрепления Российской государственности (IX – нач. XX вв.)”

Время взлететь Русскому соколу!

 

 

 

Олег Кассин

председатель Общероссийского общественного
движения «Народный Собор»

 

 ВРЕМЯ ВЗЛЕТЕТЬ РУССОМУ СОКОЛУ

 

Одной из особенностей современного этапа развития нашего государства является то, что страна сейчас воюет за Русский мир, защищая его представителей и носителей русской культуры на юго-востоке Украины. Но в то же время внутри самой России большинство русских общественных объединений и организаций находятся в подавленном, ослабленном, разрозненном состоянии. Они отсечены от всякого финансирования, не допускаются на центральные телеканалы, почти не имеют своих статусных представителей во власти, не стесняющихся открыто позиционировать свою приверженность Русской идее.

Одно время по телеканалу ТВЦ поздно ночью (когда большинство населения уже спит) недолго выходила передача «Русский взгляд». Но она давно прекратила свое существование. Попытки развить различные русские журналы также закончились безрезультатно из-за хронического недостатка у них финансовых средств. По той же причине недавно тихо почил в бозе выходивший несколько десятилетий популярный журнал «Русский дом», а одноимённая популярная передача снята с телеэфира ещё более 20 лет назад. Авторитетнейшая газета «Русский Вестник», выходившая ранее еженедельно и большим тиражом, сейчас по материальным причинам также едва влачит свое существование, её подписка постоянно негласно блокируется чиновниками на местах. Читать далее “Время взлететь Русскому соколу!”

Как новые поколения россиян переформатируют через детскую литературу

КАК НОВЫЕ ПОКОЛЕНИЯ РОССИЯН  ПЕРЕФОРМАТИРУЮТ ЧЕРЕЗ ДЕТСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ

 

Пока все обсуждают «Орешник» и ситуацию на линии боевого соприкосновения России и НАТО, враг продолжает заниматься своим любимым делом—вести подрывную войну внутри нашей страны. С помощью насаждения миграции, цифровизации, антинародного финансово-экономического курса, а также, что особенно важно –посредством информационной войны за души наших детей. РИА Катюша и ОУЗС постоянно обращаются к этой теме, но один из фронтов внутренних диверсантов –крупнейших книгоиздателей и торговых сетей до сих пор оставался без нашего должного внимания. Исправляемся. Этот материал – о расследовании председателя Совета по детской книге Союза писателей России Николая Нилова, который системно, уже не один десяток лет, изучает современные детские книги, которые издаются в России. И пришел к выводу что абсолютное большинство этих книг (в основном переводы западных изданий) – пропагандируют предательство, эгоцентризм, отклонение от нормы как новую норму, отказ от семьи, изменение социальных ролей у мальчиков и девочек и т.п. установки глобальных сатанистов-заказчиков переформатирования человечества. Читать далее “Как новые поколения россиян переформатируют через детскую литературу”

Поцелуй ИИ-уды

 

 

 

Владимир  Крупин

 

 

ПОЦЕЛУЙ ИИ-УДЫ

 

Сказанное Господом правило «Без Меня не можете ничего делать» относится, конечно, ко всем видам деятельности. Но людей науки оно, вроде, и не касается. Особенно тех, которые постоянно нагнетают усилия в соревновании с Богом. Настолько они загордились, занеслись в воспевании величия ума человеческого, что всё время доказывают, что человек может обойтись без Бога. И всегда терпят поражения, но никогда в них не признаются. А ведь могли бы извиниться за гигантскую трату денег на тот же коллайдер, на упражнения с живой клеткой, на уверения людей в том, что мы произошли от инфузории-туфельки, вместе с обезьяной спрыгнули с дерева, а потом обнаружили какой-то вселенский взрыв, от которого явились галактики. Это всё из области гордыни человеческой, от давней зависти древнего змия, от сатаны, возжелавшего стать наравне с Богом.

И не успокаиваются, и добрались до черепной коробки человека, до его мыслительных способностей. Машину создали, по скорости мышления опережающую кого угодно. Пример? Человек, обладающий доступом к ИИ – искусственному интеллекту – легко и убедительно доказал мне, что такое этот ИИ. Дал ему задание написать обо мне. И через 3 (три) секунды статья была готова. С названиями моих работ и цитатами из них, с текстами интервью мною давно забытых, с мнениями критиков обо мне сорокалетней давности, с выводами. Каково?! Тогда я попросил: а пусть этот ИИ напишет рассказ в моём стиле о том, как человек приходит к Богу. ИИ тут же справился с заданием. Опять же за секунды. Читать далее “Поцелуй ИИ-уды”

Таинственный мир религии

 

 

ОЛЬГА ХИЖНЯК

                   кандидат философских наук
ведущий научный сотрудник Музея истории религии

 

 

 

ТАИНСТВЕННЫЙ МИР РЕЛИГИИ

 «Самое прекрасное, что мы можем испытать, — это ощущение тайны.

Она есть источник всякого подлинного искусства и всей науки.

Тот, кто никогда не испытал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты».

Сказанное великим физиком Альбертом Эйнштейном о науке и искусстве в максимальном измерении относится к еще более таинственному миру религии.

 

В Государственном музее истории религии постоянная экспозиция и временные выставки знакомят посетителей с разными религиями – от первобытного общества до наших дней[1]. Музей стремится к объективной подаче материала, не критикуя и не проповедуя ни одну из конфессий, просто рассказывая и давая объяснения в контексте происходивших в разных регионах исторических процессов. В 2022 г. автор данной статьи руководила выставкой «Мудрость Востока: учители ученики книги»,  где были представлены индуизм, даосизм, конфуцианство и буддизм в его разных направлениях и школах. Выставка охватывала материалы Южной, Юго-Восточной и, частично, Центральной Азии. Объединяющим религиозным началом всего региона является буддизм. По материалам выставки ожидается издание просветительской книги с аналогичным названием, она будет базироваться на тибето-монгольских материалах,  с иллюстрациями из фондов музея. Книга написана в форме рассказов, как бы в беседе с невидимым читателем.  В ней на буддийских материалах рассматриваются общие вопросы понимания религии.

В настоящее время мы готовим выставку «Православие в истории Российского государства», она должна открыться в конце сентября и я надеюсь в будущем рассказать об этой выставке в нашем журнале. Сейчас упоминаю данную тему, чтобы отметить, что, несмотря на внешние, культурологические, исторические и, безусловно, вероучительные различия, между мировыми религиями есть нечто общее, и в современном глобальном мире многие люди это чувствуют.

Можно ли познавать другие религии? Можно ли видеть в них нечто позитивное и полезное? Вопрос непростой и ответ неоднозначный. Главное – прочно стоять в своей вере, в своей культуре, быть со своим народом, семьей и предками во многих поколениях. И тогда, как сказано в Евангелии: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека (Мк.:7, 15). Здесь есть над чем подумать: религия использует парадоксальные формулировки для пробуждения личностного мышления. Готовый ответ не обладает такой силой воздействия, как это происходит тогда, когда человек сам, своим духовным (а не только интеллектуальным) трудом «открывает» для себя те или иные аспекты многогранной Истины бытия и веры. Ничто так не ценно, как самостоятельно пройденный путь, но только если он опирается не на свое «Я», не на  готовые истины, но на опыт тех, кто по этому пути уже прошел и поделился с нами. Читать далее “Таинственный мир религии”

Крупицы мудрости и частицы бытия

ОТ РЕДАКЦИИ

 

Уважаемые читатели! Коллектив журнала уходит в плановый отпуск до конца августа. Читайте нижеприведённые последние публикации и освежите в памяти наши архивы. До скорой встречи в конце августа.

 

 

ГЕОРГИЙ ЕРМОЛОВ

 

 

КРУПИЦЫ МУДРОСТИ И ЧАСТИЦЫ БЫТИЯ

     в философско – публицистических этюдах д.ф.н. Сергея Алексеевича Емельянова

 

Десять лет назад, когда в издательстве «Невская лавра» вынашивалась идея создания принципиально нового церковного журнала, его будущая концепция и формат явились почвой для оживлённых дискуссий. Варианты рассматривались различные, часто неожиданные, но общее мнение было единым: нет смысла порождать издание, аналоги которому в изобилии наполняют полки всех церковных лавок. Нужен журнал, ориентированный на читателя ещё невоцерковлённого, но уже начинающего задаваться вопросами, неизбежно возникающими у каждого человека, приобретшего  определённый жизненный опыт и духовный багаж.

Так созрела концепция научно-публицистического журнала «Источник надежды», призванного глубоко и детально рассматривать вопросы взаимодействия Церкви и общества, истории и религиозно-философской научной мысли, а также размышления современных учёных и богословов.

Не сразу, но в числе авторов появилось немало имён хорошо известных и авторитетных не только в научных кругах, но и в среде массового читателя. Широкий диапазон рубрик быстро привлёк внимание думающих и неравнодушных людей.

Несколько сложнее обстояло дело с публицистикой. Надо признать, что наше непростое время породило многочисленную плеяду как квазипублицистов, так и подлинных, среди которых немало хороших и разных. Известный мэтр литературной критики прошлого века Игорь Дедков предельно чётко сформулировал сущность публицистики:

«Публицистика — высший род журналистики. <…> Она выделяется тем, что всегда исполнена полемики, спора, борьбы за новые идеи. С его <публициста> творчеством несовместимы робость и трафаретность мысли, иллюстративность и несамостоятельность взгляда». Читать далее “Крупицы мудрости и частицы бытия”

Муза и Мамона

 

 

 

СЕРГЕЙ ЕМЕЛЬЯНОВ

 доктор философских наук

 

 

 

 

МУЗА И МАМОНА

 Из сборника «Крупицы мудрости и частицы бытия»

 

Художники все проверяют Вечностью. Отношение же к самим Творцам в рациональных временных границах было изменчиво. Поэту-сказителю Гомеру наливали вина и смотрели на него добрыми глазами. Однако восхищение творениями искусства не всегда разумело пиетет к их создателям. Демиург мог быть рабом, ремесленником или фигурировать на содержании у аристократии.

В очень далекие мифические времена, где сами боги на священном Олимпе оберегали своих художников, поэтов и архитекторов, авторесса-поэтесса Сапфо не смогла долго жить с возлюбившим ее бедным поэтом Алкеем и пророчески изрекла: «Бедное искусство будет вечно просить подачки у избытка жизни…»©.

Проницательный, женски-мудрый человек словно предвидел(а) наступление времен, когда отключенная от финансовой розетки духовная сила создателей Прекрасного, начнет умолкать, испаряться и уходить на дно бездушного забвения. Битвы потливых и усредненных импотентов духа за свое благополучие иногда приносят вреда больше, чем сталинские репрессии. Чем меньше становится искусства, тем больше аномальных росконов, где собутыльники-лауреаты раздают друг другу тусовочные премии за своевременную политическую переориентацию. Читать далее “Муза и Мамона”

Россия вымирает: время радикальных решений

 

 

Вардан Багдасарян
доктор исторических наук,
профессор, историк и политолог

 

 

РОССИЯ ВЫМИРАЕТ: ВРЕМЯ РАДИКАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

 

Нет ничего невозможного. Вопрос о возможностях — это вопрос о средствах. Когда что-то кажется невозможным, это означает отсутствие или необходимого ресурса, который следует сформировать, или решимости его применить. Во втором случае некий пакет действий считается неприемлемым ввиду представлений о его радикальности. То же, что́ считать радикальным, определяется, как правило, принятыми идеологическими установками.

Эти методологические оговорки необходимы для решения задачи изменения тренда демографического угасания России, депопуляции с перспективой цивилизационной смерти. Как кажется многим, ничего с этим сделать нельзя, побудить к высокой детности современного человека невозможно. Предпринимаемые с 2006 года в рамках демографической политики России действия ситуации не исправили. Весь мир с разной скоростью идёт в том же направлении, что и Российская Федерация. Из чего и следует выносимый вердикт: невозможно. Вот тут и важна отсылка к методологической преамбуле: невозможно — в рамках принятой системы нормальности. А пробовались ли радикальные рецепты? Очевидно, нет, так как они считаются неприемлемыми. Важно тогда оценить оправданность применения радикальных средств исходя из перспектив развития демографической ситуации в России. Диагноз «Россия вымирает» должен снять табу с радикальных средств, так как и сама проблема предельно радикальна: угроза цивилизационной и геополитической смерти. Читать далее “Россия вымирает: время радикальных решений”

«Мысль семейная» в романе Льва Толстого «Анна Каренина»

 

Юрий Лебедев

доктор филологических наук
профессор

 

 

 

 

«МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ» В РОМАНЕ ЛЬВА ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА»

Современность классики

 

«Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нём главную, основную мысль, – говорил Л.Н. Толстой. – Так в “Анне Карениной” я люблю мысль семейную, в “Войне и мире” любил мысль народную, вследствие войны 12-го года…». Но ведь семейная тема пронизывает от начала до конца и «Войну и мир». Вспомним поэзию семейных гнёзд Ростовых и Болконских, торжеством семейных начал завершается эпилог. Лучшие герои «Войны и мира» хранят в семейных отношениях такие нравственные ценности, которые в минуту общенациональной опасности спасают Россию. Разве можно забыть атмосферу родственного, «как бы семейного» единения, в которой оказался Пьер на батарее Раевского. А русская пляска Наташи и общее всем – дворовым и господам – чувство, вызванное ею! «Семейное» тут входит в «народное», сливается с ним, является глубинной основой «мысли народной», за которой скрывается ещё более глубокая мысль – «христианская». «Для нас, – говорит Толстой, – с данной нам Христом мерою хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Читать далее “«Мысль семейная» в романе Льва Толстого «Анна Каренина»”

Правда и вымыслы о «Домострое»

 

 

ВИКТОР ПЕТРОВ

 писатель – историк

 

 

ПРАВДА И ВЫМЫСЛЫ О «ДОМОСТРОЕ»

 

Не повезло этой рукописной книге со временем её выхода из печати. Много воды утекло, сменились эпохи с той поры, когда  Сильвестр составлял её, редактируя и приводя в соответствие с нормами тогдашнего русского языка, как литературного, книжного, так и народного, разговорного, из разнообразных, древних и новых, источников, тексты о домашнем обиходе и обычаях семьи, этой высшей ценности русской цивилизации. Ох, как не повезло!

Протопоп Сильвестр жил в XVI веке, входил в ближайшее окружение молодого царя Ивана Василевича, впоследствии названного Грозным, был его советником. А печатное издание «Домостроя» увидело свет и стало известно широкому читателю лишь во второй половине  XIX века. Во время расцвета русского царства была православная страна,  верная традициям предков, а стала Российской империей, следующей по пути прогресса. Трёхсотлетняя пропасть! Читающая публика, светская интеллигенция, уже получала западноевропейское образование, научное и атеистическое в своей основе, а книга «Домострой» создавалась для глубоко верующего христианина.  То, что было с полуслова понятно русскому человеку той поры, искажалось, сознательно и неосознанно (чаще первое!) западниками и даже славянофилами  времени перемен и грядущих революционных преобразований. Читать далее “Правда и вымыслы о «Домострое»”

У народа, который стесняется своей религии, истории, культуры, традиций, нет перспективы

 

 

 

Никита Михалков

 

 

 

У НАРОДА, КОТОРЫЙ СТЕСНЯЕТСЯ СВОЕЙ РЕЛИГИИ,
ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЫ, ТРАДИЦИЙ, НЕТ ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Выступление на пленарном заседании Государственной думы 17 июня 2025 г

 

Вы знаете, я помню, что в свое время Борис Вячеславович Грызлов в дискуссии с депутатом Еленой Драпеко сказал, что «Государственная Дума — это не та площадка, где надо проводить политические баталии». После этого стала эта фраза неким мемом. Такой фразой она была распространена очень в народе — «парламент не место для дискуссий».

И так как я нахожусь здесь первый раз, я не знаю, действует ли еще это правило. Поэтому, если я чего‑то, так сказать, брякну не того, уж великодушно простите, я не политик.

Вы знаете, есть такая прекрасная мысль одного старца: «Если хочешь быть неприступным, стань неудобным; если хочешь быть сильным, стань неприхотливым». Вот у нас, к сожалению, испокон века вот это желание быть удобным и стремление к комфорту по многому привело к тому, с чем нам сегодня приходится сталкиваться и бороться. Сколько веков мы себя стыдимся? Читать далее “У народа, который стесняется своей религии, истории, культуры, традиций, нет перспективы”