ЕВГЕНИЯ АБРОСЬКИНА

Этнограф

 

ПОКРЫВАЛО ДЛЯ ОЧЕЙ ПРЕД ВСЕМИ

 

И надел на тебя узорчатое платье,
и обул тебя в сафьянные сандалии,
и опоясал тебя виссоном,
и покрыл тебя шелковым покрывалом.
Иезекииль 16:10

 

В нашем глобализованном и мультикультурном городе мы довольно давно привыкли отделять проявление религиозности от повседневной бытовой жизни. Мы ходим в церковь по воскресеньям, одеваясь подобающе для встречи с Богом, а в понедельник выходим из дома в привычной одежде, оставляя на шее лишь крест, который свидетельствует о нашей религиозной принадлежности. По большей части мы, христиане, стараемся не выделяться из общей массы людей, дабы не прослыть странными и дабы не смущать никого вокруг. Возможно, именно поэтому мы по большей части настороженно реагируем на появление рядом с нами женщины в хиджабе – мусульманском платке – или мужчины с длинными прядями волос на висках – дань иудейской традиции. Однако, чуть больше трехсот лет назад покрывание головы женщин на Руси было практикой постоянной и предписанной. В Европе эта традиция покинула элитарную культуру несколько раньше.
Для чего же женщина должна была покрывать голову (а порой и все тело) платком или покрывалом?

История вопроса

В 1903 и 1914 годах во время раскопок в Ашшуре были обнаружены 14 таблиц и фрагментов законов, которые представляют собой результат кодификации юридических норм общины древней Ассирии и датируются II тысячелетием до н.э. Параграф 40 свидетельствует: «Женщины, будь то замужние, будь то вдовы (?), будь то… выходя на улицу, пусть не держат своих голов незакрытыми. Дочери человека … будь то покрывалом, будь то одеждой, будь то … должны быть закрыты, пусть они не держат своих голов незакрытыми. … не должны закрываться, но, когда они одни выходят на улицу, они должны быть закрытыми. Наложница, которая ходит по улице со своей госпожой, должна быть закрыта. Храмовая блудница, которая взята замуж, на улице должна быть закрыта, но та, которая не взята замуж, на улице должна быть с непокрытой головой, она не должна быть закрыта. Простая блудница не должна быть закрыта, ее голова должна быть открыта. <…> Рабыни не должны быть закрыты».
Это поистине самое древнее свидетельство о предписании покрывания головы в древнем мире.
Как пишет историк костюма М.Н. Мерцалова, в Древнем Египте ношение покрывала у женщин не было зафиксировано: все дошедшие до нас изображения говорят о том, что женщины носили сложные прически, но головы не покрывали. Несколько позднее, в Древней Греции, женщины могли покрывать голову частью своего хитона – диплоидием, который был обычно украшен вышивкой. Такая практика носила больше утилитарный характер – женщины берегли себя от солнца. Между тем существовало представление о том, что многослойность и длина одежды – это признак статуса человека, поэтому помимо длинных хитонов женщины используют шарфы и накидки.
Переместившись на Аппенинский полуостров, мы застанем культуру этрусков, которые оставили после себя богатое изобразительное наследие. Благодаря сохранившимся источникам, мы узнаем, что женский этрусский костюм отличался многообразием и что одним из элементов костюма было головное покрывало, выкроенное по форме прически наподобие капюшона. Что же касается Древнего Рима, то здесь уже имеет смысл говорить о головном покрывале как необходимом элементе женского костюма: поверх туники римлянки надевали длинную прямоугольную шаль, которая доходила до колен, образовывая складки. Называлась такая шаль «палла», ее размер позволял женщине закутаться в нее и накинуть на голову.

Покрывало в иудейской традиции

Ревекка
Ревекка (художник Ян Адам Круземан 1804-1862)

Что касается Древней Иудеи и иудаизма, то в данной традиции существовал ряд предписаний, связанных с покрытием головы как у женщин, так и у мужчин. Похожее на римский плащ покрывало талит изначально было элементом повседневной одежды, но позднее сохранилось как ритуальное облачение.
Вообще многообразие женского костюма, украшений и покрывал мы можем оценить по словам пророка Исаии: «в тот день отни

мет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала». (Исаия 3:16-22)
Ношение покрывала было тес

но связано со статусом женщины порядочной и замужней. Так, в книге Бытия надевает покрывало Ревекка: «И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась». (Бытие 24:65)
Древнеиудейский костюм был подвержен моде не меньше, чем любой другой: евреи переняли ханаанейские длинные одежды, иногда до земли; при ходьбе и работе их приходилось подпоясывать (Исх. 12:11), а торговые связи с Финикией приводят к распространению пурпурных тканей. Пророки часто порицали роскошь женских нарядов — платья из пурпурной ткани, длиннополые (Иер. 13:22) расшитые золотом одеяния (Иер. 4:30; ср. Пс. 45:14), дорогостоящие пояса и покрывала.
Талмуд предписывал относиться к одежде не только как к предмету утилитарному, но и как к признаку сана: «хорошая одежда возвышает его дух» (Бр. 57б). Позднее, в постталмудический период берется курс на более скромную одежду. Одежда женщины, как и весь ее внешний вид, должна быть скромной, замужней женщине запрещается появляться на людях с непокрытой головой.

 

Покрывание головы и раннее христианство

Иисус с Марфой и Марией
Иисус с Марфой и Марией ( художник Пол Александре Альфдред Лерой, 1882 г.)

К моменту рождения в Палестине Иисуса Христа все замужние женщины надевали на себя покрывало для того, чтобы соответствовать своему статусу в обществе. Покрытие головы и сокрытие волос должны были свидетельствовать о женской скромности, верности и целомудренности. Подобные предписания базировались на религиозных иудейских текстах.
Обратившись к христианской иконографии, мы увидим, что на всех иконах Богородица и большинство святых жен изображаются покрытыми мафорием – четырехугольным платом или накидкой, который окутывает фигуру с головы до пят.
Одна из центральных фигур христианской иконографии – Богородица – изображается в мафории, «который носила Божия Матерь по обычаю замужних иудейских женщин того времени». По традиции мафорий Богоматери изображается темно-красным, дабы напоминать о царственном происхождении и о перенесенных страданиях Ее Владелицы. Также багряный цвет считается «царским» и знаменует, что святая Мария – Матерь Царя Христа. Подлинный мафорий Пресвятой Богородицы с 474 года хранился в Константинополе. Согласно Преданию, Риза Божией Матери была обретена в Назарете в 471 году и перенесена во Влахернский храм, построенный для иконы Божией Матери, написанной, как считается, апостолом Лукой (образ известен в России как Тихвинская икона Божией Матери). По преданию, приближенные византийского императора Льва Великого – братья Гальбий и Кандид – отправились из Константинополя в Палестину на поклонение святым местам. Неподалеку от Назарета они остановились на ночлег у одной престарелой еврейки, которая поведала им, что хранит дорогую святыню – Ризу Богородицы. По ее словам, Пресвятая Богородица перед Своим Успением подарила ее благочестивой девице-еврейке из этого рода, завещав передать ее перед смертью также девице. Таким образом, несколько столетий подряд Риза Пречистой сохранялась в этой семье.
Святые жены – мученицы, праведницы, жены-мироносицы – изображаются на иконах с покрытой головой — в соответствии со словами апостола Павла о том, что молящейся женщине следует покрывать свою голову, ибо она должна иметь «знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11, 10). Таким образом, покрытая голова свидетельствует о их пребывании в молитве и о их душевном расположении к смирению. Так, святая Параскева изображается в красном мафории или в белом плате с мученическим венцом, святая Анастасия – то в лазоревом, то в зеленом. Одним из немногих иконографических исключений становится святая Мария Египетская, которая изображается обнаженной или полуобнаженной, завернутой в часть гиматия, данного ей Зосимой. Непокрытая голова – это знак полного отречения святой Марии от всего, что предлагает земная жизнь. Кроме того, с непокрытой головой изображают отроковиц и юных дев – например, мученицу Веру и младших Великих Княжон на иконе Царственных Страстотерпцев – Марию и Анастасию.

Византийская традиция

Мозаика из Храма Покрова Пресвятой Богородицы
Мозаика из Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде. В создании и украшении его принимали участие академики А.А. Авдеев (1819-1885), Д.И.Гримм(1823-1898), В.В.Васильев (1827–1894 ), а так же вице-президент Императорской Академии художеств князь Г.Г.Гагарин (1810-1893) и известный итальянский мозаичист
Антонио Сальвиати (1816-1890).

В мире Восточного Христианского Средиземноморья, после падения Римской империи, более чем тысячу лет царствует лишь одна сильная держава – Византийская империя. Разделение между мужским и женским миром в этот период усилилось: так, византийский чиновник Иоанн Скилица проиллюстрировал свое «Обозрение истории» изображением путешествующей старой вдовы, «сидящей на носилках и плотно закутанной», — что, как пишет историк Поль Вен, «наводит на мысль о том, что пространство, отведенное женщине, перемещается вместе с ней и за пределами дома – по крайней мере это кажется справедливым в отношении женщин, занимавших верхние ступени социальной лестницы. Внутри этого пространства строгие правила благопристойности отделяют женщин и девушек от того, что происходит снаружи».
Покрытие головы предписывается Святым Писанием. Апостол Павел напоминает, что при создании мира между мужчиной и женщиной была положена разница, в силу которой мужчина должен главенствовать над женщиной. Бог создал сначала Адама, а затем Еву. Покрывало на голове жены является символом того, что она придерживается установленного Богом порядка и чтит мужа как главу: «Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор.11:7-9). Покрывала и шарфы, повязки и тюрбаны – все это становится неотъемлемой частью женского образа в византийский период. Существовала также пенула – полукруглый кусок ткани, который в некоторых случаях подгибался и мог использоваться как капюшон. В такой накидке иногда изображали на иконах Богоматерь.

 

Покрывало: память и современность

Икона святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
Икона святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Христианские и иудейские религиозные предписания оставались довлеющими в области одежды в целом и головных уборов в частности на протяжении длительного времени в Европе, России, на Ближнем Востоке. В связи с развитием и укреплением городов происходит разделение между городской и сельской культурами. Первая быстрее модернизируется и претерпевает различные изменения во всем, что касается быта. Вторая становится хранительницей традиции, изменения в сельской среде происходят менее динамично. Отчасти с этим связано и разделение в ношении головных уборов: в традиционной культуре покрытие головы женщинами в знак смирения перед Богом и супругом сохраняется дольше, нежели в городской. Позднее, в XX веке мир

Икона святой преподобной Марии Египетской
Икона святой преподобной Марии Египетской.

сотрясли настолько сильные перемены, что культура повседневности претерпела кардинальные изменения – как в Европе, России, так и во всем мире.
В ситуации, когда Церковь становится отделенной от государства, происходит раздвоение внешнего образа человека: человек в храме и человек в светском пространстве. Ношение платка или любого другого головного убора в помещении и даже в транспорте вызывает настороженное внимание и любопытство окружающих. Патриарх Кирилл на вопрос «Почему женщины должны надевать в храме платок?» отвечает: «Надевать головной убор или нет – это вопрос нашей национальной православной культуры и традиции. Если вы будете каждое воскресенье ходить в храм, то вы не заметите, как сами начнете надевать платок. Как это делают, допустим, мусульманки». Таким образом, ношение платка в повседневной жизни – это вопрос не только исторический или догматический, но и вопрос практики. Будучи христианами не только на словах и на бумаге, но участвуя в жизни Церкви, мы обретаем уверенность и смелость в презентации своей религиозной убежденности окружающим. И, возможно, со временем, появление женщины в платке, ровно, как и в хиджабе, будет вызывать не напряжение, а любование.

 

 

 

 

 

Андрей Грунтовский,

писатель, поэт, руководитель «Театра народной драмы»

 

ПРОСТИ, ПРОЩАЙ, СТРАНА СОВЕТОВ

Несколько мыслей о социальной справедливости по поводу ответов президента

 

Во время ежегодной пресс-конференции, которая проходила в центре международной торговли (не на заводе, допустим, и не в колхозе, заметим), президент России Владимир Путин ответил на вопрос, можно ли восстановить СССР.

«Я думаю, что это невозможно. Реставрация социализма невозможна. Это всегда связано с расходами. В конечном итоге это связано с тупиком в экономике. Справедливое распределение ресурсов. Справедливое отношение к людям, живущим за чертой бедности. Снизить до минимума число тех, кто живет за этой чертой. Обеспечить людей услугами образования и здравоохранения на должном уровне. Такая социализация возможна. На это направлены наши национальные проекты», — сказал Путин.

По его словам, Россия должна развиваться не в сторону социализма, а в сторону социализации, увеличивая расходы на соцсферу.

Заметьте, спросили об одном (восстановление державы) – ответ о другом (реставрация строя). Итак, социализма не будет. Да и восстанавливать СССР тоже не будут (это все-таки два разных вопроса, хотя и связанных) Да, возможно сократят (хотя этого пока не видно, а видно, что прямо наоборот – лишат несколько миллионов пенсии, сделав их безработными) сократят количество бедных. Но только сократят, а не устранят бедность вовсе. Но по существующим тенденциям – количество рабочих мест будет сокращаться – бедность будет расти. Если и сократят, то только вместе с самим населением. А почему не будут устранять бедность в принципе, да и почему не будут восстанавливать СССР? А потому, что это не выгодно олигархам. Не выгодно им проводить индустриализацию, не выгоден рост коренного населения, а выгоден приток гастарбайтеров и т.д. Заметим, президент первое, о чем говорит – о «расходах». Чьих расхода? А о каком «тупике» речь?

Читать далее

 

 

 

 

 

протоиерей Кирилл Копейкин
кандидат богословия
кандидат физико-математических наук

 

ЧТО БОГОСЛОВИЕ МОЖЕТ ДАТЬ НАУКЕ СЕГОДНЯ?

 

Сегодня одним из вопросов, привлекающим внимание как специалистов, так и широкой общественности, является проблема соотнесения научного и религиозного взглядов на мир. Актуальность такого вопрошания связана с тем, что ныне наряду с колоссальным расширением сферы, охватываемой рациональным научным знанием наблюдается практически повсеместный рост религиозности. «Две противоположных тенденции характеризуют духовную ситуацию нашего времени – распространение натуралистических картин мира и растущее политическое влияние религиозных ортодоксий», – такими словами начинает свою книгу «Между натурализмом и религией» известный немецкий философ Юрген Хабермас [1].

На смену секулярному обществу, – обществу, стремящемуся вытеснить все религиозное из «внешнего» социального пространства в сферу субъективного мира и частной жизни индивидуума, приходит общество постсекулярное, происходит возвращение религии в общественную и политическую жизнь [2]. В связи с этим возникают следующие вопросы: Можно ли сочетать традиционные религиозные воззрения на мир с современной научной картиной мира? Может ли богословие оказаться чем-либо полезным науке?

Традиционно считается – и это вполне справедливо, – что богословское знание относится к разряду знания гуманитарного. Если естествознание изучает мир материальный, то богословие свидетельствует о мире духовном; кроме того, гуманитарное знание, в том числе и знание богословское, относится к разряду «мнений», каковых может быть великое множество, вопрос же об истинности тех или иных воззрений, как правило, не ставится. Это позволяет избежать серьезных столкновений между объективным научным знанием добываемым естественными науками, и знанием богословским.

Но же время богословие, стремящееся – по крайней мере, в предельной своей форме, – постичь замысел Создателя, претендует на объективность в высшем смысле этого слова – на то, что оно способно указать предельно верную точку зрения – точку зрения Творца на свое творение. Таким образом, определенные сферы соприкосновения между наукой и богословием все-таки имеются.

Читать далее

 

 

 

 

 

Михаил Шулин,

редактор газеты «Вестник Александро -Невской лавры»

 

Три России?

В последние два десятилетия жанр альтернативной истории все больше набирает силу как в  художественной – в первую очередь, конечно, – так и в публицистической литературе. Причин этому много: двадцатый век был богат на события, в нем была масса поворотных точек, и всякому человеку, кому небезразлична судьба Родины, интересно рассуждать, «что было бы, если бы». Некоторые заглядывают и дальше, придавая этому характер «научных» открытий, объединяя страны и народы в неведомые конгломераты, «реформируя» язык и совершая невиданные прорывы в области, доселе ученым недоступные. К сожалению, подобные теории, например, на Украине высмеиваются нашим читательским сообществом, но принимаются рядом мыслящих – казалось бы – людей, если это касается России (или Русь-Орды, или подобных псевдоисторических измышлений). Главное, чтобы при написании «истории» был взят мысленный реванш: за иго, за ошибки монархии, за революционный угар, за горькие потери Великой Отечественной…

С другой стороны, налицо почти государственная тенденция осуждать все пройденное, сюда же примыкает давно нам известная теория западников осуждать нашу «азиатчину» и «отсталость», на которые валят все беды, случившиеся попущением Божиим с нашей Отчизной. Следующим шагом в данном направлении является тезис о том, что, если бы мы знали, что такое демократия, все было бы иначе, но где бы нам это знать (с нашей-то азиатчиной!), потому мы так плохо и живем.

Читать далее

 

 

 

 

ГЕОРГИЙ ЕРМОЛОВ

 

МАНИФЕСТ ФАРИСЕЯ

 

Приснопамятный «отец (не!) русской  демократии и особа, приближённая к императору» Б. Березовский, будучи уже в глубокой…опале, и скорбя об упущенных, в силу собственной глупости, возможностях, в 2002 г. разразился программным трудом под названием «Манифест российского либерализма». Данный опус поистине великолепен как типичный образчик виртуозности не столько национального, сколько чисто фарисейского мышления. Желающие насладиться этим совершенством демагогии без труда найдут его в сточных канавах интернета, но невозможно удержаться, чтобы не привести здесь одну из множества замечательных цитат:

«Задача либералов состоит не в разоблачении патриотизма, что ошибочно по существу, а в помощи патриоту-государственнику стать патриотом-либералом. Американский патриот нисколько не меньше русского (или российского) любит свою Америку. Но он патриот-либерал, и поэтому Америка – богатая, а наш патриот – государственник, и поэтому Россия – нищая.

Важно помочь нашим патриотам понять, что только в силу того, что большинство из них люди верующие и этически ориентированные, — они уже либералы, а не государственники. Я еще раз подчеркиваю, что, с нашей точки зрения, Иисуса Христа, пророка Магомета и пророка Моисея следует трактовать как основателей идеологии либерализма, идеологии раскрепощения человека, а не идеологии подчинения и диктата. Только когда нынешние патриоты России из государственников «перекрестятся», как и подобает истинно верующим людям, в либералов, Россия начнет стабильно развиваться как эффективное современное государство».

Читать далее

Второе убийство Советского Союза

 

 

 

 

Захар Прилепин

 

…Сегодня это стерлось в памяти, сегодня уже о другом болит.

Но нет-нет и вернется знакомое ощущение гадливости и беззащитности, беззащитности и гадливости…

Знаете, в самом последнем, постыдном, обывательском смысле — я ничего не потерял, когда ушел этот красный Союз, когда треснула и развалилась, дымя, империя моя.

Мой папа не был советским патрицием, и мама тоже никем не была. Они были простыми, милыми, добрыми, небогатыми людьми; папа к тому же пьющий.

Мне не о чем было жалеть: мы жили как все — без острой обиды, без грешной печали, без мучительной надежды. Страна была данностью, нас не научили ее сберечь. Советский Союз вообще вырастил генерацию удивительно инфантильных людей.

Читать далее «Второе убийство Советского Союза»

 

 

 

 

 

 

 

ОЛЬГА  АКИМОВА

Редактор газеты «Вестник Александро-Невской Лавры»

 

ПОЗНАТЬ СЕБЯ И ПОБЕДИТЬ СЕБЯ

 

Возможно, мое утверждение спорно, но, когда мы говорим о человеке, мы всегда говорим о Боге. Обыденное восприятие жизни словно «замыливает» тот факт, что человек — Божие создание. В круговерти дел и событий мы, конечно, вспоминаем, что «все под Богом ходим», что управляет нашей жизнью Создатель. Но живем-то мы! Тихое, незримое Его присутствие мягко, оно не лишает нас воли действовать и жить даже тогда, когда мы безмерно от Него далеки.

Но, по-моему, самое удивительное — это то, как Господь выбирает момент встречи с отдельным человеком. К кому-то Он приходит еще в детстве, кто-то встречает Его в юности, а некоторые встречи происходят, как в притче про хозяина виноградника, в последний час. Эта притча ведь не только о «плате» за работу, она еще и о встрече.

Когда я разговариваю с людьми, которые не верят в Бога, я спокойна за них, я знаю, что просто Господь еще не «коснулся» их, что у Него для каждого свое время. А еще — что Он хранит и ведет их, даже таких вот, неверующих. Просто настоящая встреча еще впереди.

Герой моего рассказа настоящий Герой с большой буквы: Герой Советского Союза Валерий Анатольевич Бурков, а ныне — инок Киприан. Личность щедро одаренная, с богатой биографией, наполненной совершенно неординарными событиями.

Звуки колокола поплыли в воздухе, поднимаясь, как самолеты с земли – в небо, будоража и радуя, будя воспоминания. Он надел протезы, поправил звезду Героя Советского Союза на монашеской рясе, расправил плечи и вышел из комнаты четкой военной походкой, по которой никто из посторонних не догадался бы о его тайне.

Вспомнилось детство. Отец – военный летчик. Авиагородок. Разговоры только о полетах. Аэродром, где можно попроситься и посидеть в самолете, изображая, что летишь, хотя все зачехлено, но мальчишеское воображение работает на полную катушку. Вот отец, вернувшись из полета, протягивает ему яблоко, разделенное на две неравные части, и спрашивает: «Какое ты себе выберешь яблочко? А какое Наташе оставишь (младшей сестре — прим ред.)?». И по внутреннему нравственному, еще не осознаваемому, закону выбираешь меньшую часть.

И еще один урок, родом из детства, преподнесенный матерью: как пошел в магазин, а денежка для покупки вылетела из рук и улетела; как потом что-то наврал маме, и её слова, которые запали в душу: «Сынок, никогда не обманывай, говори всегда правду, не надо правды бояться». Врать после этого он уже не мог и со временем привычка превратилась в жизненное кредо.

Читать далее

В среду, 19 сентября, после Божественной Литургии святителя Иоанна Златоуста в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры Высокопреосвященнейший Константин, митрополит Петрозаводский и Карельский, совершил отпевание почившего 16 сентября известного писателя Николая Михайловича Коняева.

Тело Николая Михайловича было погребено на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.

Николай Михайлович Коняев (25 августа 1949, пос. Вознесенье, Ленинградская область — 16 сентября 2018, Санкт-Петербург) родился в посёлке Вознесенье на берегу Онежского озера. Закончил Литературный институт имени А. М. Горького. В 1984—1986 годах работал редактором на киностудии «Беларусьфильм» и в издательстве «Советский писатель». В 1986—1988 годах заведовал отделом прозы в журнале «Нева».

Участник VII Всесоюзного совещания молодых писателей (1979 год). Делегат VI съезда Союза писателей Российской Федерации, VIII и IX съездов писателей России, II и III съездов Международного сообщества писательских союзов.

Член редсоветов журналов «Молодая гвардия», «Роман-журнал XXI век», «Проза», «Немига литературная», «Родная Ладога», газеты «Литературный Петербург», сервера «Русское воскресение».

Секретарь Правления Союза писателей России. Председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга.

 

 

 

 

 

 

ОЛЬГА  ХИЖНЯК

                                                                                                   Кандидат философских наук

                                                                                             Ведущий научный сотрудник ГМИР

СВЯТАЯ КНЯГИНЯ ОЛЬГА И ДИНАСТИЯ РЮРИКОВИЧЕЙ

 

Выставка с таким названием состоялась в Государственном музее истории религии. Она посвящается 1050-летию преставления св. кн. Ольги, которое будет отмечаться в 2019 году. На выставке представлено около 130 экспонатов, рассказывающих о святых князьях династии Рюриковичей, правившей страной на протяжении семи веков. Посетитель может увидеть иконы и гравюры XVII-XX веков, с изображением святых князей Киева, Чернигова, Владимиро-Суздальской земли, куда в 1157 г. переместилась столица государства в связи с монголо-татарским нашествием и разграблением Киева, а также Твери, Ярославля, Рязани, Мурома, Смоленска и Брянска.  В витринах представлены старопечатные книги, исторические медали XVIII в., ордена РПЦ, предметы декоративного искусства и пасхальные яйца. Особое внимание уделено роли Новгорода и Пскова в образовании и укреплении русского государства, истории борьбы Тверского и Московского княжеств за первенствующую роль, победе Москвы и переносу в нее кафедры митрополита Петра (1325 г.).

Открытие выставки. Директор музея Л.А. Мусиенко, о. Константин (Татаринцев), О.В. Гаврилова, О.С. Хижняк

Княгиня Ольга (?-969) стала первой христианской правительницей Руси. Князь Рюрик, приглашенный на Русь в 862 году, его воевода Олег и сын Игорь соединили водный путь «из варяг в греки». После гибели князя Игоря, русской землей правила его супруга великая княгиня киевская Ольга, сначала ввиду малолетства сына Святослава, а затем во время его военных походов.  Княгиня Ольга лично объехала Новгородские и Псковские земли, провела фундаментальные экономические и политические реформы: был четко определен размер дани; организованы становища и погосты – места княжеского суда и сбора дани; установлены мирные отношения с Византией; началась проповедь и распространение христианства, возведение поклонных крестов, строительство церквей. Благодаря ее деятельности Русь включилась в общеевропейский цивилизационный процесс. Распространение христианства среди славян, начатое княгиней Ольгой было продолжено ее внуком князем Владимиром – Крестителем Руси. Оба прославлены Церковью в чине равноапостольных. Читать далее

 

 

 

 

 

 

МИХАИЛ  ШУЛИН

Редактор газеты «Вестник Александро-Невской лавры»

 

ВСЕНАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК

Ты  Небесная Царица

И архангелов Краса,
В новый век Ты Проводница,
Мост с земли на небеса.

Как поищем, так обрящем
Мы с Тобой душе ответ,
Радость Ты, и мир скорбящим,
И во тьме заблудшим — Свет.

Свыше милостивым взором
Смотришь Ты всегда  на нас,
Помощь дашь в молитве скоро
И утешишь в горький час.

Инокиня Ливия

 

Икона Казанской Божией Матери — одна из наиболее почитаемых в России — относится к типу Одигитрия, что означает «указующая путь». По преданию, первообраз этой иконы был написан апостолом Лукой. Основной догматический смысл этой иконы — явление в мир небесного Царя и Судии. Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс. На явленной в Казани иконе Христос благословляет двумя перстами, но в некоторых поздних списках встречается именословное перстосложение. Икона Казанской Божией Матери была обретена в 1579 году девятилетней девочкой на пепелище страшного пожара, укоторый ничтожил часть Казани. Пожар начался в доме купца Онучина. После пожара дочери купца Матроне явилась во сне Богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится ее чудотворный образ, зарытый в земле. До сих пор остается тайной, как попала святыня под руины. Предполагают, что она была зарыта тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве. Сначала на слова девочки не обратили внимание, но, когда сон повторился трижды, поиски на пепелище помогли обрести икону удивительной красоты. Святой образ, несмотря на пожар, выглядел так, как будто только что был написан.

Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Московский и Всея Руси Гермоген.

Будущий святитель, который погиб от рук поляков, за свою верность Православию причисленный к лику святых, и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.

На месте обретения иконы впоследствии был основан женский монастырь, где приняла монашеский постриг (под именем Марфы) Матрона. Впоследствии инокиня Марфа стала настоятельницей монастыря.

То, что икона чудотворная, стало ясно сразу же, так как уже во время крестного хода зрение вернулось двум казанским слепым. Эти чудеса стали первыми в длинном списке случаев благодатной помощи. Наиболее известные чудеса заступничества Божией Матери связаны с событиями Смутного времени. По призыву Святейшего патриарха Гермогена русский народ встал на защиту родины. В нижегородское народное ополчение, которое возглавили князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, был прислан из Казани список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы — Казанской.

Читать далее

 

 

 

 

 

 

Георгий Ермолов

 

ЛЮБОВЬ, ТВОРЯЩАЯ КРАСОТУ

Всякий, входящий в Лавру во второй половине лета, сразу погружается в пленяющую атмосферу удивительной красоты и благоухания. Огромный цветник вдоль главной аллеи поражает великолепием.
Элитные сорта тюльпанов, роз, хризантем, лилий приживаются здесь лучше, чем в ботаническом саду. Пышные кусты капризных рододендронов цветут так же, как, наверное, цвели на Земле в доисторический период. Иоанн Кронштадтский писал: «Цветы – остатки рая на Земле». Одна из древних легенд повествует как Бог, лишив людей земного рая, вознамерился отобрать у них и всю земную красоту. Но, все же, любовь к людям пересилила, и он оставил им одно из лучших своих созданий – рододендрон, поселив это растение в труднодоступных горных районах. Существует поверье: кто найдет рододендрон в тех местах, того ожидает счастье. Входящий в Лавру, находит рододендрон с первых шагов.
«Остатки рая» не ограничиваются лишь дворовой территорией. Кому доводилось побывать внутри корпусов, могли видеть бесконечные галереи – зимние сады самых удивительных растений.
Войдя в Лавру рано утром, ежедневно замечаешь на клумбах и цветниках маленькую тонкую фигурку, теряющуюся в многоцветном великолепии и будто бы творящую бесконечные поклоны своим возлюбленным чадам. Покидая Лавру поздно вечером, неизменно наблюдаешь ту же картину. Каждый день. Без выходных и отпусков. Практически в любое время года.
Читать далее

 

 

 

 

 

 

 

ГАЛИНА СИРОТИНСКАЯ

журналист

 

ДРЕВНЯЯ СВЯТЫНЯ РУСИ

Владимирская икона особенно почитается в России. Веками русские люди молились Божией Матери перед этой иконой и получали помощь в таких страшных бедствиях, как нашествие татар.

По преданию Церкви, Владимирская икона была написана апостолом Лукой ещё при жизни Божией Матери, которая благословила этот образ. Из Константинополя икона была принесена в Киев. Благочестивый и набожный князь святой Андрей Боголюбский по Промыслу Божию взял икону с собой в город Владимир, почему образ и получил такое название.

В 1380 году на праздник Рождества Пресвятой Богородицы благоверный Димитрий Донской одолел полчища Мамая на поле Куликовом. Мамай бежал в Крым и был убит. Это была первая победа русских сил. Хребет Орды был переломлен. Однако татарское иго продолжалось ещё сто лет. Уже через два года после славной победы в 1382 году хан Тохтамыш напал на Москву и сжег её. Князь Димитрий в тот раз не успел собрать все силы и не смог дать отпор. Дмитрию пришлось униженно кланяться Тохтамышу, платить ему дань и даже отдать в заложники по требованию хана своего маленького десятилетнего сына Василия. Василий в сопровождение слуг вынужден был поехать в Орду, и только в 1386 году в возрасте 14 лет Василий с помощью приближенных тайком бежал из Орды и нашёл приют в Молдавии. Оттуда он вскоре сумел перебраться в Москву.

Читать далее

23 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с участниками III Международного православного молодежного форума.

 

 

 

 

 

 

 

«В наше время свобода — это один из фетишей»

Я очень рад всех вас видеть и от всего сердца приветствую вас. Считаю, что проведение таких форумов является очень важным событием в жизни нашей Церкви и нашего общества, потому что православные молодые люди, собираясь в Москве, могут почувствовать локоть друг друга, понять, что молодежное движение Русской Церкви — это огромное движение, могут лучше почувствовать и ознакомиться с опытом других. Иначе говоря, форум — это место встречи, место обмена опытом, место учения и, я бы хотел сказать, место, где мы обогащаемся и духовным опытом. Поэтому мне бы хотелось поговорить с вами о вещах, которые имеют отношение к нашей духовной жизни.

И первые мысли, которые возникли у меня сегодня утром, когда я сел за письменный стол и пожелал набросать какие-то тезисы своего выступления, почему-то остановились на теме счастья. В самом деле, всякий человек стремится к счастью, нет человека, который бы сказал: «Для меня эта тема безразлична». Другое дело, что у каждого есть свое собственное понимание счастья; но стремление к счастью — это общее стремление каждого человека и всего человеческого рода.

Читать далее

Почему я встал на защиту Белого Дома…

 

 

 

 

 

 


Один из защитников Белого Дома иеромонах Никон (Белавенец) о причинах, последствиях и уроках Октября 93-го …

В начале октября 1993 года в Москве произошли трагические события, закончившиеся штурмом здания Верховного Совета Российской Федерации и упразднением Съезда народных депутатов и Верховного Совета в России.

Длившееся с момента распада СССР противостояние двух ветвей российской власти — исполнительной в лице президента России Бориса Ельцина и законодательной в лице парламента — Верховного Совета (ВС) РСФСР, возглавляемого Русланом Хасбулатовым, 3-4 октября 1993 года перешло в вооруженное столкновение и окончилось танковым обстрелом резиденции парламента — Дома Советов (Белого дома).

Согласно заключению комиссии Государственной Думы по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября — 5 октября 1993 года, исходной причиной событий и их тяжких последствий явилась подготовка и издание президентом РФ Борисом Ельциным указа от 21 сентября №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», озвученного в его телевизионном обращении к гражданам России 21 сентября 1993 года в 20.00.

Один из защитников Белого Дома в октябре 1993 года иеромонах Никон (Белавенец) вспоминает события четвертьвековой давности:

Для меня события 1993 года одновременно печальные и радостные. На баррикадах возле Белого Дома я познакомился с замечательными русскими людьми. За минувшие годы наша дружба, соединенная кровью товарищей, только окрепла. Несмотря на различие взглядов на те или иные события, мы ощущаем себя однополчанами.

Почему я встал на защиту Белого Дома? Была прозаическая причина. За год до тех событий я был назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в селе Язвище Волоколамского района Московской области — родине преподобного Иосифа (Волоцкого). В 1992 году произошла инфляция, деньги обесценились, поэтому приход остался без средств к существованию. Мне хотелось создать подобие патриотического объединения вокруг прихода. Ведомый этой целью я вышел на депутатов патриотического крыла Верховного Совета Российской Федерации. Когда же мы начали осуществлять первые практический шаги, произошел государственный переворот. Беспокойство за моих новых друзей привело меня на баррикады к Белому Дому.

На президентских выборах я голосовал за Ельцина и как церковный журналист присутствовал на церемонии инаугурации в Кремлевском дворце съездов. Я помнил, как Ельцин приносил присягу на Конституции. У меня было ощущение, что Ельцин совершил предательство, клятвопреступление, поэтому моя ответственность за свой выбор подталкивала меня к тому, чтобы продемонстрировать свое категорическое несогласие с государственным переворотом.

В те дни Церковь явила миру свой миротворческий потенциал. В течение двух суток противоборствующие стороны смогли вести переговоры, что является важнейшим прецедентом в современной российской истории. И, на мой взгляд, неправильно полагать, что эти усилия закончились провалом, ибо после октября 1993 года мы заметили некую корректировку государственного курса. Также состоялась амнистия руководителей Верховного Совета и исполняющего обязанности Президента. Я не думаю, что случилась бы амнистия, если бы государственный переворот прошел «на Ура!». Церковь предотвратила братоубийственную войну. Хотя не стоит закрывать глаза на то, что в Москве состоялся акт гражданского противостояния, а любая капля русской крови для нас должна быть священна. Мы не можем разбрасываться людьми. По официальным данным, погибло 150 человек. Для мирного времени — это страшная цифра. Я уверен, что жертв было гораздо больше, чем показывает официальная статистика.

Господь творит Свой суд — уже нет в живых Ельцина, Гайдара, Грачева, Ерина, который был бессовестно награжден званием «Герой России» за бездарные действия. Даже если встать на сторону Ельцину, то его министр внутренних дел не обеспечил безопасность рядовых москвичей, ведь огромное количество людей погибло от случайных пуль. В течение сентября Белый Дом был жестко блокирован, а 4 октября никто не предупредил жителей столицы, что нельзя находиться вблизи Белого Дома. Люди стояли и взирали на расстрел, подпадая под шальные пули. И за гибель мирного населения Ерин получил звание «Герой России»! Безобразие! Весной сего года Господь его прибрал.

Люди, прошедшие испытание 1993 годом, не покривили душой и не предали идеалы законности и правопорядка, сохранились в общественной жизни. Речь идет о Сергее Николаевиче Бабурине. Весьма символично, что в год 25-летия Октябрьской трагедии он стал кандидатом на должность Президента Российской Федерации. Пусть он занял последнее место в президентской гонке, но сам факт его участия в выборах Главы Российского государства подтверждает, что бойцы 1993 года не сломились, сохранив свой потенциал.

А теперь об уроках. К сожалению, после 1993 года патриотические силы так и не смогли объединиться. Патриотическая оппозиция либертарианскому курсу была в значительной степени раздроблена и дезорганизована. Но, слава Богу, была полностью дискредитирована либеральная мечта. Если до октябрьских трагических событий прозападный либерализм обладал неким ореолом, то после 1993 года началось медленное, но неуклонное угасание и умирание либерализма. Ныне все кумиры либеральной общественности того периода превратились в маргиналов.

К 100-летию Царской Голгофы

Ирина Тихонова

 

НАШИ «ЦАРСКИЕ ДНИ»

Записки паломника

 

Мысль о том, что в 100-летие трагической смерти Святых Царственных Страстотерпцев надо пройти маршрут Царского скорбного пути, не вызывала сомнения. Без опеки духовника это довольно сложно. Благословение от протоиерея Аристарха было получено. Более того, предложено незадолго до этой даты никуда не ездить (а лето время разъездов, в т.ч. паломнических), так как поездка будет более чем серьезной, с требованием многих сил, не только физических, но и духовных, и лучше их не расплескать заранее. Но как важно, чтобы и во все дни нашего путешествия о нас, паломницах была духовная забота. Каждый паломник знает: искушения разного рода крадутся во след. И эту молитвенную заботу о. Аристарха мы чувствовали все время: как это редко бывает, поездка была абсолютно гладкой.

Итак. Поездом до Екатеринбурга, где нас ожидал автобус, и уже катим в Сибирь, в Тюмень. В этом городе арестованная Царская Семья пересаживалась на пароход. На пристани, на месте стоянки и погрузки, ныне созданы музей и часовня в честь Царственных Страстотерпцев.

Тюмень – очень красивый ухоженный город, с приятной современной застройкой, красивой, умной, открытой, жизнерадостной молодежью,  и, как хочется думать – в большом числе православной. Как раз такую группу молодых людей с песнопениями мы видели и слышали в Троицком мужском монастыре. Восхитившись своими соотечественниками, мы служили молебен перед мощами св.Филофея Лещинского, просветителя и миссионера местного населения в XVIII веке.

По реке Тура Царская Семья плыла в Тобольск. С палубы они могли видеть Покровское – родное село Г. Е. Распутина. А быть здесь довелось им спустя 9 месяцев, по злой иронии. На пути из Тобольска к екатеринбургской Голгофе здесь была перепряжка лошадей.

…Нас, к огромной радости, везут в Покровское! Село как село. Но прикосновение к местам,  знаковым в судьбе России дорогого стоит. На месте, где был дом Григория Ефимовича ныне площадка с установленным часовенным столпом; напротив дом в котором устроен частный музей.

Мы  движемся дальше, через 2 часа – Тобольск. Жадно в него всматриваемся. Вот он город – пристанище Царской семьи на долгие месяцы, город связанный со множеством ссыльных, в том числе – декабристов…

Читать далее «К 100-летию Царской Голгофы»

 

 

 

 

 

 

Олег Платонов
писатель
директор Института русской цивилизации

 

Государство, русофобия, сионистское лобби

Настало время поделиться своими мыслями о тех безобразиях, с которыми я столкнулся в течение последнего года, общаясь с разными представителями государственных органов, пытался понять их мотивы и стремления. В моем личном опыте отразились проблемы всего современного российского общества, кризис государства, активность и опасность внутренних врагов, мечтающих о разрушении России, и главное, всеобщее понимание чуждости и лукавость власти, отсутствие веры в нее.

8 сентября 2017 года на офис Института русской цивилизации был совершен «налет» шести работников Следственного комитета РФ. Эта группа изгнала из наших комнат всех сотрудников и, закрыв двери, начала обыск с пристрастием, как будто это место страшного преступления.

Были взломаны двери в шкафах, рукописи изданий брошены на пол и перемешаны с книгами. Увезены множество документов, рукописей, книг и компьютеры. Одновременно был совершен обыск и в моей квартире (но там четверо других сотрудников провели его аккуратно). Впоследствии обыск был произведен и в моем загородном доме (в этом обыске участвовали еще четыре человека). Как проходил обыск в офисе, до сих пор остается для меня тайной за семью печатями. Несмот­ря на мои многочисленные просьбы ознакомить меня с «протоколом», его мне показали только спустя 11 месяцев — и то держа в метре от моих глаз.

После обыска меня допросил следователь, годящийся мне во внуки. На самом первом допросе в ответ на мою реплику: «Придет время, Вам будет стыдно за Ваши сегодняшние действия», он мне заявил в присутствии адвоката: «Я Вас посажу». Мне было предъявлено обвинение, что я в 2015 году, «действуя умышленно», написал книги, посредством которых составил заговор «на возбуждение ненависти к евреям».

Читать далее

 

 

 

 

 

Николай Коняев

Секретарь правления Союза писателей России

        Председатель Православного общества писателей Санкт-Петербурга 

 

В ГОРОДЕ КСЕНИИ БЛАЖЕННОЙ 

 

ДОМОВЛАДЕЛЬЦЫ

ПЕТЕРБУРГСКОЙ СТОРОНЫ

 

«Учись, друг мой, — часто говаривала покойная бабушка, когда я был еще ребенком, — учись, вырастешь да будешь умен, поедешь в Петербург на службу, станешь носить шитый мундир, заживешь в золотых палатах на самой Петербургской стороне, на самой Дворянской улице. Ты ведь дворянин».

Евгений Гребёнка.
«Петербургская сторона»

 

Считается, что в 1755 году Ксению выдали замуж за Андрея Петрова, который пел в придворном хоре императрицы и носил чин полковника.

Отчество Андрея Петрова, как утверждает Евгений Гребенка, автор первого известного нам печатного упоминания о Ксении Петербургской, помещенном в очерке «Петербургская сторона»[1], было — Петрович. Авторы очерков, помещенных спустя три года в «Ведомостях Санкт-Петербургской городской полиции», считают, что звали Петрова Андрей Григорьевич. В конце XIX века, как мы уже говорили, муж Ксении был назван Андреем Федоровичем.

Как бы то ни было, но исследователи условились считать, что после свадьбы Петровы поселились в собственном доме на улице, носившей поначалу название Одиннадцатой, а в дальнейшем ставшей улицей Андрея Петровича.

Читать далее

3 февраля Следственный комитет РФ выступил с важным заявлением в связи с трагическими событиями в приемной семье в Московской области:
«Следователями установлено, что в 
2017 году органами социальной защиты Конаковского района Тверской области над мальчиком и его младшим братом была оформлена опека, местом проживания детей был определен адрес в городе Москве…
В связи с тем, что это уже далеко не первый случай в следственной практике, где имело место насилие со стороны приёмных родителей, назревают определенные вопросы к механизму передачи детей в приёмные семьи и системе контроля над ними. Очевидно, что это требует самого серьезного внимания, детального анализа, совершенствования или переработки действующего порядка».

После заявления СКР большинство СМИ выпустило новость под заголовком, который совершенно не соответствует сути заявления СКР. Несколько примеров:
Интерфакс: «В СКР призвали пересмотреть процедуру усыновления из-за насилия над детьми»

РБК: «СК призвал изменить порядок усыновления из-за участившегося насилия»
Коммерсант: «СКР призывает пересмотреть процедуру усыновления детей»

Эти заголовки – чистой воды ВРАНЬЕ! А. Бастрыкин не призывает пересмотреть процедуру усыновления, А. Бастрыкин призывает пересмотреть проблемы с приёмными семьями. В пресс-релизе следкома нет и намека на заголовок «Коммерсанта» и иже с ним.

Что же нужно ангажированным СМИ?

Поясним.
Усыновление и приемная семья – юридически две абсолютно разные формы устройства детей.

Приемная семья – это ювенальный институт платной опеки по гражданско-правовому договору, смысл которого в том, что «приемные родители» заключают с органами опеки сделку на определенный срок (!), и в обмен на хорошую зарплату (!), выплаты и прочие льготы берут чужих детей для оказания воспитательных услуг (ст. ст.152, 153.1 Семейного кодекса РФ). Приемные родители в любой момент могут выкинуть ребенка, ибо имеют право отказаться от договора «о приемной семье» по любым «уважительным причинам» типа «отсутствия взаимопонимания с ребенком, болезни» и т.п. (ст. 153.2 СК РФ). По сути дела – приемная семья – это бизнес на передержке чужих детей со всеми удобствами для клиента. Причем, финансовые поступления в адрес приемных «родителей» от государства в 10-15 раз выше, чем пособия в адрес родных родителей.

Кроме того, приемные родители могут требовать алименты с родных родителей. Причем, органы опеки нередко жестко требуют с приемных родителей, чтобы они добивались алиментов (пример из практики: «На днях опека собрала всех приемных родителей города на собрание и поставила перед фактом: все дружно подписываем доп.соглашение к договору о приемной семье. Среди прочего в этом доп.соглашении есть пункт, в котором говорится, что приемный родитель обязан подавать на алименты, добиваться выплаты этих алиментов и ежегодно до 31 декабря предоставлять документы, подтверждающие то, что приемный родитель интересы ребенка по алиментам активно отстаивает»). Приемные семьи называют иногда еще патронатными, профессиональными или фостерными.

В отличие от приемной семьи усыновление – это безвозмездная форма принятия ребенка в семью людьми, которые юридически приравниваются к родным родителям, и соответственно, не имеют никаких ежемесячных зарплат приемных «родителей» (ст. 137 СК РФ). Цель у усыновителей, как правило, жертвенная – желание подарить ребенку настоящую семью с мамой и папой. Усыновление – это прочная постоянная связь усыновителей и ребенка. Усыновители не могут получать алименты с родных родителей. Отмена усыновления возможна только в судебном порядке.

Именно раскрутка приемных семей, которыми занимаются в России многочисленные прозападные НКО, одна из причин формирования своеобразного «рынка детей». В условиях экономических сложностей немалое число сограждан включилось в работу на этом рынке. Известны случаи, когда люди, имеющие фермерский бизнес в южных краях РФ, решали от него отказаться и перейти на более прибыльный бизнес по передержке хорошо оплачиваемых детей.

Для своих клиентов органы опеки старательно подбирают детей («живой товар»), отбирая их у родных, но бедных (якобы «неблагополучных») родителей.
В данном случае трагедия случилась именно в приемной семье, а не семье усыновителей. Систематичность проблем именно в приемных семьях, на которую справедливо обращает внимание А. Бастрыкин, привела его к выводу о необходимости пересмотра нормативной базы о приемных семьях.

Вопрос, который поставил А. Бастрыкин, на самом деле весьма глубинный. Ответ на него мы видим в необходимости принципиально изменить отношение законодателя к допустимости сдачи детей в платные «семьи», кои семьями и называть-то нельзя.
Коммерциализация при семейном устройстве детей в корне противоречит российским семейным и духовным традициям. В связи с «профессионализацией» и денежным интересом т.н. «замещающей семьи» исключается построение полноценных детско-родительских отношений. В российских традициях базой института семьи являются чувства любви и самопожертвования. Подмена базы семьи с духовной на материально-профессиональную закономерно порождает проблемы и разрушает традиционный институт семьи.

Для реального обеспечения права ребенка, оставшегося без попечения родителей, на семью достаточно институтов усыновления и бесплатной опеки (например, когда усыновление невозможно по объективным причинам). Безвозмездность устройства (т.е. отсутствие возмездного гражданско-правового договора как «основы семьи») не исключает мер социальной поддержки. При этом важно сохранить в достаточном объеме институциональные формы устройства сирот – детские дома (с которыми так усиленно борются ювеналы), на время ожидания сиротой новой настоящей семьи. Практика показывает, что детские дома обладают значительно большей мерой прозрачности для проверки соблюдения прав детей, чем тысячи тысяч приемных семей. Кроме того, приемные семьи, как правило, не позволяют родным родителям, поддерживать с родным ребенком контакты (что возможно в детском доме).
Что же сделали ювенальные журналисты из заявления А. Бастрыкина?  Призыв ужесточить и так довольно сложный процесс усыновления, вымещая внимание читающей публики с истинной причины трагедий – института платных семей. А что значит ужесточить усыновление? Значит, еще больше раскрутить ювенальные приемные платные семьи. Известен еще один из планов ювеналов – они желают загнать в 
школы приемных родителей (ШПР) всех подряд, даже близких родственников ребенка-сироты, даже если они уже вырастили десяток своих детей.

ШПР – это тоже хороший бизнес, и чем больше туда народу загонят, тем больше заработают прозападные НКО, которые слезливо рекламируют приемные семьи.
В заключение приведем некоторые факты, свидетельствующие о гибельном состоянии системы детозащиты США, которая базируется на институте фостерных (платных) «семей».

Тезисы по Докладу сенатора Штата Джоржия Ненси Шеффер «Коррупционный бизнес службы защиты детей» («The corrupt business of Child protective services», 2007):

– Это защищенная империя, которая строится на разрушении семей. Для детей эта система – гестапо. Их забирают из домов ночью, из школ, с транспорта, с улицы.
– Система выстроена так, что социальные работники подделывают доказательства, ибо им выгодно изымать детей. И они «вне подозрений» системы. Они не отвечают ни за что. Все нарушения в детозащите покрываются ссылкой на конфиденциальность информации.
– За каждого ребенка, помещенного в замещающую семью, платится бонус. Это приводит к тому, что надо изъять как можно больше детей, чтобы заработать и чтобы у клиентов (замещающих семей), был выбор. В США это 4-6 тыс. долл. за каждого адоптированного ребенка. Но это не единственный бонус. 
Деньги берут также с родных родителей на содержание ребенка, на услуги и т.п.

– В фостерной семье много детей. Приведен пример – 18.
– Возвращению ребенка в кровную семью чинятся препятствия (от родителей требуют бесконечно проходить то или иное психологическое обучение, сдавать тесты и т.п.).

– Система не финансирует воссоединение семьи. Поэтому в этой системе никто не заинтересован в возвращении детей. Дети всегда жертвы.

– Детям в замещающих семьях плохо. Часты случаи, когда детей насиловали дома. Глава ассоциации замещающих семей в Джоржии был арестован за домогательства к изъятым детям.

– В фостерных семьях дети погибают в 6 раз чаще, чем в общественных местах (The National Center on Child Abuse and Neglect in 1998).
– Реформа системы не возможна. Система уничтожает семьи и детей просто потому, что она имеет на это право.

В дополнение отметим, что бывший судебный обвинитель из штата Орегон Роджер Вайднер на вопрос: «Является ли «Child protective service» правительственной сетью по похищению детей?», говорит: «В общем, ДА». Он также говорит, что финально бонус Child protective service составляет 85000 долларов за каждого отобранного у родителей ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

протоиерей Максим Обухов

руководитель православного Медико-просветительского центра «Жизнь»

«ЮВЕНАЛЬНОЕ ЛОББИ НИКУДА НЕ ДЕЛОСЬ»

Напомним, что ровно год тому назад, 7 февраля 2017 года, Президент России Владимир Путин подписал закон о декриминализации побоев в семье. Закон перевел побои в отношении близких родственников из разряда уголовных преступлений в административные правонарушения в случаях, когда такой проступок совершен впервые.

Введение в правовое поле термина «семейное насилие» порочно. Данное определение юридически размыто и позволяет двояко его толковать. В самом термине априори содержится некое утверждение, что семья является источником опасности для человека. Мы всегда возражали против узаконения данного термина, потому что в нем увязываются совершенно разные понятия. Есть понятие «преступление против человека». А где беззаконие совершенно, в троллейбусе ли, в школе, на лестничной клетке или дома, уже не так существенно. К сожалению, в России активно действует антисемейное лобби. Лоббисты проиграли, поэтому активно взялись за раздувание в СМИ проблемы «семейного насилия». Лоббисты стали вбрасывать в информационное пространство ложные данные. Я ловил за руку интернет-троллей, которые выдумывают цифры, дескать, в семьях убивают тысячи и тысячи детей. В ходе антисемейной пропаганды используются методы подтасовки, в статистике смешиваются разнородные деяния – убийство и строгий взгляд родителя. В результате формируется атмосфера, направленная против семьи и дома. По-видимому, председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин оказался под воздействием антисемейной пропаганды. В то же время он имеет доступ к настоящей полноценной статистике, которая показывает, что семья является самым безопасным местом для человека.

К сожалению, в России действует антисемейное лобби, стремящееся создать систему, действующую в западных странах, где ювенальные структуры занимаются разрушением семей. На Западе в результате ювенального вездесущего контроля над родителями люди боятся вступать в брак и рожать детей. В России хотят привить систему доносительства и тотального контроля над семьей. Антисемейное лобби действует неприятными методами – путем распространения лжи. Например, в течение нескольких лет рассказываются сказки о том, что ежегодно в российских семьях мужья якобы убивают 14 тысяч жен! Эти небылицы распространяют серьезные люди, среди которых есть сенатор. Антисемейное лобби распространяет цифры, которые совершенно не соответствуют действительности – ложь в несколько раз превышает реальность. Ни одна страна в мире не застрахована от бытовой преступности. Но беззаконий внутри семей всегда минимально и они не представляют собой грозных цифр.

Антисемейное лобби действует излюбленным образом: в России действительно совершается несколько сотен преступлений в год, из которых выбирают чудовищные и единичные случаи насилия – психически больной маньяк зарубил топором пять детей. И это единичное безобразие раздувается в СМИ до невероятных масштабов. Однако статистика и объективные данные свидетельствуют об обратном – семья является наиболее благополучным местом для ребенка. Лоббисты же приводят манипулятивные данные, лживые цифры и обобщают малозначительные преступления. Кроме того, некоторые журналисты и политики используют статистику НКО, которые заинтересованы в предоставлении ложных данных, так как они на этом отрабатывают свои гранты. Например, НКО берет отдельно взятый вопиющий случай насилия, приведенный мною выше, и присовокупляет к нему жалобы, анонимные звонки и т.д. А в статье про маньяка рассказывают, что в России, дескать, несколько десятков тысяч подобных случаев насилия. Идет тонкая манипуляция сознанием – нельзя семейную ссору ставить в один ряд с убийством. Не говоря уже о том, что представители антисемейного лобби нагло лгут, преувеличивая статистику в десятки раз.

Нагнетание истерии вокруг «семейного насилия» является манипуляцией. Лоббисты преследуют цель создания семейной полиции, которая будет заниматься террором по отношению к семьям и вмешательством в личную жизнь граждан.

Преступления в приемных семьях свидетельствуют о том, что система призрения сирот недостаточно эффективна. Преступления в детских домах, интернатах и приемных семьях свидетельствуют о недостатках системы, которую можно усовершенствовать. Я боюсь, что Россия пойдет по пути западных стран по созданию системы контроля над личной жизнью граждан. По сути, система защиты прав детей преследует цель рождения детей по предварительному разрешению, чтобы чиновники выдавали соответствующую лицензию на беременность. Звучит странно, но данный механизм де-факто реализуется.

Антисемейные инициативы являются демографическим оружием. Люди боятся вступать в брак из-за вмешательства в их личную жизнь. Система контроля над семьей вышла из западных грантов, из-под пера иностранных агентов.

Маловероятно, что председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин является проводником западных идей по сокращению численности населения России. Наиболее вероятное объяснение – чиновники начинают нервно реагировать на истерию в СМИ, в то время как надо бы трезво оценить ситуацию. Нужно отказаться от антисемейной риторики! Возможно, глава Следственного комитета стал жертвой истерии либеральных СМИ.

Наша система призрения сирот несовершенна. Я боюсь, что в Россию придет нетрадиционная практика чрезмерной опеки государства, когда местные чиновники получат власть над родителями, право входить в жилище и изымать детей, а также диктовать, как воспитывать и кормить детей, арестовывать родителей и вмешиваться в семьи по анонимному доносу. С другой стороны, государство платит деньги приемной семье, поэтому вправе контролировать расход денежных средств. Но это лишь требует усовершенствование системы призрения сирот.

Ровно год тому назад Президент России Владимир Путин подписал закон о декриминализации побоев в семье. В этом был заключен консенсус различных сил в обществе. Мы почувствовали влияние родительской общественности, но ювенальное лобби никуда не делось. Никто не извинился и не опроверг ложь о 14 тысячах убитых мужьями жен. Я заметил, что сегодня идут информационные вбросы о невероятных цифрах по насилию над детьми в семьях. В интернете тиражируется множество непроверенных данных. Государственные органы подверглись информационному прессингу со стороны либеральных СМИ с целью поставить под контроль семью.

 

 

«Жизнь как подвиг»

В Санкт-Петербурге состоится торжественное открытие выставки, посвященной столетию мученической кончины протоиерея Философа Орнатского и его сыновей − Бориса и Николая …

 

 

 

 

 

 

 

29 августа в 13:00 у центрального входа в Казанский собор Санкт-Петербурга состоится торжественное открытие выставки «Жизнь как подвиг», посвященной столетию мученической кончины протоиерея Философа Орнатского и его сыновей — Бориса и Николая, говорится в пресс-релизе.

Будет отслужен молебен, после чего организаторы выставки проведут презентацию проекта для собравшихся гостей и зрителей, среди которых будут видные общественные деятели, историки, представители православных и благотворительных организаций, главы районных администраций.

Проект реализуется Константино-Еленинским женским монастырем совместно с Казанским кафедральным собором. Выставка получила благословение Санкт-Петербургской митрополии.

Священномученик протоиерей Философ Николаевич Орнатский — выдающийся церковный и общественный деятель конца XIX — начала ХХ века. Его усилиями созданы многочисленные церкви в Санкт-Петербурге и окрестностях, учреждены благотворительные, научные и просветительские общества, деятельность которых охватывала десятки тысяч человек, в том числе — из бедных и рабочих слоёв.  Издательская и публицистическая деятельность отца Философа была посвящена религиозно-нравственному просвещению русского народа, утверждению трезвости, межнационального и межклассового мира, укреплению патриотизма и развитию позитивной гражданственности в сложных социальных и политических условиях России начала ХХ века.

На выставке будет представлен уникальный архивный материал, собранный  из фондов 6 российских архивов и библиотек, а также документы, фотографии и рукописи, переданные потомками отца Философа. Всего — свыше 100 документов, многие из которых ранее никогда не публиковались.

Перед посетителями выставки развернется масштабная картина социально-общественной и церковной жизни Санкт-Петербурга в один из ключевых исторических моментов в истории нашей Родины.

Факт-лист о выставке

Организатор проекта — Константино-Еленинский женский монастырь

Над созданием экспозиции работали свыше 10 человек, среди которых были историки, архивисты, краеведы и агиографы.

Автор составитель экспозиции — Филимонов Валерий Павлович, русский писатель-агиограф, академик Православного богословского отделения Петровской академии наук и искусств, автор жития священномученика Философа Орнатского пресвитера Петроградского и сыновей его — мучеников Бориса и Николая.

Период подготовки выставки — 8 месяцев.

Представлено свыше 100 репродукций исторических документов и фотографий.

Использованы материалы из 6 архивов и библиотек:

  1. Российский государственный исторический архив;
  2. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга;
  3. Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга;
  4. Центральный архив Федеральной службы безопасности России;
  5. Российская национальная библиотека;
  6. Библиотека Российской академии наук.

Продолжительность работы выставки у Казанского собора — до 30 сентября 2018 года.

После завершения работы выставки у Казанского собора она станет передвижной и будет экспонироваться в других регионах страны.

 

 

 

 

 

 

 

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛ

 

«Мы живем в особое время духовного пробуждения нашего народа»

Во вторник, 21 августа, в праздник перенесения мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второго перенесения мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. По окончании Богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью:

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец наместник архимандрит Порфирий! Высокие представители государственной власти! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно поздравляю с великим для нас всех праздником — днем памяти преподобных основателей сей обители Зосимы, Савватия и Германа Соловецких!

Всякий раз, когда мы совершаем литургическое воспоминание о преподобных отцах, читается небольшой отрывок из Послания апостола Павла к Галатам (5:22 — 6:2), в котором говорится: если кто-то из ваших ближних согрешает, исправляйте такового духом кротости и наблюдайте за самими собой, чтобы не впасть в искушение.

Эти слова должны быть в сознании и памяти каждого, кто живет в монастыре. Почему? А потому что в монастырь как в место святое стекаются люди. Они видят перед собой монахов и понимают, что монахи — это не совсем такие люди, как они. Ведь монахи — это те, кто отказался от земных благ, кто ушел из мира, кто словно пребывает в ином бытии. Люди понимают, что главным деланием монаха являются молитва и личный подвиг. Чтобы прикоснуться к личному духовному подвигу монашествующих, приложиться к святыням, помолиться вместе с монашеской общиной, и стекаются в наши монастыри многие и многие паломники.

Читать далее