Искусство русского народа

Владимир  Анищенков

главный редактор радиостанции «Победа»

ИСКУССТВО РУССКОГО НАРОДА

 

«Страна бензоколонка с ядерным оружием», как называют Россию недруги, на самом деле владеет ещё и самыми быстрыми в мире сверхзвуковыми ракетами, и целым парком космических аппаратов, а на земле скоростными магистралями, роботизированной техникой с широко цифрофизированной жизнью и высококомпьютеризированным населением.

Но сегодня речь не об этом, а о том, что мы умеем делать своими руками. Причём умело, красиво и в массовом масштабе. Речь пойдёт о русском народном искусстве. Мы его знаем в основном по знаменитым промыслам – Гжели, Хохломе и Палехе. Но это только самые яркие, но далеко не единственные народные художественные промыслы. На самом деле их десятки. А самостоятельных мастеров сотни.

В наше время, когда при помощи 3D-моделирования можно за несколько минут сделать нужную вещь, кто-то посчитает их устаревшими и неактуальными. И напрасно. Произведение искусства, которое создаёт человеческая рука, водимая чувствительным сердцем и многовековыми навыками, никогда не потеряет своей привлекательности. Она приносит людям радость. Человеческую радость, которую ни искусственный интеллект, ни автоматически сделанная вещь не принесут. А вещь, сделанная своими руками, принесёт. В ней сохраняется тепло рук мастера, частица его души. О знаменитых промыслах ещё поговорим, а начнём с самых простых, обычных детских глиняных игрушек. Их делали везде, где есть глина. Лежит под ногами. Бери сколько хочешь. Мягкая и лепкая. Из глины делали посуду. А самые сноровистые лепили игрушки детям на забаву. Чтобы глиняные изделия жили дольше, их обжигали в печи. В обычной деревенской печи, которые на Руси были повсеместно. Конечно, детям старались делать поцветастей. Краски тоже брали те, что под руками. Натирали из растений и той же глины, которая была разных оттенков. Однажды кто-то придумал белить игрушки молоком и тогда на белом фоне краски заиграли ярче. Игрушки стали нарядней.

Лепили то, что было перед глазами: коней, птиц, коров, ну и конечно людей. В каждой деревне свой взгляд на мир, на красоту. Вот и получалось, что делали вроде одинаково, а выходило у всех по-разному. В каждом селении игрушки на свой манер. По имени деревни их и называли. В Дымковской слободе – дымковская игрушка, в Филимоново – филимоновская, в Абашеве – абашевская. В Каргополе и его округе делали, стало быть, каргопольские игрушки. Эти простенькие на первый взгляд игрушки прославились на весь мир. Случилось так, что профессиональные художники, которые понимают толк в искусстве, оценили художественные достоинства игрушек, которые делала простая деревенская женщина по имени Ульяна. Её вместе с игрушками привезли на всероссийскую художественную выставку. И они (Ульяна и игрушки) произвели на публику впечатление. И тогда решили повезти их за границу. И, о чудо! Париж и Лондон восхитились ульяниными поделками.

Да, что же в них такого особенного? Лепит из обычной глины, красит обычными красками, сюжеты незамысловатые. А вот, поди ж ты, медали и дипломы крупных международных выставок выдали Ульяне Бабкиной – простой деревенской русской женщине. Значит, есть в ульяниных игрушках, что-то такое, что заставляет сердце откликаться. Словами это не объяснить. То есть сказать можно, но объяснить возможно только тем, что Ульяна, сама того не ведая, стала носительницей традиций русского народа.

Неизвестные нам мастера веками лепили игрушки; придумывали образы, создавали своеобразные узоры, находили наилучшее сочетание формы и росписи, и таким образом доводили простые детские игрушки до совершенства. Вот эти многовековые навыки и восприняла Ульяна Бабкина. Она нигде не училась. Только видела, как делали старшие в их деревне. И, конечно, привнесла свой художественный дар. Откуда он у деревенской женщины? Бог весть. Это внутри русского человека. Просто потому что он родился и жил в русской среде. Слышал русские колыбельные песни и сказки, пел вместе со всеми в хороводе и в церкви, видел – созерцал родную природу, делал то, что и другие русские люди. И только удачно сложившиеся обстоятельства выявили, что Ульяна Бабкина настоящий художник, мастер декоративно-прикладного искусства (научно выражаясь). И таких мастеров в России множество. При надлежащих условиях они создают целые художественные промыслы.

Промыслы – это когда можно своими изделиями промышлять, то есть зарабатывать. Что удивительно, оказывается, русский человек умеет и зарабатывать. Упомянутые нами Гжель и Хохлома наглядно свидетельствуют об этом.

Что такое Гжель? Наверняка многие с удовольствием расскажут о разнообразной посуде с синей росписью, которые украшают наши дома. А откуда такое изобилие? Из подмосковного села Гжель, где простые крестьяне в своих домах создали целые промышленные предприятия. Да, да, деревенские промышленные предприятия. Да как же это могло получиться? А вот так. Жители гжельской волости привозили на фабрику купца Афанасия Гребенщикова уникальную местную белую глину. При этом они нанимались на работу на фабрику и постепенно осваивали технологию производства, получали художественные навыки. Закончив работу по найму, возвращались в свою деревню и заводили собственное производство. Конечно не в тех масштабах, что у купца Гребенщикова, но со временем наращивался и масштаб. Вот так. Природная смекалка, деловая хватка, художественный вкус – и Гжельский промысел родился.

Конечно, надо сказать об особенном художественном приёме, характерном именно для гжельских изделий. Это роспись синими кобальтовыми красками по белой эмали. Мазок этой росписи изящен. Кисть гжельского художника накладывает краску необычным способом. Каждый мазок, это перелив от тёмно-синего края к светло-прозрачному. Вот почему гжельский узор выглядит живописно и воздушно, хотя используется всего одна краска. Ну и, конечно, формы гжельской посуды своеобразны, разнообразны, с выдумкой. Особенно скульптура малых форм (воспользуемся искусствоведческим термином), то есть игрушки и небольшие композиции.

Конечно, для такого высокохудожественного производства нужны особенные условия. Конкурировать с высокопроизводительными предприятиями сложно. Нужна государственная поддержка. Не разовая, а постоянная. При Совете Федерации создана специальная комиссия для поддержки народных художественных промыслов. Но хорошо известно, что ни одна чиновничья структура не решает сама по себе больших задач. Развитие известных, а особенно неизвестных народных промыслов должно быть окружено общей народной заботой. Да, в условиях войны, когда всё в первую очередь для фронта. Напомню, что Гжельское производство было восстановлено в 1944 году, в военное время.

Русское народное искусство, это не просто изделия. В них живёт душа народа. Сегодня мы воюем не только за сохранение населения, а за народ, его живую душу. А значит, традиционное народное искусство тоже работает на нашу победу.

Русское народное искусство пришло к нам из нашего славного прошлого, радует и даёт силы сегодня, и поможет сохранить живую народную душу на века вперёд.

 

Путь из неруси в ярусь: самоидентификационные пометы

 

Сергей Арутюнов

доцент Литературного института им. Горького,

научный сотрудник Издательского совета Московской Патриархии

 

 

 

 

ПУТЬ ИЗ НЕРУСИ В ЯРУСЬ: САМОИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ ПОМЕТЫ

 

Недавняя ситуация со скальпированием неформала Юрия из Электростали (кстати, вот счёт, на который можно выслать ему вспомоществование – 2202 2062 5074 2728, Сбербанк) вызвала, что называется, «толки».

Больше всего в них поразили реплики вроде «да какой он русский, панк типичный, правильно ребята сделали». То есть, некоторыми национально мыслящими напрямую подразумевается, что всех «этаких», «подвергшихся влиянию Запада», выкрасивших волосы в разные цвета, следует по возможности публично брить наголо, и «шариатские патрули» тут вовсе не порочная, а нормальная такая традиционная практика… Читать далее “Путь из неруси в ярусь: самоидентификационные пометы”

Полный текст выступления главы Следственного комитета РФ А.И.Бастрыкина на Петербургском МЮФ – 2024

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МИГРАЦИОННОЙ

ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

 

Добрый день. Уважаемые коллеги, тема действительно очень актуальна, я даже удивился, почему такую маленькую аудиторию нам дали – это не происки конкурентов незаконных мигрантов, нет? Как вы думаете,  а я начинаю думать, что да (смех).

Ну, давайте сразу быка за рога. 20 июня – это была очередная среда,  а по средам я провожу приём граждан. Ну, теперь по удалёнке, использую современные цифровые технологии. Выхожу в приёмную: на экране огромное число людей, немножко меньше, чем здесь.  Это жители Котельников, есть такой регион в Подмосковье. Мы 2 часа с ними говорили о проблемах мигрантов в Подмосковье. Это столичный регион, до Кремля 30 минут езды. И жители ну просто были возмущены тем беспределом, который творят мигранты в этих Котельниках. С другой стороны, они жаловались на бездействие властей.  У нас был диалог вопрос-ответ, я интересовался – они отвечали.  Были возмущены деятельностью МВД,  миграционного подразделения, главой региона, который не принимает никаких мер. Тем, что  рядом располагается рынок “Садовод”,  известный подмосковный рынок, где незаменимые зарубежные специалисты торгуют нашими овощами. Читать далее “Полный текст выступления главы Следственного комитета РФ А.И.Бастрыкина на Петербургском МЮФ – 2024”

У меня есть мечта!

 

 

Владимир   Малягин,

                                                                                    драматург, член Союза писателей России,

                                                                                 лауреат Патриаршей литературной премии,

                                                          главный редактор журнала «Даниловский благовестник»

 

 

У МЕНЯ ЕСТЬ МЕЧТА!

 

I have a dreem…

Мартин Лютер Кинг

 

Когда-то, 60 лет назад, эти слова произнес главный борец за права черных американцев Мартин Лютер Кинг. Произнес их в Вашингтоне, куда пришёл во главе многотысячного марша сторонников расового равноправия. Он напомнил своим сторонникам и всей Америке, что спустя ровно 100 лет после подписания Авраамом Линкольном Декларации об отмене рабства в 1863 году негр по-прежнему остаётся рабом в своей стране. Этот мирный массовый протест сдвинул дело гражданского равноправия в США с мертвой точки. Через несколько лет Кинг был убит за свои взгляды и свои дела, но это уже другая история…

Вот и у меня есть мечта.

Спустя ровно 100 лет после смерти главного и безжалостного, самого беспощадного русофоба в истории XX века – Владимира Ильича Ленина – я мечтаю о том, чтобы в стране, носящей название Россия, прекратилось наконец унижение, притеснение, уничтожение русского народа. Моего родного народа.

Я мечтаю о том, чтобы русофобская, человеконенавистническая национальная политика большевиков, положенная в непререкаемую основу сегодняшней российской национальной политики на самом высшем государственном уровне, наконец, прекратилась. Я хочу, чтобы гнусная ленинская ложь о том, что всякий русский патриотизм есть только великодержавный шовинизм, наконец, через 100 лет после смерти самого клеветника, канула вслед за ним в Лету. Чтобы великая историческая миссия русского народа по постоянному спасению своего государства от всяческих исторических несчастий и бед была по достоинству оценена.

Я мечтаю о том, чтобы русский народ, оболганный, оклеветанный, живущий уже сто лет в рабском положении по отношению к «малым нациям» и даже самым мелким народностям, получил хотя бы такие же национальные права, какие давно имеют все самые мелкие народности нашей страны. Чтобы из объекта, над которым уже сто лет производят «опыты», выкачивая из него все возможные ресурсы, русский народ превратился в субъект, в лицо, у которого есть СВОЁ ГОСУДАРСТВО, Россия. Иначе, зачем вы так называете эту страну? Кого вы пытаетесь обмануть?

Я мечтаю о том, чтобы российская Конституция, этот Основной закон государства (во всяком случае, для всех законопослушных граждан!) в своих первых статьях отразил, наконец, сегодняшнюю национальную реальность, а не тридцатилетнюю ложь, придуманную ельцинскими прихлебателями (под американским руководством, естественно!) в самые грязные и подлые годы нашей новейшей истории, о многонациональном характере РФ.

Многонациональный характер, когда русский народ составляет 80% всего населения? А следующие за ними по численности татары – 3,2%, чеченцы – 1,4% и так далее? Где же вы, уютные господа из Думы, увидели здесь многонациональный характер? Несколько лет назад вы со скрипом все же приняли Закон о языке государствообразующего народа (то есть о русском языке), но в защищённых от народа думских коридорах уже десятки лет бродит тенью отца Гамлета проект Закона о русском народе, который вы так и не осмеливаетесь принять. Да и где он, этот самый русский народ, когда связь между теми, кто ест и тем, кто их кормит, никак не прослеживается из высоких депутатских кабинетов?

У меня есть мечта.

Я хотел бы, чтобы сгинули с нашей земли продажные чиновники, которые за мзду незаконно могут дать гражданство сразу 100 000 выходцев из Азии (реальный петербургский подонок – и это только один, а сколько их таких!). Чтобы сгинули продажные полицейские и продажные судьи, отпускающие и оправдывающие убийц и насильников только потому, что за них «попросили» главари национальных группировок, так вольготно чувствующие себя в Москве и остальной России.

Я хотел бы, чтобы мерзавцы из таджикского аула, всемером избивавшие, а потом и убившие 17-летнего русского паренька, не выглядели во время суда победителями, зная, что им ничего не будет. Неужели и правда ничего не будет? Или их страшно покарают, выслав из России? Но это не правосудие. Это измывательство над правосудием. И вот эта вопиющая неправда и несправедливость тоже направлена против русского народа, прежде всего, потому что во все века он был главным гарантом справедливости и правды в своей стране. А еще потому, что убивают именно русских, а российское правосудие защищает кого угодно, но только не эти безответные жертвы.

Я прекрасно понимаю, что наш Уголовный кодекс тоже создавался в 90-е, а потому заботится, прежде всего, об интересах преступника. Именно поэтому можно отсидеть 2 года за убийство и выйти на свободу героем. Можно бесконечно совершать самые мерзкие преступления (например, насиловать маленьких девочек) и при этом никогда на заработать самого естественного наказания – смертной казни. Получается, наш Уголовный кодекс, как и наша «ельцинская конституция», тоже создан преступниками? Так не пора ли поменять эти основополагающие государственные документы?

Сегодня наша страна опять в бою. И опять главной силой, спасающей страну, будет русский народ, как это было всегда. Просто потому, что он составляет 80% всего населения. Но даже в таком положении, даже в такой острый, критический период, власть боится признать ведущую роль русского народа в истории Отечества. Напомню, фильм «Александр Невский» был снят в 1938 году – и положен на полку, пока была надежда на урегулирование отношений с гитлеровской Германией. Но война началась – и с ее первых дней страна смотрела патриотическое кино о героизме русского народа и его княжеской власти. И оказалось, что именно поднятие патриотического духа помогло воспрять русским людям (конечно, в союзе со всеми соотечественниками!), поверить в себя и победить самого сильного врага в истории.

Мало того, проклинаемый десятилетиями тиран и диктатор Сталин, еще и выразил публично в июне 1945 года на банкете в Кремле благодарность русскому народу. И это оказалась единственная благодарность русскому народу с 1917 года по сей день… А сегодняшним значит слабо?

У меня есть мечта.

Я хотел бы, чтобы прекратилось издевательство над традиционной русской культурой – в литературе, в театре, в кино. Это происходит на наши деньги, которые Минкульт почему-то особенно щедро раздавал несколько последних десятилетий именно русофобам и разрушителям государства (и самые последние два года ясно показали, кого именно пропагандировали российские власти на народные деньги). Я бы хотел, чтобы низкосортные поделки не выдавались за шедевры «свободолюбивого искусства». Я бы очень хотел, чтобы откровенные враги России не чувствовали себя победителями, как бандиты и убийцы в упомянутом уже зале суда. Или это тоже русофобия, а значит, не подлежит никакому наказанию в стране под названием Россия?

Нас пугают тем, что если мы признаем государствообразующую роль русского народа, то на нас обидятся другие национальности. Но это – ложь! Другие национальности недоумевают, почему в России русский народ до сих пор не имеет статуса титульной нации. Подобный вопрос задал недавно представитель Чеченской Республики на Всемирном Русском Народном Соборе. Что ему можно было ответить? Всем, к сожалению, всё ясно…

Несколько лет назад на таком же Соборе Святейший Патриарх Кирилл в своем выступлении сказал: «Мы должны наконец признать, что XX был веком геноцида русского народа». Но из печатной брошюры именно эта фраза была выкинута! И нам еще будут говорить, что в нашем государстве нет цензуры? Да, её нет для развратителей, растлителей, лжецов, русофобов всех мастей, для людей, оплевывающих русскую историю и русских героев. Но она есть для русских, и это горько, очень горько. И очень опасно.

У меня есть мечта, чтобы наши власти осознали, наконец, простую истину: они будут существовать до той поры, пока их будет терпеть русский народ и безмолвно давать им легитимность. Или по-другому: пока великий русский народ будет существовать на этих бескрайних просторах. Как только он окончательно растворится и исчезнет, они будут сметены враждебными силами, которые именно они же, российские власти, сейчас поощряют и лелеют. Этим многочисленным массам нужны только наши пространства и наши богатства (так им кажется). Но когда все вместе, наконец, добьют русский народ (вкупе с продажными властями) порядок на этой земле закончится. И на этих бескрайних просторах начнётся своя великая замятня, война всех против всех. И вот тогда сюда окончательно придут большие дяди из очень дальних, но таких близких краев. И ведь нельзя будет спрятаться со своими капиталами даже где-то за границей – там наши лукавые правители из русофобов превратятся в русских со всеми вытекающими последствиями…

Итак, Закон о русском народе давно созрел и перезрел. Так не пора ли его принять именно сейчас, когда впереди нас, возможно, ждет война гораздо серьезней, чем идет сегодня?

И разве нельзя внести еще раз поправки в Основной закон, как внесли их совсем недавно? Почему первая статья Конституции не может звучать так:

Россия есть государство русского народа и всех братских народов, традиционно проживающих на её территории. Государственным языком России является русский язык.

Это кого-то оскорбляет? Но кого? Покажите! И как можно оскорбиться тем фактом, что в России восстанавливается историческая справедливость в отношении самого большого ее народа в таком принципиальном, таком важнейшем и болезненном вопросе?

У меня есть мечта.

Я мечтаю, чтобы русские в России получили, наконец, права, равные правам негров в Соединенных Штатах. Ну хотя бы сейчас, через 100 лет после страшной смерти главного русофоба XX века. Неужели же это до сих пор невозможно?

 

По материалам РНЛ 

 

НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ, ПИШИТЕ СВОИ ОТКЛИКИ В КОММЕНТАРИИ

Искусство импровизации

 

 

архимандрит НЕКТАРИЙ (ГОЛОВКИН)

 

 

 

 

 

ИСКУССТВО ИМПРОВИЗАЦИИ

 

 

Много в пространстве невидимых

 Форм и неслышимых звуков,

 Много чудесных в нём есть сочетаний

 и слова, и света,

 Но передаст их лишь тот, кто умеет

 и видеть, и слышать…

А. К. Толстой

 

ИМПРОВИЗАЦИЯ (от лат. Improvisus – неожиданный, внезапный) – метод творчества, предполагающий создание произведения в процессе свободного фантазирования, экспромтом. У человека есть смутная потребность творческого самоосуществления, самовыражения, как ответ на множество впечатлений и эмоций, от них возникающих. Импровизация – это непосредственная попытка создать порядок (космос) из хаоса этих впечатлений и эмоций.

Искусство импровизации берёт своё начало в творчестве различных народов с древнейших времён и во многих видах художественного творчества: в поэзии, музыке, танце, театре и др. Особенно ярко выражено импровизационное начало в тех видах искусства, в которых создание произведения органически связано с исполнительством. Вместе с тем следует подчеркнуть, что творец – исполнитель, импровизируя, строго придерживается рамок традиций, поскольку импровизация не произвол. Требуются высокое мастерство, постоянное совершенствование, универсальные знания, способность к структурному мышлению и владение целой системой технических приёмов – настоящей школой. Высшим проявлением исполнительской инициативы всегда была вдохновенная импровизация. Читать далее “Искусство импровизации”

Слово и число как антропологические категории

 

 

 

протоиерей Димитрий Моисеев

кандидат биологических наук

 

 

 

СЛОВО И ЧИСЛО КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

 

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому, что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осияно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангельи от Иоанна
Сказано, что слово это Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

 

Николай Гумилёв, «Слово», до 31 августа 1919 года

 

 

Тезисы:

  1. Проблему цифровизации образования необходимо рассматривать в контексте антропологического кризиса современной цивилизации (философский аспект).
  1. Всё знание делится на гуманитарное (в основе которого лежит Слово) и точное (в основе которого лежит цифра). Цифра – единица измерения видимого мира, слово – мера познания мира невидимого. Сведение всего образования к одному цифровому исчислению нарушает баланс равновесия между этими двумя неразрывными гранями бытия и опрокидывает человека в дурную бесконечность чисел. Иным словом, цифра без слова бездыханна, как пчёлы в стихотворении Николая Гумилёва (гносеологический аспект).
  1. Дегуманизация образования – составная часть большого плана трансгуманистически мыслящей мировой элиты (геополитический аспект).
  1. Истоки индоевропейской цивилизации – устная словесность. Изначально потенциал развития индоевропейских народов заключался в изустном эпосе. Он был зафиксирован в письменном тексте уже на этапе соприкосновения с письменными культурами и запечатлён в эпических сказаниях Гомера, Авесты, Вед, германо-скандинавского, славянского, кельтского и др. эпосов (культурно-исторический аспект).
  1. В мире существует закон уменьшения смыслового веса информации с увеличением доступности носителей этой информации: смысловой вес единицы информации обратно пропорционален доступности носителя информации; информация, зафиксированная в буквенной письменности со временем теряла свой средний удельный вес: от высеченной на камне – к записанной на пергаменте – напечатанной на бумаге – запечатлённой на электронных носителях. С увеличением доступности носителей информации количество информации увеличивалось, а средний смысловой удельный вес её уменьшался.
  1. Современные российские учебники содержат больше информации, чем советские, но несут заметно меньше смысловой нагрузки. Современный человек, получая огромный объём низкокачественной информации, не способен обрести те смыслы, которые вмещал в себя человек в прошлые эпохи (информационно-технологический аспект).
  1. Процесс цифровизации образования непонятен по смыслу и непрозрачен не только школьникам и их родителям, но и педагогам и даже специалистам в сфере науки об образовании (образовательный аспект). Либо это очередной прожект без содержания, либо надувательство с целью чьего-то благополучения типа МММ и других полулегальных структур. В любом позитивном проекте идея должна быть выражена предельно ясно и недвусмысленно.

Читать далее “Слово и число как антропологические категории”

О Хазарском каганате

 

 

ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО

             историк

 

 

 

О ХАЗАРСКОМ КАГАНАТЕ

 Лев Гумилёв об этнической химере

 

В последнее время в информационном пространстве все чаще всплывает тема создания «нового Хазарского каганата» на Украине. В связи с этим полезно вспомнить историю «того» Хазарского каганата, просуществовавшего под управлением иудеев около 150 лет (IX–X вв.), и разрушенного князем Святославом в 965 году.

Обратимся за помощью к трудам Льва Гумилёва. Уж кто-кто, а он «пропахал» эту тему вдоль и поперек, проанализировав обширную научную литературу и проведя несколько Хазарских археологических экспедиций, где пощупал хазарские памятники своими руками. В одной из таких экспедиций он даже нырял на дно Каспия с аквалангом. (По теме см. кн. Л.Н. Гумилёва: «Открытие Хазарии»; «Древняя Русь и Великая степь»; «Этносфера: История людей и история природы»; «Тысячелетие вокруг Каспия».) Читать далее “О Хазарском каганате”

Незаконнорожденные и наследники. Пути «мыслящего сословия» в XXI-м веке

 

 

 

                                  Сергей Арутюнов

                               доцент Литературного института им. Горького,

научный сотрудник Издательского совета Московской Патриархии

 

 

 

Незаконнорожденные и наследники

Пути «мыслящего сословия» в XXI-м веке

 

Даже если не вникать в писаные наспех «откровения» «испугавшихся» или – извинительный будто бы эвфемизм эмиграции – «релокантов», а попросту – предателей, видно одно: духовная Родина этих людей – не Россия, а Западная Европа, США и примыкающий к ним Израиль.

Как так получилось, нужно спрашивать не у них (какой теперь с них спрос), а у самих себя. «Космополитическая элита» – результат, увы, коллективной ответственности общества за тот «продукт», который оно заботливо взращивает в себе самом, и год от года множит мощью всей своей «системы ценностей». Это только номинально считается, что Россия – страна Православия и каких-то там «скреп», но «мы же понимаем», что путь к Православию ещё долог, и успокоительно сусальная открытка от вида действительного полярно отличается? Читать далее “Незаконнорожденные и наследники. Пути «мыслящего сословия» в XXI-м веке”

Поминание

 

 

 

МАРГАРИТА БАРМИНА

             ХУДОЖНИК

 

 

 

 

ПОМИНАНИЕ

Сегодня вдруг вспомнилось, как обсуждали «Чёрный квадрат» Малевича и смеялись: «ну над чем тут вообще можно думать?»

Утро, кухня, музыка –  только, чтобы хоть как-то скрасить это пасмурное декабрьское утро. Розовый махровый халат, движения в такт музыке. Вместо зарядки.

Нет, не получается. Сяду-ка я позавтракаю творожком с ванилью, выпью травяного чаю.

Запахи…

Ваниль, мята, мелисса ,розмарин, гибискус… Это тоже попытка поднять с утра настроение. Мелькают мысли: вот если бы передо мной сейчас был белый квадрат бумаги, разноцветные баночки с красками: чёрная, красная, белая… Проснувшись утром, нарисуй своё настроение.

Ловлю себя на мысли, что не знаю, что бы нарисовала. За окном заснеженные чёрные ветки, рябина с красными ягодами. Чёрно-красно-белый пейзаж. Хочется провести узкую чёрную полоску посредине белого листа и поставить под ней красную точку. Японский пейзаж.

А может быть лист оставить белым? И начать сегодня жить с белого листа. А ночью, что скажет мне душа моя? Может мне тоже захочется нарисовать чёрный квадрат оконного проёма, зияющую дыру в никуда, в вечность? Чёрный квадрат, может это  одиночество души, опустошенность, усталость, тупик, страх, отчаяние, смерть? Читать далее “Поминание”

Кому и зачем понадобилась истерика вокруг Ивана Ильина

 

 

Виталий Аверьянов

директор Института философии Российской академии наук,

                                              академик РАН

 

 

КОМУ И ЗАЧЕМ ПОНАДОБИЛАСЬ ИСТЕРИКА ВОКРУГ ИВАНА ИЛЬИНА 

 

За нападками на Ильина стоит прежде всего мафиозное лобби в системе образования, желающее сохранить статус-кво. А леваки-пропагандисты, надо отдать им должное, с огоньком исполняют этот заказ. Предлагаем вашему вниманию беседу с писателем, доктором философских наук, заместителем председателя Изборского клуба В.В. Аверьяновым.

 

– Виталий Владимирович, поскольку полемика вокруг ВПШ имени Ильина и самого И.А. Ильина обвиняемого сегодня в фашизме ведется в основном людьми, слабо разбирающимися в русской философии, необходимо чтобы свое слово сказали профессионалы. Поэтому мы решили обратиться за комментарием к вам. По адресу ли мы обратились, и что вы в целом думаете по поводу этих дискуссий?

– Да, это действительно моя специальность. Кандидатскую я защищал как раз по философии Русского Зарубежья, да и докторская, защищенная там же, в Московском университете, хотя и в другом Диссертационном совете, делалась в основном на материале отечественной мысли. (К слову, Ильин тоже из Московского университета, в 1918 году он получил степень доктора философии по итогам публичного диспута, минуя степень магистра – довольно редкий случай, говорящий о его необычайной одаренности.) Читать далее “Кому и зачем понадобилась истерика вокруг Ивана Ильина”

Сущность и значение иконостаса в эпоху православного возрождения 14-первой половины 15 вв.

 

 

Ложкина Н.А.

                                                                            кандидат культурологии,

                                                                            сотрудник ГосЭрмитажа

 

 

 

 

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИКОНОСТАСА В ЭПОХУ ПРАВОСЛАВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ 14-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 15 ВВ

 

Появление высокого иконостаса на Руси связано с литургической реформой, проводимой Константинопольским патриархом Филофеем ( 1353 – 1355), который  будучи игуменом Великой Лавры на Афоне, составил Диадаксис – новое литургическое чинопоследование[1] для унификации богослужения в странах  Византийского Содружества. Этими же вопросами богослужебной реформы занимался болгарский патриарх Евфимий Тырновский. Проводником реформы на Руси был митрополит Киприан, рукоположенный патриархом Филофеем 2 декабря 1375 г. в митрополита «киевского, русского и литовского», единомышленник патриаха, который ввел на Руси в  конце XIV века новое чинопоследование, связанное с традициями исихазма[2] для упорядочения богослужения Русской Церкви. Митрополит Киприан перевел Диадаксис патриарха Филофея на  славянский язык, и творения Дионисия Ареопагита,[3] начало переводам было положено, по мнению О.Г. Ульянова на Святой Горе Афон, где будущий митрополит  находился  вторично в 1385  году[4].

В выдающемся иконном ансамбле конца XIV в. – деисусном чине, находящемся ныне в Благовещенском соборе Московского Кремля, но перенесенном туда в 1547 г. из другого, неизвестного храма после московского пожара, изображены не только семь центральных фигур, с апостолами Петром и Павлом, но также и два великих епископа – творцы литургий Василий Великий и Иоанн Златоуст, а вслед за ними – святые мученики Димитрий Солунский и Георгий. Спаситель, «Спас в Силах» изображен восседающим на престоле в многоцветном сиянии, в окружении небесных сил и четырех существ – Ангела, Орла, Льва и Тельца, т.е. в образе апокалипсического Пантократора. Происхождение иконографии «Спаса в Силах» связывается с появлением  в русских служебниках XV века особого возгласа  в  чинопоследовании Великого входа  с призыванием «Царя Славы», «Господа Сил», произносимыми перед Царскими вратами. Данное нововведение впервые появляется в новом уставе патриарха Филофея.[5] Читать далее “Сущность и значение иконостаса в эпоху православного возрождения 14-первой половины 15 вв.”

Пасха Христова: история и традиции праздника

ПАСХА ХРИСТОВА: ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА

Воскресение Христово (Пасха) — это самый главный христианский праздник, установленный в воспоминание Воскресения Исуса Христа из мертвых. От даты Пасхи зависит и Устав церковной службы (с этого дня начинается отсчет «столпов» осмогласия), и окончание самого длинного и строгого Великого поста (разговенье) и многие другие православные праздники. Даже для людей, далеких от религии, святая Пасха ассоциируется с ночной торжественной службой, крестным ходом и куличами, крашеными яйцами и колокольным звоном. А в чем же духовный смысл праздника Пасхи и каковы его традиции? 

Пасха — самый главный и торжественный христианский праздник. Он совершается каждый год в разное время и относится к подвижным праздникам. От дня Пасхи зависят и прочие подвижные праздники, такие как: Вербное воскресеньеВознесение ГосподнеПраздник святой Троицы (Пятидесятница) и другие. Празднование Пасхи — самое продолжительное: 40 дней верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!». День Светлого Христова Воскресения для христиан — это время особого торжества и духовной радости, когда верующие собираются на службы славословить воскресшего Христа, а вся Пасхальная седмица празднуется «как един день». Церковная служба всю неделю почти полностью повторяет ночное пасхальное богослужение. Читать далее “Пасха Христова: история и традиции праздника”

Заигрывающие с агрессивным секуляризмом христиане станут вертухаями грядущего концлагеря

 

 

 

Павел  Тихомиров

помощник главного редактора РНЛ

 

 

ЗАИГРЫВАЮЩИЕ С АГРЕССИВНЫМ СЕКУЛЯРИЗМОМ ХРИСТИАНЕ СТАНУТ ВЕРТУХАЯМИ ГРЯДУЩЕГО КОНЦЛАГЕРЯ 

                             Беседа Такера Карлсона с пастором Дагом Уилсоном

 

На телеграмм-канале «Соловьёв!» было опубликовано сообщение об очередной резонансной беседе Такера Карлсона: «Байден выступает против христианства». Такое заявление сделал американский пастор Даг Уилсон на шоу Такера Карлсона. По его словам тех, кто верит, что Бог стоит над обществом, а не государство, в Америке называют христианскими националистами. И приводится цитата, иллюстрирующая эту бескомпромиссную мысль: «Выборы не решат все проблемы. Наша болезнь радикальна и имеет духовный характер. Мы больны радикальным либерализмом. США, как раньше говорили, должны покаяться в своих грехах. Мы должны покаяться в грехах, в своей гордыне и вернуться к Богу».

Ну, что ж. Если уже Соловьёв комментирует происходящее в среде американских христиан, то непонятно: почему мы должны стесняться это делать? Читать далее “Заигрывающие с агрессивным секуляризмом христиане станут вертухаями грядущего концлагеря”

Жажда свободы. Амиши

 

 

 

протоиерей Андрей Ткачёв

 

 

 

 

ЖАЖДА СВОБОДЫ. АМИШИ

 

У протестантов нет монашества. Но зато у них есть амиши.

Эти безобидные, трудолюбивые и многодетные чудаки совсем не вписываются в стандарты общества потребления.

Общество потребления, боюсь, давно объявило бы их «врагами рода человеческого» и «разрушителями естественных устоев»; оно бы даже бомбило их еще жестче, чем бомбит Асада или талибов, если бы амишей было больше. Благо их количество в рамках западного общества крайне невелико, плюс они не миссионерствуют, не распространяют свои взгляды, и умножаются только внутри своих общин благодаря чадородию. Это их и спасает.

Но сам факт их тихого и безобидного бытия очень знаменателен. Это доказательство возможности жить на Западе не по западному: без рекламы и распродаж, без погони за модой и лечения у психоаналитиков, безо всякого интереса к политике или шоу-бизнесу.

Детей учат дома в рамках обязательного минимума – 8 классов средней школы (и рожают их по 5 – 7 и более на семью), страховками, медицинским обслуживанием, социальными льготами и проч. не пользуются. Ездят на лошадях, и плевать хотели самой настоящей слюной на обновления модельного ряда любой автокомпании. Ни тебе гаджетов, ни тебе телевизоров и приставок. Телефон один на поселок, и тот за границей поселка, с будкой и телефонной книгой. В таких еще Чебурашка ночевал. Даже храмы амиши не строят, а молятся в домах. В армии не служат и никому не присягают. Веруют в Отца и Сына и Святого Духа. Ждут Царства Божия.

Все стараются делать своими руками. Хочешь, например, курить – кури, но тогда выращивай табачок на огороде и им забивай трубку или из него скручивай сигары. То есть – будь свободен максимально во всем от государства с его назойливой ложью и налогообложением, с его чиновничьим паразитизмом и крокодиловыми слезами над бедой маленького человека. Будь подальше от цивилизации праздности и разврата с ее наркотиками и абортами, проституцией и суицидами, химической едой и тошнотворной поп-культурой. Будь свободен от промышленного производства и неврозов повседневной бессмыслицы. Я искренно (издалека, конечно) восторгаюсь этими людьми и вижу в них протестантский образец честной и смелой жизни, причудливо смешанной из подобия христианского монашества и старообрядчества одновременно.

На первый взгляд с монахами у амишей сходства мало, ибо последние семейны и весьма многодетны, а первые безбрачны. Но это обывательские разговорчики. Суть монашества не исчерпывается безжённостью и бездетностью. Суть монашества – свобода.

«Ты да Бог – вот и весь монах», — говорил Феофан Затворник.

Все остальное – средства. Монах совершает бегство с ярмарки тщеславия и меняет ум, что делает его в глазах мира сумасшедшим, в глазах Бога – любезным чадом. Никуда его не сошлешь, где бы он не смог молиться.

А вот сбить монаха в полете, сорвать его с той лестницы, которую описал игумен горы Синайской, способен не столько огонь плотских страстей, сколько суета. Мирской шум, рассеянность, многозаботливость. «Чего изволите?» «Что скажет княгиня Анна Петровна?» «Какой курс доллара на сегодня?»

И это уже потом, когда крылья ума бессильно обвисли, а голова нафаршировалась мирскими помыслами, тогда приходят ко вчерашнему подвижнику в обнимку блуд и отчаяние, ненависть к молитве и желание карьеры. Потом. Сначала нужно осуетиться.

Жизнь в городах, жизнь не столько от труда рук, сколько от милостыни богомольцев, крайне опасна для давших обеты. Отказ от мира не исчерпывается до дна неимением семьи. Нужно быть в мыслях и потребностях свободным от мира, если не целиком, то максимально. Все-таки Антоний был в пустыни, а Сергий и Серафим – в лесу. Это мирянин должен бояться (и ему это не грешно), что власти поднимут тарифы, увеличат налоги, отрежут свет или газ. Монах, по идее, не имеет права этого бояться. Но расселенные в загазованном пространстве пыльных городов, связанные по рукам и ногам условностями современного коллективного быта, сегодняшние монахи по необходимости боятся того же самого, чего боятся обычные, перегруженные заботами миряне. И не нужно никаких особых и явных грехов для убийства подвижнического духа. Нужна всего лишь полная зависимость от мира и страх эту зависимость разорвать. И вот этого-то страха у многодетных бородатых чудаков в длинных сюртуках и черных шляпах нет. Нет такого страха у амишей. Они раскидывают вилами навоз по огороду, доят коров, сами шьют себе одежду, как-то молятся и в ус не дуют. Они добровольно рвут всякую связь с Вавилоном, и нам не грех к этому феномену присмотреться.

Наши старообрядцы

Наши старообрядцы стоят на очереди за оценочным словом.

Казалось бы, упертые раскольники, дошедшие до вероучительных крайностей во множестве сект.

Чего о них толковать? Но толковать стоит, потому что у них есть опыт многовекового выживания в условиях государственной к себе антипатии. Государство тебя подозревает в нелояльности, считает второсортным, словно ты православный грек, живущий в турецком султанате. А ты уходишь подальше от воевод и губернаторов, уносишь с собой старые книги и старые иконы, и как-то выживаешь на протяжении многих столетий. Это важный опыт.

И они не только берегли обряд, плохо понимая его отличие от догмата; не только цеплялись за множество мелочей, освященных древностью. Они еще сохраняли хозяйственный быт, привязанный к земле и ремеслу (очень актуально по нынешним ленивым и вороватым временам), и не искали того, что сулит Вавилон – удобств и комфорта. В пище, одежде, внешнем виде, обустройстве быта они сохраняли, как могли, пять веков русской истории. Не знаю, как там у них сейчас. Можно ли, например, им есть бананы? Но еще совсем недавно они и чая-то не пили, равно, как и кофе. О табаке же или гладко выбритых щеках и заикаться смешно. Когда-то такими были все русские. И что еще нельзя предавать забвению, говоря о старообрядцах, так это их мистическое отвращение от холуйства перед Западом.

Гомера на Руси не читали, но что такое «троянский конь», понимали по интуиции. И Блудницу, оседлавшую Зверя с рогами и именами богохульными, русские хранители старины распознали в Западе задолго до экспорта оттуда социалистических теорий.

Старообрядцы не хотели служить Антихристу, чье приближение ощутили.

 

И пусть перегнули палку, пусть далеко не во всем были правы, а со сроками и датами исполнения пророчеств поспешили, кое-что в духе им угадать удалось. Умением выжить и не исчезнуть после радикального разрыва со всем, что видится им, как явный грех, они и интересны.

Культура Вавилона тиражирует идеал легкой наживы и незаслуженного наслаждения. В моде те, кто хорошо устроился; кто сумел соединить ловкое воровство или иную греховную прибыль с радостью жизни на свободе. Совсем не в моде труд и умеренность. Отсюда и возрастание их цены. И мало кому ясно, что труд и умеренность это формы подлинно свободной жизни. Свободной, скажем, от деспотической власти общественного мнения, от желания быть «крутым», от разгоряченного рекламой аппетита, от кредитной кабалы.

По идее, житель глубинки должен быть более счастлив и спокоен, нежели его современник и сверстник, живущий в мегаполисе. Темп жизни тише, воздух чище, прожиточный уровень ниже. Все родное. Меньше суеты, беготни и бед, связанных с жадностью и завистью. Это по идее. На практике житель глубинки через ТВ и интернет отравлен оценочными мнениями Вавилона. Он озлоблен, потому что бредит о несказанном счастье и потоках удовольствий, обещанных по экрану. Плененный многими обманами, свою повседневность он ненавидит. Истории он может не знать. И веры у него зачастую нет. Была бы вера, было бы больше ума, меньше бытового идолопоклонства и ближе было бы до счастья и благодарного покоя. Пандемия современного духовного рабства демократическим большинством совершенно не опознана, и только потому, что кандалы украшены стразами.

Я опять думаю про амишей. И про старообрядцев, и про монахов, не растерявших первоначальный жар. Про всех максимально свободных от цивилизации. Тех, кого не манит запах шальных денег и разнообразных удовольствий, ранее запретных, ныне – вполне легальных. О тех, кому стыдно жить, ничего не делая. Кто не собирается бороться с Левиафаном (ибо бесполезно, по большому счету), и хочет только душу спасти. А потому выбирает место и образ жизни, максимально удаленный и свободный от мнимых потребностей, отнимающих и силу, и радость.

Таких людей не может быть много. Они так же малы, как те три отрока, которые отказались кланяться при Навуходоносоре огромному истукану на фоне сотен тысяч опустившихся на колени. Большинством они точно не являются. Но это и не важно. Важно, что

они являют пример своеобразной свободы от тирании мелких зависимостей, свободы от государственной опеки, призванной нести безопасность и бытовые удобства, но временами безмерно порабощающей и обезличивающей человека.

Есть многие, кто при вопросе «есть ли жизнь за МКАДом?» округляют глаза и поднимают брови, словно речь идет о марсианах. Но стоит знать, что есть немало людей, которые при мысли о жителях Токио, Сингапура, Москвы или Нью-Йорка искренно недоумевают и спрашивают с жалостью: Как же они, бедные, там выживают? И стоит разобраться в чьем вопросе больше честности и человеколюбия.

НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ, ПИШИТЕ СВОИ ОТКЛИКИ В КОММЕНТАРИИ

Надо возвращаться к жёсткой экспертизе

 

 

 

 

протоиерей  Сергий Рыбаков

 

 

«НАДО ВОЗВРАЩАТЬСЯ К ЖЁСТКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ»

 

Сенаторы предлагают уйти от монополии Министерства просвещения на допуск школьных учебников к их использованию и перейти к многоэтапной научной и методической их экспертизе наподобие той, что существовала в советские годы. Об этом сенаторы говорили в ходе заседания комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

«Нам нужно уходить от монополии Министерства просвещения на все этапы работы с экспертизой, одобрением учебников, подбором экспертов, которые ее проводят и утверждением организаций, которые должны издавать такие учебники. Необходимо поднять уровень экспертизы на государственную величину и просить правительство РФ создать систему, которая существовала в советское время – многоэтапная научая и методическая экспертиза учебников, прежде чем они будут допущены к использованию в учебном процессе», – сказала зампред комитета СФ по образованию Екатерина Алтабаева. Читать далее “Надо возвращаться к жёсткой экспертизе”

Какой бог в душе?

 

Максим Воробьев

член Союза писателей

 

 

 

 

КАКОЙ БОГ В ДУШЕ?

 

Не случайно в заголовке слово Бог написано с маленькой буквы. Ведь языческие боги и должны писаться с маленькой, как и подобает ложным богам или бесам. Почему вместо Творца мира в душе вроде бы верующего человека водворяется идол? Попытаюсь ответить на этот вопрос.

Я уже затрагивал эту тему в своих статьях, но, так сказать, мимоходом, не разрабатывая её подробно. Мне казалось, что тема эта достаточно ясна всякому человеку, имеющему хоть какое-то понятие о Православии и христианстве. Но нет, я ошибался. Огромное число людей, сделавших идею «бога в душе» своем жизненным кредо, заставило меня обратить на неё более пристальное внимание. Читать далее “Какой бог в душе?”

Особенности христианского просветительства в нецерковной среде

 

 

О.С. Хижняк,

кандидат философских наук

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ  ХРИСТИАНСКОГО  ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА
В  НЕЦЕРКОВНОЙ  СРЕДЕ

 

В настоящее время особое внимание уделяется вопросам мировоззрения, воспитания и сохранения основ человеческой личности вопреки агрессивному натиску глобалистской идеологии. Выступая на пленарном заседании XXIV Всемирного русского народного собора «Православие и мир в XXI веке»  25 октября 2022 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул: «В секулярном мире религиозные представления настойчиво вытесняются на периферию общественной жизни», напомнил о важности вопроса «Что есть человек»,  опасности трансгуманизма и призвал «Отстаивать значение религиозных ценностей перед лицом секулярного мира»[1]. Читать далее “Особенности христианского просветительства в нецерковной среде”

Ян Гус и его связь с православной кирилло-мефодиевской традицией

 

 

 

протоиерей Александр Рябков

 

 

 

 

ЯН ГУС И ЕГО СВЯЗЬ С ПРАВОСЛАВНОЙ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ

 

В 2015 году исполнилось 600 лет со дня казни известного чешского религиозного деятеля Яна Гуса, жившего на рубеже XIV-XV веков. Его трагическая судьба тесно связана с разногласиями и идеологическими течениями времен Великого Раскола в Католической Церкви. Вместе с тем на его участь повлияли политические распри европейских монархов того времени. Но не менее интересна связь этого человека и движения его имени с христианскими традициями, заложенными в Чехии святыми Кириллом и Мефодием в раннем средневековье. Читать далее “Ян Гус и его связь с православной кирилло-мефодиевской традицией”

Где искать фашизм?

 

 

иерей Сергий Чечаничев

 

 

 

ГДЕ ИСКАТЬ ФАШИЗМ?

 

В последние годы из каждого прозападного «утюга» – т.е. из средств массовой информации по всему миру разносятся известия о том, что «Россия – фашистское государство» или «является ближайшим аналогом фашизма». (См. например статью профессора Тимоти Снайдера в The New York Times от 22 мая 2022 г. или выступление профессора Стэнли Пэйна на радио «Свободная Европа» от 7 мая 2022 г.). В Интернете можно найти множество других выступлений на эту тему, в т.ч. и от тех, кто называет себя «русскими».

И хотя в различных слоях европейского сообщества сейчас проглядывается некоторое отрезвление, все-таки эти примеры, почти двухлетней давности – можно считать эталонными. Они являются весьма «классическими» и как бы «научно обоснованными» мнениями, которые в очередной раз объединили десятки правительств западных государств, с примкнувшими к ним Японией, Южной Кореей, а также прочими «австралиями» и явились для части народов этих стран обоснованием ненависти к русским и их стремления к уничтожению России. Читать далее “Где искать фашизм?”

Диванные игры разума

 

 

 

ГЕОРГИЙ  ЕРМОЛОВ

 

 

 

 

ДИВАННЫЕ ИГРЫ РАЗУМА 

 

Слушая или читая интервью президента России Владимира Путина основателю видеоплатформы Tucker Carlson Network Такеру Карлсону, надо четко помнить, что это продукт для внешнего пользования. Владимир Путин и его спичрайтеры использовали множество понятных для коллективного запада штампов, и получилось весьма неплохо. Однако для наших людей, немного знающих историю и понимающих ход нынешних событий, некоторые моменты вызвали определенные вопросы.

 РИА Катюша

https://katyusha.org/vojna/otvetyi-putina-na-voprosyi-karlsona-vyizvali-otvetnyie-voprosyi.html

 

https://katyusha.org/lichnosti/trolling-vyisshego-poryadka.-putin-utochnil-karlsona-v-intervyu-rossijskomu-zhurnalistu.html

 

Действительно, нельзя не оценить по достоинству, как всегда дипломатически виртуозную работу спичрайтеров, но – учитывая личный, высочайший, как всегда, профессионализм интервьюируемого, в очередной раз продемонстрировавшего точность известной аксиомы – «бывших не бывает». И в самом деле, за всё наше уже многолетнее знакомство с президентом «на обратной стороне его вышивок невозможно обнаружить ни одного узелка». Что же касается «наших людей, немного знающих историю», то их действительно немного, а уж «понимающих ход нынешних событий», так и вообще единицы. И всё благодаря тем же штатным и заштатным спичрайтерам, прикладывающим недюжинные усилия, дабы исключить саму возможность возникновения хоть каких-то вопросов. Однако, несмотря на их самоотверженные потуги, отечественные «пикейные жилеты» и сегодня живее всех живых. Правда, они уже не так эмоционально активны, как классические ильфо-петровские, не кучкуются в скверах и на бульварах, а предаются размышлениям на домашнем диване с бутылочкой холодного пива, рассуждая в одиночестве, кто из нынешних политических воротил голова, и кому не стоит класть палец в рот. Читать далее “Диванные игры разума”