Жажда свободы. Амиши

 

 

 

протоиерей Андрей Ткачёв

 

 

 

 

ЖАЖДА СВОБОДЫ. АМИШИ

 

У протестантов нет монашества. Но зато у них есть амиши.

Эти безобидные, трудолюбивые и многодетные чудаки совсем не вписываются в стандарты общества потребления.

Общество потребления, боюсь, давно объявило бы их «врагами рода человеческого» и «разрушителями естественных устоев»; оно бы даже бомбило их еще жестче, чем бомбит Асада или талибов, если бы амишей было больше. Благо их количество в рамках западного общества крайне невелико, плюс они не миссионерствуют, не распространяют свои взгляды, и умножаются только внутри своих общин благодаря чадородию. Это их и спасает.

Но сам факт их тихого и безобидного бытия очень знаменателен. Это доказательство возможности жить на Западе не по западному: без рекламы и распродаж, без погони за модой и лечения у психоаналитиков, безо всякого интереса к политике или шоу-бизнесу.

Детей учат дома в рамках обязательного минимума – 8 классов средней школы (и рожают их по 5 – 7 и более на семью), страховками, медицинским обслуживанием, социальными льготами и проч. не пользуются. Ездят на лошадях, и плевать хотели самой настоящей слюной на обновления модельного ряда любой автокомпании. Ни тебе гаджетов, ни тебе телевизоров и приставок. Телефон один на поселок, и тот за границей поселка, с будкой и телефонной книгой. В таких еще Чебурашка ночевал. Даже храмы амиши не строят, а молятся в домах. В армии не служат и никому не присягают. Веруют в Отца и Сына и Святого Духа. Ждут Царства Божия.

Все стараются делать своими руками. Хочешь, например, курить – кури, но тогда выращивай табачок на огороде и им забивай трубку или из него скручивай сигары. То есть – будь свободен максимально во всем от государства с его назойливой ложью и налогообложением, с его чиновничьим паразитизмом и крокодиловыми слезами над бедой маленького человека. Будь подальше от цивилизации праздности и разврата с ее наркотиками и абортами, проституцией и суицидами, химической едой и тошнотворной поп-культурой. Будь свободен от промышленного производства и неврозов повседневной бессмыслицы. Я искренно (издалека, конечно) восторгаюсь этими людьми и вижу в них протестантский образец честной и смелой жизни, причудливо смешанной из подобия христианского монашества и старообрядчества одновременно.

На первый взгляд с монахами у амишей сходства мало, ибо последние семейны и весьма многодетны, а первые безбрачны. Но это обывательские разговорчики. Суть монашества не исчерпывается безжённостью и бездетностью. Суть монашества – свобода.

«Ты да Бог – вот и весь монах», — говорил Феофан Затворник.

Все остальное – средства. Монах совершает бегство с ярмарки тщеславия и меняет ум, что делает его в глазах мира сумасшедшим, в глазах Бога – любезным чадом. Никуда его не сошлешь, где бы он не смог молиться.

А вот сбить монаха в полете, сорвать его с той лестницы, которую описал игумен горы Синайской, способен не столько огонь плотских страстей, сколько суета. Мирской шум, рассеянность, многозаботливость. «Чего изволите?» «Что скажет княгиня Анна Петровна?» «Какой курс доллара на сегодня?»

И это уже потом, когда крылья ума бессильно обвисли, а голова нафаршировалась мирскими помыслами, тогда приходят ко вчерашнему подвижнику в обнимку блуд и отчаяние, ненависть к молитве и желание карьеры. Потом. Сначала нужно осуетиться.

Жизнь в городах, жизнь не столько от труда рук, сколько от милостыни богомольцев, крайне опасна для давших обеты. Отказ от мира не исчерпывается до дна неимением семьи. Нужно быть в мыслях и потребностях свободным от мира, если не целиком, то максимально. Все-таки Антоний был в пустыни, а Сергий и Серафим – в лесу. Это мирянин должен бояться (и ему это не грешно), что власти поднимут тарифы, увеличат налоги, отрежут свет или газ. Монах, по идее, не имеет права этого бояться. Но расселенные в загазованном пространстве пыльных городов, связанные по рукам и ногам условностями современного коллективного быта, сегодняшние монахи по необходимости боятся того же самого, чего боятся обычные, перегруженные заботами миряне. И не нужно никаких особых и явных грехов для убийства подвижнического духа. Нужна всего лишь полная зависимость от мира и страх эту зависимость разорвать. И вот этого-то страха у многодетных бородатых чудаков в длинных сюртуках и черных шляпах нет. Нет такого страха у амишей. Они раскидывают вилами навоз по огороду, доят коров, сами шьют себе одежду, как-то молятся и в ус не дуют. Они добровольно рвут всякую связь с Вавилоном, и нам не грех к этому феномену присмотреться.

Наши старообрядцы

Наши старообрядцы стоят на очереди за оценочным словом.

Казалось бы, упертые раскольники, дошедшие до вероучительных крайностей во множестве сект.

Чего о них толковать? Но толковать стоит, потому что у них есть опыт многовекового выживания в условиях государственной к себе антипатии. Государство тебя подозревает в нелояльности, считает второсортным, словно ты православный грек, живущий в турецком султанате. А ты уходишь подальше от воевод и губернаторов, уносишь с собой старые книги и старые иконы, и как-то выживаешь на протяжении многих столетий. Это важный опыт.

И они не только берегли обряд, плохо понимая его отличие от догмата; не только цеплялись за множество мелочей, освященных древностью. Они еще сохраняли хозяйственный быт, привязанный к земле и ремеслу (очень актуально по нынешним ленивым и вороватым временам), и не искали того, что сулит Вавилон – удобств и комфорта. В пище, одежде, внешнем виде, обустройстве быта они сохраняли, как могли, пять веков русской истории. Не знаю, как там у них сейчас. Можно ли, например, им есть бананы? Но еще совсем недавно они и чая-то не пили, равно, как и кофе. О табаке же или гладко выбритых щеках и заикаться смешно. Когда-то такими были все русские. И что еще нельзя предавать забвению, говоря о старообрядцах, так это их мистическое отвращение от холуйства перед Западом.

Гомера на Руси не читали, но что такое «троянский конь», понимали по интуиции. И Блудницу, оседлавшую Зверя с рогами и именами богохульными, русские хранители старины распознали в Западе задолго до экспорта оттуда социалистических теорий.

Старообрядцы не хотели служить Антихристу, чье приближение ощутили.

 

И пусть перегнули палку, пусть далеко не во всем были правы, а со сроками и датами исполнения пророчеств поспешили, кое-что в духе им угадать удалось. Умением выжить и не исчезнуть после радикального разрыва со всем, что видится им, как явный грех, они и интересны.

Культура Вавилона тиражирует идеал легкой наживы и незаслуженного наслаждения. В моде те, кто хорошо устроился; кто сумел соединить ловкое воровство или иную греховную прибыль с радостью жизни на свободе. Совсем не в моде труд и умеренность. Отсюда и возрастание их цены. И мало кому ясно, что труд и умеренность это формы подлинно свободной жизни. Свободной, скажем, от деспотической власти общественного мнения, от желания быть «крутым», от разгоряченного рекламой аппетита, от кредитной кабалы.

По идее, житель глубинки должен быть более счастлив и спокоен, нежели его современник и сверстник, живущий в мегаполисе. Темп жизни тише, воздух чище, прожиточный уровень ниже. Все родное. Меньше суеты, беготни и бед, связанных с жадностью и завистью. Это по идее. На практике житель глубинки через ТВ и интернет отравлен оценочными мнениями Вавилона. Он озлоблен, потому что бредит о несказанном счастье и потоках удовольствий, обещанных по экрану. Плененный многими обманами, свою повседневность он ненавидит. Истории он может не знать. И веры у него зачастую нет. Была бы вера, было бы больше ума, меньше бытового идолопоклонства и ближе было бы до счастья и благодарного покоя. Пандемия современного духовного рабства демократическим большинством совершенно не опознана, и только потому, что кандалы украшены стразами.

Я опять думаю про амишей. И про старообрядцев, и про монахов, не растерявших первоначальный жар. Про всех максимально свободных от цивилизации. Тех, кого не манит запах шальных денег и разнообразных удовольствий, ранее запретных, ныне – вполне легальных. О тех, кому стыдно жить, ничего не делая. Кто не собирается бороться с Левиафаном (ибо бесполезно, по большому счету), и хочет только душу спасти. А потому выбирает место и образ жизни, максимально удаленный и свободный от мнимых потребностей, отнимающих и силу, и радость.

Таких людей не может быть много. Они так же малы, как те три отрока, которые отказались кланяться при Навуходоносоре огромному истукану на фоне сотен тысяч опустившихся на колени. Большинством они точно не являются. Но это и не важно. Важно, что

они являют пример своеобразной свободы от тирании мелких зависимостей, свободы от государственной опеки, призванной нести безопасность и бытовые удобства, но временами безмерно порабощающей и обезличивающей человека.

Есть многие, кто при вопросе «есть ли жизнь за МКАДом?» округляют глаза и поднимают брови, словно речь идет о марсианах. Но стоит знать, что есть немало людей, которые при мысли о жителях Токио, Сингапура, Москвы или Нью-Йорка искренно недоумевают и спрашивают с жалостью: Как же они, бедные, там выживают? И стоит разобраться в чьем вопросе больше честности и человеколюбия.

НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ, ПИШИТЕ СВОИ ОТКЛИКИ В КОММЕНТАРИИ

Надо возвращаться к жёсткой экспертизе

 

 

 

 

протоиерей  Сергий Рыбаков

 

 

«НАДО ВОЗВРАЩАТЬСЯ К ЖЁСТКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ»

 

Сенаторы предлагают уйти от монополии Министерства просвещения на допуск школьных учебников к их использованию и перейти к многоэтапной научной и методической их экспертизе наподобие той, что существовала в советские годы. Об этом сенаторы говорили в ходе заседания комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

«Нам нужно уходить от монополии Министерства просвещения на все этапы работы с экспертизой, одобрением учебников, подбором экспертов, которые ее проводят и утверждением организаций, которые должны издавать такие учебники. Необходимо поднять уровень экспертизы на государственную величину и просить правительство РФ создать систему, которая существовала в советское время – многоэтапная научая и методическая экспертиза учебников, прежде чем они будут допущены к использованию в учебном процессе», – сказала зампред комитета СФ по образованию Екатерина Алтабаева. Читать далее “Надо возвращаться к жёсткой экспертизе”

Какой бог в душе?

 

Максим Воробьев

член Союза писателей

 

 

 

 

КАКОЙ БОГ В ДУШЕ?

 

Не случайно в заголовке слово Бог написано с маленькой буквы. Ведь языческие боги и должны писаться с маленькой, как и подобает ложным богам или бесам. Почему вместо Творца мира в душе вроде бы верующего человека водворяется идол? Попытаюсь ответить на этот вопрос.

Я уже затрагивал эту тему в своих статьях, но, так сказать, мимоходом, не разрабатывая её подробно. Мне казалось, что тема эта достаточно ясна всякому человеку, имеющему хоть какое-то понятие о Православии и христианстве. Но нет, я ошибался. Огромное число людей, сделавших идею «бога в душе» своем жизненным кредо, заставило меня обратить на неё более пристальное внимание. Читать далее “Какой бог в душе?”

Особенности христианского просветительства в нецерковной среде

 

 

О.С. Хижняк,

кандидат философских наук

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ  ХРИСТИАНСКОГО  ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА
В  НЕЦЕРКОВНОЙ  СРЕДЕ

 

В настоящее время особое внимание уделяется вопросам мировоззрения, воспитания и сохранения основ человеческой личности вопреки агрессивному натиску глобалистской идеологии. Выступая на пленарном заседании XXIV Всемирного русского народного собора «Православие и мир в XXI веке»  25 октября 2022 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул: «В секулярном мире религиозные представления настойчиво вытесняются на периферию общественной жизни», напомнил о важности вопроса «Что есть человек»,  опасности трансгуманизма и призвал «Отстаивать значение религиозных ценностей перед лицом секулярного мира»[1]. Читать далее “Особенности христианского просветительства в нецерковной среде”

Ян Гус и его связь с православной кирилло-мефодиевской традицией

 

 

 

протоиерей Александр Рябков

 

 

 

 

ЯН ГУС И ЕГО СВЯЗЬ С ПРАВОСЛАВНОЙ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ

 

В 2015 году исполнилось 600 лет со дня казни известного чешского религиозного деятеля Яна Гуса, жившего на рубеже XIV-XV веков. Его трагическая судьба тесно связана с разногласиями и идеологическими течениями времен Великого Раскола в Католической Церкви. Вместе с тем на его участь повлияли политические распри европейских монархов того времени. Но не менее интересна связь этого человека и движения его имени с христианскими традициями, заложенными в Чехии святыми Кириллом и Мефодием в раннем средневековье. Читать далее “Ян Гус и его связь с православной кирилло-мефодиевской традицией”

Где искать фашизм?

 

 

иерей Сергий Чечаничев

 

 

 

ГДЕ ИСКАТЬ ФАШИЗМ?

 

В последние годы из каждого прозападного «утюга» – т.е. из средств массовой информации по всему миру разносятся известия о том, что «Россия – фашистское государство» или «является ближайшим аналогом фашизма». (См. например статью профессора Тимоти Снайдера в The New York Times от 22 мая 2022 г. или выступление профессора Стэнли Пэйна на радио «Свободная Европа» от 7 мая 2022 г.). В Интернете можно найти множество других выступлений на эту тему, в т.ч. и от тех, кто называет себя «русскими».

И хотя в различных слоях европейского сообщества сейчас проглядывается некоторое отрезвление, все-таки эти примеры, почти двухлетней давности – можно считать эталонными. Они являются весьма «классическими» и как бы «научно обоснованными» мнениями, которые в очередной раз объединили десятки правительств западных государств, с примкнувшими к ним Японией, Южной Кореей, а также прочими «австралиями» и явились для части народов этих стран обоснованием ненависти к русским и их стремления к уничтожению России. Читать далее “Где искать фашизм?”

Диванные игры разума

 

 

 

ГЕОРГИЙ  ЕРМОЛОВ

 

 

 

 

ДИВАННЫЕ ИГРЫ РАЗУМА 

 

Слушая или читая интервью президента России Владимира Путина основателю видеоплатформы Tucker Carlson Network Такеру Карлсону, надо четко помнить, что это продукт для внешнего пользования. Владимир Путин и его спичрайтеры использовали множество понятных для коллективного запада штампов, и получилось весьма неплохо. Однако для наших людей, немного знающих историю и понимающих ход нынешних событий, некоторые моменты вызвали определенные вопросы.

 РИА Катюша

https://katyusha.org/vojna/otvetyi-putina-na-voprosyi-karlsona-vyizvali-otvetnyie-voprosyi.html

 

https://katyusha.org/lichnosti/trolling-vyisshego-poryadka.-putin-utochnil-karlsona-v-intervyu-rossijskomu-zhurnalistu.html

 

Действительно, нельзя не оценить по достоинству, как всегда дипломатически виртуозную работу спичрайтеров, но – учитывая личный, высочайший, как всегда, профессионализм интервьюируемого, в очередной раз продемонстрировавшего точность известной аксиомы – «бывших не бывает». И в самом деле, за всё наше уже многолетнее знакомство с президентом «на обратной стороне его вышивок невозможно обнаружить ни одного узелка». Что же касается «наших людей, немного знающих историю», то их действительно немного, а уж «понимающих ход нынешних событий», так и вообще единицы. И всё благодаря тем же штатным и заштатным спичрайтерам, прикладывающим недюжинные усилия, дабы исключить саму возможность возникновения хоть каких-то вопросов. Однако, несмотря на их самоотверженные потуги, отечественные «пикейные жилеты» и сегодня живее всех живых. Правда, они уже не так эмоционально активны, как классические ильфо-петровские, не кучкуются в скверах и на бульварах, а предаются размышлениям на домашнем диване с бутылочкой холодного пива, рассуждая в одиночестве, кто из нынешних политических воротил голова, и кому не стоит класть палец в рот. Читать далее “Диванные игры разума”

Две беседы о главном

ДВЕ БЕСЕДЫ О ГЛАВНОМ

Слушая или читая интервью президента России Владимира Путина основателю видеоплатформы Tucker Carlson Network Такеру Карлсону, надо четко помнить, что это продукт для внешнего пользования. Владимир Путин и его спичрайтеры использовали множество понятных для коллективного запада штампов, и получилось весьма неплохо. Однако для наших людей, немного знающих историю и понимающих ход нынешних событий, некоторые моменты вызвали определенные вопросы.

Владимир Путин начал разговор с Такером Карлсоном с истории России, описав в течении длительного времени историю Киева с момента его взятия новгородскими войсками. Ведь только после этого он стал «матерью городов русских». «Российское государство стало собираться как централизованное, годом его создания является 862 год, когда новгородцы – есть такой город Новгород на северо-западе страны – пригласили на княжение князя Рюрика из Скандинавии, из варягов. В 882 году преемник Рюрика, князь Олег, который выполнял, по сути, функции регента при малолетнем сыне Рюрика, а Рюрик умер к этому времени, пришёл в Киев. Отстранил от власти двух братьев, которые, судя по всему, были когда-то членами дружины Рюрика, и, таким образом, Россия начала развиваться, имея два центра: в Киеве и в Новгороде», – так все начиналось по Путину.

Далее он посвятил визави в историю крещения Руси в 988 году князем Владимиром в водах Днепра, монголо-татарского ига, ливонского государства крестоносцев и просьбы Богдана Хмельницкого о вхождении в Россию: «Он писал в Варшаву с требованием соблюдения их прав, а после того, как получил отказ, начал писать письма в Москву с просьбой взять их под сильную руку московского царя». Просьба была исполнена в 1654 году Земским собором. После войны и заключения «вечного мира» с Польшей всё левобережье Днепра, включая Киев, отошло к России, а правобережье осталось за Польшей. Президент рассказал Карлсону, что потом во времена Екатерины II Российская Империя «вернула все свои исторические земли, включая юг и запад». Читать далее “Две беседы о главном”

Слово и число как антропологические категории

 

 

 

 протоиерей Димитрий Моисеев

кандидат биологических наук

 

 

 

СЛОВО И ЧИСЛО КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

 

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому, что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осияно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангельи от Иоанна
Сказано, что слово это Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

Николай Гумилёв, «Слово», до 31 августа 1919 года

 

Тезисы:

  1. Проблему цифровизации образования необходимо рассматривать в контексте антропологического кризиса современной цивилизации (философский аспект).
  1. Всё знание делится на гуманитарное (в основе которого лежит Слово) и точное (в основе которого лежит цифра). Цифра – единица измерения видимого мира, слово – мера познания мира невидимого. Сведение всего образования к одному цифровому исчислению нарушает баланс равновесия между этими двумя неразрывными гранями бытия и опрокидывает человека в дурную бесконечность чисел. Иным словом, цифра без слова бездыханна, как пчёлы в стихотворении Николая Гумилёва (гносеологический аспект).
  1. Дегуманизация образования – составная часть большого плана трансгуманистически мыслящей мировой элиты (геополитический аспект).
  1. Истоки индоевропейской цивилизации – устная словесность. Изначально потенциал развития индоевропейских народов заключался в изустном эпосе. Он был зафиксирован в письменном тексте уже на этапе соприкосновения с письменными культурами и запечатлён в эпических сказаниях Гомера, Авесты, Вед, германо-скандинавского, славянского, кельтского и др. эпосов (культурно-исторический аспект).
  1. В мире существует закон уменьшения смыслового веса информации с увеличением доступности носителей этой информации: смысловой вес единицы информации обратно пропорционален доступности носителя информации; информация, зафиксированная в буквенной письменности со временем теряла свой средний удельный вес: от высеченной на камне – к записанной на пергаменте – напечатанной на бумаге – запечатлённой на электронных носителях. С увеличением доступности носителей информации количество информации увеличивалось, а средний смысловой удельный вес её уменьшался.
  1. Современные российские учебники содержат больше информации, чем советские, но несут заметно меньше смысловой нагрузки. Современный человек, получая огромный объём низкокачественной информации, не способен обрести те смыслы, которые вмещал в себя человек в прошлые эпохи (информационно-технологический аспект).
  1. Процесс цифровизации образования непонятен по смыслу и непрозрачен не только школьникам и их родителям, но и педагогам и даже специалистам в сфере науки об образовании (образовательный аспект). Либо это очередной прожект без содержания, либо надувательство с целью чьего-то благополучения типа МММ и других полулегальных структур. В любом позитивном проекте идея должна быть выражена предельно ясно и недвусмысленно.

Читать далее “Слово и число как антропологические категории”

Политические лидеры Восточного Православного Возрождения в XIV-первой половине XV вв.

 

 

 

НАТАЛЬЯ ЛОЖКИНА

сотрудник ГосЭрмитажа

кандидат культурологии

 

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ЛИДЕРЫ ВОСТОЧНОГО ПРАВОСЛАВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ В XIV-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV ВВ.

 

Г. М.  Прохоров  развил теорию о политическом исихазме, по которой исихазм оказал влияние на политическую ситуацию Византии и Руси XIV века. Это связано с тем, что учениками  св. Григория Паламы  были  Иоанн VI Кантакузин, Николай Кавасила и другие государственные деятели.[1] В монографии В.В. Петрунина[2] была предпринята попытка целостного осмысления  феномена политического исихазма в православной традиции, где молодой ученый изучил различные аспекты влияния исихазма на социальную, политическую и культурную жизнь поздней Византии. Исследователь отметил, что само понятие «политический исихазм» позволяет «говорить о динамичном характере православной мистической традиции, прошедшей путь от монашеской кельи до явления, укрепившего социальные связи внутри поздневизантийского общества и предохранившего его от распада и окончательного исчезновения, а также определившего характер Православного и последующего Русского Возрождения».[3] Молодой  исследователь систематизировал основные идеи политического исихазма и пришел к выводу, что основными теоретическими положениями были в тот период: сохранение единства Церкви  и Вселенского характера Константинопольского Патриархата; приоритет Церкви над государством; автономия церковной власти в вопросах вероучения; проповедь православного единства; последовательное антилатинство и антиуниатство; поддержка официальной византийской имперской идеологии.[4]  Как отмечает прот.Иоанн (Мейендорф): «Императоры из династии Палеологов поддерживали престиж  Константинополя…но реальную силу и устойчивость восточного христианства восприняла сама Церковь, в которой руководящие позиции заняли связанные с исихазмом представители мощного монашеского Возрождения».[5] Читать далее “Политические лидеры Восточного Православного Возрождения в XIV-первой половине XV вв.”

О птицах небесных и порождённых ими недоумениях

 

Николай Сомин

кандидат физико-математических наук,

                 бакалавр теологии

 

 

 

 

О ПТИЦАХ НЕБЕСНЫХ И ПОРОЖДЁННЫХ ИМИ НЕДОУМЕНИЯХ

 

 

I. Есть в Евангелии от Матфея удивительный фрагмент, который, как его ни крути, никак не умещается в нашу повседневную жизнь. Жизнь, как мы думаем, вполне христианскую. Приведу его целиком, несмотря на обширность цитаты:

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 25:34). Читать далее “О птицах небесных и порождённых ими недоумениях”

Христианское откровение или иудейская теократия?

 

ВЛАДИМИР МОЖЕГОВ

          публицист

 

 

 

 

 

ХРИСТИАНСКОЕ ОТКРОВЕНИЕ ИЛИ ИУДЕЙСКАЯ ТЕОКРАТИЯ?

 

Некоторое время назад на страницах РНЛ и некоторых других патриотических ресурсах разгорелся короткий, но страстный спор о монархии. Я тоже принял участие в споре, который, однако, скоро заглох по очевидной причине, по которой всегда глохнут подобные споры: отсутствие достаточных оснований.

 

Монархисты, как правило, не пускаются дальше ссылок на К. Леонтьева и Солоневича, в лучшем случае помянут византийскую мистику царства (и это уже очень и очень хорошо), противникам же монархии и вовсе остаётся нудить о «слабости монархии» и о том, как она «устарела». На таком топливе далеко не уедешь.

Однако мне пришлось убедиться, что такие основания противники монархии умудряются находить. И, что самое удивительное, действительно находят. И где бы вы думали? В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых на Архиерейском соборе 2000-го года. Читать далее “Христианское откровение или иудейская теократия?”

Об угрозе искусственного интеллекта и возможности цифрового бессмертия

 

 

 

 

ИГОРЬ  АШМАНОВ

 

 

 

ОБ УГРОЗЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОГО БЕССМЕРТИЯ

 

На IX Международном фестивале “Вера и Слово”, проходящем в пансионате Клязьма по благословению Патриарха Московского и всея Руси, особенно обратило на себя внимание выступление Игоря Ашманова, одного из самых известных предпринимателей и топ-менеджеров современной IT – индустрии, члена совета по правам человека при президенте РФ.

 

Мы имеем дело с идейным пузырем. Искусственный интеллект такое испытывал уже несколько раз. Была эйфория в 60-х годах, в начале 90-х, небольшая в начале 00-х, и снова сейчас всё взорвалось. Происходит это потому что появляются новые технологии, но по сути это пузырь, он просуществует ещё года два-три, потом всё заглохнет. Это не значит, что не будут работать технологии искусственного интеллекта, но имеет место стандартная история с кривой хайпа по Гартнеру. Когда на рынок выходит новая технология, образуется гигантская волна хайпа, в неё вливаются гигантские деньги, даются колоссальные обещания, потом всё это падает в пропасть разочарования.

Если кто-то следил, то вы могли заметить такой пузырь чуть меньшего масштаба про блокчейн и криптовалюту. Пик пришелся на период три-четыре года назад. Пузырь этот уже лопнул. Сейчас я часто вижу чиновников, которые думают как бы из планов вычеркнуть и нацпроектов блокчейн. Писали их четыре года назад, когда эта технология была модной, а сейчас надо как-то убрать, чтоб начальство не спросило. Читать далее “Об угрозе искусственного интеллекта и возможности цифрового бессмертия”

Церковь любит мучеников

 

 

АНДРЕЙ ТКАЧЁВ

протоиерей

 

 

 

 

ЦЕРКОВЬ ЛЮБИТ МУЧЕНИКОВ

 

Смерть, как ни крути, штука страшная. Храбриться и улыбаться подавляющему большинству людей можно только на расстоянии от нее (хотя она и повсеместна). Если же приблизится она и дохнет, то ли в лицо – гнилью, то ли в затылок – холодком, сразу станет невесело.

И трудно сказать, чего собственно боишься – длинного тоннеля или черной пропасти, ответа за прожитое или злобы тех чудовищ, что вдруг явно обнаружат свое присутствие?

И вера в это время подвергнется самому серьезному испытанию. Есть ли она? Жива ли она под формальной личиной, или исчезла давно и след ее простыл? Одним словом назвать в это время, вслед за Павлом, смерть «приобретением» (см. Фил. 1:21), смогут (как бы это помягче выразиться) не все. Далеко не все. Почти никто. Поэтому Церковь любит мучеников. Читать далее “Церковь любит мучеников”

Наука и теология: современный Российский контекст

 

 

Протоиерей Кирилл Копейкин
кандидат физико-математических наук
кандидат богословия

 

 

 

Сегодня одним из вопросов, привлекающим внимание как специалистов, так и широкой общественности, является проблема соотнесения научного и религиозного взглядов на мир1. Актуальность такого вопрошания связана с тем, что ныне наряду с колоссальным расширением сферы, охватываемой рациональным научным знанием, наблюдается практически повсеместный рост религиозности [3; 4]. «Две противоположных тенденции характеризуют духовную ситуацию нашего времени — распространение натуралистических картин мира и растущее политическое влияние религиозных ортодоксий», — такими словами начинает свою книгу «Между натурализмом и религией» известный немецкий философ Юрген Хабермас [5, с. 7]. На смену секулярному обществу [6] — обществу, стремящемуся вытеснить все религиозное из «внешнего» социального пространства в сферу субъективного мира и частной жизни индивидуума, приходит общество постсекулярное, происходит возвращение религии в общественную и политическую жизнь [7–9]. Специалист по истории Ближнего Востока, философ и экономист Жорж Корм в своей книге «Религиозный вопрос в XXI веке» отмечает, что «за последние несколько десятилетий религия исподволь пропитала собой все наше окружение, а может, даже вошла в число важнейших наших забот. <…> Мы открываем или, как считают некоторые, переоткрываем странный, тревожащий нас мир, считавшийся исчезнувшим. Это раньше мы были либералами, социалистами, коммунистами, националистами стран, недавно обретших независимость, могли различаться всевозможными расцветками, связываемыми с этими ярлыками, то есть быть ультраправыми, правыми, центристами, социал-демократами, марксистами, сторонниками Москвы или Мао, борцами за свободу третьего мира и т. д. Но теперь все иначе: мы, в первую очередь, — приверженцы “французской” светскости или “англосаксонского” мультикультурализма, жители новообразовавшихся стран, идущих к демократии, и, разумеется, иудеи, христиане и мусульмане, католики, протестанты, православные, сунниты, шииты, индуисты или буддисты» [10, c. 5]2. Читать далее “Наука и теология: современный Российский контекст”

Научное определение современности

 

 

МИХАИЛ ШУЛИН

 

 

 

 

 

НАУЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОСТИ

 О книге «Эпоха утраченных смыслов» Г.В. Ермолова

 

Монографию Георгия Витальевича Ермолова — аналитика, публициста, поэта — трудно читать. Трудно потому, что книга эта является истинной квинтэссенцией научного анализа реальности. Той реальности, в которой мы живем.

Эпоха утраченных смыслов… увы, трудно найти более емкое определение нашего времени. Г.В. Ермолов объясняет нам, почему так произошло, и мнение его четко, взвешенно и подтверждено документами: список источников монографии занимает несколько убористых листов.

Первое, чем восхищает книга — рассмотрение истории с различных точек зрения, буквально от Аристотеля и Тацита до Тойнби и Фукуямы. Такой подход дает понять современную реальность, понимание того, как мы «дошли до жизни такой». В восемнадцати главах анализируются причины современного состояния мировой экономики, политическая основа мировой политики и культуры, даются осторожные прогнозы дальнейшего развития. Г.В. Ермолов обладает широчайшим кругозором, он рассматривает глобальные проблемы как в синхронии, так и в диахронии, поэтому в книге мы видим анализ таких моментов, как становление и развитие либерализма, цифровизация общества, теория элит, демократия и диктат, возникновение и методология науки, глобализация, секуляризация в мире и в России… всего не перечислишь. Необходимо подчеркнуть, как важна в этих современных и большинством признанных процессах роль Просветителя, некогда сказавшего Адаму и Еве : «Будете как боги».

Автор словно под микроскопом рассматривает идеи «модерна» и «постмодерна», смело полемизируя с Дугиным и Фукуямой. Заслуживает внимания тезис, очевидный, но нами обычно не замечаемый: «…Термина (постмодерн — М.Ш.), представляющего собой апофеоз бессмыслицы. И в самом деле, что мы видим? «Пост» – после, «модерн» – современность. Таким образом, эпоха постмодерна — это эпоха после современности, то есть эпоха, которая ещё не наступила, иными словами — безвременье — тот же симулякр». И далее: «Постмодернистский мир есть мир, лишенный не только будущего, но и прошлого. Человек, сформированный таким миром, живет в состоянии нравственного хаоса, где не существует ни идеалов, ни традиций…Недаром одним из ключевых заклинаний эпохи стала вездесущая толерантность».

И все это, разумеется, прилагаемо к России. Как минимум со времен Петра Россия начала терять собственный облик, неотъемлемой частью которого было Православие. «Без Бога в душе, без царя в голове» — вот символ без малого полутора столетий нашей Родины. Вроде бы очевидно, но многие ли обращают на это внимание? Молох потребления забирает его. Поэтому автор предупреждает: «Окончательное выпадение из сферы ментального православного мировосприятия явится для русского человека выпадением из сферы человечности». Вот, по нашему мнению, ответ на вопрос, коим является данная книга.

Подобно Оруэллу, Замятину, Хаксли, «Эпоха утраченных смыслов» – книга-предупреждение, книга-пророчество, но — что немаловажно — выполненная не в форме художественной фантазии, а основанная на серьезной доказательной базе.

Больше и не скажешь… Остается выразить благодарность автору, посетовать на небольшой тираж монографии Г.В. Ермолова и рекомендовать читателю искать ее в библиотеках, издателю же — продолжать благое дело публикации столь глубоких, всесторонне значимых книг, помогающих ориентироваться в современном мире.

 

 Международный литературно-художественный альманах

 «Петербургские строфы» 2023 г.

Антология смысловых галлюцинаций

 

 

 

ГЕОРГИЙ ЕРМОЛОВ

 

 

 

 АНТОЛОГИЯ СМЫСЛОВЫХ ГАЛЛЮЦИНАЦИЙ

 

 

 В суть всякой вещи вникнешь,

 коли правдиво наречёшь её.

 

Константин Костенчский[1]

 

 

 

             Зрительные галлюцинации – образы, возникающие в

мозгу человека, не связанные с реальностью и не

существующие в действительности.

 Слуховые галлюцинации – звуки, при отсутствии

фактического слухового стимула: музыка, голоса т.п.

             Смысловые галлюцинации – убеждённое восприятие

фактов, явлений, информации в искажённом или

«перевёрнутом» смысле; иллюзия, возведённая в ранг

реальности.

 

 

«В начале было Слово…» Эту первую строку Евангелия от Иоанна впервые перевели с греческого на церковно-славянский Кирилл и Мефодий. В оригинале «Слово» обозначалось как «Логос», что в древнегреческой философии означало одновременно и высказывание, и речь, и суждение, а главное – смысл[2]. Это понятие определяло всеобъемлющие космические принципы развития мира, законы природы и человеческого мышления, смыслополагающие основы бытия и нравственные установки. В христианстве прочно укоренился догмат, что Христос сам и есть личностное Слово Бога Отца.

Во многих местах Библии, прямо или косвенно, содержатся указания на необходимость сакрального отношения к языку, но самое конкретное исходит от самого Христа: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься».

Протоиерей Сергий Лепин пишет:

«Нужно стараться не забывать, что слово – это поступок, который обнаруживает содержание нашей души и указывает на то, кто мы есть. Что касается многословия, то это от незнания. От незнания Бога, если точнее».

Но, пожалуй, наилучшая трактовка в рамках национального восприятия дана С.В. Перевезенцевым[3]:

«В Слове русский человек выражал волнующие его вопросы о сути мира. В Слове искал он ответы на свои вечные, “проклятые” вопросы. В Слове же ответы он и находил. Нет, конечно же, кроме Слова было еще и Дело – иногда веселое и легкое, чаще трудное и трагическое. И слишком часто, может быть, намного чаще, чем хотелось бы, Дело не совпадало со Словом. Наверное, по-другому и быть не могло, ведь Слово – это исток, начало Дела. А дальше-то Дело живет само по себе. Но для русского человека Слово – это еще и итог, венец Дела. И вот когда Дело не приходило к намеченному ему Словом итогу, когда Дело разрывало сердце и душу, только одно утешение оставалось, только одно сохраняло надежду, поддерживало веру, вновь и вновь рождало любовь – все то же Слово. Ибо Логосом-Словом спасал Господь грешный мир». Читать далее “Антология смысловых галлюцинаций”

К вопросу об отличии православного возрождения от западного ренессанса

 

 

      Наталья Ложкина

кандидат культурологии,

 сотрудник ГосЭрмитажа

 

 

 

К ВОПРОСУ ОБ ОТЛИЧИИ  ПРАВОСЛАВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ОТ ЗАПАДНОГО РЕНЕССАНСА

 

 

Профессор Г.М Прохоров (ИРЛИ РАН), руководитель моей докторской диссертации указывал на то, что «в Византии в XIV века – корни двух параллельных Возрождений, вдохновлявших Европу в XIV-XV вв.-Западноевропейского Ренессанса и восточноевропейского Православного Возрождения»[1].

Победа исихастов  – философская и политическая способствовала утрате влияния варлаамитов на культурно-исторический процесс в Византии. Большинство из них предпочло переместиться в Италию, и в дальнейшем они реализовали себя в ее предренессанской и ренессансной культуре. Исихастские споры «были точкой встречи и расхождения двух европейских Возрождений в самом начале их пути».[2]  Прот. Иоанн (Мейендорф) сделал важный вывод, который касался того культурного направления, который под влиянием исихазма  выбирает православный Восток – полное неприятие идей гуманистического Возрождения Запада в основе которого лежал эгоистический и самодостаточный антропоцентризм. Кроме того, как замечает  прот. Иоанн: богословское направление свт. Григория высвободило православное богословие от предубеждений неоплатонизма и узких рамок библейского монизма[3]. Читать далее “К вопросу об отличии православного возрождения от западного ренессанса”

Воззвание Русского Патриота

 

 

 

Алексей Соловьёв

Управляющий партнёр ООО «РосИнформ»

 

 

 

ВОЗЗВАНИЕ РУССКОГО ПАТРИОТА

 

Я обращаюсь прежде всего к Русским людям, способным критически мыслить.

Не хотелось бы воспроизводить ярких речей и громких лозунгов, таковых и так преизобилует наше информационное пространство.

Уже неоднократно сказано о проигранной информационной войне, уничтожении образования, переписывания истории и многом другом. Но сейчас мы подошли к крайней черте, где враг начал активно вмешиваться в процесс восприятия действительности человеком и уже сейчас способен по так называемой “индивидуальной траектории” трансформировать и формировать восприятие действительности на метафизическом уровне. Читать далее “Воззвание Русского Патриота”

Путешествие в мир книг митрополита Иоанна (Снычева)

 

Иерей

Сергий Чечаничев

 

 

 

 

 

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР КНИГ МИТРОПОЛИТА ИОАННА (СНЫЧЕВА)

Об историческом значении сочинений владыки

 

В наше время у каждого православного христианина свои личные взаимоотношения с миром книг митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). У кого-то их совсем нет – и это тоже есть показатель взаимоотношений.

Кто-то (в том числе и некоторые священнослужители) считают владыку Иоанна недалёким и неглубоким человеком и даже не стесняются открыто насмехаться над ним и над его литературным наследием. Кто-то называет его националистом и даже фашистом. А кто-то его почитает, как человека достигшего святости, как живой и наиболее современный по отношению к нам пример для подражания в деле православного христианского служения. Читать далее “Путешествие в мир книг митрополита Иоанна (Снычева)”