ЦЕРКОВЬ И ТЕАТР

 

 

 

 

 

ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ
писатель

 

 

ЦЕРКОВЬ И ТЕАТР

 

2019 год объявлен в России годом театра, как поясняется в указе правительства, «для сохранения и популяризации лучших отечественных театральных традиций и достижений, привлечения к вопросам театрального образования и пр».

 

 

Но имея опыт подобных мероприятий, можно с уверенностью прогнозировать, что саму историю возникновения театров и пьес в России никто всерьез рассматривать и популяризировать не будет. Дело в том, что, начиная с крещения Руси в 988 году, практически все, что происходило в стране, так или иначе связано с православной верой, которая пронизывала все сферы человеческой деятельности, а ныне наше государство объявлено «светским» и история преподается именно в этом ключе. Уверен, что практически нигде вы не услышите в этом году, что первой на Руси пьесой была история библейской Эсфири, поставленная 17 (27) октября 1672 года под названием «Артаксерксово действие» (на библейские темы были и последующие постановки: «Жалобная комедия об Адаме и Еве», «О Давиде и Голиафе» и пр.). Пьесы были поставлены по приказу царя Алексея Михайловича в первом, специально для этого построенном театре Преображенской слободы, именовавшимся «Комедийной хороминой». Организацию театров, отбор и подготовку актеров а так же постановку пьес было поручено организовать проживавшему тогда в Москве лютеранскому пастору Иоганну Готфриду Грегори. Он же организовал первую школу актеров, в которой обучались «комедийному делу» 26 детей из мещан.
И уж совсем немногие вспомнят, что пьесы для театров на библейские темы писали такие авторитетные богословы, как Симеон Полоцкий и Дмитрий Ростовский. А уж сколько митрополитов по всей Руси ставили театральные постановки у стен храмов и монастырей по большим праздникам, напоминая простому народу их историю и смысл!..
В царствования Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и даже не слишком набожной Екатерины Второй, театральные постановки на библейские темы были делом обыденным. Н.В. Гоголь, человек искренне религиозный, никогда не расстававшийся с Библией, считал искусство в целом, и театр в частности, ступенькой к христианству. Впрочем, среди писателей вообще найдется совсем немного людей, которые вовсе не затрагивали бы религиозную тему, ибо она пронизывала всю их жизнь от рождения до смерти. Замечательные сказки Андерсона и Льюиса учат нас смотреть на мир глазами христианина. А уж сколько создано прекрасных картин на библейские темы – перечесть попросту невозможно…

Но существует и прямо противоположная точка зрения. К примеру, Иоанн Златоуст, Иоанн Кронштадтский и многие другие видные философы христианства были ярыми противниками театра. Почему же мы имеем примерами столь разные взгляды на театр? Для начала надо учесть, что Иоанн Златоуст, яростно обличавший театр, был современником заката Римской империи, сопровождавшийся беспримерным падением нравов. На «сценах», собиравших публику, царили жестокость и разврат, не уступавшие современному телевидению. Если, согласно сюжету, в пьесе погибал персонаж, то, для пущей «зрелищности», актера, в нужный момент заменяли обреченным на смерть преступником или рабом, и кровь, заливавшая театральные подмостки, была отнюдь не искусственная. В девизе «Хлеба и зрелищ!» духовности места не отводилось – там бушевали страсти. Именно поэтому Иоанн Златоуст вопрошал справедливо: «Посмотри на самого себя – каким бываешь ты после возвращения из церкви, и каким – после выхода из театра!» Театр того времени был неистовым противником Христа, звавшего от телесного, к духовному, от жестокости – к любви. Более того, именно в «театрах» Рима публично уничтожались первые христиане. «Театры» двухтысячелетней давности, это, по сути, «левашовские пустоши» и «бутовские полигоны» сталинских времен. Было бы странно, если бы у христиан того времени они вызывали какие-то положительные эмоции: место, где пытали и убивали твоих друзей, родителей, детей и возлюбленных ни у кого не может вызвать понимания. Тюрьма и плаха вызывают у всех одинаковые чувства, независимо от стран и эпох. Во времена праведного Иоанна Кронштадтского в театре (как и в обществе в целом) так же протекала неприкрытая деградация, навеянная «ветрами перемен» приближающейся революции, щедро приправленная неприятием религиозности… Если же рассматривать отношение религиозных мыслителей к театру в более широком и глубинном смысле, то духовные пастыри с большим недоверием (и надо признать, основательно), не слишком позитивно относятся к лицедейству как к таковому. Надевать на себя множество «личин», персонажей совершенно разных и не всегда положительных – занятие не самое безопасное для духовности. Ведь для этого нужно понимать свою «личину», свыкаться с ней, практически быть ею… Но ведь писатель тоже «живет» жизнью своих героев (вспомните знаменитое флоберовское «Госпожа Бовари – это я!»). Да и многие книги можно было бы нетерпимо выбросить из истории, ибо «Мифы Древней Греции» и гомеровская «Илиада» рассказывают нам о «богах», «полубогах» и прочих нимфах-сатирах… Далее, следуя той же логике, необходимо закрыть музеи (там находятся тысячи изображений и изваяний Зевсов и Афродит), библиотеки (цензуре было бы подвержено более 90 процентов хранимого). Одним словом- инквизиция в самом худшем ее понимании. Но ведь христианство – религия умных людей. Мы изучаем искусство и историю глазами христианина, учась и делая выводы. Театр, литература, кино и музейные коллекции – это не «исчадие ада», а всего лишь накопление мыслей и опыта людей разных цивилизаций, религий, знаний и даже моральных устоев. Без людей, и того, что они приносят, искусства просто нет. Но почему бы и нам не вносить в эти хранилища свой опыт, знания и взгляды? Простой пример: греховный человек, осознав весь ужас сотворенного им, может (и должен!), стать человеком «новозаветным» (помните знаменитое: «У каждого праведника есть прошлое, у каждого грешника – будущее»?). Большинство первых мучеников и исповедников-это бывшие язычники. Не побоюсь утверждать, что точно так же может преобразовываться и искусство. Мало найдется ныне людей (не только из числа христиан), которые взялись бы утверждать, что современное искусство морально и нравственно. Да что говорить: даже просто умно или профессионально. Иоанн Златоуст с Иоанном Кронштадтским вряд ли сказали бы о нем что-то более положительное, чем было сказано ими в свое время… Но может быть, дело все же не в самом театре или кино как в явлении, а в том, что они несут в себе? Да, проще осудить и запретить, чем попытаться внести в них иную, чистую струю, да такую, к которой бы хотелось приникнуть и насытиться…Нам, ныне, жизненно необходимо иметь сегодня своих андерсенов, льюисов и гоголей. Сегодня появляются православные театры (например, театр «Странник»), православные радиостанции, на которых профессиональные актеры ставят радиоспектакли, и замечательные фильмы на христианские темы (один «Остров» Павла Лунгина чего стоит!). Театр – это не Церковь, но он может стать замечательной трибуной для проповеди. Красивой, искренней, честной… В древности имелся даже свой жанр для христианских постановок. Назывался он «миракль» (от латинского слова «чудо», ибо в обыденную жизнь героев там всегда входил промысел Божий). Да и церковные запреты вовсе не являются препятствием для хорошей христианской постановки или книги. Приведу лишь один пример, который, в свое время очень пришелся мне по душе и заставил задуматься о отношениях театра и христианства…
Незадолго до Первой Мировой войны и начала революции, в январе 1914 года, в Петербурге состоялась премьера удивительного (и совершенно незаслуженно забытого сегодня) спектакля «Царь Иудейский», на музыку А.К. Глазунова, и стихи великого князя Константина Константиновича Романова, в исполнении членов литературно-театрального сообщества офицеров Измайловского полка и актрис ведущих театров Петербурга.

Великий князь, за несколько лет до этого неся службу в должности командира первой (Императорской) роты Измайловского полка, стал одним из инициаторов создания полкового сообщества «Измайловские досуги» — организации, в которой русские офицеры не только изучали литературу и музыку, но и сами осуществляли постановки по избранным произведениям. Благодаря талантам участников, приглашаемым знаменитостям и покровительству августейших особ, это начинание вскоре получило официальный статус, стало широко известным и попасть на его заседания считалось большой удачей. Членами «Досугов» было поставлено несколько спектаклей на вполне профессиональном уровне, но жемчужиной этих репертуаров, безусловно стала пьеса, рассказывающая о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Надо отметить, что Великий князь (творивший под псевдонимом «К.Р.» был весьма популярен в России и песни на его стихи расходились далеко за пределы Империи, положенные на музыку Глазунова, Чайковского и Рахманинова. Знал толк князь и в пьесах: его перевод шекспировского «Гамлета» до сих пор считается одним из лучших. Сам сюжет «Царя Иудейского» был построен весьма необычно.

Во-первых, Евангельские события впервые в России перекладывались на стихи (молитвы в стихах не были новостью – они есть и в творчестве Пушкина, но чтобы осмелиться перелагать Евангелие в стихи –это было для того времени сенсационно!). Эту идею князю подал в письме П.И. Чайковский еще в 1889 году: «Так как Вы имеете счастье обладать живым, теплым религиозным чувством (это отразилось во многих стихотворениях Ваших), то не выбрать ли Вам евангельскую тему для Вашего ближайшего крупного произведения? А что, если бы, например, всю жизнь Иисуса Христа рассказать стихами? Если же Вас пугает грандиозность задачи, то можно удовлетвориться одним из эпизодов жизни Иисуса Христа, например, хотя бы Страстями Господними. Мне кажется, что если с евангельской простотой и почти буквально придерживаться текста, например, Евангелиста Матфея, изложить эту трогательнейшую из всех историй стихами, то впечатление будет подавляющее».

Во-вторых, в пьесе о Христе, на сцене не присутствовал зримо… Сам Спаситель! Церковь не слишком хорошо относиться к изображению Бога на театральных подмостках, ибо сложно хоть в малой степени отобразить то, что произошло две тысячи лет назад, а показывать вместо искупительной Жертвы кривляние – не лучшая идея. Но Великий князь нашел интересное решение: все происходящее на сцене строилось таким образом, словно Спаситель только что вышел или же вот-вот должен прийти, а сюжет «играл» на переживаниях и реакции иных участников тех событий. «Короля играла свита»! (Позже М.А. Булгаков применит этот же прием для написания пьесы о Пушкине).

В Священном Синоде текст прочитали, и к печати допустили, но cама постановка спектакля одобрена не была. Именно по той причине, о которой говорилось выше: состояние всего театра было столь «светским», что впускать в него даже столь мощное произведение посчитали зазорным. Будущий Патриарх, а тогда еще архиепископ Финляндский Сергий, которому поручили составить отзыв о пьесе, честно отвечал, что поднимать современный театр до духовных высот тогда было невозможно, для этого требовалось бы переформировать его в некое высокодуховное, соответствующее христианской высоте сообщество, а вот «театральность» на евангелический сюжет повлиять могла, принижая Благую Весть до уровня лицедейства, что допустить невозможно.
Император Николай Второй не мог отменить решение Синода, но все же разрешил осуществить постановку «в узком кругу» – на сцене Эрмитажного театра. К этой единственной постановке готовились как к величайшей премьере! (Правда, стоит отметить сообразительность измайловских офицеров, которые провели десять «репетиций» на которых побывало несколько тысяч человек – вся петербургская элита…). И Великий князь, и офицеры (всего «актеров» было более 200 человек, из них- 66 офицеров Измайловского полка, в том числе два генерал-майора, 22 капитана, около 40 поручиков и подпоручиков), и режиссер с четырьмя (!) помощниками, и декораторы, и костюмеры, и приглашенные актрисы приложили все свои силы (музыка Глазунова к пьесе, куда более известная за рубежом, чем у нас в стране, до сих пор считается там едва ли не вершиной творчества композитора). На кону была сама мечта великого князя поднять искусство до высот моральной чистоты и нравственности (девиз «Измайловского досуга» был: «Во имя доблести, добра и красоты!».

Успех постановки был грандиозен! Десятки восторженных отзывов, хвалебные репортажи в газетах мировых столиц, неподдельное восхищение самого Императора (по воспоминанием офицера Измайловского полка Петра Васильевича Данильченко, бывшего тогда администратором постановки, государь вошел за кулисы в антракте и сказал: «Сколько раз я читал Евангелие, сколько раз присутствовал в церкви на богослужениях Страстной недели, но никогда я не переживал Страстей Господних так, как сегодня, здесь, в театре. Мне много надо было себя сдерживать, чтобы не расплакаться. И сейчас, обещаясь прийти за кулисы, я это сделать сразу не мог. Еще раз сердечно благодарю Вас».

Через насколько дней было разрешено повторить пьесу специально для русской и иностранной прессы. Все тот же П. Данильченко в своих воспоминаниях, написанных уже в эмиграции, в Нью-Йорке, утверждал, что им было собрано свыше тысячи рецензий на пьесу «Царь Иудейский».

…Начавшаяся Первая Мировая война в корне подрубила это прекрасное начинание, а ведь предпосылки для снятия запрета Синода о постановке уже были, и кто знает: может сейчас мы имели бы такое удивительное явление, как православный театр, несущий своим зрителям подлинное Искусство… Семьдесят лет коммунизма наметали на театральные подмостки лишь антирелигиозные постановки, а то, что мы видим сегодня с экранов телевизоров, мало отличается от времен Диоклетиана и Юлиана Отступника, но… Может быть пора вспомнить, что театр (как и прочее искусство) – всего лишь результат творчества людей? Одни вкладывают в него свое видение мира, другие-достают. Там есть плохое и хорошее. Важное и не очень. Красота и безвкусие. Но если и мы не вложим туда свои мечты и идеалы-то их там и не будет… И может все же стоит прислушаться к классику:

«Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь, если примешь в соображение то, что в нем может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек и что вся эта толпа, ни в чем не сходная между собою, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом.

Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
(Н. В. Гоголь)

Передача мощей: как это было

 

 

 

 

архимандрит  Нектарий (Головкин)

 

 

Петербург был основан как дом Александра Невского. Почти на том же месте, где святой благоверный князь когда-то разбил шведов, и ровно для того, чтобы та же угроза с запада была предупреждена, чтобы Россия никогда не осталась отрезанной от Балтики, чтобы русское православие не замыкалось в московской культурной обособленности.

Когда советская власть украла у Церкви и у России останки князя, сам смысл существования Петербурга был поставлен под вопрос. Зачем нужен город, в котором не почитают его главного святого, который забыл о том, для чего был построен? Но Бог сохранил Петербург, и 3 июня 1989 года, тридцать лет назад, князь вернулся. И городу снова есть ради чего жить.

Воспоминаниями делится насельник Александро-Невской лавры архимандрит Нектарий (Головкин). В 1989 году, будучи еще священником Николаем, он участвовал в перенесении мощей святого Александра Невского из Музея истории религии, где они тогда хранились, обратно в Лавру.

В 1985 году меня рукоположили во пресвитера, мне было 30 лет. Рукополагал 1 октября митрополит Антоний (Мельников), в Старой Руссе — тогда ведь была Ленинградская и Новгородская епархия. Назначили меня настоятелем храма Покрова Божией Матери в селе Борисово. Практика в Новгороде продолжалась недолго: на престольный праздник я уже уехал в Борисово и служил там. Уполномоченный по делам религий строго-настрого запретил что-то ремонтировать и реставрировать в храме, выходить в облачении на улицу, кроме крестного хода на Пасху. Чтобы провести крестный ход в другое время, нужно было получить резолюцию уполномоченного. И проповедь — только по Евангелию, других тем нельзя было касаться.

Читать далее «Передача мощей: как это было»

МИЛОСЕРДИЕ В КРАСКАХ

 

 

 

 

 

Георгий Ермолов

 

МИЛОСЕРДИЕ В КРАСКАХ

 

Ежегодный показ дипломных работ в Академии художеств им. И.Е. Репина событие традиционное и для экзаменационной комиссии заурядное. На переднем плане – трепещущий от волнения дипломант со своими работами, лицом к лицу с представительной комиссией столичных специалистов и академической профессуры. Далее – массовка  приглашенных гостей – родных, друзей, студентов Академии.

Так происходит из года в год. В составе комиссии подлинные «зубры» отечественного изобразительного искусства, и удивить их чем-либо не просто. Однако процедура защиты 2019 г. несколько вышла за рамки ординарного. Работа, представленная выпускницей Анастасией Кораблевой, вызвала бурные обсуждения, многочисленные выступления, завершившиеся бурными аплодисментами всей аудитории.

Художник Александр Шилинскас, уже не первый десяток лет сотрудничающий с Академией и повидавший многие дипломные работы, до сих пор взволнованно делится впечатлениями: Читать далее «МИЛОСЕРДИЕ В КРАСКАХ»

«Либеральная идея — это идея греховная»

15 октября 2019 года  в Синем зале Санкт-Петербургского епархиального управления Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в торжественном акте по случаю 90-летия со дня рождения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) и обратился со словом к собравшимся.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Я уже много говорил о владыке Никодиме и боюсь, буду повторяться, если вновь произнесу какую-то долгую речь. Поэтому хотел бы просто обратить ваше внимание на одну из сторон личности владыки, которая входила в разительный контраст с тем, что в массовом сознании связывается с личностью архиерея», — отметил Его Святейшество.

Патриарх подчеркнул, что он вырос в церковной среде, и, естественно, присутствовал на архиерейских богослужениях в храмах, где служил его отец. «В отличие от современной молодежи, современных детей я был воспитан так, что всегда клал земной поклон, подходя под благословение к архиерею. Так мы были воспитаны, и я всегда очень боялся этого момента. Я даже отсчитывал минуты до того момента, когда надо было на запричастном стихе, обойдя престол, будь то в храме Смоленской иконы Божией Матери или в Преображенском соборе, подойти к архиерею, совершавшему службу. Всегда был некий трепет, страх, когда я стоял в очереди к служащему архиерею, даже если это был один из викарных, уж не говоря о митрополите Григории. Подходя, я падал ниц, но всегда встречал улыбку, доброе расположение архиерея, который пытался меня поднять, а я не понимал, в чем причина такой реакции, поскольку считал свои действия абсолютно правомерными. С таким отношением к архиерейскому сану я и встретился впервые с владыкой Никодимом», — продолжил Предстоятель Русской Церкви.

Читать далее ««Либеральная идея — это идея греховная»»

II Культурный фестиваль, посвященный Дню перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского

 

 

 

АННА АБИКУЛОВА

 

 

 

Двенадцатого сентября 2019 года после Общегородского праздничного шествия «Крестный ход» на территории Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры состоялся II Культурный фестиваль, посвященный Дню перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского» (1724 год), а также дню заключения Ништадтского мирного договора (1721 год).

 

В масштабной концертной программе «Века прошли, а люди чтут и помнят его, героя праведной Руси…», состоявшейся у Троицкого собора Александро-Невской Лавры, приняли участие хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии, регент Юрий Герасимов; ансамбль пограничного управления ФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области «Невский дозор», руководитель  Хуррам Олимшоев; иерей Анатолий Першин, диакон Александр Андреев, диакон Сергий Учанейшвили; заслуженный артист России Владимир Дяденистов;  исполнительница песен духовной тематики Ирина Скорик; арт-группа «Largo»; фольклорный ансамбль «Казачья станица «Адмиралтейская-Невская», руководитель  Игорь Чипизубов; солистка Михайловского театра Екатерина Каневская, концертмейстер Эльвира Кобцева; автор  патриотических песен Сергей Болотников; группа «Пульс вечности», солист Илья Матвеев; лауреат международных конкурсов Анна Абикулова в сопровождении инструментального ансамбля «Базилика»; фольк-шоу «Ярмарка-джуниор», ГБОУ СОШ N160 Красногвардейского района г. СПб, руководитель   Алена Мальцева; лауреат международных конкурсов Айна Керимова; фольклорный ансамбль «Лазорев цвет» ПМК «Чайка» ПМЦ «Петроградский», руководитель Марина Мартынова; детский образцовый хореографический коллектив «Росинка» МБУ ДО «Сиверская детская школа искусств имени И.И. Шварца», руководители   Наталья Федосенко, Анна Яснова; вокальный ансамбль «Невский», МПК «Буревестник», руководитель – Светлана Архиповская; детская студия танца МБУ «Центр творчества юных», г. Гатчина, руководитель Федор Кухарь.

Украсила программу концертная звонница Собора Владимирской иконы Божией Матери под руководством Владимира Степановича Кайчука. Провели концерт руководитель Музыкального альянса «Петербургские баритоны» Александр Пахмутов и лауреат международных конкурсов Ксения Зуден. Автором проекта стала руководитель творческого объединения «АбиАрт», лауреат международных конкурсов Анна Абикулова. Концертная программа привлекла множество благодарных зрителей, которые искренне радовались как выступлениям известных артистов, так и позитивным зажигательным номерам юных танцоров в традиционных русских костюмах.

Читать далее «II Культурный фестиваль, посвященный Дню перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского»

Русское слово «Кондопога»

 

 

 

 

НИКОЛАЙ КОНЯЕВ

 

К годовщине со дня кончины писателя …

 

Русское слово «Кондопога» 

 

1.

В дни работы XI Всемирного Русского Народного Собора много говорилось о том, что для проведения чубайсовской приватизации в нашей стране помимо введения гибкого и податливого законодательства, необходимо было и языковое обеспечение разорительной для русского народа приватизационной реформы.

Едва ли нынешним олигархам удалось бы так лихо «кинуть» всю Россию, если бы не придумали они свои загадочные «ваучеры», если бы не переименовали знакомые и привычные русскому уху слова в маркетинги и консалтинги…

Если бы пороки, замаскированные льстиво звучащими американизмами, не скрыли свой омерзительный облик, не сумели притвориться респектабельным, хотя и непривычным для обывателей стилем жизни…

Действительно, слова «киллер» и «рэкетир» не так сильно резали слух, как  «убийца», «душегубец» или «вымогатель»… И слова эти были необходимы тем реформам, которые проведены в нашей стране, так же, как слово «ваучер».

Читать далее «Русское слово «Кондопога»»

«Великий молитвенник, защитник, ходатай у престола Господня»

«Великий молитвенник, защитник, ходатай у престола Господня»

 

 

В день памяти прославления преподобного Серафима Вырицкого митрополит Варсонофий возглавил Литургию в Казанском храме Вырицы …

Вчера, в день памяти прославления преподобного Серафима Вырицкого, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме Казанской иконы Божией Матери в Вырице, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.

Владыке сослужили епископы Гатчинский и Лужский Митрофан, Петергофский Силуан, настоятель протоиерей Георгий Преображенский, секретарь Гатчинской епархии протоиерей Владимир Глазунов, иеромонахи Кирилл и Мефодий (Зинковские), протоиереи Геннадий Зверев, Владимир Феер и другие священнослужители.

«Великий молитвенник, защитник, ходатай у престола Господня преподобный Серафим Вырицкий завершил здесь, в Вырице, земной путь. Поздравляю вас с днем памяти его прославления, — сказал владыка в проповеди. — Также поздравляю с попразднством Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Мы видим сейчас сочетание: крест на аналое и икона преподобного. Путь христианина — это путь креста и путь за Христом. Господь говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Таким путем прошли миллионы верующих. И среди них прославляемый нами сегодня отец Серафим, у которого была необыкновенная судьба. В детстве он стал сиротой, затем достиг блестящих успехов в мирской деятельности, но пришла революция на нашу землю, когда стали все рушить и гнать христиан. И он принимает правильное решение — остаться в России и принять священнический сан. Подвизается в Александро-Невской лавре, когда все было темно кругом, без просвета, и никто не верил, что однажды все возродится. Но были люди, которым Господь давал откровения о том, что все это пройдет, только нужно потерпеть и сохранить себя в канонической Православной Церкви. Этому и посвятил жизнь батюшка — сначала в лавре, затем здесь, в Вырице, когда уже был на покое. Он приехал сюда, когда ему было 64 года. И понес подвиг старчества, его посетили болезни. Ведь болеют не только миряне, но и батюшки, и старцы. Несут болезни и за все Бога благодарят. Невозможно на земле прожить без страданий».

Читать далее ««Великий молитвенник, защитник, ходатай у престола Господня»»

Праздничная программа, посвященная дню памяти святой равноапостольной княгини Ольги, состоится в Александро-Невской Лавре

29 сентября 2019 года в 15.00 в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» Свято-Троицкой Александро-Невской Kавры (старый зал) состоится праздничная лекция-концерт под названием «Радуйся, святая равноапостольная княгине Ольго, Богомудрая!». Данное мероприятие посвящено 1050-летию преставления святой равноапостольной княгини, которое отмечается в нынешнем году.

В лекции с презентацией о жизни святой будут даны ответы на вопросы:
— была ли св. Ольга по своему происхождению варяжка или славянка?
— что означает ее имя?
— как она стала великой княгиней Киевской?
— почему племя древлян расправилось с князем Игорем?
— как историки объясняют действия княгини Ольги по отношению к древлянам?
— мы совершим виртуальное путешествие в Константинополь вместе с кн. Ольгой?
— определим значение ее государственной и экономической деятельности?
— узнаем, что среди потомков святой равноапостольной княгини Ольги канонизировано более 150 святых князей?
— вспомним, как почитали св. кн. Ольгу в династии Романовых?

Ведущая праздничного концерта О.С. Хижняк, кандидат философских наук, автор публикаций о святой княгине Ольге. Зрители услышит песни в исполнении Анны Абикуловой, лауреата конкурсов вокалистов, автора музыки и стихов, победителя в I международном фестивале современной православной духовной песни «Невские купола»: Сказание о св. равноапостольной княгине Ольге; Мать-земля моя; Россия как Аленушка; Былина о святом благоверном великом князе Александре Невском; Воскреснет Русь!

Приглашаем всех тех, кто носит имя святой равноапостольной княгини Ольги разделить праздник в Духовно-просветительском центре «Святодуховский».

Вход на мероприятие свободный.

Адрес: наб. р. Монастырки, д. 1.

 

 

 

 

Михаил Шулин
редактор газеты «Вестник Александро-Невской лавры»,
преподаватель старославянского языка

 

 

НЕОБХОДИМЫЙ ФАКУЛЬТАТИВ

Это язык благородной культуры…
он имеет большое образовательное
и воспитательное значение.
Д.С. Лихачёв

Осенью сего года в Московском государственном университете прошел Всероссийский съезд учителей русской словесности, где ректор МГУ В.А. Садовничий предложил включить в школьную программу церковнославянский язык в качестве факультатива.  «Почему бы нам не начать в школах изучение церковнославянского языка?» — отметил академик, рассказывая об исторических традициях образования в России. По мнению ректора МГУ, «русский язык можно изучать параллельно с церковнославянским и рассматривать при этом историю народа».

Годом ранее с предложением ввести в школах изучение основ церковнославянского языка выступил пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси отец Александр Волков. «Даже если человек никогда в жизни не переступит порог храма, то все равно, это такая важная составляющая. Это важно даже с точки зрения общего культурного, интеллектуального развития молодого человека», – отметил отец Александр. Он также указал, что церковнославянский язык имеет прекрасную поэтику, которая заслуживает особого изучения.

Читать далее

Важнейшее заявление Патриарха об опасности внедрения цифровых технологий

 

 

 

 

 

 

ВАЖНЕЙШЕЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПАТРИАРХА
ОБ ОПАСНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Утрата человеком богоданной свободы
может произойти незаметно без явных
признаков духовного порабощения …

 

Вечером 31 июля 2019 года, в канун праздника обретения мощей преподобного Серафима Саровского чудотворца, многие новостные агентства облетело сообщение, связанное с пребыванием Святейшего Патриарха Кирилла в Сарове. В частности, РИА Новости опубликовало статью «Патриарх Кирилл рассказал о главной опасности развития цифровых технологий». 

Подробнее это событие описано на официальном сайте Московского Патриархата в обстоятельном материале «Предстоятель Русской Церкви встретился в Сарове с российскими учеными-ядерщиками». 

На встрече с учеными Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) после выступлений ряда представителей науки Святейший Патриарх Кирилл сказал в своём заключительном слове: 

            «Хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто выступил. Замечательные выступления, многое я для себя записал. Позвольте мне резюмировать все то, о чем мы говорили, исключительно с религиозной точки зрения. 

Что меня реально беспокоит во всей этой истории с цифровой цивилизацией?.. В чем конечная опасность всего этого? В том, что нынешние средства связи и не только средства связи, а и вообще цифровая цивилизация способны максимально ограничивать человеческую свободу без создания какого-либо дискомфорта. Человек может даже не замечать, что его свобода ограничена», — подчеркнул Предстоятель, отметив, что через многие пользовательские устройства может осуществляться сбор сведений об их владельцах без их ведома.  Опасность ограничения свободы в условиях цифровой цивилизации значительно повышается, а методы реализации этой угрозы значительно упрощаются, например, в случае с электронными платежными средствами. “Получив банковскую карту, вы теряете полную свободу, потому что в любой момент карточка может быть заблокирована — не потому что там денег не хватает, а потому что кому-то нужно закрыть вашу банковскую карту по идеологическим, политическим или каким-то другим причинам. Чем больше мы опираемся на все эти цифровые технологии, тем больше мы подвергаем опасности в первую очередь свою свободу. Собственно говоря, на этом основывается протест многих православных верующих людей против внедрения электронных способов, которые сейчас употребляются при сборе статистических данных и т.д. Церковь озабочена человеком, его жизнью и, может быть, одним из самых важных измерений человеческой жизни — человеческой свободой. Мы не должны покупаться ни на какие игрушки, в том числе цифровые, чтобы в какой-то момент не оказаться рабами этой технологической цивилизации, центром управления которой будет не наша суверенная страна”».

Читать далее «Важнейшее заявление Патриарха об опасности внедрения цифровых технологий»

Вертоград многоцветный

 

 

 

 

Михаил Шулин

редактор газеты «Вестник Александро-Невской лавры»

 

«Вертоград многоцветный» Симеона Полоцкого.

Энциклопедия христианской жизни

 

И с предковскими преданиями связь рассыпана, дабы все казалось обновленнее, как будто и весь род русский только вчера наседка под крапивой вывела. 

Н.С. Лесков «Запечатленный ангел»

 

Богатое и разнообразное литературное наследие Симеона Полоцкого мало известно современному читателю. Это неудивительно, ведь допетровская литература по сю пору изучается у нас главным образом соответствующими специалистами и студентами профильных гуманитарных факультетов. В школах же знакомство с примерно шестисотлетним периодом допетровской литературы ограничивается лишь несколькими произведениями, XVIII век рассматривается несколько подробнее, a настоящее изучение русского литературного наследия начинается с Карамзина и Пушкина. То есть получается, что наши дети худо-бедно изучают 300 лет русской литературы, а еще 600 куда-то «исчезают». Такое верхоглядство, когда 2/3 письменного периода остается за скобками, представляется вредным и препятствует правильному пониманию собственной культуры.   Не вызывает сомнения и отличие между литературой до XVIII века и после него. С петровских времен роль светской литературы, нередко развлекательной, неуклонно возрастает. До этого литература, при всем своем многообразии, носила главным образом христианский воспитательный характер, ведь русский человек тех времен не представлял жизни без Бога, жизни без Храма.

Один только XVII век дал множество блестящих имен, таких как Авраам Палицын, Сильвестр Медведев, Аввакум Петров, Карион Истомин, Андрей Лызлов… Этот список можно продолжить, но представление о литературном наследии той эпохи будет неполным без понимания роли и места Симеона Полоцкого.

Читать далее «Вертоград многоцветный»

Как православным относиться к советскому наследию

Артур Строев

публицист

 

КАК ПРАВОСЛАВНЫМ ОТНОСИТЬСЯ К СОВЕТСКОМУ НАСЛЕДИЮ

 

Постсоветская эпоха представляет взору причудливый советско-российский эклектизм, когда крестные ходы проходят под сенью памятников Ленину и другим советским вождям под охраной «товарищей полицейских», а на православных храмах таблички с адресом содержат имена тех самых вождей. Даже внутри храмов в глаза бросается обстановка несколько более «советская», чем в разных современных учреждениях, не говоря уже об офисах компаний: это обстоятельство объясняется естественной консервативностью Церкви, которая во внешней форме сохраняет элементы предшествующей эпохи, в то время как светский мир неудержимо «развивается» и обновляется, а предшествующая современной эпохе была как раз советская.

Но советское наследие в Церкви сохраняется и в невидном глазу обычных «захожан» организационно-бюрократическом устройстве по той же самой причине, причем наследуются иногда далеко не самые лучшие моменты советской бюрократической организации. Правда, современная церковная жизнь уже приспособилась к этому «дуализму», и пастыри продолжают свое служение также, как служили их предшественники в разных исторических эпохах, через которые прошла Церковь за свою двухтысячелетнюю историю.

Читать далее «Как православным относиться к советскому наследию»

Для связки слов

 

 

 

Владимир Крупин,
писатель

 

 

ДЛЯ СВЯЗКИ СЛОВ

 

А НАМ ЭТО НАДО? Так надо спрашивать о любом нововведении и в общественной жизни и в личной.  Нужны нам электронные паспорта, выборы, такое образование? Конечно, нет. А кто нас будет спрашивать?  Хорошо бы, спрашивал тот, кому мы нужны. А мы никому не нужны.  Мы, русские то есть. Мы всем в досаду, всё никак не уходим из этого мира. А то, что этот мир держится русскими, то есть православными,  молитвами, разве это кому докажешь. А зачем доказывать?

Только что смотрел ансамбль Игоря Моисеева. Невероятное, ликующее зрелище. И кто   ещё так, кроме русских, сумел бы проникнуть в душу танца любого народа, мир населяющего, в его смысл, ритмы, рисунок.

Читать далее «Для связки слов»

Сенсационные откровения

 

 

 

 

Валерий  Филимонов,  писатель

 

 

СЕНСАЦИОННЫЕ ОТКРОВЕНИЯ КОВАЛЬЧУКА
О НОВОМ ВИДЕ «СЛУЖЕБНЫХ» ЛЮДЕЙ

В апреле 2018 года в МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция президента НИЦ «Курчатовский институт» Михаила Ковальчука, посвященная 75-летию этой научной организации. В ходе своего выступления он рассказал об интереснейших фактах из истории некогда секретной Лаборатории №2, развитии мирного атома и последних направлениях исследований Центра, связанных с природоподобными технологиями. Затронул Михаил Валентинович и щекотливую тему, касающуюся управления массовым сознанием и построения новой цивилизации – «цифрового ГУЛАГа». Прозвучали в выступлении и другие откровения, о которых сегодня принято умалчивать: о разрушении системы образования, о смертельно опасных вакцинациях и других способах воздействия на человека.

Читать далее «Сенсационные откровения»

Время ожидания

Шаргунов

 

 

Протоиерей Александр Шаргунов,

настоятель храма свт. Николая в Пыжах,
член Союза писателей России

 

 

 

Слово на праздник Вознесения Господня …

Сегодняшнее Евангелие и Книга Деяний, повествующие о взятии Христа на небо, — о разлуке апостолов с Господом. И кто-то может сказать: «Христос ушел. Он говорил удивительные слова и совершал чудеса. А теперь это в прошлом. И следует возвратиться к обычной будничной жизни, «ища Живого среди мертвых»». Однако, празднуя Вознесение Господне, Церковь празднует начало нового времени, которое называется последним, когда Христос, Начальник жизни, Господин истории, творит все новое.

Но Господь всяческих — «камень преткновения, который отвергли строители». Вознесшись на Крест, Он вознесся одесную Отца, от Которого Он в Своем животворящем человечестве посылает Духа Святого. Тайна Крестной смерти Христовой, и Воскресения, и Его Вознесения, Его седение одесную Отца — единая нераздельная пасхальная тайна.

Читать далее «Время ожидания»

ИРИНА СЕЧИНА

ЗАХАР ПРИЛЕПИН

 

 

 

 

 

— Есть мнение, что ксенофобия – это «защитная реакция организма». Но вообще-то ксенофобия – это страх и ненависть. Разве можно что-то защитить, имея в душе эти чувства?

— Можно сказать «ксенофобия», а можно сказать «здоровое патриотическое чувство». Слово «ксенофобия» слишком сильно все обобщает. Если мать защищает своего ребенка, это вовсе не является признаком семейной агрессии или семейного тоталитаризма, это нормальное врожденное человеческое качество – ощущение родства, кровотока.
И потом, не стоит делать вид, что все народы одинаковы. Люди не одинаковы, и народы имеют свой характер, свои, так сказать, видовые признаки. Не надо надевать розовые очки. Рассуждение на эту тему вполне имеет право на существование. К тому же, народам периодически свойственно недолюбливать друг друга. Что, в американских, да и европейских фильмах часто показывают хороших сербов? Да посмотрите даже, как французы изображают англичан в своих фильмах, или как англичане изображают французов. Это просто какие-то исчадия ада.

Россия является одной из самых удивительных стран по веротерпимости, по возможности жить в едином сообществе с сотней национальностей. Она еще может всем показать пример, как можно организовать совместное жительство, где одни не презирают других, и люди способны вместе существовать. Конечно, в сложные минуты истории государства, в минуты распада базовых устоев проявляются какие-то болезненные качества тех или иных народов, тех или иных людей. Мы имеем определенные проблемы с Кавказом, или с теми же русскими людьми, у которых тоже бывает «рыльце в пуху». И об этом надо спокойно говорить.

Читать далее

МУТАЦИИ ГУМАНИЗМА

 

 

 

 

ГЕОРГИЙ ЕРМОЛОВ
редактор

 

 

МУТАЦИИ ГУМАНИЗМА

 

Можно сколько угодно иронизировать по поводу причуд трансгуманистов, но это – реальное научное направление. В 2009 году в Исследовательском центре NASA в Кремниевой долине был создан Университет Сингулярности. Учредителями явились NASA и Google. Структура наполовину государственная, наполовину транскорпоративная, и средства в нее вливаются баснословные. При рассмотрении состава приверженцев идеи становится очевидным, что мы имеем дело не с каким-то частным явлением, а с новой формой мировоззрения. Более точное определение дал патриарх Кирилл – «квазирелигия». Ключевые лозунги движения неприкрыто и цинично провозглашают все постулаты евгеники в новейшей постмодернистской интерпретации, так как человечество должно разделиться на трансгуманов и «зверо-человеков» (по Р. Хаббарду).

Методика «окно Овертона» уже работает в полную силу, внедряя в сознание масс тривиальность гендера, планирование семьи, чипирование. Воздействие на психику толпы многопланово. В частности, на телевидении появляется все больше каналов, почти целиком заполненных разного рода экстрасенсами, колдунами, эзотериками. В июле прошлого года Минюст официально зарегистрировал Союз «Империя сильнейших ведьм», объединяющий всевозможных ведьм и ведьмаков со всего мира. На подходе создание «Международного университета магии и колдовства», выпускники которого будут получать официальные дипломы. Организаторы уверены, что профессия ведьмы станет одной из наиболее востребованных. Регистрация должна состояться со дня на день.
Читать далее «МУТАЦИИ ГУМАНИЗМА»

Праведники облекутся в ризу спасения

 

 

 

Евгения Аброськина

Этнограф

 

 

ПРАВЕДНИКИ ОБЛЕКУТСЯ В РИЗУ СПАСЕНИЯ

 

Грядущая Пасха — один из самых значимых праздников в Русской Православной Церкви — является также одним из наиболее соблюдаемых праздников для светского общества. Сходить на Пасху в храм и освятить куличи — обычай множества российских семей. Однако, редко посещая храм и попадая в него лишь по большим праздникам, прихожанам не всегда ясен язык православной культуры. Непонятен язык Литургии, иконографии, и в том числе — священнического образа. Образ священника в полном церковном облачении является одним из самых ярких для зашедших в храм людей. Между тем, желание разгадать, почему один священнослужитель одет так, а другой иначе, почему выбран тот или иной цвет, то или иное изображение — становится ключом к пониманию одной из граней православной традиции, в которой мы, опираясь на Священное Писание, постараемся разобраться, дабы наши читатели обрели новые смыслы прочтения церковной жизни. Читать далее «Праведники облекутся в ризу спасения»

Вырицкий, русская интеллигенция и «бес разъединения»

 

 

 

Валентин Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, председатель «Собора православной интеллигенции СПб»

 

 

На ХII Форуме православной общественности Санкт-Петербурга прошел круглый стол «Преподобный Серафим Вырицкий и русская интеллигенция» …

                 Вырицкий, русская интеллигенция и «бес разъединения»

6 апреля на ХII Форуме православной общественности Санкт-Петербурга в ДК им. Газа состоялся круглый стол «Преподобный Серафим Вырицкий и русская интеллигенция», организованный «Собором православной интеллигенции СПб». Ведущий дискуссии председатель СПИНа профессор В.Е. Семёнов, открывая её, сказал, что цель встречи в том, чтобы обсудить проблемы русской интеллигенции, в контексте её отношений с православием и его представителями, прежде всего Св. Серафимом Вырицким. Затем ведущий представил первого основного докладчика, широко известного писателя-агиографа и публициста, автора многих книг, посвященных Св. Серафиму Вырицкому, Валерия Филимонова.

Валерий Павлович рассказал о своей работе над книгами, посвященными преподобному, знакомстве с его внучкой и другими родственниками и современниками, о беседах с ними, о работе в архивах. Его книга «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа» переиздавалась 15 раз. Теперь он работает и над фильмами об этом святом подвижнике. В связи с темой нашего круглого стола, особенно интересными были данные о личности и близком окружении св. Серафима.

Читать далее «Вырицкий, русская интеллигенция и «бес разъединения»»