Опричники Ватикана

 

 

 

ВЛАДИМИР КРУПИН

писатель

 

 

ОПРИЧНИКИ ВАТИКАНА

Написано в середине 90-х, а звучит до сих пор актуально …

Мы привыкли относить иезуитов к средним векам. Выражения «иезуитски пронырлив, расчетлив», «иезуитская хитрость» кажутся нам пришедшими из романов прошлых веков. Как и киношные черные плащи и куртки, и шляпы с загнутыми сбоку полями. Между тем нет ничего живее и живучее Ордена иезуитов. И заметка в «Известиях» от 14 октября 1992 года о возрождении деятельности католического Ордена иезуитов в России означает не что иное, как то, что закоренелый враг России и Православия уже не стесняется обнаружить свое явное присутствие в российских пределах.

Читая о них (о иезуитах) в самых разных источниках — и в марксистских, и в католических, и в самых разных энциклопедиях — Граната, Брокгауза, и в православных справочниках и словарях, — приходишь к единственному выводу: какие бы лозунги иезуиты ни выдвигали, они вековечные наши противники. Созданные для борьбы с протестантизмом, они успели побывать и в борцах с марксизмом и революцией, успели и революцию поприветствовать… Но лучше, хотя бы кратко, по порядку.

Основатель Ордена дворянин Игнатий Лойола создал его в 1539 году. К этому времени уже отпали римо-католики от древа единой Христовой Соборной Апостольской Православной Церкви, уже началась реформация, начали плодиться протестантские церкви, выделились лютеране (1524 г.) и англикане (1534 г.). Как сговорились Лойола и Папа римский, неизвестно, но в 1540 году Папа Павел III утвердил Орден и наделил его за будущие заслуги широкими привилегиями.

Орден увлекал красивыми лозунгами о чистоте католицизма, клеймил отступников от него, объявлял о своем бессребреничестве. Вербовал в свои ряды лучших из лучших. Школы иезуитов были образцовыми. Никаких телесных наказаний (а ведь в средние века выражение «я был под розгами» означало «я учился в школе»), воспитание уважения к старшим, изучение культурного и философского наследия Древней Греции, Древнего Рима… Красота!

Идеи иезуитов были так заразительны, что и женские сердца увлеклись ими. Еще при жизни Лойолы «дамы сердца Иисусова», как они себя называли, создали, под руководством поклонницы Лойолы Изабеллы Розель Иезуитский женский орден. Но сам же Лойола его и закрыл. Также и в Англии было иезуитское женское движение, община иезуитянок, но ее закрыл уже сам Папа Урбан VIII в 1630 году. Любопытным предоставляется возможность покопаться в причинах такого папского решения.

Были у иезуитов свои специальные моралисты, казуисты. Главный моралист ордена Бузембаум (ум. в 1688 г.) сформулировал оправдание любых проступков, если они совершались, как он выражался, для вящей славы Божией. Для иезуитов цель всегда оправдывала средства. Они и грехи делили на разряды. Когда же они оправдывали своего брата за какое-либо преступление, то всегда переводили его грехи в разряд простительных. Нормы морали обосновывались на казуистике, то есть всегда ставились на первое место интересы Ордена.

«Пробабилизм» оправдывал любой проступок авторитетом католической церкви. «Мысленная оговорка» давала право иезуиту давать любую клятву, если его к ней принуждали, но при этом он мысленно произносил предлог «нон» — не. Было и такое «условие руководящего намерения», оно оправдывало безнравственный проступок, если он был вызван нравственным побуждением. То есть снова достижение цели любой ценой. Даже и убийства оправдывались.

Иезуиты, не знаю как сейчас, тогда делились на четыре класса: послушники, они в течение двух лет подвергались испытаниям в послушании, самоотвержении, давали обет бедности, целомудрия и слепого повиновения старшим. Дальнейшая ступень — схоластики, они обучались в коллегиях иезуитов, в которых потом преподавали. После повторного испытания посвящались в сан. Коадьютеры — профессора, гувернеры для воспитания юношества. Профессы давали обет слепого повиновения Папе, образовывали конгрегацию. Глава конгрегации — генерал, живущий в Риме. Власть его, как распорядительная, так и исполнительная, неограниченна. Избирался на пожизненный срок.

В провинции руководили провинциалы с пятью ассистентами.

Сменивший Лойолу второй генерал Ордена Лаинес установил окончательные задачи Ордена — укрепление неограниченной власти Папы и уничтожение протестантизма.

Во Францию иезуиты проникли в 1562 году, были духовниками многих членов королевской фамилии, но после покушения иезуита Шателя на жизнь Генриха IV (1604 г.) были изгнаны. В Германии Фердинанды II и III им доверяли, иезуиты вдохновляли тридцатилетнюю войну. Но их мораль, их действия, клятвопреступления, присвоение имущества, спекуляция, безнравственная жизнь вызвали в XVIII веке оппозицию в Европе. За покушение на жизнь, Иосифа I иезуиты были изгнаны из Португалии. Далее изгнания их последовали из Испании (1767 г.), из Неаполя, Пармы, Мальты. Буллой 1773 года Папа Климент ХIV отменяет Орден иезуитов…

И кто же их реанимировал и приютил. Увы, Россия. Павел I не только разрешил пребывать им в Петербурге, но и добился от Папы официального восстановления существования Ордена для России. Неужели он забыл, что Польша уже целиком была захвачена иезуитами, что Лжедмитрий — несомненно иезуит, что Петр уже изгонял их (правда, иезуитам, по просьбам фаворита Голицына, покровительствовала Софья, но после ее падения, по требованию Патриарха Иоакима, иезуиты в течение двух дней были высланы из России). Петр, несомненно, знал о встречах Ивана Грозного с папским ставленником, с послом Стефана Батория Поссевино. Встречи эти известны, достаточно вспомнить, что Грозного страшно возмутило то, что изображение распятия Христа помещено на папской туфле. Он, ничтоже сумняшеся, обозвал Папу римского собакой. После этого Поссевино и иезуиты замолчали… до Екатерины. При ней в России было открыто шесть иезуитских коллегий, в том числе в Орше, Полоцке, Витебске, Могилеве.

Правда, и при Павле нашелся враг иезуитов не только из православных, католик Богуш-Сестренцевич, но скоро его пересилил иезуит Грубер. 18 октября 1800 года иезуиты добились передачи церкви св. Екатерины в свое распоряжение.

Россию всегда спасало Божие Провидение, которое явным образом проявлялось в войнах. Войны посылались для вразумления. Война 1812 года показала суть пребывания иезуитов в России, и в 1815 году им было запрещено жить в обеих столицах, а в 1820-м Орден иезуитов был упразднен, имущество их конфисковано. «Запретить навсегда», было сказано в царском указе. Нашим же демократам, говорящим о реставрации монархии, царский указ не указ: иезуиты вновь действуют.

А что тогдашняя Европа? Папа Пий VII восстановил Орден в 1814 году, год спустя иезуиты воспрянули в Испании, в 1832 году — в Португалии. Во Франции иезуитов терпели при Людовике XVIII. Они влияли на Наполеона III, но были закрыты всё же в 1845 году. Из Швейцарии их выгнали два года спустя. Но поразительна их живучесть, мимикрия. Появляясь под разными именами, в разных, особенно благотворительных, обществах, они утвердились Южной Америке, создали целое государство Парагвай, основались в Бельгии, Англии. I Ватиканский собор 1870 года и провозглашение папской непогрешимости — дело рук иезуитов.

В наше время иезуиты сказали об атомной войне, что она согласна с христианским учением и что является искуплением первородного греха. Изворотливость их воистину иезуитская. Вот они борются с революцией в Европе вот они вдохновляют её в России. Они счастливы победе большевиков. Через масона Чичерина они вползают в Кремль, ведут переговоры с начальством. Несомненно, что Дзержинский — иезуит. Посол д’Эрбиньи клонил к тому, что если вместо Патриарха Тихона будет ставленник Ватикана, то в Россию будут (даже так!) привезены мощи святителя Николая, епископа Мирликийского. Иезуиты заставляют нас по-новому взглянуть на известную Декларацию заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, ведь именно после неё большевики прекратили общение с иезуитами. Видимо, рассуждали так: теперь, когда Церковь к нам лояльна, можно католиков не завозить.

«Фатимское чудо» 1917 года перетолковано иезуитами в свою пользу. Могли ли дети, старшей десять лет, запомнить и изложить такие пространные тексты, якобы произнесённые Божией Матерью, о том, что если в следующий понтификат (время пребывания на папском престоле; скажем для сведения, что Папу также еще зовут Папа-понтифик) Россия не склонится перед Папой, то будет ей плохо.

Теперешнее время в России благодатно для иезуитов. Католическая литература издаётся широко и вольготно, продаётся недорого, раздаётся даром. Христианский церковно-общественный канал вещает четырнадцать часов в сутки (для сравнения: вещание православной радиостанции «Радонеж» — всего один час). Трансляция очередного юбилея из португальской Фатимы была прямой и продолжительной. Вся Россия видела шаманское камлание обманутых людей.

По данным теперь уже далекого 1961 года у иезуитов 1320 газет (это только явных), 30 университетов, 500 коллегий, 8500 школ… А сколько, интересно, теперь, спустя 34 года? Вспомним, что еще в 1936 году иезуит Швайгель («Папский Восточный институт») сказал: «Большевики прекрасно подготовили путь католическим миссионерам». Путь этот успешно расширяют демократы, делая его столбовым.

Стоит задуматься. Именно 14 октября, ни раньше, ни позже, в святой для Православной России день, было объявлено о восстановлении в России антироссийского, антиправославного Ордена. И не надо сомневаться, что он действует круглосуточно.

 

УТРАТЫ И ОБРЕТЕНИЯ

 

 

 

 

 

ГЕОРГИЙ ЕРМОЛОВ

 

УТРАТЫ И ОБРЕТЕНИЯ

 

 

Тем, кому не довелось побывать в Лавре в 90-х и кому посчастливилось увидеть ее лишь в нынешнем виде, невозможно вообразить масштаба произошедших перемен. Это два кардинально разных мира. «Мерзость запустения», – как всегда кратко и емко охарактеризовал прежнее состояние монастыря владыка Назарий.
Мерзость царила повсюду. И выражалась она не только в отрицании религиозно-духовного наследия, но и циничном пренебрежении наследием культурным. Цивилизованный человек волен относиться к религии в меру своего понимания и мироощущения, но пренебречь вниманием к национальному достоянию он не в праве. Отсюда – логическая мера оценки цивилизованности нашего общества.
Каких только советских учреждений не пережила Лавра в минувшую эпоху! Это и конторы, и производства, и общежития. Обсуждать и осуждать решения властей предержащих бессмысленно – власть всегда цинична и равнодушна. Любая власть. Но людей, пришедших трудиться на территорию величайшего памятника русской культуры, никто не понуждал разбивать лепные барельефы и капители, отламывать головки гипсовых ангелов, царапать гвоздями надписи на резных карнизах. Вандализм – одно из проявлений отрицания исторической памяти и национального достоинства, и кульминацией данного явления можно с полным правом считать уничтожение Исидоровского храма-усыпальницы.
Читать далее «УТРАТЫ И ОБРЕТЕНИЯ»

Храмы св. Ольги

 

 

 

 

ОЛЬГА ХИЖНЯК
кандидат философских наук

 

 

ХРАМЫ СВЯТОЙ ОЛЬГИ

разрушенные, возрождающиеся, строящиеся

 

До 1917 года в Санкт-Петербурге было двенадцать храмов во имя святой княгини Ольги. Большинство из них было закрыто и разрушено после большевистской революции 1917 г.  Назовем те из них, которые не восстановлены. Это каменный храм  Ольги равноапостольной в лагере лейб-гвардии Конного полка в Красном Селе (архитектор Н.П.Басин), деревянная часовня в Лахте; домовые храмы – при Николаевском военном госпитале на Суворовском проспекте, при больнице Общины сестер милосердия во имя Христа Спасителя на ул. Чайковского (бывшая Сергиевская),  при больнице  для неизлечимых больных на ул. Тверской, при Детском приюте в Пушкинском районе. В Колпине, в храме Вознесения Господня, до 1917 года один из престолов был освящен в честь равноапостольной княгини Ольги. Ныне храм восстановлен как однопрестольный. Читать далее «Храмы св. Ольги»

ЦЕРКОВЬ И ТЕАТР

 

 

 

 

 

ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ
писатель

 

 

ЦЕРКОВЬ И ТЕАТР

 

2019 год объявлен в России годом театра, как поясняется в указе правительства, «для сохранения и популяризации лучших отечественных театральных традиций и достижений, привлечения к вопросам театрального образования и пр».

 

 

Но имея опыт подобных мероприятий, можно с уверенностью прогнозировать, что саму историю возникновения театров и пьес в России никто всерьез рассматривать и популяризировать не будет. Дело в том, что, начиная с крещения Руси в 988 году, практически все, что происходило в стране, так или иначе связано с православной верой, которая пронизывала все сферы человеческой деятельности, а ныне наше государство объявлено «светским» и история преподается именно в этом ключе. Уверен, что практически нигде вы не услышите в этом году, что первой на Руси пьесой была история библейской Эсфири, поставленная 17 (27) октября 1672 года под названием «Артаксерксово действие» (на библейские темы были и последующие постановки: «Жалобная комедия об Адаме и Еве», «О Давиде и Голиафе» и пр.). Пьесы были поставлены по приказу царя Алексея Михайловича в первом, специально для этого построенном театре Преображенской слободы, именовавшимся «Комедийной хороминой». Организацию театров, отбор и подготовку актеров а так же постановку пьес было поручено организовать проживавшему тогда в Москве лютеранскому пастору Иоганну Готфриду Грегори. Он же организовал первую школу актеров, в которой обучались «комедийному делу» 26 детей из мещан.
И уж совсем немногие вспомнят, что пьесы для театров на библейские темы писали такие авторитетные богословы, как Симеон Полоцкий и Дмитрий Ростовский. А уж сколько митрополитов по всей Руси ставили театральные постановки у стен храмов и монастырей по большим праздникам, напоминая простому народу их историю и смысл!..
В царствования Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и даже не слишком набожной Екатерины Второй, театральные постановки на библейские темы были делом обыденным. Н.В. Гоголь, человек искренне религиозный, никогда не расстававшийся с Библией, считал искусство в целом, и театр в частности, ступенькой к христианству. Впрочем, среди писателей вообще найдется совсем немного людей, которые вовсе не затрагивали бы религиозную тему, ибо она пронизывала всю их жизнь от рождения до смерти. Замечательные сказки Андерсона и Льюиса учат нас смотреть на мир глазами христианина. А уж сколько создано прекрасных картин на библейские темы – перечесть попросту невозможно…

Читать далее «ЦЕРКОВЬ И ТЕАТР»

Передача мощей: как это было

 

 

 

 

архимандрит  Нектарий (Головкин)

 

 

Петербург был основан как дом Александра Невского. Почти на том же месте, где святой благоверный князь когда-то разбил шведов, и ровно для того, чтобы та же угроза с запада была предупреждена, чтобы Россия никогда не осталась отрезанной от Балтики, чтобы русское православие не замыкалось в московской культурной обособленности.

Когда советская власть украла у Церкви и у России останки князя, сам смысл существования Петербурга был поставлен под вопрос. Зачем нужен город, в котором не почитают его главного святого, который забыл о том, для чего был построен? Но Бог сохранил Петербург, и 3 июня 1989 года, тридцать лет назад, князь вернулся. И городу снова есть ради чего жить.

Воспоминаниями делится насельник Александро-Невской лавры архимандрит Нектарий (Головкин). В 1989 году, будучи еще священником Николаем, он участвовал в перенесении мощей святого Александра Невского из Музея истории религии, где они тогда хранились, обратно в Лавру.

В 1985 году меня рукоположили во пресвитера, мне было 30 лет. Рукополагал 1 октября митрополит Антоний (Мельников), в Старой Руссе — тогда ведь была Ленинградская и Новгородская епархия. Назначили меня настоятелем храма Покрова Божией Матери в селе Борисово. Практика в Новгороде продолжалась недолго: на престольный праздник я уже уехал в Борисово и служил там. Уполномоченный по делам религий строго-настрого запретил что-то ремонтировать и реставрировать в храме, выходить в облачении на улицу, кроме крестного хода на Пасху. Чтобы провести крестный ход в другое время, нужно было получить резолюцию уполномоченного. И проповедь — только по Евангелию, других тем нельзя было касаться.

Читать далее «Передача мощей: как это было»

МИЛОСЕРДИЕ В КРАСКАХ

 

 

 

 

 

Георгий Ермолов

 

МИЛОСЕРДИЕ В КРАСКАХ

 

Ежегодный показ дипломных работ в Академии художеств им. И.Е. Репина событие традиционное и для экзаменационной комиссии заурядное. На переднем плане – трепещущий от волнения дипломант со своими работами, лицом к лицу с представительной комиссией столичных специалистов и академической профессуры. Далее – массовка  приглашенных гостей – родных, друзей, студентов Академии.

Так происходит из года в год. В составе комиссии подлинные «зубры» отечественного изобразительного искусства, и удивить их чем-либо не просто. Однако процедура защиты 2019 г. несколько вышла за рамки ординарного. Работа, представленная выпускницей Анастасией Кораблевой, вызвала бурные обсуждения, многочисленные выступления, завершившиеся бурными аплодисментами всей аудитории.

Художник Александр Шилинскас, уже не первый десяток лет сотрудничающий с Академией и повидавший многие дипломные работы, до сих пор взволнованно делится впечатлениями: Читать далее «МИЛОСЕРДИЕ В КРАСКАХ»

«Либеральная идея — это идея греховная»

15 октября 2019 года  в Синем зале Санкт-Петербургского епархиального управления Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в торжественном акте по случаю 90-летия со дня рождения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) и обратился со словом к собравшимся.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Я уже много говорил о владыке Никодиме и боюсь, буду повторяться, если вновь произнесу какую-то долгую речь. Поэтому хотел бы просто обратить ваше внимание на одну из сторон личности владыки, которая входила в разительный контраст с тем, что в массовом сознании связывается с личностью архиерея», — отметил Его Святейшество.

Патриарх подчеркнул, что он вырос в церковной среде, и, естественно, присутствовал на архиерейских богослужениях в храмах, где служил его отец. «В отличие от современной молодежи, современных детей я был воспитан так, что всегда клал земной поклон, подходя под благословение к архиерею. Так мы были воспитаны, и я всегда очень боялся этого момента. Я даже отсчитывал минуты до того момента, когда надо было на запричастном стихе, обойдя престол, будь то в храме Смоленской иконы Божией Матери или в Преображенском соборе, подойти к архиерею, совершавшему службу. Всегда был некий трепет, страх, когда я стоял в очереди к служащему архиерею, даже если это был один из викарных, уж не говоря о митрополите Григории. Подходя, я падал ниц, но всегда встречал улыбку, доброе расположение архиерея, который пытался меня поднять, а я не понимал, в чем причина такой реакции, поскольку считал свои действия абсолютно правомерными. С таким отношением к архиерейскому сану я и встретился впервые с владыкой Никодимом», — продолжил Предстоятель Русской Церкви.

Читать далее ««Либеральная идея — это идея греховная»»

II Культурный фестиваль, посвященный Дню перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского

 

 

 

АННА АБИКУЛОВА

 

 

 

Двенадцатого сентября 2019 года после Общегородского праздничного шествия «Крестный ход» на территории Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры состоялся II Культурный фестиваль, посвященный Дню перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского» (1724 год), а также дню заключения Ништадтского мирного договора (1721 год).

 

В масштабной концертной программе «Века прошли, а люди чтут и помнят его, героя праведной Руси…», состоявшейся у Троицкого собора Александро-Невской Лавры, приняли участие хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии, регент Юрий Герасимов; ансамбль пограничного управления ФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области «Невский дозор», руководитель  Хуррам Олимшоев; иерей Анатолий Першин, диакон Александр Андреев, диакон Сергий Учанейшвили; заслуженный артист России Владимир Дяденистов;  исполнительница песен духовной тематики Ирина Скорик; арт-группа «Largo»; фольклорный ансамбль «Казачья станица «Адмиралтейская-Невская», руководитель  Игорь Чипизубов; солистка Михайловского театра Екатерина Каневская, концертмейстер Эльвира Кобцева; автор  патриотических песен Сергей Болотников; группа «Пульс вечности», солист Илья Матвеев; лауреат международных конкурсов Анна Абикулова в сопровождении инструментального ансамбля «Базилика»; фольк-шоу «Ярмарка-джуниор», ГБОУ СОШ N160 Красногвардейского района г. СПб, руководитель   Алена Мальцева; лауреат международных конкурсов Айна Керимова; фольклорный ансамбль «Лазорев цвет» ПМК «Чайка» ПМЦ «Петроградский», руководитель Марина Мартынова; детский образцовый хореографический коллектив «Росинка» МБУ ДО «Сиверская детская школа искусств имени И.И. Шварца», руководители   Наталья Федосенко, Анна Яснова; вокальный ансамбль «Невский», МПК «Буревестник», руководитель – Светлана Архиповская; детская студия танца МБУ «Центр творчества юных», г. Гатчина, руководитель Федор Кухарь.

Украсила программу концертная звонница Собора Владимирской иконы Божией Матери под руководством Владимира Степановича Кайчука. Провели концерт руководитель Музыкального альянса «Петербургские баритоны» Александр Пахмутов и лауреат международных конкурсов Ксения Зуден. Автором проекта стала руководитель творческого объединения «АбиАрт», лауреат международных конкурсов Анна Абикулова. Концертная программа привлекла множество благодарных зрителей, которые искренне радовались как выступлениям известных артистов, так и позитивным зажигательным номерам юных танцоров в традиционных русских костюмах.

Читать далее «II Культурный фестиваль, посвященный Дню перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского»

Русское слово «Кондопога»

 

 

 

 

НИКОЛАЙ КОНЯЕВ

 

К годовщине со дня кончины писателя …

 

Русское слово «Кондопога» 

 

1.

В дни работы XI Всемирного Русского Народного Собора много говорилось о том, что для проведения чубайсовской приватизации в нашей стране помимо введения гибкого и податливого законодательства, необходимо было и языковое обеспечение разорительной для русского народа приватизационной реформы.

Едва ли нынешним олигархам удалось бы так лихо «кинуть» всю Россию, если бы не придумали они свои загадочные «ваучеры», если бы не переименовали знакомые и привычные русскому уху слова в маркетинги и консалтинги…

Если бы пороки, замаскированные льстиво звучащими американизмами, не скрыли свой омерзительный облик, не сумели притвориться респектабельным, хотя и непривычным для обывателей стилем жизни…

Действительно, слова «киллер» и «рэкетир» не так сильно резали слух, как  «убийца», «душегубец» или «вымогатель»… И слова эти были необходимы тем реформам, которые проведены в нашей стране, так же, как слово «ваучер».

Читать далее «Русское слово «Кондопога»»

«Великий молитвенник, защитник, ходатай у престола Господня»

«Великий молитвенник, защитник, ходатай у престола Господня»

 

 

В день памяти прославления преподобного Серафима Вырицкого митрополит Варсонофий возглавил Литургию в Казанском храме Вырицы …

Вчера, в день памяти прославления преподобного Серафима Вырицкого, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме Казанской иконы Божией Матери в Вырице, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.

Владыке сослужили епископы Гатчинский и Лужский Митрофан, Петергофский Силуан, настоятель протоиерей Георгий Преображенский, секретарь Гатчинской епархии протоиерей Владимир Глазунов, иеромонахи Кирилл и Мефодий (Зинковские), протоиереи Геннадий Зверев, Владимир Феер и другие священнослужители.

«Великий молитвенник, защитник, ходатай у престола Господня преподобный Серафим Вырицкий завершил здесь, в Вырице, земной путь. Поздравляю вас с днем памяти его прославления, — сказал владыка в проповеди. — Также поздравляю с попразднством Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Мы видим сейчас сочетание: крест на аналое и икона преподобного. Путь христианина — это путь креста и путь за Христом. Господь говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Таким путем прошли миллионы верующих. И среди них прославляемый нами сегодня отец Серафим, у которого была необыкновенная судьба. В детстве он стал сиротой, затем достиг блестящих успехов в мирской деятельности, но пришла революция на нашу землю, когда стали все рушить и гнать христиан. И он принимает правильное решение — остаться в России и принять священнический сан. Подвизается в Александро-Невской лавре, когда все было темно кругом, без просвета, и никто не верил, что однажды все возродится. Но были люди, которым Господь давал откровения о том, что все это пройдет, только нужно потерпеть и сохранить себя в канонической Православной Церкви. Этому и посвятил жизнь батюшка — сначала в лавре, затем здесь, в Вырице, когда уже был на покое. Он приехал сюда, когда ему было 64 года. И понес подвиг старчества, его посетили болезни. Ведь болеют не только миряне, но и батюшки, и старцы. Несут болезни и за все Бога благодарят. Невозможно на земле прожить без страданий».

Читать далее ««Великий молитвенник, защитник, ходатай у престола Господня»»

Праздничная программа, посвященная дню памяти святой равноапостольной княгини Ольги, состоится в Александро-Невской Лавре

29 сентября 2019 года в 15.00 в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» Свято-Троицкой Александро-Невской Kавры (старый зал) состоится праздничная лекция-концерт под названием «Радуйся, святая равноапостольная княгине Ольго, Богомудрая!». Данное мероприятие посвящено 1050-летию преставления святой равноапостольной княгини, которое отмечается в нынешнем году.

В лекции с презентацией о жизни святой будут даны ответы на вопросы:
— была ли св. Ольга по своему происхождению варяжка или славянка?
— что означает ее имя?
— как она стала великой княгиней Киевской?
— почему племя древлян расправилось с князем Игорем?
— как историки объясняют действия княгини Ольги по отношению к древлянам?
— мы совершим виртуальное путешествие в Константинополь вместе с кн. Ольгой?
— определим значение ее государственной и экономической деятельности?
— узнаем, что среди потомков святой равноапостольной княгини Ольги канонизировано более 150 святых князей?
— вспомним, как почитали св. кн. Ольгу в династии Романовых?

Ведущая праздничного концерта О.С. Хижняк, кандидат философских наук, автор публикаций о святой княгине Ольге. Зрители услышит песни в исполнении Анны Абикуловой, лауреата конкурсов вокалистов, автора музыки и стихов, победителя в I международном фестивале современной православной духовной песни «Невские купола»: Сказание о св. равноапостольной княгине Ольге; Мать-земля моя; Россия как Аленушка; Былина о святом благоверном великом князе Александре Невском; Воскреснет Русь!

Приглашаем всех тех, кто носит имя святой равноапостольной княгини Ольги разделить праздник в Духовно-просветительском центре «Святодуховский».

Вход на мероприятие свободный.

Адрес: наб. р. Монастырки, д. 1.

 

 

 

 

Михаил Шулин
редактор газеты «Вестник Александро-Невской лавры»,
преподаватель старославянского языка

 

 

НЕОБХОДИМЫЙ ФАКУЛЬТАТИВ

Это язык благородной культуры…
он имеет большое образовательное
и воспитательное значение.
Д.С. Лихачёв

Осенью сего года в Московском государственном университете прошел Всероссийский съезд учителей русской словесности, где ректор МГУ В.А. Садовничий предложил включить в школьную программу церковнославянский язык в качестве факультатива.  «Почему бы нам не начать в школах изучение церковнославянского языка?» — отметил академик, рассказывая об исторических традициях образования в России. По мнению ректора МГУ, «русский язык можно изучать параллельно с церковнославянским и рассматривать при этом историю народа».

Годом ранее с предложением ввести в школах изучение основ церковнославянского языка выступил пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси отец Александр Волков. «Даже если человек никогда в жизни не переступит порог храма, то все равно, это такая важная составляющая. Это важно даже с точки зрения общего культурного, интеллектуального развития молодого человека», – отметил отец Александр. Он также указал, что церковнославянский язык имеет прекрасную поэтику, которая заслуживает особого изучения.

Читать далее

Важнейшее заявление Патриарха об опасности внедрения цифровых технологий

 

 

 

 

 

 

ВАЖНЕЙШЕЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПАТРИАРХА
ОБ ОПАСНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Утрата человеком богоданной свободы
может произойти незаметно без явных
признаков духовного порабощения …

 

Вечером 31 июля 2019 года, в канун праздника обретения мощей преподобного Серафима Саровского чудотворца, многие новостные агентства облетело сообщение, связанное с пребыванием Святейшего Патриарха Кирилла в Сарове. В частности, РИА Новости опубликовало статью «Патриарх Кирилл рассказал о главной опасности развития цифровых технологий». 

Подробнее это событие описано на официальном сайте Московского Патриархата в обстоятельном материале «Предстоятель Русской Церкви встретился в Сарове с российскими учеными-ядерщиками». 

На встрече с учеными Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) после выступлений ряда представителей науки Святейший Патриарх Кирилл сказал в своём заключительном слове: 

            «Хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто выступил. Замечательные выступления, многое я для себя записал. Позвольте мне резюмировать все то, о чем мы говорили, исключительно с религиозной точки зрения. 

Что меня реально беспокоит во всей этой истории с цифровой цивилизацией?.. В чем конечная опасность всего этого? В том, что нынешние средства связи и не только средства связи, а и вообще цифровая цивилизация способны максимально ограничивать человеческую свободу без создания какого-либо дискомфорта. Человек может даже не замечать, что его свобода ограничена», — подчеркнул Предстоятель, отметив, что через многие пользовательские устройства может осуществляться сбор сведений об их владельцах без их ведома.  Опасность ограничения свободы в условиях цифровой цивилизации значительно повышается, а методы реализации этой угрозы значительно упрощаются, например, в случае с электронными платежными средствами. “Получив банковскую карту, вы теряете полную свободу, потому что в любой момент карточка может быть заблокирована — не потому что там денег не хватает, а потому что кому-то нужно закрыть вашу банковскую карту по идеологическим, политическим или каким-то другим причинам. Чем больше мы опираемся на все эти цифровые технологии, тем больше мы подвергаем опасности в первую очередь свою свободу. Собственно говоря, на этом основывается протест многих православных верующих людей против внедрения электронных способов, которые сейчас употребляются при сборе статистических данных и т.д. Церковь озабочена человеком, его жизнью и, может быть, одним из самых важных измерений человеческой жизни — человеческой свободой. Мы не должны покупаться ни на какие игрушки, в том числе цифровые, чтобы в какой-то момент не оказаться рабами этой технологической цивилизации, центром управления которой будет не наша суверенная страна”».

Читать далее «Важнейшее заявление Патриарха об опасности внедрения цифровых технологий»

Вертоград многоцветный

 

 

 

 

Михаил Шулин

редактор газеты «Вестник Александро-Невской лавры»

 

«Вертоград многоцветный» Симеона Полоцкого.

Энциклопедия христианской жизни

 

И с предковскими преданиями связь рассыпана, дабы все казалось обновленнее, как будто и весь род русский только вчера наседка под крапивой вывела. 

Н.С. Лесков «Запечатленный ангел»

 

Богатое и разнообразное литературное наследие Симеона Полоцкого мало известно современному читателю. Это неудивительно, ведь допетровская литература по сю пору изучается у нас главным образом соответствующими специалистами и студентами профильных гуманитарных факультетов. В школах же знакомство с примерно шестисотлетним периодом допетровской литературы ограничивается лишь несколькими произведениями, XVIII век рассматривается несколько подробнее, a настоящее изучение русского литературного наследия начинается с Карамзина и Пушкина. То есть получается, что наши дети худо-бедно изучают 300 лет русской литературы, а еще 600 куда-то «исчезают». Такое верхоглядство, когда 2/3 письменного периода остается за скобками, представляется вредным и препятствует правильному пониманию собственной культуры.   Не вызывает сомнения и отличие между литературой до XVIII века и после него. С петровских времен роль светской литературы, нередко развлекательной, неуклонно возрастает. До этого литература, при всем своем многообразии, носила главным образом христианский воспитательный характер, ведь русский человек тех времен не представлял жизни без Бога, жизни без Храма.

Один только XVII век дал множество блестящих имен, таких как Авраам Палицын, Сильвестр Медведев, Аввакум Петров, Карион Истомин, Андрей Лызлов… Этот список можно продолжить, но представление о литературном наследии той эпохи будет неполным без понимания роли и места Симеона Полоцкого.

Читать далее «Вертоград многоцветный»

Как православным относиться к советскому наследию

Артур Строев

публицист

 

КАК ПРАВОСЛАВНЫМ ОТНОСИТЬСЯ К СОВЕТСКОМУ НАСЛЕДИЮ

 

Постсоветская эпоха представляет взору причудливый советско-российский эклектизм, когда крестные ходы проходят под сенью памятников Ленину и другим советским вождям под охраной «товарищей полицейских», а на православных храмах таблички с адресом содержат имена тех самых вождей. Даже внутри храмов в глаза бросается обстановка несколько более «советская», чем в разных современных учреждениях, не говоря уже об офисах компаний: это обстоятельство объясняется естественной консервативностью Церкви, которая во внешней форме сохраняет элементы предшествующей эпохи, в то время как светский мир неудержимо «развивается» и обновляется, а предшествующая современной эпохе была как раз советская.

Но советское наследие в Церкви сохраняется и в невидном глазу обычных «захожан» организационно-бюрократическом устройстве по той же самой причине, причем наследуются иногда далеко не самые лучшие моменты советской бюрократической организации. Правда, современная церковная жизнь уже приспособилась к этому «дуализму», и пастыри продолжают свое служение также, как служили их предшественники в разных исторических эпохах, через которые прошла Церковь за свою двухтысячелетнюю историю.

Читать далее «Как православным относиться к советскому наследию»

Для связки слов

 

 

 

Владимир Крупин,
писатель

 

 

ДЛЯ СВЯЗКИ СЛОВ

 

А НАМ ЭТО НАДО? Так надо спрашивать о любом нововведении и в общественной жизни и в личной.  Нужны нам электронные паспорта, выборы, такое образование? Конечно, нет. А кто нас будет спрашивать?  Хорошо бы, спрашивал тот, кому мы нужны. А мы никому не нужны.  Мы, русские то есть. Мы всем в досаду, всё никак не уходим из этого мира. А то, что этот мир держится русскими, то есть православными,  молитвами, разве это кому докажешь. А зачем доказывать?

Только что смотрел ансамбль Игоря Моисеева. Невероятное, ликующее зрелище. И кто   ещё так, кроме русских, сумел бы проникнуть в душу танца любого народа, мир населяющего, в его смысл, ритмы, рисунок.

Читать далее «Для связки слов»

Сенсационные откровения

 

 

 

 

Валерий  Филимонов,  писатель

 

 

СЕНСАЦИОННЫЕ ОТКРОВЕНИЯ КОВАЛЬЧУКА
О НОВОМ ВИДЕ «СЛУЖЕБНЫХ» ЛЮДЕЙ

В апреле 2018 года в МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция президента НИЦ «Курчатовский институт» Михаила Ковальчука, посвященная 75-летию этой научной организации. В ходе своего выступления он рассказал об интереснейших фактах из истории некогда секретной Лаборатории №2, развитии мирного атома и последних направлениях исследований Центра, связанных с природоподобными технологиями. Затронул Михаил Валентинович и щекотливую тему, касающуюся управления массовым сознанием и построения новой цивилизации – «цифрового ГУЛАГа». Прозвучали в выступлении и другие откровения, о которых сегодня принято умалчивать: о разрушении системы образования, о смертельно опасных вакцинациях и других способах воздействия на человека.

Читать далее «Сенсационные откровения»

Время ожидания

Шаргунов

 

 

Протоиерей Александр Шаргунов,

настоятель храма свт. Николая в Пыжах,
член Союза писателей России

 

 

 

Слово на праздник Вознесения Господня …

Сегодняшнее Евангелие и Книга Деяний, повествующие о взятии Христа на небо, — о разлуке апостолов с Господом. И кто-то может сказать: «Христос ушел. Он говорил удивительные слова и совершал чудеса. А теперь это в прошлом. И следует возвратиться к обычной будничной жизни, «ища Живого среди мертвых»». Однако, празднуя Вознесение Господне, Церковь празднует начало нового времени, которое называется последним, когда Христос, Начальник жизни, Господин истории, творит все новое.

Но Господь всяческих — «камень преткновения, который отвергли строители». Вознесшись на Крест, Он вознесся одесную Отца, от Которого Он в Своем животворящем человечестве посылает Духа Святого. Тайна Крестной смерти Христовой, и Воскресения, и Его Вознесения, Его седение одесную Отца — единая нераздельная пасхальная тайна.

Читать далее «Время ожидания»

ИРИНА СЕЧИНА

ЗАХАР ПРИЛЕПИН

 

 

 

 

 

— Есть мнение, что ксенофобия – это «защитная реакция организма». Но вообще-то ксенофобия – это страх и ненависть. Разве можно что-то защитить, имея в душе эти чувства?

— Можно сказать «ксенофобия», а можно сказать «здоровое патриотическое чувство». Слово «ксенофобия» слишком сильно все обобщает. Если мать защищает своего ребенка, это вовсе не является признаком семейной агрессии или семейного тоталитаризма, это нормальное врожденное человеческое качество – ощущение родства, кровотока.
И потом, не стоит делать вид, что все народы одинаковы. Люди не одинаковы, и народы имеют свой характер, свои, так сказать, видовые признаки. Не надо надевать розовые очки. Рассуждение на эту тему вполне имеет право на существование. К тому же, народам периодически свойственно недолюбливать друг друга. Что, в американских, да и европейских фильмах часто показывают хороших сербов? Да посмотрите даже, как французы изображают англичан в своих фильмах, или как англичане изображают французов. Это просто какие-то исчадия ада.

Россия является одной из самых удивительных стран по веротерпимости, по возможности жить в едином сообществе с сотней национальностей. Она еще может всем показать пример, как можно организовать совместное жительство, где одни не презирают других, и люди способны вместе существовать. Конечно, в сложные минуты истории государства, в минуты распада базовых устоев проявляются какие-то болезненные качества тех или иных народов, тех или иных людей. Мы имеем определенные проблемы с Кавказом, или с теми же русскими людьми, у которых тоже бывает «рыльце в пуху». И об этом надо спокойно говорить.

Читать далее