«Великий молитвенник, защитник, ходатай у престола Господня»

«Великий молитвенник, защитник, ходатай у престола Господня»

 

 

В день памяти прославления преподобного Серафима Вырицкого митрополит Варсонофий возглавил Литургию в Казанском храме Вырицы …

Вчера, в день памяти прославления преподобного Серафима Вырицкого, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме Казанской иконы Божией Матери в Вырице, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.

Владыке сослужили епископы Гатчинский и Лужский Митрофан, Петергофский Силуан, настоятель протоиерей Георгий Преображенский, секретарь Гатчинской епархии протоиерей Владимир Глазунов, иеромонахи Кирилл и Мефодий (Зинковские), протоиереи Геннадий Зверев, Владимир Феер и другие священнослужители.

«Великий молитвенник, защитник, ходатай у престола Господня преподобный Серафим Вырицкий завершил здесь, в Вырице, земной путь. Поздравляю вас с днем памяти его прославления, — сказал владыка в проповеди. — Также поздравляю с попразднством Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Мы видим сейчас сочетание: крест на аналое и икона преподобного. Путь христианина — это путь креста и путь за Христом. Господь говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Таким путем прошли миллионы верующих. И среди них прославляемый нами сегодня отец Серафим, у которого была необыкновенная судьба. В детстве он стал сиротой, затем достиг блестящих успехов в мирской деятельности, но пришла революция на нашу землю, когда стали все рушить и гнать христиан. И он принимает правильное решение — остаться в России и принять священнический сан. Подвизается в Александро-Невской лавре, когда все было темно кругом, без просвета, и никто не верил, что однажды все возродится. Но были люди, которым Господь давал откровения о том, что все это пройдет, только нужно потерпеть и сохранить себя в канонической Православной Церкви. Этому и посвятил жизнь батюшка — сначала в лавре, затем здесь, в Вырице, когда уже был на покое. Он приехал сюда, когда ему было 64 года. И понес подвиг старчества, его посетили болезни. Ведь болеют не только миряне, но и батюшки, и старцы. Несут болезни и за все Бога благодарят. Невозможно на земле прожить без страданий».

Читать далее ««Великий молитвенник, защитник, ходатай у престола Господня»»

Праздничная программа, посвященная дню памяти святой равноапостольной княгини Ольги, состоится в Александро-Невской Лавре

29 сентября 2019 года в 15.00 в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» Свято-Троицкой Александро-Невской Kавры (старый зал) состоится праздничная лекция-концерт под названием «Радуйся, святая равноапостольная княгине Ольго, Богомудрая!». Данное мероприятие посвящено 1050-летию преставления святой равноапостольной княгини, которое отмечается в нынешнем году.

В лекции с презентацией о жизни святой будут даны ответы на вопросы:
— была ли св. Ольга по своему происхождению варяжка или славянка?
— что означает ее имя?
— как она стала великой княгиней Киевской?
— почему племя древлян расправилось с князем Игорем?
— как историки объясняют действия княгини Ольги по отношению к древлянам?
— мы совершим виртуальное путешествие в Константинополь вместе с кн. Ольгой?
— определим значение ее государственной и экономической деятельности?
— узнаем, что среди потомков святой равноапостольной княгини Ольги канонизировано более 150 святых князей?
— вспомним, как почитали св. кн. Ольгу в династии Романовых?

Ведущая праздничного концерта О.С. Хижняк, кандидат философских наук, автор публикаций о святой княгине Ольге. Зрители услышит песни в исполнении Анны Абикуловой, лауреата конкурсов вокалистов, автора музыки и стихов, победителя в I международном фестивале современной православной духовной песни «Невские купола»: Сказание о св. равноапостольной княгине Ольге; Мать-земля моя; Россия как Аленушка; Былина о святом благоверном великом князе Александре Невском; Воскреснет Русь!

Приглашаем всех тех, кто носит имя святой равноапостольной княгини Ольги разделить праздник в Духовно-просветительском центре «Святодуховский».

Вход на мероприятие свободный.

Адрес: наб. р. Монастырки, д. 1.

 

 

 

 

Михаил Шулин
редактор газеты «Вестник Александро-Невской лавры»,
преподаватель старославянского языка

 

 

НЕОБХОДИМЫЙ ФАКУЛЬТАТИВ

Это язык благородной культуры…
он имеет большое образовательное
и воспитательное значение.
Д.С. Лихачёв

Осенью сего года в Московском государственном университете прошел Всероссийский съезд учителей русской словесности, где ректор МГУ В.А. Садовничий предложил включить в школьную программу церковнославянский язык в качестве факультатива.  «Почему бы нам не начать в школах изучение церковнославянского языка?» — отметил академик, рассказывая об исторических традициях образования в России. По мнению ректора МГУ, «русский язык можно изучать параллельно с церковнославянским и рассматривать при этом историю народа».

Годом ранее с предложением ввести в школах изучение основ церковнославянского языка выступил пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси отец Александр Волков. «Даже если человек никогда в жизни не переступит порог храма, то все равно, это такая важная составляющая. Это важно даже с точки зрения общего культурного, интеллектуального развития молодого человека», – отметил отец Александр. Он также указал, что церковнославянский язык имеет прекрасную поэтику, которая заслуживает особого изучения.

Читать далее

Важнейшее заявление Патриарха об опасности внедрения цифровых технологий

 

 

 

 

 

 

ВАЖНЕЙШЕЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПАТРИАРХА
ОБ ОПАСНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Утрата человеком богоданной свободы
может произойти незаметно без явных
признаков духовного порабощения …

 

Вечером 31 июля 2019 года, в канун праздника обретения мощей преподобного Серафима Саровского чудотворца, многие новостные агентства облетело сообщение, связанное с пребыванием Святейшего Патриарха Кирилла в Сарове. В частности, РИА Новости опубликовало статью «Патриарх Кирилл рассказал о главной опасности развития цифровых технологий». 

Подробнее это событие описано на официальном сайте Московского Патриархата в обстоятельном материале «Предстоятель Русской Церкви встретился в Сарове с российскими учеными-ядерщиками». 

На встрече с учеными Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) после выступлений ряда представителей науки Святейший Патриарх Кирилл сказал в своём заключительном слове: 

            «Хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто выступил. Замечательные выступления, многое я для себя записал. Позвольте мне резюмировать все то, о чем мы говорили, исключительно с религиозной точки зрения. 

Что меня реально беспокоит во всей этой истории с цифровой цивилизацией?.. В чем конечная опасность всего этого? В том, что нынешние средства связи и не только средства связи, а и вообще цифровая цивилизация способны максимально ограничивать человеческую свободу без создания какого-либо дискомфорта. Человек может даже не замечать, что его свобода ограничена», — подчеркнул Предстоятель, отметив, что через многие пользовательские устройства может осуществляться сбор сведений об их владельцах без их ведома.  Опасность ограничения свободы в условиях цифровой цивилизации значительно повышается, а методы реализации этой угрозы значительно упрощаются, например, в случае с электронными платежными средствами. “Получив банковскую карту, вы теряете полную свободу, потому что в любой момент карточка может быть заблокирована — не потому что там денег не хватает, а потому что кому-то нужно закрыть вашу банковскую карту по идеологическим, политическим или каким-то другим причинам. Чем больше мы опираемся на все эти цифровые технологии, тем больше мы подвергаем опасности в первую очередь свою свободу. Собственно говоря, на этом основывается протест многих православных верующих людей против внедрения электронных способов, которые сейчас употребляются при сборе статистических данных и т.д. Церковь озабочена человеком, его жизнью и, может быть, одним из самых важных измерений человеческой жизни — человеческой свободой. Мы не должны покупаться ни на какие игрушки, в том числе цифровые, чтобы в какой-то момент не оказаться рабами этой технологической цивилизации, центром управления которой будет не наша суверенная страна”».

Читать далее «Важнейшее заявление Патриарха об опасности внедрения цифровых технологий»

Вертоград многоцветный

 

 

 

 

Михаил Шулин

редактор газеты «Вестник Александро-Невской лавры»

 

«Вертоград многоцветный» Симеона Полоцкого.

Энциклопедия христианской жизни

 

И с предковскими преданиями связь рассыпана, дабы все казалось обновленнее, как будто и весь род русский только вчера наседка под крапивой вывела. 

Н.С. Лесков «Запечатленный ангел»

 

Богатое и разнообразное литературное наследие Симеона Полоцкого мало известно современному читателю. Это неудивительно, ведь допетровская литература по сю пору изучается у нас главным образом соответствующими специалистами и студентами профильных гуманитарных факультетов. В школах же знакомство с примерно шестисотлетним периодом допетровской литературы ограничивается лишь несколькими произведениями, XVIII век рассматривается несколько подробнее, a настоящее изучение русского литературного наследия начинается с Карамзина и Пушкина. То есть получается, что наши дети худо-бедно изучают 300 лет русской литературы, а еще 600 куда-то «исчезают». Такое верхоглядство, когда 2/3 письменного периода остается за скобками, представляется вредным и препятствует правильному пониманию собственной культуры.   Не вызывает сомнения и отличие между литературой до XVIII века и после него. С петровских времен роль светской литературы, нередко развлекательной, неуклонно возрастает. До этого литература, при всем своем многообразии, носила главным образом христианский воспитательный характер, ведь русский человек тех времен не представлял жизни без Бога, жизни без Храма.

Один только XVII век дал множество блестящих имен, таких как Авраам Палицын, Сильвестр Медведев, Аввакум Петров, Карион Истомин, Андрей Лызлов… Этот список можно продолжить, но представление о литературном наследии той эпохи будет неполным без понимания роли и места Симеона Полоцкого.

Читать далее «Вертоград многоцветный»

Как православным относиться к советскому наследию

Артур Строев

публицист

 

КАК ПРАВОСЛАВНЫМ ОТНОСИТЬСЯ К СОВЕТСКОМУ НАСЛЕДИЮ

 

Постсоветская эпоха представляет взору причудливый советско-российский эклектизм, когда крестные ходы проходят под сенью памятников Ленину и другим советским вождям под охраной «товарищей полицейских», а на православных храмах таблички с адресом содержат имена тех самых вождей. Даже внутри храмов в глаза бросается обстановка несколько более «советская», чем в разных современных учреждениях, не говоря уже об офисах компаний: это обстоятельство объясняется естественной консервативностью Церкви, которая во внешней форме сохраняет элементы предшествующей эпохи, в то время как светский мир неудержимо «развивается» и обновляется, а предшествующая современной эпохе была как раз советская.

Но советское наследие в Церкви сохраняется и в невидном глазу обычных «захожан» организационно-бюрократическом устройстве по той же самой причине, причем наследуются иногда далеко не самые лучшие моменты советской бюрократической организации. Правда, современная церковная жизнь уже приспособилась к этому «дуализму», и пастыри продолжают свое служение также, как служили их предшественники в разных исторических эпохах, через которые прошла Церковь за свою двухтысячелетнюю историю.

Читать далее «Как православным относиться к советскому наследию»

Для связки слов

 

 

 

Владимир Крупин,
писатель

 

 

ДЛЯ СВЯЗКИ СЛОВ

 

А НАМ ЭТО НАДО? Так надо спрашивать о любом нововведении и в общественной жизни и в личной.  Нужны нам электронные паспорта, выборы, такое образование? Конечно, нет. А кто нас будет спрашивать?  Хорошо бы, спрашивал тот, кому мы нужны. А мы никому не нужны.  Мы, русские то есть. Мы всем в досаду, всё никак не уходим из этого мира. А то, что этот мир держится русскими, то есть православными,  молитвами, разве это кому докажешь. А зачем доказывать?

Только что смотрел ансамбль Игоря Моисеева. Невероятное, ликующее зрелище. И кто   ещё так, кроме русских, сумел бы проникнуть в душу танца любого народа, мир населяющего, в его смысл, ритмы, рисунок.

Читать далее «Для связки слов»

Сенсационные откровения

 

 

 

 

Валерий  Филимонов,  писатель

 

 

СЕНСАЦИОННЫЕ ОТКРОВЕНИЯ КОВАЛЬЧУКА
О НОВОМ ВИДЕ «СЛУЖЕБНЫХ» ЛЮДЕЙ

В апреле 2018 года в МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция президента НИЦ «Курчатовский институт» Михаила Ковальчука, посвященная 75-летию этой научной организации. В ходе своего выступления он рассказал об интереснейших фактах из истории некогда секретной Лаборатории №2, развитии мирного атома и последних направлениях исследований Центра, связанных с природоподобными технологиями. Затронул Михаил Валентинович и щекотливую тему, касающуюся управления массовым сознанием и построения новой цивилизации – «цифрового ГУЛАГа». Прозвучали в выступлении и другие откровения, о которых сегодня принято умалчивать: о разрушении системы образования, о смертельно опасных вакцинациях и других способах воздействия на человека.

Читать далее «Сенсационные откровения»

Время ожидания

Шаргунов

 

 

Протоиерей Александр Шаргунов,

настоятель храма свт. Николая в Пыжах,
член Союза писателей России

 

 

 

Слово на праздник Вознесения Господня …

Сегодняшнее Евангелие и Книга Деяний, повествующие о взятии Христа на небо, — о разлуке апостолов с Господом. И кто-то может сказать: «Христос ушел. Он говорил удивительные слова и совершал чудеса. А теперь это в прошлом. И следует возвратиться к обычной будничной жизни, «ища Живого среди мертвых»». Однако, празднуя Вознесение Господне, Церковь празднует начало нового времени, которое называется последним, когда Христос, Начальник жизни, Господин истории, творит все новое.

Но Господь всяческих — «камень преткновения, который отвергли строители». Вознесшись на Крест, Он вознесся одесную Отца, от Которого Он в Своем животворящем человечестве посылает Духа Святого. Тайна Крестной смерти Христовой, и Воскресения, и Его Вознесения, Его седение одесную Отца — единая нераздельная пасхальная тайна.

Читать далее «Время ожидания»

ИРИНА СЕЧИНА

ЗАХАР ПРИЛЕПИН

 

 

 

 

 

— Есть мнение, что ксенофобия – это «защитная реакция организма». Но вообще-то ксенофобия – это страх и ненависть. Разве можно что-то защитить, имея в душе эти чувства?

— Можно сказать «ксенофобия», а можно сказать «здоровое патриотическое чувство». Слово «ксенофобия» слишком сильно все обобщает. Если мать защищает своего ребенка, это вовсе не является признаком семейной агрессии или семейного тоталитаризма, это нормальное врожденное человеческое качество – ощущение родства, кровотока.
И потом, не стоит делать вид, что все народы одинаковы. Люди не одинаковы, и народы имеют свой характер, свои, так сказать, видовые признаки. Не надо надевать розовые очки. Рассуждение на эту тему вполне имеет право на существование. К тому же, народам периодически свойственно недолюбливать друг друга. Что, в американских, да и европейских фильмах часто показывают хороших сербов? Да посмотрите даже, как французы изображают англичан в своих фильмах, или как англичане изображают французов. Это просто какие-то исчадия ада.

Россия является одной из самых удивительных стран по веротерпимости, по возможности жить в едином сообществе с сотней национальностей. Она еще может всем показать пример, как можно организовать совместное жительство, где одни не презирают других, и люди способны вместе существовать. Конечно, в сложные минуты истории государства, в минуты распада базовых устоев проявляются какие-то болезненные качества тех или иных народов, тех или иных людей. Мы имеем определенные проблемы с Кавказом, или с теми же русскими людьми, у которых тоже бывает «рыльце в пуху». И об этом надо спокойно говорить.

Читать далее

МУТАЦИИ ГУМАНИЗМА

 

 

 

 

ГЕОРГИЙ ЕРМОЛОВ
редактор

 

 

МУТАЦИИ ГУМАНИЗМА

 

Можно сколько угодно иронизировать по поводу причуд трансгуманистов, но это – реальное научное направление. В 2009 году в Исследовательском центре NASA в Кремниевой долине был создан Университет Сингулярности. Учредителями явились NASA и Google. Структура наполовину государственная, наполовину транскорпоративная, и средства в нее вливаются баснословные. При рассмотрении состава приверженцев идеи становится очевидным, что мы имеем дело не с каким-то частным явлением, а с новой формой мировоззрения. Более точное определение дал патриарх Кирилл – «квазирелигия». Ключевые лозунги движения неприкрыто и цинично провозглашают все постулаты евгеники в новейшей постмодернистской интерпретации, так как человечество должно разделиться на трансгуманов и «зверо-человеков» (по Р. Хаббарду).

Методика «окно Овертона» уже работает в полную силу, внедряя в сознание масс тривиальность гендера, планирование семьи, чипирование. Воздействие на психику толпы многопланово. В частности, на телевидении появляется все больше каналов, почти целиком заполненных разного рода экстрасенсами, колдунами, эзотериками. В июле прошлого года Минюст официально зарегистрировал Союз «Империя сильнейших ведьм», объединяющий всевозможных ведьм и ведьмаков со всего мира. На подходе создание «Международного университета магии и колдовства», выпускники которого будут получать официальные дипломы. Организаторы уверены, что профессия ведьмы станет одной из наиболее востребованных. Регистрация должна состояться со дня на день.
Читать далее «МУТАЦИИ ГУМАНИЗМА»

Праведники облекутся в ризу спасения

 

 

 

Евгения Аброськина

Этнограф

 

 

ПРАВЕДНИКИ ОБЛЕКУТСЯ В РИЗУ СПАСЕНИЯ

 

Грядущая Пасха — один из самых значимых праздников в Русской Православной Церкви — является также одним из наиболее соблюдаемых праздников для светского общества. Сходить на Пасху в храм и освятить куличи — обычай множества российских семей. Однако, редко посещая храм и попадая в него лишь по большим праздникам, прихожанам не всегда ясен язык православной культуры. Непонятен язык Литургии, иконографии, и в том числе — священнического образа. Образ священника в полном церковном облачении является одним из самых ярких для зашедших в храм людей. Между тем, желание разгадать, почему один священнослужитель одет так, а другой иначе, почему выбран тот или иной цвет, то или иное изображение — становится ключом к пониманию одной из граней православной традиции, в которой мы, опираясь на Священное Писание, постараемся разобраться, дабы наши читатели обрели новые смыслы прочтения церковной жизни. Читать далее «Праведники облекутся в ризу спасения»

Вырицкий, русская интеллигенция и «бес разъединения»

 

 

 

Валентин Семёнов, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, председатель «Собора православной интеллигенции СПб»

 

 

На ХII Форуме православной общественности Санкт-Петербурга прошел круглый стол «Преподобный Серафим Вырицкий и русская интеллигенция» …

                 Вырицкий, русская интеллигенция и «бес разъединения»

6 апреля на ХII Форуме православной общественности Санкт-Петербурга в ДК им. Газа состоялся круглый стол «Преподобный Серафим Вырицкий и русская интеллигенция», организованный «Собором православной интеллигенции СПб». Ведущий дискуссии председатель СПИНа профессор В.Е. Семёнов, открывая её, сказал, что цель встречи в том, чтобы обсудить проблемы русской интеллигенции, в контексте её отношений с православием и его представителями, прежде всего Св. Серафимом Вырицким. Затем ведущий представил первого основного докладчика, широко известного писателя-агиографа и публициста, автора многих книг, посвященных Св. Серафиму Вырицкому, Валерия Филимонова.

Валерий Павлович рассказал о своей работе над книгами, посвященными преподобному, знакомстве с его внучкой и другими родственниками и современниками, о беседах с ними, о работе в архивах. Его книга «Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа» переиздавалась 15 раз. Теперь он работает и над фильмами об этом святом подвижнике. В связи с темой нашего круглого стола, особенно интересными были данные о личности и близком окружении св. Серафима.

Читать далее «Вырицкий, русская интеллигенция и «бес разъединения»»

ДУХОВЕНСТВО В ВОЙНАХ ОТЕЧЕСТВА

   Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский принял участие в церемонии открытия выставки «Духовенство в войнах Отечества» …

 

 

Выставка «Духовенство в войнах Отечества», посвященная подвигу и повседневному служению военных священников в XX веке, открылась 8 апреля в Музее истории Санкт-Петербургской епархии,  сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. Она посвящена 105-летию начала Первой и 80-летию начала Второй мировых войн.

В церемонии открытия принял участие митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

«Не было, наверное, ни одного столетия, в котором наше Отечество не вело войн, — сказал владыка в приветственном слове. — Но мы лучше разбираемся в истории тех войн, которые были недавно, в ХХ веке: Первой и Второй мировых, в которых принимало участие и наше духовенство. Во время Первой мировой войны духовенство несло служение на фронтах, а во время Великой Отечественной войны и духовенство, и прихожане помогали в тылу нашим войскам, собирая средства. Были собраны деньги на танковую колонну, на авиационную эскадрилью. Все храмы жертвовали, собирали вещи для солдат. Мы должны помнить о подвиге священнослужителей. Защита Отечества касалась всех граждан страны. Мы благодарны духовенству, которое жило в то время и принимало участие в защите Отечества. На выставке собраны реликвии из частных коллекций, многие коллекционеры безвозмездно их передали, чтобы мы вспоминали о тех, кто совершал подвиг».

Состоялось вручение митрополичьих грамот скульпторам Алексею Архипову, Татьяне Некрасовой и Еве (Эвелине) Соловьевой, безвозмездно передавшим епархиальному музею свои работы.

На открытии присутствовали секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, епархиальный древлехранитель Иван Раевский, его заместитель Ольга Ходаковская, председатель Евразийской молодежной ассамблеи Иван Есипов, председатель Санкт-Петербургского военно-исторического общества Алексей Аранович.

Иван Есипов провел для владыки, сотрудников и гостей музея экскурсию. В экспозиции представлены походные иконы, облачение военного духовенства, предметы церковного назначения и повседневного обихода, оружие, военные награды, медицинское оборудование, газеты и журналы 1914-1918 и 1941-1945 годов. Особую ценность имеют экспонаты, относящиеся к Первой мировой войне: потир, походный складной иконостас, иерейский крест и подлинное облачение того времени.

Иван Сергеевич Раевский познакомил владыку с разделом постоянной экспозиции, посвященным Великой Отечественной войне и блокаде.

«Основная идея — показать, что во время войны Церковь всегда была с народом и государством, — сказал Иван Есипов в беседе с журналистами. — Это крест, который священнослужители несут без меча. Они не принимают участия в боевых действиях, но находятся на передовой, вселяют в воинов веру в победу, дают им духовную поддержку. Восстановление института военного духовенства способствует восстановлению духовной силы нашей Родины».

Он рассказал, что на выставке представлено около семидесяти экспонатов. В основном это предметы из частных коллекций, часть — из музейной экспозиции. Вещи пришли разными путями: например, некоторые из них — иерейский крест, потир — были принесены в пункты приема цветных металлов. Есть предметы, найденные при разборе старых домов. Дореволюционная медаль «За усердие» — семейная реликвия клирика храма Смоленской иконы Божией Матери протоиерея Игоря Есипова. Как-то, еще в советское время, задолго до прославления царской семьи, отец Игорь решил дома отслужить литию по царской семье. Вечером он пошел освящать квартиру, хозяйка которой, пожилая женщина, вручила ему эту медаль с профилем Императора Николая II, причем оказалось, что это был день расстрела царской семьи — отец Игорь об этом не знал.

К началу Первой мировой войны в военно-духовное ведомство входило 730 священников и 150 диаконов. Это число увеличилось за счет мобилизации уже в годы войны. Число русских священников, прошедших через армию, превышало 5 000 человек. Во время Великой Отечественной войны института военного духовенства не существовало, однако Русская Православная Церковь, несмотря на гонения, не осталась в стороне от борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Патриарший местоблюститель митрополит Московский Сергий (Страгородский) в первый день войны открыто обратился ко всем православным христианам с призывом встать на защиту Родины. Действовавшие приходы собирали средства на оборону и нужды фронта. При участии Церкви были укомплектованы танковая колонна «Дмитрий Донской» и авиационная эскадрилья «Александр Невский».

 

В блокадном Ленинграде возобновилось массовое молитвенное обращение людей к Богу. Из десяти церквей, действовавших в осажденном городе, девять сохранились до наших дней. Всю войну в осажденном городе провел митрополит Ленинградский Алексий (Симанский), будущий Патриарх. В 1943 году, впервые за все годы советской власти, двенадцати священнослужителям были вручены правительственные награды — медали «За оборону Ленинграда».

 

Режим работы музея: пн-пт с 10:00 до 16:00. Запись для посещения — по телефону 274-86-83. Выставка продлится до конца мая.

Сайт музея — http://eparhiyamuseum.ru/

 

 

 

 

 

 

Дмитрий Леонтьев

писатель

 

 

 

НИГИЛИСТЫ НОВОГО ДНЯ

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»

М. Ломоносов

 

В последние годы появилась и быстро набирает силу крайне опасная тенденция, способная принести вред как православию, так и всей стране в целом. На данный момент ей уделяют преступно мало внимания, явно недооценивая ее разрушительную мощь. Речь идет о попытке глобального искажения истории, попытке воскресить эзотерические идеи Блаватской о существовании в прошлом каких-то «многочисленных цивилизаций», но при этом еще и пытаясь «сократить» нашу историю до 200-300 лет. Умные люди даже не обращают внимание на эти откровенные инсинуации… И очень сильно в этом ошибаются. Масштабы  проблемы на сегодняшний день таковы, что даже ваш покорный слуга имел сомнительное удовольствие общаться, как минимум, с дюжиной людей, фанатично уверовавших в существование «другой истории мира, которую от нас скрывают». Заинтересовавшись, я провел небольшой опрос среди знакомых, и оказалось, что о подобной теории слышали практически все, а в интернете этой теме посвящено такое огромное количество статей и дискуссий, что сложно определить масштабы происходящего даже приблизительно. Увы, но и среди тех, кто называет себя христианами, так же встречается немало благосклонно относящихся к подобных теориям. Но ведь, по факту, это означает, что тогда и Христос не приходил на землю, и не было деяний Апостолов, и жития святых – выдумка… По «новому» взгляду на историю их просто не было… Постараюсь хотя бы вкратце рассмотреть причины и возможные последствия этого не нового, но непривычного для нашего поколения «информационного вируса».

Попытки исказить историю в угоду сиюминутным интересам испокон веков сопровождали развитие любой страны и цивилизации в целом. Это доставляло некоторые проблемы, но большой катастрофы в этом не было, ведь не было цифровых технологий, паутиной охватывающих весь мир, и находящих своих адептов на всех континентах. Надо признать, что искажение истории – дело далеко не новое, и имевшее место повсеместно, и даже на официальном государственном уровне. Особенно «повезло» в этом отношении нашей стране. Известная поговорка «Россия страна с самым непредсказуемым прошлым» родилась не на пустом месте. При каждой смене правления, новая власть «толковала» историю в выгодном для себя свете, в пользу своей идеологии. Во времена феодализма –по своему, в имперские времена – по своему, в годы советской власти – по своему, а сегодня, когда идеология официально отменена Конституций РФ «разночтения» нашей истории и вовсе набрали массу критическую. Да что там говорить, даже в те времена, когда страна придерживалась, казалось бы «общего курса», каждый из правителей переписывал историю предшественников. Во время дворцовых переворотов стирались, под страхом сурового наказания, имена и даты (одна история с правлением малолетнего Иоанна Антоновича чего стоит!), или просто переписывались события и причины переворотов (переворот Екатерины Второй, или убийство Павла Первого тому пример). Ленин правил совсем не так как Сталин, Хрущев вел отличную от своих предшественников политику, Горбачев и Ельцин так же  правили своеобразно… Все это было, и ни что не ново под луной… Да, с историей у нас и без того не все так просто, но то, что пытаются внедрить нам сейчас – опасно невероятно! История – это прежде всего опыт. Опыт, как отдельных людей, так и целых поколений. Опыт разных экономических и политических экспериментов. Сотни и тысячи примеров для подражания, и наоборот –примеров отрицательных. Опыт бесценный, и лишить его какой-либо народ означает попросту стереть этот народ из общей истории, оставив не-опытным, т.е. подобным чистому листу, на котором можно написать что угодно, или глине, из которой можно лепить по своему пожеланию, и в соответствии со своими целями.

Море псевдоистории, разливающееся сегодня по интернету и среди «желтой прессы», уже такого масштаба, что приводить конкретные примеры невероятной глупости, плещущейся в его волнах, нет ни смысла, ни желания. Самым типичным и распространённым является утверждение, что 200-300 лет назад была ядерная война и история с той поры «переписана заново». Париж, Лондон, Санкт-Петербург и Москва – это города «иных цивилизаций», которые наши с вами предки попросту не могли построить, ибо «таких высоких технологий тогда не было». Здания старинных домов частично ушли от времени под землю (вероятно пишущие просто не слышали о цокольных и полуподвальных помещениях), и это, якобы, говорит о том, что этим зданиям по три тысячи лет!.. Все (!!!) книги переписаны, заменив «истинную историю». (Это сколько же гениев надо собрать в единое время, учитывая, что гении – «штука редкостная», что бы написать книги за Платона, Сократа, Гомера, Шекспира, Гёте, Монтеня, Сервантеса и прочих, не говоря уже о летописях разных народов?!). Не было ни истории христиан, ни мусульман, ни иудеев, ни даже буддизма и индуизма!.. Как гневался известный персонаж романа Булгакова на молодых пролетариев Берлиоза и Бездомного, пытавшихся написать новую, «революционную» историю с чистого листа: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» (Михаилу Афанасьевичу, в свое время, пришлось лично наблюдать очередной «всплеск» попытки подмены истории ради эксперимента по созданию «нового общества»).

Двести и, даже, триста лет – срок, по историческим меркам, ничтожный. Свидетельств какой-либо катастрофы, или столь масштабного «подлога» должно было остаться невероятное количество, но несмотря на весь идиотизм ситуации, кому то очень нужно изменить историю «под самый корень», а как известно: «чем безумнее ложь тем скорее в нее поверят». Все это кажется смешным только на первый взгляд. Умный человек даже не станет спорить с подобными версиями, не тратя свое время на откровенный бред. Но игнорировать масштабы происходящего уже нельзя: любой желающий может открыть интернет и посмотреть размеры охвата умов этой «альтернативной историей». Откуда же взялась такая масштабность? Это вам без труда объяснит любой психолог. Это явление называется «комплексом проигравшего», или, в более широком смысле – «комплексом неполноценности». Четверть века в нашей стране идет, скажем мягко, «сложный период», когда «старые ценности», устои, моральные и нравственные принципы, да и само мировоззрение вдруг вмиг оказались разрушены «диким капитализмом» и невиданным доселе расслоением общества на богатых и выброшенных на обочину жизни. Для большинства мир перевернулся с ног на голову, лишив точки опоры и системы координат. Примерно так было в Германии после проигрыша в Первой мировой войне. Помните эти судорожные попытки посреди разрухи, нищеты и унижения найти опору в «предках-арийцах», «искаженной истории мира» и назначении виновных в происходящем? То же самое происходит и с отдельными людьми по всему миру: у человека случается серьезная беда, и если рядом не оказывается мудрого священника-духовника или хотя бы верных и умных друзей, то бедолага, практически со стопроцентной гарантией попадает в секту. Там его (на первых порах) принимают «с любовью», окружая заботой и жалея, объясняют, что «внешний мир это зло и сплошной обман, и лишь они – носители истинных знаний и ценностей, регламентируют за него всю его жизнь, поддерживают групповым психозом «старожилов», одним словом – «вырывают из матрицы, показывая только им известную правду». Со временем люди превращаются в фанатиков, утративших критичное мышление и способность к объективной логике, держащихся за идеи своей группы вопреки здравому смыслу.

А уж про подмены слов и понятий даже говорить не приходится. Помните, как начиналось это с легкой руки покойного Михаила Задорнова: «Слово «дура» раньше имело совсем иной смысл, ибо там есть корень «Ра», означающий свет! Поэтому и слово «нора» не убежище для зверей, а «место под солнцем»!» (Можно составить целый многотомный словарь из слов, которые сегодня пытаются подменить иным смыслом, вопреки здравому).

Это явление – часть откровенного нигилизма, постепенно охватывающего общество («я не знаю, как было, но убежден что этого не было»). Крушение всех моральных ценностей – от христианских, до обычной светской этики. Попытка навязать жизнь в мире искаженных понятий, без моральных и нравственных примеров, без прошлого, без будущего, без надежды, и подобно членам сект, ведет к разрушению самой личности человека, его семейных и социальных отношений.

Христианам уже не раз приходилось сталкиваться с подобными ситуациями: шли по этому пути и атеисты, и последователи рерихов-блаватских, и многие, многие другие, пытающиеся доказать, что не было Спасителя, не было Апостолов, не было свидетелей-мучеников, не было Заповедей, не было библейской истории. Но мы-то помним историю, у нас есть прошлое, и потому мы знаем, что это было уже не раз, и всегда исчезало, а правда оставалась. Но игнорировать эту опасную ситуацию нельзя, ибо она разрастается буквально на глазах. И может затронуть и ваших знакомых, и близких. Будьте к ним внимательнее. Православие – религия умных людей. Мы знаем и в Кого уверовали, и помним, что нам завещано. Сохраним же эту память.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ В БЛАГОВЕЩЕНЬЕ

Фоторепортаж Владимира Саяпина о праздновании на подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры …

На праздник Благовещения Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии я ездил в Благовещенскую церковь села Благовещенье, на подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Очень уж нравится богослужение, молитвенное, со знаменным пением. Каноничные иконы, деревянные рубленые стены, тёплый свет свечей вмиг отстраняют от мирских дел, радостей и печалей. Прихожане окружены заботой и вниманием монахов в священном сане во главе с настоятелем игуменом Иосией (Сидуновым).

Интересная история подворья. Первое поселение в этих местах появилось в годы правления Великого князя Московского Ивана Красного (1353–1359) и называлось село Княже.

Уже в это время здесь стояла Благовещенская церковь – один из самых ранних в Подмосковье образцов деревянной церкви клетского типа. Храм вполне мог быть построен или освящен при участии самого преподобного Сергия.

В сентябре 1608 года началась осада монастыря польско-литовскими войсками. Часть местных жителей успела сжечь свои дома и укрыться за монастырскими стенами. Остальные оказались отрезанными от обители линией укреплений литовского гетмана Сапеги. Благовещенский глубокий овраг, по которому мимо села в сторону монастыря течет речка Кончура, не раз выручал осажденных. По нему защитники монастыря обходили вражеские укрепления и внезапно нападали на врагов. 15 августа 1609 года Троицкие сидельцы сделали удачную вылазку: незаметно прошли к лагерю Сапеги Благовещенским оврагом, побили сторожей согнанного туда скота и благополучно отогнали его в монастырь. Осада нанесла огромный ущерб монастырю и окрестностям. Более 10 лет потребовалось селу Благовещение, чтобы подняться из руин.

В 1905 году в селе Благовещенье было построено двухэтажное деревянное здание церковно-приходской школы, а через четыре года – дом для священника. В 1911–1913 годах в Благовещенской церкви служил великий русский богослов, ученый, мыслитель отец Павел Флоренский, умученный большевиками-ленинцами-сталинцами в 30-е годы.

На рубеже 20-х — 30-х годов советская власть приход закрыла. Летом 1935 года в Благовещенской церкви начала работать изба-читальня. В 1941 году, когда немецко-фашистские войска пытались пройти к Москве через Дмитров, храм приспособили под общежитие для летчиков.

Приходская жизнь начала налаживаться в 2007 году. Первое богослужение состоялось 30 ноября в память преподобного Никона Радонежского, второе — 4 декабря в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В храме было минус 12 градусов, служить приходилось в пальто и валенках.

Добрые люди помогли восстановить церковь и благоукрасить. Ныне она радует глаз неповторимой красотой, которая отражается в озере и возносится на небеса. Храм наполнился людьми, молящимися Господу во славу Божию.

Владимир Саяпин, фото автора

Использована информация сайта лавры

 

 

 

 

 

 

 

«СКОРБЬ — ЭТО НАША СЕСТРА»

В Неделю 4-ю Великого поста, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в Благовещенском храме на Приморском проспекте, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии.

«Мы отмечаем сегодня замечательное событие евангельской истории, которое поистине стало началом нашего спасения, — сказал владыка в проповеди. — Небо пять тысяч лет наблюдало за людьми и не находило никого, кто мог бы осуществить план, замысел Пресвятой Троицы о спасении рода человеческого. Господь не хотел, чтобы Его любимое творение окончательно погибло. Он искал в роде человеческом ту Деву, которая могла бы принять Сына Божия. И наконец, в неприметном городе Назарете, в котором было много язычников, и иудеи говорили, что ничего хорошего в нем быть не может, Господь усмотрел Деву Марию. Он послал к Ней архангела Гавриила, который открыл Ей, первой из всех людей, тайну Боговоплощения. От Девы Марии требовалась только вера в то, что Господь хочет сделать, и принятие воли Божией. Она имела эту веру и ответила архангелу Гавриилу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Что Господь решил, то и будет».

«Мы видим, что для спасения нам нужны вера и смирение, — продолжил архипастырь. — Апостол Павел в одном из посланий говорит, что верою вселяется в сердца людей Христос (Еф. 3:17). Если веры нет, Христос не вселится. Нужно еще смирение, и с этим у нас все не так-то просто. Если в Господа мы все же веруем, то смиряемся с большим трудом. Смирение — это целая наука, и святые отцы ее осуществили в своей жизни, пользуясь примером Божией Матери. У нас бывают различные состояния. Приходит в сердце скорбь — а кто она такая? Скорбь — это наша сестра. В нашем состоянии падения не может быть у нас других сестер, как только скорбь. А пришли к нам похвала, тщеславие, гордость, пытаясь нам представиться как родные и близкие. Такие «друзья» нам не нужны, они у бесов отнимают работу. Поэтому таких состояний мы не должны допускать. Это не наши родственники. Мы должны постоянно думать о том, как стяжать смирение».

«Когда читаешь жития святых, видишь, какие они показывают примеры смирения, — отметил правящий архиерей. — Открываешь Отечник — и читаешь: вот, жил некогда монах Евфросин. Простой был человек, неученый, безграмотный. Пришел в монастырь — куда его поставишь? На клиросе надо петь по книжкам, а он грамоте не обучен. Игумен определил его на кухню — там, дескать, пригодишься — кашу братии варить. Он пошел на кухню. И все про него забыли, никто его ничему не учил. Изо дня в день он готовил пищу, смотрел на огонь в печи и думал: «Вот, здесь меня огонь жжет, а как же он меня будет жечь там, в будущей вечной жизни!» И постоянно себя смирял, смотря на огонь. Однажды игумен решил попросить Господа ответить, кто из братии его обители будет удостоен Царствия Небесного. Три года он молился, и Господь дал ему откровение. Он оказывается в раю, ходит среди прекрасных деревьев райского сада, смотрит — о чудо: Евфросин повар сидит в саду на золотом престоле. Подходит, спрашивает: «Ты как здесь?» — «Да вот, по твоим молитвам, отец игумен, Господь поставил меня сторожить этот сад». — «А можно в этом саду что-нибудь взять?» — «Конечно, бери, что хочешь!» — «Вот, сорви мне три яблока!» Евфросин сорвал три яблока, игумен завернул их в мантию — и проснулся. Он обнаружил, что в его мантии лежат три яблока. Утром, собрав в храме всю братию, игумен попросил позвать Евфросина. Приводят его, настоятель спрашивает: «Евфросин, ты где был ночью?» — «Отец игумен, я был там, где ты меня видел». — «Где?» — «В саду». — «А что я у тебя попросил?» — «То, что ты попросил, я тебе дал». — «И что ты мне дал?» — «Три яблока». Игумен показал эти три райских яблока, которые за смирение Господь дал этому монаху».

«Мы видим, что Господь избирает людей за простоту, смирение. Так в Назарете Он избрал смиренную Деву Марию, которая стала Ковчегом нового спасения. Через Нее мы спасаемся, к Ней обращаемся, просим, чтобы Она покрывала нас Своим омофором, чтобы помогала нам, была Заступницей нашей усердной. Поэтому сегодня, когда Дева Мария получает радостную весть о рождении Спасителя, Она будет носить в Своей утробе Того, Кто вмещает всю вселенную. Она не превознеслась выше херувимов, а смиренно приняла эту весть и несла Свою миссию до Голгофы, когда так же смиренно стояла у Креста Господня и сораспиналась вместе с Сыном во спасение рода человеческого», — завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Храму было подарено Евангелие.

Благовещение Пресвятой Богородицы — двунадесятый праздник, посвященный явлению архангела Гавриила Деве Марии. Согласно Евангелию от Луки, архистратиг поведал Ей, что вскоре Она станет Матерью Господа, воплощающегося в облике человека. 

Первый петербургский храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был построен в Старой Деревне в 1760-е по проекту Пьетро Трезини — сына первого зодчего города. В 1803 году он сгорел, вскоре на его месте по проекту Виктора Мочульского возвели новую церковь в стиле ампир. В 1900 году к ней пристроили колокольню и ризницу. Некоторое время храм принадлежал обновленцам, в 1937 году его закрыли, а имущество передали в Госфонд. Храм был возвращен Церкви в 1992 году и вновь освящен 5 апреля 2003 года.

 

 

Валерий Филимонов,

 писатель

 

 

 

 

СЛУГИ ЛУКАВОГО

Отличительной чертой нашего времени является практически полная неосведомленность подавляющего большинства граждан России, в том числе и православных, в вопросах, касающихся проблем глобализации и электронной идентификации личности. Люди даже не подозревают, что на планете Земля вступило в решающую фазу построение так называемой «цифровой цивилизации», которое может иметь для человечества самые катастрофические последствия. Такое положение может помешать правильному устроению духовной жизни и спасению души. Каждое происходящее в мире явление мы должны рассматривать с духовной стороны. Богоугодное ли это дело? Способствует ли оно делу спасения души или нет? «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5: 10-11), — учит нас Слово Божие. Читать далее

 

 

 

 

Игумен Лука (Степанов)

 настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в поселке Пронск Рязанской области, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой теологии Рязанского госуниверситета им. С.А.Есенина.

 

ДЕТИ, КАК МОНАХИ

 

В бийской школе № 20 провели интересный эксперимент. Здесь разделили классы по гендерному принципу, конечно же, с согласия родителей. Дети по такой системе учатся уже второй год, а сам эксперимент привел к неожиданным результатам.

Я окончил педагогический институт, но, тем не менее, не являюсь многоопытным преподавателем в школе. Некоторое время я возглавлял православную гимназию. Но я не обладаю богатым педагогическим опытом, как некоторые наши корифеи, зато живу в мужском монастыре. Для меня минимизация общения с противоположным полом является источником благоустроения мира.

Конечно, нельзя формат монастырской жизни переносить на всё общество, но дети по своей сути призваны быть монахами – еще не время для супружеской жизни и семейных попечений и радостей. Поэтому для них хорошо то, что и для нас. Мальчики должны воспитываться в мужской среде, а девочки – в женском сообществе. Раздельное обучение, как и жизнь в монастыре, предохраняет от стрел лукавого, направленных на разжигание греховных помыслов, беспокойства и скоктания.

Рад этому доброму опыту раздельного обучения. К тому же русское традиционное образование выступает за раздельное обучение. И не слышал, чтобы кто-либо из наших предшественников был сильно огорчен таким обучением.