Нынешний год явился замечательным совпадением дня Пасхи Христовой с юбилеем нашего журнала. Десять лет назад 20 апреля 2015 года был подписан в печать первый номер научно-публицистического журнала «Источник надежды». За эти годы он завоевал заслуженную популярность в среде научной и общественной интеллигенции не только нашей страны, но и ряда европейских стран, православные общины которых проявляют активный интерес к каждой новой публикации и с нетерпением ждут выхода очередного номера. В настоящее время журнал содержит широкий диапазон рубрик, рассчитанных как на специалистов в области гуманитарного знания, так и на массового читателя. Вынужденный уход в интернет принёс свои, хотя и крайне неопределённые, как и всё там присутствующее, но, надеемся, положительные плоды. Если тираж печатного издания составлял 500 экземпляров, то на сегодняшний день среднее количество ежесуточных просмотров достигает 1,5 – 3,5 тыс. Недавно общее количество просмотров за весь период превысило 1 млн., а новых IP-адресов более 200 тыс. В числе этих адресов несколько десятков из США, КНР, Турции, Великобритании, Швеции, Финляндии. На сегодняшний день авторский коллектив журнала представляет собой собрание авторитетных учёных, писателей и журналистов, охотно предоставляющих для публикации свои научные и творческие работы. Мы также надеемся на сотрудничество с новыми авторами, и с удовольствием готовы публиковать их интересные труды. Присылать можно по адресу: ermolov_1957@mail.ru в формате WORD с авторской справкой и фотографией.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов.
У меня очень мало воспоминаний детства; у меня почему-то не задерживаются воспоминания. Отчасти потому, что очень многое наслоилось одно на другое, как на иконах: за пятым слоем не всегда разберешь первый; а отчасти потому, что я очень рано научился – или меня научили – что, в общем, твоя жизнь не представляет никакого интереса; интерес представляет то, для чего ты живешь. И поэтому я никогда не старался запоминать ни события, ни их последовательность – раз это никакого отношения ни к чему не имеет! Прав я или не прав – это дело другое, но так меня прошколили очень рано. И поэтому у меня очень много пробелов.
Родился я случайно в Лозанне, в Швейцарии2; мой дед по материнской линии, Скрябин, был русским консулом на Востоке, в тогдашней Оттоманской империи, сначала в Турции, в Анатолии, а затем в той части, которая теперь Греция. Мой отец встретился с этой семьей, потому что тоже шел по дипломатической линии, был в Эрзеруме секретарем у моего будущего деда, познакомился там с моей матерью, и в свое время они поженились. Дед мой тогда уже вышел в отставку и проводил время – 1912–1913 годы – в Лозанне; отец же в этот период был назначен искусственно консулом в Коломбо: это было назначение, но туда никто не ездил, потому что там ничего не происходило, и человека употребляли на что-нибудь полезное – но он числился. И вот, чтобы отдохнуть от своих коломбских трудов, они с моей матерью поехали в Швейцарию к ее отцу и моей бабушке. Читать далее “Без записок”→
доктор философских наук
профессор
академик Ноосферной общественной академии наук
СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК РУССКОЙ ИДЕИ
«Мы живем в эпоху примата науки над философией. Больше того, мы подходим к новой эре в жизни человечества и жизни на нашей планете вообще, когда точная научная мысль как планетная сила выступает на первый план, проникая и изменяя всю духовную среду человеческих обществ … всей поверхности Земли. Этим путем геологическая поверхностная ее оболочка, область жизни – биосфера быстро переходит в новое состояние – ноосферу … человек в ней становится геологической (планетной) силой».
Вернадский В.И.
Человек современного вида награжден мировой наукой званием «Разумного существа», практически подтвержденного историческим опытом всемирной цивилизации, поступательным ходом развития всего человеческого сообщества. В соответствии с таким пониманием главной особенности «человеческого существования» историческая жизнь каждого устойчивого социального объединения должна протекать не стихийно под воздействием внешних обстоятельств и не хаотически, не разрушительно, а сознательно, целенаправленно и созидательно, руководствуясь определенным идеальным прообразом совершаемых действий – особой социально-гражданской или национальной, этнокультурной идеей лучшего будущего.
На этом разумном фоне социальной реальности и русский народ как основной созидатель и хранитель российского социума должен обладать подобным идеальным ориентиром своей исторической практики. В начале ХХI века данная проблема идейного ориентира в жизни русского народа стала особенно актуальной по причине запрещения россиянам статьей №13 Конституции РФ от 1993 года иметь общегосударственную идеологию, заставляя гражданские массы самим искать для себя идейного наставника, что ведет к распылению жизненных сил общества, к неразумным тратам его духовной энергии, к пустым потерям социального времени. При таких социальных обстоятельствах «русская идея» оказывается не наличной «идеальной установкой» русской исторической практики, а наиболее острой ее духовной проблемой, наиболее сложной задачей русской социальной жизни, пронизывающей весь горизонт русской истории.
Крайне сложная и противоречивая жизнь русского народа, наполненная военными столкновениями и социальными потрясениями, требует для самосохранения российского социума продуктивного духовного единения народных масс, основанного на русской идее. Однако все попытки заинтересованного интеллектуального сообщества однозначно определить этот идеальный стержень русской исторической практики, убедительный для большинства конструктивно мыслящих исследователей, пока не увенчались успехом. В наибольшей мере приблизился к разгадке главной «интеллектуальной тайны» русского народа Н.А. Бердяев, подчеркнувший, что характерной особенностью русского самосознания является нравственная «парадоксальность», идейный «антиномизм», концептуальная «разноречивость» его жизненных устремлений. «Для нас самих, — признается мыслитель в 1915 году, — Россия остается неразгаданной тайной. Россия — противоречива, антиномична. Душа России не покрывается никакими доктринами». Читать далее “Современный облик Русской идеи”→
Либерализм, особенно его крайняя форма – либертарианство – старейшая из идеологий. Они были тогда, когда никаких других идей ещё не было, напрямую восходят к животному миру, к зоологии. Потому нельзя недооценивать силу либерализма, его влияние – ведь он «прошит» в спинном мозге каждого человека, кроется в тёмных, косматых глубинах нашего подсознания (так уж мы устроены!).
Основой либерализма (а либертарианства – сугубо) – является индивидуализм особи. Основной целью индивидуализма (чем он и противостоит конфликтно любому коллективизму) является личное обустройство особи. Метафизическая первозадача – достичь максимального комфорта. Читать далее “Западная ветвь: триумф тупика”→
Когда-то великий русский полководец Суворов воскликнул: «Мы русские! Какой восторг!»… А через сто с небольшим лет, в начале XX века, философ Розанов замечает: «У француза – «милая Франция», у англичан – «старая Англия», у немцев – «наш старый Фриц». Только у прошедшего русскую гимназию и университет – «проклятая Россия».
Как же удивляться, что всякий русский с 16-ти лет пристает к партии ниспровержения государственного строя…»
доцент Литературного института им. Горького
научный сотрудник Издательского совета
Московской Патриархии
БУМАЖНОЕ ЧТЕНИЕ ПРОТИВ ОБЕЗЛИЧИВАНИЯ
Что написано пером…
Это довольно давний разговор о стандартизации массовых общественных и индивидуальных реакций, ведущийся в более-менее современной терминологии уже с 1960-х гг., однако на дворе 2025-й год, и при видимом и довольно значимом усилении технических и психологических средств давления на человека как на индивидуальность приходится вновь поднимать тему, которую впору назвать просроченной.
Основная претензия традиционной культуры к современным тенденциям общественного развития состоит в том, с какой лёгкостью при использовании массовых рыночных технологий любой человек сегодня сводится ими к некоему весьма низкому (и заниженному явно специально, при задействовании специальных средств) стандарту-знаменателю потребления и фактически обезличивается.
Электронная среда претендует не просто на звание «второй» природы – она жаждет стать основной. При этом полностью её создателями игнорируется исконно христианское понятие «свободы воли»: она знать не желает о неизбежных издержках цифровизации, выражающихся, прежде всего, в снижении интеллектуального потенциала целых наций, насильственно внедряемого в сознание народов и целых суверенных цивилизаций восторженного ожидания очередного «сервиса». Читать далее “Бумажное чтение против обезличивания”→
Одна из жемчужин мудрости состоит в том, что если устранить из жизни все невозможное, то останется только грубая правда без Бога.
Строительство империи – это стремление к невозможному и духовно- государственная работа с опорой на национально-мессианское призвание. Имперские вертикали «не встали» как раз у желающих захватить весь мир –Александра Македонского, Чингисхана, Гитлера. Имеющий политические глаза да видит, что в современной России нет «имперской гравитации» и национально-стратегического мышления.
Чтобы американо-прагматическая мораль «успеха» овладела традиционным сознанием, она должна подтверждаться в социальном опыте. Однако российская практика «абортивной модернизации» этому не способствует. «Дорогие россияне» испытывают чувство фрустрации при отсутствии драйва. Энергия протеста превращается в мазохизм разрушительных самооценок и комплексов. Читать далее “Политика как искусство невозможного”→
В ОБНИНСКЕ ДЕТИ МИГРАНТОВ РАСТОПТАЛИ ГЕОРГИЕВСКИЙ СТЯГ
В городе Обнинске произошёл очередной дикий мигрантский случай: дети «тожероссиян» сорвали и растоптали Георгиевский флаг. А это уже не просто акт вандализма, но глумления над святыми понятиями – Победой в Великой Отечественной войне и памятью героев-фронтовиков.
Как отмечает тлг «Многонационал» (t.me/mnogonazi/…), в Обнинске дети иностранных специалистов сорвали и растоптали Георгиевский флаг, установленный на один из домов в честь Дня Победы, а ведь скоро эти детки подрастут и могут стать, например, депутатами.
Чуть позже сообщили (t.me/mnogonazi/…), что «ценные кадры» принесли извинения за осквернение Георгиевского флага. «Многонационал» заключает: «Всё они оказались новыми россиянами. В отношении них проводится проверка по ч. 3 ст. 354.1 УК РФ (“Осквернение символов воинской славы”), но ничего не будет, т.к. ответственность по этой статье с 16 лет. Самый лучший выход – это лишить гражданства и выдворить, но, по мнению лоббистов, мы все должны быть едины с такими специалистами, поэтому максимум административка родителям. И ждём, когда детки подрастут».
«Дети мигрантов рассказали, зачем топтали Георгиевский флаг в Обнинске. Объяснение они давали в полиции… Дети – из семей мигрантов. Их вместе с родителями пригласили на беседу с представителями правоохранительных органов. Как выяснилось, школьники не осознавали последствий своих действий, объяснив, что пытались “закрыть фонтан”. Вероятно, речь идет не о сознательном нарушении, а о непонимании значения символа. Читать далее “В Обнинске дети мигрантов растоптали георгиевский стяг”→
Регулярный просмотр ленты побудил меня написать этот пост. Речь о кровоточащем вопросе мигрантов. Не сообщу какую-то супер оригинальную мысль – уверен, что она давно «в активе» многих думающих людей – в том числе у тех, кто «по долгу службы».
Для начала совсем трюизм: мы имеем дело со спецоперацией «Мигранты». Не берусь судить каково распределение долей участия в её организации трёх «сил»: внешних спецслужб, внутренней «пятой колоны» и внутренней же – жадной, коррумпированной и тупоголовой бюрократии – административной и «хозяйственной».
Однако «трёхглавие» это, на мой взгляд, просматривается. Но суть поста не в этом. Суть в том, что дьявол (ну или МИ-6, иже с ними) во всех своих начинаниях действует двумя (тремя, четырьмя) руками. В данном случае речь идёт о раскачке, а при удачном стечении обстоятельств – и обрушении тыла России, воюющей с мировым инферно. Читать далее “Спецоперация «Мигранты»”→
Когда же нам, наконец, надоест «песня» о многонациональности нашего Отечества – Российской Федерации. Она, эта «песня», настойчиво, если не сказать – «назойливо», звучит повсюду. Мы слышим её мотивы почти из каждого информационного источника. Даже из «постперестроечного» Гимна мы убрали в высшей степени значимое сочетание – «Великая Русь».
Но давайте посмотрим, как обстоят дела с аналогичной ситуацией на «цивилизованном» Западе?
Какой процент французов в современной Франции? По состоянию на 2018 год иммигранты составляют там 14 миллионов человек. То есть 30 % населения Франции не являются французами! И, тем не менее, их государство с гордостью считает себя Великой Францией. Ни о какой многонациональности и речи в официальных документах там не слышится.
В 2013 году в Германии проживало 29 миллионов иммигрантов, что составляет 25 % населения ФРГ. И, тем не менее, ФРГ остаётся Германией. Об её иммигрантах в официальных средствах массовой информации не упоминается.
В 2010 году русские в Российской Федерации составили 81%. Лишь 19% населения в современной России считают себя не русскими людьми. Это гораздо меньше, чем во Франции и Германии. Так почему же мы, в отличие от наших соседей, настойчиво и неустанно твердим о многонациональности Государства российского? Поэтизируя «братство» всех народов моей Родины, не поощряем ли мы, русские «идеологи», те разрушительные капризы, которые свойственны порой «малым народам», входящим в наш государственный состав?
Вспомним губительный лозунг Б. Ельцина: «Берите суверенитета, сколько хотите!» И вот, по словам Н. Старикова, оказалось, например, что литовцы, потерявшие совесть и память, рекомендуют «выбросить праздничную атрибутику 9 Мая в мусорные контейнеры». А ведь этот малый народ до перестроечной смуты входил в нашу русскую государственность. Так что же? Мы, оправдывая и защищая «многонациональность» нашего Отечества, должны поощрять подобную русофобию и сепаратизм живущих рядом с нами малых народов?
Почему же мы до сих пор стыдимся сказать открыто и твёрдо, что Россия – это страна, в которой доминирующее положение занимал и занимает русский народ. Что русский народ обладает великой, всем миром признанной культурой. Что русский народ наделён редким опытом тысячелетней государственности, оправданной самим Богом в ходе всемирной истории.
В СЕЛЕ БЫКОВКА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВОРОТЫНСКИЙ ПРОШЕЛ XVIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ДЕМИДОВСКАЯ СИРЕНЬ»
Текст Татьяны Гариной. Фото Александра Чурбанова
23 и 24 мая в городском округе Воротынский состоялся XVIII Международный мемориальный фестиваль «Демидовская сирень». Мероприятия прошли в селе Быковка и поселке Красные Мары.
Основной задачей фестиваля является привлечение внимания общественности к находящемуся на территории региона духовному, историко-культурному и материальному наследию нижегородской ветви знаменитого рода промышленников, государственных и общественных деятелей, меценатов и благотворителей, храмоздателей Демидовых. Село Быковка является «родовым гнездом» нижегородской ветви этой династии. Читать далее “В селе Быковка городского округа Воротынский прошел XVIII Международный фестиваль «Демидовская сирень»”→
СТАНОВЛЕНИЕ ЖЕНСКОЙ ОБЩИНЫ НА СТАРЫХ МАРАХ В КОНЦЕ XIX ВЕКА
Церковная реформа 1764 года, явившаяся второй волной секуляризационной политики российских императоров XVIII века, способствовала появлению такого уникального явления в истории отечественного монашества, как женские общины. По мнению Е.Б. Емченко, «женские общины первоначально возникали помимо воли государственной и церковной власти по инициативе самих женщин, и зачастую только спустя несколько десятилетий государство признавало их право на существование» [1, с. 151]. Причинами появления таких общин стало, с одной стороны, сокращение числа монастырей, особенно женских, и ограничение в них числа монашествующих, а с другой, появление большого числа девушек и женщин, которые решались посвятить себя служению Богу. Жизнь в женской общине организовывалась по монастырскому уставу, но без пострижения (монашеский постриг принимали лишь несколько членов общины, а то и вовсе единственной монахиней в ней являлась только сама начальница). Основывали общины главным образом частные лица, которые брали на себя не только бремя духовного наставничества, но и могли финансово обеспечить их становление. Читать далее “Становление женской общины на Старых Марах в конце XIX века”→
XVIII МЕМОРИАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ «ДЕМИДОВСКАЯ СИРЕНЬ»
23-24 МАЯ 2025 ГОДА
Нижегородская область: село Быковка – поселок Красные Мары
Участники: Руководство и актив Международного Демидовского Фонда, ученые, краеведы, музейные работники и общественные деятели из 5 Демидовских территорий Российской Федерации, в том числе из Свердловской, Ленинградской и Челябинской областей, представители духовенства, министерств и ведомств Нижегородской области, ведущие артисты московских театров.
История:33 года Международный Демидовский Фонд ведет научную, мемориальную, просветительскую и краеведческую деятельность в 27 территориях Российской Федерации, исторически связанных с многогранной деятельностью и наследием представителей рода Демидовых. Читать далее “XVIII МЕМОРИАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ДЕМИДОВСКАЯ СИРЕНЬ»”→
Памяти ветерана Афганистана художника Сергея Марковича Опульса (Павлова)
В мае 2022 года произошло событие малоизвестное широкой публике – Дом дружбы Ленинградской области пригласил всех желающих посетить «Дом Бога». Под таким названием состоялась персональная выставка самобытного мастера живописи Сергея Марковича Павлова (Опульса). В этом месяце, десятого числа, Сергей Маркович должен был отпраздновать свой шестидесятилетний юбилей, но Бог располагал иначе – в прошедшем декабре Он призвал мастера в Свой дом. Тяжелые последствия коронавируса не позволили художнику осуществить одному ему известные творческие планы, о которых в последние дни жизни он загадочно говорил: «Вот поправлюсь – и дам огня! Теперь знаю – как…» Может быть, в этой многозначительной фразе крылся подсознательный смысл ближайшего будущего, определенного для него Богом. Видимо, «теперь знаю – как…» означало переход на какой-то иной, высший уровень бытия. Что же касается «дам огня», то он давал его непрерывно, на протяжении всей своей творческой жизни. Огонь зримо преобладал во всех его картинах, невзирая на тона исполнения. Яркость и контраст красок неизменно отсылали воображение к его далекой родине – Ташкенту, городу безудержного и неуемного солнца, пропитавшего существо художника на всю оставшуюся жизнь. Читать далее “Нести огонь в дом Бога”→
История сложнее, чем книги и фильмы по истории. После революции 1917 г. перед советской сатирой с жертвенностью служения в былинном объеме встала задача укрепления социального строя и утверждения нормативов новой нравственности.
Весомая часть населения была неграмотной и после просмотра картинок в газете пускала их на самокрутки. Для формирования «правильного сознания» миллионов простых рабоче-крестьянских жителей требовались новые пропагандистские инструменты. Такую задачу с энтузиазмом решала творческая команда «Окна РОСТА» (Российское телеграфное агентство).
В московских «Окнах РОСТА» активно работал поэт, артист, пропагандист В.В. Маяковский в широких штанах с красным паспортом. Социально активный пролетарий поэтического труда разговаривал с Солнцем и другими Звездами, сам рисовал (обычно левой рукой) плакаты и придумывал краткие и легко запоминающиеся стихотворные тексты. Читать далее “Смех и слезы в СССР”→
Нынешний год явился замечательным совпадением дня Пасхи Христовой с юбилеем нашего журнала. Десять лет назад 20 апреля 2015 года был подписан в печать первый номер научно-публицистического журнала «Источник надежды».
Появление такого, принципиально нового для отечественного медиапространства печатного издания осуществилось в стенах Александро-Невской лавры по инициативе нового директора издательства «Невская лавра» архимандрита Нектария (Головкина). Этот удивительный человек, на счету которого, на тот момент, было уже около десятка восстановленных из руин православных храмов, вступив на новое для себя поприще, принёс с собой множество замечательных проектов, в числе которых был и будущий журнал.
Прошедшие 10 лет оказались для нас непростыми. Журнал создавался в тот период, когда многие городские издания-миллионники приказывали долго жить, не выдерживая конкуренции с современными масс-медиа, и увядали из-за отсутствия даже минимальной финансовой подпитки.
Но мы выстояли, и во многом благодаря поддержке наместника лавры епископа Назария (Лавриненко) – нашего главного редактора, да и всего редакционного коллектива в целом, проявившего искренний энтузиазм. Большинство сотрудников было занято другими проектами, и они жертвовали своим личным временем, принимая деятельное участие в рождении нового детища. Это – и Ольга Акимова – литературный редактор городской газеты «Вестник Александро-Невской лавры» и, одновременно, выпускающий редактор детского журнала «Вербочка». Это – и корреспонденты газеты Алиса Акимова и Екатерина Замараева. Это – и литературный редактор альманаха «Под сенью лавры» Татьяна Кожурина. Одна из лучших отечественных иллюстраторов художник Оксана Хейлик, творческие планы которой расписывались на многие месяцы, отложив все обязательства, создала прекрасную эксклюзивную обложку.
Огромная благодарность маститым заслуженным авторам, откликнувшимся, и бескорыстно поддержавшим новый, неизвестный им проект. К сожалению, некоторых уже нет с нами. Не так давно ушли из жизни замечательные писатели-учёные: агиограф Валерий Павлович Филимонов; кандидат физико-математических наук, богослов протоиерей Кирилл Владимирович Копейкин; писатель Николай Михайлович Коняев, о котором мы сегодня вспоминаем особо и обстоятельно.
Однако и нас не миновал грех некоторого уныния, когда в 2017 году финансовые проблемы поставили под вопрос существование журнала. Так или иначе, но, возможно – нет худа без добра. Новая жизнь неумолимо диктует новые правила. Вынужденный уход в интернет принёс свои, хотя и крайне неопределённые, как и всё там присутствующее, но, надеемся, положительные плоды. Если тираж печатного издания составлял 500 экземпляров, то на сегодняшний день среднее количество ежесуточных просмотров достигает 1,5 – 3,5 тыс. Недавно общее количество просмотров за весь период превысило 1 млн., а новых IP-адресов более 200 тыс. В числе этих адресов несколько десятков из США, КНР, Турции, Великобритании, Швеции, Финляндии.
За прошедшие годы редакционный коллектив значительно сократился: кто-то занялся новым делом, кто-то вернулся в прежнюю сферу деятельности, кто-то переместился в географическом пространстве, но их имена и лица по-прежнему в нашей памяти. Как говорил незабвенный Маэстро в легендарном фильме «В бой идут одни старики»: БУДЕМ ЖИТЬ!
Ну, а я остаюсь неизменно с Вами.
Ваш Георгий Ермолов
Епископ Назарий (Лавриненко) главный редакторАрхимандрит Нектарий (Головкин) ответственный редактор
Георгий Ермолов выпускающий редакторОльга Акимова литературный редактор
Константин Ягупьев, дизайнер-верстальщикСергей Жигулин, дизайнер-верстальщик
В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО…
Памяти Николая Коняева
Сентябрьским утром 2018 года я, как обычно, шёл на работу в своё издательство по двору Александро-Невской лавры и увидел издали похоронную процессию, двигавшуюся привычным маршрутом – Троицкий собор – Никольское кладбище. Зрелище привычное, хотя и нечастое: чести быть захороненным на Никольском удостаиваются лишь личности, имевшие значительные заслуги перед Церковью и Отечеством. Расстояние было немалое, однако среди провожающих мне удалось разглядеть несколько знакомых лиц. Процессия уплыла в ворота Никольского, а я, занимаясь привычными делами, ещё не догадывался, что дата 19 сентября 2018 года навсегда отложится в памяти.
Спустя несколько дней, привычно прогуливаясь по кладбищенским дорожкам, а Никольское – излюбленное место прогулок в перерывах между трудами праведными как насельников, так и сотрудников, я увидел вдалеке знакомую фигуру красивой женщины возле одной из новых могил. Подойдя ближе, с удивлением разглядел в ней Марину Викторовну Коняеву и узнал, что в те сентябрьские дни она стала вдовой. Стало досадно, что не хватило любопытства поинтересоваться тогда, кого провожают в последний путь знакомые мне люди.
С Николаем Михайловичем Коняевым судьба меня свела в 2014 году при неожиданных, а скорее, промыслительных обстоятельствах. Случилось так, что директором издательства Александро-Невской лавры стал замечательный человек, поднявший из руин не один храм, генератор идей и проектов архимандрит Нектарий (Головкин). Я же, на тот момент, занимался в лавре несколько иными, далёкими от журналистики делами, хотя и имел в своём жизненном багаже две изданные книги. Наверное, поэтому и получил от него предложение принять участие в развитии издательства. Планы о.Нектария содержали создание трёх, принципиально новых, журналов – детского, юношеского литературного, и академического, научно- публицистической православной направленности. Вот последний-то и было предложено создать мне. Задача представлялась нелёгкой, потому что для такого издания требовались серьёзные православные авторы-учёные. Но заманить в издание, никому не известное, маститых корифеев пера, да ещё на бескорыстных началах, не так-то просто. Но уж, назвавшись груздем, приходится с головой нырять в кузов. Далеко не всех авторов удавалось заинтересовать проектом с туманной перспективой, но о. Нектарий посоветовал обратиться к своему давнему знакомому и коллеге по работе в Комитете защиты русской культуры писателю Николаю Коняеву. Это имя на тот момент мне ни о чём не говорило, поэтому, прежде чем набрать его номер, по своему обыкновению обратился к интернету и обомлел от обилия титулов и званий. Звонить стало страшновато, но я всё-таки это сделал, и меня поразила доброжелательная готовность к бескорыстной помощи. Спустя пару дней обнаружил у себя в почте прекрасный литературный текст «Прогулка по Александро- Невской лавре», ставший настоящей жемчужиной очередного номера журнала, в числе не менее авторитетных имён.
Так началось наше сотрудничество, к сожалению, не слишком продолжительное. Его тексты всегда отличались не только безупречным литературным стилем, но и глубоким знанием предмета. Научно-исторические материалы, поданные в непривычной литературной форме, обнаруживали неординарный аналитический подход. Это были не романы, как это сейчас популярно в среде псевдоисториков, а обстоятельные научные труды в литературной форме высочайшей пробы. Часто мне выпадала удача получать рукописи прямо из-под пера автора. Многие из них позже вошли в сборник «Небесная линия».
Случилось так, что финансовые проблемы вынудили издательство закрыть большинство проектов, задуманных архимандритом Нектарием. Перестал издаваться и мой журнал «Источник надежды». В поисках возможности его сохранить, в какой бы то ни было форме, мы создали специальный сайт «Кирилло-Мефодиевское чтение», на котором и стали выходить в виде ленты. Это привело к тому, что авторский коллектив распался. Каждому пишущему человеку важно тактильно ощутить свой опубликованный труд – перелистать страницы, вдохнуть запах типографской краски. Интернет ему не интересен. Интернет – братская могила идей, смыслов, стилей. Из всего авторского состава меня не оставил один Николай Михайлович, продолжая предоставлять свои великолепные тексты. К сожалению, многие из них появились на ленте уже после его смерти.
Формирование личности потомственного русского интеллигента – в подлинном значении этого слова – Николая Коняева состоялось под влиянием примера его отца – директора сельской школы, в которой Николай вместе с братом и сестрой проводил свободное от уроков время. В свою очередь учителя из отцовской школы часто бывали в их доме, ведя неспешные беседы за чашкой чая. Маленький Николай, по его словам, «очень долго не мог отделить зареченских учительниц от своих родных и, пожалуй, пока не пошёл в школу, жил в уверенности, что весь тот берег заселён моими тётушками. А родных у нас было немного».
Семья жила бедно, но в воспоминаниях Николая Михайловича всегда подспудно сквозила гордость за своих родных в нескольких поколениях. Это и брат бабушки Иван Алексеевич Шергин – издатель дореволюционного журнала «Вестник Севера», погибший на этапе ещё в 20-е годы. Бабушкины сёстры – монахини Крестовоздвиженского монастыря, сгинувшие в лагерях. Двоюродный брат отца, подвергнутый страшным пыткам на допросах, но не подписавший ни одного оговора. Вспоминая о семье своей матери, Коняев пишет: «Мне стало понятно, откуда в ней была такая глубокая вера, которую не могли поколебать и десятилетия жизни без Церкви. Настоятелем храма в Остречинах, который исповедовал и причащал их семью, был новомученик Российский Иоанн Беликов, расстрелянный в 1937 году. Когда я читал протоколы допросов отца Иоанна Беликова, на глаза навёртывались слёзы, но на душе становилось светло – с таким спокойным мужеством принял этот человек свой мученический венец».
Автобиографические воспоминания Коняева дают чёткое представление о природе его духовно-нравственной позиции, которой он не изменял до последних дней: «Никакие события взрослой жизни, встречи, никакие переживания не способны заслонить того, что было тогда. Более того… С каждым годом эти воспоминания становятся всё ярче и ярче, и, пытаясь найти решение какой-то проблемы, размышляя над каким-то вопросом, именно к этим воспоминаниям и обращаюсь я в первую очередь, а не к тому опыту, который накоплен во взрослой жизни…»
Православие вошло в его бытие органично, как вздох. Но в начале было Слово… Ещё в детстве, спонтанно, как в новой игре, «обнаружил в себе способность сплетать слова». Впервые случайно родившееся четверостишие пробудило в нём ощущение чуда: «…чистая радость заполнила моё существо, и не было пределов ей. Казалось, что этой радости хватит на весь мир». К моменту окончания школы созрела твёрдая уверенность, что заниматься будет только писательством. Потом состоялись первые публикации, а затем Литинститут, а в итоге – полторы сотни книг, не считая переизданий. В Библиографическом словаре «Русская литература ХХ века» Института русской литературы Российской академии наук говорится: «Чтение произведений Коняева всегда и серьёзное, и одновременно увлекательное занятие, но за острой фабулой и неожиданно обнаруженным фактом истории всё время слышится голос художника, пронизанный щемящей тоской по надмирному Свету и глубокой православной духовностью».
Характерная черта творчества автора – разнообразие жанров и литературных форм. Его образ мышления – это не только умозрительные представления писателя, но и безусловный научный подход, прослеживающий, как на фундаменте православия формировалась национальная государственность, идеология, национальный характер, да и сам русский язык: «Православие для России не просто конфессия. Православие для нас – государствообразующая сила. Оно сформировало язык нашего народа и его национальный характер, определило законы нашего государства и его культуру. И так и выстраивалась святыми князьями Русь, что совпадали пути спасения, и устроения русским человеком своей души с путями спасения и устроения государства».
Во всех трудах писателя лейтмотивом звучит раскрытие духовных смыслов русской истории. В этом кроется секрет возрастающего интереса к его работам именно в последнее, весьма тревожное время. Но, несмотря на этот факт и огромный библиографический послужной список, имя Коняева остаётся малоизвестно не только широкой публике, но и читающей. Поэтому очень важна популяризация воспоминаний тех людей, которые знали его лично, важна серьёзная литературоведческая работа по изучению, сохранению и продвижению его наследия, особенно в молодёжную среду. Более того, чиновникам от образования стоило бы задуматься о включении его произведений в школьные и вузовские программы взамен того хлама, которым они заполнены ныне. Возможно, в том, что сегодня так мало сказано о Коняеве, есть определённый глубинный смысл. Личность такого масштаба требует осмысления во времени: «Большое видится на расстоянии». «Творчество настоящего русского писателя – это всегда соработничество Богу». Как удивительно созвучно жизненное кредо Коняева строчкам из письма святителя Игнатия (Брянчанинова) к игумену Антонию (Бочкову): «Все дары Бога человеку достойны уважения. Дар слова, несомненно, принадлежит к величайшим дарам. Им уподобляется человек Богу, имеющему Своё Слово. Слово человеческое подобно Слову Божию постоянно пребывает при отце своём и в отце своём – уме, будучи с ним едино и вместе отделяясь от него неотдельно… Божественная цель слова в писателях, во всех учителях, а паче в пастырях – наставление и спасение человеков».
Отпевали Николая Коняева в Троицком соборе. Обряд совершил митрополит Петрозаводский и Карельский Константин (Горянов), близкий друг усопшего, специально приехавший в Петербург. Перед началом богослужения владыка Константин произнёс проникновенную речь о значении творчества большого русского писателя. На Никольском были совершены краткая лития и процедура прощания. Зачитывались телеграммы соболезнования от губернаторов города и области. Прощальные слова произнесли представители союза писателей.
Могила Николая Михайловича находится в живописном месте на берегу Никольского пруда рядом с горбатым мостиком. В основании изящно выполненного ажурного кованого креста выбита в граните лаконичная надпись: «Николай Михайлович Коняев. Русский писатель». Многие ли из современных коллег усопшего понимают, какой глубочайший смысл и какая огромная ответственность заложены в этих двух простых словах? Многие ли понимают, что, получая членский билет СП, они не статус приобретают, но принимают присягу на служение? Коняев принял эту присягу задолго до получения билета. Это произошло ещё тогда, в детстве, когда «чистая радость заполнила его существо, и не было пределов ей». Это и был знак Свыше, благословение, которое даётся только избранным. Слова эти, простые и не пафосные, в полной мере соответствуют той жизни, которую прожил этот великий труженик, исполнивший присягу с честью и до конца, и для которого СЛОВО не только альфа, но и омега его Божественного предназначения.
На могиле Николая Коняева долгое время стоял простой деревянный крест, и именно эта простота отражала саму сущность не просто профессионального призвания, но понимания его как послушания. Именно так, как понимал его Коняев и как ему следовал всю свою жизнь, которой и доказал главное – в начале всегда будет СЛОВО.
В последнее время в информационном и общественном пространстве развернулась интенсивная дискуссия по поводу ввода в России новой платёжной единицы – цифрового рубля. У представителей общественности возникают обоснованные вопросы: зачем вводится новое платёжное средство, когда есть уже определённая Конституцией РФ денежная единица – рубль, который используется в наличных и безналичных расчётах. Ведь безналичные расчёты сегодня проводятся в форме электронных платежей.
Не приведёт ли в дальнейшем использование «цифрового рубля» к отмене наличных денег и к полному контролю госаппарата (государства) за всеми большими и малыми денежными операциями. Когда какой-либо чиновник или группа чиновников, называемая государственным органом, будет определять куда и на что может использовать «цифровые рубли» конкретный гражданин или конкретная компания, организация. Т.о. возможен тотальный контроль, лишающий граждан страны, предпринимателей свободного выбора при использовании заработанных средств. Читать далее “Цифра превыше права”→
История есть последовательность семантических блоков, называемых “событиями”. Они включают в себя личности, процессы, перемены, оппозиции, катастрофы, достижения, пейзажи, на которых все это развертывается, и, в конце концов, весь этот разноуровневый богатейший сгусток реальности восходит к своему смыслу. А смысл события, в свою очередь, неразрывно связан со смыслами других событий. Из этого плетется ткань истории. При этом смысл события включает в себя безграничное богатство того, что составляет его природу, его основу.
История поэтому есть нечто духовное, открывающееся лишь знакомому с практикой созерцания идей философскому уму. История – это философское и даже богословское понятие, не случайно мы говорим о Священной Истории, где смыслы событий открываются через религиозные догматы и аксиомы, и в свою очередь, открывают развернуто и насыщенно эти догматы и аксиомы. Читать далее “Истории нет без философии”→
Своеобразие России ХХI века в этом плане заключается в активном состязательном взаимодействии — борьбе — классических, модернистских и постмодернистских проектов, конкурирующих друг с другом, от исхода чего зависит будущее всего мира.
Существуют три основных подхода для определения события искусства — классика, модерн и постмодерн. В каждой из этих эстетических систем событие искусства — артефакт — определяется принципиально иначе, чем в другой. Классика, модерн и постмодерн суть ключевые характеристики художественного события (произведения), без различения которых разговор о нем становится бессмысленным. Читать далее “Что такое искусство?”→
журналист,
автор проекта «Монстры, вон из детской!»
АССОЛЬ В БОРДЕЛЕ
Через сто лет после того, как Александр Грин создал свою чудесную сказку об Ассоль и Грэе, алые паруса с лёгкой руки наших современников превратились в замызганные тряпки, причём как в переносном, так и в прямом смысле. Уже почти 15 лет в театрах по всей стране при аншлаге дают весьма сомнительное «новое прочтение» знаменитой романтической истории. Мюзикл, возрастной ценз которого на протяжении этого периода колеблется от 0+ до 14+, вызывает у множества зрителей оторопь, недоумение и откровенное негодование. И причина понятна: в спектакле «семейного формата», по сути, показана любовь путаны и прожжённого циника и гуляки…Читать далее “Ассоль в борделе”→
Идея манипуляции сознанием народа для его склонения к нужной точке зрения веками будоражит умы власть имущих.
Как зацепить внимание современного ребенка и подростка? Здесь нужно что-то традиционное, но в то же время не устаревшее, яркое, динамичное, простое и популярное в молодежной среде. Чем проще, примитивнее – тем лучше. Мультипликация – идеальное решение.