НАТАЛЬЯ ЛОЖКИНА
кандидат культурологии,
сотрудник Эрмитажа
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА В ЭПОХУ ПРАВОСЛАВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ XIV-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВВ.
В истории Византии XIV в. ознаменовался утратой имперского могущества, когда огромная империя превратилась в небольшое и небогатое государство, лишившись многих своих территорий и былого международного престижа. Страна жила под угрозой турецкого нападения, не имея достаточного потенциала для отражения военной агрессии. Однако в столь неблагоприятных условиях культура не только не угасла, но парадоксальным образом продолжала плодотворно развиваться. Подъем творческой активности обнаруживался во всех сферах византийской культурной жизни, – Византия подводила итоги своего тысячелетнего развития, сводя воедино то культурное наследие, которому предстояло жить в истории народов Восточной Европы.[1]
Игумен Иоанн (Экономцев), характеризуя эту эпоху, пишет о «настоящем, полном и безусловном Возрождении, которое принципиальным образом отличалось от Возрождения Западного»[2].
Особенно ярко Православное Возрождение проявилось в художественной культуре. Разнообразие направлений, изобретательность символики в иконографии, обилие новых сюжетов и композиций, многоаспектность их толкований, множественность стилистических вариантов, чрезвычайно тесная связь изобразительного искусства с богословской мыслью исихазма и, наконец, высочайшее художественное мастерство – таковы отличительные признаки этой культурной эпохи. Хочется особо подчеркнуть, что в произведениях византийского искусства XIV в. не ощущается никаких признаков упадка, напротив, они пронизаны созидательностью, энергией поисков. В этот период в художественной культуре Византии воспроизводилось и обновлялось многого из того лучшего, что появилось прежде. Художники обретали новый образ и новый стиль и, главное – повышенный интерес к искусству как к важнейшему делу жизни, способному воплотить ее высшие ценности. На этом завершающем этапе своего существования византийская художественная культура активно следует самым важным своим установкам, определявшим главные ее направления на протяжении всей истории, во второй половине XIV в. доминирует поиск глубины религиозного образа, обусловленный в византийском спиритуализме исихастски ориентированного художественного творчества второй половины XIV в. в эпоху Православного Возрождения. В византийских произведениях того периода все более отчетливо проявлялся обостренный интерес художников к передаче света, стилистическо-смысловая роль которого все более акцентировалась в создании образа и формы. Интенсивность игры света, сгущение блеска становятся все более характерными для византийской живописи именно во время возрождения исихазма. Читать далее “Особенности развития искусства в эпоху Православного Возрождения XIV ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА В ЭПОХУ ПРАВОСЛАВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ XIV-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВВ.первой половины XV вв”