Пасха

Из воспоминаний детства и отрочества
архимандрита Сергия (Бирюкова)

Не могу теперь не вспомнить про единственную в моей жизни Пасхальную неделю, случившуюся в это семейное время.

С большим нетерпением ждал я этот праздник, и тихо поигрывая в кухне, спрашивал у Таисии:

– Таиса, Таиса, скоро мы будем молочко  есть?

– Послезавтра, душечка, послезавтра. Молочко теперь у церкви на крестике висит, – отвечала, склонив голову, Таисия.

Не долго думая, я резво выбежал во двор, чтобы посмотреть, как это молоко на кресте повесили. Но там ничего не было. Крест без всяких привесов горел как свеча под лучами весеннего солнца.

Наконец наступило давно ожидаемое «послезавтра», то есть Светлое Христово Воскресенье. В это величественное утро я крепко спал, но мамаша стала тихо будить меня, говоря:

– Вставая, Вася, скоро обедня отойдет. Христос воскресе!

Я точно на крыльях поспешно побежал в зал взглянуть на церковь – и что же? Глазам моим представилась восхитительная картина: окна у церкви, которые я всегда привык видеть черными, теперь были совершенно огненными.

В доме никого не было. Одна только мамаша ходила по комнатам, а я безотрывно смотрел на церковь. Но смотреть пришлось недолго. Вскоре раздался всегда увеселяющий меня трезвон, и в дом толпой вошли дети, за ними дедушка с бабушкой и отец, в руках его был большой узел с пасхой. Мы дружно стали разговляться.

После обеда, ни на шаг не отступая от Семы, я отправился с ним на колокольню. Вид с колокольни невыразимый: сказочно-игрушечные домики, малюсенькие человечки, широко разлившийся Дон, властно подступавший к самой станице. Близко к колоколам я не подходил: одаренный от природы слишком чувствительным слухом, я не мог переносить колокольного звона, который почти ни на минуту не прекращался.

Архимандрит Сергий (Бирюков), 1862-1943
Духовник Александро-Невской Лавры.

“Духовный собеседник”, 2002

Что означает быть настоящим мужчиной?

Однажды французского актера Лино Вентуру спросили, что означает для него быть настоящим мужчиной. Вот как он ответил:

— Это значит действовать так, чтобы умирая, не бояться загробной жизни… Словом, быть уверенным, что, когда наступит судный день, дорога тебя ждет только в рай.

 

 

 

 

Лино Вентура, 1919-1987

РАДОСТЬ ПОБЕДЫ

Как долго и после Победы
Не могла я забыть и изжить
Весь ужас войны, её беды,
Что в детстве пришлось пережить.

Когда самолёт услышу,
Хотелось бежать во всю прыть
И спрятаться где-нибудь в нишу,
Хотя он не будет бомбить:

Ведь красные звёзды на крыльях
Видны вместо чёрных крестов.
Уже не летят эскадрильи
Фашистов – убийц и врагов.

И память о том, что изведал
В войне, до сих пор не молчит,
Но радость от криков «Победа!»
Там тоже, ликуя, звучит.

Та радость все страхи, потери
Войны пережить помогла,
А также окрепшую веру
В народ наш великий дала.

Лазаревич Лилия Игнатьевна

Молитва на войне

Сотни снарядов и мин, со свистом и воем вспарывая горячий воздух, летели из-за высот, рвались возле окопов, вздымая брызжущие осколками черные фонтаны земли и дыма, вдоль и поперек перепахивая и без того сплошь усеянную воронками, извилистую линию обороны. Разрывы следовали один за другим с непостижимой быстротой, а когда сливались, над дрожавшей от обстрела землей вставал протяжный, тяжко колеблющийся, всеподавляющий гул.

Давно уже не был Звягинцев под таким сосредоточенным и плотным огнем, давно не испытывал столь отчаянного, тупо сверлящего сердце страха… Так часто и густо ложились поблизости мины и снаряды, такой неумолчный и все нарастающий бушевал вокруг грохот, что Звягинцев, вначале кое-как крепившийся, под конец утратил и редко покидавшее его мужество, и надежду уцелеть в этом аду…

Бессонные ночи, предельная усталость и напряжение шестичасового боя, очевидно, сделали свое дело, и когда слева неподалеку от окопа разорвался крупнокалиберный снаряд, а потом, прорезав шум боя, прозвучал короткий неистовый крик раненого соседа, — внутри у Звягинцева вдруг словно что-то надломилось. Он резко вздрогнул, прижался к передней стенке окопа грудью, плечами, всем своим крупным телом и, сжав кулаки так, что онемели кончики пальцев, широко раскрыл глаза. Ему казалось, что от громовых ударов вся земля под ним ходит ходуном и колотится, будто в лихорадке, и он, сам охваченный безудержной дрожью, все плотнее прижимался к такой же дрожавшей от разрывов земле, ища и не находя у нее защиты, безнадежно утеряв в эти минуты былую уверенность в том, что уж кого-кого, а его, Ивана Звягинцева, родная земля непременно укроет и оборонит от смерти.

Только на миг мелькнула у него четко оформившаяся мысль: «Надо бы окоп поглубже отрыть…» — а потом уже не было ни связных мыслей, ни чувств, ничего, кроме жадно сосавшего сердце страха. Мокрый от пота, оглохший от свирепого грохота, Звягинцев закрыл глаза, безвольно уронил между колен большие руки, опустил низко голову и, с трудом проглотив слюну, ставшую почему-то горькой, как желчь, беззвучно шевеля побелевшими губами, начал молиться.

В далеком детстве, еще когда учился в сельской церковно-приходской школе, по праздникам ходил маленький Ваня Звягинцев с матерью в церковь, наизусть знал всякие молитвы, но с той поры в течение долгих лет никогда никакими просьбами не беспокоил бога, перезабыл все до одной молитвы — и теперь молился на свой лад, коротко и настойчиво шепча одно и то же: «Господи, спаси! Не дай меня в трату, господи!..».

…Как в тумане увидел Звягинцев серо-зеленые мундиры, услышал грозный топот ног, гром рвущихся ручных гранат, торопливые хлопки выстрелов… Из окопов уже выскакивали товарищи, его родные товарищи, побратимы на жизнь и на смерть; их было немного, но жидкое “ура” их звучало так же накаленно и грозно, как и в былые добрые времена…
Одним махом Звягинцев выбросил из окопа тело, перехватил винтовку, молча побежал вперед, стиснув оскаленные зубы, не спуская исподлобного взгляда с ближайшего немца, чувствуя, как вся тяжесть винтовки сразу переместилась на кончик штыка…

Михаил Шолохов, “Они сражались за родину”
Роман-газета, №1(181) 1959 г.

******

В ту ночь мы лежали на полу. Спать я не хотел, потому что уже давно я жил с мыслью, что если мне закрыть в темноте глаза и забыться, то моя душа вырвется из тела. Это началось уже давно, с той ночи, когда <…> немецкая мина попала в наш блиндаж. Послышалось: чух-чух-чух-чух, потом что-то сверкнуло, точно настежь распахнули леток домны, и рев, сначала белый, потом все краснее, краснее, краснее в стремительном вихре. Я попытался вздохнуть, но дыхания не было, и я почувствовал, что весь вырвался из самого себя и лечу, и лечу, и лечу подхваченный вихрем. Я вылетел быстро, весь как есть, и я знал, что я мертв и что напрасно думают, будто умираешь и все. Потом я поплыл по воздуху, но вместо того, чтобы подвигаться вперед, скользил назад. Я вздохнул и понял, что вернулся в себя. Земля была разворочена, и у самой моей головы лежала расщепленная деревянная балка…

Я старался не думать об этом, но с тех пор по ночам, стоило мне задремать, это каждый раз опять начиналось, и только большим усилием я мог помешать этому. Теперь я почти уверен, что ничего такого не случилось бы, но тогда, в то лето, я не хотел рисковать.

У меня было несколько способов занять свои мысли, когда я лежал без сна. Я представлял себе речку, в которой мальчиком удил форелей, и мысленно проходил ее всю, не пропуская ни одной коряги, ни одного изгиба русла, забрасывая удочку и в глубоких бочагах, и на светлеющих отмелях, и форель иногда ловилась, а иногда срывалась с крючка.

Иногда в одну ночь я проходил с удочкой четыре или пять рек, начиная от самого верховья и подвигаясь вниз по течению. Если я доходил до конца, а времени до утра было еще много, я пускался в обратный путь, вверх по течению, начиная оттуда, где речка впадала в озеро, и старался выловить всю форель, которую упустил, идя вниз по течению. <…>

Но были ночи, когда я не мог думать о ловле форели; и в такие ночи я лежал с открытыми глазами и твердил молитвы, стараясь помолиться за всех тех, кого я когда-либо знал. Это занимало очень много времени, потому что, если припомнить всех, кого когда-либо знал, начиная с самого первого воспоминания в жизни,— а для меня это был чердак дома, в котором я родился, и свадебный пирог моих родителей, подвешенный в жестянке к стропилам. <…> Если начинать с таких ранних воспоминаний, то людей вспоминается очень много. Если за всех помолиться, прочитав за каждого «Отче наш» и «Богородицу», то на это уйдет много времени, и под конец уже рассветет, а тогда можно заснуть, если только находишься в таком месте, где можно спать днем.

В такие ночи я старался припомнить все, что со мной было в жизни, начиная с последних дней перед уходом на войну и возвращаясь мысленно назад от события к событию<…>

Эрнест Хемингуэй “Прощай оружие” 1929,
рассказ “На сон грядущий”
Издательство “Промiнь”, 1987

Зарубки на сердце

Недаром говорят, детство самая счастливая пора. Так и есть у большинства людей. Только, чтобы это понять, нужно стать взрослым.

И в школу ходить не хочется, и уроки делать лень, и лета всегда ждать долго приходится, и до кнопки своего этажа в лифте не дотянуться, спать заставляют ложиться рано, зубы чистить — много и хлопот, и расстройств. Когда они маленькие, несерьезные, то из них, как ни странно, потом и складывается Счастливое Детство. Конечно, не только из них…

Другое дело, когда горе отбирает у человека детство! Тогда вместо радостных воспоминаний на сердце остаются шрамы, зарубки, которые не проходят, не излечиваются всю жизнь,

О таком детстве, украденном войной, и рассказывает Виктор Васильев, автор повести «Зарубки на сердце». Он должен был осенью идти в первый класс, но 22 июня началась Великая Отечественная война, бомбежки. От школы остались рутины… От прежней мирной, детской жизни — тоже.

Фашисты заняли многие деревни и города, превратили людей в рабов. На долю маленького Вити и его младшей сестры Тони выпало все, что и взрослым-то пережить сложно: и бомбежки среди ночи, и оккупация, и тяжелое и опасное бегство от войны, и голод, и плен, и лагеря смерти, и рабский труд на фашистов-хозяев, И всегда как ангел-хранитель рядом с детьми была их мама. Она каждый день совершала подвиг, жертвовала собой, чтобы спасти их от смерти.

Предлагаем вашему вниманию фрагмент повести — яркие картины военного детства, как фотографии в альбоме памяти. Только фотографии эти живые и страшные, потому что все здесь сказанное — абсолютная правда.

 В бараке для пленных где они находились всей семьей, началась эпидемия страшной болезни — сыпного тифа. Заболевших увозили в специальный барак, где оставляли умирать без лечения, без еды и питья. Эта же болезнь настигла и Витину маму.

Прошло две недели как ее увезли в тифозный барак.

 

Незаметно и тихо вернулась мама. Целовать нас не стала, только прижала к  себе меня и Тоню да по головке погладила. Слёзы падали нам на волосы,

— Я ведь заблудилась в бараке, едва нашла вас, — говорила они сиплым голосом.

Тетя Сима и бабушка обняли её, но ни о чём не расспрашивали, Видели, что она очень устала, пока шла. Вдруг она встала на колени перед  берёзовой стойкой нар и воскликнула:

— Слава Тебе, Господи! Слава Тебе, Матерь Божия и низкий земной поклон! Я снова увидела своих детушек! – и разрыдалась.

Тётя Сима и бабушка подняли её за руки, уложили на нары прямо в той же одежде, в которой она лежала в сарае и вернулась в барак.

Мама проспала несколько часов до обеда. Мы с Тоней были рядом. Нам всё не верилось, что это — наша мама, что это не сон.

Надо было идти в очередь за баландой. Мама сняла лишнюю одежду и валенки. взяла свою миску и кружку, пошла с нами к раздаче. Хильда признала в ней чужого человека, не хотела давать баланды. Долго пришлось ей растолковывать, что к чему. По её мнению, никто не мог, не имел права выжить после сьпного тифа. Для чего же тогда нужна эпидемия?! Нехотя, но всё же дала маме порцию. Недаром в очереди говорили, что руководство лагеря специально раздувало эпидемию без лекарств, как ещё один способ массового уничтожения славян.

Мама охотно съела свою порцию. Потом села на нары; прислонилась спиной к стойке и стала рассказывать:

— Я была ещё в сознании, когда санитары увозили меня на тележке. Большое счастье, что так тепло одели меня мама и Оля. Тёплые кальсоны брата, ватные штаны, ватная фуфайка и сверх неё зимнее пальто моё с кроличьим воротником, два шерстяных платка и тёплые меховые рукавицы спасли меня. Потому что тифозный барак оказался простым сараем для сена, где дощатые стены имели огромные двери. Сарай промерзал и продувался насквозь, как чистое поле. Больных привозили на верную смерть. А меня спасла Богородица, Матерь Божия. Да, да, не усмехайтесь. Расскажу всё по порядку. Сначала тело моё сотрясал внутренний озноб, и теплая одежда не помогала. В то же время голова горела от температуры. Потом был провал сознания, я ничего не помню. Сколько так продолжалось, что я говорила или кричала в бреду — совершенно не помню. Один санитар говорил, что четырнадцать дней я была без сознания. Но вот, какая-то чёрная ночь. Я лежу в темноте и слышу легкий стук. «Это мне гроб сколачивают», — понимаю я. Вдруг появляется Богородица с ярким нимбом вокруг головы и с нею рядом Спаситель — Иисус Христос. Он молча пихает мне в потайной карман бутылку с соской, а в ней — лекарство.

Бабушка удивилась, дернулась возразить. Но опомнилась, промолчала.

— А Богородица мне говорит, — продолжала мама — «Хватит тебе лежать! Иди в барак и скажи всем больным и здоровым, чтобы шли сюда на встречу, со мной». «Хорошо, хорошо», — отвечаю я, и благодать разливается в моей груди. Я не различаю ни Ее голоса, ни своего, а слышу каким-то чутьём. Спешу в наш третий барак. Кричу, как мне кажется, громко-громко: «Люди! Вас ждет Богородица! Идемте, скорее, к Ней Но люди молчат, не обращают на меня внимания. Я ещё и еще зову их, но никто не откликнулся. В печали я вернулась к Богородице: «Люди словно не слышат меня, никто не пошел со мной», «Это потому, — отвечает Матерь Божия, что ты не святая. Но не печалься теперь Я пойду только к тем кто Меня позовет. А тебе Я дарю иконку, молись на нее».  С той поры я не теряла сознание, пошла на поправку. В потайном кармане пальто действительно оказалось лекарство в бутылке с соской. А в другом кармане я нашла иконку точно такую же, какая у меня была до болезни и оставалась в бараке.

Мама была счастлива и мы были счастливы. Поэтому не стали уточнять происхождение иконки и бутылки с соской.

Виктор Васильев

Альманах «Линтула».
Санкт-Петербург, 2019

Весеннее настроение

Сияет нежно поле васильков,
Свистят задорно птичьи трели,
Весна поёт мелодию цветов
Под звуки радостной капели;

Кругом разлита щедро Благодать,
И так легко Творцу молиться, –
Хотелось бы весь мир душой обнять,
С любовью Богу поклониться!

 

 

Ирина С.
24.02.2014

 

Всеобщая радость

В час ночи всеживительной
От мира в глубь небес
Несется гимн спасительный:
«Христос воскрес!»

Вольнее как-то дышится,
Нет больше горьких слез,
Когда повсюду слышится:
«Христос воскрес!»

Мою Он душу бедную
Из рабства вывел днесь,
Пою я песнь победную
«Христос воскрес!»

П.А. Лебединский
Духовно-нравственные стихотворения
Собрание архимандрита Сергия Бирюкова, 1926
Издание Александро-Невской Лавры, 2013

19 апреля – Светлое Христово Воскресение. Пасха

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА

 

Великое событие — Светлое Христово Воскресение— празднуется Св. Православною Церковью как самый величайший из всех праздников. Это есть праздни­ков Праздник и Торжество из торжеств. Праздник этот называется еще Пасхою, то есть Днем, в кото­рый совершилось наше перехождение от смерти к жизни и от земли к небу. Праздник Воскресения Христова продолжается целую неделю (7 дней), и служба в храме совершается особенная, торжествен­нее, чем во все другие праздники и дни. В первый день Праздника утреня начинается в полночь. Перед началом утрени священнослужители, облачившись в свет­лые одежды, вместе с верующими, при колокольном звоне, с возжженными свечами, крестом и иконами идут кругом храма (совершают крестный ход), в подражание женам-мироносицам, шедшим рано утром ко гробу Спасителя. Во вре­мя крестного хода все поют: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех: и нас на земли сподоби чи­стым сердцем Тебе славити». Начальный возглас утрени де­лается перед затворенными дверьми храма, причем много раз поется тропарь: Христос воскресе…, и с пением тропаря входят в храм. Богослужение совершается во всю неделю при открытых Царских вратах, в знак того, что теперь вос­кресением Христовым открыты для всех врата Царствия Божия.

Во все дни этого великого праздника мы приветст­вуем друг” друга братским целованием со словами: «Хрис­тос воскресе!» и ответными словами: «Воистину воскре­се!», христосуемся и обмениваемся крашеными (красными) яйцами, которые служат символом новой, блаженной жиз­ни, открывшейся из гроба Спасителя. Всю неделю звонят во все колокола.

«Закон Божий»
Братство во имя св. князя Александра Невского
Нижний Новгород, 2004

16 апреля – Великий Четверг. Воспоминание Тайной Вечери

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

Когда Иисус Христос умыл ученикам ноги, надел верхнюю одежду и возлег опять за стол. Сел ужинать с ними тут Он открыл ученикам, что один из них предаст Его. «Истинно, истинно говорю вам, ядущий со мной предаст Меня».  Ученики в испуге стали посматривать друг на друга и один за другим стали  спрашивать его: «Не я ли Господи?»

Бессовестный Иуда не постыдился спросить Иисуса Христа: «Учитель, не я ли предам Тебя?». Тебя Иисус Христос тихо и кротко ответил ему: «Ты». тогда Иоанн, которого особенно любил Иисус Христос и который сидел рядом с ним, припал груди его из спросил: «Господи, кто же это?». Иисус отвечал: «Тот кому я обмакнув, кусок подам». И обмакнув в блюдо кусок хлеба, подал Иуде Искариоту.

Видите, как милосерд Иисус Христос: он не укорял своего предателя, не прогонял злого Иуду, а умыл ему ноги, был к нему особенно ласков. Ему одному только он подал кусок хлеба. Угощал того, который имел против Его такой злой умысел. Но Иуда не тронулся тем, что Христос его так любит, не оставил своего намерении продать своего учителя и благодетель Иисус Иисус Христос сказал Иуде: «Что делаешь, делай скорей. Скорее делай то, что ты задумал сделать».

Никто не понял этих слов Иисуса Христа. Думали, что Иисус говорит ему: купишь что нам нужно к празднику, или дай что-нибудь нищим, так как у Иуды был ящик с деньгами. И вот Иуда взяв из рук Иисуса Христа кусок, вышел вон из комнаты. На улице была Тёмная ночь когда Иуда вышел.

Иисус Христос берет хлеб, благословляет его, разламывает на куски и раздает ученикам, говоря: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое за вас ломимое. Сие творите в Мое воспоминание. Потом берет чашу с вином разведенным водой и дает пить всем. «Пейте из неё все ибо сие есть Кровь моя Нового Завета, которая за вас и за многих изливается во оставление грехов. Тело Мое за вас ломимое, Тело Мое которое будет распято на кресте. Кровь моя которая за вас и за многих изливается во оставление грехов. Моя кровь будет пролита, чтобы вам и другим людям Бог простил грехи».

Тут на тайной вечере господь Иисус Христос открыл Своим ученикам, что он скоро оставит их будет взят и распят, они разбегутся от страха и оставят Его. На это апостол Петр сказал: «Господи с тобой я готов и в темницу и насмерть идти, свою душу положу, умру за тебя». Иисус Христос сказал ему: «Ты свою жизнь отдашь за меня? Истинно, истинно говорю тебе Петр: не пропоет сегодня петух дважды, вторые петухи, как ты три раза откажешься, что не знаешь меня.

Апостолы очень любили Иисуса Христа, они очень скорбели о том, что должны будут расстаться с ним. Им Его было жалко. и самим было тоскливо и страшно. Господь видел их Любовь и страдания и утешал их, уговаривал их любить друг друга. Так они просидели до поздней ночи, когда Иисус Христос сказал: «Встанем, пойдём отсюда».

“Библия для детей”
Рег. благотв. общ. движение “Золотой пеликан Северо-Запад”
Издательство “Десятка”, СПб, 2010.

12 апреля – Вход Господень в Иерусалим

Когда Иисус с Двенадцатью Апостолами был уже совсем близко от Иерусалима (в деревне Виффагии, которая стояла на Елеопской Горе, возвышавшейся против Иерусалима), Он сказал двум Своим спутникам:

— Идите в селение, что прямо против вас. Там вы сразу же найдете привязанных ослицу и осленка. Отвяжите их и приведите ко Мне. И если кто-нибудь спросит Вас, зачем вы это делаете, скажите тому человеку, что ослица и осленок нужны Господу, и он тотчас же пошлет их Мне.

Так начало исполняться Пророчество о том, что Спаситель Иерусалима въедет в этот город на ослице и осленке.

Посланные Иисусом двое Апостолов сделали всё, как Он им сказал. К Иисусу привели ослицу и осленка, на них положили одежды, и Иисус, сев верхом, направился к городским воротам.

Вокруг Иисуса и Апостолов собралась большая толпа тех, кто уже поверили в Него. Одни постилали на дороге, по которой ехал Иисус, свои одежды, другие устилали дорогу срезанными ветвями деревьев. Люди радостно восклицали:

—  Благословен Приходящий во Имя Господне! Спасение свыше! Благословенно наступающее Царство Предка нашего Давида!

Некоторые фарисеи, оказавшиеся в толпе, сказали Иисусу:

—  Учитель, запрети Своим Ученикам говорить это!

Но Иисус ответил фарисеям:

—  Если они умолкнут, камни начнут кричать.

И фарисеи стали говорить друг другу:

—  Видите, мы ничего не достигли! Все пошли за Ним!

Глядя на Иерусалим, Иисус заплакал и сказал, обращаясь к этому городу:

—  Если бы ты позвал в этот день, что ведет к миру! Но сейчас это скрыто от глаз твоих.

Придут дни, когда враги окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал Господа, когда Он посетил тебя.

Когда Иисус торжественно въехал в город, там об этом сразу же узнали все. Люди выходили на улицы и спрашивали: — Кто это?

Те, кто шли за Иисусом, отвечали:

—  Это — Пророк Иисус из Назарета Галилейского.

Въехав в Иерусалим, Иисус сразу же пошел в Храм. Там к Нему подошли слепые и хромые, и Он исцелил их.

Иисуса в Храме радостно приветствовали дети. Это привело в негодование Первосвященников (главных религиозных вождей Древнего Израиля) и книжников. Но Иисус сказал Первосвященникам и книжникам:

—  Разве вы никогда не читали в Священном Писании, что Бог восхвалил Себя устами младенцев и грудных детей?

Потом Иисус с Двенадцатью Апостолами ушел из Иерусалима в Вифанию, где провел ночь

Грех – промах мимо цели

Первых людей, которых создал Бог, звали Адам и Ева. Однажды они не послушались Бога и захотели спрятаться от Него. Они не стали просить прощения, забыв, что Бог желает всем только добра. Первые люди ослушались Бога, совершили грех. Грех – промах мимо цели.

Какая цель у всех людей на земле? Стать подобным Богу в делах добра. Если человек не следует своей цели и не творит добро, то он согрешает. Когда ты вдруг нечаянно забываешь посоветоваться со своей совестью, то может так случиться, что ты забудешь Бога. Совесть – это голос Божий в человеке, с которым умные люди перед началом любого дела советуются: «А хорошо ли то, что я делаю?», «А нравятся ли Богу мои дела?».

Не греши и будь послушен, —
Так свою спасаешь душу

 

«Добронравие для маленьких»
АНО «Семья России», 2016

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы

Архангел Гавриил послан от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Мари с радостной вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира.

Ангел явился в дом праведного Иосифа, когда Мария читала Священное писание, и, войдя к Ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией ‒ даров Святого Духа.) Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами».

Мария смутилась от слов Ангела и думала: что значит это приветствие?

Ангел же продолжал говорить Ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца».

Мария в недоумении спросила Ангела: «Как это будет, когда Я мужа не знаю?».

Ангел ответил Ей, что все это совершится силой всемогущего Бога: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя, посему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим.»

Тогда Мария со смирением сказала: «Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

И Архангел Гавриил отошел от Нее.

“Закон Божий”
Братство во имя св. князя Александра Невского
Нижний Новгород, 2004

Святая Мария Египетская

Святая Мария Египетская начала свою жизнь очень грешным образом, более того, она побуждала всех тех, кто был рядом с нею, впадать в грех. Но Мария не была счастлива в такой своей жизни и потому решила присоединиться к паломникам, направлявшимся поклониться Святому Кресту. Но когда она прибыла в Иерусалим, невидимая сила удержала ее перед входом в церковь. Ей было видение. Она увидела Матерь Божию, которая направила ее уйти из мира и жить в необитаемой пустыне.

Послушная Мария ушла в пустыню и там, на протяжении многих лет, боролась с помыслами о своей прежней жизни. Только после сорока семи лет пребывания в пустыне она обрела мир и близость к Богу, непрестанно молясь, постясь и каясь в своих грехах. Она исповедовала все свои грехи монаху Зосиме. Спустя два года она скончалась в пустыне и, согласно древнему преданию, была найдена Зосимой и похоронена им с помощью льва, вырывшего для нее лапами могилу.

Пособие по катехизации
для детей младшего
школьного возраста

Здравствуй, инок! День Воскресный!

Здравствуй, инок! День Воскресный!
Свод небесный разукрась:
Вознеси над праздной бездной
Неземную ипостась.

Ангел слева, ангел справа –
Образ светлый напиши.
Ради Бога, не для славы,
Во спасение души.

Под тобой сияют свечи,
Над тобою небеса.
Где заглядывет Вечность
В твои чистые глаза.

Богородица святая
Обнимает божью тварь…
С неба золото слетает
На земную киноварь.

И течет любви молитва
Как небесная река.
Цвета радуги палитра
Украшает берега.

Берег левый, берег правый
Ублажает глаз и слух.
Здесь царят иные нравы,
Здесь витает Божий Дух.

Благодатным перезвоном
Исцеляясь и дыша,
К богоявленным иконам
Прикасается душа.

Многогласным богословьем
Зазвучал иконостас.
И с отеческой любовью
Нас встречает Божий Спас.

Здравствуй инок, брат блаженный!
Ты на праведном пути.
Божьим Слово вдохновленный
Образ Божий воплоти!

Виктор Пестерев
2011

Чудесная дружба часть 3

Продолжаем рассказывать о святых, имевших особую дружбу с дикими животными.

ПРЕПОДОБНЫЙ ГЕРАСИМ И ЛЕВ ИОРДАН

Другой святой V века, преподобный Герасим, жил в монастыре в пустыне Иорданской. Однажды преподобный молился в пустыне. Вдруг он услышал страшный рев и увидел льва. Лев, хромая, шел к преподобному Герасиму и, подойдя, протянул ему больную, гноящуюся лапу. Святой увидел, что в лапу вонзилась большая колючка. Лев смотрел на старца страдающими глазами.

‒ Что, друг, очень больно? ‒ спросил старец. ‒ Потерпи, сейчас я тебе помогу.

Он вынул  из лапы занозу, очистил рану и перевязал куском ткани. Ласково погладив зверя по косматой гриве, старец отпустил его. Но лев не ушел. С тех пор он стал всюду ходить за преподобным, как ученик за учителем, и во всем его слушался.

В монастырь, где жил преподобный Герасим, воду привозили на осле. Старец поручил льву охранять осла, когда тот пасется на берегу. Лев усердно выполнял это послушание. Но однажды он заснул в тени под пальмой. А в это время мимо проходил караван верблюдов. Хозяин каравана увидел, что осла никто не сторожит, и, подумав, что осел заблудился, увел его.

Когда лев возвратился в обитель без осла, Герасим сказал ему:

‒ Ты съел осла? Если так, тебе придется делать всю его работу!

Лев виновато опустил голову.

С того времени лев стал усердно носить в монастырь воду.

Через некоторое время тот же самый караван возвращался обратно. С высокого берега лев увидел своего осла и радостно бросился к нему. Купец, испугавшись льва, убежал, оставив свой караван. А лев взял губами уздечку ‒ так он делал и прежде ‒ и привел осла в обитель.

Лев подвел осла к старцу. Герасим погладил льва и, улыбнувшись, сказал:

‒ Я напрасно бранил тебя. Ты честный зверь, и я даю тебе имя ‒ Иордан.

Еще долго жил в монастыре лев Иордан. Когда преподобный Герасим совсем состарился и умер, лев затосковал, перестал есть. Потом он лег на могилу старца, зарычал так, что задрожал воздух, и умер.

С тех давних пор преподобного Герасима Иорданского на иконах часто изображают со львом.

Киселева Т.В. 1999
«Отчий дом», Москва, 2004

Перезвоном по просторам

Перезвоном по просторам

Приглашает пономарь

Православных прихожан

Под Покров Пренепорочной!

Приходите, познавайте

Православие,

Пояснично, поколенно

Преподобным, Правоверным

поклонитесь.

Приснодеве Пресвятой

припадите.

Покаянье, Причащение

примите.

Паки, паки, паки

помолитесь.

Помощь, Перводанная, придет!

Петр Пчелинцев
“Пламенная повесть Православия”
Рис. Ольга Жохова

ДЕТСКАЯ МОЛИТВА

рассказ А. П. Покровского

 

Мой отец, учитель духовного училища, тяжело заболел. Лучшие врачи города, несмотря на все усилия, не могли остановить развитие губительной болезни. Один из них, друг дома, зная, что наша семья верующая, сказал моей опечаленной матери, что надо готовиться к смерти кормильца.

Когда врач ушел, мать позвала меня и сестру и рассказала нам всю правду – о том, что папе плохо, и велела горячо молиться Богу о его выздоровлении. Мама дала нам денег на свечи и на оплату молебна. Был какой-то праздник. Мы горячо молились за папу во время всенощной, потом попросили священника отдельно отслужить молебен. Во время молебна мы плакали – так любили отца. Вместе с тем мы понимали, что в случае его смерти нам не на что будет жить, это объяснила нам мама перед уходом в церковь.

Не напрасна была наша молитва. Отец на другой же день вдруг поднялся с одра болезни и рассказал маме следующее: «Я пережил странное ощущение, будто душа моя отделилась от тела и устремилась в другую область бытия. Вначале было темно, я летел в каком-то мраке. Постепенно становилось все светлее и светлее, и, наконец, душа моя влетела в область ослепительного света. Я увидел Ангелов, которые сказали мне: “Воздай поклонение Богу”.. Когда я это сделал, то из среды ослепительного света раздался голос: “По молитвам детей дается тебе еще пятнадцать лет жизни”. И опять слышу слова небожителей: “Воздай поклонение Богу”. С благоговением поклонившись Творцу, я тем же путем вернулся на землю. Душа моя возвратилась в тело, и я стал совершенно здоров».

Отец мой действительно прожил после этого пятнадцать лет. Жил он строго, благочестиво и умер добрым христианином.

“В царстве благодати”
Невыдуманные рассказы о чудесах
промысла Божьего и о добрых людях.
Протоиерей Николай Мельников
Духовный собеседник, 2004, 1(37)

Царице моя Преблагая…

…Машенька говорить начала очень рано, и всегда рвалась быть самостоятельной. Когда ей было около двух  лет, однажды,  перед Чашей,  она выскользнула у меня из рук, сложила ручки на груди и громко назвалась:

‒ Мася!

‒ Не «Мася», а «Мария»! – поправил  священник, ее крестный, иерей Виктор, пряча улыбку.

И с того момента, лет до четырех,  Машенька называла себя только полным именем – Мария.

‒ Мама, бери Марию! – требовала она, просясь ко мне на ручки.

На «Маню» или «Машку», как пытались к ней обращаться воспитатели в садике, она просто не реагировала.

Конечно, со временем Маша приняла все варианты своего имени. Со временем  и с возрастом вообще, многое изменилось в ее взглядах и отношению к жизни, и многое из этих изменений меня не радует…

Наступил период подросткового самоопределения. У нас он протекает очень бурно. Дочка не слышит моих наставлений и не принимает  непрошеной помощи, хотя те же истины воспринимает от своих подруг (я рада и этому).

И бывает ужасно тяжело, прямо безнадежность и безысходность овладевают душой, когда кажется, что стоишь перед непроницаемой стеной, которую никак не преодолеть привычными методами, а новым, действенным, ты еще не успела научиться…

Но не допускает Господь до крайнего отчаяния, и вот, вспоминаются когда-то прочитанные слова преподобного  Порфирия  Кавсокаливита:

«Не дави на своих детей. То, что хочешь им сказать, говори с молитвой. Дети не слышат ушами. Только когда приходит Божественная благодать и просвещает их, они слышат то, что мы хотим им сказать. Когда хочешь что-нибудь сказать своим детям, скажи это Богородице, и Она всё устроит. Эта молитва твоя будет как духовная ласка, которая обнимет и привлечёт детей. Иногда мы их ласкаем, а они сопротивляются, в то время как духовной ласке они не противятся никогда»

И прошу я тогда Пречистую: «Матушка, сама вразуми и обереги дитя мое от поступков необдуманных, которые могут привести к беде! Вразуми ее, чтоб услышала Тебя, донеси до сердца ее, как ей нужно поступить!»

И  никогда, никогда еще моя просьба не осталась без ответа!

Действительно, вразумляет Божия Матерь, и меня, неразумную маму, что сказать и как поступить. И ребенка моего вразумляет, без всякого участия с моей стороны, что каждый раз меня умиляет и удивляет заново…

И, уже  не имея надежды на свое влияние, я с надеждой устремляюсь к Пречистой, взывая: «Пресвятая Богородице, дела рук наших исправи и спаси нас!»

И верю, что Она – спасет…

Вера и верность

Где живет вера в человеке? Видишь, лучик света попадает в нашу комнату и в комнате сразу делается светло и радостно. Разве солнышко зашло в нашу комнату, или только лучик солнечный пришел к нам в гости? Так и вера в Бога живет в сердце человека и освещает всю его жизнь: его мысли, чувства, желания, слова, дела.

 

Верить — значит доверять,
Верность Богу проявлять.

«Добронравие для маленьких»
АНО «Семья России», 2016