Истории для детей из Египта и с Синайских гор

Написанные отцом Александром со святой горы Афон.

Я решил написать книгу для детей, в первую очередь для христианских детей, поскольку в Египте я часто посещал святые места и монастыри, которые принадлежат коптским христианам, но и также для мусульманских детей, т. к. в 1967 году я жил с бедуинами на Синае. Теперь, много лет спустя, я вспоминаю время жизни на Синае и в Египте как особенное, счастливое время.

 

Пути Господни неисповедимы, но результат всегда чудесен

В одном городе жила семья. У них была маленькая дочка, их единственный ребенок. Имя маленькой девочки было Анна. Она была их гордостью и радостью, свет их очей. Родители ни в чем не отказывали ей, их любовь не имела границ.

Подруги Анны всегда посещали воскресную школу при церкви св. Николая. И девочка упросила своих родителей позволить ей ходить туда вместе с подругами. Они не отказывали ей ни в чем, и маленькая Анна возрастала в милости Божьей.

Однако, как мы уже говорили, Божья воля ведет по пути, который человеческий разум не может понять. Однажды, когда ей было одиннадцать, Анна тяжело заболела. Несмотря на то, что родители приглашали лучших докторов и применяли лучшие лекарства, их помощь была напрасной. Маленькая Анна умерла, к глубокой, безутешной печали своих родителей. Их собственная жизнь потеряла всякий смысл. Они не знали Господа, не любили Его, и Иисус Христос не мог быть им утешением.

Однажды ночью отец увидел замечательный сон. Он видел себя в каком-то мрачном месте без солнечного света. Это была пугающая темнота. Вскоре он увидел на некотором расстоянии большой прекрасный сад, освещенный ярким светом, и услышал звуки детских голосов. Он подошел поближе к стене и узнал голос своей возлюбленной дочери Анны. Она играла в веселые игры вместе с другими детьми. Взволнованный, отец позвал свою дочку:

– Аннушка! Ты видишь меня?

– Нет, папа, – ответила она. “Я не вижу тебя, ведь ты – во тьме. Но ты можешь видеть меня, ведь я пребываю в милости Господа”.

– Как я могу прийти к тебе?” – спросил отец.

– Иди вокруг стены к главным воротам”, – ответила Анна. – На воротах надпись “Я – Свет мира, и Путь, и Правда”. Ты должен войти в ворота, папа, и мы наконец встретимся”.

И сон закончился.

Наутро отец рассказал своей жене о прекрасном сне, в котором он видел Анну. Но значения этого сна он не мог понять. Она сказала мужу: “Я тоже не знаю. Но мы можем пойти к священнику церкви Св. Николая, куда ходила в воскресную школу Анна. Мы можем спросить его”.

И священник привел их в церковь. Через несколько месяцев они стали настоящими прихожанами церкви, и отец Димитрий помогал им на этом пути духовной поддержкой. Они потеряли маленькую Анну, но благодаря ее заступничеству перед Небесами, они достигли вечной жизни. Да, однако, пути Господни неисповедимы.

Продолжение следует.
По благословению епископа Антония (Блума), Лондон.

Путешествие в небесный град Иерусалим

Путешествовать по карте можно увеличив ее и щелкнув по ней средним колесиком мыши.

Радио “Град Петров” 2013

 

Проявление любви

 

 

 

Иисус Христос поведал нам, что самое важное для нас во всей нашей жизни – это любовь к другим людям. Конечно, не так трудно для нас любить тех, кто принадлежит к нашей семье, входит в число наших друзей, всех кого мы хорошо знаем. Однако любить тех, кого мы не знаем, гораздо труднее. Если это люди посторонние нам, если мы не знаем их настолько хорошо, как наших друзей, совсем не так просто найти в своей душе дружеское расположение по отношению к ним. Особенно к тем, которые недоброжелательны к нам самим. Иногда очень даже нелегко дружески отнестись к тем, кто не хочет дружить с нами или кого не любят наши близкие. Но мы призваны любить, помогать, проявлять дружеское участие к каждому, даже к тем, кого другие люди считают врагами.

Пособие по катехизации
для детей младшего школьного возраста

Посреди небесных тел
Лик луны туманный,
Как он кругл и как он бел,
Точно блин с сметаной.
Кажду ночь она в лучах
Путь проходит млечный,
Видно, там, на небесах
Масленица вечно!

 

Лермонтов

Великий пост приближается

Когда проходят воскресения, приуготовляющие к Великому посту, мы постепенно шаг за шагом приближаемся у святым дням поста. В мясопустную неделю (воскресение, посвященное страшному суду) наступает последний день, когда мы едим мясо и мясные продукты. Почему столь важно отказывать себе в чем-то, что нам нравится? Некоторым приходит в голову мысль, что таким образом мы наказываем себя за совершенные нами грехи.

Но истинную причину указал нам Господь наш Иисус Христос. Мы постимся, чтобы напомнить себе о самом важном, о том, что мы призваны получить от Бога, о том, что бесконечно превышает все радости и удовольствия этого мира. Более всего мы нуждаемся в Боге. Так попытаемся облегчить нашу жизнь, чтобы меньше в ней было помышлений о пище и прочих вещах, отвлекающих нас от Бога. Мы стараемся на протяжении Великого поста “очистить и убрать комнату” нашей души, чтобы Бог мог придти и поселиться в ней, преобразив нашу жизнь. Святитель Иоанн  Златоуст однажды задался вопросом: “Что доброго в том, если мы отказываемся есть то или иное, но не отказываемся от осуждения и сплетен, от произнесения непристойных слов, от черствости и безразличия друг к другу?”.

Пособие по катехизации
для детей младшего школьного возраста

Покой и мир в душе моей

Покой и мир в душе моей:
Ведь Бог нас точно не оставит,
По благости святой Своей
Всё лучшим образом управит.

А пройденные испытанья
Лишь в вере твёрдо укрепят,
Даруют истины познанье
И дух в молитве обновят.

 

Ирина С.

Истории для детей из Египта и с Синайских гор

Написанные отцом Александром со святой горы Афон.

Перед возвращением со Святой Земли, израильский таможенник спросил меня, что я там видел. Когда я сказал, что никогда не был на Синае, он убедил меня совершить туда путешествие перед тем, как я покину Израиль. Больше того, он сказал, что я буду благодарен ему за этот совет: он только что возвратился с Синайских гор и очень восхвалял монастырь Святой Екатерины самый старый монастырь на земле, расположенный среди дивного горного пейзажа.

Воспользовавшись израильской автобусной компанией, я добрался до Эйлата на Красном море. А на следующий день другим автобусом до монастыря Святой Екатерины.

Автобус остановился в бедуинской деревне. Первый человек, которого я встретил на пути к монастырю был сам Духовный отец монастыря Святой Екатерины. Со всей любовью и дружелюбием он не только пригласил меня в монастырь, но даже просил остаться навсегда: они были бы счастливы  иметь человека, который хорошо говорил по-арабски. Я остался в монастыре на месяц и благодарил Бога за этот щедрый дар придти в этот древнейший духовный центр мира под горой  Хореб (Хорив), где пророк Моисей получил Десять Заповедей от Бога.

Общение с коптскими христианами

Все знают, что Египет имеет древнейшую историю. Но возможно не многие знают, коптские христиане (христианское меньшинство в среде мусульманского большинства Египта. Прим. ред.)  в своих церковных службы до сих пор используют язык, на котором около пяти тысяч лет назад говорили фараоны.  Я знаю Иисусову молитву на коптском языке.

Другая вещь, которая произвела на меня произвело сильное впечатление с какой строгостью соблюдают копты посты.

Имя моего молодого спутника Маурициус. Мы поднимались ночью на много тысяч ступеней к пещере святого Антония, наверх к самой вершине горы. Мы добрались до вершины на рассвете, в пять часов утра. Это был чудесный момент. Я почитаю святого Антония, ведь мой  день рождения 17 января день святого Антония. Через узкий вход мы вошли в часовню и молились,  прося у великого Отца Пустыни благословения нашей жизни. Было шесть часов утра, когда мы услышали голоса. В Египте святой Антоний покровитель и защитник детей. Поэтому дети поднимаются на гору сами, а младенцев приносят их родители.

Мы вышли из пещерной часовни и ожидали первых паломников. Однако первый прибывший был маленький мальчик лет пяти. Он запыхался от долгого подъема, но на лице у него была улыбка. Мы обняли его и поздравили, что он поднялся первым. Много женщин с грудными младенцами на руках поднимались в гору. Но нам хотелось как-то отметить этого маленького мальчика за его рвение и дать ему подарок. При отъезде настоятель монастыря в Синае дал мне пакет печенья. Не раздумывая, я протянул пакет печенья маленькому мальчику. А надо сказать, что это была среда постный день.

Мальчик сказал: “Отец, но сегодня постный день, а печенье на молоке, которое не разрешено”. Я хотел показать мое уважение к ребенку и сказал: “Но вы можете оставить печенье до завтра”. Его ответ был, (я просто не мог поверить своим ушам): “Нет, отец, я не буду даже прикасаться к этому красивому пакету. Это искушение”.

Читатель, помни, что этому ребенку было только пять лет. Я был восхищен такой верой.

Продолжение следует.
По благословению епископа Антония (Блума), Лондон.

Повелел Спаситель впредь –
Всех терпеть, себя терпеть,
Всем поститься и молиться,
Над собой всегда трудиться,
Любовь ближнему дарить,
В день воскресный в храм ходить,
С покаянием исправляться,
Святых Таинств приобщаться!

 

 

 

 

Терещенко Н.

23 февраля – день защитников отечества

В феврале наша страна празднует День защитников Отечества.

 

Это хороший повод вспомнить защитников нашего отечества, которые были причислены к лику святых.

 

 

 

Преподобный Илия Муромский, XII век.

С детства и до 30 лет Илья был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех старцев. Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха. Прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь, Илья принял монашеский постриг.

 

 

Святой благоверный великий князь Александр Невский,
1220-1263 гг.

Великий князь, во время правления которого Русь отстояла свою независимость от католического Запада. Если против Запада Александр Невский действовал как воин, то в отношениях с Востоком он был дипломатом, который сумел сохранить Русскую землю в тяжелое время  татаро-монгольского нашествия. Завершил многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.

 

 

Благоверный князь Довмонт, XIII век.

Родом из Литвы, был вынужден бежать во Псков. Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем.  Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам. Много лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений.

 

 

 

Благоверный князь Дими́трий Донской, 1350-1389 гг.

Великий князь московский и владимирский Дмитрий Донской первым из московских князей возглавил вооружённую борьбу народа против татар. В 1380 году Дмитрий во главе объединённых русских сил разбил в Куликовской битве войска правителя орды  Мамая, за что был прозван Донским. Житие сообщает, что Дмитрий отличался благочестием, незлобивостью и целомудрием. Князь Дмитрий был глубоко верующим  человеком и всегда поддерживал православные храмы и святые обители. В годы его княжения были открыты многие  монастыри в Московском княжестве.

 

Праведный Иоанн Русский 1690-1730 гг.

Родился в Малороссии и воспитывался в благочестии и любви к Церкви Божией. По достижении зрелого возраста он был призван на воинскую службу, служил солдатом в армии Петра Первого и участвовал в русско-турецкой войне. В неудачном походе Петра I он попал в плен к татарам. Они продали его в рабство в Турцию, где праведный Иоанн до конца дней совершал свой молитвенный и трудовой подвиг. Хозяин праведного Иоанна всячески издевался над ним, пытаясь заставить воина отречься от Христа – но всё было напрасно. По прошествии некоторого времени, окружающие по достоинству оценили труды и незлобие святого Иоанна.

 

Праведный Фео́дор Ушаков, воин, 1745-1817 гг.

Адми­рал рос­сий­ско­го фло­та Фе­о­дор Уша­ков с Божией помощью, благодаря покровительству Небесных Сил провел сорок кампаний, в которых не только не потерпел ни одного поражения и не потерял ни одного корабля, но и построил множество новых. Стал реформатором русского флота и прочно укрепил его позиции на Средиземноморье, утвердив славу России как великой морской державы. Ни один из его матросов не попал в плен к неприятелю. Был доблестным флотоводцем  и в то же время человеком высокой духовной жизни, исполненным необыкновенной чистоты, подлинным подвижником благочестия.

УЧЕНИЕ

Древнерусское слово  ѹкъ  – «учение» совпадает с индоевропейским корнем ук- «приучаться, привыкать, доверять», общим для славянских слов  ѹ̑чи́ти, ѹ̑че́нїе, ѹ̑чи́тель, ѹ̑ченѝкъ (мн. ѹ̑ченицы̀), на́ка, на́выкъ.

Наша жизнь – самое интересное и увлекательное учение, которое захватывает каждого и совершается непрерывно изо дня в день, с раннего утра до позднего вечера. Как малых неразумных и доверчивых детей, нас учит щедрый и милостивый Отец.

Когда же приходит время глубокой, осознанной веры, мы вступаем в ученичество к распятому Христу и только любовью можем оправдать его доверие:

ѡ̑ се́мъ размѣ́ютъ всѝ, ѩ́кw моѝ ѹ̑ч҃нцы̀ є̑стѐ, аще любо́вь имате межд̀ собо́ю.

О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою

По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.

Школа церковнославянского языка и Псалтири “Златарница”, СПб.

16 февраля – день памяти свя­того рав­ноап­о­столь­ного Ни­ко­лая, ар­хи­епи­скопа Япон­ского

В девять часов был молебен перед началом учения; я сказал на нем поучение учащимся, чтобы «яркою звездою пред душевными очами имели всегда свою цель, а она им напоминается ежедневно несколько раз словами молитвы «Да святится имя Твое», и чтобы старались уготовить себя для сей цели, развивая ум науками, сердце – взаимной любовью и соблюдением чистоты душевной, волю исполнением всех правил…»

(Из дневника равноапостольного Николая Японского)

 

 

Ар­хи­манд­ри­т Николай (Касаткин) как педагог:

Затем, самое важное, о соблюдении чего должны неуклонно стараться, — справедливость. Обидеть бедного мальчика не велико, но нет такой обиды, которая бы отзывалась большим вредом для обидевшего, чем обида ребенка: большой может простить, забыть обиду; ребенок еще не в состоянии того сделать, и потому обида у него складывается в душе, — и душа затворяется для обидчика (если он тотчас же не загладит своего поступка), как улитка в своей раковине; повторенная несправедливость и обида уже вооружают ребенка против обидчика; а еще повторенная — делает его врагом обидчика; в обществе детей чувства, возникшие в одном, легко передаются другим, — так и выходит, что в школе ученики смотрят на своих воспитателей — по большей части — как на своих личных врагов; говори эти воспитатели самые сладкие речи, самые веские истины и полезные наставления – все как к стене горох, — ученики лишь потом пересмеивают и передразнивают. Но действительная справедливость, явная для всех, никогда не производит никакого неблагоприятного действия на учеников, будь она самая строгая – лишь бы не была сопряжена с жестокостью и бездушием, а сопровождалась теплым участием к ученикам.

Еще важное и необходимейшее свойство в педагогике — твердость. Нет хуже и вреднее в деле воспитания — слабости, проистекающей или из мнимой гуманности, или из лести к ученикам и желания приобрести их любовь, или из безучастности к ученикам и желания соблюдать лишь собственное спокойствие.

Из письма к И.А. Сенума
(впоследствии – ректор Токийской семинарии)

15 февраля – Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Совсем недавно мы с вами отмечали один из самых радостных праздников – Рождество Христово. И вот, на сороковой день после этого важного события, 15 февраля, в Церкви снова большой праздник. Он называется – Сретение. Само слово «сретение» – значит «встреча». Почему же так назван один из двенадцати важнейших церковных праздников?

На сороковой день после рождения Иисуса Христа Божья Матерь с Иосифом и Младенцем Иисусом отправились в Иерусалим. По закону Моисееву, все матери в сороковой день приходили с младенцами в храм и приносили жертву Богу. Поскольку Мария и Иосиф были людьми бедными, они принесли в жертву двух молодых голубков.

В Иерусалиме жил в то время праведный старец Симеон, которому исполнилось 360 лет. Ему было обещано Богом, что он не умрёт, пока не увидит Спасителя.

Много лет ожидал Симеон радостной встречи со Спасителем, и наконец Дух Святой открыл ему, что принесённый в храм Младенец Иисус и есть обещанный Спаситель.

Велика была радость Симеона! Он приблизился к Пресвятой Деве, взял Младенца Иисуса на руки и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром. Я видел глазами моими спасение, которое Ты приготовил для всех народов».

Удостоилась встретить Господа в этот день и старица Анна. Она много лет жила при храме, день и ночь служила Богу постом и молитвой. Теперь вместе с Симеоном она прославила Бога и возвестила всем о Пришедшем Спасителе.

Из Иерусалима Святое Семейство возвратилось в Назарет.

У каждого человека также происходит его собственная встреча с Богом. Такая встреча всегда изменяет, преображает нас, так что мы уже не можем жить по-старому… Каждый из нас, осознанно или нет, ищет Бога, ждёт встречи с Ним. Это самая радостная и самая главная встреча в жизни.

Разглядывая икону праздника, читая Евангелие, давайте перебросим мостик и в сегодняшний день. Спросим у мамы и папы, как произошла их встреча с Богом и друг с другом. Вспомним, как мы встретили своих друзей или подруг, которые стали нам очень близкими. Вспомним, как каждый из нас в первый раз пришёл в храм, увидел его красоту и познакомился с Богом…

Архимандрит Нектарий (Головкин)

Странное завещание отца…

У одного верующего человека был неверующий сын. Отец переживал сильно, но никак не мог привить юноше религиозность. Чувствуя приближение смерти, он подозвал сына:

– Исполни мою просьбу.

– Какую, папа?

– Когда я умру, ты сорок дней приходи в эту комнату минут на пятнадцать.

– А что мне при этом делать?

– Ничего не нужно делать. Просто сиди. Но каждый день не менее пятнадцати минут.

Сын похоронил отца и в точности исполнил просьбу: являлся каждый день в комнату и просто сидел. Так минуло сорок дней, полсе которых юноша сам пришел в церковь и стал глубоко верующим.

Лишь много лет спустя он осознал, сколь мудрым было отцово завещание. Отец понял, что у молодых слишком быстрый ритм жизни, сплошная суета и некогда над вечным подумать: о смысле жизни, о своей душе, о бессмертии, о Боге. Но стоит лишь остановиться, побыть в тишине – и Господь постучится в сердце.

Скажи, не правда ли приятно
Войти в уютный светлый дом,
Где так тепло и так опрятно,
Где так красиво все кругом?
Где для всего свое местечко,
Порядок виден где во всем.
Но загляни в свое сердечко,
Проверь, что делается в нем.

 

 

 

Из рукописной книги стихов
сестры Марфо-Мариинской обители
Клеопатры Гумилевской
Музей Санкт-Петербургской епархии

ВИДЕНИЕ

Степная даль во мраке тонет…
Бушует ветер, воет, стонет,
Хохочет, бешено ревет,
Кустов верхушки долу клонит,
На север тучи быстро гонит,
Сердито их на части рвет.
Столбами снег, свистя, кружится,
Взрывает вихри снежный прах,
Стуча, пыхтя, на всех парах
По рельсам длинный поезд мчится,
Железный конь неутомим,
Тяжелые вагоны стройно
Катятся с грохотом за ним.
Меж пассажиров все спокойно:
Кто спит, кто, умостясь покойно,
Дорожной скукою томим,
С соседом говорит своим.

 

Кто над газетой скучной дремлет,
Теряя в ней и смысл, и связь;
Кто, в думы тихо погрузясь,
Рыданью бури грустно внемлет.
Вперед всем телом наклонясь,
Вперя взор вдаль, на паровозе
Стоит угрюмый машинист,
Вой ветра, хохот, рев и свист
Сливаются в глухой угрозе.
Вдруг… поезд страшно задрожал,
Рванул еще… одно мгновенье…
Ужасный крик… и… поезд стал!
В вагонах ужас и смятенье.
Бегут. – Что? Где там? Отчего?
– Ни зги не видно, ну ненастье!
– Вот машинист, спросить его!
– Спаси нас, Боже! – С кем несчастье?
К вопросам пассажиров глух,
Смотря бессмысленно вокруг,
Весь бледный, как мертвец, от страха,
Дрожа, как в бурю желтый лист,
Бормочет что-то машинист:
– Монах!.. Я… видел я… монаха!
Там… впереди, где гуще тьма.
– Монах… Какой монах?! – Эх- ма!
– Галлюцинация! – Наверно!
– Несчастный, он сошел с ума!
– Как ехать дальше? – Дело скверно!
Толпа волнуется, шумит, –
Тот головой качает строго,
Тот охает, а тот кричит.
Но, успокоившись немного,
– Нет, – говорит им машинист, –
Не болен я, мой разум чист!
Но вот взволнован отчего я,
Вот почему смущен я так:
Вперед, на паровозе стоя,
Смотрел на путь я… Буря, мрак…
Вдруг вижу ясно – предо мною
Стоит в саженях двадцати
Монах суровый на пути
С поднятой грозно вверх рукою!
– Эй, берегись! – я закричал
И тормоз сжал со всею силой.
Рванул, мгновенно поезд встал.
Потом… я вскрикнул, задрожал…
Спаси нас, Господи, помилуй!
Монах исчез! Монаха нет!
Кто объяснит? Кто даст ответ?
Не ясно ль, что монах – виденье?!
– Чушь! – раздалися голоса.
– Кто нынче верит в чудеса?
– Виденье? Будто? Но сомненье –
Зачем явилося оно?
Чтоб испугать лишь нас? Умно!
– Где ж был монах? – Вперед! И вместе
Все по пути, смеясь, идут.
– Вот дальше… там… на том вот месте…
Все смотрят… Что же там? О Боже! Путь…

И видят, трепетом объяты,
Разрушен путь и рельсы сняты!
Проник в сердца священный страх,
Толпа в смущении теснится…
Бушует ветер, снег кружится,
Взрывают вихри снежный прах.

 

Е. Пригородов
Истинное происшествие на сибирских дорогах.

6 февраля – день памяти святой блаженная Ксении Петербургской

Ксению называют блаженной, потому что умом она всегда пребывала в Боге, в мире непрестанной молитвы.

Мы стремимся разбогатеть и молимся об этом, – блаженная Ксения отказалась от денег, имущество раздала нищим; жила как птицы небесные.

Мы любим модную и дорогую одежду, украшения, уют, удобства, – блаженная Ксения зимой и летом ходила в юбке и кофте из простого холста.

Мы преклоняемся перед знатными и сильными мира сего, перед богатыми, избегаем нищих и тех, кто потерпел в жизни несчастье или беду, – блаженная Ксения не только приняла бедность, но и жила среди самых низших и бесславных обитателей столицы, и в этих людях старалась разжечь искру Божию, которая незаметно тлеет в душе каждого человека.

И теперь, достигнув Царствия Небесного, она зрит славу Господа, но духовно видит и страдания людей на земле. Она видит нашу жизнь и наши дела и слышит наши горячие молитвы. И, не переставая, ходатайствует о нас перед Богом.


Чудесная помощь по молитвам блаженной Ксении произошла в 1959 году, в кладбищенской церкви Смоленской иконы Божией Матери.

Мать пятнадцатилетней девочки-калеки, которая не могла ходить, так как в детстве болела полимеолитом, попросила священника Сергия Желудкова  отслужить панихиду по блаженной Ксении. Мать возила девочку на коляске, поскольку девочка совсем не владела ногами. В этой коляске мать и привезла свою дочь в кладбищенскую церковь.

Священник отслужил панихиду блаженной Ксении, и после этого многие прихожане, в том числе и мать с девочкой в коляске, стали выходить из храма во двор.

Вдруг девочка сказала, что хочет “встать и пойти”, и на глазах находящихся кругом людей она встала и, вышла из коляски, прошла несколько шагов и села. Потом опять встала и продолжала самостоятельно идти, чему были свидетели вышедшие из церкви прихожане.

С этого момента девочка стала нормально ходить.

Очевидцев этого чуда было около ста человек. Этот случай сообщил тот, кто был лично знаком с отцом Сергием Желудковым.

“Книга о блаженной Ксении Петербургской”
“Новая книга”, “Ковчег”, 2000

ТОЛГА НА ВОЛГЕ

В  Толгском монастыре я побывала впервые в 1996 году в конце зимы. Он незадолго до этого был передан русской православной церкви. В  безбожные времена здесь была колония для малолетних преступников. Во что они сумели превратить этот когда-то прекрасный мужской монастырь трудно сейчас представить.

Всё было разрушено, всё испоганено. Стены от пола до потолка  были исписаны нецензурными словами и выражениями, но в  огромных спальных помещениях было тепло, имелась горячая и холодная вода и городской туалет. Службы проходили в маленькой церкви (там, где сейчас книжная лавка). Первая служба меня поразила. Дьяконом была женщина, да к тому же с непокрытой головой. Это казалось невероятным. Но позже мы узнали, что эту женщину зовут отец Пётр. Позже мы узнали о нём много хорошего и полюбили его. Он нам рассказывал о монастыре, об истории тех людей, которые были насельниками монастыря в разные времена, о своей необычной истории. Он был родом из Сибири и решил в монастырь в тайне от своей матери. Трижды он пытался перейти Урал,  но безуспешно. И только после того, как он получил благословение матери, он смог сделать это.

Во  главе монастыря стоит игуменья  Варвара (Третьяк). Она хорошо приняла нас и  быстренько подключила нас к работе.

Следующим летом мы поехали в Толгу с детьми православного лицея. Поездка была рассчитана на целую неделю и программа была очень интересная. Были запланированы поездки в Ростов Великий, в Тутаев, экскурсии по Ярославлю, катание на пароходике по Волге.

Я приехала на два дня раньше, чтобы подготовить программу. В это время я  познакомилась  с замечательным ярославским экскурсоводом  Анатолием Сергеевичем Чистяковым. С тех пор мы с  ним дружим, он один из лучших православных экскурсоводов в нашей стране. Он тогда работал в туризме и провёл для нас незабываемые экскурсии по Ярославлю.

Наконец пришло время встречать ребят. Из вагона вывалилась шумная ватага ребят и замученная Дина Васильевна Григорьева, директор лицея. Она не спала всю ночь, так как угомонить возбужденных ребят не было никакой возможности. Мы побывали на службе, осмотрели монастырь и начали выполнять свою просветительскую программу. На третий день меня вызывает игуменья Варвара и спрашивает: «Почему ваши дети не работают?» Я стала объяснять, что у нас большая просветительская программа На эту поездку спонсор дал большую сумму денег,  которую я передала  игуменье, и считала, что достаточно того, что наши дети каждый день бывают на службе. Но матушка велела  разбудить детей в 6 утра и отправить перебирать картошку. В монастырь привезли много мелкой картошки на корм коровам, и надо  было отобрать ту, которую можно было использовать для людей. Мы работали до 9 утра, потом помылись, нас накормили прекрасным завтраком, и в 10 утра мы поехали на экскурсию в Ростов Великий. С тех пор мы вставали в 6 утра и три часа работали на послушании в монастыре.

В эти дни в Толгу приплыла баржа из Астрахани полная  арбузов. Нам   выносили целые тазы с кусками арбузов. Таких вкусных арбузов я нигде никогда  не пробовала. Запомнился последний день нашего пребывания в Толгском монастыре.  На  этот раз нам поручили красить олифой оцинкованные листы железа. Я был просто в шоке. Ведь никакой спецодежды у ребят не было. Первый же мальчик, который взялся за лист, порезал обе руки. Я сказала, что не разрешу детям заниматься такой работой. Но вопрос разрешился. Нам выдали две пары перчаток и кучу рваных простыней, из которых мы сделали фартуки. Ребятам эта работа очень понравилась, и всё закончилось благополучно.

Наступило время отъезда. Когда мы подошли к вагону, проводница, увидев столько ребят, переменилась в лице. Но дети тихо сели в поезд, и  всю ночь в вагоне  стояла тишина. Я спросила ребят, что им больше всего понравилось в поездке. Ответ был: «Работа на послушании». А мой внук, который тоже учился в то время в этом  православном лицее, сказал мне: «Знаешь, бабушка, этим железом покроют купол  храма, и там будет тот лист железа, который покрасил олифой я, как это здорово». Наутро проводница подошла ко мне и сказала: «Когда я увидела столько детей, я испугалась. Но это какие-то необыкновенные дети, за всю поездку не пришлось сделать ни одного замечания».

Прошло много лет. Мы не часто бываем в Толгском монастыре. Монастырь поднялся из руин. Теперь это очень красивый монастырь. Он находится на самом берегу Волги.   Восстановлен главный храм монастыря Свято-Введенский. Храм очень богато украшен. Прекрасный иконостас, всё в золоте. В храме находятся мощи святителя Игнатия Брянчанинова. Монастырю вернули чудотворную икону Толгской Божией матери.

Ладинская Мелетина Анатольевна

Мальчик в храме

В моей памяти все время всплывает этот, вроде бы совсем незначительный, эпизод из той поры, когда возраст мой вплотную приблизился к блаженной и одновременно жутковатой границе между отрочеством и юностью

Да, наверное, это было в седьмом классе… кажется, зимой или в конце зимы. Впрочем, зимы в многострадальном и благословенном городе Тбилиси, где мы жили, немногим отличаются от весны в средней полосе России.

То ли выходной был день, то ли каникулы — не помню. Мы небольшой компанией (соседи и одноклассники) пошли в оперный театр на дневной спектакль. Сразу возвращаться домой потом не хотелось, и один из нас предложил зайти в храм, что, Слава Богу! высится и по сей день неподалеку от театра. Это древний православный грузинский храм. Думается мне, что если бы открылся у нас взор духовный, то увидели бы мы, как даже камни этого храма светятся молитвенной благодатью. Мы согласились, хотя никто из нас не был тогда религиозен, и в семьях наших, если и теплилась где-то вера, то разве что в тайной глубине сердца чьей-нибудь бабушки. Но интересно было вот так самим пойти в храм, поставить свечи — будто в каком-нибудь кино!

Не знаю, как остальные, но я в тот день направлялся в храм, по-моему, в первый раз в жизни. Родители, хоть и были крещенными, меня не крестили. Почему так произошло? Я никогда не доискивался причин. А когда, уже совсем взрослым, решил принять святое крещение, родители не возражали. Итак, мы поднялись по ступеням и вошли в храм. Полумрак. Волны непривычных, незнакомых ароматов. Огоньки свечей. Помню: что-то похожее на неясную тревогу шевельнулось во мне.

Но было и странное чувство, что я здесь не совсем посторонний, что многое мне здесь известно. Мы купили свечи, зажгли их и поставили перед большими темными образами. А потом стали осматривать храм, задирали головы, вглядываясь в купол, подходили к иконам, тихонько переговаривались. У самого притвора стояла скамья, на которой расположилось несколько человек: две женщины и дети-подростки. По виду они походили на приезжих русских. Одеты были довольно бедно, вообще весь их облик тогда вызвал во мне тягостное ощущение замкнутости и какого-то убожества. Между женщинами сидел мальчик, примерно одних с нами лет. Я и сейчас помню его поношенный, явно не по росту большой, пиджак и блеклую от множества стирок голубую рубашку. Мы остановились совсем рядом, разглядывая иконы, и тут я взял одноклассницу мою за руку, и мы так и стояли с ней, не разнимая рук. Для меня это был один из тех моментов, когда на какое-то время вдруг начинаешь видеть себя со стороны. И вот я увидел себя в новеньком костюме, держащим за руку нарядную, красивую девочку, и этого мальчугана, сидящего на скамье между двух невзрачных женщин и поднявшего на нас свои голубые-голубые глаза. Вот из-за этого-то взгляда, из-за этих глаз, которые и сейчас, когда мне уже за сорок, будто время от времени взглядывают на меня, пишу я этот рассказ.

Помню: сердце мое окатила приятная, хотя и вязкая, волна чувства превосходства, этакой причастности к другой, “красивой” и “культурной” жизни: вот, мол, я иду из театра, а сейчас мы наверняка отправимся есть мороженое, и вообще… Мне было приятно, что он смотрит из глубины своей (как мне представлялось) забитости и завидует. Эта предполагаемая зависть особенно радовала, особенно поднимала меня в собственных глазах. И это было, может быть, одно из первых пробуждений, явственных и жестоких, того высокомерия, гордыни, честолюбия, которые потом делают человека своим рабом — послушным и воистину убогим и забитым… Именно убогим и забитым, потому что честолюбие и самолюбование ревнивы и ненасытны, и, преданно служа им, мы теряем всякое представление о том, для чего собственно появились на свет!

Я вижу и сейчас тот взгляд чистых голубых-голубых глаз и — удивительно! — нет в них никакой зависти. Это был спокойный и ясный взгляд, не затемненный бельмами судорожного любопытства и жадности. В сущности это был взгляд свободного человека. Не думаю, конечно, что мальчуган размышлял тогда о проблемах свободы и зависимости… Он смотрел на меня оттуда — из тихой, спокойной и чистой своей свободы. Это нам приходилось лезть вон из кожи, чтобы хоть самим себе казаться взрослее, значительнее и умнее. А он ведь даже не попытался приосаниться перед нами. Я никогда не понимал, почему так часто приходит на память его взгляд. И только теперь дошло до меня, что совесть всю жизнь требовала и ждала, чтобы я понял, наконец, что происходило, что встретилось в те считанные секунды, когда встретились наши взгляды. Чтобы я увидел, наконец, свет тишины, льющийся из его глаз, свет христианский…

Где бы.ты ни был сейчас, братик мой, прости меня.

Олег Казаков

О речи

 

В старину в славянских семьях детям до отрочества разрешалось говорить только с близкими женщинами. Так соблюдалось особое благоговение перед Божьим даром – даром речи. Происхождение славянских слов рчь, рещѝ, нарица́ти, проро́къ, ро́котъ, ѻтрокъ от корня “-рок”, “-рек” со значением “определять, располагать”, устраивать” помогает нам вникнуть в деятельную, целеустремленную природу человеческой речи, исключающую всякую праздность и пустословие.

Капернаумский сотник, прося Иисуса о великом благодеянии говорит: то́кмо рцы̀ сло́во, и̑ и̑сцѣлетъ ѻтрокъ мо́й. Несомненная, искренняя вера в исполнение сказанного творит чудо:

и̑ речѐ̀ і̑и҃съ со́тникꙋ: и̑дѝ, и я́коже вѣ́ровалъ есѝ, бꙋ́ди тебѣ̀. И исцѣлѣ̀ ѻтрокъ его̀ въ то́й ча́съ.

Школа церковнославянского языка и Псалтири “Златарница”