«Пустите детей приходить ко мне!»

Однажды люди принесли к Нему детей, чтобы Спаситель благословил их. Но ученики говорили с ними весьма сурово и старались совсем не допустить их к Нему. Увидевши это, Спаситель вознегодовал и сказал ученикам: «Пустите детей приходить ко мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие». И, обняв детей, возложил на них руки и благословил их. И сказал: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него».

 

Пособие по катехизации
для детей среднего
школьного возраста

Молитва

Посмотрите на картинки и скажите, о чем вы просите Бога в подобных положениях? Какие молитвы вы произносите тогда?

Когда вы учитесь в школе

 

Когда вы болеете
Когда вы путешествуете
Когда вы ложитесь спать
Когда вам страшно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для обсуждения:

Всегда ли мы полагаемся на волю Божию? Почему, по вашему мнению следует молиться к Богу, когда нам страшно, когда мы путешествуем, когда идем к врачу?

 

Пособие по катехизации
для детей младшего
школьного возраста

Хлеб жизни

Хлеб жизни – Иисус с небес.
Ядущий его не умрет.
Бог, сделавший столько чудес,
Нам вечную жизнь дает.

За наше с тобой бытие
Всего себя Бог нам отдал.
Плоть – пища, а кровь питье
Спаситель сам так сказал.

 

Лазаревич Л.И.

Преставление прп. Се́ргия, игумена Ра́донежского, всея России чудотворца (1392)

ПОВЕСТЬ О ПРЕПОДОБНОМ СЕРГИИ

есяца сентября в 25 день, на память преподобной Евфросинии, преставился преподобный Сергий Радонежский — тихий, кроткий, смиренный и прочее.

Не знаю, как смогу описать его житие. Потому что измлада возлюбил он Бога и постоянно говорил: «Господи, дай мне с младых лет трудиться для тебя! Господи, прими меня и возьми меня к себе, причти меня к избранному стаду Твоему, нищ я перед Тобой! И с юности избавь меня, Господи, от всякой нечистоты и скверны плотской и душевной, и сподоби меня, Господи, соблюдать святость перед лицом Твоим! Пусть сердце — мое вознесется к Тебе, Господи, и вся сладость мира сего не будет усладой мне, и вся красота житейская не коснется меня, но унесется душа моя вслед за Тобой, и примет меня десница Твоя. Да не усладят меня красоты мирские и не введут в искушение, и не буду я желать радоваться радостью мира сего, но наполни меня, Господи, радостью духовной, радостью неизреченной, сладостью божественной, и пусть Дух Твой благой наставит меня на путь праведный!» Старцы же и прочие люди, видевшие такое рвение юноши, удивлялись, говоря: «Что будет с юношей этим, если таким даром добродетели наделил его Бог с младенчества?».

Отрок предобрый, сын предробрых родителей, подвижник, которого всегда помнят, произошел от благоверных родителей доброго рода. Вырос, как от доброго корня поросль произрастает добрая, приняв в себя все достоинства корня этого. С младых ногтей он был как сад благородный, и процветая, как плод бесценный. Был этот отрок красивым и благонравным. Взрослея, только в добрых делах преуспевал.

Как поведать и о прочих его добродетелях: о спокойствии, кротости, любви к молчанию, о смирении, негневливости, простоте без ухищрений? Равную любовь питал он ко всем людям, никогда не гневался, никому не противоречил, не обижался, не проявлял слабость, не смеялся; а если и хотелось ему улыбнуться случалось и такое, то он делал это целомудренно и сдержанно.

<В конце жизни>… служил святой божественную литургию. Тогда параклесиархом[i] был <…> Симон, совершенный в добродетелях, которого святой Сергий сам благословил на совершенное житие, и он помогал святому. И этот Симон видит чудное видение: божественный огонь обошел святой жертвенник, осенил престол, пройдя по кругу святую трапезную, потом трижды обошел святого, казалось, что этот огонь объял его с головы до ног. И когда святой хотел причаститься, тот огонь светился, как некая божественная плащаница, и вошёл в святой потир. И так святой им и причастился. Симон поразился этому неизреченному видению и затрепетал от страха. Когда же преподобный отошел от святого жертвенника, и, поняв Духом святым, что тот Симон тоже сподобился видеть это видение, призвав его, сказал: «Чадо Симон, что ты так устрашился духом?»

Он же ему ответил: «Очень устрашился, увидев это чудное видение, божественный огонь, а еще больше, благодать Святого Духа действующую с тобою». Святой сказал ему: «Никому не рассказывай, что видел, пока Бог не позаботится обо мне и не заберет меня от мира сего. И давай вместе воздадим хвалу Богу, творящему дивные и преславные дела, которые мы видели своими глазами».

После этого почувствовав скорое свое отшествие к Богу, поучив братию о полезном и поставив им вместо себя игумена по имени Никон, завещал ему хранить предания и уставы монастырские. И причастившись святых Тайн, и сказав: «Господи, в руце твои предаю дух мой», преставился, отойдя к Господу в 6900 (1392) год месяца сентября в 25 день. Всего от рождения прожил 78 лет. И положен был в монастыре, созданном им, и много исцелений подавал приходящим к нему с верой.

[i]  церковный причетник, зажигающий свечи и лампады, прислуживающий в алтаре и звонящий на колокольне

Лицевой летописный свод XVI века
царя Ивана Грозного для обучения царских детей

Литургия

 

Церковь — это Храм, Дом Божий, куда мы приходим для встречи с Богом. Господня Церковь не просто здание. Это также и люди. Святые апостолы Петр и Павел открьши нам, что мы сами есть храм Божий. Все вместе, как живые камни, мы образуем духовное здание, живой Храм, который возглавляет наш Господь Иисус Христос. Он является краеугольным камнем этого храма. Когда нас крестят и мы получаем Святого Духа через миропомазание, мы сами становимся живыми храмами Господа, который пребывает в нас. В храме вместе с нами находятся и святые, которые являются частью Божией Церкви. Они незримо присутствуют в храме. Когда мы стоим лицом к алтарю, мы видим их изображения на иконостасе.

Литургия — самое главное событие в жизни христианской Церкви. Это наша встреча с Богом. Это путешествие в Царствие Божие, в Небесный град Иерусалим. Это возвращение домой. В переводе с греческого «Литургия» означает «общее дело». Участвовать в Литургии может только вся Церковь, все христиане вместе, а не каждый из нас по отдельности.

Последование Литургии (то есть порядок совершения этой службы, принятый Православной Церковью) составили святители Василий Великий и Иоанн Златоуст в 4 веке после Рождества Христова.

ТРИ ЧАСТИ ЛИТУРГИИ:

  1. Проскомидия. Подготовка хлеба и вина к Таинству Евхаристии. Здесь нами вспоминается и нам является крестная смерть Господа Иисуса Христа, Его ЖЕРТВА ради нашего спасения. На проскомидии в первый раз прочитываются записки, поданные нами в алтарь, а из просфор вынимаются частицы в воспоминание о Божией Матери и святых, а также о здравии и упокоении перечисленных в записках людей. Эти частицы священник кладет на дискос рядом с Агнцем, вырезанным из самой большой, Агничной просфоры. В Таинстве Евхаристии именно эта часть хлеба — Агнец — станет Телом Господа Иисуса Христа. Таким образом, на проскомидии вся Церковь символически собирается вокруг Агнца-Христа на дискосе.
  2. Литургия оглашенных или Литургия Слова. Это учительная служба, на ней звучит и толкуется Слово Божие. Главное в Литургии оглашенных — чтение Апостола и Евангелия.
  3. Литургия Верных — главная часть службы, на ней совершается Таинство Евхаристии, соединение человека с Богом. С древности и до наших дней в Литургии Верных могут участвовать только крещеные люди, то есть «верные», члены Церкви.

 

Оглашенные (от слова «голос», «огласить») люди, собирающиеся принять Таинство Крещения и проходящие перед этим определенную подготовку ~ так называемое «оглашение», то есть беседы, на которых «из уст в уста» передавались важнейшие истины христианской веры. В древности некрещеные люди могли присутствовать только на Литургии Слова, то есть могли слушать Слово Божие и его толкование. Однако в самом начале Литургии Верных они должны были покидать храм.

Иерей священник, пресвитер. Все три словасинонимы.

Лик хор и все молящиеся. Хор поет наши слова, то есть то, что должны петь мы, христиане, пришедшие в храм на службу.

Ныне сейчас.

Присно всегда.

Аминь — «Да будет так!» (древнеевр.).

Божественная Литургия с иллюстрациями и пояснениями для детей
СПб, “Град Петров”, Каламос, 2013

Вера, Надежда, Любовь

Три сестры, три жертвы, три цветка…
И лоза Премудрости – их мать.
Как их жизнь земная коротка –
Только Вечность будет вспоминать.

Юным цветом, молодостью лет
Взгляд царя пленили три сестры.
Отпустил. Подумать дал совет
До утра… Велел зажечь костры.

Идолищам – жертвы и огня
Приказал добавить как всегда.
Думал утром будущего дня
Он склонить их лестью без труда.

Так пленила девственная нежность –
(как легка добыча, хороша..) был уверен:
ласковость и щедрость
Не отринет юная душа.

В этот час, в другом чертоге, зная
Всю опасность царской доброты,
Мудрая София, мать святая,
Заповедь давала от беды.

Дочек трех молению учила,
Чтоб помог Господь и укрепил,
Не отречься дал ума и силы.
В час страданий чтобы рядом был…

А наутро, предвкушая праздник,
Царь, взбешенный твердостию дев,
Вместо пира уготовил казни,
Истязать их страшно повелев.

Верны Богу, дочери Софии
За Него свою пролили кровь.
Три сестры – теперь они святые:
Вера, и Надежда, и Любовь.

Лазаревич Л.И.

14 сентября – церковное новолетие.

У ЕЖАТ ЕСТЬ МАМА

У ежат есть мама,
Праздникам всем рада.
В Христианский новый год
Сын ромашки ей несет.
Мама всем в веселье
Испекла печенье,
Стали дружно в хоровод
Удивляется народ:
У сентябрьской елки
Серые иголки,
Хороши, как в сказке,
Только мама в маске,
Если елки не достать,
Может мама елкой стать!
Нашей мамы-«елочки»
Украсили иголочки,
Прикрепив ромашки,
Рады весельчашки.
И ежат иголки
Всем заменят елки,
Христа славили ежи
За весенние плоды.

Архиепископ Питирим (Волочков), 2018.

Родители

РОДИТЕЛИ

 

одители — властители своих детей, им дана огромная власть. Часто даже сами родители не знают о силе их власти, но мы должны их слушать и тогда получим благословение. К сожалению, мало таких людей, которые почитают родителей как святыню.

Перед теми, кто испытывает несказанную любовь к ближним, открываются все двери. Даже там, на поле брани, где обрывается жизнь,  Господь чудесным образом хранит тех, кто любит своих родителей, как телесных, так и духовных.

Господь благоволил, чтобы мы через наших родителей появились на свет. Какие они? За это они будут отвечать перед Богом, но они будут отвечать и за нас. А мы за них не отвечаем. Мы будем отвечать за то, как мы их почитали.

Тебя не касается, ладят или не ладят твои родители, хорошие они или плохие, для тебя они должны быть святыней, чтобы тебе через них получить благословение Божие, чтобы тебе жилось хорошо. Мы не смеем даже в мыслях обидеть родителей. А как они относятся к нам — это их дело.

Не смейте обижать или огорчать своих родителей. Вы не будете ни в чем благополучны, если ваши родители рассержены на вас или огорчены. Может быть, у наших родителей и трудный характер, но это их дело, они сами будут за это отвечать перед Богом, и будут отвечать за нас как за детей, за то, какой пример подали нам в жизни.

А мы должны почитать родителей как святыню, чтобы получить Божие благословение. Дети, пока они находятся под родительской властью, должны их почитать.

Архимандрит Фаддей Витовницкий
“Зерна добромыслия”, 2011, “Златарница”, СПб

Учение и труды земные

Еще из глубокой древности до нас доносится призыв мужей умудренных – «Молись и трудись!». Заметим, что молитвой предваряется всякое дело. Именно Он, Господь, подает нам все необходимые силы к достижению успеха, о чем хорошо ведомо пишущему эти строки.

Но «под лежачий камень вода не течет». Как ни хороша и полезна сама по себе молитва, ею одной удовольствоваться мы никак не можем. Никто за нас и вместо нас наших дел не переделает. Посему «на Бога надейся, сам же не плошай». Молись и трудись! Главный труд, к которому призваны мы в детстве, отрочестве и отчасти юности, – это, бесспорно, учение.

Вспомните: Господь нередко называет Своих последователей учениками. Это особенно приятно слышать тем из нас, кто изо дня в день идет проторенной тропой в школу или гимназию, лицей или училище, где приходится проводить (и надеемся, не без толку) большую часть дня.

Во многом сказанное о молитве приложимо и к учению, ибо внимательность и постоянство в занятиях составляют добрую половину успеха. Из этих двух ученических добродетелей складывается прилежание – свойство, необходимое юному христианину.

Однако сколько препятствий встает на пути совестливого ученика! Особенно сильной помехой может оказаться общение, часто вынужденное, с иными друзьями-сотоварищами, которые, к сожалению, не дружат ни с молитвой, ни с учением. Такие Митрофанушки ни сами не учатся, ни другим учиться не дают. А ведь дурной пример заразителен! Когда рядом высмеивают то, что достойно уважения, тогда, поддавшись по слабости души общей атмосфере разгильдяйства и легкомыслия, и прилежный ученик почувствует охлаждение к главной своей обязанности. Вот почему Христос говорит в Евангелии: «И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее…»[1] Десницей (правой рукой) здесь назван не член тела, но близкий тебе человек, который, рассчитывая на твою дружбу, не только не является примером совестливого отношения к ученическим обязанностям, но, скорее, служит источником соблазна для благонамеренных учеников. Отсечь правую руку на образном языке Евангелия означает разорвать общение с таковым или, по крайней мере, отдалиться от него. Подобное мудрое и мужественное действие будет иметь благотворные последствия для всех. Прилежный получит наконец возможность накапливать знания, а расслабленный и ленивый, быть может, устыдится и исправится, видя, что из-за своих пороков он теряет лучших друзей.

Еще хочется сказать вот о чем. Как бы хорошо нам ни преподавали дисциплины в школе, какими бы достоинствами ни обладали наши учителя, без собственного увлечения учением, тем или иным предметом, без самостоятельного желания постигать новое мы ничего не достигнем. Там, где угас внутренний огонек любознательности, где не видно пытливого ума и настойчивой воли, – настоящего успеха не жди. Учиться чему-нибудь и как-нибудь – удел незавидный.

[1] Мф. 5, 30.

Протоиерей Артемий Владимиров
«Учебник жизни», изд. «Филарет», 2016

«Лебединая верность» или «Чудо рук Божиих»

 С раннего детства мы слышим рассказы и сказки о прекрасной белоснежной птице, которой поэты посвящают свои стихи, народ – песни и сказки, композиторы – музыку. Любо смотреть, как она гордо рассекает широкой грудью водную гладь, величаво неся на грациозно изогнутой шее изящную голову. Клюв чуть опущен к воде, сам он красный, а у основания, перед самым лбом, вздувается приметной черной шишкой. Это лебедь-шипун, который в естественных условиях встречается крайне редко.

Семейные пары у лебедей чаще всего образуются на всю жизнь. А она может быть долгой, так как лебеди относятся к большому и разнообразному птичьему сословию долгожителей. Некоторые из них (так же, как орлы и аисты) способны дожить почти до 100 лет.

В семье лебедей-шипунов оба супруга принимают одинаковое участие в необходимых «домашних» хлопотах – по устройству гнезда, высиживанию яиц и воспитанию молоди.

Гнездо, сделанное лебединой супружеской парой, довольно прочное и внушительное. Это сооружение из растительного материала, часто до метра высотой и диаметром в три метра, строится у берега или на небольших островках.

После того как лебедята вылупятся, родители находятся рядом с птенцами, охраняя и защищая их около пяти месяцев с момента появления. Но подросшие лебеди, даже став самостоятельными, часто остаются с отцом и матерью дольше. Однако молодежь всегда изгоняется самцом, когда наступает новый сезон размножения.

О верности лебедей люди складывают песни и через века проносят легенды, удивительные и трогательные истории.

Всем издавна известен смысл выражения «лебединая верность». Больше, чем другим, проникновенность этих слов понятна рыбакам. Будучи завсегдатаями укромных озер и речных заводей, они нередко становятся свидетелями лебединых драм. Если кто-то из грациозной белой пары гибнет, то вторая половина месяц, а то и больше беспокойно мечется над водой, оглашая окрестности жалобными криками.

Администрацию города Глазов, редакцию газеты «Мой город» и депутатов Городской думы забросали обращения взволнованных горожан.   Дело в том, что на небольшом озере в Южном поселке этого удмуртского городка живет пара лебедей. На дворе середина ноября, а теплолюбивые птицы никак не улетают на юг: скоро озеро покроется льдом, и красивые птицы погибнут от собак или от рук бомжей. Общественность требовала спасти лебедей. Что делать? Ведущие орнитологи Удмуртского университета поначалу предложили попугать птиц, возможно, даже пострелять из ружья в воздух, перестать их кормить. Но лебеди и не собирались покидать насиженное место. Причиной тому оказалось нездоровье одного из лебедей: он не мог улететь, а второй, как и положено лебедям, остался с ним. Это обстоятельство в корне изменило   подход к решению вопроса: лебединую пару отловили и доставили на станцию юннатов. Это был единственный способ спасти их жизнь в этой ситуации. Если лебеди перезимуют успешно, весной они снова станут украшением маленького озера на радость горожанам.

Настоящая трагедия разыгралась над озером в Днепропетровском парке. В один из декабрьских дней со стороны озера донесся резкий гортанный крик, вернее, вопль – иначе не скажешь. Громко, отчаянно, от страха или боли кричал-плакал лебедь, но который? Белый «кликун» Гоша или его подружка, черная красавица Сеня? Гоша прожил в парке 20 лет, был любимцем взрослых и особенно детей. Бесстрашно подходил к людям, брал пищу из рук, а за теми, кого хорошо знал, плыл следом. Возле него всегда слышался веселый смех. Так же вела себя и Сеня. Трудно представить, что кто-нибудь мог поднять руку на беззащитных птиц, но факт остается фактом – какой-то негодяй жестоко избил Гошу. Работники парка, отчаявшись оказать помощь самостоятельно, отвезли Гошу к ветеринару, но, увы, спасти лебедя не удалось. Орудие убийства – длинную палку – обнаружили на ступенях, спускающихся к воде, неподалеку от входа в летний театр. Тот, кто ею ударил, воспользовался доверчивостью птицы и темнотой. Сеня, не отстававшая от своего друга ни на шаг, конечно же, была свидетельницей дикой расправы над ним. Она перестала есть, пряталась под мостками, несмотря на уговоры, не хотела подходить даже к знакомым людям и все время отчаянно звала Гошу. Горожане приходили к озеру, плакали. Слез не стеснялись ни взрослые, ни дети. Очень многие звонили, предлагали помощь, деньги. Спустя некоторое время Сеня стала понемногу есть, но по-прежнему сильно тосковала, с утра до вечера плавала и кричала.

Удивительная самоотверженность, верность погибшему другу, невозможность жизни без него – неужели это о птице? Оказывается, она способна проявлять такое богатство чувств, которое, к сожалению, не доступно многим и многим людям.

Т. Д. Жданова
“Виноград”, православный педагогический журнал
2006

28 августа – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

На Успенье Богородицы,
Мягкий стелется туман.
За домами, у околицы,
Скирды сена по лугам.

И идёт народ с лукошками,
Рано утром по траве.
Троп извилистыми стёжками,
По серебряной росе.

В заповедный край берёзовый,
Под напев его листвы.
Тихой грустью зачарованный,
Красотой Святой Руси.

В синеокой бесконечности,
Как в хитоне, небеса.
У порога Божьей Вечности,
Словно молятся леса.

И под вечер, пред иконкою,
Тихо теплится свеча.
Под молитовку негромкую,
Очищается душа.

Сергей Заляжный, СПб, 2009

Феодосий Печерский

ФЕОДОСИЙ

ом большой был, из самых богатых в Курске. Наверху жили Феодосий и его мать. Внизу была поварня. Двор обставлен постройками ‒ склады, мастерские, нужники, жилые избы. Все обнесено бревенчатым высоким забором, бревно к бревну приставлено плотно. По забору гребнем ‒ железные шипы. Феодосий спустился по лесенке. Рядом с ним по стене, в столбе лунного света, спускалась его тень. В сенях поперек двери спал на полу слуга. Феодосий перешагнул, двинул засов ‒ Бог помог отодвинуть бесшумно. Жучка налетела, едва Феодосий показался на пороге, лапами уперлась в грудь, задышала, заплясала. Он ее отстранил. Не до прощаний. Застигнут, не помилуют. На воротах замок с калач величиной. Ключ на ночь мать забирала к себе. Но в дальней стене забора, в зарослях крапивы, где были свалены старые гнилые бочки и куда никто не ходил, у Феодосия давно уже было подкопано одно бревно. Сперва оно никак не хотело пошевеливаться, сколько он его, подкопав, ни расшатывал, ‒ сидело недвижно, будто пустило корни в толщу земли. Но помаленьку, раз за разом, он его раскачал; и теперь оно поддалось без труда ‒ наклонилось внутрь, во двор, настолько, что Феодосий мог вылезти в проулок. Проулок, неширокий, непроезжий, весь был перекрыт тенями заборов и крыш. Соседские псы залаяли было; но распознали соседа и успокоились.

 

Шепча молитву, Феодосий поспешно зашагал по мягкой мураве. На отчий дом он не оглянулся. В доме господствовала мать. Подбоченясь, расхаживала она по своим владениям, и челядь боялась ее зычного голоса и тяжкой руки. Она любила поесть, ее кладовые ломились от копчений и солений, а щеки у нее были без румян как яблоки красные. Любила почет и в церкви норовила пробиться туда, где стояла супруга посадника, и состязалась с той в нарядах и в спеси. Мужчин любила. Рано овдовев, приближала к себе то одного молодца из рабов своих, то другого. После смерти мужа она держала в руках большую торговлю. Сама ею управляла и радовалась, что ее достояние множится. Но всю сладость жизни ей портил Феодосий. Каждый день он ей отравлял горьким ядом. С малых лет только и знал что молился ‒ это при таких достатках! Другие дети играют ‒ он не хочет. Другому мальчику справят новый кафтанчик, новые сапожки ‒ мальчик рад. А Феодосий скинет обнову и наденет старое, да еще выбирает что похуже.

‒ Да ты что! ‒ скажет мать. Он в ответ: ‒ Матушка, богатая одежда Господу неугодна. ‒ Да ты почем знаешь! ‒ В Писании ‒ прикажи, прочту тебе ‒ сказано о гробах раскрашенных, у которых смрад внутри.

Мать чуяла в этих гробах обидное что-то и бранилась, и пинком прогоняла сына прочь. А он, опустив голову, выслушивал брань и шел в церковь. Уж так любил церковь! Что б там ни происходило ‒ все ему отрада. Литургия идет ‒ он от торжества светится. Принесут покойника ‒ Феодосий тут как тут, стоит со свечкой среди сродников умершего и подпевает: со святыми упокой. В великий четверг читают двенадцать Евангелий ‒ он дослушает до конца, вслед за чтецом повторит всякое, самое малое даже словечко.

‒ Ведь уж наизусть знаешь, ‒ наставляет его мать, ‒ что тебе за удовольствие слушать? Послушал немного, помолился, к иконам приложился, ну и ступай домой. Это ж ноги отвалятся ‒ все службы выстаивать, что попы навыдумывали. Только черноризцам оно прилично да нищим, которые от этого свою выгоду имеют, а не нам, богатым людям.

‒ Матушка, ‒ отвечал Феодосий, ‒ ошибаешься ты. Когда знаешь наизусть, тут-то самая радость ‒ услышать заново каждое слово. Ты его любишь бесконечно и заранее ожидаешь встречи с ним. Видишь, как оно приближается и как другие слова приуготовляют его явление, и душа стремится ему навстречу и ликует, когда встреча свершается. Как мне прискорбно, матушка, что не могу разделить с тобой эту радость.

Мать не понимала, что он говорит.

‒ Ох, зачем, ‒ восклицала она своим зычным голосом, ‒ зачем я ему позволила выучиться грамоте! Из-за нее он такой, из-за проклятых аз-буки, буки-аз! Да для кого ж мы с отцом твоим покойным богатство наживали! Он: Не о богатстве надо думать, а о спасении души. Она: ‒ Все душа, а плоть куда денем? Он: ‒ Подчиним душе. ‒ Ой, сын, не спорь ты. Ой, покорись мне. И пот с ее лица лил, так жарко она желала, чтоб он жил не по-своему, а по ее.

‒ Я рад бы, матушка, тебе покориться, ‒ отвечал он с состраданием, и заповедь велит покоряться родителям. Но если все покоримся, кто ж будет Богу служить?

И опять она принималась ругаться и бить его своими большими кулаками, крепкими как железо, так что он уходил от нее весь в синяках.

‒ Не слишком ли ты к нему строга, ‒ говорили ей многие, сам посадник говорил, видя эти синяки, ‒ теперь ведь не старое время, смотри-ка ‒ из таких-то и таких-то семейств побрали ребят в Киев в школе учиться, ‒ ты бы своим гордилась, что он, дома сидя, стал грамотей почище наших попов. К достатку да разум ‒ могут быть ему, как возмужает, и прибыльные должности, и почести от людей.

‒ Никакой от того прибыли быть не может! ‒ отвечала мать. ‒ Один срам и разоренье! Давеча рубаху с себя снял и отдал кому-то: у него, говорит, не было. Да мало ли у кого рубахи нет. Этак после меня всё раздаст и пойдет с сумой, костям моим на позор.

А у него свои заботы. Просвиры стал печь. В Курске только одна старушка пекла просвиры, и всегда их не хватало; и нельзя было служить литургию, которую Феодосий так любил. Он и решил печь просвиры, чтоб всегда их было нужное количество. Очень по сердцу ему это пришлось. Встанет, когда все еще спят, уложит в печи дрова, выбьет огонь. Пока пылают дрова, замесит тесто, разделает его на выскобленном добела столе, а когда дрова прогорят, разгребет жар и поставит просвиры печься. И всякий раз ему внове это чудо ‒ что из бледного теста, сыро пахнущего, сила огня и креста сотворит плоть божью, спасение человеков. И с замиранием шепчут его губы: ‒ Господи, благодарю тебя, что сподобил!

 

Отрывок из повести «Феодосий». «Лики на заре». 1966. В.Ф. Панова

Церковь – народ Божий

Дом Божий называется храмом. Люди в храме называются церковью. Это православные христиане, народ Божий. Утром в воскресенье православные христиане собираются в храме на богослужение. Эта служба называется литургия (служение, общее дело).

Церковь также называют кораблем спасения. Нашу жизнь можно сравнить с морем, через которое человек проходит свой земной путь от рождения до вечности. Удобнее преодолеть житейское море не в одиночку, а на корабле, Капитан которого – сам Христос. Вместе с Ним – Богородица, все святые, ангельский мир. Этот корабль непотопляем, потому что идет под парусами веры, надежды, любви в наше Отечество Небесное.

У того, кто является частью церкви есть видимый знак. Каждый православный христианин носит нательный крестик. Крест – это символ победы Жизни над смертью.

 

 

Церковь – со Христом народ,
Православия оплот

«Добронравие для маленьких»
АНО «Семья России», 2016

Дитя

Отрешенно и безгрешно
На руках сидит дитя.
Улыбается беспечно,
Славы мира не ища

Подарила людям Вечность,
С неба звездочку свою.
Облеклась в плоть Бесконечность,
В жизни новую зарю.

Чуть качается головка,
Словно в поле колосок.
И звучит пока неловко,
Тонкий, звонкий голосок.

Глаз озера голубые.
Чистоты души кристалл.
В детстве все почти святые,
А потом, кто что стяжал.

 

Сергей Заляжный, СПб, 2009

Пустынник и волчица

Видели мы и другого чудного мужа. Он жил в маленькой пещере, в которой возможно было помещаться только одному человеку. К нему во время его трапезы обыкла приходить волчица, и редко когда зверь этот ошибался, не попадал в обычный час употребления пищи. Ожидала волчица всегда у входа в пещеру столь долго, доколе пустынник не выносил ей остатков от трапезы своей: тогда она лизала его руки и уходила, как бы исполнив долг свой и получив утешение. Случилось, что святой отлучился на довольно продолжительное время из пещеры, провожая посетителя – брата, и возвратился только к ночи.

В этот промежуток приходила волчица к обычному часу трапезы. Ощутив, что келлия пуста, что господин ее находится в отсутствии, она вошла в пещеру, тщательно отыскивая обитателя. В пещере висела корзинка из пальмовых ветвей с пятью хлебами. Из этих хлебов один волчица достала и съела; за тем, совершив преступление, ушла. Пустынник возвратившись увидел, что корзинка повреждена, и что не достает одного хлеба. По оставшимся крохам от съеденного хлеба, он легко угадал виновного. Справедливость подозрения подтвердилась последствиями: в следующие дни волчица не приходила по обычаю своему, не решаясь в сознании дерзновенного поступка прийти к тому, кому она нанесла оскорбление. Прерванное знакомство с воспитанницею огорчало пустынника.

Призванная его молитвами, она, по прошествии семи дней, возвратилась и села по обычаю пред пещерою в то время, как пустынник употреблял пищу.

Однако, смотрите, какова была стыдливость кающейся! Волчица не осмелилась подойти так близко, как подходила прежде, но сидела вдали, опустив глаза в землю по причине глубокого стыда, чем ясно выражала, что просит прощения.

Пустынник, сжалившись над нею, приказал ей подойти ближе и, ласково погладив рукою по голове печальную, угостил ее удвоенным количеством хлеба. Получив прощение, волчица развеселилась и снова начала исполнять принятую ею на себя обязанность – посещать пустынножителя. Воззрим и в этом отношении на силу Христа, Которому повинуется все, даже лишенное разума, пред Которым укрощается все зверское: волчица находится в услужении! Волчица сознается в согрешении воровством! Волчица подчиняется действию стыда по причине сознания! Призванная, она приходит, подставляет голову, понимает, что ей подано прощение, подобно тому, как ощутила стыд от впадения в погрешность.

Это – Твоя сила, Христос! Это Твои чудеса, Христос! Тебе принадлежат дивные дела, совершаемые служителями Твоими во имя Твое! То достойно неутешного плача, что звери ощущают Твое величие, – не ощущают его человеки.

Свт. Игнатий Брянчанинов
«ОТЕЧНИК. Повести из жития старцев, преимущественно египетских, которых имена не дошли до нас».

1 августа – День обре́тение мощей прп. Серафи́ма, Саровского чудотворца (1903)

НАШ СВЯТОЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ

 

   19 июля 1759 г. В семье купца Исидора его жена Агафия родила сына. Младенца окрестили и нарекли Прохором.

Исидор Мошнин занимался сооружением нового большого собора в Курске по проекту знаменитого архитектора Растрелли. Но он умер, когда его сыну было 3 года. Агафия воспитывала сына одна и продолжала строительство собора. Мальчик быстро подрастал и очень любил ходить в церковь молиться.

Однажды, когда Прохору было 7 лет, мать взяла его посмотреть строительство собора. Они поднялись на самый верх колокольни. И вдруг мальчик упал на землю, но остался невредим. Так с самого детства Бог хранил Своего избранника.

Прошло еще три года. В возрасте 10 лет Прохор очень серьезно заболел и был на грани смерти. Однажды во сне он увидел Божию Матерь, и Она обещала ему помочь. На следующий день его мама Агафия посмотрела в окно и увидела крестный ход с чудотворной иконой Богородицы Девы. Мать взяла мальчика на руки и вынесла его к процессии. Здесь икону пронесли над мальчиком, и с того дня Прохор почувствовал себя лучше. Так сбылось обещание Божией Матери исцелить его.

Прохор не был похож на других мальчиков, своих сверстников. Он много читал, очень любил чтение Библии. Каждый день он молился в церкви. Его душа стремилась к Богу, Которого он любил всем сердцем, больше всего на свете. Учился он очень хорошо.

У Прохора было желание уйти в монастырь. Наконец он сказал матери о своем желании. Тяжело было Агафий расставаться с любимым сыном, но она разрешила ему. Агафия благословила сына и дала ему большое медное распятие, которое было ему очень дорого, которое затем всегда было с ним всю жизнь.

В возрасте 17 лет Прохор оставил семью и дом. Не зная, какой монастырь выбрать, Прохор решил пойти в Киев посоветоваться с монахами. Старец Босифей указал ему путь в Саров, сказав: «Иди в Саровскую обитель. Там Дух Святый будет вести тебя ко спасению. Там ты закончишь свои дни». Прохор поклонился монаху и поблагодарил его. Затем он отправился в Саров.

Здесь богочестивого юношу принял настоятель Пахомий. И настоятель и монахи искренне полюбили доброго и усердного послушника. Прохор был всегда в добром расположении духа и трудился усердно. Он был строителем, рубил деревья в лесу, выпекал хлеб, был очень искусен в столярном деле. Но главным было для него научиться молиться, приучить свой ум и душу возноситься к Богу.

Прохор приходил первым к церковным службам, а покидал церковное здание последним. Он любил долгие монастырские службы, часто читал Евангелие. С самого начала своего монашеского пути он твердо решил, что в жизни будет надеяться только на помощь нашего Господа Иисус Христа и на помощь Божией Матери. Эта вера и надежда спасли его снова во время его тяжелой болезни. Он был очень серьезно болен 3 года. Вновь явилась Божия Матерь и исцелила его. Прохор был послушником 8 лет. 13 августа 1786 года Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, что значит «пламенный».

В 35-летнем возрасте отец Серафим оставил обитель и поселился в маленькой деревянной избушке в лесу на берегу реки Саровки. Около избушки он возделал небольшой огород. Он молился, работая там, благодаря Бога и Царицу Небесную за хлеб насущный. Зимой и летом он носил одну и ту же простую одежду. На спине он всегда носил тяжелую котомку с песком и камнями чтобы смиряться и смирять свое тело, а сверху была его любимая книга – Евангелие.

Отец Серафим так сильно укрепил свой дух, что Господь Бог вернул ему тот высокий дар, который Адам имел в раю, когда дикие звери и птицы повиновались ему. И старец Серафим любил их и заботился о них. Много раз люди видели, как он кормил большого медведя, который понимал все слова и команды отца Серафима. Отец Серафим прожил в лесу 15 лет. Там было два больших камня: один камень в его избушке, другой камень был в лесу. 3 года с утра до вечера Серафим молился на коленях на камне в избушке. По ночам он молился на коленях на камне в лесу. Он молился словами евангельского мытаря: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!». (Лк.18:13) 1000 дней и 1000 ночей в любую погоду: когда было холодно, когда было жарко, когда шел дождь, когда шел снег.

Однажды старец Серафим рубил дрова в лесу. Вдруг три неизвестных человека напали на него, требуя денег. Разбойники жестоко избили старца, оставили его, истекающего кровью на земле, и вошли в избушку искать деньги. Но в избушке разбойники нашли только икону и несколько книг. Тогда они поняли, что убили праведника. Они испугались и убежали прочь.

Но Серафим выжил. Он пришел в себя, нашел силы преодолеть боль, и он добрался до монастыря. Вызвали врачей из города. Они долго совещались: «Что делать?» Но вдруг старец Серафим увидел сияние. В этом сиянии была Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном. Богородица сказала: «Сей от рода Нашего». Сразу же старец Серафим почувствовал себя лучше и стал выздоравливать.

Старец Серафим просил простить разбойников. Но Господь Бог наказал их. Пожар уничтожил их дома. Тогда-то они прибежали к Серафиму со слезами раскаяния. Они просили Серафима простить их согрешения. Серафим простил их, потому что его сердце горело любовью ко всем людям и ко всему живому.

12 мая 1810 года старец Серафим пришел назад в Саровский монастырь, и он провел 5 лет в своей келье. Сама Царица Небесная велела ему принимать посетителей и поучать их. По всей России разнеслась весть, что в Саровском монастыре Господь дал великого подвижника, «который исцеляет больных, утешает скорбных, наставляет заблудших на правый путь». С тех пор батюшка Серафим принимал посетителей. Его внимание, забота, любовь привлекали к нему много людей. Батюшка Серафим всегда помогал бедным, богомольцам, сиротам, вдовам. Он утешал их, вразумлял их и давал мудрые советы. С помощью его молитв многие люди выздоравливали.

Недалеко от Сарова был Дивеевский женский монастырь, который связан с именем русской женщины Агафии Мельгуновой, известной под именем монахини (матушки) Александры. После ее кончины, 25 ноября 1825 года на берегу реки Саровки Сама Царица Небесная явилась батюшке Серафиму с двумя апостолами: Св. Петром и Иоанном Богословом. Божия Матерь ударила о землю своим жезлом, и фонтан чистейшей воды вышел из земли. Богородица Дева поручила Серафиму из Сарова заботиться «о сиротах Дивеевских» и построить новую обитель. Она показала ему место для этой новой обители и обошла это место.

В последние 10 лет его жизни тысячи людей приходили к батюшке Серафиму и он находил время и слова для всех их: как для богатых, так и для бедных, как простым, так и ученым, как вельможам, так и простолюдинам, как больным, так и здоровым.

Батюшка Серафим умер 2 января 1833 года и был похоронен в Сарове.

Много людей приходило на его могилку помолиться. Там происходило много чудес. Русская Православная Церковь причислила к лику святых великого старца Серафима из Сарова Останки его тела сейчас являются святыми мощами.

Торжественная церемония произошла в Сарове 31 июля 1903 года. Его святые мощи были перенесены в Успенский Собор Государем Императором, Великими князьями, митрополитом и архиереями. Много людей со всех частей России присутствовало на той церемонии.

 

Составитель Н.А. Матагаева
Нижний Новгород, 2015

Мама


Нет, наверное, среди наших читателей, и юных, и возрастных, ни одного, кто не видел иконы Божией Матери с Богомладенцем Иисусом Христом на руках. Маленький Спаситель прижимается головой к щеке (как сказали бы в старину – к ланите) Пречистой Девы, Которая обнимает рукой Своего Сына, смотрит с иконы на мир, скорбя и молясь о каждом из нас. Этот образ именуется «Умиление», и прекраснее его нет на свете. Древняя икона с великой и победоносной силой свидетельствует, что всякая благочестивая мать-христианка обнимет свое дитя во Царствии Небесном после того, как воскрешены будут тела усопших на Страшном Суде Христовом. И там, в Небесном Иерусалиме, незаходимым светом будет сиять Солнце правды – Воскресший Христос, и там всегда будет мама, и там всегда будем мы – если заслужим у Бога вечного блаженства делами веры и любви на этой грешной земле.
Протоиерей Артемий Владимиров
“Учебник жизни”, изд-во “Филарет”, 2006

28 июля – день святого равноапостольного великого князя Влади́мира

РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР

 

Князь Владимир родился в 963 году. Когда он был еще ребенком, видел свою бабушку равноапостольную княгиню Ольгу исповедующую христианскую веру. В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В 978 года в Киев, становится “единодержцем” Киевского государства. В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Наверное, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера.

Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков. Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу Православия. Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевской Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.

Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе». Владимир принял окончательное решение креститься.

После крещения в византийском городе Корсунь, князь Владимир вернулся в Киев и привез с собой из заморских земель православных священников. Первыми они крестили в новую веру сыновей, потом бояр. Источник, где их крестили, стал называться Крещатиком.

Великий князь начал активно бороться с язычеством. По его приказу рубили идолов, которых он сам еще недавно установил в столице Руси. По инициативе князя-христианина священнослужители рассказывали народу о Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ князя Владимира всем гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Это событие стало первым в череде массовых крещений на Руси.

Далее крестился Новгород. Затем последовали Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк и другие города. Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

За что еще почитается князь Владимир святым – это его собственное перерождение и живое обращение к Богу. Он не только принял веру, но и любовь христианскую. До сих пор живы воспоминания о нем как о «Ясном солнышке». Все нуждающиеся получали еду, питье, одежду и денежное пособие, причем больным и калекам эта помощь доставлялась на дом. Услышав слова Евангелия о блаженстве милостивых и о раздаче имущества бедным, он осуществлял эти слова на деле. Митрополит Илларион, один из воспитанников созданной князем Владимиром в Киеве школы, передает, что святого князя мучила необходимость казнить явных разбойников.

Святой князь Владимир подает нам замечательный пример того, что добрыми делами во имя Христа пользуются и современники и через тысячу лет отдаленные потомки.