О ХРАМЕ

Академик Дмитрий Лихачев

Выдающийся Божий угодник Феодосий Печерский говорил: входя в храм и поклонившись трижды до земли, следует со страхом безмолвно стать «при стене», «гласы немолчны воспевающи к Всевышнему», ибо не имеющие себе подпоры стены и столпы храмов «нам суть на честь сотворены».

«На честь» человеку созданы, не только стены храмов, но и все изображенное на них и все украшающее их – иконы и паникадила, утварь храма и его мозаичные полы. Отсюда – высокое представление о человеке, о его достоинстве, несуетном уме, высокой мудрости и щедрой доброте. Эти представления воплощены в образах людей на мозаиках, фресках и иконах – в их лицах, как бы озаренных внутренним светом «горнего ума», «ликования», означавшего в Древней Руси не только изображение ликов, но и торжествование, радование, а также хоровое пение. Почему именно хоровое? Потому что самым важным в существе ликов была их соборность и «собранность» в единое сообщество, их причастность к единому, составляющему мир целому.

Лицо человека, согласно «Поучению» Владимира Мономаха, – это самое большое чудо во всей вселенной, ибо в мире нет двух одинаковых лиц: «И этому чуду подивимся, – пишет киевский князь Владимир Мономах, – как из земли созданный человек имеет столь разнообразные лица. Если и всех людей собрать, то не все они на одно лицо, но каждый имеет свое обличье, по Божьей мудрости».

Удивление перед человеческим лицом – «ликом» пронизывает собой все искусство Киевской Руси. Человек – это микрокосм, а храм – это своего рода человек. Не случайно поэтому основные части храма названы по подобию человека: окна – это очи человека (корень «окна» – око), купол – глава, поставлена эта глава храма на шее, основание храма – его подошва. А выступы в городских стенах – грудь. Защитные от дождя выступы над окнами очами – бровки. Двери домов и крепостей – их уста.

Тот же ликоподобный и человекоподобный облик имеет и мир.

Солнце на миниатюрах изображается с ликом – лицом. Звезды в целом составляют лик – единое лицо и целый хор: небо венчает «лик звездный». Лик и множествен, и един одновременно: это и неповторимый облик человеческого лица, и вся их совокупность – лик монашеский, лик святых, лик поющих в церкви, лик и отдельных изображений, и всей совокупности изображенного на стенах церкви мозаикой и фресками, икон и самих предстоящих перед ними. «Ликом», своеобразным хором была и вся совокупность русских городов с Киевом как их духовной столицей.

Вопросы батюшке

На вопросы  отвечает архимандрит Нектарий (Головкин)

Правда ли, что существовали динозавры?

Когда-то я посещал далёкую Монголию. В одном из музеев города Улан-Батора хранится огромный скелет динозавра, найденный в пустыне Гоби на юге Монголии. Там и поныне археологи находят останки множества динозавров.

 

Что Бог создал первым – яйцо или курицу?

Когда Бог творил жизнь на земле, то предусмотрел и продолжение рода различных видов животных, в том числе и пернатых. Так Творец создал и курицу с возможностью размножения. Первая курица была сотворена со способностью нести яйца и инстинктом высиживания их, из них и вылупляются цыплята.

ХОЧУ БЫТЬ БУЙВОЛОМ

Притчи Паисия Святогорца

Все мучения человека, по словам старца Паисия, бывают от недовольства тем, что он имеет, и что дал ему Бог. А ведь Бог любит всех и каждому даёт именно то, что ему полезно. Но некоторые мучаются и думают: «Почему он такой, а я нет?»

Вот и лягушка, о которой пойдёт речь, всё время всем завидовала. Другим лягушкам нравилось их болото, и они с большим удовольствием жили в нём. Но наша лягушка была всем недовольна. — «Почему другие живут в норах, а я живу в болоте? — думала она. — Почему другие звери выглядят лучше меня?» Однажды рядом с болотом проходил буйвол. Он даже и не заметил маленькой лягушки, но она была поражена. — «Какой он большой!» — подумала она и воскликнула: «Хочу быть буйволом!» Другие лягушки стали отговаривать её: «Будь такой, какой сотворил тебя Бог!» — «Ни за что! Хочу быть буйволом!» — заупрямилась лягушка и стала дуться. Дулась-дулась, дулась-дулась — и… лопнула!

Так будь тем, кем сотворил тебя Бог! Он даёт каждому то, что поможет ему спастись и достичь вечной жизни. Любовь Бога сделала меня человеком. Бог принёс Себя в жертву за меня. Будем же за всё благодарны Ему!

ДУХОВНЫЙ БУКВАРЬ

Иже

Иисус Христос всех нас
На кресте, страдая, спас.
Только помним ли о том
Все мы – пред Его Крестом?..

 

 

И краткое мы видим в слове «рай»,
И в слове «злой» его увидим тоже.
Слов очень много: только выбирай,
Какие тебе ближе и дороже!

 

 

Ка́ко

К – конечно, крест над храмом.
Он, и крестик на груди
Говорят о важном самом,
Что сейчас и впереди!

 

Лю́ди

Буква Л нас очень любит:
Приласкает, приголубит,
Поцелует в путь-дорогу
И направит прямо к Богу!

 

Евгений Санин

 

Раньше на Руси

Раньше на Руси не только праздник Пасхи, но и вся последующая за ним пасхальная неделя была заполнена развлечениями: водили хороводы, качались на качелях, гуляли с песнями по улицам, обходили дома с поздравлениями. Главным развлечением Пасхальной недели были игры с крашеными яйцами: катание с лотка, битье, прятание и угадывание яиц.

Катание яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный “каток” и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к “катку” и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось.

Собиравшиеся на Пасху дети очень любили искать яйца в квартире или в саду. Кто-нибудь из старших заранее прятал картонные, бумажные или пластиковые яички с сюрпризами. Чтобы получить сюрприз, надо было отыскать яйцо. Если детей было много, они делились на “команды”, и каждая команда старалась выиграть, найдя как можно больше яиц в отведенное для этого время.

Соревнуются, чьё яйцо будет дольше крутиться. По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.

Играющие садятся у стен комнаты друг против друга и катают крашенки. Крашенки сталкиваются. Чьё яйцо разбивается, тот отдаёт её сопернику.

Крашенки катают с горки. Чьё яйцо дальше укатится, тот и победитель. Он забирает крашенки остальных.

Бой крашенками. Играющие выкрикивают: “Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни! К бою готов!” Игроки бьют крашенками любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобъется, или даст трещину, тот проигравший.

Указания к проведению: в эти игры можно играть везде. Чем старше дети, тем более сложные варианты им можно предлагать. Можно играть вдвоём, однако с большим количеством они проходят интереснее.

Эстафета “Пасхальный стол”. Участвуют 2 команды. В зависимости от количества участников определите и придумайте этапы эстафеты. Например:

1-й этап

Первый участник добегает до стола (удаление 5-6 метров). Ему необходимо очистить яйцо, сваренное на пасху и окрашенное, съесть его (поставьте соль, теплый чай, чтоб можно было запить), скорлупу сложить в спичечный коробок, закрыть его и вернуться с ним обратно.

2-й этап

Второй участник, добежав до стола, должен аккуратно порезать кулич, уложить его на тарелке кусочками.

3-й этап

Третий участник готовит пасху из предложенного набора продуктов: творога, масла, изюма, сливок.

4-й этап

Четвертому участнику даются ложка и яйцо. Он должен подкатить к “Пасхальному столу” по бумажной дорожке ложкой яйцо. А пятый участник должен подкатить яйцо носом. Вы можете продолжить количество этапов эстафеты сами.

После конкурсов пригласите детей к праздничному столу, не забудьте помимо пасхальных блюд приготовить малышам сладости. А после легкой закуски можно предложить детям очень популярную в России в свое время игру в камешки. (Эта игра не так подвижна, но очень увлекательна и полезна, воспитывает внимание, находчивость, развивает ловкость рук и пальцев).

Для игры дети с помощью особого жребия решают, кому за кем бросать камешки: играющие берут 5 камешков, слегка подбрасывают их вверх, поворачивают руки ладонями вниз и пытаются их поймать на тыльную сторону руки. У кого на руке окажется больше камешков, тот и начинает игру. Затем участники садятся в кружок у стола, у каждого свои камешки. Место, где проходит игра, называется коном. Очередь игроков устанавливается по кругу.

Для игры нужно 40 камешков. Все камешки, кроме одного, кладут на кон. Первый игрок подбрасывает один камешек и, прежде чем поймать его, быстро берет с кона столько камешков, сколько успеет, и ловит брошенный. Поймав его, играющий откладывает все камешки в сторону, кроме одного, снова подбрасывает один камешек и, пока он летит, опять берет с кона камешки. Если играющий не поймал брошенный вверх камешек, игру начинает второй игрок. Кто больше поднимет камешков, тот и считается победителем

Пасха

Пасха — Светлое Христово Воскресение. Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней. Готовились к нему 7 недель — 49 дней. А неделя перед Пасхой называлась Великой, или Страстной. Великий Четверг — день духовного очищения, принятия таинства причастия. Страстная Пятница — напоминание о страдании Иисуса Христа, день печали. Великая Суббота — день ожидания, в церкви уже читают Евангелие о Воскресении. Пасха — воскресенье, когда мы празднуем Воскресение Спасителя.
Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, создавал много чудес, исцелял и воскрешал людей. Ты же помнишь рождественскую историю? Появлению Христа многие радовались. Но были и те, которые не верили в его святость. Они старались помешать Иисусу рассказывать о Царстве Бога. Среди вождей того времени было много таких, которые ненавидели Христа и желали от Него избавиться. Иуда, один из учеников Господа, решил передать Христа этим злым людям. Он подошёл к своему Учителю и поцеловал Его. Это был знак. Иисуса немедленно взяли под стражу. А Иуда за это получил 30 серебряных монет. Таким образом, он продал своего Учителя.

Иисуса допрашивали перед синедрионом — высшим иудейским судом. Старейшины и судьи искали доказательства, чтобы осудить Иисуса. Над ним издевались, но он терпел.
В конце концов Его осудили на смертную казнь. Это было страшное событие. Иисуса распяли на кресте на горе Голгофа. Когда он умер, земля вздрогнула, начали распадаться скалы. Это произошло в пятницу. Теперь мы этот день называем Страстной Пятницей. В этот скорбный день надо молиться.

Когда прошла суббота, ночью, на третий день после своих страданий, Господь Иисус Христос ожил, воскрес из мёртвых. В воскресенье утром пришли женщины с благовониями, чтобы смазать тело Спасителя. Но вместо Него увидели Ангела. Он известил о Воскресении Господнем: «Не бойтесь. Я знаю, что вы ищете распятого Иисуса. Но не следует искать Живого среди мёртвых. Он воскрес, как и обещал вам. Идите и расскажите ученикам Иисуса, что Он воскрес из мёртвых и ждёт их».

Радость охватила людей. С тех пор мы празднуем Пасху — праздник Возрождения. Господь победил смерть и показал, что для тех, кто в Него верит и живёт согласно Его заповедям, нет ни смерти, ни ада.

Готовясь к Пасхе, люди преисполняются радости и веры. С Чистого Четверга начинается любимое действо — раскрашивание и роспись яиц. В простые узоры вложено много смысла. Волнистые линии — это моря-океаны. Круг — яркое солнышко. По традиции, готовые крашанки и писанки складывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда — на нежно-зелёные листья салата, которые специально выращивали к празднику. Сочная зелень и яркие цвета пасхальных яиц создавали праздничное настроение.

А когда мама выпекает пасхальные куличи, во всём доме стоит сладкий аромат ванили, изюма — настоящего праздника!

В ночь Воскресения Христа происходит праздничное богослужение (Пасхальная Служба Божья). В красивых корзинах к церкви несут разные кушанья — куличи, сыр, масло, которые символизируют благополучие, писанки и крашанки. В корзину кладут соль — символ мудрости. Торжественная процессия с певчим и священником благословляет людей.

Вернувшись домой, люди разговляются — едят вкусную пищу после Великого поста. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости и вечери Господней. На пасхальный завтрак собираются самые близкие родственники. Хозяин подходит к гостям с пожеланиями и словами «Христос воскрес!», а потом целует каждого. Отвечать надо так: «Воистину воскрес!» Свячёное яйцо нарезают на столько частей, сколько присутствующих лиц. На столе горит свеча как напоминание о светлости этого дня. Начинать пасхальный завтрак обязательно надо с кулича. Даже крошки этого хлеба, которые упали на пол, ни в коем случае нельзя выбрасывать.

Всю Светлую неделю длится праздник. В сёлах был обычай: вечером скрипачи ходили по сёлам и под окнами играли в честь Христа.–

Архимандрит Нектарий (Головкин)

Благовещение Пресвятой Богородицы

В небольшом Галилейском  селении Назарете жила Дева Мария.  Она дала обет Богу, что будет сохранять свое девство и чистоту всю жизнь. Первосвященник обручил ее дальнему родственнику престарелому Иосифу.  Иосиф был богобоязненным, праведным и очень добрым человеком. Они  хоть и назывались: «муж  и жена», но жили как брат с сестрой.  Иосифу было  около восьмидесяти лет, а Марии  всего  шестнадцать.  Однажды явился перед  Марией архангел Гавриил. Ангелы – это бесплотные духи, которые служат Богу и славословят Его, как, например, слышали однажды пастухи в Рождественскую ночь дивное пение: «Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех  благоволение».  Гавриил приветствовал Марию словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». В руках он держал масличную ветвь, которая символизировала примирение Бога с человечеством.  Ведь люди, после грехопадения Адама и Евы – первых людей на земле – были оставлены Богом и жили вне рая. И вот наступило время, когда  через  Деву Марию, самой безгрешной из людей, пришло примирение Творца с человечеством. Архангел сообщил Марии, что Она обрела благодать у Бога и  зачнет во чреве от Духа Святого и родит Сына и  даст Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего и будет царствовать во веки. Мария, в глубоком  смирении, склонив голову, слушала слова Гавриила и в ответ сказала ему: се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему.

     Так и мы, дорогие дети, будем добрыми и смиренными людьми. Будем с глубокой  верой и доверием внимать словам Евангелия. Ведь через Евангелие мы узнаем волю Божию. Какими мы должны быть людьми и как надо  поступать в тех или иных случаях. Если в нашем сердце живет память о Боге и мы послушны Ему, то,  значит, мы уже живем в царстве Богочеловека Иисуса Христа, Который восседает одесную Бога и Отца.

Архимандрит Нектарий (Головкин)

О церковных праздниках

Начало христианских праздников восходит к самой глубокой древности. У всех известных нам древних народах основные праздники были приурочены к циклам природы, к началу или концу сельскохозяйственных работ: наступление весны, первая пахота или сбор урожая и, как правило, сопровождались различными обрядами и ритуалами.

В Ветхозаветной Церкви связь праздников с временами года тоже существовала, но языческий смысл торжеств, как приобщение к силам природы, в истории еврейского народа был заменен благодарностью Богу за Его благодеяния.

До Христа приносили жертвы Богу, закалывая животных – христиане заменили кровавые жертвы приношением хлеба, вина и елея (масла) в дар Богу. В Ветхозаветной Церкви обычай возжигать светильники символизировал грядущего Мессию – избавителя иудеев. В христианской – свет означает обильное духовное просвещение Новозаветной Церкви, начавшееся с приходом Богочеловека Иисуса Христа.

Константин Великий один из первых римских правителей, который издал указ, запрещающий языческие жертвоприношения и повелевал праздновать дни воскресные и дни мучеников. В воскресные дни воины освобождались от воинских занятий для совершения молитвы; приостанавливались всякие работы, кроме земледельческих. На Руси в великие праздники запрещено было совершать суд и сажать в темницы.

Со временем все церковные праздники были поделены по виду на Господские, Богородичные и Святых, а по торжественности празднования – на Великие Двунадесятые, великие, средние и малые.

С самого основания Церкви и поныне первенство среди праздников занимает Пасха или Воскресение Христово – самый радостный и торжественный церковный праздник. Пасха празднуется в течение сорока дней, потому – что Иисус Христос сорок дней пребывал на земле, являясь апостолам и наставляя их тайнам Царствия Божия. После Пасхи по важности следуют двенадцать главных праздников – Великие Двунадесятые праздники: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Троица, Рождество пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение, Сретение Господне, Успение пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Воздвижение.

Великие, средние и малые праздники – посвящены дням памяти святых, знаменательным событиям церковной истории, а также прославлению икон.

Праздники – не просто дань прошлому. Участвуя в них, каждый верующий приобщается к духовному опыту Церкви, вновь переживает великие события евангельской и церковной истории. Святой Григорий Богослов учит: «Праздновать – значит приобретать для души блага постоянные и вечно обладаемые; главное в праздник памятование о Боге и небесном отечестве нашем».

иеродиакон Виктор Смирнов

Великий Четверг

5 апреля – Великий четверг

В Великий четверг Страстной недели церковь вспоминает о евангельских событиях, бывших когда-то в этот день:
Тайной Вечере (последней совместной трапезе Христа с апостолами) – таинство Святого Причащения;
выражении Господом любви и кротости по отношению к своим ученикам омовением их ног;
вознесении Иисусом молитвы Отцу своему в саду Гефсиманском;
предательстве Спасителя Иудой, что продал Учителя за тридцать сребреников.

В Великий Четверг начинаются приготовления к Пасхе.

Вопросы батюшке

На вопросы  отвечает архимандрит Нектарий (Головкин)

Как Господь может ответить человеку?

В Евангелии мы читаем прямую речь Иисуса Христа. В Его поучениях, обращённых к людям и есть ответы на все вопросы, необходимые для спасения бессмертной души человека, а также для повседневной жизни на земле. 

Что Бог создал первым – яйцо или курицу?

Когда Бог творил жизнь на земле, то предусмотрел и продолжение рода различных видов животных, в том числе и пернатых. Так Творец создал и курицу с возможностью размножения. Первая курица была сотворена со способностью нести яйца и инстинктом высиживания их, из них и вылупляются цыплята.

Вход Господень в Иерусалим

Почти за тысячу лет до явления в мир Спасителя нашего Иисуса Христа жил на земле великий царь и пророк Давид. Он заботился не только об укреплении своего государства, но и чтил Бога. Однажды царь задумал построить величественный храм, посвященный Богу живому, и начал для этого готовить различные строительные материалы. Также царь Давид сочинял псалмы.  Потом хор исполнял их на богослужении. В  псалмах пророк писал и о  событиях, которые в будущем исполнялись, потому что пребывал на нем Дух Святой.  И вот в одном из таких псалмов  Давид пишет  так: « Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих».

Так же и другой пророк Захария говорит: Ликуй, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на молодом осле.

Прошло  много веков. И вот за несколько дней до злодейского предательства Спасителя  Иудой –  одного из  двенадцати учеников Иисуса Христа – Господь торжественно, как Царь,  въезжал на молодом осле в город Иерусалим.  Многие жители вышли Ему на встречу, среди  которых были  и дети, все держали в руках пальмовые ветви, которые бросали под ноги Царя мира и Спасителя нашего Иисуса Христа.  Возвысив голос, люди  кричали:  «Осанна в вышних!  Благословен  грядый во имя Господня!»

Дорогие дети, Православная Церковь  ежегодно в воскресный день,  за неделю до Пасхи,  торжественно празднует Вход Господень в Иерусалим. Все верующие люди  идут в храмы  с вербами, которые освящаются на  вечернем богослужении.  У нас на Руси не растут пальмы – они растут на юге, – а  вербы, почки которых прорастают первыми из всех растений после зимы, –  являют собой нам образ воскресения из мёртвых.

Вот почему в этот день все православные люди  радуются Богу и, веруя,  предвкушают будущее воскресение мертвых.

Архимандрит Нектарий (Головкин)

Родина любимая моя

Что такое Родина?
Это – дом родной,
Где живут родители
И братишка мой!

Это – лес за окнами,
Озеро и сад,
Там весной в скворечники
Птицы прилетят!

Это – лето жаркое,
Полное цветов!
Это – осень яркая,
А зимой – сугроб!

В мире нет прекраснее
Места для меня!
Родина любимая,
Родина моя!

Что такое – Родина?
Деревенский дом.
Где сидим мы с бабушкой
Вместе за столом.

Серый кот на коврике
От тепла мурчит,
К нам в окно рябинушка
Веточкой стучит.

Сердце бьется радостно,
На душе – покой.
Лучше в мире места нет,
Чем мой край родной!

В мире нет прекраснее
Места для меня!
Родина любимая,
Родина моя!

Марина Куфина

ДУХОВНЫЙ БУКВАРЬ

Добро́

Д – это добро и дом.
И, хоть есть слова иные,
Я из лучших слов, с трудом
Выбрал – самые родные!

 

 

Есть

Буква Е есть в слове «честь»,
И, увы, в словах «лесть», «месть».
Нам, конечно, по пути
С «честью» вместе с «Е» идти!

 

Живе́те

Жизнь нам Господом дана,
И когда идёт она
Вместе с Богом – то прекрасна!
С этим буква «Ж» согласна…

 

Земля

Заповедал людям Бог
Среди множества дорог
Выбирать всегда лишь ту,
Что ведёт нас ко Христу!

 

 

Евгений Санин

Правильный выбор

Женя торопился —   сегодня ответственный футбольный матч, он вратарь, и тренер несколько раз внушительно просил его не опаздывать на автобус. Сбор в 9.00, время — 8.30… Ну  ничего, он успеет! Улицы пусты в  столь ранний час, только впереди него медленно идет мужчина. Видно было, что он уже немолод, спина у него согнута, рука опиралась на   трость. Мальчик почти  поравнялся с ним, как вдруг тот выронил палку, пошатнулся и грузно осел на землю…
В ту же секунду Женя оказался рядом.
— Что с Вами? Вам плохо?— он наклонился к мужчине. «Может, пьяный?», —мелькнула у него мысль… Но алкоголем не пахло. Мальчик увидел, что лицо у человека совсем белое, а губы — синие. «Скорую!», — Женя выхватил из кармана телефон и набрал 030.
— Скорая? Тут человек упал, ему плохо!… Нет, не пьяный, просто шел и вдруг упал!… Дышит, только белый совсем!…  Адрес?…— мальчик обернулся, и назвал номер дома, который был рядом,— Пожалуйста, приезжайте скорее!
Выключив телефон, он оглянулся по сторонам — на улице по— прежнему никто не появился. «Что же делать!» — в растерянности соображал он, —  « Меня же ребята ждут! И мужчину одного здесь оставлять нельзя! Что же делать… Если я опоздаю, меня тренер убьет!»
Женя набрал номер телефона тренера.
— Андрей Ильич , тут мужчина сознание потерял, я «Скорую» вызвал, а здесь нет никого,   кроме меня… Подождите немного, пожалуйста,   я только людей поищу!
На том конце трубки сначала молчали. Потом тренер решительно потребовал от  основного вратаря быстро найти себе «замену», и — бегом на автобус! «Только десять минут у тебя!»— услышал мальчик.
Женя сунул телефон в карман и тревожно взглянул на мужчину—тот по— прежнему лежал, закрыв глаза. Тогда мальчик встал лицом к дому, набрал воздуха и крикнул:
— Эй, лю— ю— д— и— и! …Тут  человеку плохо!
И еще громче:
— Эге— гей!…Тут  дедушка упа— а— л!…
Из окон стали выглядывать…  Через минуту внизу уже собрались несколько женщин, которые сразу же узнали бывшего без сознания человека — он жил в соседнем доме…
— Да это ж Михаил Павлович, у него мой сын учился !—  воскликнула одна.
— Тетеньки, я вызвал «Скорую», они уже едут сюда, а меня  команда ждет… Вы же побудете здесь, да?—  умоляюще спросил Женя. Он уже дважды отвечал на гневные звонки тренера: «Я уже бегу, Андрей Ильич!»
— Конечно, сынок, мы побудем здесь! Спасибо тебе!— отпустили его женщины.
И только он пошел…
— Стой, миленький!— опять остановили его,— У тебя ножки быстрые, добеги до соседнего дома, до второго подъезда,  вызови по домофону дочку его! Скажи, что отец без сознания! Квартира десять, а дочь Таней звать!
Женя вздохнул, сбросил спортивную сумку на землю, и пулей рванул к соседнему дому… Через две минуты он уже примчался, запыхавшись, обратно:
— Все, она прибежит сейчас! Ну, я пойду? — он подхватил сумку и припустил к остановке. Навстречу ему уже неслась машина «Скорой помощи»…
На автобус Женя опоздал на десять минут. Все его ждали и встретили радостными криками. Даже тренер скупо похвалил его за то, что он не оставил человека в беде и сообразил, как позвать других на помощь…
Команды вышли на поле и игра началась. Вратарь был «в ударе» и ловил и отбивал совершенно невероятные мячи! И другие игроки их команды были «на высоте». И случилось невозможное — они выиграли матч у заведомо более сильного противника! — Это за Женькино доброе дело нам так повезло сегодня!— полушутя— полусерьезно сказал Андрей Ильич…
Возвращаясь вечером с тренировки, Женя проходил мимо того же дома, где он утром ждал «Скорую».
—  Сынок, подойди сюда, пожалуйста! — окликнули его.
На скамейке сидела пожилая женщина, одна из тех, кто  «заменил» его в ожидании машины. Женя подошел к ней.
— Здравствуйте!
— Здравствуй, мой хороший! Как хорошо, что я тебя встретила! А то Татьяна, дочка Михаила Павловича, хотела тебя поблагодарить за то, что быстро «Скорую» вызвал ее отцу, и что ее сбегал позвать! Она объяснила врачам, чем отец болеет, поэтому и успели его спасти! — женщина перевела дух и продолжила, — А ты где живешь то? Татьяна хотела тебе большой арбуз в подарок принести!
— Нет, не надо, — смущенно забормотал Женя, — ничего тут особенного нет, я же не мог мимо пройти! Любой бы так сделал…
— Если бы любой…— вздохнула женщина, — другой бы , возможно, решил «не вмешиваться» и пошел по своим делам, а человек бы без помощи погиб…Так где живешь то ты? —опять спохватилась она, —адрес то скажи!
— Нет, я побегу, мне домой надо! До свидания! — и Женя быстрым шагом пошел в сторону дома.
Вечером мама, выслушав рассказ сына о том, что произошло, обняла его и растроганно сказала:
— Нет ничего дороже человеческой жизни,  и никакими «своими делами» нельзя оправдаться равнодушному, проходящему мимо чужой боли… Я знаю, как для тебя важен этот матч, и видела, какой строгий у вас тренер — и я горжусь тобой, потому что ты был готов получить наказание, но не оставил в беде человека! Ты сделал правильный выбор!
Она улыбнулась и добавила:
—  А арбуз мы и сами  купим, и устроим праздник — ведь у тебя сегодня был нелегкий, но очень хороший день, сынок!

Марина Куфина

 

Необычные храмы Санкт-Петербурга

Церковь святой троицы живоначальной. «Пасха и кулич»

 

 

 

 

 

 

 

Самая «вкусная» церковь Петербурга. Ее внешний вид напоминает традиционные пасхальные блюда: сама церковь построена в виде кулича с невысоким зеленым куполом, а колокольня похожа на пасху. Внутри храма намного просторнее, чем кажется снаружи. Изображение этой церкви можно найти на монетах «Сбербанка России», выпущенных в 2010 году

 

Церковь Иоанна Кронштадтского. «Круглый» собор

На перекрестке проспектов Ленинского и Стачек стоит храм, в котором нет ни одного острого угла, не считая основания. Стены его плавно перетекают в крышу, купола каплевидной формы. При этом соблюдено традиционно русское цветовое сочетание – белый и голубой. Окна огромные, что тоже нетипично для храмов, при этом двери сделаны под старину – закруглены кверху.

ДУХОВНЫЙ БУКВАРЬ

Аз 

Ангел – мой небесный друг:
Он от всех врагов вокруг
Охраняет, защищает
И… за всё меня прощает!

 

 

Буки  

Бог – небесный наш Отец,
Он всего-всего Творец.
Кто об этом не забудет,
Тот всегда с Ним рядом будет!

 

 

Веди 

«Верю, Господи, в тебя!» –
Богу я сказал, любя.
И услышал меня Бог,
И во всём, во всём помог!

 

 

Глагол 

Голубь в небе – легче пуха!
Символом Святого Духа
Он бывает перед нами
И над Царскими Вратами!

 

Евгений Санин

Вопросы батюшке

На вопросы отвечает архимандрит Нектарий (Головкин)

Где живет Бог?

Бог так велик, что Его не вмещает вся видимая и бескрайняя вселенная, потому что является Творцом её. Бог живет в свете неприступном для ангелов и людей, но Он может пребывать и в сердцах верующих и любящих Его христиан.

 

Как выглядит Бог?

Учение о Боге Святой Троице христиане познают верою и доверием Священному Писанию, как откровению Божию.

Бог есть Дух бесплотный. В Его природе нет ничего вещественного. Познаётся Бог в действиях –  энергиях. Бог есть Свет неприступный для познания людьми и даже ангелами. Божественный нетварный свет видели апостолы на горе Фавор, который открылся в Иисусе Христе. Также свет видел пророк Моисей на горе Синай, когда говорил с Богом и получал от Него скрижали закона. А когда Моисей сошёл с горы и его лицо светилось, то через него божественный свет был видим и людьми.  Однажды, в недалёком прошлом, и Мотовилов видел, как у Серафима Саровского, во время явления ему Божией Матери, сияло лицо.

Бог есть Святая Троица. Учение о Триедином Боге мы берём из Священного Писания. Во время Творения человека Бог советуется: «Сотворим человека по образу и подобию Нашему» – так мы читаем о совете Святой Троицы уже в начале Библии. В последствии Библия нам раскрывает учение о Боге Отце, о Боге Сыне и о Боге Духе Святом. Сын Божий Иисус Христос говорил апостолам: «Кто видел Меня тот видел и Отца Небесного; Я и Отец – одно». Когда Иисус был на реке Иордане и крестился, то с неба люди услышали голос Бога Отца: «Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Потом Святой Дух с неба сошёл на Иисуса Христа в виде голубя. Так на Иордане люди познали Святую Троицу.

Учение о Боге Святой Троице сложное, из видимого мира немного можно привести аналогов. Например, Его можно представить, как солнце (Отец) от которого исходит свет (Сын Божий) и тепло (Святой Дух). Ещё Единого Бога в Трёх Лицах можно представить на примере воды. Вода одна, но в трёх состояниях твёрдом (лёд), жидком и парообразном.

Пожелание детям

В сердце радость своем храните,
Друг друга, друзья, уважайте, любите,
Учитесь всегда хорошо и отлично,
Но только не будьте в жизни циничны.
Будьте, воспитаны и умны,
Прилежны, усидчивы и скромны.
Не надо завидовать и обижать,
Друг друга злословить и унижать.
Умейте прощенья просить и прощать,
Друзей своих в трудности поддержать.
За слабых пытайтесь всегда заступиться,
При этом не надо, родные, кичится.
Нельзя никогда отвечать злом за зло –
Зло победить может только добро.
Старайтесь в сердце мир обрести
И души свои от соблазнов спасти.

Шумилова Н.Ф.

18 марта – празднование иконы Бо­жией Ма­тери «Вос­пи­та­ние».

Краткая молитва этому образу:

“Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству”.