19 декабря – День святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца

Николай Святитель Великий,
Николай, любимый мой Святой
Почитают всюду твои лики,
Восхищаясь светлой добротой.

Власть тебе от Господа такая,
Сеятель добра для добрых нив:
И в людские горести вникая,
Ты всегда святитель справедлив.

Ты всегда в несчастьях помогаешь.
Исполняешь просьбы в тот же миг,
И печали, скорби утоляешь,
Избавляешь нам сердца от них.

Лазаревич Л.И., 2006.

ОБ ОСУЖДЕНИИ

е судите, да не судимы будете, — говорит Господь (Мф. 7,1). Когда нас обижают и оскорбляют, надо сразу подумать: “А я разве никого не оскорблял, не осуждал? Вот и воздается мне”.

Раненые на поле брани не добивают друг друга, а помогают и утешают. И мы здесь, на земле, как на поле брани: все раненые грехом, все больные душой и должны оказывать друг другу снисхождение, покрывать любовью недостатки ближнего. Нужно прощать обиды, умалять зло, сеять мир. “Пусть тебя гонят, – говорит преподобный Исаак Сирин, — ты не гони; пусть тебя распинают, ты не распинай; пусть тебя обижают, ты не обижай; пусть на тебя клевещут, ты не клевещи”.

Ни с кем нельзя говорить повышенным тоном. Если вдруг закипел в сердце гнев, надо знать, что это от дьявола, ибо от Бога на душе всегда мир, тишина, покой. Что же тогда делать? Даже если гнев наш справедлив и мы чувствуем, что во всем правы, не всегда следует обличать человека.

Когда на море разразится буря, медуза, чувствуя опасность, опускается на дно, а когда буря утихнет и на море снова станет спокойно, она всплывает; и блаженствует, греется на солнце. Так и мы, когда вокруг разгорается брань, воцаряется зло, должны набраться терпения и смирения и погрузиться в молитву.

Как победить всех врагов? Сначала нужно победить самого себя, потому что главный наш враг —   это мы сами.

6 декабря – день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского

80 лет назад, 6 декабря 1941 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, началось паниче­ское бегство немцев из-под Москвы под уда­рами русской армии.

Панфиловцы2 октября 1941 года в немецких войсках  был зачитан приказ Гитлера о начале последней, великой, решающей битвы. Операцию назвали «Тайфун». Войска вермахта прорвали нашу оборону, продвинувшись на 230-360 километров. Несмотря на то, что ядро нашей армии оказалось в двух огромных «котлах». Тайфун захлебнулся на Можайской линии обороны. Наших солдат там было немного. Жуков собрал последнее, что было: разрозненные части, пробивавшиеся из окружения, московских милиционеров, курсантов, ополченцев. И они стояли насмерть. С нашей стороны погибли четверо командующих армий, лег на заснеженных полях цвет московской интеллигенции, рабочих, студенчества, самые здоровые и сильные сибиряки, вятчане, рязанцы. Но выбора нет: идти и умирать. Как сказал один умный немец в девятнадцатом веке, «Русского мало убить, его нужно еще и повалить».

Гитлер решил, что битва за Москву выиграна и начал перебрасывать силы на другие участки фронта против наших окруженных частей. Приказ о переходе в контрнаступление штабы фронтов отдали 2-го и 4-го декабря.

Капеллан Альдо Дель Монте писал: «Как-то ночью, в час возобновления военных действий, когда машины должны были…  ринуться в последнюю атаку на город, немецкие части содрогнулись от ужаса. Внезапный скачок температуры превратил трассы в ледяное бездорожье, пригвоздив к мёрзлой почве и людей, и танки. Осознав это, немцы испытали замешательство, граничащее с ужасом; предпринимались отчаянные, нечеловеческие усилия, чтобы продолжить движение. Всё тщетно.

Приказ наступать любой ценой подгонял людей, в нём сосредоточилась мучительная, неудержимая воля…

В ответ – тишина; колёса не вертятся…

Разве не видна рука Божия в том, как внезапно и бесповоротно отказали машины перед лицом тайных сил природы? И почему люди не умеют прозревать этот лик Бога, который шествует на крыльях бури?»

То, что остатки русской армии и ополченцы смогли устоять до начала холодов, было не меньшим зримым чудом. В июне мы были по числу танков, людей, самолетов сильнее немцев – и проиграли. А потом, как утренний свет, пришла незаметно вера – эта война священна, победа угодна Богу.

В. Григорян, газета “Вера”, 2008 г.

Благодарность

 

 

 

М

аме нашей захотелось завести кур. Привезли инкубаторских цыплят. Один цыпленочек оказался настолько слабеньким и нежизнеспособным, что пришлось его выхаживать отдельно от других, с повышенной заботой. В отдельной коробке с грелкой. Он не умел ни есть, ни пить, пришлось капелькой молока с пальца отпаивать в открытый клювик, и много других хлопот было с ним.

И вот начал поправляться, научился сам брать корм. Вместо пушка выросли перышки, окрепли крылышки и ножки. Можно стало вынуть его из отдельной коробки и пустить к прочим цыплятам. Оказался цыпленок курочкой-молодкой, среди прочих не отличишь, так исправился, выровнялся и подрос.

Но стоило мне показаться на улице, как эта маленькая курочка теперь уже бежала ко мне со всех ног, оставив свое стадо подруг кур! И так все лето, до самой осени. Не забыла, помнила, бежала к тому, кто ее выходил.

Смотрю и думаю: вот если бы мы (я) так бежали за своим Спасителем, нас Собой закрывшему от гибели! Куриная память способна помнить добро сделанное ей, а человечья? Способна ли она помнить своего Хозяина, своего Создателя и Спасителя? Увы! Мы бываем хуже куриц, кошек и собак, привязанных своей любовью к своему хозяину.

 

Ольга Рябова, 1996.

ПРИРОДА

Д

есять лет назад, как только выпадет большой снег, выйдет месяц, собиралось множество зайчат, целые стайки. Снег большой, они натопчут целые круги на поляне, где нет деревьев. Гоняются друг за другом, играют, перебрасываются снегом, радуются. Радость жизни. Животные радуются жизни, а мы им вредим, мы их беспокоим. А они радуются. У нас есть все, чего ни пожелаем, но мы недовольны. Они не беспокоятся, не готовят амбары для зерна, ничего. А Господь их кормит. Немного погрызут веточек, найдут местечко, заснут. И благодарны Богу. А мы нет.

Птица непрерывно славит Бога. Начинает рано утром, в три часа, и поет, до девяти часов не перестает. В девять часов немного затихнет и тогда только отправляется на поиск пищи — маленьких должна накормить. Потом опять поет. Ее никто не заставляет петь. Слушает ее ли ее кто-нибудь или нет, она все равно поет. А мы хмуримся, задираем нос, нам не до пения, не до чего.

 

Архимандрит Фаддей (Витовницкий)
“Зерна добромыслия”,
“Златарница”, 2011

24 ноября – день рождения Суворова Александра Васильевича, российского полководца, генералиссимуса

СуворовП

рочные, подлинные ценно­сти созидались лишь силой Божией через людей. И лучшие люди человеческой истории это знали и в это верили.

Возьмем яркий пример столь прославленного героя русской и европейской истории — Александра Василье­вича Суворова. Может быть, далеко не все из нашей рус­ской молодежи сейчас знают, что этот человек, так много сделавший для своей родины, человек, в честь которого в СССР был учрежден высший боевой орден, — что этот не­победимый Суворов был глубоко верующим человеком.

Вот, например, как вспоминает о своих встречах с Суво­ровым шведский генерал Густав Маврикиевич Армфельдт: «Суворов, — пишет Армфельдт, — меня пригласил обедать в 8 ч. утра. Я пришел и застал его при богослужении. Он читал большую книгу, бросался на землю (то есть клал земные поклоны. — А. И.), а потом пошел, взял музыкаль­ные ноты, по которым он долго напевал вполголоса, рас­сматривая, прежде чем отдать их мальчикам, состоящим в полках певчими, и певчим хора. Церковь была совершен­но устроена; меня уверяли, что там не было ничего недо­стающего и что все возилось на шести лошадях. Это — единственный личный обоз князя-генералиссимуса. По­том мы сходили с лестницы через двор и вошли в лачужку, где была жара невыносимая. Совсем маленькая комната с кроватью, столом и четырьмя стульями составляла спаль­ный и рабочий кабинет Суворова. Другая, также совсем маленькая, была его столовая и зала. Мы сели за стол, я ря­дом с ним, и трапеза состояла, — добавляет Армфельдт, — из самой невкусной русской постной пищи».

Все тут характерно для Суворова, любившего Церковь…

А в письме от 28 декабря 1794 года к подполковнику Фабрициану, желавшему описать его жизнь, Суворов пишет: «Материа­лы, касающиеся истории военной деятельности, так тес­но связаны с историей моей жизни вообще, что ориги­нальный человек и оригинальный воин не могут быть отделены друг от друга, если образ того и другого должен сохранить свой действительный отпечаток. Почитая и любя Бога искренно и нелицемерно и в Нем моих брать­ев, людей, не поддаваясь никогда обольстительному пе­нию сирен невоздержания и праздной жизни, я всегда был бережлив и трудолюбив с драгоценнейшим на земле сокровищем — временем».

Разве нельзя эти слова Суворова повторить в наши дни? Вера в Бога не только не расслабляла Суворова, но она-то и давала ему силы быть бесстрашным и нравственным че­ловеком, воином-христианином — Суворовым.

Архиепископ Иоанн (Шаховский)
«Ценность и личность». Минск. 2011

Готовимся к Рождеству!

Рождественский Пост

Мы должны готовиться к большому празднику. Заглянем в календарь. Уже завершается ноябрь. Приближается Рождество Христово, один из самых больших и радостных праздников, отме­чаемых всем христианским миром. И, может быть, самый детский праздник. Ведь праздну­ется рождение Младенца, ставшего Спасителем мира. Церковь хочет, чтобы мы к этому празд­нику основательно подготовились. Уже 28 но­ября (15 по старому стилю) начинается Рожде­ственский Пост.

О жизни с Богом

Господь создал мир из любви к людям. Он создал мужчину и жен­щину и попросил их ухаживать за Своим садом. Но Адам и Ева не послушались Господа, и Ему пришлось изгнать их из рая.

Люди позабыли Бога и погрязли во грехах. Но Господь не оставил их. Истребляя зло в водах потопа, Он сберег все доброе. И потому спас Ноя и всю его семью, ведь Ной никогда не за­бывал Бога и всегда старался поступать в со­гласии с волей Божией.

Спустя несколько поколений Господь призвал Авраама и обещал ему, что он станет отцом но­вого народа, который будет помнить Бога и хра­нить Ему верность. Повинуясь Богу, Авраам со всей своей семьей отправился в землю Ханаан­скую. Господь благословил Авраама сыном, которого назвали Исааком. У Исаака родились близнецы Иаков и Исав, одолевшие раздор. А у Иакова было двенадцать сыновей, в том числе Иосиф, самый младший. Хотя братья завидова­ли ему и даже пытались убить, впоследствии именно Иосиф спас своих братьев и все свое семейство, с помощью Божией.

Обетование Спасителя

Все эти повествования находятся в Ветхом За­вете. На протяжении всего Ветхого Завета Господь обещает людям послать Мессию, Спасителя, ко­торый избавит народ свой от смерти и греха.

Что не­пременно произойдет по завершении Ветхого Завета? Обещанный Спаситель придет! В тече­ние Рождественского поста мы должны посто­янно помнить приход к нам Единородного Сына Божия и быть готовым к тому, что Он будет жить среди нас.

Пособие по катехизации
для детей младшего школьного возраста
СПб ХПО “Кредо”, 2000

 

О ПОДВИГЕ

Библии есть рассказ о юноше Давиде, который выз­вался на борьбу с гордым похваляющимся Голиафом, ве­ликаном вражеского войска. Голиаф был в доспехах и во­оружен, а у Давида ничего не было, кроме пастушеской одежды и пращи. От поединка Давида зависела не только его судьба, но и судьба его войска и народа. Помолившись, призвав помощь Божию, Давид вышел на свой историче­ский поединок и, попав метким камнем в лоб Голиафа, свалил великана и его же мечом отрубил ему голову. Давид сделался национальным героем, вождем своей страны. Поняв зависимость человеческой жизни от Бога и ясно увидев всю призрачность, шаткость всякой внешней, только материальной силы, он стал религиозным певцом, поэтом, пророком и учителем всего человечества.

Есть подвиги, исходящие из глубины человечности, из светлой веры человека, и есть подвиги случайные. Неко­торые храбрецы могут показать удивляющий героизм, но после сейчас же сделаться людьми, лишенными всякой нравственной устойчивости, стать, зверями в человече­ском образе. Превышающие человеческую меру герои бывали и могут быть нравственно слабыми людьми.

Подвиг, зависящий от случайности, удальства, честолю­бия или возбуждения вином, — не есть настоящий подвиг. Истинный подвиг исходит из глубокого содержания че­ловеческого духа, он проходит через всю жизнь человека. Степан Разин и Емельян Пугачев были бесспорными храб­рецами и удальцами, но храбрость Суворова, Сусанина, Александра Невского, Дмитрия Донского — иного поряд­ка, иного духа и разума… «Не в силе Бог, а в правде», — ска­зал Александр Невский, тоже, как и Давид, призывавший Бога себе на помощь.

«Воину подобает быть, — говорит Суворов, — справедливу, благочестиву; молись Богу, от Него победа». И постоянно повторяет: «Грех напрасно убивать, помилуй Бог, мы — русские».

В письме к своему племяннику он подробнее указывает на основы того внутреннего героизма, без которого не может быть подлинного воина.

Воин, по Суворову, должен быть «…отважен без запальчи­вости, подчинен без унижения, начальник без излишней на себя надежды, победитель без тщеславия, благороден без гордости, во всем гибок без лукавства, тверд без упор­ства, скромен без притворства, всегда одинаков, на все спо­собен без ухищрения, услужлив без всяких для себя выгод, решителен, избегая известности, враг зависти, ненависти и мщения; противников своих низлагает он своим снис­хождением и владычествует над друзьями в непоколеби­мой верности. Он утомляет тело свое, дабы укрепить его больше; стыдливость и целомудрие в нем царствуют. Хри­стианский закон служит ему нравоучением его. Исполнен чистосердечия, гнушается ложью, попирает он всякое лу­кавство. Честь и честность его особенные качества…»

Такова суворовская формула героизма, определение души подвига.

Подвиг нужен не только в военное время, Может быть, еще более он нужен в мирное время. Мирное время есть тоже время борьбы. Если мы живем в мире, мы живем только благодаря многим подвигам окружающих нас лю­дей. Сколько незаметного, тихого, но подлинного геро­изма в мире, самоотвержения и бескорыстия. Как оце­нить подвиг наших матерей, их бессонные долгие ночи и страдания материнства? Как взвесить терпеливый и само­забвенный труд наших отцов? Человечество спасается подвигом родителей своих, воспитателей, педагогов, бес­корыстных врачей, жертвенных ученых и особенно до­брых пастырей Христовой Церкви, помогающих духов­ному спасению людей от зла и греха.

Духовная война непрестанно идет в мире, идет она в наши дни, разделяя пополам каждое человеческое сердце; война зла против добра и добра против зла; идет поход лжи против истины и сверкает меч истины против лжи; идет война злобы против любви и ведет великую свою борьбу любовь.

Архиепископ Иоанн (Шаховский)
«Ценность и личность». Минск. 2011

Образы храмов

рам небросок, невелик,
Будто свечечка – глава.
Он для жаждущих – родник,
Он для сирых – покрова.

Храм – невеста, храм – краса,
Строгой статностью дивит,
Устремленный в Небеса
Купол-луковка горит.

Храм – защитник, богатырь,
Он плечист и коренаст,
Как дозорный видит ширь,
От врагов «заступит нас».

Приняв стать богатырей,
Надев шлемы-купола,
Крепость-рать монастырей
Службу Родине несла.

Надежда Ломова

Псалтирь

Деталь росписи бурака.
Обучение грамоте. Деталь росписи бурака. 1830-е годы

По сторонам небольшого столи­ка сидят двое: седобородый муж­чина и безусый мальчик, оба в длиннополых старинных одеждах. У мужчины в руках раскрытая книга, перед мальчиком на столе тетрадь, в руке гусиное перо. Ве­роятно, здесь изображено обуче­ние грамоте.

Автор росписи, видно, и сам хо­тел, чтобы содержание рисунка было понятно, поэтому книга ши­роко раскрыта и зритель может разобрать буквы и два слова: «Блаженъ мужъ…» Что это за книга?

Мальчика, обучающегося грамо­те, можно увидеть на росписи в другом варианте. Выполняя, по-видимому, «домашнее задание», он сидит и старательно выводит гу­синым пером все те же слова: «Блаженъ мужъ…»[1] Дальше не уместилось, но и начало фразы подсказывает нам: это псалтырь, церковная книга, по которой преж­де обучали грамоте деревенских детей.

Тысячелетняя Русь обучалась грамоте и воспитывалась на церковных псалмах пророка Давида. На этих вдохновенных и мудрых песнях возрос русский отзывчивый, добрый человек, воспитался терпеливый и мужественный русский народный характер. Из библейских и церковных песен-псалмов истекают поистине реки живой воды, крепкая надежда на Бога, вера в Бога… Прозрения Псалтири сбывались и сбываются в истории…

«Русская народная живопись», С.К. Жегалова, 1975 г.
«Ценность и личность»  Архиепископ Иоанн (Шаховский), 2011

 

[1] Псалом 1, Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста…

Перевод: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных…

Кто такой Бог

 

 

 

Услышала по радио слово и пример отца Архимандрита о том, Что такое или Кто такой Бог. Объяснение было такое: собрались караси и решили обратиться к щуке, как мудрейшей, за разъяснением ‒ что такое вода? И щука ответила карасям, что вода – это то, где вы живете. А что такое, или кто такой Бог? Это То, где мы, люди живем. Это Тот, который вокруг нас, рядом, около каждого из нас. Это Тот, которым мы дышим, видим, слышим, движемся, существуем. Это Тот, Кто как мать около своего младенца, не спуская глаз ни на минуту, следит за ним, когда надо его покормить, не голоден ли он, не пора ли его укрыть потеплее, не холодно ли ему, или еще что нужно, хотя он и не просит ее об этом.

Ольга Рябова

Как прекрасно

Как  прекрасно, что в жизни  человека так много еще  не предугаданного, запредельного, его сознанию  не  подчиненного. Даровано судьбой  и той самой силой,  наверное   небесной,  прикоснуться  человеку  к  своей  единственной “тайне”, хранить ее в душе, нести ее по жизни как  награду и, пройдя  сквозь всю   грязь  бытия,  … не оскверниться… сберечь до исходного света, до последнего дня то, что там, в глубине души, на самом ее донышке хранится и тебе, только тебе, принадлежит…

Виктор Астафьев, «Веселый солдат», 1998

Жизни Подателю

В начале второй половины XX века в девятом классе школы учительница сказала, чтобы все написали сочинение на тему: “Место Ленина в моём сердце”. Верующая девочка не могла написать такое. Она молилась и написала правду: Ленин был великим политическим деятелем, но Христос во веки есть и будет великим Спасителем человечества, спасшего и меня и покорившего мое сердце Своей любовью. Поэтому Он живёт во мне, и я люблю только Его. А Ленин только человек, но не Бог и в моем сердце нет места для него!

В подобных людях, которых много, живёт Господь.

“Вестник Александро-Невской Лавры”
2009 г.

Я в детстве, забыв об игрушках

Памяти тёти Лидии

Я в детстве, забыв об игрушках,
Любила смотреть на цветы, –
На разных коврах и подушках
Что бережно вышила ты.
На них, как в таинственной сказке,
Ромашки цвели у реки,
Сияли «анютины глазки»,
Синели во ржи васильки.
Искусна игла мастерицы.
В трудах протекает весь день:
Вот тройка безудержно мчится,
Вот замер печальный олень…
Всю жизнь и смиренно, и стойко
Несла ты тяжёлый свой крест.
Я верю: крылатая тройка
Домчала тебя до небес.
Теперь позади все мытарства.
Иные ты видишь миры.
Наверно, и в Божием царстве
Христу вышиваешь ковры.
И в небе порою я вижу
Меж тучек – цветок голубой.
Скажи, не тобой ли он вышит?
Мне хочется верить: тобой!

Татьяна Егорова

14 октября – Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

«Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором!» Так, прославляя Матерь Божию, мы видим, как наша Ходатаица  невидимо предстоит в церкви и молится за нас Христу Богу. Своему единородному сыну Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Есть благоверные люди осеняемые твоим Богоматерь пришествием и к Твоему взирающе пречистому образу умильно глаголят: «Покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла. Моля сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша». Вот видите возлюбленные братья и сёстры: Матерь Божия ходатаица за тех кто призывает имя её, кто старается быть всегда послушным воле Царицы Небесной. Как мы поём Матери Божией: «К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам, грешным?». Вот какую мы имеем Заступницу и Покровительницу.

Кто же видел возлюбленные братья и сестры этот дивный Покров Божией Матери? Андрей Христа ради юродивый. Он также был в этом собрании, в церкви где служили епископы, где служили священники и дьяконы. Но не всем было дано увидеть это великое чудо. Андрей, видя это, спросил ученика Епифания: «Епифаний, что ты видишь?» Он говорит: «Вижу и ужасаюся!» Отмечу братья и сестры тот же Андрей Христа ради юродивый когда был восхищён на небо чтобы открыть ему небесные жилища Небесной обители, он видел обители и мучеников и святителей и преподобных и праведников. Но особенно он искал обитель Матери Божией.  И Ангел его спросил: «Что ты взираешь туда и сюда? Что еще ты ищешь? Неужели ты не насладился Славы Господней, красоты Небесной?» «Ищу я Обитель Царицы Небесной, где мне охота посмотреть где её обиталище». И слышит от Ангела: «Ее здесь нет. Она ушла в многоскорбный мир утирать слезы верующим». Вы слышите братья и сестры – наши слёзы, нашу горечь. Где крики, где стоны, где тяжко дышится, где горе слышится ‒ Матерь Божья всегда первая там.

Вот так возлюбленные братья и сестры, поэтому наша молитва, сегодняшняя соборная, также будет услышана Матерью Божией и каждого человека Матерь Божья покроет своим омофором.

Заканчивая слово, я хочу ещё вам привезти дополнение к этому: здесь, в церкви невидимо предстоит Дева и в свите святых невидимо молится Богу. Ангелы с иереями поклоняются, апостоле же со пророки ликовствуют. Нас ибо ради молит Богородица Предвечного Бога. Вы слышите братья и сестры ‒ Предвечного Бога. Поэтому великий дар – что мы имеем такую Великую заступницу, такую великую покровительницу, как Царица Небесная. Будем же всегда верны Ей и Ея единородному Сыну  Господу нашему Иисусу Христу. Аминь!

Протоиерей Иоанн Миронов
Из проповеди 2003 г.

НЕБЕСНЫЙ ИЕРУСАЛИМ

Предлагаем старинную икону с изображением всех основных событий Нового Завета и некоторых событий Ветхого Завета.
Эту икону можно назвать Библией в картинках.
Проверьте себя, все ли изображенные истории вам знакомы.
Путешествовать по иконе можно увеличив ее и щёлкнув по ней колесиком мыши.

30 сентября – день мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софи́и

Вера, Надежда, Любовь –
Непреходящие в вечности.
Строят из этих основ
Здание человечности.

Только из этих сестер –
Самая человечная,
Жизни душевный костер –
Это любовь сердечная.

Лазаревич Л.И. 2000 г.

12 сентября – Перенесение мощей блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алекси́я (1724)

Слово о святом благоверном князе Александре Невском

 

Каждое время имеет свой духовный идеал, воплощенный  в конкретной личности — современной или исторической. На этот идеал ориентировалась молодежь, он считался олицетворением лучших мечтаний народа. Без идеала, понятного самому простому человеку, не может жить никакая нация, великая или малая, и не может достойным образом жить отдельный человек.

И наше Отечество всегда стремилось к идеалу. Но в отличие от Запада, где после Средних веков идеал святого и праведника постепенно начал вытесняться светским героем, русский народ веками хранил верность названному идеалу и потому чтимые в стране святые: кроткие отроки Борис и Глеб, мудрый Владимир — Красное солнышко, жертвенный митрополит Гермоген, исполненный утешительной любви к людям Серафим Саровский были теми образцами для подражания, которые формировали душу и сердце народные.

Св. Александр Невский занимал в этом сонме народных героев особое место. Разве мало было на Руси князей-воинов, отважных защитников Отечества, разве мало искусных дипломатов, принесших много пользы стране, разве мало было умелых и справедливых правителей, чьи имена надолго запечатлелись в народной памяти? Были все — и первые, и вторые, и третьи.

Однако народ своим сердцем выбрал того, в ком увидел вполне осуществленным свое идеальное представление о защитнике родной земли мечом и словом, о справедливом правителе и христианине на княжеском троне. Слившись вместе, эти представления создали образ благочестиваго князя, о котором пришлось вспомнить и в самую тяжкую годину последней войны.

А ведь князь прожил всего 44 года, короткую, по нашим понятиям, жизнь! Многие  уверены, что в эти годы еще многое впереди, еще столько предстоит сделать. А у св. Александра Невского в эти годы все уже было позади и его имя вошло в историю.

То далекое время кажется нам тяжелым, но не столь уж решающим для судьбы Отечества. Однако, на деле, в XIII веке решалось быть или не быть будущей России. В 1224 году русские потерпели страшное поражение на Калке, а через тринадцать лет, когда юному Александру минуло всего 18, войско Батыя обрушилось на Русь. «От множества воинов земля стонала» — кочевники никому не давали пощады. Через три года от цветущего государства остались лишь воспоминания, уцелел один Новгород. Ни прежде, ни потом не испытывал русский народ такого огромного по размерам бедствия.

С Запада ему тоже грозила беда — германцы продолжают теснить славян, навязывая им также чуждую веру. Опустошенная, раздробленная Русь вот-вот, казалось, падет и прекратит свое историческое бытие, блеснув яркой кометой на европейском горизонте. Но когда монголы готовятся уничтожить южно-русские княжества, приходит первый для русского оружия успех — одержана победа на Неве. «Римляне побеждены и посрамлены», радостно восклицали новгородцы, поняв, что дан первый отпор грозному «Дранг нах Остен». Затем последовало Ледовое побоище, задержавшее на века германское продвижение на Восток и оградившее наше Отечество от порабощения Западом.

Будущий святой шел на бой, потому что любовь к земле предков, своего народа была для него святой и великой. Ради этой любви и в соответствии с Евангелием князь избрал и другой путь — путь мирный, путь смирения перед страшным врагом с Востока — монголами, ибо не было тогда у опустошенной и разоренной страны возможности противостоять этой силе. И он едет в ставку Батыя, а затем дважды «избави ради христиан»— в далекие монгольские степи.

Хотя велики и достославны заслуги князя Александра как защитника Руси от ее врагов, Церковь наша прославила князя и за другое — за его смирение перед Всевышним, кроткое служение ближ-ним, милостивую помощь, оказанную народу в дни многочисленных испытаний и бедствий.

«Был он иеролюбец и мнихолюбец (монахолюбец), и нищих любил, а митрополита и епископов чтил и слушал их, как Самого Христа»— пишет летописец. «Как отец заботился он о народе…» Казну князь щедро расточал на выкуп пленных, которых татары толпами уводили в Орду. «Князь благ в странах, не сбирая богатства и не презря кровь праведнику, сироте и вдовице вправу судя, милостолюбец, и не златолюбец, благ домочадец своим…». В этих летописных словах раскрыта доброта князя, запомнившаяся народу. А как много было в те тяжелые времена на Руси сирот и вдов! Только Церковь, да княжеская власть были им ощутимой поддержкой. Из своей казны, истощенной походами, Александр уделял часть нуждающимся, пресекая одновременно притеснение их и лихоимство.

Будучи верным сыном Православной Церкви, Александр резко отверг притязания папы и римских миссионеров —«в вашем учении не нуждаемся и не примем его», хотя велик был соблазн ценой уступок в вере замириться с немцами и получить от них какую-то помощь для борьбы на Востоке.

Для вас он также — святой покровитель города и края. Здесь, почти с самого основания города, почивают его святые мощи; здесь стоит лавра его имени, в которой этим летом торжественно праздновался юбилей Невской битвы. Некогда, 12 сентября, день перенесения мощей в Санкт-Петербург, отмечался грандиозным крестным ходом от Исаакиевского собора по Невскому к лавре. Во время его раздавались чудесные звуки акафистного пения:

«Радуйся, о благе народа усердно в житии своем пекийся!
Радуйся, всем нам образе вернаго Богу служения!»

В этих словах в сжатом виде заключается смысл жизни и подвига житейского святого благоверного великого князя Александра Невского.

 

В.В. Антонов
Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости
1-2/1990