Учитесь у Бога

Жизнь есть школа.
Наставников много,
Но все у престола
Единого Бога.

Он лучше всех расскажет
Любого другого
И путь вам укажет
Учитесь у Бога.

Суть ваших обид,
Неурядиц, тревог
Лучше всех объяснит
Один только Бог.

Перед Богом склоняясь,
Молитесь, молитесь.
Во всем доверяясь,
У Бога учитесь.

Лазаревич Л.И.
«Печатня Лавры», 2014

6 декабря — день св. блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алекси́я

В последний приезд благоверного великого князя Александра в Орду Господь помог ему умилостивить раздраженного хана. Хан не только простил русских за избиение татарских сборщиков, но, по ходатайству святого князя Александра, дал им и новую милость — освободил от тяжелой обязанности нести военную службу в татарских полках.

Благоверный князь спешил возвратиться на родину с радостною вестью. Но этой радостной вести не удалось услышать русским людям из уст самого князя, так как это был уже последний его подвиг. Утомленный трудностью пути и тревогами, какие пришлось ему испытать, благоверный князь Александр Ярославич на обратном пути из Орды в Городце опасно занемог. Предчувствуя блаженную свою кончину, он созвал своих спутников и обратился к ним с последнею прощальною беседою, которая у всех вызвала горькие слезы при мысли о предстоящей утрате. Затем благоверный князь призвал к себе игумена и принял иноческое пострижение, заменив свое княжеское имя иноческим — Алексий. Приняв Святые Тайны и простившись с окружавшими его иноками, благоверный князь-инок тихо отошел в вечные обители, предал свою чистую душу Господу, Которому так пламенно послужил в земной своей жизни. Произошло это 14 ноября 1263 г.

Скончался князь во цвете лет, не имея еще 45 лет от роду. Неодолимый в битвах, изнемог он под бременем великокняжеского венца, который в то тяжелое для Руси время был поистине венцом терновым, требовал постоянного напряжения сил и взамен этого доставлял великому князю лишь огорчения и тревоги.

Во Владимире узнали о блаженной кончине великого князя, раньше, чем пришли из Городца нарочитые вестники. Господь чудесно открыл это тогдашнему Владимирскому святителю, митрополиту всея России Кириллу.

Когда владыка, окруженный духовенством, возносил пламенные молитвы о Святой Руси и о ее великом князе, он удостоился следующего чудесного видения: он видел, как ангелы Божий возносили на небо блаженную душу благоверного князя Александра. Пораженный этим видением святитель безмолвствовал, а затем, выйдя на амвон, сообщил молящимся горестную весть: «Братия, знайте, что уже зашло солнце земли Русской». Когда народ в недоумении выслушал эти слова, святитель, помолчав немного, разъяснил смысл произнесенных им слов: «Ныне преставился благоверный великий князь Александр Ярославич». Глубокую скорбь вызвала эта кончина.

Общество памяти игумении Таисии
2013

4 декабря — Введение (Вход) во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

 

Когда Деве Марии исполнилось три года, благочестивые родители Ее приготовились исполнить свой обет. Они созвали родственников, пригласили сверстниц своей дочери, одели Ее в лучшие одежды и, провожаемые народом, с пением духовных песней повели Ее в храм Иерусалимский для посвящения Богу. Ее подруги-сверстницы, как и Сама Мария, шли с зажженными свечами в руках.

Навстречу им вышли с пением из храма священники во главе с первосвященником.

Иоаким и Анна с благоговейными молитвами поставили Марию на первую ступень лестницы, ведущей в храм. Лестница же эта имела пятнадцать больших ступеней по числу псалмов, которые священники пели при входе в храм.

И вот, трехлетняя Мария Сама, без всякой посторонней помощи, взошла по высоким ступеням. Там первосвященник встретил и благословил Ее, как это он всегда делал со всеми посвящаемыми Богу. А затем по внушению Духа Святого он ввел Ее во Святое Святых. Это было самое священное место в храме. Туда никто не имел права входить, кроме его самого, и то только один раз в год. Дух Святой внушил первосвященнику, что Мария, избранная отроковица, достойна входить в самое священное место. Она предназначена Богом стать Матерью Сына Божия, Который откроет людям вход в Царство Небесное.

Иоаким и Анна, исполнив свой обет, возвратились домой, а Мария осталась жить при храме. Там Она вместе с другими девицами обучалась Закону Божию и рукоделию, много молилась, читала Священное Писание и строго соблюдала пост.

При храме Божием Пресвятая Мария жила около одиннадцати лет и выросла глубоко благочестивой, во всем покорной Богу, необычайно скромной и трудолюбивой.

Пресвятая Мария решила посвятить всю Свою жизнь только одному Богу. Для этого Она дала обет никогда не выходить замуж, то есть навсегда остаться Девой.

Дух Божий и святые ангелы охраняли Божественную Отроковицу.

 

«Закон Божий»
Издательство Братства во имя св.князя
Александра Невского. 2004

2 декабря — День иконы Божией Матери: «В скорбех и печалех Утешение» (1863)

«В СКОРБЕХ И ПЕЧАЛЕХ УТЕШЕНИЕ»

Будь в душе сомнения,
Будь в душе гроза, —
Встану на колени я,
Подниму глаза.

Перед этим образом
Скорби и печаль
Непонятным образом
Отлетают вдаль.

Сразу прочь отводится
Вся тревога дня.
Вот как Богородица
Милует меня!

Евгений Санин

29 ноября — День апостола и евангелиста Матфе́я

Согласно древнейшим свидетельствам Церкви, первую книгу Нового Завета Евангелие написал святой апостол и евангелист Матфей. Возможно его Евангелие вначале было написано на арамейском, разговорном языке Палестины. Арамейский — древний язык, восходящий к языкам народов земель вокруг Харана, где некогда жили брат Авраама Нахор, сын Нахора Лаван и сын Исаака Иаков.

Матфей был мытарем, когда его призвал Христос. Увидев Матфея, сидящим у сбора пошлин, Иисус Христос сказал ему: «Следуй за мной». Матфей встал, оставил все свои дела и последовал за Иисусом (Мф. 9:9). То же самое повествование находим в Евангелии от Марка, только там Матфея зовут Левий, сын Алфеев (Мк. 2:13-14). Одному человеку носить два имени было в те дни довольно обычно (например, Симон Петр). Св. Лука также называет Матфея именем Левий и говорит, что однажды он пригласил Иисуса в дом свой на обед, где было множество мытарей и иных гостей. Некоторые люди «роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите с мытарями и грешниками» (Лк. 5:27-29). Матфей упоминается среди учеников, которым Иисус «дал власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10:1). Он сказал им не брать никаких денег за проповедание, но только пищу для пропитания. «Даром получили, даром давайте». И не бояться «убивающих тело, души же не могущих убить». Матфей проповедывал среди иудеев и называет Иисуса Христом (помазанником, Мессией), Сыном Давидовым, ведущим нас в Царствие Небесное.

Святой апостол Матфей обошел с благовестием Сирию, Лидию, Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии.

Пособие по катехизации
для детей младшего
школьного возраста

Готовимся к Рождеству!

Мы должны готовиться к большому празднику. Уже завершается ноябрь. Приближается Рождество Христово, один из самых больших и радостных праздников. И, может быть, самый детский праздник. Ведь мы празднуем рождение Младенца, ставшего Спасителем мира. Как вы дома обычно готовитесь к праздникам? Наверняка, убираетесь, наводите порядок, готовите различные угощения. Перед  праздником дома всегда по-особенному уютно! В таком доме можно принять Христа. Такую же чистоту и уют важно навести в своем сердце. Для этого мы стараемся отказаться от того, что отвлекает наше внимание: от вкусных конфет, от мяса или молока. Но отказ не главное. Главное, чтобы наше внимание постоянно было направлено на добрые дела.

Образ Божий

Почему человека называют образом Божьим? Только человек из всех живущих на земле созданий наделен даром слова, владеет молитвой и даром рассуждения, способен творчески преобразовывать окружающий мир, и имеет свободу выбора. Весь остальной животный мир живет инстинктами. Главная задача человеческой жизни – уподобиться Богу, стать подобным Богу в делах созидания и любви. Люди, угодившие Богу делами добра, называются Божьими угодниками. Но не все люди хотят знать Бога и работать над собой.

 

 

  Человек есть образ Божий
    Будь на Бога сам похожий

 

«Добронравие для маленьких»
АНО «Семья России», 2016

Наше слово

С детства все мы с вами помним наставления взрослых о так называемых волшебных словах: здравствуйте, пожалуйста, спасибо. Но не все, быть может, вникали в их внутренний смысл. Произнося приветствие, раньше сердечно желали собеседнику долгих лет жизни во здравии и благополучии; употребляя слово «пожалуйста», выражали почтительное отношение к человеку, старшему возрастом и умудренному жизненным опытом. Именно с этими словами — «пожалуй, старче» — в старину приглашали в свой дом путника, утомленного дорогой, или просили сесть приглашенного на более почетное место, поближе ко главе семьи. «Спаси тебя Христос, спаси тебя Господь, спаси тебя Бог» — вот что наполняет нынешнее «спасибо» — не простую словесную благодарность, не формулу вежливости, но молитву о спасении, обретении милости у Господа в день Суда. Не ясно ли становится, что, употребляя «со смыслом» эти слова, мы согреваем нашу речь дыханием Божией благодати, делаем наше общение с людьми воистину теплым и сердечным, привлекаем и на собственную душу милость Божию.

Насколько велик дар слова, настолько печальны последствия злоупотребления этим даром. Язык, дарованный нам Создателем для прославления Его имени и умножения добра в общении друг с другом, может быть причиной осуждения на вечную гибель нераскаявшегося грешника! Подумать только: Правда Божия, как обещано в Евангелии, взыщет с нас за каждое праздное слово! А ведь любое слово, пустое, бессодержательное, сказанное без смысла и без пользы, может быть занесено в разряд праздных. Что говорить о прочих — острых, колких, скабрезных, пошлых, лукавых — словах?! Вот почему сложилась поговорка: «Язык мой — враг мой». По счастью, наши читатели знают, что в таинстве исповеди Милосердный Господь все прощает, если каешься с твердым намерением исправиться.

В заключение мне хотелось бы предложить вам три малых золотых правила языка. Кто исполнит их, перестанет грешить языком, что, согласитесь, вещь немаловажная.

Правило первое. «Думай, что говоришь». Иными словами, взвесь в уме то слово, которое находится на кончике твоего языка. Подумай как следует, а потом лишь говори. И никогда об этом не пожалеешь.

Правило второе. «Не говори того, чего не думаешь». Не лукавь, не криви душой. Лучше промолчать, нежели сказать неправду.

Правило третье. «Не все, что думаешь, говори». Это правило не призывает нас, как, может показаться, к лицемерию и приспособленчеству. Но оно советует правильно оценивать собеседника и его душевное расположение. А готов ли он услышать от тебя слова? А принесет ли ему пользу то, что ты намереваешься сказать? А нужно ли ему слышать твое мнение по этому вопросу? А не подведешь ли ты кого, не выдашь ли чужую тайну?

Протоиерей Артемий Владимиров
«Учебник жизни», изд. «Филарет», 2016

Дары с небес

 

 

Скорбным людям в утешенье
Ангел с неба нес цветы
Дар любви и всепрощенья
Дар сердечной чистоты

Сохрани тот дар прекрасный
Навсегда в душе твоей,
Покажи в улыбке ясной
В тоне ласковом речей

 

 

Из рукописной книги стихов
сестры Марфо-Мариинской обители
Клеопатры Гумилевской
Музей Санкт-Петербургской епархии

М — Мысле́те

 

Славянское мы́слите отвергает наши разбросанные и обманчивые мысли, ведет к разумению Промысла Божьего в действиях и поступках, к прославлению Его Премудрости делами милосердия. О чем человек думает, к тому и стремится. Мирно соединяясь мыслями с Господом, мы обретаем надежное убежище.

 

Бг҃ъ вселѧ́етъ є̑диномы́сленныѧ въ до́мъ.

Бог вселя́ет единомы́сленныя в дом

Бог вселяет одиноких в дом

 

 

Школа церковнославянского языка и Псалтири
«Златарница»
Санкт-Петербург

ДЕТЯМ

Любите, дети, старину
С ее былинными веками,
С ее столетними Церквами,
К величью ведшую страну…
Любите, дети, старину!..

Любите древний наш уклад
С величием и славой царской,
С отвагой доблести боярской
И жизнь на наш особый лад —
Под звон мечей и блеск лампад!..

Любите, дети, отчий дом
И нежность материнской ласки.
Любите бабушкины сказки
В кругу внучаток вечерком
У печки с ярким огоньком!..

Любите кровли бедных хат,
Любите звон наш колокольный,
Характер русский хлебосольный
И тех, кто, будучи богат,
Добром делиться с нищим рад!..

Любите Русь — святынь оплот,
Мир кроткой кельи монастырской,
Дух мощный рати богатырской,
Нас всех хранящей от невзгод!..
Любите, дети, свой народ!..

Сергей Бехтеев
г. Ницца , 3 мая 1949

Справедливость

Детям иногда кажется, что они чем-то обделены, что у их сверстников больше красивых вещей, что неверующим детям иногда больше везет в жизни. Господь не отвечает нам на вопрос, почему не всегда все справедливо в нашей жизни. Но он дал нам одну очень важную заповедь:

Поступайте с людьми так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами.

Попробуйте ответить на вопросы с точки зрения этой заповеди:

  1. Ваша мама попросила вас помочь ей на кухне. А вы устали и хотите отдохнуть. Как вы поступите?

  2. Святитель Иннокентий был уже очень стар и плохо видел. Почему он принял сан митрополита Московского?

  3. Некоторые христиане, сами не богаты, но помогают бедным. Почему они, несмотря на трудности, соблюдают заповедь Христову?

  4. Ваш лучший друг долгое время репетировал в школьной постановке, но незадолго до ее премьеры вдруг заболел, и постановщик пьесы попросил вас заменить его в этой роли. Как тут быть?

Пособие по катехизации
для детей младшего
школьного возраста

Рассказы бабушки Оли

РОСИНКА

Раннее утро. Солнце только восходит. Его еще не видно из-за крыш домов. Но смотрю в окно – на расстоянии нескольких метров от меня, на ничтожной травинке маленькая капля росы уже видит это солнце и по-своему откликается на него. Как бы вбирает все его в себя. Эта крохотная росинка вмещением в себя силы и могущества солнца так блестит и сверкает, что видна издалека. Переливается такими цветами и красками, что и пересказать невозможно. То она огненно-красная, то изумрудно-золотистая, то фиолетово-синяя с желтизной. И так в ней все быстро меняется, что глядишь и не наглядишься и не нарадуешься всему богатству красок и цветов в его сверкании.

Вот так святые Божии. Вобравшие, впитавшие в себя Солнце Правды Христа, сверкают и блестят и переливаются всеми цветами и красотами добродетелей. Отражают в себе, как эта маленькая росинка, всю Красоту, Величие и Могущество Вечного Бога. Сверкают в веках, радуя и утешая и ободряя нас, вселяя надежду что не напрасны и наши труды и усилия вместить в себя Свет Божий. Что мы Силою Его, велением Его творческой Руки тоже можем во славу Его блистать как эта росинка.

Ольга Рябова

4 ноября — Празднование Казанской иконе Божией Матери

КАЗАНСКАЯ

В тот век, когда сидел на троне
Всея Руси царь Иоанн,
В Казани девочке Матроне
Был вещий сон три раза дан.

В нем Божья Матерь явным чудом
Явилась трижды, говоря:
«Под вашим домом, как под спудом,
Икона спрятана Моя!»

Когда бы ведали заране,
Что за икона то была,
Так в древнем городе Казани
Ударили б в колокола!

Но город спал. И мать Матроны,
На третий раз, сказала ей:
«Ну, сколько можно про иконы!
Не буду я будить людей!»

«А если мы их звать не будем,
То знай, что прямо в эту ночь,
Уйдет икона к лучшим людям,
А я умру!» — сказала дочь.

«Да что ты! Что ты!..» — и в испуге,
Всё начиная понимать,
Хоть знала каждый храм в округе,
Пошла к архиерею мать.

Владыко выслушал про чудо.
И в тот же день из-под земли
(Действительно, как из-под спуда!)
Икону люди обрели.

Когда бы ведали заране,
Что за икона то была,
По всей Руси, а не в Казани,
Ударили б в колокола!

Всего теперь и не упомнишь.
Но, по молитве перед ней,
Стране давалась Божья помощь
В годину самых трудных дней.

За веком век – России слава
Росла, не ведая преград:
Победа в Смуте и Полтава,
Бородино и Сталинград…

Мы нынче снова на изломе.
И, дай Господь, чтобы опять
Иконе этой в каждом доме,
Как было раньше, возсиять!

 

Евгений Санин

Рассказы бабушки Ольги

«Вся премудростию сотворил еси…» Господи!

Смотрю на паутину и паука сплетшего ее на окне моем и удивляюсь: кто научил его такой искусной работе? Все рассчитано, все размерено, где и как  соединять в узлы эти нити, чтобы держались, чтобы не рвались, чтобы выдерживали предусмотренный на них попавший груз. Вот человек разрабатывает свои конструкции своей наукой, своими достижениями творит великие открытия и свершения, расширяет свои познания, углубляется в строение каждой клеточки и атома, сам своим умом достигая всего. А кто научил паука? Сам-то он величиной не более зернышка ячменного или крупинки рисовой. И где помещается в нем, в его голове тот мозг, который разработал и составил все схемы и чертежи, все компьютерные расчеты, чтобы сплести такую сетку паутины, красивую и правильную, без перекосов и искажений, удобную для лазания и готовую поймать нужную пауку добычу?

Господи! Премудрости Твоей нет конца и меры! Если Ты насекомым даешь такое, то как же велик, богат дарами и возможностями Твое лучшее творение  ̶  человек! Только бы он не присваивал Твое себе, не ставил бы себя вместо Бога.

Ольга Рябова, 1999

Страх Божий

Однажды, будучи уже священником, я познакомился с пожилой благочестивой женщиной, которая прожила праведную жизнь. Согласитесь, в наше время — это редкость. «А как же так получилось, что грехи обошли вас стороной?» — спросил я с удивлением. «Да вы знаете, батюшка, я всегда боялась Бога», — со светлой улыбкой призналась она. «А как это — бояться Бога?» — задал я ей вопрос с живым интересом.

«А вот как. Была я совсем маленькой, лет четырех-пяти. Лежала на печке, а мама внизу чем-то по хозяйству занималась. У нас всегда дома лампадка горела перед иконой Спасителя. Я мамочку и спрашиваю: «А почему мне Боженька пальчиком грозит?» Ведь вы, батюшка, знаете, как Господь правой рукой на иконах благословляет? Мамочка и отвечает: «Боженька все видит и тебе грешить запрещает». Я подумала: да как это Боженька может все видеть? Дай-ка я спрячусь под одеяло, а потом сквозь маленькую щелочку посмотрю — а Боженька в это время и отвернется! Сказано — сделано. Спряталась под одеяло, сделала дырочку, смотрю сквозь нее… А Боженька-то на меня смотрит, да пальчиком все грозит: «Маня, не греши!» С тех пор я и боюсь Господа, молюсь Ему, а грехов избегаю», -закончила свой нехитрый рассказ собеседница.

Дай, Господи, и нам  благоговеть пред Тобой, хранить себя от зла, по великой милости Твоей!

Протоиерей Артемий Влалимиров
«Учебник жизни»
Издательство Филарет, 2006

Православные корни великой России, Руси-Матушки

Пышные ветлы давным-давно прикрывают усыпальницу-погост трёх русских деревень и одного села нашего края, иными словами сказать, нашего района Краснослободского Республики Мордовия, Руси-Матушки…

Издалека кладбище не вызывает большой скорби и печали…

Благословенно это место, выбранное нашими предками почти три века тому назад!

Находится оно на противоположном от села берегу речки Студенец… И только когда подходишь к кладбищу поближе, оно вызывает опять же не только скорбь, но и тихую, светлую, нежную, за сердце берущую печаль о прошедших временах.

Особо высокие чувства в своё время вызывала центральная часть кладбища — могила Батюшки нашего Черновско-Выселского Храма-Молельного Дома, с могучим деревянным крестом, одним из символов Веры Православной.

Храм этот был разорён коммунистами. Конечно, не весь. Иконы подняли на чердак. Самые ценные из них разобрали верующие по своим домам. А здание превратили в семилетнюю школу, поставив в помещениях парты. В нашу школу ходили и чукальские мальчишки и девчонки. Так что центром наших сёл раньше были не Чукалы, а именно Черновские Выселки! Конечно, Чукалы тоже со временем построили свою школу. Село Чукалы тоже было большое!.. И оно имело свою церковь и даже своего барина. Вокруг церкви чукальской коммунисты гоняли моего дедушку, Шишкина Константина Семёновича, босым по зимнему снегу! Зачем гоняли? Просто-напросто и коммунистов интересовало золото, а дед владел огромной пасекой, маслобойкой, дранкой-обдирушкой. Конечно же, и у него со временем было бы золото… Ведь тогда все его деньги вкладывались в развитие молодой многочисленной семьи. Да и благоустройство сада и огорода требовало немало денег.

Я сам ещё учился в нашем Храме-школе Черновско-Выселской. При мне с чердака сняли иконы и совсем разрушили Храм-Молельный Дом. А на месте здания Храма-школы поставили новую восьмилетнюю школу. Наше село было государственным с самого начала, от своего основания. Конечно, сейчас и школа разрушена от недогляда людского.

Но напрасно старались вырвать все православные корни нашего села! Не удалось сделать этого «начальнице великой Яскиной». Хотела она снести и нашу Часовенку, где прощалось село со своими умершими жителями. Спасибо и низкий поклон нашим односельчанам! Сообразили они превратить Часовенку в амбар для хлебных припасов… Около Часовенки продолжали выполнять Православный Церемониал прощания жителей села с умершими односельчанами…

 

 

Николай Лунин
«Экологические зарисовки дедушки Любозная»
2018

Имена святых

В Православной церкви существует традиция давать имя человеку по имени Святого, который становится нашим покровителем, вступает с нами в особую близость. Когда мы молимся, мы просим и нашего святого помолиться за нас. Его икона должна быть всегда с нами. Мы просим его никогда не оставлять нас и помогать нам во всех наших бедах. Наш святой беспокоится о нас и всегда напоминает нам, что мы должны вести благочестивую жизнь.

 

 

 

 

 

 

Пособие по катехизации
для детей младшего
школьного возраста

Детям о Боге

Ты видишь вокруг себя разные вещи и знаешь, что каждая из них кем-нибудь сделан: дом построен архитектором, картину написал живописец, цветы посадил и вырастил садовник. Итак, надобно знать, Кто сделал светлое солнце, небо, звезды, – все сие сотворил Бог, общий Отец наш, Отец  всех людей. Он везде, хотя мы Его и не видим, Он знает все, что мы делаем, слышит все, что мы говорим, даже все, что мы думаем. Без Него ни трава, ни хлебный колос, ни цветы не могли бы вырасти, животные не жили, ничто не существует без Его воли. Твоя мама добра, любит тебя, но Бог бесконечно больше благ и больше любит тебя. Твой папа трудится, чтобы пропитать тебя, но Бог бесконечно больше делает для всех людей, нежели все люди вместе могут сделать.

Свт. Филарет, митр. Московский

ЖИВАЯ СВЕЧА

ПРИТЧА для взрослых и детей

 

Пришел боголюбивый человек в храм.
А свечу забыл купить.
Вспомнил, только когда вошел вглубь храма, где уже началась служба.
Что делать?..
Не возвращаться же к свечному ящику, чтобы не мешать людям молиться!
И решил он: буду тогда сам стоять вместо свечи!
И стоял. Всю службу — ровно, не шевелясь, только кланяясь иногда, горя молитвой, как никогда, ничем не отвлекаясь…
А когда выходил из храма, то вспомнил, что забыл поставить свечу. И вздохнул с сокрушением.
Он даже представить себе не мог, что никогда еще не ставил такой угодной Богу свечи!

 

 

Романенко Н.Г