19 января – Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

В то время когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»

Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь», то есть не удерживай Меня теперь, «потому что так нужно нам исполнить всякую правду» — исполнить все в Законе Божием и показать пример людям.

Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.

По совершении крещения, когда Иисус Христос выхо­дил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: « Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Тогда Иоанн окончательно убедился, что Иисус есть ожидаемый Мессия, Сын Божий, Спаситель мира.

“Закон Божий”
Издательство братства во имя св. князя
Александра Невского, 2004

О святой воде

Вода святая — обыкновенная по составу и происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), приобретающая освящающие (благодатные) и исцеляющие свойства после совершения особого молебна, именуемого воосвящением.

Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в доме у каждого православного христианина. Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню.

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО

В мою память врезалась одна встреча, о которой я хочу вам рассказать. Еще совсем молодым священником мне пришлось посетить дом престарелых, каких в столице немало. Поднявшись на нужный мне этаж, я шел по коридору, разыскивая тяжелобольную, лежачую пожилую женщину, которая хотела причаститься Святых Христовых Таин. Она была еще в сознании и, со слезами поисповедовавшись, приняла Святые Дары. Лицо ее просветлело – и кроткая христианка откинулась на подушку с видимым облегчением. Она веровала, что Сам Господь посетил ее. Дробно крестясь, причастница повторяла: «СлаваТебе, Господи!» Такой я ее и оставил, утешив словами о милости к нам Создателя.

Но уйти сразу из обители печали у меня не получилось. Просто невозможно было проходить мимо комнат, из глубины которых на священника глядели обитательницы дома престарелых: кто с пониманием и уважением, кто с детской радостью и горячим желанием тотчас исповедаться и причаститься, а кто с внутренним холодом и даже отчуждением (хотя таких было немного).

Беседуя с бабушками (по возрасту я приходился им правнуком) и расспрашивая их о прожитом, я осознавал, как непостижима человеческая судьба, находящаяся единственно в руках Божиих. А еще меня поражало душевное богатство сердец, которые открывались на исповеди. Поймал тогда себя на мысли, что, пожалуй, ныне не встретишь у молодежи подобной боязни греха, отвращения от всякого неправедного, нехорошего поступка. «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри – не вы!»

И только через часа полтора, испытывая внутреннее удовлетворение и радость от сознания важности выполненного дела, наконец собрал свой священнический чемоданчик и намеревался уже направиться к лифту. (Вот я и приблизился к главному в моем рассказе).

Навстречу мне по коридору катилась небольшая тележка, на которой обычно развозят по палатам еду. Было как раз обеденное время. Тележку подталкивала очень пожилая женщина, как мне показалось, лет восьмидесяти, а может быть, и более того. Передвигалась она неспешно и с великим трудом, то и дело останавливаясь, тяжело и прерывисто дыша. Судя по халатику (впрочем, опрятному и чистенькому), я понял, что это одна из насельниц дома престарелых. Небольшого росточка, средней полноты, какая-то вся кругленькая, она напоминала бы девочку, если бы не совершенно седые волосы. Лицо ее было очень светло. Мы поздоровались. Я успел заметить выражение кротости, спокойствия и деловитости одновременно. Старческую немощь выдавало мелкое дрожание головы и рук. «А вы не желали бы поисповедоваться и причаститься?» – сразу спросил я, почувствовав в ней православную добрую душу. «Ах, очень бы желала, но мне некогда: я должна покормить моих». – «А кто это ваши?» – «Да лежачие, их здесь шестеро, а еще две этажом ниже», – отвечала она совершенно спокойно и кротко. «Что же, их и покормить некому?» – продолжаю с удивлением. «Кому же кормить, милый батюшка, персонал поставит тарелку да уйдет, а они, бедненькие, и руки выпростать из-под одеяла не могут без сторонней помощи. Я и вызвалась их обедом кормить. Вот какую мне карету доверили», -сказала она с мягкой и приятной улыбкой, указывая на тележку с тарелками. «Как вы сами-то себя чувствуете?» – «Слава Тебе, Господи, вот только задыхаюсь немного; что-то последние две недели совсем тяжко: метр-полтора провезу обеды – и уже отдохнуть надо, иначе ножки не пойдут. Вы уж простите, батюшка, меня ждут они. Дай вам Бог здоровья, спасибо, что не забываете нас, грешных, уж в следующий раз обязательно надо причаститься».

Почувствовав, какая передо мной душа, я не мог отпустить ее без Животворящей Святыни. Прямо в коридоре, благо, кроме нас, там никого и не было, прочитав кратко молитвы, исповедал Божия человека (к сожалению, имени уже не вспомнить) и преподал Святые Тайны. Поклонившись, она двинулась с тележкой дальше, унося Христа в своем сердце.

Возвращаясь домой, я благодарил Бога, что Он сподобил меня встречи с сокровенной Своей рабой. В простоте и чистоте христианской совести она ежедневно свершала подвиг, вовсе не задумываясь о великости дела, на себя подъятого.

Протоиерей Артемий Владимиров
«Учебник жизни», изд. «Филарет», 2016

С Новым Годом!

 

 

 

 

 

Щелкни указателем мыши на шарике

 

 

svg анимация не работает в Internet Explorere

Что такое ценность?

Ценность – это то, за что не жалко отдать жизнь. Что для нас с тобой является ценностью, то есть самым важным, главным, значимым? Жизнь родных и близких. Отчий дом. Родина, бессмертная душа. Бог. Какие нравственные ценности у русского народа? Это, в первую очередь христианские добродетели вера, надежда, любовь, молитва, святость, терпение, смирение, кротость, трудолюбие, семья, а также правда, чистота, простота, свобода, искренность, порядочность, ответственность, милосердие, жизнерадостность, миролюбие, отзывчивость, щедрость, умеренность, мужество, благородство, скромность, послушание, почитание родителей, прощение, благодарность, подвиг, самопожертвование, доблесть, Отечество.

 

 

Кто за други отдал душу,
тот оковы тьмы разрушил.

 

«Добронравие для маленьких»
АНО «Семья России», 2016

19 декабря день святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца

СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ

 

На Руси ты всех святых любимей,
Праведник Святитель Николай.
Много храмов носит твое имя
И своим считает русский край.

Русским тебя русские считают,
И во всякой скорби и беде
Чаще всех на помощь призывают.
Ты подобен утренней звезде.

И всегда, Святитель, рядом с нами,
Светишь нам на жизненном пути.
Помоги мне справиться с грехами,
Душу помоги мою спасти.

 

Лазаревич Л.И.

Славою обетованного

 

Незрим за миром Бог. Но мир из глаза вынь-ка!
Он засорил твой взор. Пред Богом мир — песчинка.

 

 

Не сетуй, что на мир я больше не смотрю.
Мне некогда. Пойми! Я солнце лицезрю!

 

 

Работать хорошо. Прекраснее молиться.
Прекраснее всего пред Богом преклониться.

 

Николай Белоцветов, 1930 г.

МАМА

Вот и осень пришла!
Самодостаточная и неторопливая она мягко ступала по нашим садам, приглашая к себе на чаепитие. Всё уже свершилось: взошло, отцвело и созрело. И тепло уже было не то, и солнце светило по-особому. Птицы поднимали птенцов на крыло и собирались в стаи пока только на день. Как же они узнавали друг друга в этой бескрайней синеве небес? Кто им нашёптывал о том, с кем и куда лететь? То ли сердце родительское, то ли Кто Свыше? А разве возможно одно без другого?
Пришло время и нам собирать плоды в своём саду. Как же радовали нас неказистые морковки и мелкий лучок, пересчитанные поштучно яблочки с молодой яблоньки и редкие малинки, чудом уцелевшие после нашествия милых до поры до времени муравьёв. Как же были мы рады и благодарны Небесам за такой щедрый урожай. Слава Богу за всё!
― Ох, и урожай у вас! ― деловито оглядывая и, что удивительно, ни капли не завидуя, заметила соседка, всю жизнь посвятившая своему подворью. ― Ты бы пошла и собрала у нас сливу да алычу, девать некуда, осыпается… Жалко… Читать далее “МАМА”

Колыбельная

аю, баиньки-баю.
Не ложися на краю –
С краю свалишься,
Напугаешься.
Придёт серенький волчок,
Тебя схватит за бочок.
Не пугайся, Ваня мой,
Богородица с тобой.
Спи со ангелами,
Со архангелами.
Херувимы, серафимы
Вьются, вьются над тобой,
Над твоею головой.

Молитва

Сам Господь Иисус Христос любит и благословляет всех детей. Господь любит и тебя. В течении дня ты разговариваешь с теми, кого знаешь и любишь: с мамой и папой, бабушкой и дедушкой, братом и сестрой, с другом. Тебе хорошо быть с ними. Так же, как ты хочешь быть с мамой и папой все время, а они хотят быть с тобой, так и Бог желает постоянно беседовать с тобой и помогать тебе. Господь Иисус Христос всегда с тобой. Он всё видит и знает, и слышит каждое твое слово.

А  знаешь  ли  ты,  что  можешь  беседовать с    Господом    Богом    нашим,    его    Пречистой Матерью  Пресвятой  Богородицей,  со  Святыми и Ангелами? Беседовать и общаться с ними можно с помощью особых слов – молитвы.

Утром, едва открыв глазки, ты зовешь маму, и мама спешит к тебе: «Доброе утро!». Встретив друзей или знакомых ты радуешься: «Здравствуйте! Добрый день!». Все твои родные желают тебе только доброго.

Не забудь и ты в утренней молитве поприветствовать Бога нашего Иисуса Христа, Пресвятую Богородицу, твоего небесного покровителя и Ангела Хранителя. Попроси у них помощи на весь день, помолись о здравии и благополучии родных.

Совершая свои детские дела, играя или что-то мастеря,   в   затруднениях   ты   обращаешься к маме, папе, дедушке или бабушке, к сестре или    брату,    к    другу,    и    всё    получается, ты благодаришь: «Спасибо». Ты принимаешь заботы любящих тебя родных: носишь чистую одежду, кушаешь вкусную и полезную еду, читаешь интересные книжки,    играешь    с    друзьями    любимыми игрушками      и      сам      стараешься      помочь и   порадовать   близких.   Любое   дело   вместе совершается легче и радостнее,  и так много можно сделать!

Перед любым делом помолись: «Помоги, Господи!» – и с помощью Божьей все получится. За все добрые дела, большие и маленькие, за     радости     и     успехи     благодари     Бога: «Слава Богу!».

К вечеру ты устал и готовишься ко сну, ты желаешь своим любимым и близким «Спокойной ночи, доброго сна». Не забудь поблагодарить Бога за весь день, попросить      прощения      за      непослушание, огорчения и обиды и помочь тебе исправиться. Попроси Ангела Хранителя охранять во сне тебя и твоих родных. Молись, дитя! Благословит тебя Господь.

Детский православный молитвослов”
Благотворительный фонд помощи детям сиротам-инвалидам
во имя святой блаженной Матроны Московской. 201

Мой сад

Шумный, ревущий город кругом:
Машины, фургоны, трамваи.
А в этом тенистом саду мой дом,
Сравнимый с прекрасным раем.

Ни грома, ни звона машин, поездов
Сюда не доходят раскаты.
Ни вони бензинной, лишь запах цветов,
Изысканные ароматы.

Лишь песни дроздов и соловьев,
Шёпот берёз с тополями,
Журчанье фонтанов и родников,
Да пчёлы гудят со шмелями.

Здесь столько цветов: и лилий, и роз
Пионов, ирисов, ромашек,
И бабочек пёстрых, и синих стрекоз
И божьих коровок – букашек.

Прыгают белки в тенистом саду
В ветках душистой акации,
Играют весёлую чехарду,
Летая с танцующей грацией.

В цветах, на траве, где зелёная сень,
И в знойные дни – прохлада.
Сюда иногда забегает олень
Из леса, который здесь рядом.

В душистом саду среди зарослей роз
С молитвой в тиши и покое
От близости Бога, от неги и грёз
Счастье в душе неземное.

 

Лазаревич Л.И. 2006.

Храм Божий. Мать Церковь

Яне могу представить себе счастливого, полнокровного детства без ежевоскресного посещения семьей храма Божия. Радостные, воодушевленные родители, чисто вымытый, в праздничной одежде, опрятный малыш, важно вышагивающий по дорожке, ведущей в храм… Сколько величественного и прекрасного открывается нам под сводами жилища Божия! Лики святых, которые взирают на нас с высоты, – строго и с укоризной, если мы в чем согрешили, милостиво и приветливо, если соблюдали себя от предосудительных мыслей, слов и поступков. Горящие свечи и разноцветные лампады словно желают поделиться с нами любовью к небу, к Богу и возжечь в нашем сердце маленький, никому, кроме нас, не заметный огонек сокровенной молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного!» То тихое, то величественное церковное пение, как бы снисходящее с небес и пробуждающее своими стройными созвучиями в душе смиренное осознание собственной греховности, а вместе с тем жажду познания Господа, животворящего душу Своей благодатью… И конечно, священник, батюшка, как ласково именует русский народ пастыря Божия. Батюшке даровано Самим Господом прощать и разрешать нас от грехов. Верим, что рядом с батюшкой всегда присутствует Христос, особенно когда священник принимает нашу исповедь. И если все расскажем без утайки, искренно каясь в своих проступках, какой радостью, ликованием награждает Господь верующую душу после разрешительной молитвы священника! Как будто крылья вырастают за спиной, идешь, а земли под собой и не чувствуешь!

Протоиерей Артемий Владимиров
«Учебник жизни», изд. «Филарет», 2016

«Пустите детей приходить ко мне!»

Однажды люди принесли к Нему детей, чтобы Спаситель благословил их. Но ученики говорили с ними весьма сурово и старались совсем не допустить их к Нему. Увидевши это, Спаситель вознегодовал и сказал ученикам: «Пустите детей приходить ко мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие». И, обняв детей, возложил на них руки и благословил их. И сказал: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него».

 

Пособие по катехизации
для детей среднего
школьного возраста

Молитва

Посмотрите на картинки и скажите, о чем вы просите Бога в подобных положениях? Какие молитвы вы произносите тогда?

Когда вы учитесь в школе

 

Когда вы болеете
Когда вы путешествуете
Когда вы ложитесь спать
Когда вам страшно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для обсуждения:

Всегда ли мы полагаемся на волю Божию? Почему, по вашему мнению следует молиться к Богу, когда нам страшно, когда мы путешествуем, когда идем к врачу?

 

Пособие по катехизации
для детей младшего
школьного возраста

Хлеб жизни

Хлеб жизни – Иисус с небес.
Ядущий его не умрет.
Бог, сделавший столько чудес,
Нам вечную жизнь дает.

За наше с тобой бытие
Всего себя Бог нам отдал.
Плоть – пища, а кровь питье
Спаситель сам так сказал.

 

Лазаревич Л.И.

Преставление прп. Се́ргия, игумена Ра́донежского, всея России чудотворца (1392)

ПОВЕСТЬ О ПРЕПОДОБНОМ СЕРГИИ

есяца сентября в 25 день, на память преподобной Евфросинии, преставился преподобный Сергий Радонежский — тихий, кроткий, смиренный и прочее.

Не знаю, как смогу описать его житие. Потому что измлада возлюбил он Бога и постоянно говорил: «Господи, дай мне с младых лет трудиться для тебя! Господи, прими меня и возьми меня к себе, причти меня к избранному стаду Твоему, нищ я перед Тобой! И с юности избавь меня, Господи, от всякой нечистоты и скверны плотской и душевной, и сподоби меня, Господи, соблюдать святость перед лицом Твоим! Пусть сердце — мое вознесется к Тебе, Господи, и вся сладость мира сего не будет усладой мне, и вся красота житейская не коснется меня, но унесется душа моя вслед за Тобой, и примет меня десница Твоя. Да не усладят меня красоты мирские и не введут в искушение, и не буду я желать радоваться радостью мира сего, но наполни меня, Господи, радостью духовной, радостью неизреченной, сладостью божественной, и пусть Дух Твой благой наставит меня на путь праведный!» Старцы же и прочие люди, видевшие такое рвение юноши, удивлялись, говоря: «Что будет с юношей этим, если таким даром добродетели наделил его Бог с младенчества?».

Отрок предобрый, сын предробрых родителей, подвижник, которого всегда помнят, произошел от благоверных родителей доброго рода. Вырос, как от доброго корня поросль произрастает добрая, приняв в себя все достоинства корня этого. С младых ногтей он был как сад благородный, и процветая, как плод бесценный. Был этот отрок красивым и благонравным. Взрослея, только в добрых делах преуспевал.

Как поведать и о прочих его добродетелях: о спокойствии, кротости, любви к молчанию, о смирении, негневливости, простоте без ухищрений? Равную любовь питал он ко всем людям, никогда не гневался, никому не противоречил, не обижался, не проявлял слабость, не смеялся; а если и хотелось ему улыбнуться случалось и такое, то он делал это целомудренно и сдержанно.

<В конце жизни>… служил святой божественную литургию. Тогда параклесиархом[i] был <…> Симон, совершенный в добродетелях, которого святой Сергий сам благословил на совершенное житие, и он помогал святому. И этот Симон видит чудное видение: божественный огонь обошел святой жертвенник, осенил престол, пройдя по кругу святую трапезную, потом трижды обошел святого, казалось, что этот огонь объял его с головы до ног. И когда святой хотел причаститься, тот огонь светился, как некая божественная плащаница, и вошёл в святой потир. И так святой им и причастился. Симон поразился этому неизреченному видению и затрепетал от страха. Когда же преподобный отошел от святого жертвенника, и, поняв Духом святым, что тот Симон тоже сподобился видеть это видение, призвав его, сказал: «Чадо Симон, что ты так устрашился духом?»

Он же ему ответил: «Очень устрашился, увидев это чудное видение, божественный огонь, а еще больше, благодать Святого Духа действующую с тобою». Святой сказал ему: «Никому не рассказывай, что видел, пока Бог не позаботится обо мне и не заберет меня от мира сего. И давай вместе воздадим хвалу Богу, творящему дивные и преславные дела, которые мы видели своими глазами».

После этого почувствовав скорое свое отшествие к Богу, поучив братию о полезном и поставив им вместо себя игумена по имени Никон, завещал ему хранить предания и уставы монастырские. И причастившись святых Тайн, и сказав: «Господи, в руце твои предаю дух мой», преставился, отойдя к Господу в 6900 (1392) год месяца сентября в 25 день. Всего от рождения прожил 78 лет. И положен был в монастыре, созданном им, и много исцелений подавал приходящим к нему с верой.

[i]  церковный причетник, зажигающий свечи и лампады, прислуживающий в алтаре и звонящий на колокольне

Лицевой летописный свод XVI века
царя Ивана Грозного для обучения царских детей

Литургия

 

Церковь — это Храм, Дом Божий, куда мы приходим для встречи с Богом. Господня Церковь не просто здание. Это также и люди. Святые апостолы Петр и Павел открьши нам, что мы сами есть храм Божий. Все вместе, как живые камни, мы образуем духовное здание, живой Храм, который возглавляет наш Господь Иисус Христос. Он является краеугольным камнем этого храма. Когда нас крестят и мы получаем Святого Духа через миропомазание, мы сами становимся живыми храмами Господа, который пребывает в нас. В храме вместе с нами находятся и святые, которые являются частью Божией Церкви. Они незримо присутствуют в храме. Когда мы стоим лицом к алтарю, мы видим их изображения на иконостасе.

Литургия — самое главное событие в жизни христианской Церкви. Это наша встреча с Богом. Это путешествие в Царствие Божие, в Небесный град Иерусалим. Это возвращение домой. В переводе с греческого «Литургия» означает «общее дело». Участвовать в Литургии может только вся Церковь, все христиане вместе, а не каждый из нас по отдельности.

Последование Литургии (то есть порядок совершения этой службы, принятый Православной Церковью) составили святители Василий Великий и Иоанн Златоуст в 4 веке после Рождества Христова.

ТРИ ЧАСТИ ЛИТУРГИИ:

  1. Проскомидия. Подготовка хлеба и вина к Таинству Евхаристии. Здесь нами вспоминается и нам является крестная смерть Господа Иисуса Христа, Его ЖЕРТВА ради нашего спасения. На проскомидии в первый раз прочитываются записки, поданные нами в алтарь, а из просфор вынимаются частицы в воспоминание о Божией Матери и святых, а также о здравии и упокоении перечисленных в записках людей. Эти частицы священник кладет на дискос рядом с Агнцем, вырезанным из самой большой, Агничной просфоры. В Таинстве Евхаристии именно эта часть хлеба — Агнец — станет Телом Господа Иисуса Христа. Таким образом, на проскомидии вся Церковь символически собирается вокруг Агнца-Христа на дискосе.
  2. Литургия оглашенных или Литургия Слова. Это учительная служба, на ней звучит и толкуется Слово Божие. Главное в Литургии оглашенных — чтение Апостола и Евангелия.
  3. Литургия Верных — главная часть службы, на ней совершается Таинство Евхаристии, соединение человека с Богом. С древности и до наших дней в Литургии Верных могут участвовать только крещеные люди, то есть «верные», члены Церкви.

 

Оглашенные (от слова «голос», «огласить») люди, собирающиеся принять Таинство Крещения и проходящие перед этим определенную подготовку ~ так называемое «оглашение», то есть беседы, на которых «из уст в уста» передавались важнейшие истины христианской веры. В древности некрещеные люди могли присутствовать только на Литургии Слова, то есть могли слушать Слово Божие и его толкование. Однако в самом начале Литургии Верных они должны были покидать храм.

Иерей священник, пресвитер. Все три словасинонимы.

Лик хор и все молящиеся. Хор поет наши слова, то есть то, что должны петь мы, христиане, пришедшие в храм на службу.

Ныне сейчас.

Присно всегда.

Аминь — «Да будет так!» (древнеевр.).

Божественная Литургия с иллюстрациями и пояснениями для детей
СПб, “Град Петров”, Каламос, 2013

Вера, Надежда, Любовь

Три сестры, три жертвы, три цветка…
И лоза Премудрости – их мать.
Как их жизнь земная коротка –
Только Вечность будет вспоминать.

Юным цветом, молодостью лет
Взгляд царя пленили три сестры.
Отпустил. Подумать дал совет
До утра… Велел зажечь костры.

Идолищам – жертвы и огня
Приказал добавить как всегда.
Думал утром будущего дня
Он склонить их лестью без труда.

Так пленила девственная нежность –
(как легка добыча, хороша..) был уверен:
ласковость и щедрость
Не отринет юная душа.

В этот час, в другом чертоге, зная
Всю опасность царской доброты,
Мудрая София, мать святая,
Заповедь давала от беды.

Дочек трех молению учила,
Чтоб помог Господь и укрепил,
Не отречься дал ума и силы.
В час страданий чтобы рядом был…

А наутро, предвкушая праздник,
Царь, взбешенный твердостию дев,
Вместо пира уготовил казни,
Истязать их страшно повелев.

Верны Богу, дочери Софии
За Него свою пролили кровь.
Три сестры – теперь они святые:
Вера, и Надежда, и Любовь.

Лазаревич Л.И.