Рождественский пост

Рождественский пост дает удивительную возмож­ность насладиться и напитаться семейной близос­тью. Когда люди готовятся к празднику Рождества — молятся, ходят в храм Божий, читают Священное Писание — их взаимные связи могут усиливаться и обогащаться. Радость праздника после таких совме­стных приуготовлений намного выше. Постарайтесь выкроить хотя бы немного вре­мени на каждой неделе для того, чтобы готовиться к Рождеству Христову вместе.

Таким общим делом может быть, например, особое письмо, написанное всеми вместе. Каждый может добавить в него несколько строк о том, что было важ­ным для него в уходящем году. В этом письме могут быть отражены радостные, печальные или смешные события года, выражены чувства о значении празд­ника Рождества Христова (стихи, рассказы, рисун­ки) и, конечно, надежды на год предстоящий. Пись­мо можно послать друзьям или родным или оста­вить его у себя, чтобы перечесть год спустя. Можно хранить его в семейном архиве и поместить перед фотографиями, снятыми в этом году. На следующий год семья может увидеть в таком письме настоящую семейную традицию.

Пособие по катехизации
для детей младшего школьного возраста
2000 г.

Приснилось

Приснилась Война.
Приплелась.
Возвратилась.
Какая и в снах
Это страшная сила!
…Бежал я, чудак,
По безлюдной шоссейке,
А Бешеный танк
Приближался с весельем.
Так было. Так было!
Я помню, поверьте.
И делалось потно
от близости смерти.
И звонкие траки
Давили дорогу…
И все-таки – враки,
Что не было Бога.
Бог ринулся с неба
На звездах, на крыльях!
И танк – словно не был –
Задохся, накрылся.
Рванула по танку
тяжелая бомба…
И, знать, улыбнулся
Спаситель мой, Бог-то …
Мой Летчик смеялся
В стеклянной кабине.
Ах, как бы узнать
Его вечное Имя?!

Все это из сна,
Из былого, из грезы…
Приснилась – Война,
Ненавистная проза!

Глеб Горбовский
Аврора №2 1971 г.

У «Скоропослyшницы»

Протоиерей Константин Григорьев

Недалеко от нашего Варшавского вокзала, в Троицком Соборе сейчас находится чудотворная икона Божией Матери “Скоропослушница”, Я ныне первый раз был на ее празднике, и вот уже много дней остаюсь под впечатлением этого духовного торжества. Троицкий Собор по величине своей уступит разве только Исаакию, недаром, когда у Исакия огромные иконы в иконостасе стали заменяться мозаичными, прежние масляные были перенесены в Троицк. Нынешним летом Троицкий Собор был за­ново отремонтирован снаружи и внутри и весь сияет снежной белизной. Я приехал ко всенощной за час до начала службы и при входе в собор сразу же почув­ствовал, какое торжество здесь готовится в честь Царицы Небесной.

Собор уже ярко был освещен внутри. “Скоропослушница” помещена в главном пределе у клироса, на левой стороне его. Икона украшена целой стеной белых живых хризантем и перед ней уже стоит толпа молящихся. Начался молебен, люди все приходят, припадают к иконе, приносят новые и новые цветы, дежурные прихожанки у иконы затрудняются раз­мещать их… Я был и за обедней в самый праздник и вечером за акафистом и никогда не забуду, что ви­дел. Все три службы собор был полон молящимися. Мужчины и женщины, старые и молодые с одинако­вым усердием припадали к Владычице, горячо мо­лились, шептали о своих нуждах, у многих молитва была слезная; я видел, как мужчина после горячей молитвы перед иконой кротко целовал лишь под­ножие ея и воздержался приложиться к самой Иконе…

Как хороши были службы, какое чтение и пение. Сколько души вложили духовные композиторы в свои церковные песнопения и с каким молитвенным воодушевлением певчие воспроизводили их. Среди высоких стен и колонн храма дивные звуки молитв неслись ввысь, в далекие купола, к небу, и думается, не было в храме ни одной души, которая не взволно­валась бы от них. Стоя на клиросе, я невольно наблюдал, как даже на лицах и во всем внешнем ви­де у певчих отображались те чувства, которые наполняли в это время их души.

Вечером на празднике весь народ в храме пел акафист “Скоропослушнице”. Многие знали его наизусть, другие держали перед собою книжечки и целым громом голосов разносился по собору припев: “Радуйся, благая Скоропослушница, прошения наши к пользе исполняющая”. Это было живым исповеда­нием веры. Люди испытали на себе милости Влады­чицы Небесной и благодарили и прославляли Ее; а Она, Пречистая, в то же время милостивым взором назирала с иконы предстоящих.

Протоиерей Константин Григорьев (1881-1938)
“Моя копилка”. Изд-во диакона Константина Филатова
г. Барнаул, 2022

21 ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

 

Протоиерей Константин Григорьев
Протоиерей Константин Григорьев

В нашей церкви при входе, на левой колонне ви­сит большой образ Архистратига[1] Михаила с огнен­ным мечем в руках… Я всегда прошу его сохранить наш храм и всех молящихся, мою семью… В дивном акафисте Архистратигу проведена та мысль, что в руках его содержится судьба народов и царств; он же, Архистратиг Михаил, охраняет всех молящихся ему среди опасностей и ограждает их от врагов.

В слове за литургией я говорил прихожанам о том, что и ангелы безплотные, подобно угодникам Божиим, могут и должны быть для нас примером. Слово Божие говорит, что мы “мало чем умалены от Ангелов”, ибо одарены от Господа как и они умом, чувством и свободною волею; но в то время, как все духовные силы у Ангелов направлены на прославле­ние Господа, мы не стараемся больше и больше по­знавать Бога, нет у нас любви к Создателю, и все же­лания наши обращены к предметам земным.

Ангелы с радостию осуществляют волю Божию в своем служении людям (Архистратиг Михаил и зачатие Предтечи, Архангел Гавриил и Благовещение Пресвятой Деве Марии, Рафаил и Праведный Товит), Какое торжество было у ангелов на небе при Рождестве Спасителя в Вифлееме, в это время они радова­лись за людей, а Господь говорил, что каждый каю­щийся и исправляющий свою жизнь грешник, быва­ет причиной радости для всех ангелов на небе. Од­нако мы чаще бываем причиной их скорби по своей нераскаянности.

Есть трогательная картина, на ней изображено, какая скорбь бывает для Ангела-Хранителя при кон­чине грешника. Ангел от самого начала жизни чело­века радел о нем, старался управить его в Царство Небесное, но вот все кончено, время ушло, дела не поправить… и Ангел плачет у гроба почившего.

Поздравляя близких с Днем Ангела, мы не толь­ко приветствуем их, но имеем обычай и чем-нибудь порадовать их, одарить; Каким хорошим подарком будет для Ангелов то, если хоть один из нас грешни­ков в день празднования безплотных сил, решит се­годня твердо и безповоротно порвать с привычными грехами и начать жизнь духовную; такой человек в скором же времени убедиться, каким счастливцем он себя сделал.

[1] титул главнокомандующего в Древней Греции; в христианском вероучении эпитет архангелов: военачальников ангельских небесных сил; в православии наиболее часто употребляется как эпитет Архангела Михаила.

 

Протоиерей Константин Григорьев (1881-1938)
“Моя копилка”. Изд-во диакона Константина Филатова
г. Барнаул, 2022

Россия непобедима

Просторы Руси необъятные
Покоя врагам не дают.
Но помним мы подвиги ратные
О них наши песни поют.

Россия – непобедимая
И будет всегда жива.
Россия Всевышним любимая.
Святые над ней покрова.

Лазаревич Л.И. 2012

Земное и небесное

Протоиерей Константин Григорьев
Протоиерей Константин Григорьев

Случалось, что друзья просили меня рассказать им что-нибудь, и с интересом слушали и благодарили за рассказы, предметом которых редко служило что-нибудь вычитанное из книг, а чаще взятое из личной жизни, случаи милости Божией, удивительные как по своему содержанию, так и потому, что посылались они человеку, которого следовало бы только наказывать. Таким образом, все эти рассказы являлись примерами постоянного милосердия Божия, о которых и мне не менее приятно было рассказывать, чем другим слушать. В таких случаях я с радостью уходил в свое прошлое. Хотел я много раз заинтересовать и детей своих такими рассказами, но не мог привлечь внимания их. Может быть, тут и удивляться нечему: в их годы и нас больше интересовало другое. Известны случаи, когда люди с раннего детства были целиком преданы Богу, но и праведники не все были таковы; наоборот, чаще встречаются примеры сознательного обращения к Богу уже в зрелые годы. Притча о работниках в винограднике говорит о таких людях, пришедших на работу в полдень и под вечер своей жизни. Вот почему и я надеюсь, что рано ли, поздно ли, мои дети тоже задумаются над жизнью и может быть усерднее нас возьмутся за все святое. Жизнь не шутка и может сразу изменить человека. Но к тому времени меня может не быть в живых; вот почему я взялся за записки; чтобы придти им тогда на помощь.

***

Вот незаметно и зима подкралась. Давно ли во­круг нас цвела и красовалась природа, и как быстро все изменилось. Наш прекрасный парк обезлюдел; деревья давно осыпали свои пожелтевшие листья, озера скованы льдом и дворец со всех сторон окру­жен снегом. Бывало во время утренних поездок на Сиверскую я в окна вагона любовался картинами придорожных лесов и полей, а теперь в это же время едва светает утро. Время самое темное в году, холод­ное и скучное. Но для верующих и в это время сколь­ко утешений готово в церкви: подошли праздники Архистратига Михаила, Скоропослушницы, Злато­уста, приближается Рождественский пост, еще не­много и мы услышим в церкви: “Христос рождается, славите…”.

Протоиерей Константин Григорьев (1881-1938)
“Моя копилка”. Изд-во диакона Константина Филатова
г. Барнаул, 2022

Продолжение следует

4 ноября – Празднование Казанской иконе Божией Матери

К

азанская икона Божией Матери — одна из бесценных святынь Российских — явлена была в Казани в 1579 году. В этот год случился в городе страшный пожар: полгорода обратилось в пепел, сгорел и дом стрельца Онучина. И вот однажды дочери стрельца, девятилетней Матроне, во сне явилась икона Божией Матери и был от нее голос Самой Богородицы, которая сказала, что икона Ее находится в земле — там, где до пожара стоял дом Онучиных. И велела Она передать архиерею и воеводам, чтобы они взяли икону из земли.

Девочка сначала не решалась рассказать о своем сне, но потом доверилась матери. Однако та не придала значения ее словам.

И вновь приснился Матроне сон, в котором Матерь Божия повелела ей рассказать о Ее явлении. Мать же опять не послушалась девочку.

Тогда последовало третье, уже грозное, явление. Во время дневного сна девочка была чудом перенесена на середину двора и там перед ней явилась икона Божией Матери; от нее исходило золотое сияние и был голос Матроне: «Если ты не поведаешь глаголов (т. е. слов) Моих, то икона явится в другом месте, а ты погибнешь». С плачем стала просить Матрона, чтобы мать пошла к городским властям, если не хочет ее смерти.

На этот раз мать вняла просьбе дочери, но над ней только посмеялись и никто не поверил ее словам. Тогда женщина сама решила искать икону на месте сгоревшаго дома.

Узнав о явлении, многие люди стали приходить и помогать ей; перекопали весь двор, но ничего не нашли. Взяла заступ Матрона и пошла сама копать в том месте, где была печь прежде. И вскоре, к великой радости, обнаружила что-то завернутое в кусок сукна. Когда развернули сукно, то увидели икону Божией Матери с младенцем. Она была совершенно новая, как будто только что написанная, и сияла.

К месту обретения иконы собрались толпы народа, и архиепископ Иеремия, узнав о чудном событии, тотчас поспешил с крестным ходом и, подойдя к иконе, пал пред нею ниц, со слезами моля Матерь Божию о прощении своего неведения.

Икона была перенесена в ближайшую церковь святителя Николая. Священником этого храма и очевидцем всех событий был будущий Святейший Патриарх Ермоген.

Список иконы отправили царю Иоанну Грозному. Узнав о явлении, царь повелел устроить на месте обретения иконы храм и основать женский монастырь.

Во время шествия с иконой во вновь отстроенный Благовещенский собор получили исцеления два слепца — Иосиф и Никита. Чудеса от иконы начались исцелением слепых. Это было знамением (т. е. знаком) того, что икона явилась для просвещения духовным светом, для прозрения людей, омраченных неверием.

До 1612 года чудотворную икону почитали только в Казани и праздновали ее день 8 июля (21 июля по нов. ст.) — в день ее обретения.

Но вот наступили трудные для страны и народа годы — так называемое Смутное время (на рубеже XVI—XVII вв.). Род Рюриковичей был пресечен, и самой вере православной угрожала опасность. Многими городами овладели враги. Всюду совершались преступления, беззакония, грабежи, убийства.

Вся страна была в пожарах — воистину край погибели и поругания. В Астрахани стоял самозванец Лжедмитрий, в Смоленске находились поляки. По стране бродили шайки разбойников, убивали и грабили. Это было время безначалия, когда каждый думал только о себе, о своей выгоде, а не о спасении Руси. Ужас объял народ и наступил предел поругания — Лжедмитрий в столице. В Москве поляки надругались над общерусскими святынями. Спасения, казалось, ждать было неоткуда.

Но были и в те времена молитвенники и печальники за русскую землю, но как мало их оставалось. Увы, только во времена тяжких бедствий мы начинаем понимать, что молитвою все держится. Так было и тогда. Люди стали в отчаянии обращаться в молитве ко Господу и заступничеству Божией Матери и всех святых. И милость Божия была явлена русскому народу — услышал Господь голос духовного вождя, личным подвигом и огненным словом подвигшаго народ на спасение и возрождения Отчизны. Этим духовным вождем стал святитель Ермоген, тот самый, который описал явление иконы Казанской Божией Матери и чудеса от нее. Овдовев, он принял постриг, стал митрополитом Казанским, позже — Патриархом Московским и всея Руси.

Преодолевая неимоверные трудности и опасности, гонцы — «бесстрашные люди», как их называл Патриарх, проникали к нему в заключение (он был пленен поляками в Москве). Голос Святителя не переставал доходить до страны и в устной передаче, и письменно — при помощи «грамоток». За голосом Патриарха громко звучал на всю страну и голос иноков Свято-Троицкой Сергиевой Обители, в течении 16 месяцев выдержавшей осаду поляков и «воров».

Призывы Патриарха Ермогена и иноков Троице-Сергиевой Лавры не остались без ответа. Из разных концов страны стали собираться земские ополчения. Выступила и Казанская дружина; с нею был как благословение Божией Матери образ Казанский — список с чудотворной иконы.

В августе 1611 года Патриарх написал из темницы грамоту, в которой призывал весь русский народ стать на защиту Москвы, на защиту Родины и святой веры, и благословил новые земские ополчения на Москву. Грамоту эту читали во всех церквях, на площадях сел и городов.

Центром собора сил земли Русской стал Нижний Новгород. «Станем за святую Русь, за дом Пречистыя Богородицы…»,— обратился к народу нижегородский земский староста Косьма Минин. Нижегородское ополчение под предводительством князя Пожарского двинулось к Москве.

Летом 1612 года ополчение Минина и Пожарского подошло к Москве. Против ополчения было все: не хватало оружия и средств для содержания войска, русские отряды под Москвой не принадлежавшие ополчению, выказывали вражду и измену. Но несмотря на многочисленность и хорошее вооружение польского войска, ополчение осадило Кремль. Оно простояло до осени, не имея сил для штурма. Кончилось продовольствие; войска теряли остатки надежды. Тогда, решившись на последний штурм, все воинство и народ наложили на себя трехдневный пост и начали торжественный молебен перед иконой Казанской Божией Матери.

Князь Пожарский дал обет в случае дарования победы русскому воинству построить храм в честь иконы Казанской Божией Матери и украсить икону драгоценным окладом и венчиком.

Поистине чудесная помощь Владычицы не замедлила проявиться.

Вестником победы стал томящийся среди врагов ослепший архиепископ Фессалоникийский Арсений, прибывший ранее с Константинопольским Патриархом Иеремией. Однажды, когда святитель молился на своем одре в полночь, келья его осветилась необычным светом, и он, внезапно прозрев, увидел пред собой преподобного Сергия Радонежского. «Арсений,— сказал преподобный,— ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд Божий об отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Русь спасена».

Видение, исцелившее старца и вернувшее ему крепость телесную, стало известно всем воинам и укрепило надежду на спасение.

Русские войска взяли Новодевичий монастырь, отогнали от Москвы шедшаго на помощь полякам гетмана Хоткевича, который в результате не смог оказать помощь польскому гарнизону. Штурм Москвы состоялся 22 октября. Русские войска взяли Китай-город, затем Кремль. Чудотворный образ Божией Матери находился в передовых рядах войска. Благоговея перед небесной помощью избранной Воеводы (так называют Матерь Божию), ополчение совершило торжественный молебен и крестный ход с иконой Казанской Божией Матери в благодарность за избавление от врагов. На лобном месте крестный ход встретил вышедший из Кремля архиепископ Арсений с чудотворной иконой Владимирской Божией Матери. Тогда же запели все воины тропарь Казанской иконе — творение патриарха Ермогена, и все стали на колени перед иконой Божией Матери, которая даровала победу над поляками и положила конец великому разорению и неустройству страны.

Князь Дмитрий Пожарский построил на Сретенской улице в Москве храм в честь Введения Божией Матери и поместил туда икону Казанскую. У иконы стало совершаться множество чудесных исцелений. Они описаны во многих книгах тех лет.

Царь Михаил Федорович, узнав о чудесах, бывших от иконы Казанской Божией Матери, повелел чествовать в Москве чудотворный образ дважды в год: 8 июля (по ст. ст.) — день явления чудотворной иконы в Казани, и 22 октября (по ст. ст.) — память освобождения Москвы от иноземных захватчиков.

В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича местный московский (и казанский) праздник в честь Казанской иконы Божией Матери делается общероссийским.

Санкт-Петербургские епархиальные ведомости
3-4/1990

Крещение

М

ама с тётей повели Лесю в боль­шой красивый храм. До этого она никогда не была в церкви и назвала этот дом «дворцом». Во дворцах де­вочке тоже не приходилось бывать, поэтому рассматривала всё под­ряд. Ей очень понравились зал, пли­точный гладкий пол, картины, лю­стра, разноцветные гирлянды, как на ёлке (а это были цветные лампа­ды). Пришли дяди в длинных наряд­ных платьях. Запел хор. Народу сто­яло довольно много. «Ого, человек двести тут работает», – сделала вы­вод девочка, имея в виду прихожан. На ростовой иконе ей очень понра­вился кудрявый Мальчик и Его Ма­ма, статная, высокая. Она даже ре­шилась поговорить с Мальчиком, пытаясь подружиться с Ним. Перед храмом цвели розы, и Лесе показа­лось, что этот Мальчик звал её по­казать Его прекрасные цветы. Мама завела дочку в храм и взяла на руки. Стали петь песню. Леся оглядыва­лась, смотрела, может, кто спляшет. Песня показалась неинтересной, какой-то однотонной, даже без при­пева и притопа. (Уж в этом-то толк Леся понимала, выступая в садике ведущей артисткой!)

Литургия закончилась. Батюшка провёл огласительную беседу и при­ступил к крещению. Лесю постави­ли в большой чан с тёплой водой и заставили присесть, а затем триж­ды облили водой. Потом мама обер­нула её простынкой и унесла на по­доконник, залитый лучами солнеч­ного света. Там она надела на дочку белую рубашечку. И остальная одеж­да тоже вся-вся была белая. Крестик на фиолетовой верёвочке надел сам батюшка. Такого радужного счастья, которое заполняет всё вокруг, Леся больше никогда не испытывала! Это было какое-то небесное счастье!

Газета “Вера”
№ 17(859), 2020

8 октября – Преставление прп. Се́ргия, игумена Ра́донежского, всея России чудотворца

Сегодня возлюбленные братья и сестры мы чествуем святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца. Великий преподобный Сергий Радонежский жил в 14 веке. Родители Кирилл и Мария, которые также подвизались в последнее время в монашество в Покровский Хотьков монастырь, а сам преподобный Сергий  после успения родителей удалился в пустыню Радонежскую. В лесах Радонежа он спасался, где сейчас находится находится Лавра преподобного Сергия – Троице-Сергиева Лавра, в Сергиевом Посаде.

Очень мне хотелось, когда я учился в семинарии после армии, побывать в этом монастыре, где был преподобный Сергий. И одна раба Божия мне сказала, что у нее есть там знакомый монах. «И ты, Ванечка можешь съездить, тебя там примут очень хорошо, ты там побудешь, помолишься у преподобного Сергия».  С тех пор я особенно полюбил этот монастырь, сразу же выучил его тропарь, вы его наверно тоже все помните:

Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником; темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси. Но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси, мудре, и не забуди, якоже обещался еси,  посещая чад твоих, Сергие преподобне, отче наш.

Вот, возлюбленные, сегодня нас всех преподобный Сергий посетил – «посещая чад твоих…» . Вы все стадо преподобного отца нашего Сергия игумена Радонежского. Поэтому я радуюсь за вас, что вы в этот день пришли, причастились, исповедались. Это великое, благодатное таинство, которым мы стараемся жить, учиться, как нам продолжать свою духовную жизнь.

Великая милость Господня, что Господь посещает нас молитвами святых. Как сказал Иоанн Богослов: «И вознесся дым фимиама[1] с молитвами святых от руки Ангела пред Бога». Молитва святых это чудный фимиам пред Господом. И мы в лице преподобного Сергия видим молитвенника за всю страждущую Россию.

Хочу пожелать вам, чтобы вы старались жить в мире, любви и согласии. «Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов». Часто нам бывает тяжело нести тяжести других, но Господь нас призывает к этому. Если научимся нести тяжести других, то наша тяжесть будет уже легка, как Господь говорит: «И бремя мое легко». Поэтому будем учиться у ног наших дорогих учителей – преподобного Сергия и самого Господа нашего Иисуса Христа и его пречистой Матери. Аминь.

Из проповеди
протоиерея Иоанна Миронова. 2006 г.
Православное радио.

[1] Фимиа́м – благовонный дым, образующийся при сгорании ладана.

 

 

Литургия

 

Литургия — самое главное собы­тие в жизни христианской Церкви. Это наша встреча с Богом. Это путешествие в Царствие Божие, в Небесный град Иерусалим. Это возвращение домой.

В переводе с греческого «Литургия» означает «общее дело». Участвовать в Литургии может только вся Церковь, все христиане вместе, а не каждый из нас по отдельности.

Последование Литургии (то есть порядок совершения этой службы, принятый Православной Церковью) составили святители Василий Великий и Иоанн Златоуст в 4 веке после Рождества Христова.

ТРИ ЧАСТИ ЛИТУРГИИ:

  1. Проскомидия. Подготовка хлеба и вина к Таинству Ев­харистии. Здесь нами вспоминается и нам является крестная смерть Господа Иисуса Христа, Его ЖЕРТВА ради наше­го спасения. На проскомидии в первый раз прочитываются записки, поданные нами в алтарь, а из просфор вынимаются частицы в воспоминание о Божией Матери и святых, а также о здравии и упокоении перечисленных в записках людей. Эти частицы священник кладет на дискос рядом с Агнцем, выре­занным из самой большой, Агничной просфоры. В Таинстве Евхаристии именно эта часть хлеба — Агнец — станет Те­лом Господа Иисуса Христа. Таким образом, на проскомидии вся Церковь символически собирается вокруг Агнца-Христа на дискосе.
  2. Литургия оглашенных или Литургия Слова. Это учи­тельная служба, на ней звучит и толкуется Слово Божие. Главное в Литургии оглашенных — чтение Апостола и Еван­гелия.
  3. Литургия Верных — главная часть службы, на ней со­вершается Таинство Евхаристии, соединение человека с Бо­гом. С древности и до наших дней в Литургии Верных могут участвовать только крещеные люди, то есть «верные», члены Церкви.

Оглашенные (от слова «голос», «огласить») — люди, собирающиеся принять Таинство Крещения и проходящие перед этим определенную подготовку — так называемое «оглашение», то есть беседы, на которых «из уст в уста» передавались важнейшие истины христианской веры. В древности некрещеные люди могли присутствовать только на Литургии Слова, то есть могли слушать Слово Божие и его толкование. Однако в самом начале Литургии Верных они должны были покидать храм.

Божественная Литургия
с иллюстрациями и пояснениями для детей.
Радио “Град Петров”, Каламос, 2013.

Тот, кто читает Святое Писание

от, кто читает Святое Писание,
Получит награду за труд.
Знания Бога получит. И знания
Эти от бесов и ада спасут.

В Вечных писаниях душам спасенье.
Кто не хочет их знать, горе тому.
Без Бога – тупик и всегда разрушение.
Лишь к Богу ведут все пути Одному.

Лазаревич Л. А.

8 сентября – Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

Празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году

 

Икону Богородицы целуя,
Я вдруг сухим листом
затрепетал,
И, равнодушный и к добру, и злу я,
Дышать, как мне казалось,
перестал.

Я видел лишь,
как держат Ее руки
Богомладенца Господа Христа.
В глазах Обоих —
боль грядущей муки
И — слава победившего Креста!

Евгений Санин

Пчела

В колокольчике пчела
Благодарно замерла.
Неотрывно пьет
Благодатный мед.
За пчелой я слежу,
На цветок я гляжу
И из той же чаши пью
Чистой радости струю.
И молюсь, и пою,
Бога дивного хвалю.
Полетит моя пчела,
А за ней моя хвала
Прямо, прямо, прямо, прямо
В вышину земного храма
С мириадами дыханий,
С мириадами звучаний,
В неумолчном хоре их
Прозвенит и этот стих.

 

Солодовников А.А. 1893-1974

28 августа – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Возлюбленные братья и сестры сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником в честь Успения Божией Матери с пожеланием вам всем любви, мира и радости, помня слова Царицы Небесной что она и в Успение своем не оставит нас грешных.

В имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота: и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы наша.[1]

Такими словами возлюбленные братья и сестры мы запечатлели этот великий праздник Успения Божией Матери. В песнопении церковном раскрывается смысл всего этого праздника. Матерь Божия желала, чтобы апостолы, которые пошли проповедовать Слово Божие по всей вселенней,  присутствовали при кончине Ея. И мы слышим в песнопениях церковных: «Апостоли, от конец совокупльшеся зде» [2], и завещание Божией Матери: в «Гефсиманийстей веси», где молился Ее сын возлюбленный, она просит чтобы похоронили тело Ее «и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой».

Это песнопение отражает завещание Божией Матери чтобы Сын её, Сын Божий также присутствовал в этом великом таинстве Успения Божией Матери. И мы видим на древних иконах и сейчас которые написаны, и на других, которые переизданы, на плакатах мы видим как Сам Господь Иисус Христос держит на руках душу Царицы Небесной.

В чем же возлюбленные братья и сестры смысл великого праздника Успения Божией Матери? Божия Матерь в Успении Своем не оставляет этот грешный мир. Как мы часто слышим в чтении, когда празднуется праздник  Покрова, Андрей Христа ради юродивый видел Покров Божией Матери и также был восхищен на небо. Он видел все обители, святителей, преподобных, праведных, мучеников, но он больше всего искал обитель Царицы Небесной. Ангел спросил: «Андрей, что ты еще хочешь пожелать увидеть здесь в Царствии Небесном?». «Я ищу обитель Царицы Небесной». И услышал голос от ангела: «Ее здесь нет – она отошла в многоскорбный мир утирать слезы верующих».

Вот возлюбленные братья и сестры – она с нами, она всегда с нами Царица Небесная. И в молитвах, и в песнопениях мы прямо говорим: «К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам, грешным?».  Вот возлюбленные, она прибежище нам грешным в Успении своем не оставляет нас. И мы слышим заключительные аккорды кондака: «В молитвах не усыпающую Богородицу». То есть постоянно молящуюся за мир христианский. «В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную»[3]. То есть как Она была по Рождестве Дева, так и осталась Она Девою по Рождению Сына Божия. И сын Божий Спаситель мира он всегда с нами. Как Матерь Божия с нами, так и Он. Он сказал: «Я буду с вами до скончания века». Аминь.

С праздником братья и сестры.

Протоиерей Иоанн Миронов
Проповедь 28 августа 2004 г.

[1] При родах Ты сохранила девство, при успении Ты не оставила мира, Богородица; Ты преставилась к жизни, будучи Матерью Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши

[2] Апостолы, собранные сюда с концов земли

[3] Богородицу, неусыпную в молитвах и непреложно надежную Заступницу нашу, гроб и смерть не удержали; ибо Вселившийся в Ее вечнодевственную утробу переселил Ее к жизни как Матерь Жизни.

 

Благополучие

К

уда бы мы не обратили взгляд, всюду видны явные доказательства любви Создателя. Человечеству остаётся лишь отвечать на Его запросы. Тогда светлее и радостнее станет жизненный путь. «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновений» (Пс. 118) . Смиренный ученик Христов, находящий пищу и питие в соблюдении воли Господа и Учителя, обладает миром, которого люди не могут ни дать, ни отнять.

Человек этот может оставаться непонятым окружающими или его могут понимать вполне превратно, могут находить его узким, прямолинейным или ещё того хуже, но ничто не смущает его. Одобрение Господа всегда ограждает и вознаграждает его от всех упреков, которыми готовы его покрыть люди…

… Набожные люди навеки соединены с Воскресшим и Прославленным Сыном Божиим. Все, так называемые заслуги человека, являются даром Божиим и следует благодарить за это. Но в наши дни люди с удовольствием принимают современные правила поведения, этику нашей цивилизации.

Не задумываясь, телеведущие дали даже название передачи для подростков: «Самый умный». Ребята с видимой нервозностью отвечают на вопросы, желая, чтобы стать самым умным, выше других. Передергиваются и их родители. Стремление быть первым стало главной целью жизни истинно современного человека. Стремление к личному удовлетворению, возвышению и продвижению – главное правило современной этики…

… Водимые Христом, люди стараются быть лучше, готовы и исполняют призыв апостола: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4, 32). Христианская семья, основанная на любви Божией, всегда сможет найти выход из любых затруднений. Доброта и сострадательность – качества любви, которые удаляют всякие недоразумения, приводя к взаимному прощению и пониманию. …

… Ощущать полностью благополучие можно лишь тогда, когда налажены взаимоотношения, когда порядок в христианской семье, когда есть тяготение к постоянному душевному умиротворению. Если каждый в отдельности станет к этому стремиться, то и вся жизнь общества изменится к лучшему.

Архимандрит Елеазар
“Вестник Александро-Невской Лавры”, 2004

Двери в Жизнь

В

сем открываю двери в Жизнь.
И в них смотрю я сам.
Ты крепче за руку держись,
Идем в Господний храм.
Там море счастья и любви.
Плеск радости святой.
Ты только рук не разорви,
Нас ждет Господь Живой!
Господь Живой!
А в нем и мы, живые на века!
Господь Живой!
Цветут сады, течет любви река!

Архиепископ Питирим (Волочков)
“Духовный мир”, 2018.

Войдете вы в часовенку когда…

Войдете вы в часовенку когда,
Увидите иконы в два ряда
И живописные святые херувимы.
Они в часовенке давно уже хранимы
Усердьем нашего народа
И старостой из моего же рода.
Самойлом, дедушкой, они заведены,
Из города сюда привезены.
Я помню: дедушко-то мой
Хоругви с бабушкой обшили бахромой.
Творенье Силы и Луки –
Прекрасная работа их руки.
То – холст большой на потолке
И мир небесный на холсте.
В сияниях святых небес –
Творец вселенной и чудес.
И в красоте миров своих,
И в сонме ангелов святых
Написан Саваоф-Господь…
Часовня старая на речке…
Там солнышко весной сияет,
Ребят на речке пригревает,
И оврагом на восток
Протекает ручеек.
Начинается ручей, –
Сразу общий и ничей.
Он течет, течет, журча,
Из холодного ключа.
Под Михайловой горой,
Лишь весеннею порой
Ночью он и днем шумлив
И болтлив, и говорлив.
Да и летом от дождей
Разливается ручей.
Ниже струйки прибивает:
Родничок в него втекает.
И чем ниже, ниже, ниже, –
Шире он: к устью поближе.
Струйки все смелей текут,
Речкой там его зовут.
А уже под Шаболой
Ручеек совсем большой.
Тут положена колода
Деревенскому народу:
Бабам скатерти стирать,
Сарафаны полоскать,
И онучи, и рубахи:
Наши бабы не неряхи.

Честняков Ефим
(1874-1961)

Молитва о родителях

К

ак проверить себя – любишь человека или нет? Если любишь – то помнишь. Истинно и искренне любящему свойственно всегда думать о человеке и держать его в сердце своем. А если мысли и думы о ближнем заполняют твое сердце, ты не можешь не молиться о нем. Вот почему молитва, сердечная и вниматель­ная, лежит в основании подвига почитания роди­телей. Молясь за них, мы испрашиваем у Всемогуще­го Господа оставления их грехов, умножения их лет во здравии, Божией помощи отцу и матери в их скор­бях и немощах, содействия во всяком благом деле.

Молитва детей за родителей преодолевает и даже вовсе снимает мнимую «проблему отцов и де­тей»… Да и какие могут быть проблемы там, где ме­сто лишь взаимной приязни, нежности, радости общения, с полнотой которого может быть сравни­ма лишь супружеская любовь?

Малое слово способно вершить великие дела. Злое слово может нанести непоправимый вред, поранить и даже убить, но подлинно доброе слово может и должно врачевать, примирять, утешать и согревать. Слово любви несет с собой свет и жизнь… Посему, наши юные друзья, не скупитесь на слова приветствия и прощания, выражающие самые за­душевные чувства к отцу или матери!

Не скроем: некоторые современные молодые люди вообще потеряли способность изъясняться по-человечески. Экономя на словах, такой экономит и на чувствах; не расходуя энергии любви, лиша­ется самого дара любви и становится человеком… в футляре эгоизма и бессердечия.

Растопить греховный панцирь гордыни, умяг­чить свое жесткое сердце можно, как мы помним, вводя в собственное сознание новые, на самом деле давно забытые, слова из языка любви к Богу и лю­дям. Тогда взамен нашего отрывистого бурканья, корявого языка междометий придет слово, умаща­ющее и возрождающее души.

Очень много значат в общении со взрослыми и выражение лица, и внешние правила поведе­ния. Когда рано поутру мы с кислым или даже уг­рюмым видом пройдем мимо матери, в лучшем слу­чае что-то хмыкнув в ответ на ее приветствие, то уже согрешим против заповеди. Если, напротив, приветливо улыбнемся, теплым взором взглянем на родительницу, если, как в детстве, обнимем и поце­луем, то, даже ничего не сказав и не свершив более, сами того не зная, учредим матери праздник, ко­торый заставит ее помолодеть и ощутить себя сча­стливой…

Любовь, говорят, по­дыскивает слова, любовь внушает и побуждает тво­рить дела, говорящие куда громче и убедительнее, чем голословные заверения и признания. Чем стар­ше и немощнее становятся наши родители, тем в большем участии с нашей стороны они нуждают­ся.

Протоиерей Артемий Владимиров.
Учебник жизни. Изд-во «Филарет», 2006

Нить жизни

ить жизни, спасение
Только Христос –
Садовник цветения
Душ, словно роз.

Бог – мастер-садовник
Лелеет свой сад.
Спасатель-духовник
Спасаемым рад.

Для сладких плодов
И обрезка нужна.
Душа от грехов
Обрезаться должна.

Лазаревич Л.И.

Родители

осподь благоволил, чтобы мы через на­ших родителей появились на свет. Какие они? За это они будут отвечать перед Богом, но они будут отвечать и за нас. А мы за них не отвечаем. Мы будем отвечать за то, как мы их почитали.

Тебя не касается, ладят или не ладят твои родители, хорошие они или плохие, для тебя они должны быть святыней, чтобы тебе через них получить благословение Божие, чтобы тебе жилось хорошо. Мы не смеем даже в мыслях обидеть родителей. А как они отно­сятся к нам — это их дело.

Наши трудно­сти оттого, что мы перестали почитать роди­телей. Не смейте обижать или огорчать своих родите­лей. Вы не будете ни в чем благополучны, если ваши родители рассержены на вас или огор­чены. Когда вы враждуете с родителями, вы находитесь в непрестанной и бесполезной внутренней борьбе с самим собой.

А если твои родители атеисты, а ты веру­ешь, ты не должен раздражать родителей своей верой, только молись за них. Родитель имеет большую власть, и то, что пожелает своим детям, исполняется. Может быть, у на­ших родителей и трудный характер, но это их дело, они сами будут за это отвечать перед Бо­гом, и будут отвечать за нас как за детей, за то, какой пример подали нам в жизни.

А мы должны почитать родителей как свя­тыню, чтобы получить Божие благословение. Многие этого не соблюдают, а потом жале­ют — ничего не получается …

Архимандрит Фаддей (Витовницкий)
“Зерна добромыслия”,
“Златарница”, 2011