Дитя

Отрешенно и безгрешно
На руках сидит дитя.
Улыбается беспечно,
Славы мира не ища

Подарила людям Вечность,
С неба звездочку свою.
Облеклась в плоть Бесконечность,
В жизни новую зарю.

Чуть качается головка,
Словно в поле колосок.
И звучит пока неловко,
Тонкий, звонкий голосок.

Глаз озера голубые.
Чистоты души кристалл.
В детстве все почти святые,
А потом, кто что стяжал.

 

Сергей Заляжный, СПб, 2009

Пустынник и волчица

Видели мы и другого чудного мужа. Он жил в маленькой пещере, в которой возможно было помещаться только одному человеку. К нему во время его трапезы обыкла приходить волчица, и редко когда зверь этот ошибался, не попадал в обычный час употребления пищи. Ожидала волчица всегда у входа в пещеру столь долго, доколе пустынник не выносил ей остатков от трапезы своей: тогда она лизала его руки и уходила, как бы исполнив долг свой и получив утешение. Случилось, что святой отлучился на довольно продолжительное время из пещеры, провожая посетителя — брата, и возвратился только к ночи.

В этот промежуток приходила волчица к обычному часу трапезы. Ощутив, что келлия пуста, что господин ее находится в отсутствии, она вошла в пещеру, тщательно отыскивая обитателя. В пещере висела корзинка из пальмовых ветвей с пятью хлебами. Из этих хлебов один волчица достала и съела; за тем, совершив преступление, ушла. Пустынник возвратившись увидел, что корзинка повреждена, и что не достает одного хлеба. По оставшимся крохам от съеденного хлеба, он легко угадал виновного. Справедливость подозрения подтвердилась последствиями: в следующие дни волчица не приходила по обычаю своему, не решаясь в сознании дерзновенного поступка прийти к тому, кому она нанесла оскорбление. Прерванное знакомство с воспитанницею огорчало пустынника.

Призванная его молитвами, она, по прошествии семи дней, возвратилась и села по обычаю пред пещерою в то время, как пустынник употреблял пищу.

Однако, смотрите, какова была стыдливость кающейся! Волчица не осмелилась подойти так близко, как подходила прежде, но сидела вдали, опустив глаза в землю по причине глубокого стыда, чем ясно выражала, что просит прощения.

Пустынник, сжалившись над нею, приказал ей подойти ближе и, ласково погладив рукою по голове печальную, угостил ее удвоенным количеством хлеба. Получив прощение, волчица развеселилась и снова начала исполнять принятую ею на себя обязанность — посещать пустынножителя. Воззрим и в этом отношении на силу Христа, Которому повинуется все, даже лишенное разума, пред Которым укрощается все зверское: волчица находится в услужении! Волчица сознается в согрешении воровством! Волчица подчиняется действию стыда по причине сознания! Призванная, она приходит, подставляет голову, понимает, что ей подано прощение, подобно тому, как ощутила стыд от впадения в погрешность.

Это — Твоя сила, Христос! Это Твои чудеса, Христос! Тебе принадлежат дивные дела, совершаемые служителями Твоими во имя Твое! То достойно неутешного плача, что звери ощущают Твое величие, — не ощущают его человеки.

Свт. Игнатий Брянчанинов
«ОТЕЧНИК. Повести из жития старцев, преимущественно египетских, которых имена не дошли до нас».

1 августа — День обре́тение мощей прп. Серафи́ма, Саровского чудотворца (1903)

НАШ СВЯТОЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ

 

   19 июля 1759 г. В семье купца Исидора его жена Агафия родила сына. Младенца окрестили и нарекли Прохором.

Исидор Мошнин занимался сооружением нового большого собора в Курске по проекту знаменитого архитектора Растрелли. Но он умер, когда его сыну было 3 года. Агафия воспитывала сына одна и продолжала строительство собора. Мальчик быстро подрастал и очень любил ходить в церковь молиться.

Однажды, когда Прохору было 7 лет, мать взяла его посмотреть строительство собора. Они поднялись на самый верх колокольни. И вдруг мальчик упал на землю, но остался невредим. Так с самого детства Бог хранил Своего избранника.

Прошло еще три года. В возрасте 10 лет Прохор очень серьезно заболел и был на грани смерти. Однажды во сне он увидел Божию Матерь, и Она обещала ему помочь. На следующий день его мама Агафия посмотрела в окно и увидела крестный ход с чудотворной иконой Богородицы Девы. Мать взяла мальчика на руки и вынесла его к процессии. Здесь икону пронесли над мальчиком, и с того дня Прохор почувствовал себя лучше. Так сбылось обещание Божией Матери исцелить его.

Прохор не был похож на других мальчиков, своих сверстников. Он много читал, очень любил чтение Библии. Каждый день он молился в церкви. Его душа стремилась к Богу, Которого он любил всем сердцем, больше всего на свете. Учился он очень хорошо.

У Прохора было желание уйти в монастырь. Наконец он сказал матери о своем желании. Тяжело было Агафий расставаться с любимым сыном, но она разрешила ему. Агафия благословила сына и дала ему большое медное распятие, которое было ему очень дорого, которое затем всегда было с ним всю жизнь.

В возрасте 17 лет Прохор оставил семью и дом. Не зная, какой монастырь выбрать, Прохор решил пойти в Киев посоветоваться с монахами. Старец Босифей указал ему путь в Саров, сказав: «Иди в Саровскую обитель. Там Дух Святый будет вести тебя ко спасению. Там ты закончишь свои дни». Прохор поклонился монаху и поблагодарил его. Затем он отправился в Саров.

Здесь богочестивого юношу принял настоятель Пахомий. И настоятель и монахи искренне полюбили доброго и усердного послушника. Прохор был всегда в добром расположении духа и трудился усердно. Он был строителем, рубил деревья в лесу, выпекал хлеб, был очень искусен в столярном деле. Но главным было для него научиться молиться, приучить свой ум и душу возноситься к Богу.

Прохор приходил первым к церковным службам, а покидал церковное здание последним. Он любил долгие монастырские службы, часто читал Евангелие. С самого начала своего монашеского пути он твердо решил, что в жизни будет надеяться только на помощь нашего Господа Иисус Христа и на помощь Божией Матери. Эта вера и надежда спасли его снова во время его тяжелой болезни. Он был очень серьезно болен 3 года. Вновь явилась Божия Матерь и исцелила его. Прохор был послушником 8 лет. 13 августа 1786 года Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, что значит «пламенный».

В 35-летнем возрасте отец Серафим оставил обитель и поселился в маленькой деревянной избушке в лесу на берегу реки Саровки. Около избушки он возделал небольшой огород. Он молился, работая там, благодаря Бога и Царицу Небесную за хлеб насущный. Зимой и летом он носил одну и ту же простую одежду. На спине он всегда носил тяжелую котомку с песком и камнями чтобы смиряться и смирять свое тело, а сверху была его любимая книга – Евангелие.

Отец Серафим так сильно укрепил свой дух, что Господь Бог вернул ему тот высокий дар, который Адам имел в раю, когда дикие звери и птицы повиновались ему. И старец Серафим любил их и заботился о них. Много раз люди видели, как он кормил большого медведя, который понимал все слова и команды отца Серафима. Отец Серафим прожил в лесу 15 лет. Там было два больших камня: один камень в его избушке, другой камень был в лесу. 3 года с утра до вечера Серафим молился на коленях на камне в избушке. По ночам он молился на коленях на камне в лесу. Он молился словами евангельского мытаря: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!». (Лк.18:13) 1000 дней и 1000 ночей в любую погоду: когда было холодно, когда было жарко, когда шел дождь, когда шел снег.

Однажды старец Серафим рубил дрова в лесу. Вдруг три неизвестных человека напали на него, требуя денег. Разбойники жестоко избили старца, оставили его, истекающего кровью на земле, и вошли в избушку искать деньги. Но в избушке разбойники нашли только икону и несколько книг. Тогда они поняли, что убили праведника. Они испугались и убежали прочь.

Но Серафим выжил. Он пришел в себя, нашел силы преодолеть боль, и он добрался до монастыря. Вызвали врачей из города. Они долго совещались: «Что делать?» Но вдруг старец Серафим увидел сияние. В этом сиянии была Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном. Богородица сказала: «Сей от рода Нашего». Сразу же старец Серафим почувствовал себя лучше и стал выздоравливать.

Старец Серафим просил простить разбойников. Но Господь Бог наказал их. Пожар уничтожил их дома. Тогда-то они прибежали к Серафиму со слезами раскаяния. Они просили Серафима простить их согрешения. Серафим простил их, потому что его сердце горело любовью ко всем людям и ко всему живому.

12 мая 1810 года старец Серафим пришел назад в Саровский монастырь, и он провел 5 лет в своей келье. Сама Царица Небесная велела ему принимать посетителей и поучать их. По всей России разнеслась весть, что в Саровском монастыре Господь дал великого подвижника, «который исцеляет больных, утешает скорбных, наставляет заблудших на правый путь». С тех пор батюшка Серафим принимал посетителей. Его внимание, забота, любовь привлекали к нему много людей. Батюшка Серафим всегда помогал бедным, богомольцам, сиротам, вдовам. Он утешал их, вразумлял их и давал мудрые советы. С помощью его молитв многие люди выздоравливали.

Недалеко от Сарова был Дивеевский женский монастырь, который связан с именем русской женщины Агафии Мельгуновой, известной под именем монахини (матушки) Александры. После ее кончины, 25 ноября 1825 года на берегу реки Саровки Сама Царица Небесная явилась батюшке Серафиму с двумя апостолами: Св. Петром и Иоанном Богословом. Божия Матерь ударила о землю своим жезлом, и фонтан чистейшей воды вышел из земли. Богородица Дева поручила Серафиму из Сарова заботиться «о сиротах Дивеевских» и построить новую обитель. Она показала ему место для этой новой обители и обошла это место.

В последние 10 лет его жизни тысячи людей приходили к батюшке Серафиму и он находил время и слова для всех их: как для богатых, так и для бедных, как простым, так и ученым, как вельможам, так и простолюдинам, как больным, так и здоровым.

Батюшка Серафим умер 2 января 1833 года и был похоронен в Сарове.

Много людей приходило на его могилку помолиться. Там происходило много чудес. Русская Православная Церковь причислила к лику святых великого старца Серафима из Сарова Останки его тела сейчас являются святыми мощами.

Торжественная церемония произошла в Сарове 31 июля 1903 года. Его святые мощи были перенесены в Успенский Собор Государем Императором, Великими князьями, митрополитом и архиереями. Много людей со всех частей России присутствовало на той церемонии.

 

Составитель Н.А. Матагаева
Нижний Новгород, 2015

Мама


Нет, наверное, среди наших читателей, и юных, и возрастных, ни одного, кто не видел иконы Божией Матери с Богомладенцем Иисусом Христом на руках. Маленький Спаситель прижимается головой к щеке (как сказали бы в старину — к ланите) Пречистой Девы, Которая обнимает рукой Своего Сына, смотрит с иконы на мир, скорбя и молясь о каждом из нас. Этот образ именуется «Умиление», и прекраснее его нет на свете. Древняя икона с великой и победоносной силой свидетельствует, что всякая благочестивая мать-христианка обнимет свое дитя во Царствии Небесном после того, как воскрешены будут тела усопших на Страшном Суде Христовом. И там, в Небесном Иерусалиме, незаходимым светом будет сиять Солнце правды — Воскресший Христос, и там всегда будет мама, и там всегда будем мы — если заслужим у Бога вечного блаженства делами веры и любви на этой грешной земле.
Протоиерей Артемий Владимиров
«Учебник жизни», изд-во «Филарет», 2006

28 июля — день святого равноапостольного великого князя Влади́мира

РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР

 

Князь Владимир родился в 963 году. Когда он был еще ребенком, видел свою бабушку равноапостольную княгиню Ольгу исповедующую христианскую веру. В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В 978 года в Киев, становится «единодержцем» Киевского государства. В годы его правления приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Наверное, именно это событие подвигло великого князя задуматься, истинна ли языческая вера.

Он созвал в Киев, матерь городов русских, представителей разных вероучений. Болгар-мусульман, немцев-католиков, иудеев и православных греков. Каждый из них описал князю Владимиру достоинства своей веры, и великий князь сделал выбор в пользу Православия. Но чтобы удостовериться, что не ошибся, он отправил в столицу Византии Константинополь десять мудрых и уважаемых в Киевской Руси людей — чтобы они разобрались, действительно ли православная вера самая достойная.

Мудрецов поразила Константинопольская София — великолепная архитектура храма, ангельское пение хора, красота богослужения. К Владимиру они вернулись со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе». Владимир принял окончательное решение креститься.

После крещения в византийском городе Корсунь, князь Владимир вернулся в Киев и привез с собой из заморских земель православных священников. Первыми они крестили в новую веру сыновей, потом бояр. Источник, где их крестили, стал называться Крещатиком.

Великий князь начал активно бороться с язычеством. По его приказу рубили идолов, которых он сам еще недавно установил в столице Руси. По инициативе князя-христианина священнослужители рассказывали народу о Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ князя Владимира всем гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Это событие стало первым в череде массовых крещений на Руси.

Далее крестился Новгород. Затем последовали Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк и другие города. Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

За что еще почитается князь Владимир святым – это его собственное перерождение и живое обращение к Богу. Он не только принял веру, но и любовь христианскую. До сих пор живы воспоминания о нем как о «Ясном солнышке». Все нуждающиеся получали еду, питье, одежду и денежное пособие, причем больным и калекам эта помощь доставлялась на дом. Услышав слова Евангелия о блаженстве милостивых и о раздаче имущества бедным, он осуществлял эти слова на деле. Митрополит Илларион, один из воспитанников созданной князем Владимиром в Киеве школы, передает, что святого князя мучила необходимость казнить явных разбойников.

Святой князь Владимир подает нам замечательный пример того, что добрыми делами во имя Христа пользуются и современники и через тысячу лет отдаленные потомки.

24 июля — день святой равноапостольной великой княгини Ольги

СВЯТАЯ РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ КНЯГИНЯ ОЛЬГА

 

Рядом со Псковом возле деревни Выбуты находится место переправы на другой берег реки Великой. Юная Ольга помогала отцу, управляя паромом. Киевский князь Игорь запомнил общение с ней во время переправы, а позже взял в жены.

 

В 945 году князь Игорь погиб от рук древлян. Наследнику престола Святославу тогда было три года, поэтому следующие 15 лет Ольга была правительницей Руси.  В 957 году она приняла Крещение в Константинополе. Повествуется, что честный крест, полученный ею из руки патриарха, имел следующую надпись: «Русская земля обновилась для жизни в Боге святым крещением, принятым блаженною Ольгою».

 

 

Княжеская деятельность Ольги прославилась тем, что она установила хозяйственный порядок по всей Русской земле. Княгиня начала объезжать самолично всю Русскую землю вдоль и поперек. Она устанавливала правила и порядок во всех земских делах, устраивала погосты, куда могли съезжаться гости для торговли, определяла оброки, назначала участки для ловли зверей и своей высокой справедливостью и участливым отношением к нуждам народным приобрела большую любовь по всей Русской земле. «Все на этом свете остроумная Ольга искала мудростью», — говорит летописец преподобный Нестор.

На псковской вотчине княгини Ольги в Буднике (Будятине) около 960 года родился ее внук — Владимир, будущий Креститель Руси. Княгиня приняла внука и воспитала.

Княгиня Ольга была похоронена по христианскому обряду в Киеве. В 1007 году князь Владимир перенес ее останки в киевскую церковь Пресвятой Богородицы. Тогда же она стала почитаться как святая. В 1547 году церковь прославила ее как равноапостольную.

Рисунки Ольги Жоховой

Хорошо молиться в храме

Хорошо молиться в храме,
На обедне, при свечах.
Видеть свет в оконной раме,
Ощущать в людских сердцах.

Крест накладывать степенно,
У плечей, груди и лба.
И вокруг взирать смиренно,
Всех, жалея и любя.

Видеть в лицах просветлённых,
Всюду, Божью благодать.
Из кадильниц вознесённый,
Запах ладана вдыхать.

Слушать клиросное пенье.
И смотреть на образа.
Замечать, как от горенья,
На свече дрожит слеза.

Напитавшись Божьим светом,
Вновь вернуться в дольний мир.
Сохранив в душе при этом,
Благость лёгких, горних крыл.

Сергей Заляжный, 2009

Житие преподобного Сергия Радонежского в стихах

Oб этом знать должны все дети:
Давным-давно на белом свете
Жил отрок. Он молился Богу,
Просил в учении подмогу.

Однажды отрок Старца встретил,
И тот сказал: «Ты духом светел.
Ты сможешь хорошо учиться
И перед Богом отличиться».

Он стал отшельником, монахом;
В лесу с ночным боролся страхом,
Молитвой бесов прогоняя,
Природу светом наполняя.

С годами он в лесу прижился,
С медведем даже подружился.
Был сердцем чист, молился много.
И этим угодил он Богу.

Когда о Сергии узнали,
К нему тянуться люди стали.
Сперва ученики-монахи
К нему слетелись, словно птахи.

И вот работа закипела.
Все так старались сделать дело:
Обитель Божию построить
И жизнь на Божий лад настроить.

Однажды чудный свет полился,
Когда Святой в ночи молился,
Чтоб наш Господь, всех благ Даритель,
Благословил Свою Обитель.

Господь, всех благ Даритель,
Благословил Свою Обитель.
Застыл он на пороге кельи:
В сияньи дивно птицы пели!
И Голос был: «Бессчетны птицы —
Вот сколько к Богу обратится».
Когда Угодник Божий в храме
Служил пред Чашею с Дарами,
То в алтаре — священном месте
Сам Ангел с ним молился вместе,
Крылатый воин Божьей рати.
И видели монахи-братья,
Как вдруг огонь с небес спустился
И прямо в Чашу опустился.
Так жил подвижник Православья,

Христа и Богоматерь славя.
И по его дана молитве
Победа в Куликовской битве.
Свою показывая милость,
К нему Пречистая явилась
И обещала, что Обитель
Спасет Господь наш Вседержитель.

Открыто людям Божье Слово.
Окончен путь земной Святого,
И Преподобный в вечной жизни
О нашей молится Отчизне.
Угодника нетленно тело —
Живет его святое дело.
Он всем нам показал дорогу,
Которая приводит к Богу.

Романенко Н.Г.

12 июля — День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

КАРТИНЫ ЭРМИТАЖА С ИЗОБРАЖЕНИЯМИ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

Апостол Петр получил особое благословение: Христос назвал его камнем (греч. petros – скала, камень), на котором будет воздвигнута церковь, и доверил ему ключи от Царства Небесного. Позже на тайной вечере, как пишет евангелист Лука, Христос сказал Петру, что он трижды отречется от него. Предательство глубоко мучили его. Раскаявшись, он стал преданнейшим проповедником христианства.

Бартоломе Эстебан Мурильо (1617 – 1682). Освобождение апостола Петра из темницы.
Бартоломе Эстебан Мурильо (1617 – 1682). Освобождение апостола Петра из темницы.

В «Деяниях апостолов» (12, 3-11_ рассказывается о том, что апостол Петр, заключенный за проповедь христианства в темницу, был освобожден благодаря чудесному вмешательству ангела, который ночью явился к нему, и, когда коснулся рукой спящего узника, цепи спали с него. Затем ангел провел его мимо уснувшей стражи. Ворота, ведущие в город, сами собой отворились. Они вышли, прошли одну улицу, и вдруг ангела не стало.

 

 

 

 

Приписывается Лионелло Спада (1576 – 1622). Мученичество апостола Петра.
Приписывается Лионелло Спада (1576 – 1622). Мученичество апостола Петра.

Своими проповедями Петр вызвал такую ненависть римских властей, что был приговорен к смерти. Когда его должны были казнить, он попросил распять его вниз головой, ибо считал себя недостойным такой же казни, какой подвергли его учителя Иисуса Христа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Антонис ван Дейк (1599 – 1641). Апостол Петр.
Антонис ван Дейк (1599 – 1641). Апостол Петр.

 

 

Сложная личность не могла не привлечь многих крупнейших художников. Например юный Ван Дейк смог проникнуться переживаниями человека, охваченного раскаянием. Особенно выразительны жесты рук Петра, передающие его чувства.

 

 

 

 

 

 

Паоло Веронезе (1528 – 1588). Обращение Савла.
Паоло Веронезе (1528 – 1588). Обращение Савла.

Как рассказано в «Деяниях апостолов», иудей по имени Савл, ярый гонитель христиан, направлялся в Дамаск, чтобы захватить там последователей Христа и привести их в оковах в Иерусалим. Уже вблизи города его внезапно поразил такой ослепительный свет с небес, что он тотчас лишился зрения. Упав на землю, он услышал голос: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» Он сказал: «Кто ты, Господи?» Господь же сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Бог повелел ему идти в город и ожидать наставления. Савл поднялся с земли, глаза у него были открыты, но он ничего не видел.

В Дамаске к Савлу пришел ученик Христа Анания «и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа». Прозревший Савл уверовал в Христа и стал проповедником его учения (Деяния апостолов, 9, 3-20).

П. Веронезе изобразил ослепленного Савла, падающего с коня.

Доменико Эль Греко (1541 – 1614). Апостолы Петр и Павел.
Доменико Эль Греко (1541 – 1614). Апостолы Петр и Павел.

 

 

Читая «Послания» апостолов Петра и Павла можно почувствовать различие их характеров и темпераментов, кротость одного и страстность другого. Но оба проповедуют любовь, братство, добро.

Картина Эрмитажа – одно из поздних полотен Эль Греко. Художник передает внутренний диалог апостолов. Оба апостола объединены одним внутренним переживанием, отмечены печатью душевной красоты.

 

 

 

 

Д.С. Буслович. «ЛЮДИ ГЕРОИ БОГИ»
«Зимний сад» , Санкт-Петербург, 1992

Жизнь полна чудес

 

Вся наша жизнь полна чудес –
Они повсюду рядом с нами:
И солнца луч, и синь небес,
И луг, усеянный цветами.

И каждое бытья мгновенье,
Нам посланное от Небесного Отца
Его Руки прикосновенье,
Врачующее наши грешные сердца.

И лишь открыться нужно чуду,
Через любовь вокруг всё созерцать,
И помнить: чудеса повсюду,
Когда коснется сердца Благодать!

Ирина С.
29.10.2013

Дети

Д

ети, цветы и птицы,
Сердца их не знают гроз,
У них посылал учиться,
О них говорил Христос.

Не забыл Господь среди мудрых
Ни ребенка и ни цветка,
Но в смеющихся детских кудрях
Опочила Его рука.

Цветок на лугу зеленом,
Струящий звон в высоту,
Прекрасней одежд Соломона
Всегда казался Христу.

И верно, не раз ячменный
Для птиц Он крошил кусок,
И птицы семьей блаженной
У Христовых прыгали ног.

Дети, цветы и птицы,
Сердца их не знают гроз.
У них посылал учиться,
О них говорил Христос.

Александр Солодовников
1928

Откуда взялось зло?

Ангелы, бестелесные и разумные духи, — это вестники, посланники Божий. Их множество и все они верно служат Богу. А сотворены они были Богом в самом начале, вместе с небом. Недаром называют их небесными силами или небесным воинством. Но один из ангелов возгордился своим могуществом и сам захотел стать как Бог. Принялся клеветать на Бога, пытался увлечь других, всему противился и стал темным духом, диаволом. Добрым Ангелам во главе с архангелом Михаилом пришлось воевать с ним — диавол и его последователи были изгнаны из Рая. Но не могли успокоиться падшие ангелы, всегда стараются они навредить Богу. Так возникло зло в Божием Творении.

Однажды злой дух вошел в змея, жившего в саду. И услышали Адам и Ева голос: «Ева, подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева?» «Нет, — отвечала жена, — Господь разрешил нам. Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы не умереть».

И сказал змей: «Нет, не умрете, но в день, в который вкусите их, откроются глаза ваши и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

Слова змея смутили Еву. Взглянула она на дерево и увидела, что оно приятно для глаз и хорошо для пищи. Сорвала она и съела плод с запрещенного дерева и мужу дала, и он тоже съел. Только тут поняли они вдруг, что ослушались Бога, и очень испугались.

Совсем не хотелось им, чтобы Бог узнал о содеянном, и попытались они спрятаться от Бога в ветвях деревьев. И было им так стыдно, хоть сквозь землю провались, и поглядели они друг на друга, и увидели свою наготу. И тогда сделав себе одежду из листьев, прикрылись ею.

Но вот услышали они голос Бога: «Адам, где ты?» Ответил Адам: «Голос Твой я услышал и убоялся, потому что я наг, и спрятался». «Кто сказал тебе, что ты наг, — спросил Бог, — неужели ты ел от плодов дерева познания добра и зла?» Адам в оправдание указал на Еву. А Ева во всем обвинила змея. Ни Адам, ни Ева не хотели признавать своей вины. Они не раскаялись и не попросили прощения.

Господь очень любил Адама и Еву, но грех, совершенный ими, нежелание каяться и стремление свалить вину с себя на другого привели к удалению их из райского сада и обрекли их на трудную земную жизнь. Бог не мог позволить им оставаться в райском саду. Если бы они съели от плодов дерева жизни, то стали бы жить вечно, а вместе с ними стало бы вечным укоренившееся в их душах зло. Бог наказал и змея, который отныне должен был ползать и есть прах земной во все дни своей жизни. Перед изгнанием из Рая Адама и Евы Господь дал им одежду из кожи. Им предстояла жизнь в трудах и заботах, полная скорбей и печалей, боли и изнеможения. И поставил Господь Ангела с огненным мечом у входа в Рай, чтобы никто не мог добраться до дерева жизни. Но Бог обещал людям послать им Спасителя, чтобы дать им возможность исправиться и обрести жизнь вечную в нескончаемом Царствии Божием.

Пособие по катехизации
для детей младшего
школьного возраста

21 июня — день Всех святых, в земле Русской просиявших

О СВЯТЫХ

 

Те люди, для которых слова Евангелия не остаются пустыми звуками, но, падая на хорошую почву в их сердцах, приносят хорошие плоды, делаются настоящими христианами. Многие из них стали такими верными учениками Спасителя, что, пройдя трудным путем свою земную жизнь, удостоились прославления на небе. Эти люди почитаются святыми. Их памяти посвящены определенные дни церковного года, а так как некоторые из этих дней совпадают с нашим пребыванием в лагерях, мы должны их отметить и постараться извлечь из них пользу для себя.

Земная жизнь святых проходила в очень разнообразных условиях, в разные времена, среди разных народов. Некоторые из них были царями, воинами, вельможами, другие простыми рыбаками, бедняками, одни были старыми, другие юношами и молодыми девушками. Были среди них епископы, священники, монахи, были и простые миряне.

То общее, что всех их объединяет — это любовь к Богу и к ближним. За эту любовь многие из них перенесли ужаснейшие мучения, другие — вели тяжелую борьбу сами с собой, некоторые, как благоразумный разбойник, в одно мгновение проявили такую любовь ко Господу и такое глубокое раскаяние во всей прошедшей жизни, что сразу удостоились прощения и обещания райского блаженства. Можно сказать, что сколько есть, было и будет людей на свете, столько и разных путей существует в Царство Небесное.

Святые, следовавшие заветам Христа во время своей земной жизни, по вере православной и католической церкви, уже теперь, до общего воскресения и Страшного Суда, наслаждаются райским блаженством, но любовь, которой они служили на земле, не прекратилась и с их переселением на небо, она по-прежнему связывает их с людьми, и они являются нашими заступниками перед Богом, подобно Пресвятой Богородице.

Членами Христовой Церкви являются все, и живые, и умершие христиане, с Самим Господом во главе. В Нее же входят и все небесные силы. Грехи отдельных людей заставляют страдать все Тело Церкви, а их подвиги и святость — служат общей радости и украшению. Между отдельными святыми и людьми, носящими их имя, существует особая и таинственная связь, «родственные» отношения. Поэтому христиане обращаются к своим небесным Патронам с особыми молитвами, празднуют дни их памяти, как свои именины, и должны подражать им в своей жизни. Каждый человек должен помнить, что он носит свое имя не зря, неизвестно зачем и почему, а В ЧЕСТЬ одного из замечательных людей. Само собой нужно каждому человеку знать жизнь своего святого. Все дни церковного года озарены светом кого-либо из них.

«У костра»
Пособие для священнослужителей и мириян
по религиозному воспитанию в летних лагерях.
Изд-во Крутицкого подворья, Москва, 2004

Книга Псалмов

ВОСПЕВАНИЕ БОГА В ПСАЛМАХ

 

 

В течение многих веков возносят люди благодарение Богу за Его милосердие и любовь ко всем Своим созданиям. Прекрасный мир сотворил для нас Господь. Как же не благодарить Его, не славить, не хвалить неустанно в песнопениях! Дивные песнопения великого пророка и царя Давда собраны в книге Псалтирь. Именно по Псалтири на Руси на протяжении веков детей учили грамоте.

 

 

********************************

 

 

Псалом 103:1

Благословляй, душа моя, Господа!
Господи
Боже мой, возвеличен Ты весьма

 

Книга Псалмов на протяжении тысячелетий служила образцом обращения к Богу верующего сердца. «Псалом – это глас Церкви, Псалом – тишина души. Он смягчает раздражительность, уцеломудривает и утишает мятежные помыслы», — говорили в старину. Много струн у Псалтири и все они возносят Господу:

  • Хвалу и славу.

  • Благодарение за великие дары любви и жизни.

  • Просьбы о прощении за все дурное, что мы совершили.

  • Мольбы о помощи во всех делах, о исправлении и очищении от грехов.

  • Взывания об ограждении от зла, о даровании нам мира во все дни наши и удалении от нас всего, что мешает нам, что худо для нас.

 

Пособие по катехизации
для детей младшего
школьного возраста

 

 

7 июня — День Святой Троицы. Пятидесятница

СОШЕСТВИЕ НА АПОСТОЛОВ СВЯТОГО ДУХА

Пред Вознесением своим на небо Господь наш Иисус Христос обещал апостолам послать им Святого Духа который утешит их и научит. Для этого Господь не велел никому из апостолов уходить из Иерусалима, а быть всем вместе и ждать когда сойдет на них Дух Святой. Апостолы по Вознесении Господнем не выходили из Иерусалима. Вместе они пребывали в горнице. Там проводили целые дни в молитве. Теперь апостолов было только одиннадцать. Нужно было на место нечестивого предателя Иуды выбрать двенадцатого. Они выбрали Матфея, который сделался двенадцатым апостолом.

В пятидесятый день по Воскресении Господа, десятый после его Вознесения Божия Матерь и апостолы утром собрались в свою горницу и молились Богу. Вдруг по еврейскому счёту в третьем часу утра, а по нашему счёту в девятом часу утра, послышался с неба шум, как будто поднялась страшная буря с вихрем, который ворвался в самую горницу, где были апостолы. Над головами апостолов явились огненные языки, которые спустились по одному языку на голову каждого апостола. Это и был Святой дух, сошедший на апостолов в виде огненных языков.

Вы знаете, что апостолы были простые не ученые люди, которые и по-еврейски то говорили не совсем правильно. И что же? Лишь только спустились на апостолов огненные языки, лишь только зашёл на них Святой Дух они стали говорить на разных языках, которым никогда не учились и которых до тех пор не понимали. В этот день у евреев был большой праздник Пятидесятница — пятидесятый день после Пасхи. На праздник собралось много иудеев со всех сторон приходили даже иудеи живущие в чужих землях. Весь этот народ сбежался на шум к тому месту где были апостолы. И как же все удивлялись когда услыхали Что апостолы говорят на разных языках. Иудеи пришедшие из Рима слышат что апостолы говорят по латыни, живущие в Греции слышат что апостолы говорят по-гречески, иудеи живущие в других землях слышат что апостолы говорят на тех языках, какими говорят в их землях: по-персидски по-арабски и других. Все удивляются и говорят друг другу: «ведь все эти люди, которые говорят на разных языках галилеяне, как же это они каждому из нас рассказывают о великих делах Божьих не своим галилейском наречием, а нашими языками, на которых мы говорим отроду с малолетства?» Но часто бывает, что люди осмеивают и ругают то, чего не понимают. Так случилось и тут: евреи, который никогда не уезжали из своей земли, не понимают, что говорят апостолы, особенно фарисеи, распявшие Господа, стали насмехаться над апостолами и ругать их. Знаете ли что они выдумали? Они говорили про апостолов, что те пьяны: «Верно, они выпили сладкого вина».

Тогда Апостол Пётр стал говорить народу: «Нет, мы не пьяны! Подумайте ведь только третий час (девятый час) утра, разве можно так рано пить?» И стал потом Пётр проповедовать, толковать народу что апостолы стали говорить на разных языках от того, что на них сошёл, их этому научил сам Бог Дух Святой. Рассказал им как жил на земле, какие чудеса творил, чему учил Иисус Христос, которого иудеи распяли. Рассказал вам как он воскрес и как вознёсся на небо. Народ слушал и когда апостол Пётр кончил многие стали спрашивать: «Что же нам делать, чтобы спастись?» Пётр сказал: «Покайтесь, признайтесь в своих грехах, исправьтесь и пусть каждый из вас крестятся во имя Иисуса Христа. Тогда Бог простит вам и на вас также сойдёт Святой дух, который научит вас, как вы должны жить, чтобы спастись».

И знаете ли, сколько человек уверовали в Иисуса Христа и крестились, сделались христианами и стали с тех пор молиться Иисусу Христу? 3000 человек. А до того времени всех верующих во Христа было в Иерусалиме только 120 человек. И как хорошо, благочестиво жили первые христиане: каждый день собирались молиться, причащались, как они любили друг друга, как помогали один другому, всё  у кого было, они отдали апостолам и раздавали бедным и нищим, и с каждым днём больше и больше становилось число верующих во Христа.

«Библия для детей»
Рег. благотв. общ. движение «Золотой пеликан Северо-Запад»
Издательство «Десятка», СПб, 2010

Зачем человеку обязательно нужно быть добрым

Все наши слова, дела, поступки, чувства, мысли, намерения являются строительным материалом нашей души: от красивых слов и дел мы строим светлый храм своей души, в который собираем духовное богатство для будущей вечной жизни; от плохих слов и дел мы строим неказистый храм своей души, в котором пусто и нет ни красоты, ни света.

 

Доброта дает отраду,
А терпение – награду

 

«Добронравие для маленьких»
АНО «Семья России», 2016

Капитолина Зайцева

Вспоминается мне встреча с одной бывшей советской учительницей… Не сдерживая своих слез и горько каясь, она рассказала мне, как совместно со всем преподавательским коллективом школы она мучила верующую девушку тринадцати лет. Мне запомнилось даже имя этой девушки: Капитолина Зайцева.

…Это были 1930-е годы на Украине. Зайцева по праздникам ходила в церковь. Советская же школа хотела (как и сейчас хочет) всячески отвлечь детей от Церкви. Капитолину Зайцеву вызывали на объяснения, укоряли, понуждали ее отстать от Церкви, бранили, оскорбляли и наказывали. Но ничто не помогало. Вызвали родителей. Те ссылались на собственное желание девушки. Наконец над Зайцевой устроили школьный суд. На суде этом тринадцатилетняя Капитолина держалась, по словам учительницы, исключительно хорошо: честно, твердо, необычайно мужественно. Против нее были все педагоги школы Девушка совсем их не боялась, защищая перед ними свое право на веру в Бога, на молитву, на любовь к Церкви. И как мне рассказала учительница, у нее было тогда ощущение, что не они, педагоги, судят ученицу Капитолину Зайцеву, а она их всех судит. Капитолина стояла перед ними, как некий образ невинного Страдальца за грехи мира, Господа Иисуса Христа, «как агнец посреди волков». Нравственная ее правда жгла души педагогов, ее судивших. Зайцева заявила им открыто и решительно, что никакие советские школы веры в Бога от нее не отнимут.

Конечно, Зайцеву засудили и изгнали из школы. Но суд этот остался глубокой незаживающей раной в душе учительницы, которая мне это рассказывала. Подвиг ученицы Зайцевой укрепил слабую веру и в ней самой. Она горько осознала свое собственное малодушие, свое боязливое молчание на этом суде. И, очутившись во время последней войны вне границ Советского Союза, она выплакала этот свой грех пред Крестом и Евангелием, пред Самим Христом Спасителем, пред Божией Правдой, которую она малодушно предала, участвуя в осуждении этой мужественной, благородной девушки, свято исповедавшей свою веру.

Архиепископ Иоанн (Шаховский) (1902-1989)
«Ценность и личность». Издательство Белорусского Экзархата
Московского Патриархата, 2011

22 мая — день Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар

СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ

Никола — ты самый любимый
Надежный и верный святой,
Известнейший, самый просимый
У тех, кто приходит с бедой.

О сколько от бед и напастей
Спасенных твоею рукой!
Какая удача и счастье,
Что скорый помощник такой

Есть только у нас Святителем
У верующих христиан,
За веру в Христа-Спасителя,
Никола нам Господом дан.

 

Лазаревич Лилия Игнатьевна, 2005