27 июня Собор всех святых

ВСЕМ СВЯТЫМ

О Святые! Как отрадно
У целебных ваших ног!
Здесь душе моей так сладко,
Нет ни скорби, ни тревог.
Сердце тайно торжествует,
Чувства мирно говорят,
Душу слава не волнует,
Страсти недуга молчат.
О Святые, научите,
Как мне Господа любить,
Тайно сердцу вы скажите,
Как Ему мне угодить.
Вы дорогу покажите,
Коей к Господу идут,
Вы смиренью научите,
Когда скорби здесь гнетут.
Укажите мне на меч,
Коим волю мне отсечь
И принесть себя на жертву,
Как вдовица Богу лепту.
Как бесплодная трава,
До сих пор я здесь жила,
Годы праздно проводила,
Грех слезами не омыла,
Ум кичит, воюют страсти,
От врага везде напасти,
И я пленница греха,
Я преступная раба.
Но у ваших ног взываю,
Слово уст вам открываю:
Не отвергните в сей раз
Моей веры теплой в вас.
Помолитесь в сей пещере
За грехи преступной дщери,
Дайте мне залог любви –
Вашей ангельской мольбы.
И я в путь залог бесценный
Понесу сей дар любви,
Чтоб сей факел драгоценный
Был хранителем души.

Монахиня Леонида Суражевская

Духовно-нравственные стихотворения
Собрание архимандрита Сергия Бирюкова, 1926
Издание Александро-Невской Лавры, 2013

День Святой Троицы

Троица

 

На иконах Святая Троица изображается в виде трех Ангелов у дуба Маврийского. У ног Их коленопреклоненный Авраам, что изображает величие стоящих пред ним. Книга Бытия говорит о предвечном совете Бога: « сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» – в этих и многих других  словах Священного Писания мы видим, что Бог-есть Троица единосущная и нераздельная.

Празднование Дня Святой Троицы или Пятидесятницы, как и праздник Пасхи, уходит своими корнями еще в ветхозаветные времена. На пятидесятый день после ветхозаветной Пасхи (дня исхода еврейского народа из Египта), у горы Синай, пророк Моисей дал своему народу Божий закон и основал ветхозаветное священство. Так этот день стал днем основания ветхозаветной Церкви. Когда Господь вознесся на Небо, апостолы возвратились в Иерусалим и стали ожидать исполнения слов Спасителя – сошествия на них Святого Духа, Который должен был дать им особую силу для проповеди Евангелия по всему миру.
В  пятидесятый день после Воскресения Христова слова Спасителя исполнились.  Божия Матерь и апостолы собрались, как обычно, в горнице для молитвы. В девятом часу утра послышался шум, похожий на шум сильного ветра, который наполнил собой весь дом. Вслед за шумом над головами апостолов и Божией Матери появились огненные языки, которые светились, но не жгли, – это был видимый знак того, что на них нисходит Дух Святой. Так совершилось крещение апостолов Святым Духом и огнем.
Необычный шум привлек всеобщее внимание, и скоро у дома собралась толпа паломников, прибывших на праздник в Иерусалим из многих стран. Апостолы вышли к ним и вдруг… начали говорить на разных языках. Каждый из пришедших услышал обращенные к нему слова на своем родном языке. Все удивлялись и изумлялись: “Разве эти люди родом не из Галилеи?” Ведь ни для кого не было секретом, что ученики Иисуса Христа были простыми, неучеными людьми. И вдруг все они стали говорить на разных языках, которым никогда прежде не учились и до этого дня не понимали!
Чудо пытались объяснить по-разному, пока апостол Петр неожиданно для самого себя не произнес первую в своей жизни проповедь. Он рассказал собравшимся об Иисусе Христе, Который проповедовал Свое Божественное учение, был распят и на третий день воскрес; о том, что сегодня Спаситель, как и обещал, послал с Неба Духа Святого, наделившего апостолов способностью говорить на разных языках.
Устами простого, неученого рыбака говорил Дух Святой, поэтому слова Петра так глубоко проникали в сердца слушавших его людей. После его проповеди около трех тысяч человек уверовали в Иисуса Христа и в тот же день приняли Святое Крещение.
Так было положено начало Христовой Церкви – образу Царствия Божия на земле, а сам день Сошествия Святого Духа на апостолов принято считать днем Рождения Церкви Христовой!     Будем же, дорогие дети, достойными и верными членами Церкви Православной. В  церковных таинствах черпать благодать Божию, которая изобильно изливается на каждого с верою прибегающего. А так же искренне любящими Бога и людей христианами.

 

Архимандрит Нектарий Головкин.

24 мая – День равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских

изнь и труды святых равноапостольных Кирилла и Мефодия имеют огромное значение для всех славян, и, конечно же, для нас русских православных людей. Благодаря этим двум братьям, мы имеем письменность, слушаем Евангелие и богослужение на родном языке. Для всех православных славянских народов память о Кирилле и Мефодии должна быть особенно священной.

Расскажу немного о детстве и юности святого равноапостольного Кирилла.

Недалеко от святой горы Афон находится город Солунь или Фессалоники, в котором между греками жило много славян. Кроме греческого языка, в них звучал славянский солунский диалект, на котором говорили окружающие Фессалоники племена: драговиты, сагудаты, ваюниты и смоляне и который лег в будущем в основу языка переводов Кирилла и Мефодия, а с ними и всего церковнославянского языка. Владели братья славянским языком как родным. В этом-то городе и жило благочестивое семейство Льва и Марии, оно было греческого происхождения. Лев занимал видное положение при правителе Фессалоники. У него было большое семейство, а из семерых его детей, с самого раннего детства, особенно замечательны были два сына: Константин 827 года рождения и Мефодий (Михаил в миру) 815 года рождения. Дед их был крупным вельможей в Константинополе. С ранних лет дети предпочитали чтение всякого рода играм и забавам. Семи лет Константин видел сон, который и заставил задуматься его родителей. Ребёнку приснилось, что правитель области собрал всех солунских девиц и заставил его выбрать себе в жёны одну из них. Он долго выбирал и выбор его пал на самую прекрасную, имя которой было София, что на греческом языке означает «мудрость». Значение сна не трудно было разгадать, и всею своею жизнью Константин доказал, что он остался верен выбранному им пути.

В школе он учился лучше всех и часто задавал своим учителям такие вопросы, на которые они даже не могли ответить. Скоро в Солуни мальчику нечего было делать, и он стал горячо молить Бога дать ему возможность научиться большему. И обстоятельства помогли ему в этом. Однажды родственник его отца, который находился в Царьграде при царском дворе, выхлопотал ему позволение учиться вместе с молодым императором Михаилом. С удивительным усердием изучал он разные науки. Превосходя других своими обширными познаниями и способностями, он мог бы возгордиться, но при всех своих достоинствах, оставался кротким и смиренным человеком. Собственное счастье его не интересовало, хотя мог легко достичь почестей и богатства. В числе его учителей были крупнейшие ученые того времени – будущий патриарх Фотий I и Лев Математик. Там он обучился геометрии, диалектике и всем философским наукам: риторике, арифметике, астрономии, музыке, и всем прочим эллинским искусствам. Впоследствии он овладел также арамейским языком и ивритом. По окончании учения, он отказался начать весьма перспективную светскую карьеру и поэтому был направлен по пути церковного служения.

24 мая, в день памяти Кирилла и Мефодия, в России и Болгарии совершается государственный праздник, и называется днём Славянской Культуры и Письменности.

 

Архимандрит Нектарий (Головкин)

2021 год 800-летия святого благоверного великого князя Александра Невского

Ярославич Александр – князь великий.
С юных лет силен и мудр, ясноликий,
Он за Родину, за мать – Русь святую
Собирал в походы рать золотую.

Пред сражением любым до заутра
Княжьим словом наставлял своим мудро.
Звал на мирные дела съединятся,
Сообща от силы зла защищаться.

Коли тёмну свою рать враг подвигнет,
От меча пусть своего да погибнет.
Чтобы в битве устоять, не сломиться –
Всем оружие ковать да молиться.

Он от Запада врага и с Востока
От Россиюшки прогнал светлоокой.
Православия закон храня свято,
Сокрушал с молитвой он супостата.

И в Орде в постыдный час не срамился,
Хоть пред ханом поневоле склонился.
Но не рабское то было служенье,
Знал: в смирении – России спасенье.

Да удача и печаль ходят рядом –
Был за твердость и удаль поен ядом.
И, почуяв худобу в себе остро,
Понял он свою судьбу, принял постриг.

Словно щит Руси он был и хранитель.
Стал он города Петра покровитель.
И в молитвенном служении строгом
Он в предстательстве за нас перед Богом.

Надежда Ломова

Старица

Расписная косынка,
Свет в глазах не померк,
Не старушка тростинка,
А брала Кёнигсберг.

Говорит: “Знаешь, сколько
В равелинах ребят,
И Серёжа, и Ольга,
И Егорыч лежат…

После минного взрыва
Меня вынес майор”,
И пошла горделиво
На обедню в притвор.

Память годы полощет,
Превращая в дымок
В этой яростной мощи
Всей Руси оселок.

Александр Орлов

Из воспоминаний монахини Софии:

Монахиня София (Екатерина Михайловна Ошарина)
1923-2008 гг.
Участвовала во взятии Кенигсберга (Калининград)

…Сколько наших солдат погибло!… Взяли Кенигсберг с Божией помощью.
Я сама видела, хотя наблюдала с некоторого отдаления. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали в облачениях с хоругвями и иконами. Вынесли Казанскую икону Божией Матери… А вокруг идет бой, солдаты (кто рядом был) посмеиваются: “Ну, батюшки пришли, теперь дело будет!” И только запели – стихло все. Стрельбу как отрезало. Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались… Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: “Оружие отказало”. Один знакомый офицер сказал тогда, что до молебна перед войсками священники молились и постились неделю.

ПАСХАЛЬНАЯ РУКАВИЦА

(Сказка-быль)

Федя любил слушать, как бабушка Ольга Константиновна рассказывала на Пасху историю о том, как однажды в Великую Субботу получила в подарок рукавицу. И не где-нибудь, а в Иерусалиме, в храме Гроба Господня, где воскрес Христос.

«Бабушка, откуда же она там взялась?» – допрашивал Федя бабулю. – А где вторая?» Ольга Константиновна, любовно называвшая найденную, а теперь  бережно хранимую ,  перчатку «рукавицей», словно та могла быть связана только «девицей» в русской  «светлице»,загадочно улыбалась. А потом рассказывала:

«А вот послушай  …В этот Великий день Ангел-хранитель Святой Кувуклии и храма Воскресения Господня  Феос  весь светился в ожидании  Благодатного Огня. Его храм был одним из тех  на Святой Земле, место для которых было выбрано не людьми, а только  Богом.

А может быть, размышлял он, место это выбрано было  на Предвечном Совете Пресвятой Троицей , когда было решено, что Христос  отдаст жизнь для исцеления людей, но чудно воскреснет… И ангел, вспоминая  «Троицу» Андрея Рублёва, каждую весну радовался и трепетал предстоящих событий . ..

Феос  любил необычайно  свою службу: каждую Пасху зажигать свечи Патриарха, молящегося в  часовне-Кувуклии. Старенький седенький Патриарх нравился ангелу, он жалел его, когда тот  вставал на колени и возносил молитву обо всех, о мире, о милости Божией .

Хранитель Кувуклии  знал, что у Патриарха  в этот момент карманы и душа были чисты, иначе ему, ангелу, Бог не позволил бы зажигать  свечи у священника в руках.  Лишь только звёздно-фиолетовые вспышки запляшут по куполу – Феос принимался за служение – тихо веял крылом над свечами Патриарха и те неожиданно вспыхивали   праздничным  и долгожданным светом…

Патриарх и на этот раз коснулся огнём бороды и лица – умылся благодатью – и подал  пучок горящих свечей  в заветное  окошко. Храм радостно и разноязычно запел  : «Христос Воскресе!»

Феос взмахнул крылами ещё и ещё раз, и много раз, и язычки Огня мгновенно разбежались по всему храму, стремясь поселиться на фитильке каждой свечки, проникнуть теплом в каждое сердце…

Ангел видел: пляшут мальчишки-арабы, чинно несут огонь батюшки, обнимаются и смеются женщины, на глазах выступают слёзы радости…  А что это за бабушка у колонны? Ах, она думает, что обожжёт огнём руки, ведь он действительно постепенно начинает жечь…»

«…Вот бы рукавичку!» – действительно подумала я. –  Ольга Константиновна кивнула на заветную перчатку. – Обернулась, смотрю: лежит рукавичка у колонны, как бы сверху откуда-то упавшая, и никто к ней не признался. Одела, так и держала в ней свечи до прихода домой… Так-то вот, как ангел-хранитель подарок подбросил…»

Федя потянулся, надел перчатку, и сказал: «Это, бабушка, точно твой размер, а мне до него ещё вырасти надо!» «С Божией помощью вырастешь, а главное, чтобы душа росла, солнышко моё!» И Ольга Константиновна погладила внука по голове…

 

Ольга Озерова

Студент

Иван Великодольский, студент духовной академии, шел все время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы и разгорелось от ветра лицо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, все сплошь утопало в холодной вечерней мгле.

Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая да­леко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали. Слышались мужские голоса; это здешние работники на реке пасли лошадей.

— Вот вам и зима пришла назад,— сказал студент, подходя к костру.— Здравствуйте!

Василиса вздрогнула, но тотчас же узнала его, улыбнулась приветливо.

— Не узнала, бог с тобой,— сказала она. — Богатым быть.

— Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол. Петр,— сказал студент, протягивая к огню руки.— Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!

 

Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул голо­вой и спросил:

— Небось была на двенадцати Евангелиях?

— Была,— ответила Василиса.

— Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иису­су: «С тобою я готов и в темницу и на смерть». А господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к пер­восвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед… Он страстно, без памяти любил Иисуса и теперь видел издали, как его били…

Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента.

— Пришли к первосвященнику,— продолжал он,— Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери… Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В Евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тиши­не едва слышатся глухие рыдания…

Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Васи­лиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль.

Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нем. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. И опять наступили потемки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра пасха.

Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, все, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…

Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра.

 

Отрывок из рассказа «Студент».
А.П. Чехов. Избранные сочинения.
Москва, «Художественная литература». 1988 г.

Как мама спасла Творожную Пасху и куличи

Сегодня мы с Вами окажемся в Волшебной стране, в которой не только  цветы умеют разговаривать, но и даже Пасхальные куличи, Пасхальные яйца  и Творожные Пасхи. Этим чудесам люди в этой стране  совершенно не удивляются. Пасха в этой стране самый любимый праздник. Поэтому мы предлагаем посетить эту Волшебную страну на Пасху.

Приближалась Пасха, все готовились к этому празднику. Дом творожной Пасхи стоял в центре розовой поляны, розовой поляну называли, потому что на ней росли только розы. Все вокруг было пропитано ароматом роз. Дом творожной Пасхи был небольшой, но очень уютный. Снаружи  по форме он напоминал творожную Пасху и был весь увит плетистыми розами. Внутри дом  был значительно больше, чем казался снаружи, в нем было десять комнат. Самая главная комната была десятая, именно здесь хранилось главное сокровище волшебная книга, в которой были записаны все известные рецепты Пасхальных  куличей и творожных Пасх, различные варианты окрашивания яиц,  которые готовили к Пасхе. Согласно древнему преданию, если эта книга пропадет перед Пасхой и ее не найдут до начала праздника, то люди навсегда забудут рецепты приготовления творожных Пасхи и куличей. Представьте себе, как будет выглядеть  Пасхальный стол без куличей и творожной Пасхи!

В одной из комнат у Творожной Пасхи была оранжерея, в которой росло много самых различных роз. Творожная Пасха очень любила розы и подолгу с ними разговаривала.

На розовой поляне она помогала розам справляться с крапивой. Творожной Пасхе как раз удалось выгнать крапиву с розовой поляны. Тогда крапива решила испортить праздник Пасхи. Растения крапивы решили украсть громадную волшебную книгу, где находятся все известные рецепты Пасхальных  куличей и творожных Пасх! Об их коварном плане никто не знал.

К творожной Пасхе пришли  в гости Пасхальное яйцо и кулич, они стали обсуждать подготовку к Пасхе.

Нам нужно покрасить больше тысячи Пасхальных яиц!заявило Пасхальное яйцо.

– Сначала мы должны испечь сто куличей! сказал кулич.

– А как же творожная Пасха?

Мы думаем, что Вы догадались, кто задал этот вопрос. Все стали спорить, что важнее в первую очередь приготовить на Пасху – пасхальные яйца, кулич или творожную Пасху. Вы как думаете, что самое главное на Пасху? Конечно же, смысл праздника – Воскресение Христа. Однако, конечно же, без Пасхальных яиц, куличей и творожной Пасхи  трудно представить праздничный стол на Пасху.

На розовой поляне в это время розы обсуждали цветочные украшения для Пасхи. Каждая роза считала, что именно она должна стать главным цветочным украшением к Пасхе.

Пока все спорили, никто не заметил, как десять крапив подошли к дому творожной Пасхи.

Самая главная и жгучая крапива решила пробраться в дом. Пасхальное яйцо, кулич и творожная Пасха по-прежнему спорили. Крапива аккуратно пролезла в десятую комнату, в центре комнаты лежала красивая книга, обложка которой, была обсыпана янтарем.

Вот она! с восторгом воскликнула крапива.

Книга оказалась очень тяжелой, она чуть не раздавила крапиву. Жгучая крапива вытолкнула книгу в окно, а затем сама вылезла. Десять крапив с трудом несли эту тяжелую книгу. На розовой поляне все продолжали спорить, поэтому никто не заметил крапиву. Теперь Вы понимаете, как плохо долго спорить и ругаться? Если бы каждый из спорщиков попробовал бы быть терпимее, то книгу не смогли бы украсть.

В это время мама Ольга готовилась к Пасхе. Она хотела приготовить творожную Пасху и куличи.

Я не могу вспомнить ни одного рецепта! ужаснулась мама.Как же я буду готовить?

Зазвенел звонок. Мама попросила открыть дверь своего сына Женю. Женя был рад, пришли  бабушка Рита и дедушка Коля. Мама вышла встречать гостей, однако она была очень расстроена.

Что случилось, Оля?спросила бабушка Рита.

Маргарита,  я забыла как готовить творожную Пасху и куличи !сказала мама.

Бабушка этому очень удивилась.

Сейчас я скажу тебе рецепт!сказала бабушка.

Вдруг Маргарита, королева кулинарии, поняла, что не может вспомнить, как готовить куличи!

Нужно посмотреть рецепты в книге!сказали бабушка Рита и дедушка Коля одновременно.

Женя открыл книгу Пасхальных блюд, кулинарных рецептов в книге не было, были только пустые страницы!

Все решили, что к завтрашнему дню, они попробуют вспомнить рецепты Пасхальных блюд, иначе праздник будет испорчен.

Мама проводила гостей, затем она решила навести в порядок в саду. Она вышла на улицу и вдруг вдалеке в крапивных зарослях она увидела необычное свечение. Это отражался янтарь, который был на обложке книги Пасхальных рецептов. Мама подошла к крапивным зарослям и увидела книгу Пасхальных рецептов!

Вот почему я не могла вспомнить, как приготовить Пасхальные блюда!догадалась мама.

Растения крапивы испугались, их поймали на месте преступления! Они попытались спрятать книгу. Тогда мама  вошла в жгучие заросли крапивы (крапива была такая жгучая!) и отобрала у них книгу.

Растениям крапивы  стало стыдно за свой поступок. Они вместе с мамой отправились к Творожной Пасхе. На розовой поляне розы прекратили свои споры, увидев маму с книгой.

– Вы все очень красивые! – сказала мама.

Розы с этим согласились и подумали, зачем они спорили столько времени!

Затем мама зашла в дом творожной Пасхи. Пасхальное яйцо, творожная Пасха и кулич с удивлением увидели в руках у нее книгу Пасхальных рецептов. Узнав о произошедшем, они решили больше не спорить. Все простили растения крапивы.

Наступила Пасха. Мама украсила Пасхальный стол. Зазвонил звонок. Женя открыл дверь, пришли бабушка Рита, дедушка Коля, тетя Оля, прабабушка Аня, бабушка Зоя, дедушка Витя,  брат Дима. Как хорошо когда все вместе празднуют Пасху!

– Христос Воскресе! – сказала мама.

 

Евгений Александрович Гладков
Ольга Викторовна Гладкова

Продавец газет

«Осторожно, двери закрываются, следующая станция Пушкинская», – голос в динамике замолчал, и поезд, мгновенно набрав скорость, нырнул в темный туннель. Паренек с тяжелой кипой газет в руках запрыгнул в  вагон в последний момент. Отдышавшись, он пошел вдоль вагона, монотонно повторяя: «Газеты, покупайте газеты, городские новости».

Мишка часто встречал этого парня на своей ветке метро.

Мишка метрополитен терпеть не мог. Он бы предпочел ездить в школу с водителем на отцовском «мерсе», но отец считал это баловством. Вот и приходилось ездить с одного конца города на другой в душной подземке.

С духотой Мишка еще мог мириться, но торговцы дешевой мелочевкой выводили его из себя. Он их терпеть не мог, считал неудачниками и тунеядцами. Особенно его раздражали попрошайки.

Читать далее “Продавец газет”

Часовня

«В праздник Троеручицы каждый год батюшка служит службу, около часовни[1] собираются все верующие… Если помнить, что у Бога все живы, то можно представить, сколько народа видимого и невидимого собирается на такую службу. Иные грустят, кто-то плачет, кто-то слушает церковное пение, смотрит на озеро, на летящих по небу цапель, на рыбака в лодке, проплывающие по небу облака и понимают, что вся эта красота – творение Божие… Чувство умиления, радости и покоя вызывает этот маленький храм на берегу озера».

Александра Голубева
Из сочинений детского конкурса имени
Святого Равноапостольного Андрея Первозванного
(Александро-Невская лавра)
2007 г.

[1] Часовня во имя иконы Божией Матери «Троеручица» в деревне Люговичи Лодейнопольского района.

7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы

 

Через полгода, после того, как Архангел предсказал священнику Захарии что у него родится сын тот же Архангел Гавриил был послан в Назарет Пресвятой деве Марии, жившей в доме Иосифа.

Когда вы пойдете в церковь, то повнимательнее посмотрите на образ Благовещения. Этот образ помещается на царских вратах. На одной половине врат изображена Пресвятая Дева Мария. Она стоит на коленях перед маленьким аналоем и читает священную книгу. На другой половине изображён Ангел в виде юноши с крыльями. У него в руке веточка с цветком. Говорят что Пресвятая Дева читала книгу пророка Исаии, именно то место где пророк говорит о рождении Спасителя от Девы. Пренепорочная Мария по смирению своему не считала себя достойной быть матерью Господа. Она думала только про себя: «Как бы я желала быть хотя служанкой у этой благословенной Девы, от которой родится Спаситель».

И  вдруг является Архангел и говорит ей: «Радуйся Благодатная, Господь с тобою, благословенна ты между женами». Но увидев Ангела Пресвятая Дева Мария смутилась и подумала: что значит такое приветствие? Что это он называет меня благодатную, благословенную?  Ангел сказал: «Не бойся Мария, Ты обрела благодать у Бога. Бог особенно возлюбил тебя за твои добродетели. Ты родишь сына и назовёшь его Иисусом. Он будет велик и назовётся Сыном Всевышнего, и даст ему Господь Бог престол Давида отца его и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству Его не будет конца».

Вот какую радостную благую весть принёс Пресвятой деве Марии ангел. Он сказал ей что от неё родится спаситель – Сын Божий, Который вечно царствует на небе и Который будет Царём над всеми верующими благочестивыми людьми. Удивилась Пресвятая Дева и сказала Ангелу: «Как же это будет, когда я не знаю мужа, как же от меня родится сын, когда я не замужем?» Ангел отвечал: «Дух Святой найдет на Тебя, и Ты родишь Сына Божия».

– Я раба Господня, пусть будет со мной как ты сказал.

И отошел от неё ангел. Через несколько времени Иосиф вздумал расстаться с Марией. И вот является ему во сне Ангел и говорит: «Иосиф сын Давидов, не бойся принять Марию жену твою, ибо родившееся в ней от Духа Святого. Родит же Сына, и ты назовёшь его Иисусом, ибо он спасет людей своих от грехов их. Береги, почитай Марию от неё родится Спаситель». Имя Иисус значит – Спаситель, Христос – помазанник. Кого помазывали не помните? Царей, пророков и священников. Христос – царь неба и земли, Пророк – он учил людей и предсказывал будущее. Он и священник – принёс себя в жертву за грехи всех людей, пострадал и умер на кресте.

“Библия для детей”
Протоиерей Александр Соколов.
Региональное общественное благотворительное
движение “Пеликан”. 2010.

О посте

Между прочим, совсем не худо знакомить под­растающее поколение с понятием поста и постного времени. Надеюсь, большинство наших читателей ведают, почему среда и пятница – дни святые, тре­бующие воздержания от скоромной, то есть непост­ной, пищи. В среду Господь Иисус Христос был пре­дан Иудой, а в пятницу распят на Кресте. Испокон века христиане в эти дни, равно как и в четы­ре многодневных поста (перед праздниками Рож­дества Христова, Пасхи, днем святых апостолов Петра и Павла и Успением, блаженной кончиной, Божией Матери), воздерживаются от мясного и мо­лочного. Может быть, малым детям и трудно соблю­дать пост во всей строгости, но учиться воздержи­ваться от сладостей и всего того, что они называют «вкусненьким», – более чем полезно! А уж не смот­реть в эти дни телевизор (коль родители от него вообще не избавились) Сам Бог велит! Мне извест­ны семьи, в которых дети постничают наравне со взрослыми, желая этого по требованию собствен­ной совести. Взрослые знают, как плохо быть рабом желудка. С юных лет, знакомясь с разумным воздер­жанием, мы учимся господствовать над телом, да­руя душе желанную ей свободу.

 

Протоиерей Артемий Владимиров
«Учебник жизни», изд. «Филарет», 2016

О маме

«Она верующий человек, Пятая  заповедь Господа Бога знакома ей с детства… Я посещаю храм и воскресную школу в п. Саперное. Благодаря этому я твердо знаю, что почитать родителей, значит любить их, не оскорблять ни словами, ни поступками, помогать в трудах, а особенно во время  их болезни и старости, также молиться  за них Богу, как при жизни их, так и по смерти… Известно, что слово родительское «мимо не молвится». Значит, его следует исполнять без рассуждений: сказано – делай. Тогда и всемилостивый Господь в самом исполнении воли родительской откроет для нас средство благоугождать и Ему Самому во спасении душ наших…»

Ярослав Высоцкий
Из сочинений детского конкурса имени
Святого Равноапостольного Андрея Первозванного
(Александро-Невская лавра)
2007 г.

ЗАКОН СВЯТОСТИ

Закон святости известен – он простой:
Хочешь быть ты ближе к Богу – полюби.
Полюби, прости, не осуди,
Пожалей, одень и накорми.
Слово доброе для каждого найди.
Создателя за жизнь всегда благодари.
В скорбях у Бога помощи проси.
В своих грехах другого не вини.
В своих победах не себя хвали.
Не забывай о милости небесной,
Имеешь ты всегда то, что тебе полезно.

Даша Козлова

Синица

Желтогрудая синица
Клювом стукнула в окно:
– Поскорей вставай, сестрица,
Рассвело уже давно!

Глянь: пуста моя кормушка,
Дай мне горсточку зерна!
Посмотри в окно, подружка:
Наконец, пришла весна!

Видишь, снег повсюду тает,
И ручьи вовсю журчат?
Скоро, скоро птичьи стаи
Из-за моря прилетят.

Скоро, скоро, в день весенний,
Сгинет пасмурная мгла:
О Христовом Воскресенье
Возвестят колокола!

Татьяна Егорова

ВЗАИМНОЕ ПРОЩЕНИЕ

 

В ботанике известна сорная трава, которая имеет такой длинный корень, что невозможно его удалить окон­чательно. Таким же корнем является человеческое злопа­мятство. Люди причиняют неприятность, зло, унижение, распускают плохую молву, бесславят, и пострадавшие готовы до гроба помнить нанесенную обиду.

Интересно, что человек, будучи сам несовершенен, требует совершенства от других. Все это всегда понимала церковь и перед наступлением Великого поста ежегодно напоминает, что прощение человека зависит от того, насколько он способен оказывать его людям. В молитве Господней «Отче наш» человек ежедневно выражает нужду в хлебе насущном и просит его потому, что и он прощает своим должникам.

Не прощая других, человек сам остается непрощен­ным. Непрощением рушится мост, через который приходится ежедневно переходить. Не прощает обычно тот, кто не имеет сознания и чувства греховности и виновности перед Богом. Любовь человека к Богу измеряется его про­щением ближнего. Если он не прощает, значит, не любит. Вопрос о том, сколько можно прощать, та­кой же нелепый, как вопрос, сколько раз любить.

Сила любви к Богу измеряется силой прощения к окружающим людям. Самому человеку, который помнит обиды, бывает трудно дышать от чувства мести, он задыхается в беспомощной злобе и не имеет духовной силы, чтобы все простить, выбросив из памяти.

В нашем жестоком мире изредка встречаются люди, которые не замышляют ни­кому зла. Зато встреча с ними ободряет и благотворно действует на душу. Важно учиться жить на словах Священного Писания, потому что жизнь не сцена, а школьная комната не для увеселений, а воспитания. И чтобы стать хорошим человеком, нужна постоянная практика. Если не упражняешь душу она становиться вялой, характер становится слабым, нрав­ственное чувство бессильным, духовный рост уродливым.

Если человек проникнется призывом церкви перед наступлением Великого поста, простить все мелочные обиды окружающим, то наступит заметное обновление во взаимоотношениях. Следует обязательно освободиться от осуждения и клеветы.

Завистливый с болью в сердце слушает похвалы в адрес другого. Ему отраднее припоминать ошибки человека, чем добродетели, следить за падением, чем за успехом.

Чтобы надежно беречь себя, следует постоянно помнить золотое правило христианства: чего не желаешь себе, не делай другим.

Архимандрит Елеазар (Иванов)
Духовник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.
1936-2011

ПРИЧАСТИЕ

Воскресный день.
Причастье в Храме.
Открыты царские врата.
Ты также настежь сердце открывай.
Когда подходишь к чаше – понимай!
Как глубока была любовь Творца,
Что не жалея сына посылает
Для искупления греха.
И принимая в сердце благодать
Спеши хвалу Творцу воздать!

 

Даша Козлова

ВРЕМЯ ПРИУГОТОВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целые три месяца церковного года посвящены самому большому церковному празднику. Пасха — праздник праздников. Все в жизни Церкви вращается вокруг Пасхи. Это и время приуготовления к празднику Пасхи, называемое Великим постом. Это также и время празднования Пасхи и воспоминания о ней, которое называется пасхальным периодом (время между Пасхой и Пятидесятницей). Оба эти периода, если сложить их вместе, составляют почти треть всего церковного года. Особое отличие в нашей подготовке к празднику Пасхи по сравнению с другими праздниками в том, что выделяется даже время приготовления к самому периоду подготовки, к Великому посту. Оно называется предпостным.

Сегодня мы и вступаем в первый период приготовления. Он включает в себя четыре воскресных дня или три недели. Каждое воскресное Евангельское чтение обращает наше внимание на какую-либо тему или мысль, которая помогает нам лучше понять, о чем следует подумать, и что нам должно будет делать во время Великого поста. Даже Евангельское чтение, читаемое в воскресенье перед этими четырьмя воскрес­ными днями указывает на то, что поможет нам лучше подготовиться к посту. Оно повествует нам, что мы от всей души должны стремиться прийти к Спасителю.

Пособие по катехизации
для детей среднего
школьного возраста