Истории для детей из Египта и с Синайских гор

Написанные отцом Александром со святой горы Афон.

 

МОЙ ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК, ОТЕЦ АДРИАН

Отец Адриан был моим духовным наставником. Каждое воскресенье он спускался с горы к нам в монастырь, чтобы принять исповедь монахов. Но так было радостно посетить его келью, что я часто просил разрешения вскарабкаться по узенькой неровной тропинке между скал к келье св. Эпистимии.

Привлекательность этого путешествия была ещё и в удивительных горных видах. Напротив находится гора Хорив. Серпантины между скал ведут наверх, на вершину горы Моисея. Здесь на самом верху расположены церковь и мечеть для паломников, а под часовней находится большая пещера, где пророк Моисей ожидал, когда Бог снизойдет к нему и повелит Моисею принести израильтянам скрижали Десяти заповедей. Я пытался сосчитать ступени, высеченные в горе, и насчитал их 3725.

Когда я достигал наконец маленькой двери, то громко произносил: «По благословению Святого Отца и Господа нашего Иисуса Христа, откройте мне, пожалуйста, дверь!» И всегда следовал радостный отклик. У отца Адриана был такой приятный голос! Он всегда давал своим посетителям какую-нибудь свою вещицу как подарок на память. Кроме своих прочих чудесных качеств он был еще и художником и рисовал замечательные пейзажи монастыря Св. Екатерины, горы Моисея, пустыни и т.д. Все эти работы он дарил паломникам.

Но главной причиной посетить отца Адриана были, конечно, не его чудесные подарки, а возможность духовного разговора с ним. Волнующее чувство возникало, когда я входил в эту маленькую часовню, возраст которой 1750 лет. Удивительно, как в те древние времена монахи передвигали эти громадные, неподъемные валуны, чтобы сложить из них стены. А снаружи, в прохладу древней часовни льются терпкие ароматы горных растений.

Каждый раз, встречая меня в своей келье, отец Адриан предлагал на выбор чашку чая или кофе. При этом вокруг него кружились и вились стайки маленьких птичек, которые совершенно доверяли ему.  Обычно он из монастыря приносил сухой освященный хлеб, который разбивал на камне на маленькие кусочки. После этого отец Адриан звонил в колокольчик, и сотни птиц прилетали к нему на обед. Наблюдать эту волнующую сцену было очень интересно. Самыми нарядными были зяблики темно-красного цвета.

Однако не только птицы были его гостями. Очень редкие животные, которые живут только на Синае, приходили к нему. Эти животные – нечто среднее между мышью и кроликом без хвоста, тоже красно-бурые. Отец Адриан кормил их в саду своего маленького эрмитажа (эрмитаж – уединение, келья). Было очень забавно наблюдать за ними. Птиц было такое множество, что они в момент успевали склевать все хлебные крошки, предназначенные для них. А затем налетали на посуду этих «кроликов», проверить нельзя ли и тут чем-нибудь поживиться. И птицы прогоняли бедных «кроликов», как бы говоря: «Была еда ваша – стала наша!»

Около дверей было маленькая норка, где проживала Мариньола (маленькая Мэри) – большая ящерица. Мариньола обитала здесь уже много лет. Отец Адриан кормил ее с руки. Он давал ей на палочке кусочки яблок, персиков и других фруктов. Когда бы отец Адриан ни позвал ее, ящерица тотчас возникала, как из под земли. Они были очень привязаны и любили друг друга. Ее расцветка была великолепна: голова сверкала темно-синим, тело переливалось болотно-зеленым, а хвост был коричневатым.

Иногда приходили даже пугливые ибексы – каменные козлы. Они не боялись отца Адриана и признавали его. Они спокойно паслись на каменных утесах вокруг кельи отца Адриана. Однако при появлении на тропе паломников вожак ибесов издавал громкий предупреждающий звук, и в секунду все исчезали. Было ощущение, что отец Адриан свой для них, так велико было их доверие к нему.

Отец Адриан знал Жития святых, и любил рассказывать их паломникам. Делал это живо и увлекательно. Причем связывал эти истории с теми проблемами, с которыми приходили к нему паломники. Бывало, что его гости нуждались в совете или руководстве или через эти рассказы отец Адриан приводил их к раскаянию.

Однажды в воскресенье вечером, перед тем, как мне уходить, мы с отцом Адрианом вошли в часовню святой Епистимии. Раскаленный жар пустыни проникал и сюда, двери в часовню были открыты, а внутри мы увидели двух горных зябликов. Мы присутствовали при небольшой семейной ссоре. Птичкам явно недоставало хороших манер. Поэтому отец Адриан потихоньку поднялся и взял одну из птиц в руки. Затем наставительно промолвил, обращаясь к птичке: «Как стыдно! Разве можно так вести себя в церкви. Теперь мы подойдем к иконе Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, чтобы просить прощения за столь неприличное поведение в Божьем Доме».

Птичка, сидящая в руке, и впрямь выглядела очень виноватой и испуганной. Не выпуская ее из руки, отец Адриан сделал три поклона святым иконам, прося прощения. Потом он выпустил птицу и сказал: «Лети, играй теперь, но помни впредь, как нужно вести себя в святом месте».

Продолжение следует

 

 

Покой

 

В заботах о земных покоях – просторных, светлых и уютных – проходит наша жизнью И душа, место, где должен покоится Господь, тоже ищет своего пространства, света и тепла, но часто ей в удел достается всего лишь покойчатая пещерка, покойчик с наперсточек… Как же ей сейчас, в земной юдоли, усладиться и насытиться уверенностью о покое грядущем? Через кротость и смирение сердца  обретаем мы, по слову Спасителя, истинный покой – покой нашей души, просторный и светлый, в любое время готовый принять дорогого Гостя.

кі́й хра́мъ сози́ждете мѝ, гл҃етъ гⷵдь,
и̑лѝ ко́е мсто поко́ищ моем̀;

Кий храм созиждете ми, глаголет Господь,
или кое место покоищу моему?

Какой дом созиждете Мне говорит Господь
или какое место для покоя Моего?

Школа церковнославянского языка и Псалтири
«Златарница»
Санкт-Петербург

ВЕРНЫЕ ГОСПОДУ

Иосиф Аримафейский

Иосиф Аримафейский был добрым и праведным человеком. Он был членом иудейского Синедриона (Совета), того самого, что осудил Иисуса Христа. Многие члены Синедриона яростно отвергали учение Иисуса Христа, а Иосиф был Его тайным  полседователем. Он искал Царства Божия и верил в то, чему учил Спаситель. После смерти Иисуса Христа, Иосиф проявил смелость. Хотя он понимал, что его могут осудить, он испросил у Пилата тело Иисуса Христа. Он положил тело Господа в каменную гробницу, которую приготовил для самого себя.

Праведный Никодим

Никодим также был знатным иудеем. Он помог Иосифу Аримофейскому снять тело Иисуса Христа с креста и приготовить его для погребения.

Никодим упоминается в Евангедлии до этого дважды. Это он ночью, чтоб его никто не мог видеть, тайно пришел к Спасителю. Он хотел разобраться, чему учит Господь. Господь сказал ему: «Еслит кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия».

Никодим не понял тогда Его слов и переспросил: «Как может человек родиться, юудучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?. Иисус Христос ответил ему, что человек должен родиться от воды и Духа. (Новое рождение происходит с нами во время Таинства крещения).

Никодим защищал Господа, когда люди осуждали то, чему он учил. Когда Христос умер, Никодим помог Иосифу умастить тело Христа благовониями и завернуть в плащаницу. После приготовления к погребению по обычаю иудеев, Никодим и Иосиф отнесли тело Спасителя в сад. Там они положили его в новую гробницу, высеченную в каменной скале, которую Иосиф приготовил для себя.

Святые жены-мироносицы

Некоторые из женщин, следовавших за Иисусом Христом и помогавших Ему в Его служении, были рядом с Ним и во время крестных страданий. Они любили Спасителя и хотели достойно похоронить Его тело после смерти. Они следовали за Иосифом и видели, где он положил тело Иисуса Христа. Рано утром, по прошествии субботы, они взяли благовония и мирру, чтобы помазать тело Его во гробе.

Подобно праведным Иосифу и Никодиму, женщины проявили редкое бесстрашие. Многие из ближайших учеников побоялись остаться с Господом, думая, что их могут схватить стражники. Другие вообще не желали обнаруживать, что знакомы с Ним. Они не хотели в глазах людей быть связанными с теми, кого считали врагами не только иудейских первосвященников, но и римских властей. Вот почему мы особо почитаем всех, кто остался верным Господу: святых жен-мироносиц, Иосифа и Никодима. Память их совершается во второе воскресение после Пасхи.

Пособие по катехизации для детей младшего школьного возраста.
Санкт-Петербургское христианское просветительское общество «Кредо». 2002

Упал снаряд, и совершилось чудо

Упал снаряд, и совершилось чудо:
На опаленной порохом стене
Возник в дыму неведомо откуда
Святой Георгий на лихом коне.

От сотрясенья обнажилась фреска,
Упала штукатурка поздних лет, —
И он возник — торжественно и дерзко,
Как древний знак сражений и побед.

В сиянии возвышенного лика
Простер десницу грозную свою,
И острая карающая пика
Пронзила ядовитую змею.

А пулемет стучал в старинном храме,
И ладил ленту молодой солдат,
И трепетало яростное пламя,
И отступал безбожный супостат.

Анатолий Жигулин
1976

Пасха Священная

Вот они – святые дни
Светлыя седмицы…
Все какие у людей
Радостные лица.

Все так радостно глядят,
Все как будто братья,
С поцелуями спешат
Вас принять в объятья.

И слова «Христос воскрес!»
С наших уст не сходят,
И везде колокола
Эту весть разносят.

Божий храм народа полн,
Слышны песнопенья,
Как прилив на море волн,
В славу Воскресенья.

Вся природа в эти дни,
Сняв зимы оковы,
Вновь цветной убор весны
Одевать готова.

Взглянешь на небо — и там
Солнышко играет,
А в воздушной синеве
Пташка распевает.

Всюду ныне радость, мир,
Все так полно ласки,
Всюду людям светлый пир
В дни священной Пасхи.

Иеродиакон Евфимий
Гефсиманский скит

О храме

Здесь все дивное, здесь все нравится,
Здесь так вольно дышит душа!
Необъятное начинается…
С Богом жизнь до чего хороша!

Здесь на Пасху душа трепещет
Благодатным живым огнем.
Не смолкает как колокол вещий
Все о Нем, о Нем, о Нем!

Ольга Рябова
1960 г.

СКАЗКА-ЛОЖЬ…

«Братец мой, послушайся меня,
не печаль сегодняшнего дня,
ты не пей из лужицы, родной.
Скоро, скоро добредем домой».

«Ты не трогай лужицы, дружок —
в голове прорежется рожок,
на ногах появятся копытца…
Ты не вздумай из нее напиться».

… Зноен воздух, солнце высоко,
да идти до дома далеко.
Надо обязательно дойти!
Как-нибудь соблазны обойти,

Трудности осилить, но пока
Не видать живого родника…
Ложною водой нечистоты
По пути готов напиться ты,

И манит из лужи ложный свет.
Но какой ты в сердце дашь ответ?
Коль любая капля дорога —
Обретешь копыта и рога.

Совесть, наша верная сестрица,
Не дает гнилой воды напиться.
Но упрямо тянемся мы к лужам —
Кроткий нам совет не нужен.

От нее мы прячемся, таимся,
Слов ее, последствий не боимся.
И судьбу мы выбираем сами,
Примирясь с рогами и хвостами.

Если сила Духа высока,
То ищи живого родника.
Губы пересохнут, но дойди,
Претерпевши жажду, припади.

Той живою влагой навсегда
Чудом отодвинется беда,
И наполнит капелька одна
Незнакомой радостью до дна.

Надежда Ломова

Христос Воскресе!

Свершилось чудо! Гроб пустой –
И погребенного не видно:
Христос воскрес! Обет Он Свой
Исполнил — и исполнил дивно.
Из мертвых в третий день восстал
И смертью смерть попрал,
И находящимся во гробе
Живот Он вечный даровал.
Христос воскрес! Все говорят
От Магдалины до Фомы,
Сердца восторгом их горят,
Христос воскрес, – речем и мы.
Явился Бог ученикам,
Дал язвы осязать.
Пошли же, Господи, и нам
Воскресшего Тебя познать.

А. Величков

Воскресение Иисуса Христа

По прошествии субботы, ночью , на третий день после Своих страданий и смерти Господь Иисус Христос ожил, то есть воскрес из мертвых. Тело Его человеческое преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел ангел Господень. Он приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.

В это время подошли ко гробу женщины чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении. Они увидели камень отваленный от гроба и ангела, сидящего на камне. Ангел сказад им: «Не бойтесь: ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он вскрес, как сказал, еще будучи с вами.»

Тогда женщины вспомнили слова Господа. Вышедши они со страхом и великой радостью пошли возвестить ученикам его.

Великое событие — Светлое Христово Воскресение — празднуется Святой Православной Церковью как самый величайший из всех праздников. Праздник этот называется еще Пасхою, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти к жизни и от земли к небу.

«Закон Божий»
Издательство во имя св. князя Александра Невского
Нижний Новгород, 2004

Всё замерло в святом благоговеньи

Всё замерло в святом благоговеньи,
Течёт спокойно лишь молитвы звук;
Благая весть Христова Воскресенья
Освящена воспоминаньем мук.

О, сколько претерпел за нас Спаситель,
Все беззакония покрыв любовью,
Чтоб отворить нам Райскую Обитель
Омыв грехи Божественною Кровью!..

Ирина С.

21 апреля — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Иисус Христос и Его ученики направлялись к Иерусалиму. Когда они подошли к горе Елеонской, Спаситель послал двух учеников в селение, находившееся прямо перед ними.

Господь сказал этим ученикам: «Когда вы войдете в селение, то найдете там привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился. Отвязав его, приведите ко Мне. И если кто скажет вам: «Что вы делаете? – отвечайте, что он надобен Господу. И вам его тотчас отдадут».

Ученики привели осленка к Иисусу Христу и возложили на него одежды свои. Господь сел на ослика. И когда он въезжал в Иерусалим, многие постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и устилали ими Его путь. И дети, бывшие там, кричали, восхваляя Его

И те, кто шел впереди, и сопровождавшие Его восклицали: «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! Осанна в вышних!».

Весь народ Иерусалима был взволнован, когда Иисус Христос вошел в город. Многие слышали, что Господь воскресил Лазаря от смерти. Множество людей уверовали во Иисуса Христа, поэтому первосвященники задумали предать Его и друга Его Лазаря смерти. Некоторые из стоящих спрашивали: «Кто это». А другие отвечали им: «Сей есть Иисус, пророк из Назарета Галилейского».

В Вербное Воскресение в храмах мы приветствуем Господа веточками вербы, словно пальмовыми, которыми приветствовали Его в далекой Палестине, и поем такие же слова, которыми восхваляли Его люди в тот день: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!». После пения священник благословляет и окропляет святой водой веточки, которые мы держим в руках. Мы берем их домой и помещаем рядом с иконами, принося с ними благословение праздника Входа Господня в Иерусалим нашему дому на все времена года.

Пособие по катехизации для детей
младшего школьного возраста. 2002

20 апреля — Суббота святого и праведного Лазаря (Воскрешение праведного Лазаря)

Мария и Марфа были очень огорчены: тяжело забо­лел их брат. Он жил вместе с сестрами в Вифании и был добрым другом Спасителя. Сестры послали со­общить Ему: «Господи! Вот, кого Ты любишь, бо­лен». Спаситель говорит своим ученикам: «Пой­дем опять в Иудею». Ученики попытались отгово­рить Его, сказав: «Равви! Давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» Иисус Христос сказал: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его». Ученики Его сказали: «Господи! если уснул, то выздоровеет». Спаситель говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Он сказал им прямо: «Лазарь умер. И радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали. Но пойдем к нему». Тогда апостол Фома, прозванный Близнецом, ска­зал другим ученикам: «Пойдем и мы умрем с Ним». Фома думал, что враги Христа попытаются убить Его. Когда Спаситель с учениками пришли в Вифанию, то оказалось, что Лазарь уже четыре дня во гробе.

Марфа сказала Иисусу Христу: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, чего Ты ни попросишь у Бога, все даст Тебе Бог». Спаситель говорит ей: «Воскреснет брат твой». Марфа сказала Ему: «Знаю, что воскреснет в вос­кресение, в последний день». Она сослалась на все­общее воскресение из мертвых при конце мира. Но Господь ска­зал ей: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? «Марфа ответила Ему: «Так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».

Сказав это, она пошла и позвала Марию. Мария поспешно встала и пошла к Нему. Иудеи, которые были в доме и утешали сестер, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла ко гробу — плакать там. Мария же, придя туда, где был Иисус Христос, пала к ногам Его и сказала Ему: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой».

Когда Иисус Христос увидел плачущую Марию и пришедших с нею иудеев, тоже плачущих,  то прослезился. Некоторые их иудеев, увидев это, про­изнесли: «Посмотрите, как Он любил Лазаря». Господь говорит: «Отнимите камень». И отняли камень от пещеры, где лежал умерший.

Иисус Христос воззвал громким го­лосом: «Лазарь! иди вон». И вышел умерший, обви­тый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Господь говорит им: «Развяжите его, пусть идет». Тогда многие из иудеев, видевших, что сотворил Иисус Христос, уверовали в Него.

Пособие по катехизации для детей
среднего школьного возраста. 2002

Истории для детей из Египта и с Синайских гор

Написанные отцом Александром со святой горы Афон.

Я особенно люблю бедуинских детей:
они простодушны и счастливы каждому малейшему подарку.

 

Утром золотое сияющее солнце осветило горы. Мы отправились прогуляться с детьми. Они показывали мне окрестности. Под большим раскидистым деревом у них было место для игр. Дети хотели показать мне, как испечь хлеб. Конечно, это была просто невинная игра, и хлеб был не настоящий. Он был приготовлен из песка и глины.

Здесь была небольшая печь и огонь. Маленький глиняный «каравай» осторожно помещали в «печь» для «выпечки». Никто не сомневался в реальности происходящего. Для детей это была настоящая церемония, и естественно, они ожидали похвалы.

Я сказал: «Что за дивный аромат у этого хлеба! Как вкусно! Можно еще кусочек?»

Как они веселились! Дети были так счастливы. Затем они показали мне окрестные скалы и места на горе, где они находили драгоценные камни. Там, на Синае можно найти кристаллы, прозрачные, как горный родник, или дымчатые топазы. Мы нашли шесть или семь маленьких камешков, и я был благодарен детям. Конечно, я дал им приготовленные для них подарки.

Тогда они показали мне главную достопримечательность Римхана – древний круглый дом с овальной стеной вокруг   него.   В   нем   сохранились   остатки   трех   комнат.   Этот  дом связан   с  удивительной   историей   об  отшельнике  Римхана  Святом Георгии.

Он жил в седьмом столетии нашей эры. У него в жизни была мечта, единственное желание — хоть однажды почтить Святой Гроб Господень. Господь даровал ему эту милость, он исполнил желание отшельника очень необычным способом. Отшельник был перенесен, подобно пророку Аввакуму[i], к месту святыни.

Патриарх встретил его в церкви, спросил очень ласково: «Откуда ты, отец? Я никогда не видел тебя прежде».

Он скромно ответил: «Я отшельник Георгий с Синая, из горной долины Римхан».

Патриарх пригласил Георгия отобедать с ним, но после святой литургии отшельник исчез. Святой Георгий обнаружил себя вновь в своем доме в Синайской пустыне. Мечта его жизни — поклониться Гробу Господню  —   исполнилась. Господ даровал ему эту милость.

[i] В книге Библии пророка Даниила имеется рассказ об Аввакуме, который был перенесен Ангелом Господним из земли Аравийской в Вавилон, чтобы дать еду пророку Даниилу, брошенному в ров со львами (Дан 14. 33-39)

Продолжение следует

Строительные блоки Великого поста

Особые молитвы, песнопения и богослужения Великого поста также можно уподобить «строительным блокам», которые служат новому устроению всей нашей жизни.

Пособие по катехизации детей
младшего школьного возраста.
С.-Петербургское ппросветительское общество «Кредо», 2002

Слово

 

В каждом сказанном нами слове исполняется великий дар речи. Божественный Сеятель заронил в нас бесценные зерна премудрости и силы запредельной высоты – зерно нашей веры, утверждающее нас в истине и истину в нас. Что изнесем мы из этого сокровища? На что употребим? Какой отклик получим? Во всем придется дать ответ.

Быва́йте же творцы̀ сло́ва, а̑ не то́чїю слы́шателїе, прельща́юще себѐ самхъ.

Бывайте же творцы слова, а не точию слышатели, прельщающе себе самех.

Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.

            Иак. 1:22

Школа церковнославянского языка и Псалтири
«Златарница»
Санкт-Петербург

Благовещение Пресвятой Богородицы

В Евангелии от Дуки приводится рассказ  о чудесном рождении Христа.

Архангел Гавриил был послан Богом в галилейский город Назарет к Деве Марии, которая жила в доме обрученного с ней плотника Иосифа. «Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Ангел возвестил Марии, что ей предназначено быть Матерью Спасителя мира.

Мария смутилась от слов ангела и думала: что значит это приветствие? Ангел же продолжал говорить Ей: «Не бойся Мария, ибо ты обрела благодать у Бога. И вот Ты родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца.

Мария в недоумении спросила ангела: «Как это будет, когда Я мужа не знаю?». Ангел ответил Ей, что все это совершится силою Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя: посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим».

Тогда Мария со смирением сказала: «Я – раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Праздник Благовещения – один из самых великих праздников. Слово благовещение означает: добрая, радостная весть, весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти.

Во дни Великого поста

Во дни Великого поста,
Во дни весны духовной обновленья,
Текут, текут из уст в уста:
«С постом приятным» поздравления!
Пост ни диета, ни обряд –
Душ омертвевших воскресение,
Возврат заблудших в Райский сад,
И снова с Богом примиренье!
Во дни Великого поста,
Во дни молитв и покаяния,
Склонив главы и преклонив колена у Креста
Андрея Критского Канон поется покаянный!
О, дни Великого поста!
То дни души преображения!
И Свет незримый от Христа!
И путь от смерти к Воскресению!

Терещенко Е.

Крест, который дал Ангел

«Слава, Господи, Кресту Твоему честному!»
Канон Кресту Господню

 

 

Во второй половине XVII века в Арзамасе жили братья Шаянские. Двое из них были купцы, а третий был человек Божий, кроткий, смиренный и благочестивый. Однажды Братья-купцы взяли его с собой на Макарьевскую ярмарку (около Макарьева Желтоводского монастыря, 110 верст от Арзамаса) . Чистое сердце благочестивого брата (имя его не известно) озарялось светом молитвы. Он все время проводил в монастыре. Лишь изредка доводилось ему ходить по берегу Волги.

Много разных судов стояли возле берега, и лишь одно из них отличалось присутствием на борту персиковых и лимонных деревьев и цветов. Богомолец входит на судно и видит: среди цветов печать нашей веры – честное древо Креста Господня. Шаянский почувствовал, как Крест покрывает его спасительной благодатью. Он становится на колени и молится. По окончании молитвы православный видит около себя старца, который спрашивает его о том – «Желает ли он приобрести этот крест?» Лицо верующего просияло светом. От радости он хотел тотчас бежать к друзьям за деньгами. Но старик сказал: «Крест ты возьми сейчас, а деньги принесешь после».

Вернувшись с деньгами на берег Шаянский не нашел ни лодки, ни старца. Как оказалось, никто никогда не видел ни старца, ни такой лодки. Тогда по размышлениям многие поняли, что здесь обнаружилось присутствие Истинного Света, –   видимо, это был Ангел Божий. Чтобы проверить это, опустили люди Божии древо чудодейственное в воды реки. Крест поплыл против течения и остановился перед христоносцем Шаянским. Тогда украсив себя Крестом, младший брат взял сокровище православное, дивное чудо – крест на свои плечи и понес его в Арзамас.

Послали за священником, так как распятие никак не входило в дом. Во время молебна люди видели Свет Любви, исходящий от Лика Спасителя. Тогда Святой Крест был перенесен в церковь.

Перед крестом неугасимая лампада; но и само распятие временами излучает яркий свет так, что и ночью можно различать лики на иконах.

***

Весна 1883 года. В городе Арзамас Нижегородской губернии уже давно полыхает пожар, в пламени которого уже сгорело более пятидесяти домов. Огненная стена уже у самых врат Ильинской церкви. Священник отец Андрей в облачении молится в храме перед чудотворным животворящим Крестом Господнем и просит на коленях о прекращении пожара. Затем он берет в руки ковчег с частью ризы Господней, из церкви выносится распятие. Жители Арзамаса становятся свидетелями чуда: огненная стихия, готовая поглотить новенькую деревянную сторожку и храм утихомирилась. Пламя исчезло.

Тогда был отслужен молебен Святому кресту – бесценному дару Господню.

Ручей с каменистым дном

Мальчик лет пяти-шести, гуляя с родителями по лесу, увидел чистый ручей. Он напился свежей воды, а потом – ради забавы – взял в руки веточку и принялся мутить воду в ручье. Дно ручья было землянистым, и поэтому на поверхность тотчас поднялся песок, опавшие листья и разный мусор. Некогда прозрачная вода стала непригодна для питья. Малышу быстро разонравилось смотреть в грязную воду ручейка. Он кинул туда веточку и побежал к маме.

А где-то высоко в горах другой мальчик так же забавлялся с горным ручейком. Он тоже хотел помутить воду веточкой. Но дно ручейка было каменистым, и он сломал веточку и побежал дальше, ничего не добившись. Поток был чист, как и прежде.

Подобно этому некоторые люди внешне кажутся добрыми и отзывчивыми, как чистый ручей. Но попробуй хоть нечаянно обидеть такого человека, и увидишь, как со дна всплывут самомнение, мелочность и гордыня и старые обиды, подобно тине и мусору в ручье лесном. Когда же человек постоянно поучается в Слове Божьем и о горнем помышляет, то постепенно пример смирения Христова закаляет добродетельного человека смирением и крепким терпением, о которое, как тростинки о камень, ломаются всякая человеческая злоба и неприязнь.