12 сентября – Перенесение мощей блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алекси́я (1724)

Слово о святом благоверном князе Александре Невском

 

Каждое время имеет свой духовный идеал, воплощенный  в конкретной личности — современной или исторической. На этот идеал ориентировалась молодежь, он считался олицетворением лучших мечтаний народа. Без идеала, понятного самому простому человеку, не может жить никакая нация, великая или малая, и не может достойным образом жить отдельный человек.

И наше Отечество всегда стремилось к идеалу. Но в отличие от Запада, где после Средних веков идеал святого и праведника постепенно начал вытесняться светским героем, русский народ веками хранил верность названному идеалу и потому чтимые в стране святые: кроткие отроки Борис и Глеб, мудрый Владимир — Красное солнышко, жертвенный митрополит Гермоген, исполненный утешительной любви к людям Серафим Саровский были теми образцами для подражания, которые формировали душу и сердце народные.

Св. Александр Невский занимал в этом сонме народных героев особое место. Разве мало было на Руси князей-воинов, отважных защитников Отечества, разве мало искусных дипломатов, принесших много пользы стране, разве мало было умелых и справедливых правителей, чьи имена надолго запечатлелись в народной памяти? Были все — и первые, и вторые, и третьи.

Однако народ своим сердцем выбрал того, в ком увидел вполне осуществленным свое идеальное представление о защитнике родной земли мечом и словом, о справедливом правителе и христианине на княжеском троне. Слившись вместе, эти представления создали образ благочестиваго князя, о котором пришлось вспомнить и в самую тяжкую годину последней войны.

А ведь князь прожил всего 44 года, короткую, по нашим понятиям, жизнь! Многие  уверены, что в эти годы еще многое впереди, еще столько предстоит сделать. А у св. Александра Невского в эти годы все уже было позади и его имя вошло в историю.

То далекое время кажется нам тяжелым, но не столь уж решающим для судьбы Отечества. Однако, на деле, в XIII веке решалось быть или не быть будущей России. В 1224 году русские потерпели страшное поражение на Калке, а через тринадцать лет, когда юному Александру минуло всего 18, войско Батыя обрушилось на Русь. «От множества воинов земля стонала» — кочевники никому не давали пощады. Через три года от цветущего государства остались лишь воспоминания, уцелел один Новгород. Ни прежде, ни потом не испытывал русский народ такого огромного по размерам бедствия.

С Запада ему тоже грозила беда — германцы продолжают теснить славян, навязывая им также чуждую веру. Опустошенная, раздробленная Русь вот-вот, казалось, падет и прекратит свое историческое бытие, блеснув яркой кометой на европейском горизонте. Но когда монголы готовятся уничтожить южно-русские княжества, приходит первый для русского оружия успех — одержана победа на Неве. «Римляне побеждены и посрамлены», радостно восклицали новгородцы, поняв, что дан первый отпор грозному «Дранг нах Остен». Затем последовало Ледовое побоище, задержавшее на века германское продвижение на Восток и оградившее наше Отечество от порабощения Западом.

Будущий святой шел на бой, потому что любовь к земле предков, своего народа была для него святой и великой. Ради этой любви и в соответствии с Евангелием князь избрал и другой путь — путь мирный, путь смирения перед страшным врагом с Востока — монголами, ибо не было тогда у опустошенной и разоренной страны возможности противостоять этой силе. И он едет в ставку Батыя, а затем дважды «избави ради христиан»— в далекие монгольские степи.

Хотя велики и достославны заслуги князя Александра как защитника Руси от ее врагов, Церковь наша прославила князя и за другое — за его смирение перед Всевышним, кроткое служение ближ-ним, милостивую помощь, оказанную народу в дни многочисленных испытаний и бедствий.

«Был он иеролюбец и мнихолюбец (монахолюбец), и нищих любил, а митрополита и епископов чтил и слушал их, как Самого Христа»— пишет летописец. «Как отец заботился он о народе…» Казну князь щедро расточал на выкуп пленных, которых татары толпами уводили в Орду. «Князь благ в странах, не сбирая богатства и не презря кровь праведнику, сироте и вдовице вправу судя, милостолюбец, и не златолюбец, благ домочадец своим…». В этих летописных словах раскрыта доброта князя, запомнившаяся народу. А как много было в те тяжелые времена на Руси сирот и вдов! Только Церковь, да княжеская власть были им ощутимой поддержкой. Из своей казны, истощенной походами, Александр уделял часть нуждающимся, пресекая одновременно притеснение их и лихоимство.

Будучи верным сыном Православной Церкви, Александр резко отверг притязания папы и римских миссионеров —«в вашем учении не нуждаемся и не примем его», хотя велик был соблазн ценой уступок в вере замириться с немцами и получить от них какую-то помощь для борьбы на Востоке.

Для вас он также — святой покровитель города и края. Здесь, почти с самого основания города, почивают его святые мощи; здесь стоит лавра его имени, в которой этим летом торжественно праздновался юбилей Невской битвы. Некогда, 12 сентября, день перенесения мощей в Санкт-Петербург, отмечался грандиозным крестным ходом от Исаакиевского собора по Невскому к лавре. Во время его раздавались чудесные звуки акафистного пения:

«Радуйся, о благе народа усердно в житии своем пекийся!
Радуйся, всем нам образе вернаго Богу служения!»

В этих словах в сжатом виде заключается смысл жизни и подвига житейского святого благоверного великого князя Александра Невского.

 

В.В. Антонов
Санкт-Петербургские Епархиальные ведомости
1-2/1990

28 августа – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Пресвятая Матерь Божия после Вознесения Иисуса Христа жила на земле еще несколько лет одни христианские историки говорят —10 лет, а другие — 22 года. Апостол Иоанн Богослов по завещанию Господа Иисуса Христа принял Ее к себе в дом и с великой любовью заботился о Ней, как родной сын, до самой Ее кончины. Пресвятая Матерь Божия стала для всех учеников Христовых общею Матерью. Они вместе с Нею молились и с великою радостью и утешением слушали Ее поучительные беседы о Спасителе. Когда вера христианская распространилась в других странах, то многие христиане приходили из дальних стран увидеть и послушать Ее.

Живя в Иерусалиме, Матерь Божия любила посещать те места, на которых часто бывал Спаситель, где Он пострадал, умер, воскрес и вознесся на небо. Она молилась на этих местах: плакала, вспоминая о страданиях Спасителя, и радовалась на месте воскресения и вознесения Его. Она часто молилась и о том, чтобы Христос скорее взял Ее к Себе на небо.

Однажды, когда Пресвятая Мария так молилась на горе Елеонской, явился Ей архангел Гавриил, с райскою финиковою ветвью в руках, и сказал Ей радостную весть, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе. Пресвятая Богоматерь несказанно обрадовалась этой вести. Она рассказала о ней нареченному сыну Своему, Иоанну, и стала готовиться к Своей кончине. Прочих апостолов в то время не было в Иерусалиме, они разошлись по другим странам проповедовать о Спасителе. Богоматерь желала проститься с ними, и вот Господь чудесным образом собрал всех апостолов к Ней, кроме Фомы, перенесши их Своею всемогущею силою. Горестно было им лишиться Госпожи и общей Матери своей, когда они узнали, для чего Бог собрал их. Но Божия Матерь утешала их, обещая не оставлять их и всех христиан после Своей смерти, всегда молиться о них. Потом всех их благословила.

В час кончины необыкновенный свет осиял комнату, где лежала Божия Матерь; Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее пречистую душу.

Апостолы похоронили пречистое тело Божией Матери, по Ее желанию, в саду Гефсиманском, в пещере, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа. При погребении совершилось много чудес. От прикосновения к одру Божией Матери слепые прозревали, бесы изгонялись и всякая болезнь исцелялась. Множество народа следовало за Ее пречистым телом. Иудейские священники и начальники старались разогнать это святое шествие, но Господь невидимо охранял. Один иудейский священник, по имени Афоний, подбежал и схватился за одр, на котором несли тело Божией Матери, чтобы опрокинуть его. Но невидимый ангел отрубил ему обе руки. Афоний, пораженный таким страшным чудом, тут же раскаялся, и апостол Петр исцелил его.

Через три дня после погребения Божией Матери прибыл в Иерусалим и отсутствовавший апостол Фома. Он был очень опечален, что не попрощался с Божией Матерью, и всею душою желал поклониться Ее пречистому телу. Апостолы, сжалившись над ним, решили пойти и отвалить камень от могильной пещеры, чтобы дать ему возможность проститься с телом Божией Матери. Но когда открыли пещеру, то не нашли в ней пресвятого Ее тела, а только одни погребальные пелены. Изумленные апостолы возвратились все вместе в дом и молились Богу, чтобы Он открыл им, что стало с телом Божией Матери. Вечером, по окончании трапезы, во время молитвы они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, апостолы увидели в воздухе Божию Матерь, окруженную ангелами, в сиянии небесной славы.

 

“Закон Божий”
Издательство Братства во имя св. князя
Александра Невского
Нижний Новгород
2004

СВЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ

Уж как в нашем приходе
Много деревень.
Еще первая деревня – Глебово,
А там праздник – Егорьев день.
Еще другая деревня – Хапово,
А праздник там – Владимирская.
Еще третья деревня – Бурдово,
А праздничек там – Ильин день.
Еще четвертая деревня – Село,
А и праздничек там – Смоленская.
Уж как пятая деревня – Шаблово,
А и праздничек там – Афанасьев день.
то шестая деревня – Крутец,
А и праздничек там – Фролов день.
А седьмая деревня – Зеленино,
А и праздничек там – Госпожин день.
Еще восьмая деревня – Лучкино,
А и праздничек там – Фролов день.
Еще девятая деревня – Овсяниково.
Еще десятая – Мучирино…
Еще есть там Петровка,
А и праздничек там – Ильин день.
А еще есть деревня – Давыдово,
А и праздничек там – Фролов день.
И еще Плетешево, Щербетниково,
А и праздничек там – Ильин день.
И еще есть деревня Кнегинино,
А и праздничек там – Тихвинская.
И еще есть деревня Акатово,
А и праздничек там – тоже Тихвинская.
И еще есть деревня Денюгино,
А и праздничек будет Казанская.
И еще есть деревня Жуково,
А и праздничек будет Казанская.
И еще есть деревня Дербино,
А и праздничек будет там Покров.

Ефим Честняков (1874-1961)

Я верую!

Я верую! И солнце ярче светит,
Я слышу нашего собора благовест.
Я знаю, что благословенны дети,
И я целую свой нательный крест.

 

 

Николай Корсаков,
участник конкурса во имя святого апостола Андрея Первозванного,
воскресная школа при Александро Невской Лавре.

ОБИДА

Меня укусила обида – змея.
В сердце она укусила.
Душа неспокойная нынче моя.
Уходит душевная сила.

С Тобой, мой Господь, посижу в тишине
И сердце Тебе открою,
И боль эта сразу покажется мне
Надуманною и пустою.

Лишь только на миг, Господь мой, Твой взгляд,
И обида, как снег, растает.
Понятно, откуда змеиный тот яд:
Смирения мне не хватает.

Не радуйтесь, бесы, я не умру,
И ад меня не получит.
Я с Господом встречусь вновь по утру,
Я с Ним нас никто не разлучит.

Лазаревич Л.И.

12 Июля – День Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

ДИВНАЯ ДВОИЦА

 

акой же похвальный венец сплетем мы из своих немудрых слов для первоверховных апостолов, когда Святая Церковь так прекрасно воспела их подвиги в своих песнопениях и святые витии, церковные пастыри и учители превознесли их похвалами? Разве укажем на их достоподражаемые душевные свойства и хотя на некоторые, более выдающиеся их деяния, чтобы воспользовать свои души воспоминанием и представлением их богоподобных качеств и великих деяний, и вместе, чтобы исполниться глубоких чувств благодарности, любви и благоговения к ним.

Какие же душевные качества и добродетели имели святые апостолы Петр и Павел, преимущественно по принятии ими даров Святого Духа, ибо прежде и они имели некоторые немощи?

Укажу на один пример простоты нрава и прямой и живой веры апостола Петра. Когда современники Господа Иисуса Христа думали о Нем различно и не веровали в Него как в Сына Божия: одни думали, что Он Иоанн Креститель, а другие, что Он Илия пророк, третьи, что Он Иеремия, или который-либо из древних пророков, воскресший из мертвых, — апостол Петр на вопрос Иисуса Христа ученикам: за кого почитаете Меня вы? — прямо отвечал: Ты ecu Христос, Сын Бога Живаго (ср.: Мф. 16, 15, 16). И эта вера в Петре была так искренна и тверда еще до обновления Духом Святым, что Господь назвал его блаженным: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф. 16, 17). А это значит, что Петр достоин был такого откровения Отца Небесного о Сыне Своем за свою простоту, чуждую всякого лукавства и сомнения.

Потому-то Иисус Христос, продолжая Свою речь Петру, называет его этим новым именем, то есть Петр, что значит «камень», предвидя его твердую веру и твердое исповедание его Сыном Божиим до последнего издыхания, и обещает на сем камени, то есть на твердом исповедании Христа Богом, создать Церковь Свою или общество верующих в Него, которого не одолеют и все силы ада, и дать ключи Царства Небесного — отворять и затворять его для людей (см.: Мф. 16, 18-19), ибо вере все возможно: она ключ к Небесному Царствию. — Апостол Петр оправдал вполне доверие своего божественного Учителя: имевши только раз слабость отречься от своего Господа в тесных обстоятельствах, он до конца жизни своей остался верен призвавшему его Господу, и веру и апостольские подвиги свои запечатлел смертью мученика: он распят был на кресте вниз головою.

Что же касается Савла, бывшего прежде хульника, гонителя и досадителя христианской веры, учения и учеников Христовых, — Савла, — впоследствии переименовавшегося Павлом, то по чудесном явлении ему Иисуса Христа с небеси на пути в Дамаск он совершенно переменился в своих мыслях, намерениях, в сердце, в жизни: чрез три дня после этого он уже открыто перед всеми иудеями и язычниками исповедовал Иисуса Христа Сыном Божиим, чем нажил себе между ними повсюду злейших врагов, многократно покушавшихся убить его. Его вера в Господа была так тверда, что этой верой он совершил множество чудес, открыто и небоязненно исповедовал нее пред всеми, ради ее перенес бесчисленные труды, претерпел бесчисленные гонения, темницы, скорби, побои, сечения, наконец, мечное усечение. Вот что он пишет сам о себе во Втором послании или письме своем к жителям города Коринфа, обращенным от него в веру Христову: я гораздо более (прочих апостолов) был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в трудах и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? (2 Кор. 11, 23-29.)

Таковы черты высокого характера Павлова: таковы его искушения, борения, подвиги! Что было причиною их? Горячая любовь к Богу и к людям.

Ко всему сказанному прибавлю, что апостолы имели ум Христов, сердце Христово, уста Христовы; они весь мир просветили учением своим и все концы земли привели ко Христу; они исторгли из уст диавола бесчисленные души человеческие, как добычу бесценную; иссушили солено-горькое море страстей и пороков; внесли в мир просвещение, возрождение, обновление; они благоустроили Церковь; учредили Богослужение и Таинства, коими теперь пользуемся мы к нашему очищению, освящению, утешению и спасению; их писаниями богодухновенными мы доселе непрестанно поучаемся, утешаемся, утверждаемся; их молитвами стоим в вере и благочестии; они уврачевали недуговавшее тлением человечество, научили его презирать тленное и стремиться к нетленному.

Будем назидаться, братия мои, столь славным примером апостолов: их верою, упованием, любовью, чистотою, кротостью, смирением, терпением, преданностью воле Божией, — самоотвержением, воздержанием, нестяжанием, мужеством, проникаться и оживляться их духом.

 

Св. прав. Иоанн Кронштадский,
Слово на день святых славных и всехвальных и первоверховных апостолов Петра и Павла.
«Простое Евангельское слово» (Полный круг годичных поучений).
«Отчий дом», 2008.

Детская литургия

Известен достойный патерика замечательный рассказ архиепископа Михаила (Мудьюгина).

В голодные годы, чтобы прокормиться, семья Михаила была вынуждена уехать из города в деревню. Владыке 6 лет, будем так называть его даже в детстве. Лес был для него местом сердечной и сокровенной молитвы. Там, в лесу, он надевал что-то вроде облачения, а пень был чем-то вроде престола. Так вот у этого пня совершалась его детская литургия. И вот, в определенный момент своего богослужения, увлеченный молитвой, после какого-то возгласа вдруг слышит позади себя слаженное, произнесенное нараспев Аа-ми-нь. Это оказались женщины, которые пасли коров, он не видел, как они присоединились к его молитве. В этот вечер, да и в последующие, его семья была обеспечена молоком. Однако мать, узнав, что молоко приносили за молитву, запретила сыну молиться в лесу, полагая, что делает он это ради приношений.

Протоиерей Евгений Палюлин
Из воспоминаний об архиепископе Михаиле (Мудьюгине)

27 июня Собор всех святых

ВСЕМ СВЯТЫМ

О Святые! Как отрадно
У целебных ваших ног!
Здесь душе моей так сладко,
Нет ни скорби, ни тревог.
Сердце тайно торжествует,
Чувства мирно говорят,
Душу слава не волнует,
Страсти недуга молчат.
О Святые, научите,
Как мне Господа любить,
Тайно сердцу вы скажите,
Как Ему мне угодить.
Вы дорогу покажите,
Коей к Господу идут,
Вы смиренью научите,
Когда скорби здесь гнетут.
Укажите мне на меч,
Коим волю мне отсечь
И принесть себя на жертву,
Как вдовица Богу лепту.
Как бесплодная трава,
До сих пор я здесь жила,
Годы праздно проводила,
Грех слезами не омыла,
Ум кичит, воюют страсти,
От врага везде напасти,
И я пленница греха,
Я преступная раба.
Но у ваших ног взываю,
Слово уст вам открываю:
Не отвергните в сей раз
Моей веры теплой в вас.
Помолитесь в сей пещере
За грехи преступной дщери,
Дайте мне залог любви –
Вашей ангельской мольбы.
И я в путь залог бесценный
Понесу сей дар любви,
Чтоб сей факел драгоценный
Был хранителем души.

Монахиня Леонида Суражевская

Духовно-нравственные стихотворения
Собрание архимандрита Сергия Бирюкова, 1926
Издание Александро-Невской Лавры, 2013

День Святой Троицы

Троица

 

На иконах Святая Троица изображается в виде трех Ангелов у дуба Маврийского. У ног Их коленопреклоненный Авраам, что изображает величие стоящих пред ним. Книга Бытия говорит о предвечном совете Бога: « сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» – в этих и многих других  словах Священного Писания мы видим, что Бог-есть Троица единосущная и нераздельная.

Празднование Дня Святой Троицы или Пятидесятницы, как и праздник Пасхи, уходит своими корнями еще в ветхозаветные времена. На пятидесятый день после ветхозаветной Пасхи (дня исхода еврейского народа из Египта), у горы Синай, пророк Моисей дал своему народу Божий закон и основал ветхозаветное священство. Так этот день стал днем основания ветхозаветной Церкви. Когда Господь вознесся на Небо, апостолы возвратились в Иерусалим и стали ожидать исполнения слов Спасителя – сошествия на них Святого Духа, Который должен был дать им особую силу для проповеди Евангелия по всему миру.
В  пятидесятый день после Воскресения Христова слова Спасителя исполнились.  Божия Матерь и апостолы собрались, как обычно, в горнице для молитвы. В девятом часу утра послышался шум, похожий на шум сильного ветра, который наполнил собой весь дом. Вслед за шумом над головами апостолов и Божией Матери появились огненные языки, которые светились, но не жгли, – это был видимый знак того, что на них нисходит Дух Святой. Так совершилось крещение апостолов Святым Духом и огнем.
Необычный шум привлек всеобщее внимание, и скоро у дома собралась толпа паломников, прибывших на праздник в Иерусалим из многих стран. Апостолы вышли к ним и вдруг… начали говорить на разных языках. Каждый из пришедших услышал обращенные к нему слова на своем родном языке. Все удивлялись и изумлялись: “Разве эти люди родом не из Галилеи?” Ведь ни для кого не было секретом, что ученики Иисуса Христа были простыми, неучеными людьми. И вдруг все они стали говорить на разных языках, которым никогда прежде не учились и до этого дня не понимали!
Чудо пытались объяснить по-разному, пока апостол Петр неожиданно для самого себя не произнес первую в своей жизни проповедь. Он рассказал собравшимся об Иисусе Христе, Который проповедовал Свое Божественное учение, был распят и на третий день воскрес; о том, что сегодня Спаситель, как и обещал, послал с Неба Духа Святого, наделившего апостолов способностью говорить на разных языках.
Устами простого, неученого рыбака говорил Дух Святой, поэтому слова Петра так глубоко проникали в сердца слушавших его людей. После его проповеди около трех тысяч человек уверовали в Иисуса Христа и в тот же день приняли Святое Крещение.
Так было положено начало Христовой Церкви – образу Царствия Божия на земле, а сам день Сошествия Святого Духа на апостолов принято считать днем Рождения Церкви Христовой!     Будем же, дорогие дети, достойными и верными членами Церкви Православной. В  церковных таинствах черпать благодать Божию, которая изобильно изливается на каждого с верою прибегающего. А так же искренне любящими Бога и людей христианами.

 

Архимандрит Нектарий Головкин.

24 мая – День равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских

изнь и труды святых равноапостольных Кирилла и Мефодия имеют огромное значение для всех славян, и, конечно же, для нас русских православных людей. Благодаря этим двум братьям, мы имеем письменность, слушаем Евангелие и богослужение на родном языке. Для всех православных славянских народов память о Кирилле и Мефодии должна быть особенно священной.

Расскажу немного о детстве и юности святого равноапостольного Кирилла.

Недалеко от святой горы Афон находится город Солунь или Фессалоники, в котором между греками жило много славян. Кроме греческого языка, в них звучал славянский солунский диалект, на котором говорили окружающие Фессалоники племена: драговиты, сагудаты, ваюниты и смоляне и который лег в будущем в основу языка переводов Кирилла и Мефодия, а с ними и всего церковнославянского языка. Владели братья славянским языком как родным. В этом-то городе и жило благочестивое семейство Льва и Марии, оно было греческого происхождения. Лев занимал видное положение при правителе Фессалоники. У него было большое семейство, а из семерых его детей, с самого раннего детства, особенно замечательны были два сына: Константин 827 года рождения и Мефодий (Михаил в миру) 815 года рождения. Дед их был крупным вельможей в Константинополе. С ранних лет дети предпочитали чтение всякого рода играм и забавам. Семи лет Константин видел сон, который и заставил задуматься его родителей. Ребёнку приснилось, что правитель области собрал всех солунских девиц и заставил его выбрать себе в жёны одну из них. Он долго выбирал и выбор его пал на самую прекрасную, имя которой было София, что на греческом языке означает «мудрость». Значение сна не трудно было разгадать, и всею своею жизнью Константин доказал, что он остался верен выбранному им пути.

В школе он учился лучше всех и часто задавал своим учителям такие вопросы, на которые они даже не могли ответить. Скоро в Солуни мальчику нечего было делать, и он стал горячо молить Бога дать ему возможность научиться большему. И обстоятельства помогли ему в этом. Однажды родственник его отца, который находился в Царьграде при царском дворе, выхлопотал ему позволение учиться вместе с молодым императором Михаилом. С удивительным усердием изучал он разные науки. Превосходя других своими обширными познаниями и способностями, он мог бы возгордиться, но при всех своих достоинствах, оставался кротким и смиренным человеком. Собственное счастье его не интересовало, хотя мог легко достичь почестей и богатства. В числе его учителей были крупнейшие ученые того времени – будущий патриарх Фотий I и Лев Математик. Там он обучился геометрии, диалектике и всем философским наукам: риторике, арифметике, астрономии, музыке, и всем прочим эллинским искусствам. Впоследствии он овладел также арамейским языком и ивритом. По окончании учения, он отказался начать весьма перспективную светскую карьеру и поэтому был направлен по пути церковного служения.

24 мая, в день памяти Кирилла и Мефодия, в России и Болгарии совершается государственный праздник, и называется днём Славянской Культуры и Письменности.

 

Архимандрит Нектарий (Головкин)

2021 год 800-летия святого благоверного великого князя Александра Невского

Ярославич Александр – князь великий.
С юных лет силен и мудр, ясноликий,
Он за Родину, за мать – Русь святую
Собирал в походы рать золотую.

Пред сражением любым до заутра
Княжьим словом наставлял своим мудро.
Звал на мирные дела съединятся,
Сообща от силы зла защищаться.

Коли тёмну свою рать враг подвигнет,
От меча пусть своего да погибнет.
Чтобы в битве устоять, не сломиться –
Всем оружие ковать да молиться.

Он от Запада врага и с Востока
От Россиюшки прогнал светлоокой.
Православия закон храня свято,
Сокрушал с молитвой он супостата.

И в Орде в постыдный час не срамился,
Хоть пред ханом поневоле склонился.
Но не рабское то было служенье,
Знал: в смирении – России спасенье.

Да удача и печаль ходят рядом –
Был за твердость и удаль поен ядом.
И, почуяв худобу в себе остро,
Понял он свою судьбу, принял постриг.

Словно щит Руси он был и хранитель.
Стал он города Петра покровитель.
И в молитвенном служении строгом
Он в предстательстве за нас перед Богом.

Надежда Ломова

Старица

Расписная косынка,
Свет в глазах не померк,
Не старушка тростинка,
А брала Кёнигсберг.

Говорит: “Знаешь, сколько
В равелинах ребят,
И Серёжа, и Ольга,
И Егорыч лежат…

После минного взрыва
Меня вынес майор”,
И пошла горделиво
На обедню в притвор.

Память годы полощет,
Превращая в дымок
В этой яростной мощи
Всей Руси оселок.

Александр Орлов

Из воспоминаний монахини Софии:

Монахиня София (Екатерина Михайловна Ошарина)
1923-2008 гг.
Участвовала во взятии Кенигсберга (Калининград)

…Сколько наших солдат погибло!… Взяли Кенигсберг с Божией помощью.
Я сама видела, хотя наблюдала с некоторого отдаления. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали в облачениях с хоругвями и иконами. Вынесли Казанскую икону Божией Матери… А вокруг идет бой, солдаты (кто рядом был) посмеиваются: “Ну, батюшки пришли, теперь дело будет!” И только запели – стихло все. Стрельбу как отрезало. Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались… Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: “Оружие отказало”. Один знакомый офицер сказал тогда, что до молебна перед войсками священники молились и постились неделю.

ПАСХАЛЬНАЯ РУКАВИЦА

(Сказка-быль)

Федя любил слушать, как бабушка Ольга Константиновна рассказывала на Пасху историю о том, как однажды в Великую Субботу получила в подарок рукавицу. И не где-нибудь, а в Иерусалиме, в храме Гроба Господня, где воскрес Христос.

«Бабушка, откуда же она там взялась?» – допрашивал Федя бабулю. – А где вторая?» Ольга Константиновна, любовно называвшая найденную, а теперь  бережно хранимую ,  перчатку «рукавицей», словно та могла быть связана только «девицей» в русской  «светлице»,загадочно улыбалась. А потом рассказывала:

«А вот послушай  …В этот Великий день Ангел-хранитель Святой Кувуклии и храма Воскресения Господня  Феос  весь светился в ожидании  Благодатного Огня. Его храм был одним из тех  на Святой Земле, место для которых было выбрано не людьми, а только  Богом.

А может быть, размышлял он, место это выбрано было  на Предвечном Совете Пресвятой Троицей , когда было решено, что Христос  отдаст жизнь для исцеления людей, но чудно воскреснет… И ангел, вспоминая  «Троицу» Андрея Рублёва, каждую весну радовался и трепетал предстоящих событий . ..

Феос  любил необычайно  свою службу: каждую Пасху зажигать свечи Патриарха, молящегося в  часовне-Кувуклии. Старенький седенький Патриарх нравился ангелу, он жалел его, когда тот  вставал на колени и возносил молитву обо всех, о мире, о милости Божией .

Хранитель Кувуклии  знал, что у Патриарха  в этот момент карманы и душа были чисты, иначе ему, ангелу, Бог не позволил бы зажигать  свечи у священника в руках.  Лишь только звёздно-фиолетовые вспышки запляшут по куполу – Феос принимался за служение – тихо веял крылом над свечами Патриарха и те неожиданно вспыхивали   праздничным  и долгожданным светом…

Патриарх и на этот раз коснулся огнём бороды и лица – умылся благодатью – и подал  пучок горящих свечей  в заветное  окошко. Храм радостно и разноязычно запел  : «Христос Воскресе!»

Феос взмахнул крылами ещё и ещё раз, и много раз, и язычки Огня мгновенно разбежались по всему храму, стремясь поселиться на фитильке каждой свечки, проникнуть теплом в каждое сердце…

Ангел видел: пляшут мальчишки-арабы, чинно несут огонь батюшки, обнимаются и смеются женщины, на глазах выступают слёзы радости…  А что это за бабушка у колонны? Ах, она думает, что обожжёт огнём руки, ведь он действительно постепенно начинает жечь…»

«…Вот бы рукавичку!» – действительно подумала я. –  Ольга Константиновна кивнула на заветную перчатку. – Обернулась, смотрю: лежит рукавичка у колонны, как бы сверху откуда-то упавшая, и никто к ней не признался. Одела, так и держала в ней свечи до прихода домой… Так-то вот, как ангел-хранитель подарок подбросил…»

Федя потянулся, надел перчатку, и сказал: «Это, бабушка, точно твой размер, а мне до него ещё вырасти надо!» «С Божией помощью вырастешь, а главное, чтобы душа росла, солнышко моё!» И Ольга Константиновна погладила внука по голове…

 

Ольга Озерова

Студент

Иван Великодольский, студент духовной академии, шел все время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы и разгорелось от ветра лицо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, все сплошь утопало в холодной вечерней мгле.

Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая да­леко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали. Слышались мужские голоса; это здешние работники на реке пасли лошадей.

— Вот вам и зима пришла назад,— сказал студент, подходя к костру.— Здравствуйте!

Василиса вздрогнула, но тотчас же узнала его, улыбнулась приветливо.

— Не узнала, бог с тобой,— сказала она. — Богатым быть.

— Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол. Петр,— сказал студент, протягивая к огню руки.— Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!

 

Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул голо­вой и спросил:

— Небось была на двенадцати Евангелиях?

— Была,— ответила Василиса.

— Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иису­су: «С тобою я готов и в темницу и на смерть». А господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к пер­восвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед… Он страстно, без памяти любил Иисуса и теперь видел издали, как его били…

Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента.

— Пришли к первосвященнику,— продолжал он,— Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери… Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В Евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тиши­не едва слышатся глухие рыдания…

Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Васи­лиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль.

Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нем. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. И опять наступили потемки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра пасха.

Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, все, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…

Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра.

 

Отрывок из рассказа «Студент».
А.П. Чехов. Избранные сочинения.
Москва, «Художественная литература». 1988 г.

Как мама спасла Творожную Пасху и куличи

Сегодня мы с Вами окажемся в Волшебной стране, в которой не только  цветы умеют разговаривать, но и даже Пасхальные куличи, Пасхальные яйца  и Творожные Пасхи. Этим чудесам люди в этой стране  совершенно не удивляются. Пасха в этой стране самый любимый праздник. Поэтому мы предлагаем посетить эту Волшебную страну на Пасху.

Приближалась Пасха, все готовились к этому празднику. Дом творожной Пасхи стоял в центре розовой поляны, розовой поляну называли, потому что на ней росли только розы. Все вокруг было пропитано ароматом роз. Дом творожной Пасхи был небольшой, но очень уютный. Снаружи  по форме он напоминал творожную Пасху и был весь увит плетистыми розами. Внутри дом  был значительно больше, чем казался снаружи, в нем было десять комнат. Самая главная комната была десятая, именно здесь хранилось главное сокровище волшебная книга, в которой были записаны все известные рецепты Пасхальных  куличей и творожных Пасх, различные варианты окрашивания яиц,  которые готовили к Пасхе. Согласно древнему преданию, если эта книга пропадет перед Пасхой и ее не найдут до начала праздника, то люди навсегда забудут рецепты приготовления творожных Пасхи и куличей. Представьте себе, как будет выглядеть  Пасхальный стол без куличей и творожной Пасхи!

В одной из комнат у Творожной Пасхи была оранжерея, в которой росло много самых различных роз. Творожная Пасха очень любила розы и подолгу с ними разговаривала.

На розовой поляне она помогала розам справляться с крапивой. Творожной Пасхе как раз удалось выгнать крапиву с розовой поляны. Тогда крапива решила испортить праздник Пасхи. Растения крапивы решили украсть громадную волшебную книгу, где находятся все известные рецепты Пасхальных  куличей и творожных Пасх! Об их коварном плане никто не знал.

К творожной Пасхе пришли  в гости Пасхальное яйцо и кулич, они стали обсуждать подготовку к Пасхе.

Нам нужно покрасить больше тысячи Пасхальных яиц!заявило Пасхальное яйцо.

– Сначала мы должны испечь сто куличей! сказал кулич.

– А как же творожная Пасха?

Мы думаем, что Вы догадались, кто задал этот вопрос. Все стали спорить, что важнее в первую очередь приготовить на Пасху – пасхальные яйца, кулич или творожную Пасху. Вы как думаете, что самое главное на Пасху? Конечно же, смысл праздника – Воскресение Христа. Однако, конечно же, без Пасхальных яиц, куличей и творожной Пасхи  трудно представить праздничный стол на Пасху.

На розовой поляне в это время розы обсуждали цветочные украшения для Пасхи. Каждая роза считала, что именно она должна стать главным цветочным украшением к Пасхе.

Пока все спорили, никто не заметил, как десять крапив подошли к дому творожной Пасхи.

Самая главная и жгучая крапива решила пробраться в дом. Пасхальное яйцо, кулич и творожная Пасха по-прежнему спорили. Крапива аккуратно пролезла в десятую комнату, в центре комнаты лежала красивая книга, обложка которой, была обсыпана янтарем.

Вот она! с восторгом воскликнула крапива.

Книга оказалась очень тяжелой, она чуть не раздавила крапиву. Жгучая крапива вытолкнула книгу в окно, а затем сама вылезла. Десять крапив с трудом несли эту тяжелую книгу. На розовой поляне все продолжали спорить, поэтому никто не заметил крапиву. Теперь Вы понимаете, как плохо долго спорить и ругаться? Если бы каждый из спорщиков попробовал бы быть терпимее, то книгу не смогли бы украсть.

В это время мама Ольга готовилась к Пасхе. Она хотела приготовить творожную Пасху и куличи.

Я не могу вспомнить ни одного рецепта! ужаснулась мама.Как же я буду готовить?

Зазвенел звонок. Мама попросила открыть дверь своего сына Женю. Женя был рад, пришли  бабушка Рита и дедушка Коля. Мама вышла встречать гостей, однако она была очень расстроена.

Что случилось, Оля?спросила бабушка Рита.

Маргарита,  я забыла как готовить творожную Пасху и куличи !сказала мама.

Бабушка этому очень удивилась.

Сейчас я скажу тебе рецепт!сказала бабушка.

Вдруг Маргарита, королева кулинарии, поняла, что не может вспомнить, как готовить куличи!

Нужно посмотреть рецепты в книге!сказали бабушка Рита и дедушка Коля одновременно.

Женя открыл книгу Пасхальных блюд, кулинарных рецептов в книге не было, были только пустые страницы!

Все решили, что к завтрашнему дню, они попробуют вспомнить рецепты Пасхальных блюд, иначе праздник будет испорчен.

Мама проводила гостей, затем она решила навести в порядок в саду. Она вышла на улицу и вдруг вдалеке в крапивных зарослях она увидела необычное свечение. Это отражался янтарь, который был на обложке книги Пасхальных рецептов. Мама подошла к крапивным зарослям и увидела книгу Пасхальных рецептов!

Вот почему я не могла вспомнить, как приготовить Пасхальные блюда!догадалась мама.

Растения крапивы испугались, их поймали на месте преступления! Они попытались спрятать книгу. Тогда мама  вошла в жгучие заросли крапивы (крапива была такая жгучая!) и отобрала у них книгу.

Растениям крапивы  стало стыдно за свой поступок. Они вместе с мамой отправились к Творожной Пасхе. На розовой поляне розы прекратили свои споры, увидев маму с книгой.

– Вы все очень красивые! – сказала мама.

Розы с этим согласились и подумали, зачем они спорили столько времени!

Затем мама зашла в дом творожной Пасхи. Пасхальное яйцо, творожная Пасха и кулич с удивлением увидели в руках у нее книгу Пасхальных рецептов. Узнав о произошедшем, они решили больше не спорить. Все простили растения крапивы.

Наступила Пасха. Мама украсила Пасхальный стол. Зазвонил звонок. Женя открыл дверь, пришли бабушка Рита, дедушка Коля, тетя Оля, прабабушка Аня, бабушка Зоя, дедушка Витя,  брат Дима. Как хорошо когда все вместе празднуют Пасху!

– Христос Воскресе! – сказала мама.

 

Евгений Александрович Гладков
Ольга Викторовна Гладкова

Продавец газет

«Осторожно, двери закрываются, следующая станция Пушкинская», – голос в динамике замолчал, и поезд, мгновенно набрав скорость, нырнул в темный туннель. Паренек с тяжелой кипой газет в руках запрыгнул в  вагон в последний момент. Отдышавшись, он пошел вдоль вагона, монотонно повторяя: «Газеты, покупайте газеты, городские новости».

Мишка часто встречал этого парня на своей ветке метро.

Мишка метрополитен терпеть не мог. Он бы предпочел ездить в школу с водителем на отцовском «мерсе», но отец считал это баловством. Вот и приходилось ездить с одного конца города на другой в душной подземке.

С духотой Мишка еще мог мириться, но торговцы дешевой мелочевкой выводили его из себя. Он их терпеть не мог, считал неудачниками и тунеядцами. Особенно его раздражали попрошайки.

Читать далее “Продавец газет”

Часовня

«В праздник Троеручицы каждый год батюшка служит службу, около часовни[1] собираются все верующие… Если помнить, что у Бога все живы, то можно представить, сколько народа видимого и невидимого собирается на такую службу. Иные грустят, кто-то плачет, кто-то слушает церковное пение, смотрит на озеро, на летящих по небу цапель, на рыбака в лодке, проплывающие по небу облака и понимают, что вся эта красота – творение Божие… Чувство умиления, радости и покоя вызывает этот маленький храм на берегу озера».

Александра Голубева
Из сочинений детского конкурса имени
Святого Равноапостольного Андрея Первозванного
(Александро-Невская лавра)
2007 г.

[1] Часовня во имя иконы Божией Матери «Троеручица» в деревне Люговичи Лодейнопольского района.