ЖИВАЯ СВЕЧА

ПРИТЧА для взрослых и детей

 

Пришел боголюбивый человек в храм.
А свечу забыл купить.
Вспомнил, только когда вошел вглубь храма, где уже началась служба.
Что делать?..
Не возвращаться же к свечному ящику, чтобы не мешать людям молиться!
И решил он: буду тогда сам стоять вместо свечи!
И стоял. Всю службу — ровно, не шевелясь, только кланяясь иногда, горя молитвой, как никогда, ничем не отвлекаясь…
А когда выходил из храма, то вспомнил, что забыл поставить свечу. И вздохнул с сокрушением.
Он даже представить себе не мог, что никогда еще не ставил такой угодной Богу свечи!

 

 

Романенко Н.Г

О художнике Михаиле Нестерове

Художник Михаил Нестеров. Автопортрет.

Давным-давно, когда не то, что твои бабушка и дедушка не появились на свет, а еще и на целых сто лет раньше, в городе Уфе в купеческой семье родился мальчик. И был он такой больной и слабенький, что все вокруг решили: не жилец он. Позвали священника, чтобы успеть его окрестить. Потому что все знают: крещеный младенец станет ангелом, Богу служить будет.

Окрестили малыша и дали имя Мишенька – в честь архангела Михаила. Чтобы он там, на небе, приглядел за своим тезкой.

Лежит Мишенька, едва дышит, смерти ждет, а мама над ним плачет:

– Мишенька, ангел мой, не умирай…

Позвали бабушку-знахарку, пошептала она над мальчиком заговоры –не помогает.

– В печку его надо! Сказала она, – согреется – может болезнь из него и выйдет.

Затопили печку, устроили мальчика у огня. Плачет, покраснел весь. Но болезнь не вышла. Позвали тогда другую бабушку.

– Надо его на снег положить, – говорит, – болезнь и отстанет.

Бедного малыша вынесли на мороз и положили в сугроб.

А он уже и не плачет – сил нет, подумали умер.

Святитель Тихон Задонский

Тогда мама мальчика схватила его на руки, унесла в дом. Положила в кроватку под образами, положила на грудь иконку с изображением святого Тихона Задонского, который вместе с Сергием Радонежским пользовался в их семье особым почитанием и уважением. Сама стала рядом на колени и принялась молиться. И вдруг приметила, что задышал ребенок, а затем и вовсе очнулся.

С этого дня Миша на поправку пошел.

Вот такое чудо случилось с Мишей Нестеровым в начале его долгой жизни. Когда он подрос, мама много ему об этом рассказывала.

 

Видение отроку Варфоломею. Художник Михаил Нестеров.

 

Лисичка. Художник Михаил Нестеров.

 

Издательство «Белый город»
Серия «Сказки о художниках»

МАЛЫШАМ О БОГЕ

Бог – это Тот, Кто сотворил нашу землю и небо, деревья и цветы, птиц и зверей. Бог сотворил и нас, людей. Бог всем даёт жизнь: и жучкам, и рыбкам, и людям, и Ангелам.
У тебя есть имя. И папа, и мама, и твои друзья называют тебя по имени. У Бога тоже есть имя. Нашего Господа и Бога зовут Иисус Христос.
Хочешь узнать, что означает это имя?
Иисус значит Спаситель.
Христос значит Царь.
А имя Господь значит господин, владыка, самый главный.

 

Романенко Н.Г

8 октября — Преставление прп. Се́ргия, игумена Ра́донежского, всея России чудотворца (1392)

Преподобный Сергий Радонежский, пример послушания

Преподобный Сергий родился в 1314 году под Ростовом Великим. Во время крещения его нарекли именем Варфоломей. Когда отрок Варфоломей пошел в школу, учеба давалась ему весьма трудно. Даже младший брат Петр учился грамоте лучше. Раз отец послал Варфоломея в поле искать жеребят. И там под дубом встретил он старца-черноризца (монаха). Подойдя к нему он положил земной поклон и стоял молча, пока старец молился, а затем поделился с ним своим горем. Старец помолился еще и дал ему съесть кусочек святой просфоры, сказав: «Сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Святого Писания». Варфоломей пригласил монаха поужинать вместе со своей семьей. Перед ужином они отправились помолиться в часовню, и там монах попросил Варфоломея прочитать молитву. Мальчик тихо и сокрушенно произнес, что он не умеет читать. «Читай», — повторил монах. И отрок, открыв книгу, стал стройно и внятно читать псалмы.

Когда Варфоломею исполнилось четырнадцать лет, родители переехали в деревушку Радонеж под Москвой. Варфоломей стремился стать монахом, но старики-родители попросили его не оставлять их, пока они не умрут. Незадолго перед своей смертью Кирилл и Мария сами приняли пострижение и ушли в монастырь в Хотькове. Варфоломей был при них до самой их смерти, а затем с братом своим Стефаном построил в дремучем лесу на горе Маковце уединенную келейку, положив начало прославленному монастырю.

Жизнь в лесу была трудной, и Стефан ушел, а Варфоломей остался, постился и молился Богу. Через три года его постригли в монахи с именем Сергий. К Сергию однажды забрел медведь. Сергий поделился с ним хлебом, и с этого дня медведь стал часто к нему приходить.

Слух о подвизающемся отшельнике быстро распространился. К нему потянулись другие иноки и просили у Сергия разрешения разделить с ним монашескую жизнь. Сергию нравилась быть одному, но он согласился построить монастырь, увидев в этом волю Божию. Игуменом был избран монах Митрофаний, старик преклонных лет.

Но и после смерти Митрофания смиренный Сергий не хотел становиться игуменом, несмотря на настойчивые убеждения братии и епископа Афанасия. Только слова Афанасия «Возлюбленный! Ты все стяжал, а послушания не имеешь» обезоружили Сергия. Радостно приветствовала братия нового игумена, почтительно склонясь перед ним.

Преподобный Сергий часто мирил враждовавших, примирял русских князей, воевавших друг с другом. Когда татарский хан Мамай хотел захватить Русь, Сергий благословил войско, отправлявшееся на борьбу с захватчиками.

Благодаря усилиям учеников Преподобного Сергия строились все новые и новые монастыри, а вокруг них вырастали посады. Русская земля возрождалась и приходила в себя.

Преподобный Сергий умер 25 сентября (по старому стилю) 1392 года в возрасте 78 лет. Его мощи покоятся и поныне в Троице-Сергиевой Лавре. Каждый год 8 октября православные люди собираются в Сергиевом Посаде под Москвой, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Тысячи людей приезжают издалека, со всех концов земли, для того, чтобы помянуть преподобного Сергия, приложиться к его мощам и помолиться на месте его упокоения. Днем и ночью непрестанно читается акафист и поются молитвы, прославляющие преподобного Сергия в монастыре, который он основал.

Пособие по катехизации
для детей младшего
школьного возраста

Какие вы знаете праздники, посвященные Матери Божией?

Поставьте правильно названия Богородичных праздников к их описанию двигая названия праздников курсором мыши

Святое Евангелие

Вы помните, дорогие читатели, в одной из предыдущих глав мы говорили с вами о премудрой книге Божия мира? Каждый из нас призван читать и постигать ее чуть ли не с младенческих лет. Но есть и иная Божественная книга, она одна только по праву может быть названа Книгой книг, или Книгой вечной жизни. Это Новый Завет, в котором апостолы, ученики Господа Иисуса Христа, изложили деяния и заповеди своего Учителя. Говорят, что когда мы молимся, то беседуем с Богом, а когда читаем с благоговейным вниманием Новый Завет, то Сам Бог беседует с нами. Можно сказать: святые евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов запечатлели в четырех Евангелиях (а прочие апостолы — в других книгах Нового Завета) то, что Всемогущий и Премудрый Господь вещим перстом Своим написал в их чистых сердцах. Вот почему мы верим: Новый Завет — не простая, писанная людьми книга о возвышенных предметах, но Богодухновенная, которая совершенно точно и непогрешительно излагает все, относящееся к спасению рода человеческого Милосердным Искупителем.

У каждого из наших читателей есть конечно же любимые книги: исторические, о животных, приключения, сказки… Бывает, мы по нескольку раз перечитываем их, подолгу останавливаясь на отдельных, особенно близких нам страницах. Но рано или поздно приходит день, приходит час, и неизменный спутник нашего детства и отрочества обретает место на полке, разделяя участь большинства своих собратьев. Толстые и тонкие, в мягких и твердых обложках, книги смиренно стоят в едином ряду, месяцами, а то и годами дожидаясь, покуда хозяин соблаговолит извлечь счастливицу, некогда любимую книгу, и, лениво перелистав несколько страниц, поставит ее обратно.

Не такова судьба Евангелия: и отношение к нему иное, и обращаемся мы с ним по-особому. Хотите послушать, что свидетельствует Христос Спаситель о Слове Божием?

«.. .Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики…» (Ин. 8, 31), «Если… слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, ибудетвам» (Ин. 15, 7). «…Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). «…Не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12, 47). «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин. 8, 51).

Видите, друзья, что отношение к Слову Божию во многом определяет вечную участь человека? Принимающие Слово Господне и живущие сообразно написанному в Евангелии становятся учениками Христа Спасителя. Он входит с ними в таинственный и благодатный союз, исполняет их разумные прошения и наконец дарует им бессмертие, спасает. Отвергающий, не исполняющий заповеди Искупителя осуждается Словом и будет иметь в Нем Судью себе на Страшном Суде Божием. Если мы с почтительностью относимся к земным законам и боимся нарушать их, то с каким же трепетом подобает нам внимать заповедям Христа, слушать и читать Евангелие — закон, данный Богом, Царем и земли, и неба? Вот почему нужно стараться читать Евангелие ежедневно!

Особенно хорошо ложатся Евангельские слова на душу поутру, пока сердце чисто и не обременено никакими житейскими попечениями. Через внимательное чтение Нового Завета лик Христа запечатлевается на сердце. Заповеди Божий потому и называются животворящими, что исполнение их возрождает душу, насыщая ее силой добра и любви.

 

Протоиерей Артемий (Владимиров)
«Учебник жизни», издательство «Филарет» 2006

Откройся Богу

Бог с нами рядышком стоит
И в сердце пальчиком стучит.
Раскроем в сердце двери рая,
Жизнь во Христе воспринимая,
Дверь открывается внутри.
Войдет, ты только посмотри!
Жизнь во Христе, какое счастье!
И зло уходит, и ненастье
И станет легче жить, дышать,
Никто не станет нам мешать.

 

Архиепископ Питирим (Волочков)
«Духовный луг», 2018.

В кругу семьи

Поговорим сегодня о близких нам людях, о тех, кто нам бесконечно дорог, о друзьях наших и родных. Хорошо, чтобы дети нашли и разложили фотографии всех, кого нет рядом, а также снимки, запечатлевшие памятные и радостные события.

Фотографии могут помочь завязать разговор о людях, живо напомнив их лица. Кто они? Как их зовут? Что доброго и светлого вспоминается? До чего похожи все люди между собой и какая удивительная особинка и неповторимость живет в каждом. А сколько выплывает из памяти забавных и трогательных историй. «Нехорошо человеку быть одному», — разве не подтверждает вся наша жизнь эти слова? Сам Господь наш Иисус Христос вырос в семье, где любили Его и заботились о Нем. Важно всегда не забывать и заботиться о других людях. Мы ведь сотворены по образу Божию. Вспомните, что Сам Господь никогда никого не забывает и непрестанно заботится обо всех живых существах, сотворенных Им. На каждом Богослужении мы обязательно молимся о других людях. Обо всех, кто с нами на службе или же не может по сложившимся обстоятельствам присутствовать на ней: тех, кто находится в пути, изнемогает в трудах и заботах, о больных, о заключенных… Господь хочет, чтобы мы молились друг за друга и всегда помогали друг другу. Помним ли мы об этом?

Пособие по катехизации
для детей младшего школьного возраста

Из школьного сочинения 1971 года

Когда ваши бабушки и дедушки сами были детьми, они были свидетелями гонений на Православную Церковь. Они смогут вам рассказать, как  запрещались обучение религии подростков и их присутствие на богослужениях, благотворительность, какое сильное давление было на  верующих в школах, институтах и на работе, чтобы заставить их отказаться от веры в Иисуса Христа. Но, несмотря на все это, настоящие христиане жили, и продолжали любить Бога, Церковь. И смогли передать эту любовь следующему поколению.

Для вас отрывок из сочинения советского школьника 10-а класса школы № 18 города Ленинграда, написанное в 1971 году:

У меня бывает иногда странное чувство, когда я очень хочу, чтобы Бог был… Очень хотелось бы, чтобы власть над всем миром была в руках какого-то доброго, честного, пускай сверхъестественного существа… Я не знаю, существует Бог или нет, очевидно нет, если это доказано учеными, но я просто в восторге от церковных праздников, обрядов. Что может, например, сравниться с таким милым праздником, как Пасха… И еще, ведь гораздо красивее, просто даже нет никакого сравнения, церковного венчания и регистрации брака в Загсе.

Из отчета уполномоченного по делам религии за 1971 год
Жаринова Г.С.
Архив СПб Епархии

21 сентября — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ

 

Однажды в поздний час молился
В своей пещере Иоаким,
Пред ним во мгле ночной явился
Святой Архангел Серафим.
«Как воин, средь житейской битвы
Ты силы духа не терял,
Твои услышаны молитвы», –
Небесный гость ему сказал.
«Забудь все скорби и отсюда
Под мирный кров свой уходи,
Когда свершится Божье чудо,
Не унывай и с верой жди.
Господне слово неизменно,
Настанет день тот или ночь,
Когда на радость всей вселенной
Господь вам даст Святую Дочь.
Еще давно до дня рожденья
Для мира грешного она
На беспримерное служенье
Царем небес обречена».
Вдруг лучезарный небожитель
Взмахнул сверкающим крылом,
И старца грустная обитель
Вновь тонет в сумраке ночном.
Он вновь один в угрюмой келье,
Все та же мгла со всех сторон,
Но в сердце тайное веселье
Вдруг ощутил внезапно он.
Его надежда, что несмело
В душе лишь искренно жила,
Все осветила и согрела,
Как день весенний, расцвела.
Ему казалось: мгла полночи,
Сквозь сон лепечущий ручей,
Небес сияющие очи
Глядят приветней и ясней.
Весь мир казался в свете новом,
Как будто камень спал с души…
И снова он под мирным кровом
В уединеньи и тиши.
И вот настали дни иные
Для бедных старцев, наконец,
Над ними сжалился Творец, —
У них родилась дочь Мария.
Младенца чудного рожденье
Казалось старцам сладким сном,
Как будто райское виденье
Их осенило мирный дом.
Казалось, ангелы витали
Средь этой мирной тишины
И сердцу тайно навевали
Святые радостные сны.
Их жизнь была, как путь без цели,
Пуста, уныла и темна –
У этой детской колыбели
Вдруг изменилася она.
Заботы, горе и печали
Забыты скорби прежних дней,
Чредою быстрою бежали
Теперь их дни, зари ясней.
Все в доме старцев ликовало,
Конца, казалось, счастью нет,
Но время грустное настало
Исполнить тягостный обет.
Печально вновь из Назарета
Пришел блаженный Иоаким
С бесценной жертвою обета
В священный град Иерусалим.
Одеждой белою одета,
В венке цветов вокруг чела,
Пред храмом Дева Назарета
Обряда грустного ждала.
Вот слышно пенье за стенами…
С свечами тихо по двору
Шли девы стройною стопою,
Встречая новую сестру.
Они поют… Их голоса
Нежнее жаворонка трели
У врат обители звенели
И в высь неслися, в небеса.
«О, как возлюблены селенья
Твои, Всесильный щедрый Бог!
Горит душа от восхищенья,
Вступая в Твой Святой чертог.
И сердце радостью объято,
Ты всем защита и покров,
И бедной горлице крылатой
Дает приют Твоя любовь.
О, сколь душа моя блаженна,
Избрав жилищем Твой чертог,
Да будет в век благословенна
Твоя десница, щедрый Бог!»
Как в стае горлиц белоснежных
Меж дев Святая Дева шла,
Как ангел чистый, безмятежный
Она среди подруг была.
И гостью новую встречая,
В волнении архиерей,
Как бы того не замечая,
Вошел в Святых Святая с ней.
Мария юная отныне
Покинуть отчий дом должна
И здесь под сению святыни
Нашла приют себе она.

Из собрания «Духовно-нравственные стихотворения» (1926)
архимандрита Сергия Бирюкова для Нади Волковой.
подпись: «Для боголюбивых и пишется с любовью на долгую память,
особенно когда умру. Не забудь на проскомидии.
Александро-Невской Лавры духовник».
(Издание Александро-Невской Лавры 2013)

Храм — дом Божий

Посещение храма часто сравнивают с лечебницей, в которой исцеляются душевные недуги. Пребывание человека в храме можно сравнить с освежающим душем, когда незримым образом наша душа омывается благодатью Божией, щедро изливающейся на всех верующих людей, особенно во время спокойного пребывания на богослужениях.

 

«Добронравие для маленьких»
АНО «Семья России», 2016
ЦСИ «Отечестволюбие», 2016

МАМА

Чем мы можем отплатить, воздать маме за горящую свечу любви, пронесенную чрез все годы ее жизни? Эта любовь оберегала и сохраняла нас, когда мы были беззащитны и беспомощны; эта любовь подымала нас, когда мы падали, обольщаемые злыми помыслами; эта любовь обнадеживала и укрепляла нас, когда жизнь заходила в тупик и, казалось, уже не было выхода из запутанных обстоятельств. Чем воздадим матери за бессонные ночи, проведенные около нашей кроватки в борьбе с недугами и хворями, которые столь часто выпадают на долю детей?

Кто из нас по достоинству может оценить ежедневный кропотливый, продолжающийся из года в год, а вместе и столь незаметный труд матери по дому, по хозяйству? И все ради нашей пользы и нашего блага: лишь бы дети были сыты, чисты и опрятны, лишь бы их детство осталось самой счастливой порой жизни. А ведь многие матери при этом были поставлены в необходимость работать в течение почти всей недели — значит, и вставали намного раньше нас, и ложились позже, и при этом все успевали: и завтрак собрать, и постирать, и приготовить нам чистую одежду, дабы никто не назвал сына или дочку неряхой и замарашкой.

Чем же, повторю, воздадим этому бесконечно родному и близкому существу, которое мог нам даровать только Бог и которое мы именуем мамой? Как бы мне хотелось, друзья, чтобы ответ на этот вопрос был написан золотыми буквами в вашем сердце! Как бы я желал, чтобы эти буквы всегда ярко светились в вашем сознании, независимо от того, сколько вы будете идти по дороге земной жизни! Воздать маме мы не сможем достойно ничем, только благодарностью – никогда не оскудевающей, но возрастающей. Благодарностью, явленной и в словах, и делах, и в молитвах. Именно об этом говорит Господь в Своей библейской заповеди: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет и да долголетен будешь на земле».

 

Протоиерей Артемий (Владимиров)
«Учебник жизни», издательство «Филарет» 2006

12 сентября — День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского

Его имя стало символом России. Русский князь, православный христианин. Он умело защищал северо-западные рубежи от немецких и шведских рыцарей.  Перед отправлением в поход против шведов 20-летний Александр долго молился в Софийском соборе Новгорода. Выйдя из собора, он произнес слова, вошедшие в историю: «Аще Бог за нас, кто против нас? Не в силе Бог, а в правде». Он одержал победу над шведами на реке Неве.

Зимой 1242 года он одержал победу над тевтонскими рыцарями на Чудском озере. Эта битва вошла в историю как «Ледовое побоище».

Четырежды, смирив себя, ездил Александр Невский в Орду и четырежды возвращался. Он старался сделать все, чтобы обезопасить свои земли от набегов, ибо если татары шли войною, то оставляли после себя выжженную землю. Поэтому он уступал, ради сохранения Православной Руси.

В 1525 году Александр Невский был возведен на великокняжеский престол в Успенском соборе г. Владимира митрополитом Кириллом. Все силы и старания приложил Александр Ярославович для защиты Русской церкви и народа от жестоких поработителей.

Пятая поездка в Орду стала для князя самой тяжелой и последней. Хан целый год держал князя у себя  и отпустил, увидев, что Александр тяжело занемог. 14 ноября 1263 года он скончался в г. Городце на Волге. После торжественного отпевания в Успенском Владимирском соборе гроб с телом князя Александра был перенесен во Владимирский Богородице-Рождественский монастырь и предан земле.

Прошли века. Указом Петра I из г. Владимир мощи святого благоверного князя Александра Невского в 1724 году были перевезены в Санкт-Петербург и сейчас хранятся в Александро-Невской Лавре.

Иконы

Как часто,
глядя в лавочках иконных
на Спаса,
Богородицу,
святых, —
Написанных на образках
картонных,
Иль на иконах
в ризах золотых,

Зашепчем вдруг,
тихи и непритворны,
Мы: «Отче наш,
Иже еси на небесех…»
Все православные иконы —
чудотворны.
Лишь чудеса
заметны не от всех!

Евгений Санин

Зерна добромыслия

Я много страдал из-за того, что обижал в мыслях своего отца, и сейчас не могу себе этого простить. Мой отец был мирным, тихим и кротким человеком, и невероятно добрым. Он никогда не болел, потому что был всегда внутренне спокоен. На жизнь свою он смотрел, как на представление, никогда не обижался, был спокоен и умиротворен. Я был бы счастлив, если бы у меня были качества его характера.

 

 

 

Архимандрит Фаддей (Витовницкий)
«Зерна добромыслия»
Школа славянского языка и Псалтири «Златарница»
СПб. 2011.

Л — Людие

Когда сонм земных существ в безумии страстей и беззакония превратил прекрасную мать-землю в юдоль скорби и плача, Милосердный Отец, не желая смерти грешным своим созданиям, дал обещание:

вселю́сѧ въ ни́хъ и̑ похожд̀, и̑ б́д имъ б҃гъ, и̑ ті́и б́дтъ мнѣ̀ лю́дїе.

вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут мне людие.
Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
И от той поры, как приняли мы в свою жизнь Христа, жить по-людски значит жить по-христиански. Недаром на Руси говорилось: Бог найдет и в люди выведет.

19 агуста — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Шел уже последний год трехлетней проповеди Иисуса Христа. Приближаясь к вольным страданиям, ради нашего спасения, Господь наш Иисус Христос начал говорить ученикам, что ему надлежит идти в Иерусалим, пострадать за людей, умереть на кресте и третий день воскреснуть!  Слова Христовы сильно опечалили учеников Его. Заметив их скорбь и желая облегчить ее, а также, чтобы поддержать веру в учениках Своих, когда они увидят Его страдающим, Иисус Христос показал им Свою Божественную славу.

Незадолго до Своих страданий Он взял Петра, Иакова и Иоанна, и с ними взошел на высокую гору Фавор помолиться. Пока Спаситель молился, ученики от утомления заснули. Когда же проснулись, то увидели, что Иисус Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его стали белыми как снег, и блистающими, как свет. В это время явились к нему, во славе небесной, два пророка – Моисей и Илия, и беседовали с ним о страданиях и смерти, которые Ему надлежало претерпеть в Иерусалиме. Необычайная радость наполнила при этом сердца учеников. Когда же они увидели, что Моисей и Илия отходят от Иисуса Христа, Петр воскликнул: «Господи!, хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (палатки): одну Тебе, одну Моисею и одну Илии», — не зная, что сказать. Вдруг светлое облако осенило их, и они услышали из облака голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте!».

Ученики в страхе пали на землю. Иисус Христос подошел к ним, коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Ученики встали и увидели Христа в обыкновенном виде. Когда же они сходили с горы, Иисус повелел никому не рассказывать о том, что видели, пока он не воскреснет из мертвых.

Святая Церковь почитает этот день как один из великих двунадесятых праздников. Своим Преображением Спаситель показал нам, какая слава ждет праведников в будущей жизни, в Царствии Небесном, и как преобразится тогда весь наш земной мир.

16 августа — День пеподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147).

Святой Антоний Римлянин Новгородский чудотворец

Скалистый берег. Время к ночи.
Вечерний сумрак наступал,
Холодный ветер полуночи
Сердито море волновал.
Над морем низко мчались тучи,
И тени делались черней,
А ветер севера могучий
Гнал волны все сильней, сильней.
Чрез час темно, как ночью, стало,
В теснинах ветер завывал,
А море страшно бушевало
У грозных, голых, хмурых скал.
Там, где к волнам теснились горы,
Где шумный пенился прибой,
На плоском камне в эту пору
Стоял монах, за ним стеной
Немые скалы поднимались
В своей суровой наготе,
А перед камнем разбивались,
Сверкая пеной в темноте,
Громады-волны. Ветер злобно
Его одеждою играл
И брызгал пеною холодной
В лицо. Недвижим он стоял.
Как бы с мольбой воздеты руки,
И очи радостно горят,
Вот — вот сейчас, казалось, звуки
Хвалебной песни огласят
Пустынный берег и бесплодный,
Вершины грозных, хмурых скал
И гребни волн, — то преподобный
Антоний Римлянин стоял.
Он юношей еще оставил
Богатство в Риме и бежал
Для строгих иночества правил
В пустыню – славу здесь стяжал
Себе трудами и терпеньем
Меж иноков, что здесь нашел.
Потом, спасаясь от гоненья,
За стены этих скал ушел.
На камень стал и неустанно
В слезах молился целый год
И в то же время постоянно
О Боге размышлял. И вот
Перед его духовным оком
Лик Богоматери предстал,
В восторге сладостно высоком
Его Антоний созерцал.
И в этом чудном созерцаньи
Забыл он мир и дни невзгод,
Забыл прошедшее страданье,
Не видел бурь и непогод.
Все ближе, ближе подступали
К утесам волны, все сильней
Пред самым камнем бушевали,
И берег стал еще мрачней.
Уже одна волна сурово
Хлестнула пеной о гранит,
Затем отхлынула, и снова
Прибой по-прежнему шумит.
Но вот волна сильнее, выше
Несется к берегу, потом
Шумит пред камнем тише, тише.
Вот с тихим говором кругом
Гранит холодный обогнула,
Как будто с нежною мольбой
К нему так жадно вдруг прильнула
И… камень, поднятый волной,
Чуть-чуть заметно покачнула.
Антоний вздрогнул и сейчас
Как бы от забытья очнулся.
Тревожно он взглянул тотчас –
Вокруг кругом кипит пучина!
Пред ним теперь предстала вдруг
Злой бури страшная картина –
Понятен был его испуг.
И вот он с камня наклонился
И быстро трепетной рукой
За ветвь морской травы схватился,
Но, увлекаемый волной,
Гранит все плыл, и ветвь сорвалась
(Она нетленною, живой
Навеки, как была, осталась
В его обители святой).
Через минуту на просторе
Тяжелый камень быстро плыл,
И в светлом праведника взоре
Святой восторг написан был.
Теперь он видел, что трудами
Снискал у Бога благодать,
И не боялся над волнами
На камне трепетном стоять…
Как солнце среди мглы, блистая,
Пред ним на светлых облаках
Шла Богоматерь Пресвятая
С Младенцем вечным на руках.
И твердой веры в Бога полный
Он над пучиною стоит
И на бушующие волны
Без страха гибели глядит.
Две ночи и два дня чредою
Над морем с той поры прошло,
Как камень страшною волною
В него средь бури унесло.
Лазурь широкой, многоводной
Реки… По лону тихих вод
На камне с веткой преподобный
Против течения плывет.
По берегам виднелось поле,
Порой близ хижин рыбаков,
Где тощий скот бродил на воле
По кучам наносных песков.
А за полями темной тучей
До края голубых небес
По обе стороны дремучий
Стоял непроходимый лес.
Неумолкаемо плескались
У камня светлые струи,
Как бы играя и лаская,
С приветом мира и любви.
Вот вдаль дремучий лес умчался,
Исчезли белые пески,
Пред камнем город расстилался
По обе стороны реки.
До слуха ясно доносился
Сребристый звон колоколов,
И камень вдруг остановился
Ввиду черневших куполов,
Крестов на храмах, темных зданий,
Мерцавших кое-где огней.
Наутро люди всяких званий
Идут от старцев до детей
Взглянуть на дивного монаха,
Что приплыл ночью по реке
На камне с ветвию. Со страхом,
На непонятном языке,
Его толпою вопрошают
Об имени, отчизне… Он
Им ничего не отвечает,
Три дня в молчанье погружен.
В душе подвижник молит Бога
Открыть неведомый язык
(И в самом деле понемногу
К нему потом легко привык).
В четвертый — камень оставляет,
Приходит в город и …вдали
От неба юга вдруг встречает
Купца из греческой земли…
Словам давно знакомой речи
Внимает с радостию он,
И за приветствиями встречи
Вдруг узнает, что принесен
Во град России Православной –
Великий Новгород, что князь
Мстислав в нем правит мудро, славно
На страх врагам. С купцом простясь,
Пошел Антоний, поклонился
Мощам Софийским и опять
На камень с миром возвратился,
Теперь недолго уж стоять
Ему пришлось на нем.
Святитель*
Скоро разрешил
Ему создать свою обитель,
Антоний в ней потом и жил.
«Духовные умножив чада»,
Свершивши множество чудес,
Подвижник мощи Новограда,
Оставил ветку, что принес
От скал Италии далекой,
И камень свой с морских песков,
Скончавшись в старости глубокой
Среди своих учеников.

* (Никита – арх. Сергий)

Из собрания «Духовно-нравственные стихотворения» (1926)
архимандрита Сергия Бирюкова для Нади Волковой.
подпись: «Для боголюбивых и пишется с любовью на долгую память,
особенно когда умру. Не забудь на проскомидии.
Александро-Невской Лавры духовник».
(Издание Александро-Невской Лавры 2013)

 

12 июля — День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла

АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ

Однажды, когда Христос был у Геннисаретского озера, он увидел две лодки. С одной из них он проповедовал народу, стоящему на берегу.  Это была лодка рыбака Симона. Затем Христос велел закинуть сети. Безуспешно трудившиеся до того всю ночь рыбаки, начав лов по слову Христа, вытащили так много рыбы, что переполненная лодка начала тонуть. После этого они оставили свой промысел и последовали за Христом. Симон стал апостолом, приняв имя Петра, получив особое благословение: Христос назвал его камнем (греческое слово петрос – скала, камень), на котором будет воздвигнута церковь, и доверил ему ключи от Царства Небесного. После на Тайной вечере Христос сказал, что Петр трижды отречется от него. Предательство глубоко мучило его. Раскаявшись, он стал преданнейшим проповедником христианства.

В «Деяниях апостолов» рассказывается о том, что апостол Петр, заключенный за проповедь христианства в тюрьму, был освобожден благодаря чудесному вмешательству ангела, который ночью явился к нему, и, когда коснулся рукой спящего узника, цепи спали с него. Затем ангел провел Петра мимо уснувшей стражи. Ворота, ведущие в город, сами собой отворились. Они вышли, прошли одну улицу, и вдруг ангела не стало.

Своими проповедями Петр вызвал такую ненависть римских властей, что он был приговорен к смерти.

 

Как рассказано в «Деяниях апостолов», иудей по имени Савл, ярый гонитель христиан, направлялся в Дамаск, чтобы захватить там последователей Христа и привести их в оковах в Иерусалим. Уже вблизи города его внезапно поразил такой ослепительный свет с небес, что он тотчас лишился зрения. Упав на землю, он услышал голос: «Савл, Савл! Что ты гонишь меня? Он сказал: Кто ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь». Бог повелел идти ему в город и ожидать наставления. Савл понялся с земли, глаза у него были открыты, но он ничего не видел.

В Дамаске к Савлу пришел ученик Христа Анания «и возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа». Прозревший Савл уверовал в Христа и стал проповедником его учения, сменив имя на Павел.

Читая «Послания» апостолов Петра и Павла, можно почувствовать различие их характеров, кротость одного и страстность другого. Но оба проповедуют любовь, братство, добро.

 

 

 

Животные

    Помнишь, как в Священном Писании рассказывается о создании природы? Творец создал землю и воду, растения, птиц, рыб и животных. Потом осмотрел все сотворенное Им, и увидел Бог, что это хорошо, повествует книга Бытия (Быт. 1, 22, 25).

Бог сотворил чудный мир — луга и нивы, величественные реки, беспредельные моря, высокие горы, роскошные деревья, птиц и рыб, зверей и насекомых. И все это создал Бог для того, чтобы поставить в этот изумительный мир человека — венец Своего творения.

Человек сначала жил с Богом в раю. В райском мире человек ничего не боялся. Он знал все растения и всех животных. Все звери, птицы и рыбы были его друзьями. Но однажды человек не послушался Бога и нарушил заповедь Его (Быт. 3), и рая на земле не стало.

После того, как рая не стало, человек и все животные, птицы и рыбы стали несчастными. Теперь они живут обособленно друг от друга, и многие враждуют с человеком. Природа стала ему враждебна. Многие растения ядовиты. Животные нападают на людей. Вместе с насекомыми и птицами они распространяют опасные болезни, от которых и сами часто умирают. Вся природа вместе с человеком мучается вне рая.

В наше время большинство людей живет в городах, вдали от природы. Городские жители привыкли к комфорту и ценят его. Многих пугает жизнь вдали от городских удобств. Из-за этого горожане редко остаются наедине с природой — в лесу бывает страшно, в море опасно, высокие горы недоступны.

Современный человек очень мало знает об окружающем его мире и живет с ним во вражде.

О том, что человек жил в ладу с природой, даже со страшными хищниками, мы узнаём из рассказов о жизни святых. Ты, наверное, знаешь, что преподобный Серафим Саровский кормил из рук громадного бурого медведя. Преподобная Мария Египетская жила в пустыне, населенной дикими зверями, и они не трогали ее. А когда она умерла, дикий лев пришел и вырыл ей когтями могилу.

И еще многие праведники жили в мире с дикими животными и не боялись их.