6 мая День памяти святого Георгия Победоносца.
К этому дню мы подготовили новую раскраску – «СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ»
Открыть ее можно по ссылке «РАСКРАСКИ онлайн» в правом боковом меню.
Дорогой читатель!
Детский православный журнал, который ты видишь, отправит тебя в уникальное путешествие по просторам нашего любимого Православия – Церкви Христовой, умиротворяющей и, как музыка, увлекающей ввысь, в горние просторы божественного мира. Ты познакомишься не только с праздниками Православной Церкви, житиями святых, прославивших Господа нашего Иисуса Христа и украсивших Православную Церковь, но и православные рассказы, стихи, сказки, головоломки. Большое внимание в журнале уделяется воспитанию у детей православного мировоззрения. В доступной форме рассказывается маленьким читателям об основах христианства и вечных истинах, так необходимых для становления настоящей личности.
Архимандрит Нектарий (Головкин)
Вопросы батюшке
На вопросы отвечает архимандрит Нектарий (Головкин)
Зачем Бог создал людей?
Человек самое высокоорганизованное существо на земле. Бог сотворил его после всех животных. Его называют ещё: «Венец творения». Человек состоит из духа, души и тела, поэтому он отличается от животных, которые не имеют бессмертной души. Бог сотворил человека по образу и подобию Своему.
Что это означает? Бог имеет разум, чувства и волю, и человек имеет тоже разум, чувства и волю. Бог есть Любовь, и человек должен стремиться тоже любить Бога, все Его творения на земле, и людей. Есть люди на земле злые, но есть и много очень добрых, которые любят Бога, людей и все, что сотворил Бог. Вот эти люди и уподобляются Богу, то есть становятся подобные Ему и наследуют Царство Божие. Такие люди будут блаженствовать вечно. Бог хочет, чтобы все люди блаженствовали в раю. Но многие, используя свою свободу воли, не живут по заповедям Божиим, а живут как им вздумается и грешат. Поэтому грешники в рай не попадут.
Что такое вера в Бога?
На земле нет ни одного народа или племени не верующих в Бога. Все народы, к какой бы они ни принадлежали культуре, имеют ту или иную религию. Религия – средство связи человека с Богом, – это то как люди исповедуют свою веру, молятся, и как должны поступать в своей повседневной жизни. Все народы на земле имеют свой опыт общения с высшими силами.
Христианство в отличие от других религий – религия богооткровенная, где Бог открылся людям настолько, что родился на земле Сын Божий Иисус Христос для спасения человечества от вечной гибели и научил их как не грешить и исповедовать Бога. Сын Божий открыл нам, что Бог – есть Святая Троица. А своим ученикам Он повелел: «Идите крестите все народы во имя Отца и Сына, и Святого Духа и научите их соблюдать все то, что Я заповедал вам». Обо всём этом мы можем читать в Евангелии.
29 апреля в Синем зале Епархиального управления Санкт-Петербургская Епархии состоялась конференция посвященная 250-летию Собора Владимирской иконы Божией Матери. На ней выступил детско-юношеский хор святого Иоанна Дамаскина Владимирского собора Санкт-Петербурга под управлением регента Ирины Болдышевой.
ЧУДЕСНОЕ ЯБЛОКО
Ефим ЧЕСТНЯКОВ
1874-1961
Жили-были дедушко да бабушка, мужик да баба, и у них много ребят – парнёков и девонек.
Пошел дедушко в лес дрова рубить и видит: стоит старая-старая яблоня, а на ней большущее яблоко.
«Мне не унести», – подумал дедушко. Яблоко росло не совсем высоко – дедку по плечи, а сучок, на котором оно выросло, был очень толст. Упирается дедушко обеими руками в яблоко, хочет покачнуть, и плечами старается приподнять хоть немножко: нет, тяжело…
– Ха-ха! – ровно что в лесу засмеялось.
– Мне не унести, – говорит сам себе дедушко, – лучше и не отшибать: пожалуй, на земле и мыши огложут или другие какие зверьки. Домой пойду, запрягу лошадь да и приеду сюда за яблоком. А созрело хорошо – гляди, какое румяное, особливо с полуденной стороны.
И ходит кругом, любуется, осматривает.
– Ха-ха-ха! – опять захохотало в лесу.
– Да что это? Ровно кто засмеялся, и давеча послышалось мне, – говорит дедушко. Глядит – стоит старая дупластая осина, а в дупле сидит птица сова, и глаза круглые светятся.
– Не ты ли это подшучиваешь? – спрашивает старичок.
– Ха-ха! – засмеялась сова.
А тетерев на берёзе:
– Кво-кво, не унести тебе яблока.
– Я на лошади приеду, – говорит дедушко.
– И на лошади не увезти, – говорит тетерев.
А дедушко:
– На вот, али на паре приезжать мне?
– Хоть на тройке, на четвёрке; сколь хочешь запрягай лошадей – не увезти тебе
яблока… кво-кво…
– Али уж такое тяжёлое?
– А так… кво-кво… прягайтесь сами все, до-выгреба, сколь вас найдётся в избе. – Ха-ха! – засмеялась сова.
Дедушко не поверил, ушёл домой, запряг лошадь, никому не сказал, и домашним – разбрякают-де всё раньше времени, соберётся народ. Приехал и подъезжает близко под яблоню, чтобы яблоко упало прямо в ондрец. Привязал лошадь, взял ядрёную дубину отшибать яблоко и ходит, любуется, со всех сторон рассматривает: уж больно румяно да красиво, жаль потревожить… И захотелось дедушку потрогать его рукой. И только прикоснулся лишь пальцем – яблоко упало прямо в ондрец. «Созрело, видно, свалилось чуть не само», – думает дедушко. Отвязал лошадь и нукает: не трогает. Сам подсобляет, и лошадь старается – ни с места ондрец.
– Ха-ха-ха! – засмеялось в дупле.
– Я тебе говорил, – квохчет тетерев.
– В самом деле, на лошади не увезти, – сказал себе дедушко, – лошадь неплохая, ест сено хорошее, ставь тут хошь колоколо – увезла бы не хуже пары… здесь дело не в том.
Закрыл яблоко ветками на ондрец, чтобы не так приметно было, ежели бы кому случилось мимо итти, выпряг лошадь, сел верхом и поехал без ондреца домой. Приехал и говорит старухе да сыну с женой:
– Пойдёмте со мной в лес, нашёл диковину, сами увидите. Пришли и не могут тронуть, как ни стараются.
– Ха-ха-ха! – засмеялось в дупле…
– Я говорил, все-де до-выгреба, – квохчет тетерев.
– Мы и то все пришли, дома только ребята остались.
– Нужно и их… кво-кво…
И пошла баба в деревню, привела всех ребят – парнёков и девонек. И только нянька с самым маленьким дома осталась… Все запряглись и стараются… Но ондрец не идёт.
– Ха-ха! – сова засмеялась.
А тетерев квохчет:
– Кто дома остался?
– Да маленький с нянькой там.
– Нужно и их.
Ушли за теми. И нянька пришла в лес, на руках держит маленького. Сама наваливается на ондрец и свободной рукой помогает везти, и маленький ручонками прикасается. Все подсобляют – и поехал ондрец…
Ха-ха-ха, – засмеялось в дупле…
А тетерев на берёзе:
– Кво-кво…
Привезли домой яблоко, и вся деревня сбежалась, глядит.
– Кто вам дал? – спрашивают.
– Бог дал, – отвечает дедушко.
Почали. Стали пробовать: сладкое, душистое, рассыпчатое. «И мне, – просят, – и мне!» Дедушко даёт всем. Вся деревня наелись, похваливают: такого-де дива не слыхивали. И ели дедушко и бабушка, мужик и баба и ихние ребята – парнёки и девоньки… Кушали сырым, и печёным, и в киселе, и перемёрзлым, когда пришли холода. Соседям всем завсегда давали, особенно кто захворает. И хватило им яблока на всю осень и зиму до самого Христова дня.
Как Маша кушает на даче
Бабушкой сварена вкусная каша,
Чтобы покушала внученька Маша!
Маша тарелочку с кашей взяла,
И на веранду с собой унесла.
Баба на кухне уж варит ей супчик —
Мясо кладет, и чесночика зубчик.
Ах, аромат несравненный у блюда!
— Машенька!
Супчик готов!
Где посуда?
Внучка тарелку с готовностью тащит:
— Бабушка, кушать на воздухе слаще!
Супчика с мясом мне дай поскорей!
Да!
И сметаночки белой налей!
Рада бабуля —
Дитя будет сыто!
— Что значит — воздух!
Прилив аппетита!
В сердце надежду лелеет:
Авось,
С дачи приедет
«Пампушка», не «гвоздь»!
Внученька вновь подбегает с тарелкой:
— Баба,
Давай,
Ведь не кормлены белки!
Ой!
И Машуня,
Пылая смущеньем,
Бабе открыла,
Что все угощенье
С жадностью съели
Два милых котенка:
— Вон там, бабуля,
Сидят у бочонка!
Бабушка только тихонько вздыхает:
— Ох, егоза,
Вновь зверюшек спасает!
— Внучка,
А где же ты миску брала?
— Баб, я в ладошку свою
Налила!
Марина Куфина
ДУХОВНЫЙ БУКВАРЬ
Мысле́те
Буква М – молитва, мама…
С нею мы идём из храма,
И такая благодать –
Всех мне хочется обнять!
Наш
Н – Небесная обитель –
К ней так просто не пройти…
Но небесный покровитель
Помогает мне в пути!
Он
Образ Спаса на стене,
С очень добрым взглядом,
«Бог, – напоминает мне, –
Не вдали, а – рядом!»
Поко́й
Простирая Свой святой Покров
Сотни лет над миром, словно кров,
Божья Матерь слёзно и сейчас
Богу-Сыну молится о нас!
Евгений Санин
Стихи для детей
О ХРАМЕ
Академик Дмитрий Лихачев
Выдающийся Божий угодник Феодосий Печерский говорил: входя в храм и поклонившись трижды до земли, следует со страхом безмолвно стать «при стене», «гласы немолчны воспевающи к Всевышнему», ибо не имеющие себе подпоры стены и столпы храмов «нам суть на честь сотворены».
«На честь» человеку созданы, не только стены храмов, но и все изображенное на них и все украшающее их – иконы и паникадила, утварь храма и его мозаичные полы. Отсюда – высокое представление о человеке, о его достоинстве, несуетном уме, высокой мудрости и щедрой доброте. Эти представления воплощены в образах людей на мозаиках, фресках и иконах – в их лицах, как бы озаренных внутренним светом «горнего ума», «ликования», означавшего в Древней Руси не только изображение ликов, но и торжествование, радование, а также хоровое пение. Почему именно хоровое? Потому что самым важным в существе ликов была их соборность и «собранность» в единое сообщество, их причастность к единому, составляющему мир целому.
Лицо человека, согласно «Поучению» Владимира Мономаха, – это самое большое чудо во всей вселенной, ибо в мире нет двух одинаковых лиц: «И этому чуду подивимся, – пишет киевский князь Владимир Мономах, – как из земли созданный человек имеет столь разнообразные лица. Если и всех людей собрать, то не все они на одно лицо, но каждый имеет свое обличье, по Божьей мудрости».
Удивление перед человеческим лицом – «ликом» пронизывает собой все искусство Киевской Руси. Человек – это микрокосм, а храм – это своего рода человек. Не случайно поэтому основные части храма названы по подобию человека: окна – это очи человека (корень «окна» – око), купол – глава, поставлена эта глава храма на шее, основание храма – его подошва. А выступы в городских стенах – грудь. Защитные от дождя выступы над окнами очами – бровки. Двери домов и крепостей – их уста.
Тот же ликоподобный и человекоподобный облик имеет и мир.
Солнце на миниатюрах изображается с ликом – лицом. Звезды в целом составляют лик – единое лицо и целый хор: небо венчает «лик звездный». Лик и множествен, и един одновременно: это и неповторимый облик человеческого лица, и вся их совокупность – лик монашеский, лик святых, лик поющих в церкви, лик и отдельных изображений, и всей совокупности изображенного на стенах церкви мозаикой и фресками, икон и самих предстоящих перед ними. «Ликом», своеобразным хором была и вся совокупность русских городов с Киевом как их духовной столицей.
Вопросы батюшке
На вопросы отвечает архимандрит Нектарий (Головкин)
Правда ли, что существовали динозавры?
Когда-то я посещал далёкую Монголию. В одном из музеев города Улан-Батора хранится огромный скелет динозавра, найденный в пустыне Гоби на юге Монголии. Там и поныне археологи находят останки множества динозавров.
Что Бог создал первым – яйцо или курицу?
Когда Бог творил жизнь на земле, то предусмотрел и продолжение рода различных видов животных, в том числе и пернатых. Так Творец создал и курицу с возможностью размножения. Первая курица была сотворена со способностью нести яйца и инстинктом высиживания их, из них и вылупляются цыплята.
ХОЧУ БЫТЬ БУЙВОЛОМ
Притчи Паисия Святогорца
Все мучения человека, по словам старца Паисия, бывают от недовольства тем, что он имеет, и что дал ему Бог. А ведь Бог любит всех и каждому даёт именно то, что ему полезно. Но некоторые мучаются и думают: «Почему он такой, а я нет?»
Вот и лягушка, о которой пойдёт речь, всё время всем завидовала. Другим лягушкам нравилось их болото, и они с большим удовольствием жили в нём. Но наша лягушка была всем недовольна. — «Почему другие живут в норах, а я живу в болоте? — думала она. — Почему другие звери выглядят лучше меня?» Однажды рядом с болотом проходил буйвол. Он даже и не заметил маленькой лягушки, но она была поражена. — «Какой он большой!» — подумала она и воскликнула: «Хочу быть буйволом!» Другие лягушки стали отговаривать её: «Будь такой, какой сотворил тебя Бог!» — «Ни за что! Хочу быть буйволом!» — заупрямилась лягушка и стала дуться. Дулась-дулась, дулась-дулась — и… лопнула!
Так будь тем, кем сотворил тебя Бог! Он даёт каждому то, что поможет ему спастись и достичь вечной жизни. Любовь Бога сделала меня человеком. Бог принёс Себя в жертву за меня. Будем же за всё благодарны Ему!
ДУХОВНЫЙ БУКВАРЬ
Иже
Иисус Христос всех нас
На кресте, страдая, спас.
Только помним ли о том
Все мы – пред Его Крестом?..
И краткое мы видим в слове «рай»,
И в слове «злой» его увидим тоже.
Слов очень много: только выбирай,
Какие тебе ближе и дороже!
Ка́ко
К – конечно, крест над храмом.
Он, и крестик на груди
Говорят о важном самом,
Что сейчас и впереди!
Лю́ди
Буква Л нас очень любит:
Приласкает, приголубит,
Поцелует в путь-дорогу
И направит прямо к Богу!
Евгений Санин
Раньше на Руси
Раньше на Руси не только праздник Пасхи, но и вся последующая за ним пасхальная неделя была заполнена развлечениями: водили хороводы, качались на качелях, гуляли с песнями по улицам, обходили дома с поздравлениями. Главным развлечением Пасхальной недели были игры с крашеными яйцами: катание с лотка, битье, прятание и угадывание яиц.
Катание яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный “каток” и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к “катку” и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось.
Собиравшиеся на Пасху дети очень любили искать яйца в квартире или в саду. Кто-нибудь из старших заранее прятал картонные, бумажные или пластиковые яички с сюрпризами. Чтобы получить сюрприз, надо было отыскать яйцо. Если детей было много, они делились на “команды”, и каждая команда старалась выиграть, найдя как можно больше яиц в отведенное для этого время.
Соревнуются, чьё яйцо будет дольше крутиться. По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.
Играющие садятся у стен комнаты друг против друга и катают крашенки. Крашенки сталкиваются. Чьё яйцо разбивается, тот отдаёт её сопернику.
Крашенки катают с горки. Чьё яйцо дальше укатится, тот и победитель. Он забирает крашенки остальных.
Бой крашенками. Играющие выкрикивают: “Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни! К бою готов!” Игроки бьют крашенками любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобъется, или даст трещину, тот проигравший.
Указания к проведению: в эти игры можно играть везде. Чем старше дети, тем более сложные варианты им можно предлагать. Можно играть вдвоём, однако с большим количеством они проходят интереснее.
Эстафета “Пасхальный стол”. Участвуют 2 команды. В зависимости от количества участников определите и придумайте этапы эстафеты. Например:
1-й этап
Первый участник добегает до стола (удаление 5-6 метров). Ему необходимо очистить яйцо, сваренное на пасху и окрашенное, съесть его (поставьте соль, теплый чай, чтоб можно было запить), скорлупу сложить в спичечный коробок, закрыть его и вернуться с ним обратно.
2-й этап
Второй участник, добежав до стола, должен аккуратно порезать кулич, уложить его на тарелке кусочками.
3-й этап
Третий участник готовит пасху из предложенного набора продуктов: творога, масла, изюма, сливок.
4-й этап
Четвертому участнику даются ложка и яйцо. Он должен подкатить к “Пасхальному столу” по бумажной дорожке ложкой яйцо. А пятый участник должен подкатить яйцо носом. Вы можете продолжить количество этапов эстафеты сами.
После конкурсов пригласите детей к праздничному столу, не забудьте помимо пасхальных блюд приготовить малышам сладости. А после легкой закуски можно предложить детям очень популярную в России в свое время игру в камешки. (Эта игра не так подвижна, но очень увлекательна и полезна, воспитывает внимание, находчивость, развивает ловкость рук и пальцев).
Для игры дети с помощью особого жребия решают, кому за кем бросать камешки: играющие берут 5 камешков, слегка подбрасывают их вверх, поворачивают руки ладонями вниз и пытаются их поймать на тыльную сторону руки. У кого на руке окажется больше камешков, тот и начинает игру. Затем участники садятся в кружок у стола, у каждого свои камешки. Место, где проходит игра, называется коном. Очередь игроков устанавливается по кругу.
Для игры нужно 40 камешков. Все камешки, кроме одного, кладут на кон. Первый игрок подбрасывает один камешек и, прежде чем поймать его, быстро берет с кона столько камешков, сколько успеет, и ловит брошенный. Поймав его, играющий откладывает все камешки в сторону, кроме одного, снова подбрасывает один камешек и, пока он летит, опять берет с кона камешки. Если играющий не поймал брошенный вверх камешек, игру начинает второй игрок. Кто больше поднимет камешков, тот и считается победителем
Пасха
Пасха — Светлое Христово Воскресение. Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней. Готовились к нему 7 недель — 49 дней. А неделя перед Пасхой называлась Великой, или Страстной. Великий Четверг — день духовного очищения, принятия таинства причастия. Страстная Пятница — напоминание о страдании Иисуса Христа, день печали. Великая Суббота — день ожидания, в церкви уже читают Евангелие о Воскресении. Пасха — воскресенье, когда мы празднуем Воскресение Спасителя.
Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, создавал много чудес, исцелял и воскрешал людей. Ты же помнишь рождественскую историю? Появлению Христа многие радовались. Но были и те, которые не верили в его святость. Они старались помешать Иисусу рассказывать о Царстве Бога. Среди вождей того времени было много таких, которые ненавидели Христа и желали от Него избавиться. Иуда, один из учеников Господа, решил передать Христа этим злым людям. Он подошёл к своему Учителю и поцеловал Его. Это был знак. Иисуса немедленно взяли под стражу. А Иуда за это получил 30 серебряных монет. Таким образом, он продал своего Учителя.
Иисуса допрашивали перед синедрионом — высшим иудейским судом. Старейшины и судьи искали доказательства, чтобы осудить Иисуса. Над ним издевались, но он терпел.
В конце концов Его осудили на смертную казнь. Это было страшное событие. Иисуса распяли на кресте на горе Голгофа. Когда он умер, земля вздрогнула, начали распадаться скалы. Это произошло в пятницу. Теперь мы этот день называем Страстной Пятницей. В этот скорбный день надо молиться.
Когда прошла суббота, ночью, на третий день после своих страданий, Господь Иисус Христос ожил, воскрес из мёртвых. В воскресенье утром пришли женщины с благовониями, чтобы смазать тело Спасителя. Но вместо Него увидели Ангела. Он известил о Воскресении Господнем: «Не бойтесь. Я знаю, что вы ищете распятого Иисуса. Но не следует искать Живого среди мёртвых. Он воскрес, как и обещал вам. Идите и расскажите ученикам Иисуса, что Он воскрес из мёртвых и ждёт их».
Радость охватила людей. С тех пор мы празднуем Пасху — праздник Возрождения. Господь победил смерть и показал, что для тех, кто в Него верит и живёт согласно Его заповедям, нет ни смерти, ни ада.
Готовясь к Пасхе, люди преисполняются радости и веры. С Чистого Четверга начинается любимое действо — раскрашивание и роспись яиц. В простые узоры вложено много смысла. Волнистые линии — это моря-океаны. Круг — яркое солнышко. По традиции, готовые крашанки и писанки складывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда — на нежно-зелёные листья салата, которые специально выращивали к празднику. Сочная зелень и яркие цвета пасхальных яиц создавали праздничное настроение.
А когда мама выпекает пасхальные куличи, во всём доме стоит сладкий аромат ванили, изюма — настоящего праздника!
В ночь Воскресения Христа происходит праздничное богослужение (Пасхальная Служба Божья). В красивых корзинах к церкви несут разные кушанья — куличи, сыр, масло, которые символизируют благополучие, писанки и крашанки. В корзину кладут соль — символ мудрости. Торжественная процессия с певчим и священником благословляет людей.
Вернувшись домой, люди разговляются — едят вкусную пищу после Великого поста. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости и вечери Господней. На пасхальный завтрак собираются самые близкие родственники. Хозяин подходит к гостям с пожеланиями и словами «Христос воскрес!», а потом целует каждого. Отвечать надо так: «Воистину воскрес!» Свячёное яйцо нарезают на столько частей, сколько присутствующих лиц. На столе горит свеча как напоминание о светлости этого дня. Начинать пасхальный завтрак обязательно надо с кулича. Даже крошки этого хлеба, которые упали на пол, ни в коем случае нельзя выбрасывать.
Всю Светлую неделю длится праздник. В сёлах был обычай: вечером скрипачи ходили по сёлам и под окнами играли в честь Христа.–
Архимандрит Нектарий (Головкин)
Благовещение Пресвятой Богородицы
В небольшом Галилейском селении Назарете жила Дева Мария. Она дала обет Богу, что будет сохранять свое девство и чистоту всю жизнь. Первосвященник обручил ее дальнему родственнику престарелому Иосифу. Иосиф был богобоязненным, праведным и очень добрым человеком. Они хоть и назывались: «муж и жена», но жили как брат с сестрой. Иосифу было около восьмидесяти лет, а Марии всего шестнадцать. Однажды явился перед Марией архангел Гавриил. Ангелы – это бесплотные духи, которые служат Богу и славословят Его, как, например, слышали однажды пастухи в Рождественскую ночь дивное пение: «Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение». Гавриил приветствовал Марию словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». В руках он держал масличную ветвь, которая символизировала примирение Бога с человечеством. Ведь люди, после грехопадения Адама и Евы – первых людей на земле – были оставлены Богом и жили вне рая. И вот наступило время, когда через Деву Марию, самой безгрешной из людей, пришло примирение Творца с человечеством. Архангел сообщил Марии, что Она обрела благодать у Бога и зачнет во чреве от Духа Святого и родит Сына и даст Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего и будет царствовать во веки. Мария, в глубоком смирении, склонив голову, слушала слова Гавриила и в ответ сказала ему: се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему.
Так и мы, дорогие дети, будем добрыми и смиренными людьми. Будем с глубокой верой и доверием внимать словам Евангелия. Ведь через Евангелие мы узнаем волю Божию. Какими мы должны быть людьми и как надо поступать в тех или иных случаях. Если в нашем сердце живет память о Боге и мы послушны Ему, то, значит, мы уже живем в царстве Богочеловека Иисуса Христа, Который восседает одесную Бога и Отца.
Архимандрит Нектарий (Головкин)
О церковных праздниках
Начало христианских праздников восходит к самой глубокой древности. У всех известных нам древних народах основные праздники были приурочены к циклам природы, к началу или концу сельскохозяйственных работ: наступление весны, первая пахота или сбор урожая и, как правило, сопровождались различными обрядами и ритуалами.
В Ветхозаветной Церкви связь праздников с временами года тоже существовала, но языческий смысл торжеств, как приобщение к силам природы, в истории еврейского народа был заменен благодарностью Богу за Его благодеяния.
До Христа приносили жертвы Богу, закалывая животных – христиане заменили кровавые жертвы приношением хлеба, вина и елея (масла) в дар Богу. В Ветхозаветной Церкви обычай возжигать светильники символизировал грядущего Мессию – избавителя иудеев. В христианской – свет означает обильное духовное просвещение Новозаветной Церкви, начавшееся с приходом Богочеловека Иисуса Христа.
Константин Великий один из первых римских правителей, который издал указ, запрещающий языческие жертвоприношения и повелевал праздновать дни воскресные и дни мучеников. В воскресные дни воины освобождались от воинских занятий для совершения молитвы; приостанавливались всякие работы, кроме земледельческих. На Руси в великие праздники запрещено было совершать суд и сажать в темницы.
Со временем все церковные праздники были поделены по виду на Господские, Богородичные и Святых, а по торжественности празднования – на Великие Двунадесятые, великие, средние и малые.
С самого основания Церкви и поныне первенство среди праздников занимает Пасха или Воскресение Христово – самый радостный и торжественный церковный праздник. Пасха празднуется в течение сорока дней, потому – что Иисус Христос сорок дней пребывал на земле, являясь апостолам и наставляя их тайнам Царствия Божия. После Пасхи по важности следуют двенадцать главных праздников – Великие Двунадесятые праздники: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Троица, Рождество пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение, Сретение Господне, Успение пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Воздвижение.
Великие, средние и малые праздники – посвящены дням памяти святых, знаменательным событиям церковной истории, а также прославлению икон.
Праздники – не просто дань прошлому. Участвуя в них, каждый верующий приобщается к духовному опыту Церкви, вновь переживает великие события евангельской и церковной истории. Святой Григорий Богослов учит: «Праздновать – значит приобретать для души блага постоянные и вечно обладаемые; главное в праздник памятование о Боге и небесном отечестве нашем».
иеродиакон Виктор Смирнов
Великий Четверг
5 апреля – Великий четверг
В Великий четверг Страстной недели церковь вспоминает о евангельских событиях, бывших когда-то в этот день:
Тайной Вечере (последней совместной трапезе Христа с апостолами) – таинство Святого Причащения;
выражении Господом любви и кротости по отношению к своим ученикам омовением их ног;
вознесении Иисусом молитвы Отцу своему в саду Гефсиманском;
предательстве Спасителя Иудой, что продал Учителя за тридцать сребреников.
В Великий Четверг начинаются приготовления к Пасхе.
Вопросы батюшке
На вопросы отвечает архимандрит Нектарий (Головкин)
Как Господь может ответить человеку?
В Евангелии мы читаем прямую речь Иисуса Христа. В Его поучениях, обращённых к людям и есть ответы на все вопросы, необходимые для спасения бессмертной души человека, а также для повседневной жизни на земле.
Что Бог создал первым – яйцо или курицу?
Когда Бог творил жизнь на земле, то предусмотрел и продолжение рода различных видов животных, в том числе и пернатых. Так Творец создал и курицу с возможностью размножения. Первая курица была сотворена со способностью нести яйца и инстинктом высиживания их, из них и вылупляются цыплята.
Вход Господень в Иерусалим
Почти за тысячу лет до явления в мир Спасителя нашего Иисуса Христа жил на земле великий царь и пророк Давид. Он заботился не только об укреплении своего государства, но и чтил Бога. Однажды царь задумал построить величественный храм, посвященный Богу живому, и начал для этого готовить различные строительные материалы. Также царь Давид сочинял псалмы. Потом хор исполнял их на богослужении. В псалмах пророк писал и о событиях, которые в будущем исполнялись, потому что пребывал на нем Дух Святой. И вот в одном из таких псалмов Давид пишет так: « Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих».
Так же и другой пророк Захария говорит: Ликуй, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на молодом осле.
Прошло много веков. И вот за несколько дней до злодейского предательства Спасителя Иудой – одного из двенадцати учеников Иисуса Христа – Господь торжественно, как Царь, въезжал на молодом осле в город Иерусалим. Многие жители вышли Ему на встречу, среди которых были и дети, все держали в руках пальмовые ветви, которые бросали под ноги Царя мира и Спасителя нашего Иисуса Христа. Возвысив голос, люди кричали: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господня!»
Дорогие дети, Православная Церковь ежегодно в воскресный день, за неделю до Пасхи, торжественно празднует Вход Господень в Иерусалим. Все верующие люди идут в храмы с вербами, которые освящаются на вечернем богослужении. У нас на Руси не растут пальмы – они растут на юге, – а вербы, почки которых прорастают первыми из всех растений после зимы, – являют собой нам образ воскресения из мёртвых.
Вот почему в этот день все православные люди радуются Богу и, веруя, предвкушают будущее воскресение мертвых.
Архимандрит Нектарий (Головкин)
Родина любимая моя
Что такое Родина?
Это – дом родной,
Где живут родители
И братишка мой!
Это – лес за окнами,
Озеро и сад,
Там весной в скворечники
Птицы прилетят!
Это – лето жаркое,
Полное цветов!
Это – осень яркая,
А зимой – сугроб!
В мире нет прекраснее
Места для меня!
Родина любимая,
Родина моя!
Что такое – Родина?
Деревенский дом.
Где сидим мы с бабушкой
Вместе за столом.
Серый кот на коврике
От тепла мурчит,
К нам в окно рябинушка
Веточкой стучит.
Сердце бьется радостно,
На душе – покой.
Лучше в мире места нет,
Чем мой край родной!
В мире нет прекраснее
Места для меня!
Родина любимая,
Родина моя!
Марина Куфина
ДУХОВНЫЙ БУКВАРЬ
Добро́
Д – это добро и дом.
И, хоть есть слова иные,
Я из лучших слов, с трудом
Выбрал – самые родные!
Есть
Буква Е есть в слове «честь»,
И, увы, в словах «лесть», «месть».
Нам, конечно, по пути
С «честью» вместе с «Е» идти!
Живе́те
Жизнь нам Господом дана,
И когда идёт она
Вместе с Богом – то прекрасна!
С этим буква «Ж» согласна…
Земля
Заповедал людям Бог
Среди множества дорог
Выбирать всегда лишь ту,
Что ведёт нас ко Христу!
Евгений Санин