ПРОГУЛКА ПО АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЕ

Николай Коняев

 

 

 

 

ПРОГУЛКА ПО АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЕ

ЧЕЙ ШЛЕМ НАДЕТ НА ГОЛОВУ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО?

Выходишь из метро на станции «Площадь Александра Невского» и сразу, перед глазами, возвышается над скоплением машин вернувшийся с Невской битвы князь — небесный покровитель нашего города. В одной руке он сжимает копье, которым «возложил печать» на лицо предводителя шведских захватчиков Биргера, другая рука отведена в сторону. Этой рукой Александр Невский благословляет нас.

Читать далее “ПРОГУЛКА ПО АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЕ”

Красота, которая спасёт мир

Алиса Матвиенко

 

 

 

 

 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Иконы требуются нашею природою. Может ли природа наша обойтись без Образа? Можно ли, вспоминая об отсутствующем, не воображать Его? Не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы – это ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы». Эти слова правдивы. Часто человек в полной растерянности и незнании, как жить, что делать дальше, заходит в храм, становится перед Cвятым Образом где-то в дальнем углу, куда еле проникает свет от потрескивающих свечей на подсвечниках, и начинает молиться. Не зная, что сказать, чего попросить перед этим благим образом, человек просто обнажает ему душу, вознося свою бессловесную, слёзную молитву. И неожиданно происходит чудо – по окончании богослужения само собой на душе становится легче, ответы на тяжёлые, гнетущие вопросы приходят сами собой, и на сердце становится спокойно. Регулярная молитва перед иконописным образом постепенно может вывести человека из состояния уныния и сильной печали лишь с помощью своего всепонимающего взгляда, который излучает умиротворение и неподдельную благодать. Иконы – необыкновенные изображения, всем своим видом они побуждают нас к молитве, помогают ощутить близость Первообраза и настроиться на общение со Всевышним. Читать далее “Красота, которая спасёт мир”

КТО ТЫ, РЮРИК?

ГЕОРГИЙ СИНЯВИН

 

 

 

 

 

Есть такая уловка в споре, когда уже нет других аргументов – сбить оппонента и перевести разговор в другое русло. Такой хитрый ход частенько применяют сторонники скандинавской теории происхождения Рюрика – задают хитрый вопрос: «А что, Вам обидно признать Рюрика скандинавом?». Но причём здесь обида? Обида – это эмоции, а не доказательство. Нам же, в данном случае, интересна истина.
Всякий уважающий себя историк, в том числе убеждённый норманист (приверженец скандинавского происхождения князя Рюрика), скажет, что любая теория, построенная на единственном упоминании в документах, является верхом некомпетентности.
Читать далее “КТО ТЫ, РЮРИК?”

УМОЗРЕНИЕ В КРАСКАХ (1916)

I

Вопрос о смысле жизни, быть может, никогда не ставился более резко, чем в настоящие дни обнажения мирового зла и бессмыслицы.
Помнится, года четыре тому назад я посетил в Берлине синематограф, где демонстрировалось дно аквариума, показывались сцены из жизни хищного водяного жука. Перед нами проходили картины взаимного пожирания существ — яркие иллюстрации той всеобщей беспощадной борьбы за существование, которая наполняет жизнь природы. И победителем в борьбе с рыбами, моллюсками, саламандрами неизменно оказывался водяной жук, благодаря техническому совершенству двух орудий истребления: могущественной челюсти, которой он сокрушал противника, и ядовитым веществам, которыми он отравлял его.
Такова была в течение серии веков жизнь природы, такова она есть, и таковою будет в течение неопределенного будущего. Если нас возмущает это зрелище, если при виде описанных здесь сцен в аквариуме в нас зарождается чувство нравственной тошноты, это доказывает, что в человеке есть зачатки другого мира, другого плана бытия. Ведь самое наше человеческое возмущение не было бы возможно, если бы этот тип животной жизни представлялся нам единственной в мире возможностью, и если бы мы не чувствовали в себе призвания осуществить другое.
Читать далее “УМОЗРЕНИЕ В КРАСКАХ (1916)”

Наследие Иосифа Волоцкого

В  2015 году Русская Православная Церковь  отметила величайшее историческое событие – 500-летний юбилей со дня кончины преподобного Иосифа Волоцкого (в миру — Ива́н (Иоа́нн) Са́нин (14 ноября 1440 (1439?) — 9 сентября 1515), просветителя, подвижника, писателя рубежа XV-XVI столетий, святого Русской Православной Церкви (почитается в лике преподобных, память совершается 9 (22) сентября и 18 (31) октября), автора книги  «Просветитель»,  обличающей и разоблачающей ересь жидовствующих.    Читать далее “Наследие Иосифа Волоцкого”

Иконостасы. История и традиции

Алтарь православного храма – это святая святых и образ Царства Небесного. От остального храма он отделен иконостасом — перегородкой, с находящимися на ней иконами. Таким образом,  иконостас соединяет собой мир горний и земной. Символика иконостаса — идея храма как «земного неба».[1] Однако восприятие церковной символики современным человеком разительно отличается от восприятия её нашими предками, так как за долгие годы гонений на Церковь во многом была разрушена духовная атмосфера внутреннего интерьера храма, создававшаяся веками в процессе формирования богослужебной практики. Поэтому сегодня как для искусствоведов, так и для самих иконописцев важно восстановить не только внешние архитектурные формы, но и всю целостную религиозно-художественную систему литургического пространства храма, включающую в себя такие элементы, как песнопение, молитва, икона, фреска или иконостас.[2]

Говоря об истории развития иконостаса, профессор Ю.Г. Бобров  указывает, что раннехристианская церковная архитектура, используя принципы построения античных базилик (административных зданий), где особая решетка отделяла места судей и писцов, отделила и алтарь от храма невысокой  перегородкой.[3] Читать далее “Иконостасы. История и традиции”

Православный — духовный реализм

Наступает время, когда отечественная культура в целом  и литература, в частности, в очередной раз испытав на прочность незыблемые основы бытия, заглянув в бездну бездуховного и безнравственного пространства постмодерна, вновь медленно, но неуклонно возвращается на круги своя. Жёсткий и даже жестокий характер нашего времени трезвит сознание современного читателя. Не даёт ему погружаться в болото глубоко личных фантазий и индивидуалистических мечтаний. Находятся, конечно, и те, кто пытается отмахнутся от действительности, дескать: «Надоело, хочется позитива». Но, ведь затяжной прыжок только называется «затяжным», а правильно было бы назвать его «ускоренным», потому что человек падает вниз с нераскрытым куполом парашюта.

Читать далее “Православный — духовный реализм”

Только impressionnisme (впечатление)

Впервые я испытал это чувство в Эрмитаже, в зале тех самых импрессионистов, которыми так бредил в молодости. Оригиналы имеют свойство передавать ощущения самого художника через столетия: ты встречаешься с этими картинами так, как будто встречаешь художника, причем его настоящего. Это абсолютно реальная встреча, потому что встреча с картинами дает тебе гораздо больше, чем если бы ты встретился с их авторами. Скорее всего, вы были бы разочарованы друг в друге. Читать далее “Только impressionnisme (впечатление)”