«Только доблесть бессмертно живет, ибо храбрые славны вовеки».

 

 

МИХАИЛ ШУЛИН
редактор газеты «Вестник Александро-Невской лавры

 

 

 

«ТОЛЬКО ДОБЛЕСТЬ БЕССМЕРТНО ЖИВЕТ, ИБО ХРАБРЫЕ СЛАВНЫ ВОВЕКИ»

Русская армия в романе Сергея Скобелева «Дальше фронта».

Огромное сооружение цивилизации XIX века
сгинуло в пламени Мировой войны.
Не осознав этого, нельзя понять и сути ХХ века.
На нем лежит отпечаток войны. 

Э. Хобсбаум «Эпоха крайностей.
Короткий ХХ век».  

Мы четыре дня наступаем,
Мы не ели четыре дня.
Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня. 

Н.Гумилев

 

Первая Мировая война… Едва ли в истории ХХ века найдется событие, столь изменившее мир. Даже применение ядерного оружия было оценено широкой общественностью многим позже — в августе 1945 года, пожалуй, только физики могли понять масштаб свершившегося. Первая Мировая, называемая современниками Великой, Второй Отечественной а также Европейской, изменила судьбы миллионов людей, ибо изменилось их сознание. По справедливому утверждению М. Солонина «именно она (Первая Мировая война — М.Ш.) разорвала культурно-историческую континуальность совершенствования цивилизации и миропорядка». Человек, основами существования которого были рационализм и позитивизм философии и науки XIX века, верящий в господство нравственных начал бытия, благотворное влияние технического прогресса, столкнулся с экзистенциальным ужасом, борьбой, крушением идеалов, смертью как обыденностью, повседневностью, вызывающей отупление и безразличие реальностью, чудовищной реальностью. Страшный опыт дегуманизации изменил сознание миллионов людей, не говоря уже о том, что политическая карта мира изменилась навсегда – в войне пали четыре империи Европы — Российская, Германская, Австро-Венгерская и Турецкая, а последняя — Британская — начала путь к своему закату. Возник новый миропорядок, появились новые государства, новые политические игроки.

В культуре и литературе Запада Первая Мировая война породила новое явление — творчество «потерянного поколения». Представим себе полотна художников Г. Роджерса, Д. Нэша, знаменитого О. Дикса, Ф. Марка, Х. Ларвина, вспомним книги Р. Олдингтона, Э.М. Ремарка, М. Залки, Э. Хемингуэя, А. Барбюса… Для многих художников того времени мировая катастрофа явилась фатальной. «Война нас смыла»,— пишет Ремарк в одном из своих произведений. Действительно, именно Первая Мировая, на наш взгляд, изменила сами принципы бытия Европы, а следовательно — на тот момент — и всего мира, ибо средоточие политических сил и экономического потенциала последнего на тот момент находилось именно там.

У нас Первая Мировая война получила иную трактовку, и причиной тому — разразившаяся над Россией  революционная гроза, а историю, как известно, пишут победители. «Превращение империалистической войны в гражданскую войну есть единственно правильный пролетарский лозунг»,-— писал В.И. Ленин в работе «Война и российская социал-демократия». Ленинский тезис обозначил магистральное направление для отражения Первой Мировой войны в русской литературе. В большинстве произведений, где описываются события 1914-1917 годов, Великая война — лишь лестница, ведущая к Гражданской войне. Таковы «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Толстого, «Август четырнадцатого» А.И. Солженицына, рассказы М.М. Зощенко, В.В. Вересаева.   Даже так называемые «белогвардейские» авторы, как, например, А.И. Туркул и П.Н. Краснов, следуют тому же принципу. «Великая и забытая» -— верное замечание историка Виктора Правдюка. Впрочем, с некоторой оговоркой к работам о Первой Мировой войне стоит отнести произведения генералов А.М Зайончковского, А.А. Керсновского, А.А. Брусилова, А.А. Свечина, и пр,. до недавнего времени известных лишь специалистам, да и в наше время изданных ограниченным тиражом.

Современные писатели во многом следуют прежним традициям, и произведения В. Пикуля, Ф. Разумовского, Е. Авдиенко, Б. Акунина — тому подтверждение, ведь и в них Первая Мировая — предтеча Революциии и Гражданской войны. Есть и книги, относящиеся к жанру «альтернативной истории», но рассмотрение подобных форм не входит в задачи данной статьи.

Таким образом, очевидна недооценка, даже, пожалуй, замалчивание Первой Мировой войны в отечественной культуре и, в частности, литературе. К сожалению, ситуация эта по сю пору остается прежней.

Учитывая вышесказанное, особо хочется отметить роман Сергея Скобелева «Дальше фронта», как  самостоятельное глубокое произведение, посвященное Первой Мировой войне. Книга эта вышла пока небольшим — к сожалению! — тиражом в петербургском издательстве «Супер» в 2022 году, а также опубликована она и на сайте litres.ru. С. Скобелев впервые пишет большой роман, и, на наш взгляд, он вполне удался.

«Дальше фронта не пошлют…» — известное всем выражение настоящих фронтовиков, используемое и по сию пору. Но в романе это словосочетание, «Дальше Фронта» -— прозвище главного героя, русского офицера Владимира Кирилловича Рыкова, которого мы впервые встречаем в окопах Порт-Артура, на небезызвестной высоте 203:

«Выбора в решении не было… Портупею поручик сорвал и отбросил, чтоб не мешалась, подхватил от убитого рядом стрелка длинную пехотную «трехлинейку» с примкнутым штыком. Легко, как будто и не был только что контужен, гимнастическим прыжком взметнулся на бруствер:

– Р-рота-а! Слушай мою команду! За Веру, Царя и Отечество! В штыки — за мной!…

            Мешая уставное «ура» с остервенелым матом, стрелки горохом посыпались вниз по склону».

Выходец из небогатых дворян, на наших глазах Рыков проходит путь от поручика до подполковника, ведь роман С. Скобелева охватывает более десятилетия, с 1904 по 1914 годы. Дорогами войны и мира идет наш герой, и, несмотря на нежелание пересказывать сюжет книги, следует  остановиться на ряде интересных моментов, выделяющих роман среди себе подобных.

Итак, Владимир Кириллович Рыков — герой-артурец, георгиевский кавалер, при личной скромности не стесняющийся сказать правду как начальству, так и широким кругам общества (Именно это качество и обусловило его прозвище «Дальше Фронта» — только что вышедший из боя поручик не побоялся дать честное интервью репортерам»). После нескольких лет межвоенной службы, будучи уже капитаном, Рыков попадает в сухумский гарнизон, где возглавляет пулеметную школу. С этой частью, преобразованной впоследствии в отдельный пулеметный батальон, он и встречает войну.

Воевать ему и его подчиненным предстоит на турецком фронте, где герои принимают участие в Саркамышской операции, которая явилась, если можно так выразиться, крахом турецкого блицкрига. Саркамыш, расположенный между Эрзерумом (с турецкой стороны) и Карсом (с русской), являлся ключевой точкой для проводимого турками наступления, которое  должно было привести их в Закавказье. При огромном перевесе сил и средств наступление — ведомое во многом германскими офицерами-инструкторами,один из которых присутствует в романе — провалилось, и с того момента до конца войны стратегическая инициатива перешла к императорской армии. О героизме русских, защищавших Саркамышские перевалы, и рассказывает нам С. Скобелев. Причем — и мы не раз к этому вернемся — необходимо отметить историческую точность как в изложении событий, так и в упомоминании действующих лиц, руководивших обороной: генерал Юденич, генерал Мышлаевский, генерал-адьютант Воронцов-Дашков — реальные люди. Главное же — при наличии очевидных успехов русской императорской армии турецкий фронт забыт нашей литературой и весьма поверхностно встречаем нами в мемуаристике, оставаясь достоянием научных работ. Рассказ о нем — особая заслуга Сергея Скобелева.

Отдельного слова заслуживают яркие батальные сцены. Стараясь не перегружать текст примерами, необходимо все же привести пару цитат:

«– Огонь!

            В лоб и по флангам турецким кавалеристам ударили десять пулеметов, стрелки били из «трехлинеек» и «маузеров» на выбор. Шквал свинца в полминуты проредил атакующих наполовину (…) Это был почти полный разгром, когда неожиданно замолк «Максим», защищавший правое дефиле. Около полусотни турок все же прорвались сквозь заградительный огонь и мчались теперь мимо центральной и правой русских позиций прямо на несчастливый расчет. Слабый огонь едва ли десятка винтовок остановить их никак не мог».

Или:

– Тут наше дело щас пойдет, вашебродь, солдатское. Мы-то не по первому разу, а вы несвычный. Вы, ежли можно так, то чуть сзади нас, с «люськой» – унтер кивнул на пулемет, прикроете с флангу, только жарьте коротко, диск остатний. Ладно?

– Ладно,- сглотнул поручик,- ладно, Васильич…

– Лишь волны морские прославят вдали геройскую гибель «Варяга»!

Турецкие роты, больше напоминавшие толпу, уже не обращая внимания на редкие очереди и выстрелы, с нестройным ором приблизились почти на сотню метров…

            «Севастьянов отбросил пустой «мадсен»:

– Все, ваша бродь, отстрелялись…

«Дальше фронта» — подлинно исторический роман, поражающий четкостью изложения событий и всесторонним знанием императорской армии — техническая сторона, штабная работа, быт солдата и офицера описаны детально и точно. Автор знает не только то, как менялась, например, штатная численность пулеметов в полку, какие рапорты подавались при различных ситуациях, но и довольствие солдата, жалование офицера, цены того времени на папиросы, спички, пошив одежды, посещение ресторана, поездку на извозчике и т. п.

Но при доскональном знании истории автор чужд излишнего пиетета в изложении фактов армейской жизни. Не остаются за рамками и извечные недостатки военной машины — показуха, бюрократизм, медлительность:

«Докладывать немедленно плохо, не докладывать — может получиться еще хуже, потому как   спросят, отчего не доложили тут же».

«… ибо нет там (в штабах — М.Ш.) худшего проступка для подчиненного, чем явиться перед начальством хотя бы с одной пуговицей, перекошенной не по форме»

«не интересно прессе писать о том, что, к примеру, N-ский полк третий месяц  на одной пшенке сидит, а в интендантстве и в ус не дуют… не того масштаба эмоции».

Речь персонажей произведения выдержана в стиле того времени. «Батарея приведена к молчанию», «будьте надежны», «шоффер», «охотник» (то есть разведчик), «момент» (офицер-карьерист) — приметы эпохи, делающие роман еще более достоверным, насколько это можно сказать о художественном произведении. Язык героев — офицеров, солдат, жителей Кавказа — различен, но при этом соответствует времени, сословию, народу и ситуации. Да и сами герои интересны и хорошо прописаны: достаточно упомянуть старшего унтер-офицера Щепкина, бывалого солдата, денщика Курносова, напоминающего нам о купринском Гайтане и пушкинском Савельиче, или гвардии капитана Оболенского и штабс-капитана Климова — своего рода Болконского и Максима Максимовича… Вполне ясно, что Сергей Скобелев, образно выражаясь, впитал традиции русской военной прозы, поняв и мастерски интерпретировав их.  Впрочем, и гражданские персонажи книги «не отстают». Отлично проработанными и живыми смотрятся диалоги и с Анечкой (дочерью подруги капитана Рыкова), и с ее матерью, и с абреком Илико, и с извозчиком Важей, и со множеством других персонажей.

Интересна композиция книги — пролог, две части и эпилог, составляющие ее, снабжены примечаниями, раскрывающими моменты армейской, и не только, жизни тех времен. Это помогает нам, читателям, глубже и  полнее почувствовать дух описываемой эпохи, дает те мелкие, но необходимые подробности, позволяющие понять реалии более чем столетней давности. Этой же цели служат и своего рода интерлюдии, предваряющие каждую из частей — описания значимых и  интересных, по мнению автора, событий 1912-13 (1 часть) и 1914 (2 часть) годов. Впрочем, остается не вполне ясным критерий отбора вышеуказанных событий. Роман снабжен рядом примечаний и приложений, весьма, кстати, познавательных, что сближает его с научно-популярной литературой.

Из недоработок можно отметить некоторую размытость любовной линии романа и мелкие погрешности текста, например, немецкий капитан Шлиман, военный советник в турецкой дивизии, в дальнейшем назван майором. Впрочем, подобные мелочи, которые устранит любой мало-мальски сведущий редактор, не умаляют ценности книги и, несомненно, будут исправлены в дальнейших публикациях. Ведь произведение такого уровня, вне всякого сомнения, требует большего тиража и, надеемся, будет замечено издателями.

В целом же роман Сергея Скобелева «Дальше фронта» несомненно ценен и важен. Ценен своей проработанностью, прекрасным литературным языком, особым вниманием к историческим деталям, важен как пример верного, тщательного подхода к разработке такой сложной темы, которой является исторический роман, требующей от автора владения не только художественным словом, но и обладания обширными фоновыми знаниями об описываемой эпохе.

Роман «Дальше фронта» логически завершен, но предполагает и продолжение, о чем говорит нам сам автор, заканчивая повествование словами «Конец первой книги». С нетерпением ожидаем дальнейшего рассказа о службе и  приключениях теперь уже подполковника Рыкова, Сергею Скобелеву же пожелаем дальнейших успехов в создании столь качественной исторической литературы, в которой, несомненно, нуждается современный читатель.

 

*****

М. Шулин
А. Ваулин

                                 Взгляд из окна. Путевые заметки

 

Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.

1941 г. К. Симонов 

 

 

Волею Божией случилось так, что мы, давно планируя поездку на Донбасс и освобожденные территории, оказались там именно в судьбоносные дни 26-27 сентября, когда решилась судьба не только вышеупомянутых земель, но и, без преувеличения, всей России. Хотелось разобраться, как, почему и в чем заключен смысл крупнейшего открытого противостояния нашей страны с Западом со времен Второй Мировой войны, почувствовать это на месте и, по возможности, рассказать об этом тем, кто далеко от линии борьбы, ведь здесь все воспринимается иначе.

А тут и референдум «подоспел». Наш рассказ, безусловно, краток и неполон, но это, наверное, не к худшему, ибо он являет собою непосредственные наблюдения прямо в момент событий референдума, незадолго до и после него. Это действительно взгляд из окна на мир, который меняется на наших глазах. Примером этого может послужить то, что мы были одними из последних, кто пересек границу освобожденных территорий как другого государства — через час после того, как мы миновали Джанкой, президент В.В. Путин объявил о вхождении в РФ четырех новых регионов.

Известно, что добраться самолетом на юг теперь не так просто — ряд аэропортов закрыт по военным причинам. Поэтому пришлось лететь через Волгоград и начинать движение через КПП Изварино, ведший в ЛНР.

Луганск — одна из основных тыловых баз воюющей армии, и это заметно сразу. Город наводнен военными, по одной из главных — Оборонной улице — постоянно идут колонны «уралов» и БТР, много выздоравливающих, с костылями, в бинтах. Военные в основном луганские. Следы обстрелов 2014 года почти повсюду ликвидированы. Вспоминается разговор двух детишек на автовокзале, девочек лет пяти и семи:

– Там хорошие военные с плохими воюют. Вот мой папа за хороших военных, а твой?

– Тоже за хороших.

Иное впечатление производит Донецк. Если Луганск — база фронта, то Донецк — город фронтовой. Видны следы обстрелов, хотя ремонтируют все быстро, дороги хорошие и сам город чистый и ухоженный. На улицах почти нет людей — никто не выходит без надобности: только на работу, в школу, в магазин — и домой. Обстрелы не прекращаются, ВСУ постоянно ведет беспокоящий огонь — иногда два снаряда в час, иногда два в минуту. Идет контрбатарейная борьба. Местные уже сразу различают: «Это наши, а это их. – А как вы отличаете? Да слышно ведь!»

Разговариваем с дончанкой, встретившей нас:

            – Как же вы тут живете?

– Да так и живем. Не успеваем читать новости — каждый день бабахают. Кого-то убивают каждый день. У меня брату ногу «лепестком» оторвало, из дому вышел только.

            – Сочувствую.

– Ох… ладно. Я, как мне на работу надо, и вообще из дома — три раза краткую молитву читаю и выхожу. Я всегда молюсь так. Если бояться — надо уезжать. А куда уезжать? Здесь наш дом, и мы никуда не уедем.

            – А голосовали уже? (Это первый день референдума, часа три дня)

– Конечно, мы все проголосовали.

Дух уверенности в своей правоте повсюду. Девушка, идущая домой из школы, пишет в телефоне, невзирая на грохот разрывов. Старушка, идя в магазин, раздавливает пару орехов — город южный, грецкие орехи растут на улице — для голубей. Продавец выкладывает товар на лоток… И все это при постоянном «салюте». Есть перебои со светом и, особенно, водой, но город живет. И побеждает.

 

Далее — Мариуполь. До него нет прямых рейсов, но, например, из Новоазовска автомобилисты подхватывают попутчиков. По дороге видим стайку ребятишек лет 10-12, машут проезжающим российским триколором.

Город сильно разрушен и напоминает Грозный двадцатилетней давности, но жизнь вернулась в него: работают магазины, школы, немногочисленные кафе. Курсируют бесплатные автобусы с надписью «Санкт-Петербург и Мариуполь — города-побратимы» на борту.

Местные жители рассказывают разное, но общее мнение едино: «Не уходите, второго штурма мы не переживем».

Страшна история Ирины, одна из многих историй разрушенного города. Но вместе с тем она и обыденна — таких тут много. Публикуем ее фактически без сокращений, как и снята была с диктофона, без купюр:

            – Как вы встретили войну?

– В пять утра муж смотрел по спутниковому новости (Российские каналы и раньше были запрещены на Украине – М.Ш.). Говорит — война! Я спрашиваю: «Как? Не может быть». Поехала на работу, а через неделю на работу уж не ходили. Все закрываться начало. С неделю прошло — и газ, и электричество пропали.

А первый снаряд по нашей улице попал 9 марта. Мы уже в подвале прятались, у нас частный дом был. (События происходили на ул. Талалихина — М.Ш.) Тогда бабахнуло, сын с мужем побежали тушить, огнетушитель был, ребенок с водой бегал…

12  марта сосед делал костер во дворе, готовить, мы не делали. Сын сбегал с чайником к соседу, сказал, мы сейчас с папой вернемся, и снова вышел. Тут начались сильные обстрелы, я с малой в подвал, а они вышли во двор. При обстрелах они всегда в дом забегали, а тут слышу — их нету. А я ж с дочкой в подвале. Дом трясется, а я молюсь, держа дочку на руках. Смотрю — моих нет. Я малую кладу спать, мои обустроили ж там все — кроватку, ну все…

Выхожу — идет соседка, кричит, плачет, рыдает. Я: «Что случилось?» Побежала я от своего дома и увидела страшную для себя картину: там лежал мой ребенок лицом вниз, муж, двоих соседей разорвало. (…) Они пролежали пятнадцать дней на улице, у меня не было возможности забрать их. Я пыталась сама это сделать — не получилось. Прикрыли только, я смотрела — лежат они, я не могла подойти к ним. Снаряды летели постоянно.

Через пятнадцать дней я нашла помощь, чтобы дотащить их во двор и похоронить. Мне помогли, и я несла тоже — они за ноги, я за голову держала сына…

Прошло ровно полгода, но для меня это реально. Я не могу поверить, что у меня больше нет ребенка. Я, получается, рожала его как для войны… И вот ребенок 11-й класс не закончил, а планы были, поступать куда. Он у меня и боксом занимался, тренер, все хвалили…

С конца марта они пролежали у меня во дворе, до 18 июня, тогда прокуратура ДНР начала перезахоронения. Помогли мне парни, достали их, и теперь они на Старокрымском кладбище. Вот война для меня.

Я больше не могла заходить в свой дом, и до 28 марта жила у крестной, это рядом. Едим, и тут — троекратный выстрел, три раза подряд в одну точку. Побелка посыпалась, ничего не видно…

            – Это кто был?

– У нас украинские танки на тот момент стояли в троллейбусном депо. Это не может быть совпадением, в жилой дом попасть три раза подряд. Я схватила ребенка, прыгнули в подвал, до утра опять сидели. Я молилась, чтоб это закончилось, был конец марта — месяц войны. 12 марта погибли мои мальчики, а 13 марта моей дочери исполнилось пять лет, и не было у нее уже ни папы, ни брата…. Так вот, попадает снаряд в дом, разваливает полдома. Весь удар получила я — дверь вылетела в мою сторону. Мы сидели в первой комнате, а когда я очнулась, встала и повернулась — ни дверей, ни стенок. Перед падением я ненадолго отключилась, услышала крик своей дочери. Я поняла, слава Богу, она хоть живая. Крестная закрыла ее. Снаряд вообще попал чуть дальше (рисует схему на столе), а попади он в середину — нас бы уже не было.

Сосед сказал: «Тут есть бомбоубежище недалеко, Ира, что ты тут делаешь до сих пор?» Я малую взяла, бежим через огороды, ну, попадаем под обстрел, конечно, и — в это убежище.

Отсидели мы там с конца марта еще с месяц. Через два дня залетает туда разведка ДНР, молодые пацаны с Макеевки, это я потом узнала. Вскоре они в этом доме закрепились. Многие, знаю, погибли потом.

            – Расскажите о днровцах.

– Обращение было нормальное. С моим ребенком было еще с шесть детей, и все было детям, скажем так. Разведка у нас фактически и жила.

            – Делились пайком?

– Да, они даже больше приносили. И одежду носили детям, и все… ничего не могу сказать. Дети, конечно скажу, нуждались, и они все им носили. Мы пробыли с ними недели три, вот так, изо дня в день. И уходили они, и раненые приходили, и все у нас на глазах. Когда они пошли дальше, пришла замена, и они, увидев детей — они уже выбегали, город зачистили, все на «Азовстали» было — приносили и тушенку, и сгущенку, а особенно хлеб и воду. Хлеб, вода и сладкое — всегда они давали детям. Тут нас тоже никто не бросал.

            – Это днровцы или россияне?

– Сначала днровцы, потом россияне. Тогда, в конце апреля мы начали выходить из подвалов, чтоб из дома хоть что-то забрать. «Азовсталь» хоть и далеко — сорок минут на маршрутке — но и у нас взврывной волной двери открывало. Так мы это все и перенесли.

            – Храни Господь вас. Такое…

– У меня муж, когда еще был жив, сказал: «Ира, азовцы принесут в каждую семью беду». Он и до этого политику слушал, говорил — я не сильна в этом: «Они не сдадутся, они раздолбают этот город». И вот, пожалуйста, с нашей семьей получилось так, как он сказал. Теперь я осталась одна с дочкой, но надо как-то дальше. Одна в городе.

Освобожденные территории — резкий контраст. Тут война не чувствуется. Цены в гривнах (хотя рубли берут), все работает. Мангуш, Бердянск — мирная совсем территория. Тут не было ни прилетов, ни разрушений. Люди ждут, чем же все закончится, но, к счастью, нет здесь этого неизбывного человеческого горя, как в том же Мариуполе. Слава Богу.

Доехать до Херсона нам не удалось как по причинам военным — обстрелы, в том числе ракетные, после референдума значительно усилились — так и по логистическим — транспорт ходит плохо, а Антоновский мост разбит украинским огнем. Надеемся, это удастся сделать несколько позже.

Напоследок хочется заметить, что абсолютно открытым остается вопрос безопасности. Проверки на границе, так называемая «фильтрация» – носят чисто номинальный характер. Подрыв на Крымском мосту наглядно показывает это. К сожалению, в России не все еще понимают, похоже, что наша страна ведет самую крупную войну со времен Великой Отечественной, причем не с Украиной, отнюдь не с украинцами — со своими врагами, выбравшими данный момент, чтобы сплотиться и открыто выступить против нее.

 

 

Уйти из матрицы

Бровко

 

 

 

ВАСИЛИЙ БРОВКО

философ

 

 

 

 

УЙТИ ИЗ МАТРИЦЫ

 «Никто не может служить двум господам <…> Не можете служить Богу и Маммоне».

Евангелие от Матфея, Евангелие от Луки. Новый Завет.

 

Мир сходит с ума. Люди плачут, провожая в последний путь чизбургеры и наггетсы. В очереди в IKEA дерутся за право купить садовую мебель. В самолеты, вылетающие в Ереван, не купить билетов. В Узбекистане обсуждают новых мигрантов – русских, приехавших на заработки. Их никто не гнал из России – они сбежали сами. Из каждого блога и аккаунта в соцсетях доносятся крики о неминуемом конце света, наступающем в отдельно взятой стране. И эта страна, если верить соцсетям, Россия. Что происходит? 

В 1999 году в США появился фильм «Матрица». Фильм, рассказывавший о реальности, которая на самом деле не реальность. Реальности, где людьми управляют машины. Территории, где мысли, поступки, желания каждого запрограммированы. Фильм восприняли как пророчество о грозном, но далеком будущем. Но Матрица с ее иллюзорным миром окутала человечество куда быстрее. Читать далее “Уйти из матрицы”

Всего лишь «репетиция» будущего?

иерей ЕВГЕНИЙ ХОВАНСКИЙ

 

 

Иерей Евгений Хованский, магистр богословия, программист, специалист по защите информации, Русское Собрание

 

 

ВСЕГО ЛИШЬ «РЕПЕТИЦИЯ» БУДУЩЕГО?

Два принципиальных вопроса: 1. Насколько соответствует введение QR-кодов задачам карантина: остановить распространение болезни (либо через передачу, либо через иммунитет)? 2. Почему коды дают не на момент минимального периода формирования иммунитета (2 недели, максимум 28 дней), а чуть ли не сразу, именно в тот период, когда в случае заражения болезнь может протекать в более тяжёлой форме?

Читать далее “Всего лишь «репетиция» будущего?”

«Не бойтесь!»

 

 

 

 

Митрополит Псковский и Порховский
Тихон (Шевкунов)

 

 

«НЕ БОЙТЕСЬ!»

 

Двадцать третьего сентября в Троицком соборе Пскова был торжественно встречен ковчег с частицей мощей преподобного Сергия Радонежского. Встречу и Божественную литургию возглавил митрополит Псковский и Порховский Тихон.

Во время Евхаристического канона поступило сообщение, что собор заминирован. Остановить богослужение после Херувимской песни по церковным правилам уже невозможно.

Литургия была завершена, священство и народ причастились.

Вместо молебна было совершено краткое славление, и митрополит Тихон обратился к прихожанам со словом, которое публикуется ниже.

Молящиеся спокойно покинули собор. В дальнейшем выяснилось, что сообщение о минировании было ложным.

«Возблагодарим Господа, что к нам, в Псков, именно сегодня прибыл мощами преподобный отец наш Сергий и принёс особое утешение, которое мы слышали в нынешнем Святом Евангелии. Напомнил нам слова Господа в то время, когда многие находятся в смущении, малодушии и смятении», – отметил митрополит Тихон. Читать далее “«Не бойтесь!»”

Заступничество Божией Матери за наше Отечество

Шаргунов

 

 

 

 

Протоиерей Александр Шаргунов

 

 

 

ЗАСТУПНИЧЕСТВО БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗА НАШЕ ОТЕЧЕСТВО

 

 

Чтобы понять, насколько велик этот день, мы должны увидеть, что значит Пришествие Христа Бога в мир, что значит для нас Его Крест и Воскресение — избавление от смерти вечной. То, что превосходит всякую меру разумения. И в сегодняшнем празднике уже присутствует надежда, что встреча с Богом возможна — встреча Пресвятой Девы Марии и всего рода человеческого. Читать далее “Заступничество Божией Матери за наше Отечество”

Манипуляция словами – манипуляция смыслами

Галина Пырх

 

 

 

Галина Пырх

журналист

 

 

 

 

 

 

МАНИПУЛЯЦИЯ СЛОВАМИ – МАНИПУЛЯЦИЯ СМЫСЛАМИ

 

Игра словами – очень увлекательное занятие. Писатели, поэты знают: чем профессиональней ты играешь, тем круче результат, тем сильнее воздействие на аудиторию. Журналистам, конечно, по мастерству далеко до признанных мэтров, но и они сегодня жонглируют словами (а вместе с ними и смыслами) с легкостью необычайной. Чтобы не быть голословной, разберем с вами последнюю любимую игрушку моих коллег – информационные заметки о «чуме 21 века», то бишь коронавирусе.

 

 

Начнем с заголовков информации с разных сайтов: Число зараженных коронавирусом в РФ приблизилось к 400 тысячам (URA.ru, 30.05.2020); В России выявили более 405 тысяч случаев заражения коронавирусом (Медиазона, 31.05.2020); За сутки в России подтверждено 9268 случаев COVID-19 в 84 субъектах («Российская газета», 31.05.2020); 9 268 новых случаев COVID-19 в России, более 6 млн по всему миру: главное о пандемии (Русская весна, 31.05.2020). Читать далее “Манипуляция словами – манипуляция смыслами”

Размышления о русском характере

 

 

Владимир Анищенков,

главный редактор радиостанции «Победа»

 

 

РАЗМЫШЛЕНИЯ О РУССКОМ ХАРАКТЕРЕ

 

Нынешняя смута сложна тем, что враг не виден. Явны только последствия его действий. Преодолеть смуту мы сможем, только осознав себя, уяснив исконный характер нашего народа, его духовную силу, определив те скрепы, которыми держится Россия. В современной войне это и есть поле битвы. Народ, осознавший себя и верящий в Замысел Божий о себе, сможет вести борьбу не вслепую. Когда мы будем знать, в чём состоит сила народа, то сможем преодолеть все испытания, и обрубить щупальца финансово-монополистическому спруту, опутавшему весь мир и нашу страну. Возвращение русскости выявит всю нерусь, то есть инородные, разрушительные силы. Читать далее “Размышления о русском характере”

«По высочайше утвержденному проекту…»

 

 

Михаил Шулин
редактор газеты
«Вестник Александро-Невской лавры»

 

 

 

«ПО ВЫСОЧАЙШЕ УТВЕРЖДЕННОМУ ПРОЕКТУ…»

     Совсем недавно — 28 июля — мы отмечали день святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. На наш взгляд, среди храмов Крыма, да и, пожалуй, России, Свято-Владимирский кафедральный собор Севастополя занимает особое место — по церковному преданию, здесь находился храм, где крестился сам святой равноапостольный князь. В память об этом событии, сообразуясь с высочайшей волей, в присутствии императора Александра I и императрицы Марии Александровны, состоялась закладка собора. О судьбе этого храма – его строительстве, разрушении, реставрации, возвращении в лоно Русской Православной Церкви — наш сегодняшний рассказ. Читать далее “«По высочайше утвержденному проекту…»”

Крайне аморальная и педагогически неадекватная книга

 

 

 

Алексей Соловьёв,
вице-президент Международной славянской
академии наук, образования, искусств и культуры;
заместитель председателя Совета
Ассоциации учителей православной культуры города Москвы

 

 

КРАЙНЕ АМОРАЛЬНАЯ

И ПЕДАГОГИЧЕСКИ НЕАДЕКВАТНАЯ КНИГА

 

(Отзыв на учебник диакона Ильи Кокина

«Страх возводит стены, любовь   строит мосты»

(М.: «Никея»,2019)

 

В развернувшейся дискуссии на предмет непозволительно низкого педагогического и культурного качества, богословской приемлемости Учебно-методического комплекта (УМК) «Приходская школа “под ключ”» авторства диакона Ильи Кокина, протоиерея Павла Великанова и др. громче голосов состоятельной критики звучат манипулятивные восклицания защитников этих аморальных материалов. Звучат высказывания в стиле: «Мои знакомые обучали детей по этой программе, и это только положительные отзывы. Мне кажется этот результат что-то значит» (хотя это означает исключительно лишь то, что эти люди – того же поля персонажи, что и автор). Или: «А по каким тогда пособиям обучать?!» (да по каким угодно, пособий много, но только не по этим). Или: «Вы не понимаете, только так можно удовлетворить интерес и удержать внимание молодежи» (типовой аргумент всех и каждого секспросветовцев, маниакально лезших в российские школы в течение последних 30 лет, а также оккультистов и сектантов). Или: «Почему вы не вынесли эту дискуссию на священноначалие, почему вынесли грязное белье?» (два года православная общественность пытается бить в набат, но кто бы еще нас всех слушал). Читать далее “Крайне аморальная и педагогически неадекватная книга”

50 человек определяют, как жить нашим детям

50 ЧЕЛОВЕК ОПРЕДЕЛЯЮТ, КАК ЖИТЬ НАШИМ ДЕТЯМ

 

Павел Пожигайло и Николай Бурляев отреагировали на критику ряда режиссёров и продюсеров проекта указа Президента по «сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»

Министерство культуры России пересмотрит содержание проекта указа Президента по «сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», сообщил экономический обозреватель «Первого русского» Юрий Пронько в эфире программы «Царьград. Главное».

С критикой документа выступила группа режиссёров и продюсеров. Среди них такие деятели, как Александр Сокуров, Андрей Звягинцев, Александр Роднянский. Читать далее “50 человек определяют, как жить нашим детям”

Исчадия ада

 

 

 

 

Владимир Малёванный
продюсер, режисёр

 

 

 

ИСЧАДИЯ АДА

 

«Многие страны ополчатся на Россию, но она выстоит, утратив большую часть своих земель. Эта война, о которой повествует Священное Писание и говорят пророки, станет причиной объединения человечества… Придёт такое время, когда будет в России духовный рассвет» (прп. Серафим Вырицкий).

Пророчество, можно сказать, уже сбывается – большинство стран ополчились против России, пытаясь погубить её, задушить санкциями. Есть «доброжелатели», которые выступают за решение вопроса физическим путём – уничтожение нас ядерным оружием. На всё воля Божия, что Он попустит – того не миновать… Обидно другое – сейчас, когда все добропорядочные граждане сплотились против внешнего врага, враги Православия активизировались внутри России. Вся нечисть из ада выползла на свет, но они считают, что они вышли в свет… Читать далее “Исчадия ада”

«Русские не хотят жить по Швабу»

 

 

 

 

 

 

 

«РУССКИЕ НЕ ХОТЯТ ЖИТЬ ПО ШВАБУ»

 

Беседа главы Калязинского района, руководителя Тверского регионального  отделения «Русского Собрания» Константина Ильина  с писателем Валерием Кирилловым

 

– Константин Геннадьевич, многие факторы свидетельствуют о том, что Россия сейчас вновь находится на критическом рубеже своей истории. Пандемия, обострившийся «украинский вопрос», события в Казахстане… Совершенно очевидно, что глубинные силы осуществляют переформатирование мира под свои интересы. Обыкновенные люди не понимают до конца подлинной картины происходящего, но проникаются нарастающей тревогой: к чему все это приведет?

– Происходящие события невозможно объективно объяснить без христианского взгляда на них. Сатанинские глобалистские силы делают все для того, чтобы как можно скорее воцарился окончательно новый мировой порядок во главе с антихристом. Та же пандемия, она случилась не просто так. Только наивные могут верить, что вирус ковида появился естественным путем, от летучей мыши, вылетевшей из неизвестной китайской пещеры. Существует немало подтверждений тому, что это искусственный боевой вирус, используемый глобалистами не только для сокращения населения планеты в интересах «золотого миллиарда», но и для установления тотального контроля над людьми. В открытых источниках есть информация о том, что по периферии России организованы секретные американские биологические лаборатории с целью создания биологического оружия. При этом коечный фонд инфекционных отделений больниц с 2012 года сокращался. Да и сейчас у нас в медицине есть немало трудностей, созданных искусственно. Например, с работой скорой помощи, в которых не хватает медкадров, особенно фельдшеров. Читать далее “«Русские не хотят жить по Швабу»”

«Инаковость России и возбуждает чувство ревности»

«ИНАКОВОСТЬ РОССИИ И ВОЗБУЖДАЕТ ЧУВСТВО РЕВНОСТИ»

 

В воскресенье, 3 июля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме равноапостольных Кирилла и Мефодия в Калининграде. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы находим слова, которые человека, незнакомого с Евангелием, могут настолько озадачить, что если это единственные слова, которые человек прочитает, то скорее всего он закроет Евангелие и больше никогда к нему обращаться не будет — настолько эти слова противоречат здравому смыслу, всей логике человеческой жизни. А слова такие: Не заботьтесь о том, что вам есть, или что пить, или во что одеваться, ибо Отец ваш Небесный позаботится о вас (см. Мф. 6:31-32). Но ведь каждый сам заботится о том, что ему есть, что пить, во что одеваться. Почему же Господь сказал такие слова? А потому что этими словами Он хотел подчеркнуть, что естественные заботы человека о самом себе ни в коем случае не должны быть абсолютным приоритетом, жизненной доминантой. А иначе человек мало чем отличался бы от животного. Правда, животным не нужно думать о том, во что одеваться, — Господь позаботился; и в отношении жилья у них в порядке — Господь и об этом позаботился, но без еды-то животное не проживет! И слова Спасителя бросают вызов, особенно современному человеку, у которого все крутится именно вокруг того, как поесть, попить, дом построить, в отпуск съездить, пожить в свое удовольствие. А Господь говорит: не думайте об этом — Господь, Отец ваш Небесный, позаботится о вас.
Конечно, в строгом соответствии с этим повелением никто не поступает. Наверное, Господь и не требует, чтобы мы так поступали, но Он выстраивает систему ценностей, Его слова определяют приоритеты жизни. И если приоритетом становится во что одеться, что поесть, что попить, как поехать в отпуск, повеселиться, посмеяться, погулять, то это не те приоритеты, которые Бог предлагает нам. Они мало отличаются от приоритетов, существующих в животном мире. Конечно, человек — высокоразвитое существо, и все это несоизмеримо с животными приоритетами, но более или менее всё это явления одного порядка, это забота о физическом существовании. Даже если речь идет о некоей эстетической составляющей, это опять-таки забота не столько о духе, сколько о земной жизни.
И ведь слова эти сказаны потому, что Господь знал, что говорил. Он знал, что для всех людей, которые Его окружали, именно эти заботы — о еде, о питье, о жизненных условиях — являются приоритетными. И Он подчеркивает, что все это не может быть подлинным приоритетом жизни человека. А почему? Если бы наша жизнь заканчивалась гробовой доской, то, конечно, было бы невозможно принять слова Божии. Но мы верим и даже знаем из опыта человечества, из опыта святых, из опыта тех, кто одной ногой был за гробом, а потом вернулся, что там — другая жизнь. И в перспективе той жизни наши земные приоритеты перестают быть жизненно важными. И что же тогда собой представляют приоритеты жизненно важные?
В первую очередь нужно жить по Божиему закону — вот самый главный приоритет. Не надо в детали входить, в деталях запутаться можем, сколько голов — столько умов, сколько мудрствующих, столько и толкований. Жить надо строго по Божиему закону, который мы все хорошо знаем: не кради, не прелюбы сотвори, не свидетельствуй против друга своего, люби отца и мать свою, не буду перечислять все заповеди. Современному человеку все более и более трудно понять эти приоритеты. А о чем это свидетельствует? О том, что происходит некоторый духовный регресс в жизни общества. Развитие науки и техники, совершенствование условий жизни, повышение уровня знаний, уровня комфорта переводит мысль человека, его целеполагание в горизонтальную плоскость, в плоскость земной жизни. И это происходит повсеместно — что греха таить, и среди нас, верующих людей, даже среди некоторых представителей духовенства.
Сегодняшние слова — это вызов всем нам, и мирянам, и духовенству. Подумайте о том, как жить. Подумайте, что должно быть вашим приоритетом. А приоритетом, несомненно, должна быть вера, которая возвышает человека над обыденностью. Это крылья, которые помогают нам взметнуться в небо. Это сила, которая поднимает нас над повседневностью, дает подлинную способность прозревать то, что происходит в мире, с самим собой, с людьми, в каком-то смысле с обществом, в котором мы живем, и даже с государством.
Слова Божии, которые доносит до нас Священное Писание, — это не человеческие слова, это Сам Бог с нами говорит. Поэтому слово Божие должно быть для каждого из нас абсолютной истиной и абсолютно определять приоритеты нашей жизни. Собственно говоря, об этом сегодняшнее чтение, об этом мысли, которые возникают вокруг этого замечательного Евангельского чтения. И все это усугубляется еще и тем очень приятным обстоятельством, особенно для меня, носящего имя святого равноапостольного Кирилла, что мы слышали эти слова, что мы молились сегодня в этом замечательном храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто участвовал в строительстве, — Владимира Ивановича, Антона Андреевича; не могу всех перечислять, потому что обязательно кого-то не назову, и будет обидно. Благодарю всех вас, мои дорогие, кто вносил свои средства, кто действительно отождествил себя с этим великим и святым делом строительства святого храма. Господь никогда не бывает поругаем, поэтому нельзя Бога гневить, но никогда Бог не бывает у нас в долгу, и вы в своей жизни это почувствуете. Когда в какой-то момент вы скажете: “Ох, пронесло” или “Господи, откуда это?” — это может быть от сегодняшнего дня, от ваших трудов по строительству и созиданию этого Божиего храма.
Я всякий раз особенно радуюсь посещению Калининградской земли, с которой у меня связана бОльшая часть моей архиерейской жизни. Вспоминаю, с чего мы начинали, каков был этот путь. Вчера в соборе я кратко об этом говорил, но могу вспоминать и говорить очень часто и много. Сегодня не буду вас утомлять своими воспоминаниями, но посещение Калининграда для меня действительно очень значимое духовно событие, потому что я вижу сегодня процветающую Церковь на самом западном порубежье России. Вижу строящиеся храмы, вижу молодое образованное духовенство, вижу представителей властей, светских и военных, представителей нашей интеллигенции. Вот это и есть весь наш народ — в этой группе людей отражается как в капле воды все наше общество.
И если мы все будем с Богом, если мы будем жить по Божиему закону, если мы будем находить в себе силы бороться со своими страстями, пороками, греховными мыслями и не очень-то хорошими делами, то Господь действительно будет с нами. А сегодня мы очень нуждаемся в том, чтобы Бог был с нами, и здесь, на западном порубежье России, это особенно чувствуется. Многие восстают сегодня на Отечество наше, но знаем, что Отечество не сделало никому ничего плохого. И восстают не потому, что мы плохие, а потому что мы другие. Эта инаковость России и возбуждает чувство ревности, зависти и негодования, но мы не можем изменить самих себя. Конечно, очень многие хотели, как сейчас говорят, нас переформатировать, но ведь не получилось, хотя такие огромные силы и средства были вложены в переформатирование Руси. А она как была, так и есть в сути своей Святая Русь, удел Пресвятой Богородицы. Дай Бог, чтобы так было и впредь, и мне особенно важно сказать обо всем этом вам, мои дорогие, живущим на западном порубежье Святой Руси.
Пусть Господь хранит землю Калининградскую, народ наш и всю землю Русскую от всякого врага и супостата. Но самое важное — чтобы Господь хранил в чистоте сердца наши и веру в наших сердцах. Если будет так, то никакие враги нам не страшны, и в первую очередь не страшен наш внутренний враг, который склоняет нас к греху, пороку и отступлению от Божиего закона. Пусть Господь хранит Россию, землю Калининградскую, Церковь, зде пребывающую, и всех вас, мои дорогие калининградцы.
В память о сегодняшнем богослужении я хотел бы преподнести для этого храма икону Скоропослушницы. Это петербургская икона Скоропослушницы, которая была духовно очень важна в моей жизни. В самые трудные моменты, живя в Петербурге, я непременно приходил к этой иконе и горячо молился. И сейчас могу сказать: все то, о чем молился, все исполнилось. И от трудностей меня Господь избавил, и от опасностей избавил, и Царица Небесная под Покровом Своим определила мой дальнейший жизненный путь. Еще раз хочу сказать: это самый для меня почитаемый образ Пресвятой Богородицы — Скоропослушница Санкт-Петербургская, и я хотел бы его оставить в этом новом храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на Калининградской земле».

Наша эпоха – порнографическая…

 

 

 

 

АНДРЕЙ ТКАЧЁВ

протоиерей

 

НАША ЭПОХА – ПОРНОГРАФИЧЕСКАЯ…

 

Попробую выстроить некую цепочку, размотать внутреннюю логику некоторых процессов.

Наша эпоха порнографическая. Только слепой этого не видит. Делай все, что хочешь и никто тебе не указ. Получай удовольствие. А потом идет насилие.
То, что сладострастники жестоки, еще Достоевский указывал. За развратом всегда идет жестокость, и самая безудержная сексуальность имеет насильственную природу.

Отсюда ненависть к самой жизни, то есть чайлд фри, культ абортов, призывы к самоубийствам (Синий кит), засилье кровопролития в культуре, колумбайн (массовые убийства), феминизм, половые девиации, как ненависть к Божьей природе и т.д.

А дальше язычество. Человеку невыносимо просто грешить. Человек хочет грешить легально и осмысленно. От язычества он ждет религиозного оправдания разврата и насилия. Не ищите у неоязычников поклонения богам ради их прославления. Ищите идеологического оправдания гордыни и культа разврата и насилия. Здесь корни нео-язычества. Папа Иван-Павел Второй так и называл это все “культурой смерти”.

Читать далее “Наша эпоха – порнографическая…”

«Можно ли в наше время стать святым?»

«МОЖНО ЛИ В НАШЕ ВРЕМЯ СТАТЬ СВЯТЫМ?»

 

 

В день памяти прославления праведного Иоанна Кронштадтского, 14 июня, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Николаевском морском соборе Кронштадта.

Владыке сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель архимандрит Алексий (Ганьжин) с клиром, протоиерей Святослав Мельник, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.

Среди молящихся были военнослужащие Западного военного округа и войсковой части 00005 ВМФ, несущие службу на корвете «Стерегущий».

Диакон храма великомученицы Екатерины в Академии художеств Сергий Шкотов был рукоположен во пресвитера. Студент II курса магистратуры СПбДА Алексей Шкотов был рукоположен во диакона к храму великомученицы Екатерины в Академии художеств.

«Иногда спрашивают, можно ли в наше время стать святым, – сказал владыка в проповеди. – Почему нельзя? Если можно было стать святым в XIX и XX веках, почему нельзя стать им в XXI веке? Посмотрим на жизнь Иоанна Кронштадского, чтобы понять, как он стал святым. Он родился в 1829-м году в церковной семье, знал молитвы с детских лет. Когда пошел в школу, почувствовал, что у него не хватает возможности осваивать предметы, стал ночью молиться Богу, прося успехов в учебе. Господь услышал его детские молитвы. Иоанн стал читать жития святых, вдохновляться их жизнью и подвигами, читал Евангелие. В дневниках он отмечал, что Евангелие было ему и учителем, и утешителем, и просветителем. Оно помогало ему с детства правильно строить жизнь. Духовные школы он окончил блестяще, полюбил богословие, часто читал труды святителя Иоанна Златоуста. Постепенно обогатил себя духовными познаниями и приобрел опыт личной молитвы и общения с Богом. Господь видел его усердие, старание и все больше даровал ему Своей благодати».

Читать далее “«Можно ли в наше время стать святым?»”

ТАИНСТВО СМИРЕНИЯ

Ольга Орлова

 

ТАИНСТВО СМИРЕНИЯ

Добродетель смирения в жизни и учении святителя Игнатия (Брянчанинова)

Епископ Ставропольский и Кавказский Игнатий (Брянчанинов; 1807–1867) причислен к лику святых Русской Православной Церковью в 1988 г.

 

Апокалиптическое осмысление времени

Святитель Игнатий (Брянчанинов) родился в 1807 г. накануне Отечественной войны 1812 г., попущенной, по словам преподобного Серафима Саровского, России за чрезмерное увлечение знати французской апостасийной культурой, которая, водворенная восвояси, в самой Франции разразится в 1848 г. Французской революцией и очередным свержением монархии.

Узнав о революционных событиях 1848 г., святитель Игнатий напишет в письме: «Когда я услышал об этих происшествиях – я как бы услышал о смерти человека, давно-давно страдавшего и изможденного неисцельным недугом, заживо умерщвленного прежде умерщвления смертию. Такой всегда мне казалась образованная Европа или так называемый просвещенный мир. Мое неудивление показалось странным мне самому. В то время как я размышлял о моей холодности, внезапно вспомнились мне слова Спасителя: «Егда услышите брани, и слышания бранем, не ужасайтеся: подобает бо быти: но не у кончина. Возстанет бо язык на язык, и царство на царство: и будут труси по местом, и будут глади и мятежи, начало болезнем сия» (Мк. 13:7–8). Здесь особенно замечательно то, и на этом слове Евангелия я всегда останавливался, что последним признаком начальных болезней, долженствующих предшествовать окончательной болезни – антихристу, Писание выставляет «мятежи». <…> Из окончательного всемирного действия этой болезни должен возникнуть «беззаконник», гений из гениев…» Читать далее “ТАИНСТВО СМИРЕНИЯ”

Никольские откровения

 

ЛИДИЯ ШУБИНА

 

 

 

 

 

 

НИКОЛЬСКИЕ ОТКРОВЕНИЯ

 

Я люблю старину, тишину и природу. Особенно если выдается редкий солнечный денек. Никольское кладбище Александро-Невской Лавры с его деревьями, прудом и склепами как нельзя удачнее подошло для воскресной прогулки. Кроме вышеназванного, тут присутствуют ещё не менее любимые тайны и парадоксы. Старые могилы генералов от артиллерии и капитанов от инфантерии соседствуют с могилами героев Советского Союза, а также политических и прочих российских деятелей. Нахожу место упокоения Фёдора Углова – хирурга, спасшего огромное количество жизней во время войны. Упокой, Господи…
На кладбище можно почувствовать осень. Солнце радостно подсвечивает жёлтые листочки на березах, под ногами шуршат их опавшие собратья – всё живое, настоящее, неприглаженное, как после веселого праздника у легкомысленной хозяйки. Читать далее “Никольские откровения”

Что такое психо-ментальная война?

 

Путник Константин Владимирович,
руководитель миссионерского отдела Челябинской епархии Русской Православной Церкви

 

 

 

 

ЧТО ТАКОЕ ПСИХО-МЕНТАЛЬНАЯ ВОЙНА?

 

 

Происходящая в настоящее время схватка в психо-ментальной сфере предваряет назревающую «горячую» глобальную схватку за обладание жизненно необходимыми ресурсами

 

 

                                                                    Часть 1

 

«Нам нравится эта работа – называть вещи своими именами»
Карл Маркс

 

То, что мы находимся на войне – войне особого типа, которая носит выраженный психо-ментальный характер, наконец-то признано на самом верху, российской военно-политической элитой: весной 2021 г. советник министра обороны РФ Андрей Михайлович Ильницкий ввёл это понятие в широкий общественный дискурс. А совсем недавно в специализированном теоретическом журнале «Военная мысль» (август 2021 г.) он опубликовал большую статью, которая прямо так и называется «Ментальная война России». Всякий желающий может найти ее в Интернете. Читать далее “Что такое психо-ментальная война?”

Политические лидеры Восточного Православного Возрождения в XIV-первой половине XV вв.

 

 

Наталья Ложкина
кандидат культурологии,
сотрудник Эрмитажа

 

 

 

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ЛИДЕРЫ ВОСТОЧНОГО ПРАВОСЛАВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ В XIV-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV ВВ.

 

Г. М.  Прохоров  развил теорию о политическом исихазме, по которой исихазм оказал влияние на политическую ситуацию Византии и Руси XIV века. Это связано с тем, что учениками  св. Григория Паламы  были  Иоанн VI Кантакузин, Николай Кавасила и другие государственные деятели.[1] В монографии В.В. Петрунина[2] была предпринята попытка целостного осмысления  феномена политического исихазма в православной традиции, где молодой ученый изучил различные аспекты влияния исихазма на социальную, политическую и культурную жизнь поздней Византии. Читать далее “Политические лидеры Восточного Православного Возрождения в XIV-первой половине XV вв.”

ПАСХАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ

 

 

ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ

писатель

 

 

 

 

ПАСХАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ

 

Пасха – самый любимый и масштабный праздник России минувших веков. Вспомним, какими традициями был обрамлен он в минувшие столетия.

Герой нашего рассказа родился 07 ноября 1887 год. Несомненно, что свои истоки он берет на Руси практически с принятием христианства, и к веку XVI праздник уже имел свои устоявшиеся традиции и обычаи.
Сам праздник необходимо рассматривать только в объёме «общей картины», включающей в себя целую череду предшествующих событий-только так он раскрывает свой всеобъемлющий смысл.
Началом пути к этому празднику можно смело считать Масленицу, как последнего «мирского» праздника перед Великим постом. В масленичную неделю, народы, словно в детстве, беззаботно устраивают гуляния, лакомятся всевозможными блюдами, катаются на санях, штурмуют снежные крепости, водят хороводы, даже сжигают чучела, перед вступлением «во взрослую жизнь» Великого поста. Этот период больше напоминает уже взрослую и ответственную жизнь, ограничение себя в развлечениях ради совершенствования духовного, покаяние, забота о ближних, рассудительность, изучение Писания и Предания, и все то, к чему призывает Церковь Христова.
Отдельным событием Великого поста стоит Вербное воскресенье (Вход Господа в Иерусалим).
В Москве 16-17 веков в этот день проходила мистерия государственного масштаба. Патриарх, в белом облачении, на глазах всего народа, выезжал из Кремля в храм Покрова (более известного в народе как храм Василия Блаженного) на ослике, которого вел под уздцы сам царь. Священники, в соответствующем облачении, с хоругвями и песнопениями возглавляли эту процессию, бояре с иконами в руках шли вслед за царем и Патриархом. Стрельцы бросали под ноги процессии свои праздничные кафтаны (специально выдаваемые им для этого в этот день) и яркие ткани… Впрочем, сей образный и нарочито-показательный пример «тандема царь-Патриарх», закончился с приходом к власти Петра Первого. При Петре подобная образность исключалась, и дозволялись лишь народные увеселения. Города были заполнены «вербными ярмарками», где продавались как к этому празднику, так и к приближающемуся празднованию Пасхи: и галантерея, и цветы, и павлиньи перья, и свечи, огромное разнообразие свистулек, и многочисленные игрушки, и, разумеется, пучки и букеты вербы…
В Петербурге первое «вербное воскресение» (как и первая Пасха) отмечались в 1708 году. Впрочем, учитывая то, что город еще только строился, праздники практически не отмечались. Учитывая страсть Петра Первого к морю, то «пасхальные гуляния» проводились, преимущественно, на лодках и судах разного размера. С 1718 года Пасха в новой столице праздновалась уже церемониально. Центром торжеств был Троицкий собор близ Петропавловской крепости (с этой же крепости впервые палила в честь праздника дюжина пушек).
Куда пышнее Пасха стали отмечаться, начиная с царствования Анны Иоанновны, бывшей не только куда более воцерковленной чем ее покойный дядя, но так же масштабно придававшей новой столице блеск и создававшей настоящий «европейский» двор. В праздничные дни дворцы, Петропавловскую крепость и улицы старались иллюминировать (жителям было предписано ставить на окнах фонари и свечи). Полковые оркестры играли неустанно на площадях и в парках. Ярмарки и гуляния в Петербурге устраивались на Марсовом поле, Адмиралтейской и Театральной площадях.
Катались с горок, на каруселях, особо распространённым развлечением были катания на качелях. Так же на ярмарках стояли балаганы, где давали различные представления на Масленицу и Пасху: от цирковых и театральных, до, появившихся в конце 19 века, косморамно-диорамных и кинематографических.
После Масленицы ярмарки и театры закрывались, качели-балаганы разбирались и убирались до Пасхи. Лишь Вербное воскресенье было небольшой радостной отдушиной посреди суровой жизни поста. Затем наступала Страстная седмица… Весь народ внимал проповедям священнослужителей о смысле происходящих в Новом Завете событий, день за днем вспоминая все, что произошло более двух тысяч лет назад… Через страдания, смерть, маловерие, надежды, страх – к Величайшему Чуду христианского учения. Центру Библейской истории и смысла… «Праздника праздников и торжества из торжеств».
Готовились к нему, разумеется, заранее. Красили яйца, пекли куличи, готовили пасху и прочие праздничные блюда, покупали подарки для друзей и родственников…
Здесь стоит сказать несколько слов о традициях всех перечисленных выше приготовлений.
Традиция печь пасхальный хлеб (кулич) пришла к нам из Греции и в дословном переводе означает «хлеб круглой формы». Как известно, Спаситель с учениками, на Пасху ел пресную мацу, а в греческих храмах и монастырях этому хлебу придали форму цилиндра (артос), и в Европе (и особенно в России) эта традиция прижилась и многократно разнообразилась. В монастырях артос выпекают сами, освящают и раздают верующим. Кулич – как символический артос – выпекают дома, или покупают в магазине, затем приносят домой и едят в кругу семьи или близких.
Пасха (творожная) –особое блюдо, которое готовится один раз в году. Имеет форму усеченной пирамиды и символизирует Гроб Господень.
Надо особо отметить, что на Руси всегда была разнообразная и удивительно вкусная кухня, к сожалению ныне вытесняемая всякими фастфудами и полуфабрикатами. Остались тысячи и тысячи книг со старинными рецептами, которые совсем не сложно адоптировать к нашим условиям. В том числе, существует огромное количество рецептов для пасхального застолья. Не поленитесь заглянуть в бабушкину книги и рецепты-вы будете невероятно удивлены… Впрочем, история и традиция русской кухни-история отдельной статьи (и не одной).
Подарки для друзей и близких были разнообразные, но всегда «с оттенком» данного праздника. Парфюмерия с «весенними» ароматами, воздушные шары красного цвета, шкатулки-зеркальца-открытки и прочие мелочи с изображением пасхальных мотивов, и, разумеется, пасхальные яйца.
Пасхальные яйца-отдельная и разнообразная пасхальная традиция, ставшая неотъемлемой приметой этого Праздника. Истоки она берет из всей известной народной сказки-легенды о встрече Марии Магдалины с императором Тиберием.
В средневековой Руси, князья и цари дарили родственникам и особо приближенным лицам гусиные яйца, раскрашенные и расписанные придворными мастерами. Согласно историческим преданиям, для царя Алексея Михайловича, придворный мастер-«богомаз» Богдан Салтанов («иноземный дворянин» армянин из Персии, принявший православие и ставший главным мастером Оружейной палаты), на Пасху сделал три блюда с искусно расписанными деревянными яйцами. Это и положило начало традиции дарить яйца из хрусталя, драгоценных металлов, дерева и пр.
На Западе, с конца 17 века, так же было широко распространена традиция дарить пасхальные яйца из хрусталя, стекла, фарфора и драгоценных металлов. Причем, они изготавливались больше для практического применения: в виде шкатулок, флаконов для духов, пудры и проч. Так же, для подарков высшего сословия, изготовлялись пасхальные ювелирные изделия в виде яиц, в которых, по типу матрешки, скрывались курочки и цыплята, а в них-короны, кольца и цепочки…
В 1885 году, по заказу Императора Александра Третьего, ювелирный мастер Карл Фаберже изготовил для подарка Императрице Марии Федоровне первое из своих легендарных пасхальных яиц – «Курочка» (покрытое снаружи белой эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота находилась золотая курочка, внутри которой помещалась копия Императорской короны с бриллиантами и цепочка с рубиновым кулоном). Императрице так понравился этот подарок, что Александр Третий, а за ним и Николай Второй взяли это в традицию, и каждую весну, на Пасху, женщины Императорского Дома Романовых, получали подобные сувениры…
Вечером, в субботу, города буквально замирали в безлюдии: народ готовил праздничные столы и подарки. Часов в 10-11, улицы оживали: бесконечные толпы народа тянулись к храмам и монастырям. Народ шел в самых нарядных и лучших одеждах, все несли с собой пока еще не зажжённые свечи, обернутые в плотную, разноцветную бумагу от ветра, или установленные в фонарях (огонь, полученный из храма старались донести до домашних лампад). Улицы зажигались праздничной иллюминацией, на растянутыми между домами и уличными фонарями проволоке и веревках висели разноцветные фонарики, шары и гирлянды. В Петербурге, центром городского празднования становилось огромное пространство вокруг Исаакиевского собора. Далее следовало интересное явление, которое можно было увидеть только в столице, и только в очень ограниченные праздники: Пасхальную ночь, тезоименитство Императора и особо торжественные дни. Дело в скульптурах ангелов на крыше собора. Каждая из четырёх скульптурных композиций по углам храма, представляет собой двух коленопреклонённых ангелов у подножия огромного светильника с чашей наверху. К началу богослужения эти чаши, с подведенными к ним газовыми трубами, зажигались, освещая все пространство вокруг храма, и видимые, практически, со всех концов города. Зрелище было потрясающее…
Сами храмы изнутри украшались цветами и зелеными ветвями…
В Пасхальную ночь храмы не могли вместить всех прихожан, и огромные толпы людей стояли вокруг церквей и соборов. Народ ждал самого ответственного момента: крестного хода. Когда духовенство, в праздничном облачении, с хоругвями и иконами завершало обход храмов, наконец раздавалось торжествующее: «Христос Воскресе!!!» и многотысячная толпа отвечала: «Воистину Воскресе!!» … Ночь страны наполнялась колокольным благовестом, от Петропавловской крепости неслись раскаты пушечных салютов…По окончанию службы все расходились по домам, унося горящие свечи, что бы зажечь лампады перед иконами…
Наутро вновь начинали работать убранные с Масленицы балаганы и ярмарки. Города и села наполнялись колокольным звоном… Для детворы в этот день делался исключительный подарок: им разрешалось звонить в церковные колокола. Весь день, возле церковных колоколен стояли толпы мальчишек и девчонок, по одиночке, и даже скопом (если у одного раскачать силенок не хватало), трезвонящие в средние и малые колокола.
«Трудно и взрослому раскачать его массивный язык; мальчишкам это приходится делать артелью. Восемь, десять, двенадцать упорных усилий и, наконец, – баммм… Такой оглушительный, такой ужасный, такой тысячезвучный медный рев, что больно становится в ушах и дрожит каждая частичка тела. Это ли не удовольствие?» (А. Куприн).
Увы! – эта традиция, вызывающая у малышей и подростков целый взрыв положительных эмоций, ныне практически забыта…
Светлая Седмица была неделей не рабочей. Всю неделю Россия гуляла: от столицы, до самых дальних окраин. Катания на лошадях и лодках, качели, карусели, театральные премьеры, роскошные балы в дворянских и офицерских собраниях, бесконечные визиты с поздравлениями и обильными застольями…
У детворы любимой игрой в эти дни было «катание яиц»: отгораживалась небольшой ровный участок с разложенными по нему яйцами, под углом устанавливался желобок, с которого и катали яйцо – каких яиц коснется яйцо игрока, тот те и забирает (впрочем, в этой игре существовало много вариантов и правил). Ну, и, разумеется, безудержная детвора ходила с шишками на лбах, набитых друг дружке крутыми яйцами в мини-баталиях – куда же без этого?..
Особенно много в эту неделю собирали многочисленные благотворительные аукционы – тоже, к сожалению, изрядно уменьшившаяся и почти позабытая традиция тех далеких дней… Ярмарки, со сбором для детей-сирот, больных, престарелых… Купцы и дворяне щедро жертвовали обездоленным, инвалидам и на дома презрения. Церковь собирала пожертвования на образование и помощь нуждающимся… В эти дни рука дающего была особо щедра…
Не будем забывать и мы, дорогие братья и сестры, о тех, кому нелегко даже в этот светлый праздник. Помощь обездоленным, осиротевшим и нуждающимся- лучший способ восславить Христа!..

С праздником вас!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!